Научная статья на тему 'Актуальные вопросы формирования системы административно-правовых средств противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров'

Актуальные вопросы формирования системы административно-правовых средств противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2000
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОТИКИ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НАРКОТИКАМ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕЖИМ / РЕЖИМНЫЕ СРЕДСТВА / ФОРМИРОВАНИЕ РЕЖИМА / DRUGS / RESISTANCE TO DRUGS / THE ADMINISTRATIVE MODE / OPERATING FUNDS / THE FORMATION OF THE REGIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бондарь Александр Николаевич

В статье рассмотрены вопросы формирования системы административно-правовых средств противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. Выделены причины необходимости использования системы административно-правовых средств противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. Указанны наиболее эффективные административно-правовые средства, применяемые в целях противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бондарь Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topical issues of forming a system of administrative and legal tools to combat illicit trafficking in narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors

The paper deals with the formation of a system of administrative and legal means to combat illicit trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances. Highlighted the reasons for the need for a system of administrative and legal tools to combat illicit trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances. Identifying the most effective legal and administrative means used to combat illicit trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы формирования системы административно-правовых средств противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров»

10.6. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОПРАВОВЫХ СРЕДСТВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ ПРЕКУРСОРОВ

Бондарь Александр Николаевич, соискатель кафедры Административного права. Место учебы: Воронежский государственный университет. E-mail: [email protected]

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы формирования системы административно-правовых средств противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. Выделены причины необходимости использования системы административно-правовых средств противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. Указанны наиболее эффективные административно-правовые средства, применяемые в целях противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.

Ключевые слова: наркотики, противодействие наркотикам, административный режим, режимные средства, формирование режима.

TOPICAL ISSUES OF FORMING A SYSTEM OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL TOOLS TO COMBAT ILLICIT TRAFFICKING IN NARCOTIC DRUGS, PSYCHOTROPIC SUBSTANCES AND THEIR PRECURSORS

Bondar Alexander Nikolaevich, competitor at Administrative Law chair. Place of study: Voronezh State University. E-mail: [email protected]

Annotation: The paper deals with the formation of a system of administrative and legal means to combat illicit trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances. Highlighted the reasons for the need for a system of administrative and legal tools to combat illicit trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances. Identifying the most effective legal and administrative means used to combat illicit trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances.

Keywords: drugs, resistance to drugs, the administrative mode, operating funds, the formation of the regime.

Анализ состояния применения административноправовых мер борьбы с наркоманией показывает, что эти меры еще не в полном объеме обеспечивают решение задач повышения активности борьбы с незаконным распространением и потреблением наркотических средств, недопущения и устранения социальных последствий данного деяния.

Верно отмечает А.В. Насонов, что оборот наркотических средств и психотропных веществ, регулируется различными видами правовых норм, содержащихся в широком массиве нормативно-правовых актов различной юридической силы, которые нередко противоречивы, не отвечают установленным правилами юридической техники качественным параметрам, а также ха-

рактеризуются необоснованно интенсивным динамизмом [11].

По данным Минздрава России, за последнее десятилетие число больных наркоманией увеличилось более чем в 9 раз. По оценкам экспертов, реальное число потребителей наркотических средств составляет около 4 миллионов человек или 3% населения России. Выгодное геополитическое положение России, сложности в организации и осуществлении пограничнотаможенного контроля привлекают к России интересы международной организованной наркопреступности, в том числе, связанной с международным терроризмом. Растет объем контрабанды героина как в Россию, так и транзитом в страны Западной Европы и США. Возрастание давления этой угрозы обусловлено тем, что на российском «черном рынке» средняя цена героина в 3-4 раза ниже, чем в Европе. Дикорастущей коноплей в России засорено свыше 1 млн. гектаров земельных площадей.

Данные показатели свидетельствуют об увеличении масштабов незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Проблема оборота наркотиков это проблема «общего роста» преступности. Следует отметить и то, что наркотики наносят удар по всей системе государства и населения, подрывая: здоровье, нравственность, социальные устои общества, порождая анти-правовое поведение во многих сферах жизни.

В условиях активного распространения наркомании и роста связанных с ней преступлений и правонарушений большое значение имеет применение административно-правовых средств противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. В настоящее время вопросы эффективного и своевременного противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ требуют совершенствования действующего законодательства и практики применения административноправовых средств борьбы с этим явлением, а также разработки необходимых рекомендаций по намеченным проблемам. Особое внимание следует уделать следующим аспектам: обоснование концептуальных положений применения административно-правовых средств противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; определение основных направлений совершенствования административно-правовых средств борьбы с незаконным распространением наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; разработка предложений по совершенствованию административного законодательства регулирующего применение административно-правовых средств воздействия на различные виды проявления распространения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; обоснование необходимости расширения административно-правового воздействия на это явление и др. [5,16,17]

В Российской Федерации действует государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ: культивирование растений; разработку, переработку, распределение, ввоз (вывоз), уничтожение наркотических средств, психотропных веществ.

Действует государственная монополия на изготовление наркотических средств или психотропных веществ, в частности, осуществляется государственными или муниципальными унитарными предприятиями и

государственными учреждениями в порядке, установленном федеральным законодательством [4,10,13].

Правительство Российской Федерации устанавливает перечень инструментов, оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ, а также правила их разработки, производства, изготовления, хранения, перевозки, пересылки, отпуска, реализации, распределения, приобретения, использования, ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, вывоза с таможенной территории Российской Федерации, уничтожения.

К основным видам деятельности, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации относятся: порядок культивирования растений; разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, ввоз (вывоз), уничтожение наркотических средств, психотропных веществ.

Однако, как показывает практика, действующая модель правового регулирования нуждается в совершенствовании в целях увеличения эффективности контроля за оборотом и противодействия незаконному обороту данных средств и веществ. По нашему мнению, следует на федеральном уровне четко упорядочить применение административно-правовых средств в указанной сфере деятельности, например, в сфере лицензирования (лицензии на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, выдаются федеральными органами исполнительной власти и специально уполномоченными органами в соответствии с порядком осуществления лицензионной деятельности на территории Российской Федерации и положением о лицензировании конкретного вида деятельности, связанного с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Лицензии на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, могут быть выданы на срок не более пяти лет и т.д.).

В целях осуществления государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации уполномочивают специально образованные федеральные органы или иные федеральные органы исполнительной власти на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту. Субъекты Российской Федерации могут создавать соответствующие органы, специально уполномоченные на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту [12].

Основным назначением применения административно-правовых средств в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, выступает осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности профилактической деятельности, создание надежных правовых и обеспечивающих их организационных барьеров, способных предупредить и своевременно пресечь противоправную деятельность связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в Российской

Федерации; формирование негативного отношения к потреблению наркотиков, противодействие незаконному обороту наркотических средств и злоупотреблению ими, выявление и уничтожение очагов произрастания наркотикосодержащих растений, совершенствование наркологической помощи населению, снижение уровня наркотизации на территории Российской Федерации.

В целях нейтрализации причин и условий и повышения эффективности противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, следует условно в системе административноправовых средств выделять следующие блоки:

1) комплекс социальных мер (проводимых на уровне коллектива, семьи, отдельной личности);

2) комплекс административно-профилактических мер (разработка механизма руководства, координации, объединения усилий и согласованного участия правоохранительных органов, общественных организаций);

3) комплекс специальных мероприятий (внедрение системы централизованного учета и контроля за лицами, нарушающими законодательство) [3,6,8].

Таким образом, административно-правовыми средствами являются способы административно-правового воздействия (предупреждение, пресечение, устранение причин и условий, способствующих незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ) применяемые в лице государственных органов в борьбе с наркоманией в рамках административного законодательства.

Все административно-правовые средства, применяемые согласно административному законодательству, условно могут быть обособлены и подвергнуты самостоятельному научному анализу. Например, одни административно-правовые средства (проверка документов, доставление, привод, медицинское освидетельствование, личный досмотр, досмотр вещей и др.), направлены на выявление признаков участия лица в незаконном обороте наркотиков, установлении его личности и иных доказательств его причастности к незаконному обороту наркотиков, создание необходимых условий для принятия решения в связи с выявленными фактами.

Другие административно-правовые средства выражаются в действиях, направленных на выяснение обстоятельств, которые послужили причинами противоправного поведения в сфере незаконного оборота наркотиков, и мерах (приглашение лица, допускающего нарушения антинаркотического законодательства, в орган внутренних дел и его опрос об обстоятельствах такого поведения).

Как можем судить по статистическим данным и анализу практики противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, существующих административно-правовых средств недостаточно для эффективного противостояния, а, следовательно, нуждается в дальнейшем совершенствовании вся совокупность административно-правовых средств, используемых в этой борьбе.

По нашему мнению, обязательным элементом системы административно-правовых средств противодействия должны являться режимные меры, поскольку:

с одной стороны, они способствуют реализации задач общего предупреждения в сфере обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Это выражается, прежде всего, в установлении правового порядка, согласно которому все перемещаемые через таможенную границу России товары и транс-

портные средства могут быть досмотрены, что создает благоприятные условия для борьбы с контрабандой, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, незаконным оборотом оружия и иной противоправной деятельностью в сфере внешней торговли;

с другой стороны, режимные меры способствуют реализации прав и свобод граждан при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу и созданию благоприятных условий для развития внешнеэкономической деятельности государства [2,9,15].

Кроме того, по нашему мнению, в настоящее время ряд опасных деяний остается вне поля зрения законодателя. Неурегулированность вопросов применения отдельных административно-правовых мер оказывает негативное влияние на эффективность предупреждения и пресечения правонарушений в сфере оборота наркотических средств, создает определенные трудности в деятельности органов внутренних дел, не соответствует тенденциям развития наркоситуации в России [14].

Важно подчеркнуть, что административно-правовые средства, применяемые в целях предупреждения и пресечения распространения наркотических средств и психотропных веществ, следует рассматривать как комплексную систему мер, различающихся по цели и характеру воздействия. В связи с этим в зависимости от преследуемых целей все административно-правовые средства, применяемые в исследуемой сфере, подразделяются на:

- средства предупреждения и пресечения несанкционированного распространения и потребления наркотических средств и психотропных веществ

- и средства предупреждения и пресечения социальноопасных последствий потребления наркотиков без назначения врача.

По характеру же воздействия все административноправовые средства противодействия наркомании представляется возможным подразделить на две основные группы: средства принудительного и непринудительного характера.

Анализ сложившейся модели административноправового регулирования исследуемой сфере показал, что к числу наиболее эффективных административноправовых средств, применяемых в целях противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, следует относить следующие: квотирование (на культивирование растений, производство, хранение, ввоз (вывоз) наркотических средств и психотропных веществ); лицензирование;

допуск лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами;

специальные требования к условиям осуществления деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

сертификация специалиста, подтверждающая соответствующую профессиональную подготовку руководителя юридического лица или руководителя соответствующего подразделения юридического лица;

регистрация (государственная регистрация новых наркотических средств и психотропных веществ;

регистрации операций с наркотическими средствами и психотропными веществами);

специальные разрешения федеральных органов исполнительной власти и специально уполномоченных органов и сертификат на право ввоза (вывоза);

отчеты о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

учет больных наркоманией;

установление специального режима исполнения запросов, связанных с делами о незаконном обороте наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

меры предупреждения и меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в том числе медицинское освидетельствование, досмотр граждан, почтовых и багажных отправлений, транспортных средств и перевозимых грузов;

осмотр земельных участков, мест разработки, производства, переработки, хранения, отпуска, реализации, распределения, приобретения, использования и уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

наблюдение, в том числе наблюдение по решению суда (административный надзор) за ходом социальной реабилитации лиц, совершивших тяжкие преступления или особо тяжкие преступления;

меры административного наказания.

То есть, можно утверждать, что в правовом регулировании отношений, складывающихся в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, участвуют достаточно большое количество административно-правовых институтов [1,7], например, институты лицензирования, квотирования, контроля, надзора, допуска, учета, отчетности, регистрации, административной ответственности и др.

Таким образом, все вышеизложенное позволяет констатировать, что в противодействии столь серьезному и многоплановому явлению как незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров большое значение должно быть уделено формированию качественной и эффективной системы административно-правовых средств противодействия. Причем, такая система должна включать в свое содержание как те институты, которые уже зарекомендовали себя на практике как эффективные, так и новые, детально проработанные отечественной наукой и зарубежной практикой и включенные в отечественный правовой массив.

Список литературы:

1. Административно-правовой режим института лицензирования // Актуальные вопросы административно-деликтного права. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Заслуженного деятелья науки РФ, докт. юрид. наук, проф. А.П. Шергина. Гущин А.В. - М.: ВНИИ МВД России, 2005. - С. 326-330.

2. Газизов Д.А. Административно-правовые основы предупреждения и пресечения милицией правонарушений в сфере оборота наркотических средств : дисс. ... канд. юрид. наук. : Омск, 1999. - 241 с.

3. Жуйков А.В. Административно-правовые средства борьбы с наркоманией и их применение органами внутренних дел. (По материалам Дальневосточного региона). : дис. ... канд. юрид. наук. : Хабаровск. - 2002.

- 170с.

4. Заварзин А.В. Правовое регулирование поставки лекарственных средств, содержащих наркотические вещества / А.В. Заварзин // Закон и право. - №4. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - С. - 84-86.

5. Калачев Б.Ф. Использование глобального подхода в борьбе с организованной транснациональной преступностью (на примере незаконного распространения наркотиков). Проблемы борьбы с организованной преступностью и коррупцией: Сборник научных трудов. -М.: ВНИИ МВД России, 2004. - 135 с.

6. Ковальчук А.С. Административно-правовые средства борьбы с административными правонарушениями в сфере охраны общественного порядка, и их применение органами внутренних дел. : дис. ... канд. юрид. наук. - Хабаровск. - 2003. - 210с.; и др.

7. Коркин А.В. Институт административно-правового принуждения: меры, применяемые сотрудниками милиции. Дис. ... канд. юрид. наук. - Челябинск. - 2004. -182с. и др.

8. Корнев А.А. Административно-правовые средства борьбы с незаконным оборотом наркотиков в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук : Санкт-Петербург. - 2008. - 22с.

9. Марченко Р.А. Административно-правовой режим обеспечения таможенного дела. / Р.А. Марченко // Административное право и процесс. - 2009. - № 7. - С. 34-37.

10. Наркомания и наркобизнес. Выявление и пресечение незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. / Драган Г.Н., Калачев Б.Ф. -М.: Новый Юрист, 1998. - 240 с. и др.

11. Насонов А.Н. Административно-правовое регулирование оборота наркотических средств и психотропных веществ : Дисс. ... канд. юрид. наук. - Москва. -2008. - 202 с.

12. О наркотических и психотропных веществах : федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3 - ФЗ с изм. и доп. // Собрание законодательства РФ. - 1998. -№ 2. - Ст. 219; 2002. - № 30. - Ст. 3033; 2003. - № 2. -Ст. 167; № 27 (ч. I). - Ст. 2700; 2004. - № 49. - Ст. 4845; 2005. - № 19. - Ст. 1752; 2006. - № 43. - Ст. 4412; № 44.

- Ст. 4535; 2007. - № 30. - Ст. 3748; № 31. - Ст. 4011; 2008. - № 30 (ч. 1). - Ст. 3592; № 48. - Ст. 5515; № 52 (ч. 1). - Ст. 6233; 2009. - № 29. - Ст. 3588; Ст. 3614; 2010. - № 21. - Ст. 2525; № 31. - Ст. 4192; 2011. - № 1. -Ст. 16; Ст. 29.

13. Проничев С.М. Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, подлежащие контролю в Российской Федерации / С.М. Проничев // Вопросы права в третьем тысячелетии. Материал межвузовской научно-практической конференции вузов МВД республики Беларусь и России. - Минск; Брянск : БФ МосУ МВД России. - 2003. - 318-320.

14. Савостин А.А. Административно-правовые методы и режим // Юридические науки. - №5; и др.

15. Сапожников А.И. Административно-правовой режим общественной безопасности : дис. ... канд. юрид. наук. - Москва. - 2007. - 160с.

16. Сбирунов П.Н. Современные тенденции нарко-

бизнеса в стране и вопросы правового обеспечения борьбы с ними. Проблемы борьбы с экономической преступностью и наркобизнесом при переходе к рынку. Материалы Международной научно-практической

конференции. - Санкт-Петербург, 2003. - 205 с.

17. Шумилов А.Ю. Закон о наркотиках в системе противодействия наркобизнесу. - М., 2003. - 70 с.

Literature list:

1. Administrative and legal regime of the institute licensing / / Actual problems of administrative and tort law. Proceedings of the international scientific-practical conference dedicated to 70th anniversary of the Honored Worker of

Science, Doctor. Juridical. Sciences, prof. AP Shergina. Gushin A. - M.: Institute of Interior of Russia, 2005. - S. 326-330.

2. Gazizov D. Legal and administrative framework for the prevention and suppression of offenses by police in drug trafficking: diss. ... Candidate. Juridical. Sciences. : Omsk, 1999. - 241 c.

3. Zhuikov A. Administrative and legal tools to combat drug addiction and their application by the police. (According to the Far East). : Thesis. ... Candidate. Juridical. Sciences. Khabarovsk. - 2002. - 170s.

4. Zavarzin, A. Legal regulation of the supply of medicines containing narcotic substances / A. Zavarzin / / Law and Order. - № 4. - Moscow: UNITY-DANA, 2009. - C -84-86.

5. Kalachev BF Using a holistic approach in the fight against transnational organized crime (for example, the illegal distribution of drugs). Problems of the fight against organized crime and corruption: Collection of scientific works. - M.: Institute of Interior of Russia, 2004. - 135 p.

6. Kovalchuk, A. Administrative and legal means to combat administrative violations in the sphere of public order, and their use by the police. : Thesis. ... Candidate. Juridical. Sciences. - Khabarovsk. - 2003. - 210s., Etc.

7. Korkin A. Institute administrative and law enforcement: those used by police. Dis. ... Candidate. Juridical. Sciences. - Chelyabinsk. - 2004. - 182s. and others

Eight. AA Kornev Administrative and legal tools to combat drug trafficking in the Russian Federation: Abstract. thesis. ... Candidate. Juridical. Science: Saint-Petersburg.

- 2008. - 22c.

9. Marchenko, RA Administrative and legal regime for customs. / R. Marchenko / / Administrative Law and Procedure. - 2009. - № 7. - S. 34-37.

10. Drug addiction and drug trafficking. Detection and suppression of illicit traffic in narcotic drugs and psychotropic substances. / G. Dragan, Kalachev BF - M.: New Lawyer, 1998. - 240. and others

11. Nasonov AN Administrative and legal regulation of narcotic drugs and psychotropic substances: Diss. ... Candidate. Juridical. Sciences. - Moscow. - 2008. - 202 p.

12. On Drugs and Psychotropic Substances: Federal law on January 8, 1998 № 3 - FZ, as amended. and add. / / Collected Legislation of the Russian Federation. - 1998. -№ 2. - St. 219, 2002. - № 30. - St. 3033, 2003. - № 2. - St. 167; № 27 (Part I). - St. 2700, 2004. - № 49. - St. 4845, 2005. - № 19. - St. 1752, 2006. - № 43. - St. 4412; № 44. -St. 4535, 2007. - № 30. - St. 3748; № 31. - St. 4011, 2008. - № 30 (Part 1). - St. 3592; № 48. - St. 5515; № 52 (Part 1). - St. 6233, 2009. - № 29. - St. 3588, Art. 3614, 2010. - № 21. - St. 2525; № 31. - St. 4192, 2011. - № 1. -St. 16, Art. 29.

13. Pronichev SM Narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors subject to control in the Russian Federation / SM Pronichev / / Questions of law in the third millennium. Material Inter-University Scientific Conference universities Interior Ministry of Belarus and Russia. - Minsk, Bryansk: BF Mohs Russian Interior Ministry. - 2003. - 318-320.

14. Savostin AA Legal and administrative methods and mode / / Jurisprudence. - № 5, etc.

15. AI Sapozhnikov Administrative and legal regime of social security dis. ... Candidate. Juridical. Sciences. -Moscow. - 2007. - 160s.

16. Sbirunov PN Current trends in drug trafficking in the country and legal support to combat them. Problems of the fight against economic crime and drug trafficking in the

transition to the market. International scientific-practical conference. - St. Petersburg, 2003. - 205 p.

17. Shumilov A. The law on drugs in the system to counter drug trafficking. - M., 2003. - 70.

Рецензия

На статью Бондарь Александра Николаевича на тему «Актуальные вопросы формирования системы административно-правовых средств противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Актуальность темы предопределена последними инициативами в области аитинаркотической правовой политики в современной России. Безусловно, эффективность реализации данного вида правовой политики возможна при консолидации всех средств к числу которых в том числе и относится система административно-правовых средств.

Автором достаточно подробно рассмотрены проблемы формирования системы административно-

правовых средств, и что немало важно, выделены причины необходимости использования системы административно-правовых средств противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.

Автором использован широкий перечень литературы, что говорит о высоком научном уровне рецензируемого исследования.

Язык статьи лаконичен и соответствует требованиям, предъявляемым к научным работам такого уровня.

Работа может быть рекомендована к публикации в журналах, включенных в перечень ВАК РФ.

д.ю.н., профессор, Институт права ФГКОУ ППО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» Н.А. Придворов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.