Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №2 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-2 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/91PVN215.pdf DOI: 10.15862/91PVN215 (http://dx.doi.org/10.15862/91PVN215)
УДК 378.1
Живица Ольга Васильевна
НОУ ВПО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»»
Россия, Москва1 Доцент кафедры психологии Кандидат психологических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=321615
Анализ подходов к подготовке профессиональных психологов в рамках обучения студентов в вузе
1 105318, г. Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», кафедра Психологии, каб. 405-1
Аннотация. Возникновение новых обстоятельств ведет к актуализации вопросов, которые казалось бы уже решены. Как следствие, проявился ряд противоречий, которые не только необходимо подвергнуть анализу, но и предложить пути их разрешения. В настоящее время в связи с введением нового федерального государственного стандарта высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата) возможна реализация двух типов образовательных программ подготовки психологов -бакалавров: программа академического бакалавриата и программа прикладного бакалавриата. В данной статье представлены результаты сравнительного анализа подходов к подготовке профессиональных психологов. Подготовка психологов-практиков имеет свою специфику, предполагает особые требования к материально-технической базе вуза, профессорско-преподавательскому составу (владеющими разнообразными методами подачи учебного материала и формирования профессиональных компетенций), а также самим обучаемым. Особый акцент сделан на формировании профессионального мировоззрения и мышления психолога, как общей компетенции в независимости от выбранной образовательной программы подготовки. В качестве одного из методов формирования профессионального мировоззрения предложен просмотр и анализ специально подобранных видеосюжетов. Обозначены развиваемые посредством технологии видео-кейсов компетенции, перечислены преимущества использования видео-кейсов. Автором проверено, что при использовании технологии видео-кейсов в ходе проведения занятий, происходит тренировка кодирования и декодирования информации, которая обеспечивает легкий переход с языка образов и символов на язык профессиональный, психологический.
Ключевые слова: подготовка профессиональных психологов; академический бакалавриат (теоретико-исследовательский подход); прикладной бакалавриат (практико-ориентированный подход); репродуктивные способы обучения; методы активного, интерактивного обучения; профессиональное мировоззрение психолога; профессиональное мышление психолога; профессиональный фильтр восприятия; технология видео-кейсов.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Живица О.В. Анализ подходов к подготовке профессиональных психологов в рамках обучения студентов в вузе // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №2 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/91PVN215.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/91?'УШ15
Новые реалии нашего времени актуализируют задачи подготовки профессиональных психологов, хотя данная проблема не однократно обсуждалась на протяжении многих лет и составляла предмет достаточно острых дискуссий (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, Е.А. Будилова, И.В. Вачков, И.Б. Гришпун, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.В. Петровский, Н.С. Пряжников, М.Г. Ярошевский и многие другие).
Особую актуальность данная тема приобретает и сейчас, так как обусловлена рядом новых обстоятельств:
• реформированием системы высшего профессионального образования и введением в действие новых образовательных стандартов;
• изменением требований к уровню подготовки выпускника в связи с развитием компетентностного подхода;
• увеличением количества ВУЗов, занимающихся подготовкой и выпуском профессиональных психологов.
Новые обстоятельства порождают ряд противоречий, которые не только необходимо учитывать при подготовке профессиональных психологов, но и находить выходы из сложившейся ситуации.
Прежде всего, это касается противоречий между:
1) неосознанным выбором профессии, в связи с ее популярностью и требованиями общества (в том числе, бизнес-сообщества) в квалифицированных практических психологах;
2) объективными высокими требованиями, предъявляемыми содержанием профессиональной деятельности к личности психолога и отсутствием отбора по данным качествам среди абитуриентов, особенно негосударственных вузов;
3) признанием эффективности методов интерактивного обучения в развитии профессиональных компетенций будущих психологов и ориентацией профессиональной подготовки в большей степени на репродуктивные способы обучения.
Автором данной статьи предложены варианты решения обозначенных противоречий, на следующих примерах.
1) Известно, что в связи с мифами, окутывающими профессиональную деятельность психолога2, эту профессию как свою будущую специальность выбирают многие выпускники школ. Ситуация неосознанного выбора профессии характерна вообще для высшего образования в настоящее время. В частности, в ходе исследования проведенного Корявой Е.3, под руководством Куроедовой Е.О. было выявлено, что даже к третьему курсу у студентов классической (дневной) формы обучения не сформирована ни направленность, определяющая сферу будущей деятельности, ни представления о возможном функционале профессиональной занятости, что свидетельствует о неосознанном выборе специальности.
2 Вачков И.В., Гришпун И.Б, Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог»: Учебное пособие / Под.ред. И.Б. Гришпуна. - М.: Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. - С. 6-10.
3 Корявая Е.А., Куроедова Е.О. Влияние возраста на мотивационный профиль и трудовую направленность студентов-менеджеров // Сборник тезисов и докладов. V Международный научный конгресс «Роль бизнеса в трансформации российского общества. - М.: «Global Conferences», 2010. - с. 211-213.
Кроме того, неосознанный выбор профессии приводит к разочарованию в специальности при разрушении иллюзий, и как следствие неуспеваемости по изучаемым предметам. Осознанное понимание содержания будущей профессиональной деятельности, признание не только бонусов, но и профессиональных рисков при ее осуществлении позволяет обучаемым серьезно подходить к освоению профессиональных знаний.
2) Для хорошего педагога, наверное, не составит трудности передать некоторый объём соответствующих знаний практически любому слушателю. В ситуации с психологическим знанием встает вопрос о моральной ответственности человека, вооруженного данным знанием, перед «неискушенными людьми». Поэтому одной из приоритетных задач подготовки профессиональных психологов должен стать отбор для поступления на данную специальность по личностным качествам. С одной стороны это будет являться показателем ответственности образовательных учреждений, с другой - повысит уровень обученности студентов, при снижении затрат на их подготовку.
3) Несмотря на имеющиеся доказательства большей эффективности методов интерактивного обучения, в развитии профессиональных компетенций будущих психологов, в вузах до сих пор осуществляется подготовка с опорой преимущественно на репродуктивные способы обучения. Объясняется это просто, во-первых репродуктивные способы обучения требуют меньших затрат ресурсов как временных, так и материально-технических, а также финансовых. Во-вторых, данные способы обучения больше ориентированы на массовую аудиторию, а интерактивные - на ограниченное количество задействованных студентов. В-третьих, использование интерактивных методов предъявляет к преподавателю повышенные требования, в том числе к его личностным компетенциям.
Казалось бы, решение части обозначенных противоречий необходимо искать в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки психологов-бакалавров. Но если внимательно отнестись к его содержанию, то перед нами возникнут новые задачи, требующие своего решения.
Согласно приложению к приказу № 946, от 7 августа 2014 года Минобрнауки России4, об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата): «Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются: психические процессы, свойства и состояния человека, их проявления в различных областях человеческой деятельности, в межличностных и социальных взаимодействиях на уровне индивида, группы, сообщества, а также способы и формы их организации, изменения, воздействия».
Там же прописано, что возможна реализация двух типов образовательных программ подготовки психологов - бакалавров: программа академического бакалавриата и программа прикладного бакалавриата.
Первая ориентирована на научно-исследовательский и (или) педагогический вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные). Вторая направлена на практико-ориентированный, прикладной вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные). Выпускник должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата.
4 Приказ № 946, от 7 августа 2014 года Минобрнауки России http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/370301_Psihologiya.pdf
4
Это в свою очередь порождает два подхода к подготовке студентов: преимущественно теоретический и практико-ориентированный.
Таблица
Сравнительный анализ подходов к подготовке профессиональных психологов
№ Параметр сравнения Подходы к подготовке профессиональных психологов
Теоретико-исследовательский Практико-ориентированный
1. Виды профессиональной реализации Ученый - исследователь, преподаватель психологии. Психолог - консультант, психолог-диагност, бизнес-тренер.
2. Цель, задачи Познание психической реальности, установление закономерностей функционирования и развития психики, разработка теоретических моделей. Оказание психологической помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, разработка рекомендаций для совершенствования разнообразных сфер человеческой деятельности.
3. Функции профессиональной деятельности Подготовка и проведение исследований, оформление результатов в виде научных трудов (монографий, статей, пособий), пропаганда психологических знаний, передача накопленных знаний как непосредственно в аудитории, так и опосредованно через написание учебно-методических разработок: учебников и методических пособий. Ведение консультативной практики, популяризация психологических знаний, написание методических рекомендаций по управлению своим эмоциональным состоянием, развитию познавательных психических процессов и т.д., разработка сценариев бизнес-тренингов.
4. Методы и формы обучения Теоретическая подготовка (лекции, семинары), лабораторные практикумы и практики. Теоретическая подготовка + Методы активного обучения5 (мастер-классы, обучение действием, видеообучение, мозговой штурм, разбор конкретных ситуаций, тренинг, поведенческое моделирование) + Супер-визия.
5 Подробнее о методах активного обучения их достоинствах и ограничениях можно познакомиться в статье Нестеровой О.В. Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании HR-менеджеров // Инновационные HR-технологии для современной России: кадры решают все!: Материалы научно-практической конференции, посвященной 10-летию кафедры Управления человеческими ресурсами МФПУ «Синергия» (10.06.2014) / сост. А.Р. Алавердов. - М.: Московский финансово -промышленный университет «Синергия», 2015. - 264 с. - С. 201-215.
5. Профессионально важные качества • эмоциональная холодность, • рационализм в установлении контактов, • сдержанность, • ответственность, • общая интеллектуальность, • выраженный интерес к человеку, • развитые коммуникативные способности, • демонстративность (у психологов-преподавателей). • высокий вербальный интеллект, • интуиция, • эмпатия, • высокие показатели поисковой активности и индивидуализма, • демонстративность • готовность к контактам и умение их поддерживать • сохранение эмоционального самообладания в процессе общения, • способность эмоционально притягивать к себе других людей, • ответственность, • опора на себя при принятии решений (внутренний локус контроля).
6. Показатели успешности Участие в проведении исследований, участие в научных конференциях, помощь однокурсникам в подготовке к экзаменам, поступление в магистратуру, аспирантуру. Участие в различных мастер-классах, специально организованных тренингах, получение дополнительных сертификатов, прохождение индивидуальной и/или групповой психотерапии, тренировка в использовании приобретенных навыков на окружающих людях.
Как мы можем видеть, подготовка психологов-практиков имеет свою специфику, предполагает особые требования к материально-технической базе вуза, профессорско-преподавательскому составу (владеющими разнообразными методами подачи учебного материала и формирования профессиональных компетенций), а также самим обучаемым.
Первый подход оформлялся в рамках советской психологии, и казалось бы достаточно выстроен, хотя мы сталкиваемся с тем, что современные условия диктуют свои потребности и провозглашают ценности отличные от советского периода, когда наукой было заниматься почетно (самые лучшие), престижно и доходно. Мы согласны с наблюдением Сульчинской Э.Э. о том, что в настоящее время, «недостаточно усилий уделяется формированию компетенций по передаче психологических знаний и подготовке специалистов, способных добывать это знание»6. Далее в своей статье автор предлагает ряд вариантов, которые позволяют восполнить имеющийся пробел и решить обозначенные проблемы. В частности, речь идет об организации проектной работы студентов, деятельности научно-исследовательских семинаров, научных кружков и проблемных групп, все это возможно в
6 Сульчинская Э.Э. Организация научной работы студентов психологического факультета как основа формирования их профессиональной идентичности // Материалы IX Международного научного конгресс «Роль бизнеса в трансформации общества» - 2014.- М.: Эдитус, 2014. - С.324.
рамках организации деятельности научного студенческого общества, как общественного объединения.
Второй подход, связанный с подготовкой психологов-практиков является относительно новым для нашей страны, и особенно для высшего образования. Несомненно, за прошедшие годы накоплен опыт в подготовке психологов-практиков, но он, как правило, связан с получением второго высшего образования или курсов повышения квалификации и переподготовки кадров. Это связано с тем, что психолог-практик должен вызывать доверие у клиентов как профессионал, чего достаточно сложно добиться выпускнику дневной формы обучения с дипломом бакалавра, которому едва исполнилось 22-23 года, и он может опираться только на книжные знания вследствие отсутствия достаточного жизненного опыта. На этот же фактор неэффективности деятельности молодых психологов и соответственно невостребованности их как специалистов-практиков указывает Кораблина Е.П., Вачков И.В., Гришпун И.Б, Пряжников Н.С. и др. Обязательным условием для становления психолога практика является прохождение личной психотерапии и работа под супервизией7.
Внедрение такого формата подготовки практических психологов, как он-лайн обучения, очно-заочного и заочного обучения требует высокой осознанной мотивации обучаемых и специфической подготовки профессорско-преподавательского состава. Как практический психолог воздействует на клиента используя собственную личность, так и преподаватель психологии воздействует на студентов не столько методическими приемами, сколько функциональными средствами (т.е. выразительными средствами поведения, речи, движений, мимики, жестов человека как субъекта труда). А при условии упомянутых выше форм обучения, возможности функционального воздействия существенно снижается.
Несмотря на обозначенные различия, проявляющиеся в подготовке профессиональных психологов в зависимости от избранного вузом подхода, существует ряд компетенций, которые необходимо сформировать в ходе обучения в вузе в независимости от подхода. Прежде всего, ставится вопрос о формировании в ходе обучения профессионального мировоззрения психолога. Речь идет о том, что профессиональная идентичность психолога рождается не только из освоенного репертуара компетенций, но и связана с формированием, так называемого профессионального мировоззрения - определенного взгляда на мир, через призму профессионального мышления.
В свою очередь профессиональное мышление формируется при овладении методологическим аппаратом науки, знании и употреблении специализированного языка (понятий данной науки), так как человеческое мышление является понятийным. Наша субъективная реальность выстраивается из знания и употребления слов, в связи с тем, что именно слова определяют не только наше сознание, но и наше бытие.
Профессиональный взгляд на мир, это преобразование восприятия окружающего мира за счет профессионального фильтра. Фильтры восприятия - это мембраны, которые пропускают информацию полезную и отсеивают информацию не нужную. Фильтры связаны с избирательностью внимания и восприятия. Профессиональный фильтр позволяет дифференцировать проблемы на свои и чужие, а задачи, на те которые можно решить методами моей науки и которые нельзя (чужие).
Рассмотрим несколько примеров. Профессиональный взгляд педагога избирателен с точки зрения ведущих целей деятельности: обучения, воспитания и развития. В связи с чем, уже даже будущий педагог, обращает внимание на то чему необходимо обучить или
7 Подробнее можно ознакомиться в книге: Кулаков С.А. Супервизия в психотерапии Учебное пособие для супервизоров и психотерапевтов СПб, 2004. - 128 с.
научиться в конкретной ситуации, или кто нуждается в воспитательных мероприятиях и как их необходимо организовать.
Студенты-медики всегда готовы обнаружить симптомы заболеваний и предложить методы лечения. Будущие менеджеры, как правило, проявляют себя через реализацию основных функций управления: планирование, организацию, мотивацию, контроль и координацию.
Студенты психологи не просто наблюдают за поведением людей, но и пытаются обнаружить причины данного поведения, т.е. те психологические травмы, комплексы, проблемы, которые ведут к «отклонениям в поведении, деятельности и общении».
В данном ключе, невозможно не согласиться с мнением Т.В. Литвиновой8 о том, что профессиональное мировоззрение психолога — особенное. С одной стороны оно включает мышление и язык академического ученого («скорость реакций зависит от типа высшей нервной деятельности»), с другой - отражает житейское мировоззрение и решает житейские вопросы, путем двойного перевода, сначала с языка житейского на профессиональный, затем, для оказания помощи - с психологического на понятный клиенту. В процессе кодирования и декодирования информации используются научные методы, как для выявления проблемы, так и для ее решения.
По мнению Н.П. Локаловой, «успех в деятельности практического психолога зависит от качественных особенностей и уровня развития процессов его мышления. Поскольку эффективность деятельности в конечном итоге определяется тем, насколько успешно психолог смог определить причины того или иного психологического явления, а значит, проникнуть во внутреннюю, скрытую от непосредственного наблюдения психологическую реальность. Именно поэтому в процессе обучения важнее сформировать саму мыслительную деятельность психологов, такие ее качества, как системность, дифференцированность/интегрированность, постоянную и общую направленность на познание внутренних психических процессов, их особенностей и структурной организации на основании анализа различных внешних поведенческих проявлений во всей их целостности, многогранности и многомерности»9.
Таким образом, профессиональное мышление - это овладение специфическим языком, оперирование принятыми именно в данной профессиональной области терминами, использование приемов решения проблемных задач, способов анализа профессиональных ситуаций, принятия профессиональных решений. Развитие профессионального мышления -важная сторона процесса профессионализации человека и предпосылка успешности его профессиональной деятельности.
Нам представляется, что формирование профессионального мышления психолога, можно осуществить при помощи использования в процессе обучения активных методов взаимодействия со студентами. В частности, речь идет о применении в процессе обучения специально подобранных видео-кейсов из художественных фильмов и мультипликации, а также активного внедрения в обучение учебно-познавательных фильмов, в содержании которых принимали участие ведущие отечественные и зарубежные психологи. В одной из своих статей, мы уже писали о компетенциях, развиваемых посредством технологии видео-
8 Литвинова Т.В. Формирование профессионального мировоззрения студентов-психологов как основы их компетенции в будущей профессиональной деятельности // Вестник практической психологии образования. -2010. - №3(24) июль—сентябрь. - С. 51-53.
9 Локалова Н.П. Предмет психологии и специфика профессионального мышления психологов. // Вопросы психологии. - 2004. - №5. - С. 93-95. - http://www.voppsy.ru/otzchuprilo.htm
кейсов. Прежде всего, это наблюдательность, коммуникативные способности, умение анализировать большой объем неупорядоченной информации в сжатые сроки, а также принятие решений в условиях стресса и недостаточной информации10. Кроме того необходимо добавить, что если в качестве иллюстрации психологического знания использовать примеры из реальной практики или видео-кейсов, то со временем у слушателей формируется навык перевода с одного языка на другой. Подобного типа тренировка кодирования и декодирования информации, обеспечивает легкий переход с языка образов и символов на язык профессиональный, психологический.
В качестве примера, можно привести следующие произведения киноиндустрии с отчетливой психоаналитической тематикой: «Белоснежка и охотник» (2012), «Амадей» (1984), «Как приручить дракона» (2010), «Рапунцель или запутанная история» (2010) и др.
Положительными моментами использования видео-кейсов мы считаем:
• реализацию диагностической функции;
• активизацию деятельности правого полушария (образного мышления);
• яркость, повышенный интерес и лучшее запоминание анализируемого материала;
• эффективность дидактического средства для решения задач бизнес-обучения;
• занятие участниками экспертной позиции;
• стимулирование участников на дальнейшую самостоятельную работу по тематике дисциплины.
В заключение важно заметить, что формирование профессионального мировоззрения психолога невозможно без прямого общения с носителем данного видения. Именно поэтому в процессе обучения студентам не только полезно, но необходимо посещать дополнительно организованные в рамках вуза учебно-развивающие мероприятия: мастер-классы, ворк-шопы, научно-практические конференции, тренинги, мастерские, научные кружки, дни науки.
10 Живица О.В. Технология использования видео-кейсов в процессе обучения // Сборник материалов VI Международного научного конгресса «Роль бизнеса в трансформации российского общества - 2011». - М.: ООО «Global Conferences», 2011.- С. 401-404.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аляева Л.А., Живица О.В. Профессиональное социально-гуманитарное образование: необходимость изменения современного содержания и форм подготовки обучаемых. - // Инновационные HR-технологии для современной России: кадры решают все!: Материалы научно-практической конференции, посвященной 10-летию кафедры Управления человеческими ресурсами МФПУ «Синергия» (10.06.2014) / сост. А.Р. Алавердов. - М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2015. - 264 с. - С.111-126.
2. Вачков И.В., Гришпун И.Б, Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог»: Учебное пособие / Под. ред. И.Б. Гришпуна. - М.: Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. - 464 с.
3. Живица О.В. Технология использования видео-кейсов в процессе обучения // Сборник материалов VI Международного научного конгресса «Роль бизнеса в трансформации российского общества - 2011». - М.: ООО «Global Conferences», 2011. - С. 401-404.
4. Кораблина Е.П. Особенности подготовки психолога-консультанта к профессиональной деятельности // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, №5(12). Научный журнал. - СПб, 2005. - С. 20-30.
5. Корявая Е.А., Куроедова Е.О. Влияние возраста на мотивационный профиль и трудовую направленность студентов-менеджеров// Сборник тезисов и докладов. Пятый Международный научный конгресс «Роль бизнеса в трансформации российского общества.- М.: «Global Conferences», 2010.- С. 211-213.
6. Кулаков С.А. Супервизия в психотерапии Учебное пособие для супервизоров и психотерапевтов СПб, 2004. - 128 с.
7. Литвинова Т.В. Формирование профессионального мировоззрения студентов-психологов как основы их компетенции в будущей профессиональной деятельности // Вестник практической психологии образования. - 2010. - №3(24) июль—сентябрь. - С. 51-53.
8. Локалова Н.П. Предмет психологии и специфика профессионального мышления психологов. // Вопросы психологии. - 2004. - №5. - С. 93-95.
9. Нестерова О.В. Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании HR-менеджеров // Инновационные HR-технологии для современной России: кадры решают все!: Материалы научно-практической конференции, посвященной 10-летию кафедры Управления человеческими ресурсами МФПУ «Синергия» (10.06.2014) / сост. А.Р. Алавердов. - М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2015. - 264 с. - С. 201-215.
10. Сульчинская Э.Э. Организация научной работы студентов психологического факультета как основа формирования их профессиональной идентичности // Материалы IX Международного научного конгресс «Роль бизнеса в трансформации общества» - 2014. - М.: Эдитус, 2014. - C.324-326.
Zhivitsa Olga Vasilevna
Moscow Financial-Industrial University "Synergy"
Russia, Moscow E-mail: [email protected]
The analysis of approaches to the training of professional psychologists within the training of students in high school
Abstract. The emergence of new circumstances lead to the mainstreaming of issues that seemed to be already decided. As a consequence, revealed a number of contradictions that need not only to analyze but also to propose ways of resolving them. At the present time in connection with the introduction of the new Federal state standard of higher education in the field of training 37.03.01 Psychology (undergraduate level) a possible implementation of two types of educational programs for the training of psychologists - bachelors: academic program bachelor and the program of applied bachelor. This article presents the results of a comparative analysis of approaches to the training of professional psychologists. Training of psychologists-practitioners has its specificity implies special requirements for material and technical base of the University faculty (owning various methods of applying the training material and the formation of professional competencies), as well as learner. Particular emphasis is placed on development of professional attitudes and thinking of the psychologist, as a General competence regardless of the selected educational training program. As one of methods of formation of professional worldview offered a review and analysis of specially selected videos. Designated developed through the technology of video case studies competencies and lists the advantages of using video cases. The author verified that the use of technology video cases during the practice, the practice of encoding and decoding information that enables an easy transition from the language of images and symbols into the language of the professional, psychological.
Keywords: the training of professional psychologists; academic baccalaureate (theoretical and research approach); the applied baccalaureate (practice-oriented approach); reproductive ways of learning; methods of active and interactive learning; professional world outlook of a psychologist; professional thinking of a psychologist; professional perception filter; technology video cases.
REFERENCES
1. Alyaeva L.A., Zhivitsa O.V. Professional'noe sotsial'no-gumanitarnoe obrazovanie: neobkhodimost' izmeneniya sovremennogo soderzhaniya i form podgotovki obuchaemykh. - // Innovatsionnye HR-tekhnologii dlya sovremennoy Rossii: kadry reshayut vse!: Materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 10-letiyu kafedry Upravleniya chelovecheskimi resursami MFPU «Sinergiya» (10.06.2014) / sost. A.R. Alaverdov. - M.: Moskovskiy finansovo-promyshlennyy universitet «Sinergiya», 2015. - 264 s. - S.111-126.
2. Vachkov I.V., Grishpun I.B, Pryazhnikov N.S. Vvedenie v professiyu «psikholog»: Uchebnoe posobie / Pod. red. I.B. Grishpuna. - M.: Izdatel'stvo MPSI; Voronezh: Izdatel'stvo NPO «MODEK», 2002. - 464 s.
3. Zhivitsa O.V. Tekhnologiya ispol'zovaniya video-keysov v protsesse obucheniya // Sbornik materialov VI Mezhdunarodnogo nauchnogo kongressa «Rol' biznesa v transformatsii rossiyskogo obshchestva - 2011». - M.: OOO «Global Conferences», 2011. - S. 401-404.
4. Korablina E.P. Osobennosti podgotovki psikhologa-konsul'tanta k professional'noy deyatel'nosti // Izvestiya RGPU im. A.I. Gertsena, №5(12). Nauchnyy zhurnal. - SPb, 2005. - S. 20-30.
5. Koryavaya E.A., Kuroedova E.O. Vliyanie vozrasta na motivatsionnyy profil' i trudovuyu napravlennost' studentov-menedzherov// Sbornik tezisov i dokladov. Pyatyy Mezhdunarodnyy nauchnyy kongress «Rol' biznesa v transformatsii rossiyskogo obshchestva.- M.: «Global Conferences», 2010.- S. 211-213.
6. Kulakov S.A. Superviziya v psikhoterapii Uchebnoe posobie dlya supervizorov i psikhoterapevtov SPb, 2004. - 128 s.
7. Litvinova T.V. Formirovanie professional'nogo mirovozzreniya studentov-psikhologov kak osnovy ikh kompetentsii v budushchey professional'noy deyatel'nosti // Vestnik prakticheskoy psikhologii obrazovaniya. - 2010. - №3(24) iyul'—sentyabr'. - S. 51-53.
8. Lokalova N.P. Predmet psikhologii i spetsifika professional'nogo myshleniya psikhologov. // Voprosy psikhologii. - 2004. - №5. - S. 93-95.
9. Nesterova O.V. Realizatsiya kompetentnostnogo podkhoda v professional'nom obrazovanii HR-menedzherov // Innovatsionnye HR-tekhnologii dlya sovremennoy Rossii: kadry reshayut vse!: Materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 10-letiyu kafedry Upravleniya chelovecheskimi resursami MFPU «Sinergiya» (10.06.2014) / sost. A.R. Alaverdov. - M.: Moskovskiy finansovo-promyshlennyy universitet «Sinergiya», 2015. - 264 s. - S. 201-215.
10. Sul'chinskaya E.E. Organizatsiya nauchnoy raboty studentov psikhologicheskogo fakul'teta kak osnova formirovaniya ikh professional'noy identichnosti // Materialy IX Mezhdunarodnogo nauchnogo kongress «Rol' biznesa v transformatsii obshchestva» -2014. - M.: Editus, 2014. - C.324-326.