имидж способен лаконично и точно выразить ценность, значимость, полезность деятельности, продуктов, услуг учреждения, ориентировать на общие ценности. Для сферы культуры, досуга создание имиджей - необходимый элемент деятельности, причем не абстрактно, а как выражение ценностей учреждения, которые могут легко восприниматься и верно интерпретироваться. [2, 273]
Позитивный имидж учреждения, как педагогический феномен предстает в виде эффективного педагогического средства в постоянно меняющихся социокультурных условиях, в виде адекватной адаптации учреждений, к условиям внешней среды, соразмерный их внутреннему потенциалу. Процесс формирования имиджа в значительной степени является специфическим процессуально-деятель-ностным явлением, функционирующим в обществе, требующем специфических форм активности и являющимся мощным средством педагогического влияния. С одной стороны, эта деятельность мобилизует ресурсы, побуждает к поиску новых средств, способов достижения успеха, носит творческий характер и связана с реализацией системного потенциала учреждения культуры и досуга. Системный потенциал позволяет создавать уникальный имидж учреждения культурно-досуговой сферы, как как
центра культурного притяжения, ценностного, креативного пространства, где осуществляются возможности для развития способностей, для саморазвития, обретения особого, неутилитарного опыта, достижения более высокого социально-культурного статуса, престижа. [2, 273] С другой стороны, имидж предстает как удобный и гибкий инструмент, способен увеличить эффективность деятельности и конструктивного влияния на аудиторию.
Даже столь общий обзор, на наш взгляд, позволяет определить значительный педагогический потенциал имиджа, изучать и использовать его для привлечения все более широких аудиторий в их деятельность, расширение пространства культуры и культурного досуга.
Литература
1. Матвеев М.Ю. Проблемы определения имиджа библиотек / М.Ю. Матвеев // Библиотековедение. 2008. - № 6. - С. 118-122.
2. Симонова И. Ф. Особенности формирования имиджа учреждения культурно-досуговой сферы // Научные исследования: от теории к практике : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары, «Интерактив плюс», 2015. - № 4 (5). С.270-273
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ -ПСИХОЛОГОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Хакунова Ф.П.
доктор педагогических наук, профессор зав. кафедрой педагогической психологии, декан факультета педагогики и психологии Адыгейского государственного университета
ON THE IMPROVEMENT OF EDUCATIONAL AND RESEARCH ACTIVITIES OF THE DEPARTMENT OF EDUCATIONAL PSYCHOLOGY IN THE TRAINING OF FUTURE TEACHERS - PSYCHOLOGISTS AT THE HIGH SCHOOL
Chakunova F.P.,
doctor ofpedagogical Sciences, Professor, head. the Department of educational psychology, Dean of the
faculty of pedagogy and psychology, Adyghe state University
АННОТАЦИЯ
На основе анализа существующей практики профессиональной подготовки будущих педагогов - психологов в условиях высшей школы раскрываются направления совершенствования деятельности кафедры педагогической психологии по обеспечению подготовки конкурентоспособных специалистов.
ABSTRACT
Based on analysis of the current practice of training future teachers - psychologists in the conditions of high school reveals directions of improvement of activity of the department of educational psychology to ensure the preparation of competitive specialists.
Ключевые слова: конкурентоспособные специалисты, профессиональная подготовка будущих педагогов - психологов
Keywords: competitive specialists, professional training of future teachers - psychologists
SCIENCES OF EUROPE # 10 (10), 2016 | PEDAGOGICAL SCIENCES
Фундаментальная перестройка всей системы российского образования, в ходе проводимой образовательной реформы подразумевает переход к системной подготовке специалистов новой формации, опирающейся на принцип субъектно-субъектных отношений, активно вовлекающей студентов в процесс их профессионального становления, нацеленной на развитие творческой активности личности. В сложившейся ситуации одной из основных задач современной высшей школы является подготовка компетентного, гибкого, конкурентоспособного специалиста, способного к продуктивной профессиональной деятельности, к быстрой адаптации в условиях научно-технического прогресса, владеющего технологиями в своей специальности, умением использовать полученные знания при решении профессиональных задач. Разработанная модель профессионального стандарта педагогической деятельности представляет систему требований к качествам (компетентностям) субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной деятельности, которые в своей целостности определяют возможность занятия конкретной должности и определяют успех в педагогической деятельности. В.Д. Шадриков определяет компетентность -«новообразование субъекта деятельности, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющие успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности»[1, С.53].
В условиях модернизации российского образования становится приоритетным компетентност-ный подход, нацеленный на достижение новых образовательных результатов, способствующих комплексному развитию профессиональных компетенций будущих специалистов. Конкурентные преимущества выпускников заключаются не только в конкретных знаниях, но и в новых универсальных способностях личности и поведенческих моделях. В связи с этим, образовательная и научная деятельность кафедры педагогической психологии подвержена модернизации, углублению поиска стратегии и миссии кафедры, а также осмыслению смыслообразующих оснований деятельности. Роль педагог-психолога как образовательного пространства заключается в том, что он «отвечает за психическое развитие детей, их интеллектуальное, эмоциональное, коммуникативное, мотивационно-по-требностное развитие, а также за духовное здоровье учащихся. Поэтому, как никогда, на современном этапе возрастает роль культуры и духовности, как ведущих компонентов профессиональной подготовки будущих специалистов» [2, С.25].
В целях совершенствования качества образовательного процесса используются различные современные образовательные технологии и инновационные методы обучения:
- проблемного обучения (создание и решение проблемных ситуаций в ходе лекционных, практических занятий, создание аналитических таблиц и выполнение самостоятельных заданий проблемного характера);
101
- разноуровневые (с учетом индивидуальных особенностей и форм обучения студентов);
- проектные (технологии создания презентации, творческие работы, создание тематики проектных работ и рабочих групп для выполнения проектов, представление и обсуждение выполненных работ);
- исследовательские технологии реализуются в рамках самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов с последующей публикацией результатов исследования;
- групповые (учебные групповые дискуссии, кейс-метод, мозговой штурм);
- игровые (деловые игры, организационно -деятельностные игры);
- информационно-коммуникативные (использование ЭБС - информационно-поисковые и справочные средства, обучающие, демонстрационные и учебно-игровые средства);
- портфолио (персонифицированный учет с помощью балльно - рейтинговой системы);
- тренинговые (использование различных элементов тренингов, особенно в процессе преподавания дисциплин «Современные психотехнологии», «Психотехнологии групповой работы»).
Преподаватели применяют помимо перечисленных также кейс - технологии (ситуационные задачи и упражнения; анализ конкретных ситуаций (кейс - стадии); кластерный анализ; игровое проектирование и др.). Особой актуальностью пользуется имитационное моделирование конкретных психологических ситуаций и брейн - сторминг (мозговой штурм), диалоговые технологии, ролевые игры.
Образовательный процесс осуществляется с использованием образовательных технологий развивающего типа, способствующих успешности обучения, социальной адаптации, интеллектуальному развитию и личностному росту студентов. В практику преподавания введены методы обучения, основанные на практико-ориентированных технологиях личностного роста: активные групповые методы социально-психологического тренинга: дискуссионные методы (обсуждение конфликтов, анализ ситуации выбора); дидактические игры (поведенческое научение, интонационно-речевой тренинг, видеотренинг): творческие игры (игровая психотерапия, психодраматическая коррекция, трансактный метод осознания коммуникативного поведения); сензитивный тренинг (тренировка самопонимания, межличностной чувствительности и эмпатии); метод творческого самовыражения (через литературное, научное, художественное и другие виды творчества); методы психической саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки): метод экспрессии.
Совершенствование самостоятельной работы и контроль качества знаний студентов является неотъемлемой частью деятельности кафедры педагогической психологии. В рамках реализации учебных дисциплин самостоятельная работа предпола-
гает максимальную активность студентов в различных аспектах: организации умственного труда, поиске необходимой информации, участии в научно-исследовательской работе, в конкурсах, олимпиадах, конференциях. При организации самостоятельной работы преподаватели акцентируют внимание на приобретение студентами навыков и опыта практической научно-исследовательской деятельности. Организация внеучебной научно-исследовательской деятельности студентов ведется в рамках приоритетных научных направлений кафедры; студенты принимают участие в различных конференциях внутри ВУЗа и за его пределами, форумах, мероприятиях профессиональных сообществ - Общероссийской психотерапевтической лиги, Южно-российской гильдии психотерапевтов и тренеров. В результате формируются такие качества как научная активность, целеустремленность, самостоятельность, настойчивость в поиске и достижении результата, мобильность, автономность в суждениях, стремление к постоянному самообразованию, что соответствует требованиям ФГОС ВО.
Самостоятельная работа студентов по дисциплинам кафедры организуется через подготовку сообщений о наиболее значимых деятелях той или иной отрасли психологии с выделением вклада в науку; реферирование по предложенным темам с обязательным введением в содержание проблемы, формулированием выводов, корректным цитированием; конспектирование разных источников литературы с выделением существенного; подготовку электронных презентаций по изучаемым темам; стимулирование студентов для написания научных статей, подготовку работ на конкурсы; написание эссе; выполнение практических заданий; написание контрольных работ, выполнение исследовательских заданий и др. Самостоятельная работа организуется в течение учебного семестра и включена в общую балльно-рейтинговую систему. Студенты в начале семестра получают общий список работ, которые необходимо выполнить за семестр, знакомятся с регламентом рейтинга.
Контроль знаний студентов является одним из основных элементов оценки качества обучения. На кафедре педагогической психологии был организован и проведен методологический семинар «Методы повышения качества знаний студентов при использовании бально-рейтинговой системы обучения», где были представлены методы, приемы, опыт организации и оценивания самостоятельной работы студентов, используемые преподавателями кафедры.
При этом реализуемые курсы в образовании имеют вариант электронного образовательного ре-
сурса (курса), в рамках которого предусмотрены варианты автоматизированного контроля усвоения знаний. Студентам предлагаются различные виды вопросов: альтернативные, множественного выбора, перекрестного выбора, с конструированными ответами. В целом, электронная обучающая среда оснащена автоматической системой проверки работ студентов, благодаря чему преподаватель может осуществлять постоянный мониторинг их деятельности в сети. Мониторинг успеваемости, в рамках электронной образовательной платформы Moodle, позволяет выявлять не только пробелы в знаниях студентов, но и слабые и сильные стороны различных методов и технологий обучения.
С целью совершенствования качества образовательного процесса представляются актуальными следующие перспективы:
- повышение квалификации сотрудников кафедры,
- расширение содержательного аспекта научных исследований в контексте научной кафедральной проблемы, участие в разработке научных проектов на гранты,
- интенсификация внебюджетной деятельности кафедры,
- совершенствование образовательной деятельности,
- развитие системы качества образовательных услуг,
- информатизация деятельности кафедры,
- развитие деятельности кафедры как ресурсного центра.
Таким образом, главной особенностью ФГОС высшего образования является качество обучения, которое основано на компетентностном подходе, обозначающем способность студента к успешной профессиональной деятельности. В решении данной задачи определяющее значение приобретает вопрос качества образования, совершенствования образовательной и научной деятельности, реализующееся через личную научно-исследовательскую и научно-методологическую эффективность профессорско-преподавательского состава, а также через средовые возможности образовательного пространства ВУЗа.
Литература
1. Шадриков, В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентност-ный подход// Высшее образование сегодня. - 2005. - №9
2. Высотова, И. Е. Профессиональная подготовка педагога-психолога в процессе освоения иноязычной культуры. Дис....канд. пед. наук, Томск. -2001, 205с.