Научная статья на тему 'О совершенствовании организации проведения инвентаризации результатов научно-технической деятельности в процессе приватизации федерального имущества'

О совершенствовании организации проведения инвентаризации результатов научно-технической деятельности в процессе приватизации федерального имущества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
381
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О совершенствовании организации проведения инвентаризации результатов научно-технической деятельности в процессе приватизации федерального имущества»

О совершенствовании организации проведения инвентаризации результатов научно-технической деятельности в процессе приватизации федерального имущества

И.В. Бриндикова

советник Департамента экономики и регулирования оценочной деятельности Министерства имущественных отношений Российской Федерации

В.Н. Семериков

заместитель председателя государственного учреждения «Государственный фонд конверсии», кандидат технических наук

В последнее время опубликовано достаточно большое число работ [1-7], в которых делается попытка рассмотреть практику применения в процессе приватизации федерального имущества нормативных документов [8, 9], определяющих процедуру проведения инвентаризации результатов научнотехнической деятельности (далее - РНТД).

Авторы этих работ правильно отмечают, что решение вопроса эффективного проведения инвентаризации РНТД, осуществляемой в процессе приватизации, имеет важное значение для российской экономики. Необходимость дальнейшего совершенствования процесса организации и проведения инвентаризации РНТД как инструмента решения проблем приватизации вызвано и тем, что Правительство Российской Федерации на заседаниях 6 февраля и 17 июля 2003 года приняло решение акционировать все государственные унитарные предприятия с целью их дальнейшей приватизации за исключением тех, которые выполняют государственные функции.

Однако, несмотря на важность вопроса, авторы статей [1-6] практически не предлагают направления дальнейшего совершенствования нормативных документов [8, 9].

На наш взгляд, вопрос, поднятый в работах [1-7], должен решаться с учетом следующих обстоятельств:

1) впервые с системных позиций рассмотрены процессы инвентаризации РНТД, проводимые не только при приватизации, но и при других видах реорганизаций пред-

приятий [8, 9]. Полное обоснование принятых в документах подходов проведения инвентаризации РНТД приведено в работе [7];

2) документы [8, 9] подготовлены ранее других документов в развитие Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» [10], и, следовательно, нормативные документы по приватизации [11, 12] должны были учитывать положения документов [8, 9].

Однако в работах [1-6] не учитываются специфические особенности документов [8, 9].

Исходя из этого рассмотрим существующую взаимоувязку законодательных и нормативных документов по приватизации [10-12] и документов по инвентаризации РНТД [8, 9].

Результаты анализа Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» [10], нормативных документов по приватизации [11, 12], а также документов по инвентаризации РНТД [8, 9] с точки зрения их комплексной увязки показывают следующее.

1. В анализируемых законодательных и нормативных документах по приватизации [10-12] отсутствует однозначное указание о проведении инвентаризации РНТД. Так, в статье 11 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» [10] указано: «Передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия... В передаточном акте указываются все виды подлежащего приватизации унитарного

предприятия, включая здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, в том числе обязательства унитарного предприятия по выплате повременных платежей гражданам, перед которыми унитарное предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также на права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права». Из приведенной нормы закона следует, что при приватизации должна проводиться инвентаризация унитарного предприятия, необходимость проведения которой предусмотрена Федеральным законом «О бухгалтерском учете» [13]. Однако ни слова не сказано об инвентаризации РНТД, хотя инвентаризация РНТД несколько отличается от инвентаризации имущества, проводимой в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» [13]. Этот факт не учитывается, как уже указывалось, и в Федеральном законе «О приватизации государственного и муниципального имущества» [10]. Только в пункте 6 письма Министерства имущественных отношений Российской Федерации (Минимущество России) от 6 июня 2002 года № АБ-2/10099 сказано, что при подготовке решения об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) осуществляется инвентаризация имущества, в том числе и прав на РНТД, и обязательств ФГУП. Однако это письмо нельзя считать нормативным документом. Даже если допустить, что законодатели предусмотрели необходимость проведения инвентаризации РНТД, о чем говорит факт включения в передаточный акт исключительных прав, все равно вне поля зрения остаются РНТД, не являющиеся объектами исключительных прав, но имеющие важное значение для российской экономики.

Кроме того, содержание главы III Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»

[10] не соответствует ее названию, т.к. в ней не указывается последовательность проведения приватизации государственно-

го и муниципального имущества. В какой-то мере именно этим можно объяснить, что в указанном законе не определено место инвентаризации РНТД.

2. В процессе приватизации федерального имущества практически не участвуют федеральные органы исполнительной власти, которые согласно Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 года № 1024 [14], осуществляют мероприятия по реформированию унитарных предприятий, подведомственных им, проводят анализ и оценку эффективности реализуемых мероприятий, устанавливают экономические показатели работы унитарных предприятий и осуществляют анализ достигнутых этими предприятиями экономических показателей, а также проводят ежегодные аудиторские проверки унитарных предприятий с привлечением аудиторов, уполномоченных органами по управлению имуществом.

Сделанный вывод можно подтвердить результатами анализа действующих нормативных правовых документов по приватизации [11, 12]. Из результатов проведенного анализа видно, что в процессе приватизации федеральным органам исполнительной власти предписывается принимать участие в следующих мероприятиях:

• в разработке и рассмотрении предложений о приватизации федерального имущества на очередной год согласно статье 8 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» [10] и пунктам 3 и 4 Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2002 года № 617 [11];

• в рассмотрении выявленных в процессе инвентаризации потенциально охраноспособных результатов в соответствии с пунктом 9 Положения об инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2002 года № 7 [8];

• рекомендуется включать представителей федеральных органов исполнительной власти в состав рабочей инвентаризационной комиссии в соответствии с пунктом 7 Методических рекомендаций по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности, утвержденных распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации от 22 мая 2002 года № 1272-р/Р-8/ 149 [9].

Можно предположить, что федеральные органы исполнительной власти также могут принимать участие в рассмотрении решения об условиях приватизации. Однако предусмотренный пунктом 4 Правил подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2002 года № 512 [12], порядок подготовки решений об условиях приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий Минимуществом России до настоящего времени не разработан. При этом положения пункта 4 Правил подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества [12] вступают в противоречия с подпунктом 30 пункта 6 Положения о Министерстве имущественных отношений Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2002 года № 377 [15], в котором указано, что порядок принятия решения об условиях приватизации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Таким образом, прежде чем приступать к вопросу совершенствования нормативных документов [8, 9], необходимо решить организационные вопросы, связанные с установлением места и роли инвентаризации РНТД в процессе приватизации федерального имущества.

Для решения указанных проблем целесообразно использовать подход, основанный на заявительном характере участия федеральных органов исполнительной власти в контроле процесса приватизации. В этом

случае федеральные органы исполнительной власти при рассмотрении проекта прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества должны направлять в Минимущество России предложения о своем участии в процессе контроля за ходом приватизации. Этот процесс включает следующее:

• участие в работе инвентаризационной комиссии федерального государственного унитарного предприятия на основании информации о сроках проведения инвентаризации, предоставляемой Минимуществом России. После получения от Минимущества России информации о сроках проведения инвентаризации федеральный орган исполнительной власти направляет на федеральное государственное унитарное предприятие предложения о включении своих представителей в состав инвентаризационной комиссии предприятия;

• рассмотрение проекта решения об условиях приватизации федерального имущества.

Для реализации предложенного подхода необходимо внести следующие изменения в действующие законодательные и нормативные правовые документы:

а) в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» [10], определив в нем последовательность приватизации федерального имущество и место инвентаризации РНТД в этом процессе;

б) в пункт 8 Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2002 года № 617

[11], указав, что в проекте плана (программы) приватизации определяются федеральные органы исполнительной власти, с которыми согласовывается решение об условиях приватизации федерального имущества;

в) в пункт 7 Методических рекомендаций по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности [9], указав, что федеральные органы исполнительной власти включаются в состав рабочей инвентаризационной комиссии на основании плана (программы) приватизации;

г) разработать в соответствии с пунктом 4 Правил подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2002 года № 512 [12], порядок подготовки решений об условиях приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий.

Реализация предложенного подхода в организационном плане позволит обеспечить полное выполнение в процессе приватизации положений [8, 9] и, как следствие, повысить эффективность проведения инвентаризации РНТД, осуществляемой в процессе приватизации федерального имущества.

Литература

1. Богопольский Д. Интеллектуальная собственность и процессы приватизации // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2002. № 10. С. 8-10.

2. Орлик А., Рощина А. Опыт инвентаризации ИС на железнодорожном транспорте // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2002. № 10. С. 14-19.

3. Дитрих Е., Богопольский Д. Приватизация исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2003. № 1. С. 3-8.

4. Рощина А. Оценка ОИС железнодорожного транспорта в ходе инвентаризации, передачи на баланс предприятий или включения в уставный капитал ОАО «РЖД» // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2003. № 3. С. 15-18.

5. Одинцов С., Ханкевич А. Механизм инвентаризации результатов научно-технической деятельности, предложенный министерствами, нуждается в доработке // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2003. № 3. С. 19-26.

6. Одинцов С., Ханкевич А. Вопросы учета интеллектуальной собственности в ходе приватизации // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2003. № 2.

С. 79-85.

7. Бриндикова И., Семериков В. Инвентаризация результатов научно-технической деятельности как инструмент решения про-

блем управления государственным имуществом // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2003. № 1. С. 3-9.

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.01.2002 № 7 «О порядке инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научно-технической деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 3, ст. 218.

9. Распоряжение Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации от 22.05.2002 № 1272-р/Р-8/ 149 «Об утверждении методических рекомендаций по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности».

10. Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 4, ст. 251.

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.08.2002 № 617 «Об утверждении правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 34, ст. 3305.

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.07.2002 № 512 «Об утверждении правил подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 28, ст. 2868.

13. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 48, ст. 5369.

14. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.09.1999 № 1024 «О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 39, ст. 4626.

15. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.06.2002 № 377 «Об утверждении положения о Министерстве имущественных отношений Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 23, ст. 2178.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.