Закон и право. 2022. № 5. С. 29-31. Law and legislation. 2022;(5):29-31.
Научная статья УДК 342
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-5-29-31
NIION: 1997-0063-Б/22-247 MOSURED: 77/27-001-2022-Б-447
О совершенствовании правил перевозки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на территории Российской Федерации
Наталья Павловна Безъязыкова
Академия управления МВД России, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье проведен анализ положений постановления Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 526, утвердившего правила перевозки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на территории РФ, а также оформления необходимых для этого документов.
Ключевые слова: административное право, национальная безопасность, общественный порядок, общественная безопасность, органы внутренних дел, наркотические средства, психотропных вещества, правила перевозки.
Для цитирования: Безъязыкова Н.П. О совершенствовании правил перевозки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на территории Российской Федерации // Закон и право. 2022. № 5. С. 29—31. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-5-29-31.
Original article
On improving the rules for the transportation of narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors on the territory of the Russian Federation
Natalya P. Bezyazykova
Academy of Management of the Ministry of internal affairs of Russia, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The article analyzes the provisions of the Decree of the Government of the Russian Federation of March 31, 2022 No. 526, which approved the rules for the transportation of narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors on the territory of the Russian Federation, as well as the execution of the necessary documents for this.
Keywords: administrative law, national security, public order, public safety, internal affairs bodies, drugs, psychotropic substances, transportation rules.
For citation: Bezyazykova N.P. On improving the rules for the transportation of narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors on the territory of the Russian Federation // Law and legislation. 2022;(5): 29— 31. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-5-29-31.
Важнейшей проблемой современного административного права продолжает оставаться вопрос о совершенствовании форм и методов государственного управления как в целом [1; 14], так и в отдельных областях, в частности, в области обеспечения национальной безопасности, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности [8; 13]. Это
© Безъязыкова Н.П. М., 2022. LAW & LEGISLATION • 05-2022
связано с необходимостью последовательного осуществления мероприятий в рамках проводимой в стране административной реформы [9], совершенствования правового положения граждан Российской Федерации [12], органов исполнительной власти [7; 6].
Установленные в постановлении Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 526 «Об утверждении Правил перевозки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на тер-
ритории РФ, а также оформления необходимых для этого документов и о признании утратившими силу некоторых актов и отдельный положений некоторых актов Правительства РФ» Правила вступят в силу с 1 сентября 2022 г. Целый ряд норм этого положения требует учета в деятельности органов внутренних дел, несмотря на то, что конкретно их полномочия в данных Правилах не прописаны, но это вытекает из норм Федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-Ф3.
Так, юридическое лицо — перевозчик обеспечивает сохранность перевозимых наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. При перевозке подлежат охране:
а) наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в список I перечня, а также прекурсоры;
б) наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в списки II и III перечня, предназначенные для дальнейшего производства, изготовления (за исключением изготовления аптечными организациями), переработки и распределения;
в) наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в списки II и III перечня, реализуемые организациям оптовой торговли наркотическими средствами и психотропными веществами, а также организациям, осуществляющим хранение наркотических средств и психотропных веществ, предназначенных для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или для мобилизационных нужд.
В иных, не предусмотренных п. 4 настоящих Правил, случаях перевозки наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III перечня, решение о необходимости обеспечения их охраны принимается руководителем юридического лица — перевозчика.
Охрана наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров обеспечивается юридическим лицом — перевозчиком путем привлечения к перевозке в установленном порядке:
а) подразделений войск национальной гвардии РФ или организации, подведомственной ФСВНГ РФ;
б) ведомственной охраны федеральных государственных органов и организаций;
в) юридического лица, имеющего лицензию на осуществление частной охранной деятельности.
Для перевозки наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров с учетом требований законодательства РФ о транспортной безопасности используются закрыпые транспортные средства, которые оборудованы запирающим устройством и имеют места для размещения лиц, ответственных за перевозку, и лиц, осу-
ществляющих охрану. Для перевозки используются транспортная тара и упаковка, соответствующие установленным требованиям.
По нашему мнению, совершение правового регулирования в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров должно осуществляться с учетом правового положения органов полиции, их возможностей в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, национальной безопасности [4; 11], способствовать совершенствованию правового регулирования деятельности органов внутренних дел [10; 3].
В целях совершенствования правового регулирования в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров необходимо усиление сравнительно-правовых исследований [15], что позволит усовершенствовать правотворческую и правореализационную деятельность в рассматриваемой области, а также расширить рамки междисциплинарных исследований, в том числе и межотраслевого характера [5; 2].
Список источников
1. Административно-правовое регулирование в сфере экономики (современные формы и методы) / М.Н. Кобзарь-Фролова, Е.В. Виноградова, И. В. Глазунова, В.М. Редкоус [и др.]. Воронеж, 2021. ISBN 978-5-4446-1620-8
2. НиколаевА.Г. Дозволения и запреты как регулятивная форма дисциплинарного принуждения // Право и гос-во: теория и практика. 2015. № 5 (125).
3. Николаев А.Г. Меры административной ответственности, реализуемые должностными лицами органов внутренних дел (полиции) РФ // Тенденции науки и образования в совр. мире. 2017. № 28-3.
4. Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: Монография / В.В. Алешин, В.М. Редкоус [и др.]. М., 2017.
5. Правовая политика в сфере публичного права: проблемы и пути решения / Р.В. Пузиков, В.М. Редкоус [и др.]. Тамбов, 2010. ISBN 978-5-89016-615-9
6. Прудникова Т.А., Редкоус В.М., Акимова С.А. Административно-правовой статус органов исполнительной власти: Учеб. пособие. М., 2012.
7. Публичная власть: система, компетенции / М.Н. Кобзарь-Фролова, Е.В. Виноградова, В.М. Ред-коус [и др.]. Воронеж, 2021. ISBN 978-5-4446-1580-5
8. Редкоус В.М. Некоторые вопросы совершенствования Стратегии национальной безопасности РФ // Право и государство: теория и практика. 2009. № 8.
ЗАКОН И ПРАВО • 05-2022
9. Редкоус В.М. О содержании административной реформы в Российской Федерации // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права (Соро-кинские чтения): Междунар. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 26 марта 2021. СПб., 2021.
10. Редкоус В.М. О совершенствовании правовой основы деятельности органов внутренних дел по объявлению официальных предостережений // Закон и право. 2020. № 9.
11. Редкоус В.М. Федеральный закон «О безопасности» принят. Проблемы остаются / / Закон и право. 2011. № 2.
12. Редкоус В.М, Кулишов Д.Н. Административно-правовое положение граждан Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности: теоретические подходы к выработке понятия и определению структуры // Административное и муниципальное право. 2013. № 10 (70).
13. Civil public organizations for providing a public order and their role in forming of civil society / A.I. Yast-rebova, R.M. Dzhavakhyan, V.M. Redkous [et al.] // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2016. Vol. 7. № 2.
14. Mironov A.N. Private bankruptcy in the Russian Federation: reality and perspectives / A.N. Mironov, Yu.P. Kolesnikova, V.M. Redkous // SHS Web of Conferences: IX Baltic Legal Forum «Law and Order in the Third Millennium. Kaliningrad, 2021. DOI 10.1051/shsconf/202110801008
15. Influence of migration processes in Europe on law and legal culture of information society / N. Pevt-sova, M. Lavitskaya, V.M. Redkous [et al.] // E3S Web of Conferences: 8. Rostov-on-Don, 2020. P. 17023. DOI 10.1051/e3sconf/202021017023
References
1. Administrative and legal regulation in the sphere of economy (modern forms and methods) / E.V. Vinogradova, I.V. Glazunova, A.A. Grishko-vets, V.M. Redkous [i dr.]. Voronezh, 2021.
2. Nikolaev A. G. Measures of Administrative Responsibility Implemented by Officials of the Internal Affairs Bodies (police) of the Russian Federation // Trends in Science and Education in the Modern World. 2017. № 28-3.
3. Nikolaev A. G. Permissions and Prohibitions as a Regulatory Form of Disciplinary Coercion // Law and State: Theory and Practice. 2015. № 5 (125).
4. Legal basis for ensuring the national security of the Russian Federation: Monograph / S.V. Alen-kin, V.V. Aleshin, V.M. Redkous [and others]. Moscow, 2017.
5. Legal policy in the field of public law: problems and solutions / R.V. Zelepukin, S.S. Kupreev, V.M. Redkous, R.V. Puzikov [and others]. Tambov, 2010.
6. Prudnikova T.A. Administrative and legal status of executive authorities: Textbook / T.A. Prudnikova, V.M. Redkous, S.A. Akimov. M., 2012.
7. Public authority: system, competencies / M.N. Kobzar-Frolova, E.L. Vasyanina, E.V. Vinogradova, V.M. Redkous [and others]. Voronezh, 2021.
8. Redkous V.M. Some Issues of Improving the National Security Strategy of the Russian Federation // Law and State: Theory and Practice. 2009. № 8 (56).
9. Redkous V.M. On the content of administrative reform in the Russian Federation // Akt. adm. problems. and adm. procedural law (Sorokin readings): International scientific and practical conference. St. Petersburg, 2021.
10. Redkous V.M. On improving the legal basis for the activities of internal affairs bodies on the announcement of official warnings // Law and legislation. 2020. № 9.
11. Redkous V.M. The federal law «On Security» was adopted. Problems Remain // Law and legislation. 2011. № 2.
12. Redkous V.M., Kulishov D.N. Administrative and legal status of citizens of the Russian Federation in the field of ensuring national security: theoretical approaches to the development of the concept and definition of the structure // Administrative and municipal law. 2013. № 10 (70).
13. Civil public organizations for providing a public order and their role in forming of civil society / A.I. Yastrebova, R.M. Dzhavakhyan, V.M. Redkous [et al.] // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2016. Vol. 7. № 2.
14. Mironov A.N. Private bankruptcy in the Russian Federation: reality and perspectives / A.N. Mironov, Yu.P. Kolesnikova, V.M. Redkous // SHS Web of Conferences: IX Baltic Legal Forum «Law and Order in the Third Millennium. Kaliningrad, 2021. DOI 10.1051/shsconf/202110801008
15. Influence of migration processes in Europe on law and legal culture of information society // E3S Web of Conferences. Rostov-on-Don, 2020.
Безъязыкова Н.П. — адъюнкт
Информация об авторе Information about the author
Bezyazykova N.P. — adjunct
Статья поступила в редакцию 19.03.2022; одобрена после рецензирования 08.04.2022; принята к публикации 14.04.2022.
The article was submitted 19.03.2022; approved after reviewing 08.04.2022; accepted for publication 14.04.2022.
LAW & LEGISLATION • 05-2022