Научная статья на тему 'Формирование педагогической культуры будущих педагогов-психологов в процессе обучения в вузе'

Формирование педагогической культуры будущих педагогов-психологов в процессе обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ / СТУДЕНТ / ВУЗ / PEDAGOGICAL CULTURE / FUTURE EDUCATIONAL PSYCHOLOGIST / STUDENT / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедова Зухра Залимхановна, Миназова Зарема Магомедовна

В статье изучен процесс формирования педагогической культуры будущих педагогов-психологов в процессе обучения в вузе. Сделан вывод о том, что вследствие поэтапного формирования профессионально культуры у будущих педагогов-психологов формировались личностные качества, профессионально-методические умения, навыки, компетенции необходимые для педагогической деятельности. Следовательно, разработанная технология являются целостной педагогической системой, позволяющей наиболее результативно решить поставленные цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедова Зухра Залимхановна, Миназова Зарема Магомедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PEDAGOGICAL CULTURE OF FUTURE TEACHERS-PSYCHOLOGISTS IN THE PROCESS OF LEARNING AT THE UNIVERSITY

The article examines the process of formation of the pedagogical culture of future teachers-psychologists in the process of learning in high school. It was concluded that as a result of the gradual formation of a professional culture, future teachers-psychologists formed personal qualities, professional and methodological skills, skills, competencies necessary for pedagogical activity. Consequently, the developed technology is a holistic educational system that allows you to most effectively achieve your goals.

Текст научной работы на тему «Формирование педагогической культуры будущих педагогов-психологов в процессе обучения в вузе»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии и дошкольной дефектологии Магомедова Зухра Залимхановна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный); кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Миназова Зарема Магомедовна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный)

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ В

ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье изучен процесс формирования педагогической культуры будущих педагогов-психологов в процессе обучения в вузе. Сделан вывод о том, что вследствие поэтапного формирования профессионально культуры у будущих педагогов-психологов формировались личностные качества, профессионально-методические умения, навыки, компетенции необходимые для педагогической деятельности. Следовательно, разработанная технология являются целостной педагогической системой, позволяющей наиболее результативно решить поставленные цели.

Ключевые слова: педагогическая культура, будущий педагог-психолог, студент, вуз.

Annotation. The article examines the process of formation of the pedagogical culture of future teachers-psychologists in the process of learning in high school. It was concluded that as a result of the gradual formation of a professional culture, future teachers-psychologists formed personal qualities, professional and methodological skills, skills, competencies necessary for pedagogical activity. Consequently, the developed technology is a holistic educational system that allows you to most effectively achieve your goals.

Keywords: pedagogical culture, future educational psychologist, student, university.

Введение. Формирование личности, обладающей высокой общей и профессиональной культурой, способной к активному утверждению своей позиции в процессе психолого-педагогической деятельности, является неотъемлемым условием совершенствования системы подготовки будущего специалиста.

Сегодня особо наблюдается потребность в самостоятельном, ответственном поведении человека. Теперь он должен уметь осуществлять разумный выбор, принимать решения и реализовывать их в новых, неожиданных для него ситуациях. Специалисту необходимо обладать не только профессиональной компетентностью, которая предполагает набор профессиональных знаний, умений, навыков, но и набором специальных качественных характеристик, способов специальных действий - составляющих профессиональной культуры. Проблема формирования профессиональной культуры в настоящее время очень актуальна, так как инновационные процессы, происходящие в педагогической теории и практике, предъявляют серьезные требования к подготовке будущего специалиста в сфере образования: педагога, педагога-психолога, социального педагога и т.д.

Изложение основного материала статьи. Особенностью формирования профессионально-личностных качеств педагога-психолога является гуманистическое начало - искренне верить в доброе начало в каждом ребенке, проявление уважения к личности, любовь к детям, желание помочь им в трудных жизненных ситуациях. Но для того чтобы сделать учащегося личностью, сам педагог-психолог тоже должен обладать высокой грамотностью, инициативностью, самостоятельностью, уверенностью в собственных силах, оптимистичным взглядом на жизнь, систематически и последовательно развивать их у себя, у него должна быть сформирована педагогическая культура.

В основе формирования профессионально-педагогической культуры будущих педагогов нами были выявлены системный, компетентностный, контекстный и личностно-деятельностный подходы, специфичность употребления которых заключается в их эффективном сочетании.

Системный подход был рассмотрен нами как общенаучная основа исследования проблемы формирования профессионально-педагогической культуры будущих педагогов-психологов и позволил: установить основные структурные части процесса формирования профессионально-педагогической культуры будущих педагогов; определить взаимосвязь этапов формирования профессионально-педагогической культуры; раскрыть обусловленную совокупность взаимосвязанных методов, средств и форм для создания организованного и целенаправленного педагогического влияния на формирование профессионально-педагогической культуры будущих педагогов [4].

Личностно-деятельностный подход явился теоретико-методологической стратегией процесса формирования профессионально-педагогической культуры. Посредством контекстного подхода нами: произведен отбор содержания образования; определена позиция и роль студентов в процессе формирования профессионально-педагогической культуры.

В нашей исследовании мы использовали интегративные методы.

Интегративные методы - это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности студентов в процессе освоения учебного материала. По характеру учебно-познавательной деятельности данные методы подразделяются на: имитационные методы, базирующиеся на имитации профессиональной деятельности, и неимитационные.

К неимитационным методам можно отнести элементы лекции, семинар, практическое занятие, самостоятельную работу. С помощью данных технологий студенты имеют возможность получать нужную информацию, имеют предпосылки для формирования профессионально-педагогических знаний и умений. Имитационные, в свою очередь, чаще подразделяют на игровые. Теория интерактивных методов обучения предложена в отечественной дидактике целым рядом концепций Е.Я. Голанта, Ю.Н. Бабанского, И.И. Левина, М.Н. Скаткина, М.А. Данилова и др. Данные методы обучения позволяют интесифицировать процесс формирования профессионально-педагогической культуры. Они могут реализоваться как в процессе аудиторных занятий на лекциях, семинарских и практических занятиях, так и во внеаудиторное время. [2, 3].

Игровые методы - это такой вид активных методов обучения, которые основаны на игровом моделировании учебно-профессиональной деятельности. Обучающие игры - это синтез подходов и цепи имитационных ситуаций, в которых студенты выполняют предложенные им социальные роли в соответствии

с установленными целями. Применив игровую форму организации деятельности обучающихся, мотивационный потенциал будет направлен на более эффективное освоение разработанной нами учебной программы, на более быструю адаптацию к образовательному процессу.

Деловая игра - метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную деятельность путем игры, по указанным правилам. В условиях информатизации образования выработаны механизмы, позволяющие стимулировать обучающегося в учебном процессе. Прежде всего, к ним относятся деловые игры, а, говоря о высшем учебном заведении - учебные деловые игры. Этот метод самостоятелен, нацелен на результат и обеспечивает благоприятный эффект. В процессе игры готовность к успеху делает обучение наиболее эффективным. В нашем случае деловая игра способствует развитию коммуникативной компетенции, профессионально-методических умений и навыков, рефлексии, творческих способностей, умение находить наилучшие и наиболее простые решения, повышает познавательную активность.

Эффективность формирования профессиональной культуры связана с интеграцией знаний из других областей наук. Мы организовали игру таким образом, чтобы студенты смогли показать свои знания, умения и навыки. При подготовке деловой игры, например с целью формирования мотивации, нами были выделены следующие элементы: определение темы и цели; формирование задач с учетом цели; определение структуры; проведение диагностики профессиональных качеств участников группы.

Ролевая игра - это одновременно игровая, речевая и учебная деятельности. Основная цель ролевой игры - развитие и формирование речевых умений и навыков. Ролевая игра основывается на межличностных взаимоотношениях, реализующиеся в процессе общения. Являясь моделью межличностного общения, такая игра порождает потребности в общении, стимулирует интерес к участию в коммуникативных действиях, и в этом значении она осуществляет мотивационно-побудительную функцию.

В контексте нашего исследования, мы рассматриваем игру как метод формирования профессионально-методических умений и навыков в процессе обучения в вузе. С нашей точки зрения, игровые методы обучения являются видом творческой деятельности, направленным на реализацию поставленных целей и задач формирования профессионально-педагогической культуры. В процессе игры, студенты учатся использовать свои умения и знания на практике, употреблять их в разнообразных условиях.

Тренинговый метод с элементами упражнений. Под тренингами понимают такое обучение, в котором основное внимание уделяется практической отработке изучаемого материала, когда в процессе моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность сформировать и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам.

В тренингах безгранично применяются разнообразные техники и методы активного обучения: имитационные игровые методы, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии и т.д. Тренинг - это не только метод формирования способностей, но и метод формирования разнообразных психических структур и личности в целом.

В ходе проведения тренинга есть возможность приобрести не только знания, но и сформировать умения и навыки, развить важные качества личности. Это возможно благодаря организации и специальной обучающей среды тренинга, где у участников есть возможность не только воспринимать информацию, но и активно функционировать. Что же касается формирования профессионально-педагогической культуры, то тренинг можно считать наиболее активным методом обучения, поскольку он развивает коммуникативные умения, мотивацию, рефлексию и т.д. Тренинг как способ интенсивного формирования профессионально-методических знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для выполнения педагогической занятий, может выступать в качестве педагогического средства профессиональной подготовки будущих педагогов, так как тренинг располагает организационными и содержательными свойствами.

Метод обсуждения конкретных ситуаций (case-study) содействует формированию у студентов самостоятельности мышления, умения слушать, учитывать альтернативную точку зрения других, аргументировано высказывать собственную.

Анализ конкретных учебных ситуаций (case-study) - метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией; принятие решений; навыки групповой работы. Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case - случай, ситуация) - метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов). Метод конкретных ситуаций (метод case-study) относится к неигровым имитационным активным методам обучения.

Основная цель метода case-study - это коллективными усилиями всей группы участников проанализировать ситуацию - case, возникшую в конкретной ситуации, принять практическое решение вопроса; завершение процесса - оценка предложенных действий и выбор наиболее подходящего в контексте установленной проблемы. Отличительной особенностью данного метода case-study является создание проблемной ситуации на основе фактов из собственной жизни.

Case-studiеs - это конкретные учебные ситуации намеренно разрабатываемые на основе фактического материала с целью последующего разбора их на учебных занятиях. В процессе разбора таких ситуаций студенты учатся работать в «команде», проводить анализ и принимать определенные решения. Данный метод предназначен для приобретения знаний по дисциплинам учебного плана, т.е. нет однозначного ответа на поставленный вопрос, но есть несколько вариантов ответов [1].

Анализ проблемных и нестандартных ситуаций - в ходе, которого, обучаемые усваивают новые знания, умения и навыки; формируется профессиональное мышление, творческие способности студентов; предполагает следующие шаги: проблемная ситуация, проблемная задача, модель поисков решения, решение).

Данный метод отличается от других путем самостоятельного добывания знаний учениками в процессе собственного решения ими учебных проблем. При этом существенно возрастают показатели творческого мышления и познавательной активности студентов. Важным этапом метода проблемных ситуаций является создание проблемной ситуации. Это ощущение мыслительного затруднения, которое переживают студенты. Проблемная ситуация характеризуется интеллектуальной напряженностью и потребностью в решении возникшего противоречия. Анализ проблемных и нестандартных ситуаций - это современный уровень развития педагогической практики. Проблемным называется обучение потому, что организация учебного

процесса базируется на принципе проблемности, систематическое решение учебных проблем - характерный признак этого метода.

Проблемные и нестандартные ситуации являются одним из методов развития студентов. Постановкой проблем, проблемных вопросов или проблемных ситуаций, где создаются определенные организационные условия для активизации мыслительной деятельности, стимулируя поиск недостающих знаний для разрешения познавательного противоречия. Метод анализа проблемных и нестандартных ситуаций -творческий, оригинальный подход к обучению, требующий активной, поисковой, исследовательской работы. Студенты в ходе занятия получают не готовые объяснения нового материала, а работают с ним самостоятельно.

Квазипрофессиональная деятельность на базе учебной практики разрешает некоторые проблемы профессионального образования - переход от учебной деятельности учащегося к деятельности профессиональной. Собственно в контекстном обучении моделируется предметное целостное и социальное содержание педагогической деятельности, при этом подключается весь потенциал активности студентов - от индивидуального восприятия до социальной активности. Овладение теоретическими знаниями и приобретаемого опыта осуществляется в процессе разрешения профессиональных ситуаций (проектов), что обеспечивает условия формирования профессиональных и познавательных мотивов студентов, а с ними и модификацию алгоритма усвоения знаний в практическую деятельность будущего профессионала.

Таким образом, использование квазипрофессиональной деятельности содействует формированию у студентов следующих компетенций и способностей как: профессионально важные качества; полученный опыт самостоятельной педагогической деятельности; мотивация учебно-профессиональной деятельности, профессионального саморазвития и т.д.

Значительным моментом в процессе формирования профессиональной культуры является педагогическая практика, т.к. мы ранее выяснили, что методическая культура наиболее активно формируется в процессе педагогической деятельности и приходит с опытом. Педагогическая практика дает возможность студентам для самопроверки приобретенных профессионально-педагогических знаний и умений. Профессионально-методические умения у педагогов-психологов формируются при участии их в активной педагогической деятельности. Педагогическая практика проходила у каждого курса (1-5 курс) отдельно, в течение определенного времени, предусмотренным учебным планом вуза. Важной целью педагогической практики является использование и закрепление полученных знаний, умений и навыков на практике.

Выводы. Вследствие поэтапного формирования профессионально культуры у будущих педагогов-психологов формировались личностные качества, профессионально-методические умения, навыки, компетенции необходимые для педагогической деятельности. Следовательно, разработанная технология являются целостной педагогической системой, позволяющей наиболее результативно решить поставленные цели.

Литература:

1. Алипханова Ф.Н., Алиева Р.Р. Структура и содержание общекультурной компетентности педагога профессионального обучения. // Сборник материалов Международной заочной научно-практической конференции: Профессиональная подготовка специалистов в высших заведениях: проблемы и перспективы. Инженерно-педагогический институт; Под редакцией Ф.Н. Алипхановой. - Махачкала: ДГПУ, 2016. С. 12-20.

2. Венгер А.Л., Десятникова Ю.М. Групповая работа со старшеклассниками, направленная на их адаптацию к новым социальным условиям // Вопросы психологии. - 2005. - № 1. - С. 25-33.

3. Жданов Р.П. Общие и социально - психологические особенности периода адаптации первокурсника. // Специалист, 1993. -№ 10. - С. 62

4. Майер А.А. Профессиональная компетентность - базовый уровень образованности специалиста // Проблемы трансформации и качества социогуманитарного образования в вузах России на основе государственных стандартов второго поколения. - Барнаул: Изд-во АКОО РНЦ СО РАО, 2002. - С. 198-203.

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук, доцент Малиева Залина Колумбовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова» (г. Владикавказ)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. Одной из глобальных проблем современного мира является проблема интернет-зависимости человека, которая приводит к социальной и эмоциональной изоляции, психическим расстройствам и информационным перегрузкам. Не смотря на наличие работ в этой области, в научной литературе недостаточно отражены пути решения данной проблемы. В статье выявлены основные психолого-педагогические условия профилактики интернет-зависимости в образовательном процессе. Показана роль современных образовательных технологий в профилактике интернет-зависимости.

Ключевые слова: Интернет-зависимость, профилактика, современные образовательные технологии, воспитание, личностно-ориентированные образование.

Annotation. One of the global problems of the modern world is the problem of Internet addiction of a person, which leads to social and emotional isolation, mental disorders and information overload. Despite the availability of works in this area, the scientific literature does not sufficiently reflect the ways to solve this problem. The article identifies the main psychological and pedagogical conditions for the prevention of Internet addiction in the educational process. The role of modern educational technologies in the prevention of Internet addiction is shown.

Keywords: Internet addiction, prevention, modern educational technologies, upbringing, student-centered education.

Введение. Современные реалии общества позволяют констатировать колоссальное влияние компьютеров, Internet, мультимедийных технологий, электронных СМИ буквально на все стороны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.