УДК 343 ББК 67
DOI 10.24411 /2312-0444-2020-10297
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ МЕР ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НЕЗАКОННОМУ ПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ
Наталья Павловна БЕЗЪЯЗЫКОВА,
адъюнкт кафедры управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка ЦКШУ Академии управления МВД России, заместитель начальника отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики, организации оперативно-профилактических операций, административной практики и противодействия наркопритонам Управления по контролю за оборотом наркотиков МВД по Республике Бурятия
E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.14 — Административное право; административный процесс
Рецензент: В.М. Редкоус, профессор кафедры управления деятельностью подразделений
обеспечения охраны общественного порядка ЦКШУ Академии управления МВД России, доктор юридических наук, профессор
Аннотация. В статье предложено определение правовой основы применения органами внутренних дел административно-правовых мер по противодействию незаконному потреблению наркотических средств, психотропных веществ, а также показаны актуальные направления ее совершенствования в условиях продолжения административной реформы.
Ключевые слова: правовая основа, административно-правовое регулирование, органы внутренних дел, меры административного воздействия, меры административного принуждения, профилактика, незаконное потребление, наркотические средства, психотропные вещества.
IMPROVEMENT OF THE LEGAL FRAMEWORK FOR THE APPLICATION BY THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL MEASURES TO COUNTER THE ILLEGAL CONSUMPTION OF NARCOTIC DRUGS, PSYCHOTROPIC SUBSTANCES
Natalya Pavlovna BEZYAZYKOVA,
Associate of the Department of Management of Public Order Protection Units of the Central School of Public Order of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia,Deputy Head of the Department of Interdepartmental Cooperation in the Field of Prevention, Organization of Operational Preventive Operations, Administrative Practice and Counteraction to Drug Kingdoms of the Drug Trafficking Control Department of the Ministry of Internal Affairs in the Republic of Buryatia
E-mail: [email protected]
Scientific specialty: 12.00.14 — Administrative law; administrative process
Reviewer: V.M. Redkous, Professor of the Department of Management of Public Order Units of the Central Committee of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Law, Professor
№ 5/2020
Annotation. The article proposes a definition of the legal basis for the application of administrative and legal measures by the internal affairs bodies to counteract the illegal consumption of narcotic drugs and psychotropic substances, and also shows the current directions for its improvement in the context of continuing administrative reform.
Key words: legal framework, administrative and legal regulation, internal affairs bodies, Administrative measures, administrative coercive measures, prevention, illicit consumption, narcotic drugs, psychotropic substances.
Вопросы применения органами внутренних дел административно-правовых мер по противодействию незаконному потреблению наркотических средств, психотропных веществ всегда являются актуальными вопросами научных исследований1, однако динамизм развития отношений в данной области требует постоянного мониторинга ситуации и выработки мер, в том числе правового характера, для противодействия незаконному потреблению наркотических средств, психотропных веществ. Данная деятельность осуществляется на основе большого количества нормативных актов, составляющих ее правовую основу2: Конституции РФ; международных соглашений; законодательных и подзаконных актов, в том числе ведомственных правовых актов МВД России.
Из международных соглашений определяющее значение имеют Единая конвенция о наркотических средствах (Нью-Йорк, 30 марта 1961 г.)3, Конвенция о психотропных веществах (Вена, 21 февраля 1971 г.)4, Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 г.5, а также иные. Базовым законом является Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-Ф3 «О наркотических средствах и психотропных веществах». В ст. 1 данного Федерального закона нормативно закреплены такие понятия, как «наркотические средства», «психотропные вещества», «прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ», «оборот наркотических средств, психотропных веществ» и многие другие. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров определятся как оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, осуществляемый в нарушение законодательства РФ. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ рассматривается как одна из угроз национальной безопасности страны6.
Понятие «противодействие» какому-либо негативному, асоциальному, противоправному явлению нашло нормативное закрепление в за-
конодательстве, например в федеральных законах от 6 марта 2006 г. №2 35-Ф3 «О противодействии терроризму»7, от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции»8, и связывается со следующими направлениями деятельности, осуществляемыми в пределах предоставленной компетенции уполномоченными субъектами:
(а) по предупреждению негативного явления, в том числе по выявлению и последующему устранению его причин (профилактика негативного явления);
(б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию правонарушений, связанных с негативным явлением (борьба с негативным явлением);
(в) по минимизации и (или) ликвидации последствий правонарушений, связанных с негативным явлением.
Характеристика мер как административно-правовых позволяет отнести их установление к нормам административного права как соответствующей отрасли права и тем самым отграничить от иных мер, в частности уголовно-правовых.
Все вышеназванное создает предпосылки сделать вывод, что правовая основа применения органами внутренних дел административно-правовых мер по противодействию незаконному потреблению наркотических средств, психотропных веществ представляет собой совокупность нормативных правовых актов различной юридической силы, устанавливающих порядок реализации уполномоченными органами, должностными лицами и сотрудниками в пределах их компетенции мер:
(а) по профилактике незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (предупреждению разработки, производства, изготовления, переработки, хранения, перевозки, пересылки, отпуска, реализации, распределения, приобретения, использования, ввоза на территорию РФ, вывоза
№ 5/2020
с территории РФ, уничтожения наркотических средств, психотропных веществ, осуществляемых в нарушение законодательства РФ;
(б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
(в) по минимизации и (или) ликвидации последствий правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Совершенствование правового регулирования в данной области во многом связано с принятием Стратегии государственной антинаркотической политики РФ на период до 2030 года, утв. Указом Президента РФ от 23 ноября 2020 г. № 7339, которая является документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности РФ, принята в рамках нового этапа административной реформы10 и направлена на реализацию государственной антинаркотической политики РФ. Установлено, что антинаркотическая политика реализуется по следующим направлениям:
(а) совершенствование антинаркотической деятельности и государственного контроля за оборотом наркотиков;
(б) профилактика и раннее выявление незаконного потребления наркотиков;
(в) сокращение числа лиц, у которых диагностированы наркомания или пагубное (с негативными последствиями) потребление наркотиков;
(г) сокращение количества преступлений и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;
(д) совершенствование международного сотрудничества в сфере оборота наркотиков.
Именно по этим направлениям и должно осуществляться совершенствование правовой основы применения административно-правовых мер по противодействию незаконному потреблению наркотических средств, психотропных веществ, а также осуществления уполномоченными органами специальных видов де-ятельности11.
1 См., например: Цындря В.Н., Стеценко Н.В. Проблемы профилактики и реализации правового механизма противодействия административным правонарушениям в сфере незаконного оборота наркотиков / / Проблемы современной науки и образования. 2015. № 4 (34). С. 104—111; Сбирунов П.Н. Организация профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ // Наркоконтроль. 2018. № 2. С. 39—48; и др.
2 Редкоус В.М. Факторы, влияющие на формирование правовой основы обеспечения национальной безопасности в государствах участниках Содружества Независимых Государств // Юстиция. 2008. № 1. С. 88—89.
3 Бюллетень международных договоров. 2000. № 8.
4 Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1981. Вып. XXXV. С. 416.
5 Сборник международных договоров СССР и РФ. Вып. Х^П. М., 1994. С. 133.
6 Редкоус В.М. Практика нормативного закрепления угроз национальной безопасности в государствах — участниках СНГ (сравнительный анализ) // Сб. науч. тр. по материалам междунар. науч.-практ. конф. 2008. Т. 9. № 3. С. 35а—40.
7 СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146.
8 СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. I). Ст. 6228.
9 СЗ РФ. 2020. № 48, ст. 7710.
10 См.: Глазунова И.В. Соотношение целей и методов административного реформирования / / Актуальные вопросы современной экономики. 2020. № 9. С. 312— 317; Редкоус В.М. Основные направления нового этапа административной реформы в Российской Федерации // Закон и право. 2020. № 8. С. 15—18; и др.
11 Редкоус В.М. Понятие специальных видов деятельности, осуществляемых органами национальной безопасности государств-участников СНГ, и вопросы их административно-правового обеспечения. С. 22—28.
№ 5/2020