В этом номере мы открываем новую рубрику «Психология девиантного поведения», учитывая несомненную актуальность этой тематики в современном российском обществе, а также образовательном пространстве России. Мы приглашаем наших авторов и читателей присылать свои научные материалы и дискуссионные заметки по этой теме, неразработанность которой, наверное, ни у кого не вызывает сомнений.
Если исходить из очень общего (и достаточно неточного пока) определения девиантного поведения как отклоняющегося от социальных норм, при этом причиняющего ущерб обществу, другой личности или самому субъекту поведения, а также сопровождающегося социальной дезадаптацией, возможно, порождающего дезадаптацию других членов общества (как, например, в случае действий некоторых субкультур, о чем нам уже приходилось публиковать материалы на страницах нашего журнала), то проблематика эта достаточно широка, и к ее уточнению и анализу мы и приглашаем наших авторов и читателей. В этом номере мы публикуем первые статьи, так или иначе связанные с этой тематикой.
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИУ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
О. Г. Ананьев
Исследования проведены при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) — проект № 10-06-54901 а/Ц.
Аннотация: в статье рассматриваются современные проблемы совершенствования образовательной системы, связанной с реабилитационной деятельностью исправительных учреждений в отношении несовершеннолетних.
Ключевые слова: образовательная система в исправительных учреждениях, педагогические принципы, осужденные, тенденции развития образования несовершеннолетних.
The summary: the article deals with contemporary issues of improving the educational system, related to rehabilitation activities in correctional facilities for juveniles.
Keywords: educational system in the penitentiary institutions, pedagogical principles, convicted and trends of education of minors.
Анализ ситуации, складывающейся в сфере уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних, позволяет нам обнаружить определенные тенденции в данном направлении деятельности. В настоящее время имеет место не только озабоченность государственно-общественных сил вопросом роста преступности среди несовершеннолетних, но и осознание необходимости решения социальных про-
блем этой категории правонарушителей, находящихся и освобождающихся из мест лишения свободы. Исследования показывают, что значительная их часть оказываются там по вине взрослых людей, в основном не справившихся с задачей их обучения и воспитания. В связи с этим общественность беспокоят и вопросы содержания несовершеннолетних в «жутких» тюремных условиях, возможного совершения такими лицами повторных преступлений, и вопросы их социальной реабилитации, а также недопущения становления на профессиональный преступный путь во взрослый период жизни.
Вследствие изложенных причин на государственном уровне, руководителями страны постоянно инициируются вопросы, направленные на борьбу с преступностью, необходимость принятия решительных мер всеми ресурсами по декриминализации общества, решению проблем рецидивной преступности и социальной адаптации лиц, отбывших уголовные наказания. Мы наблюдаем, что на различных уровнях государственной власти осознается необходимость политических решений, которые должны быть направлены на решение проблем несовершеннолетних, исправление преступников в период отбытия ими наказаний и проведение с ними мер по их социальной адаптации и социальной реабилитации.
На основании этого целесообразно выделить аспекты, относящиеся к улучшению социально-педагогической реабилитационной деятельности с несовершеннолетними. Акцент на них в первую очередь объясняется достаточно высоким рецидивом среди лиц мужского пола, отбывших наказания в
исправительных учреждениях для несовершеннолетних, а, следовательно, низким уровнем организации учебно-воспитательного процесса.
Следует отметить, что в настоящее время приняты определенные решения, направленные на развитие УИС в этом направлении, в частности в отношении усиления образовательно-воспитательной составляющей процесса, организуемого в ИУ для несовершеннолетних. Уже осуществляется апробирование новой модели образовательно-воспитательной системы исправительных учреждений для несовершеннолетних осужденных. Так, на базе Брянской и Алексинской (Тульская область) воспитательных колоний проводится эксперимент по их преобразованию в воспитательные центры, который преследует цель изменения не только структуры, но и содержания образовательно-воспитательной деятельности. При этом главное внимание уделяется вопросам повышения эффективности деятельности таких учреждений. При реализации этой задачи важно ответить на вопрос: над решением каких проблем несовершеннолетних осужденных в местах лишения свободы надо работать, чтобы разрешать их с использованием тех или иных компонентов образовательно-воспитательной системы. Также важно знать, что для решения такой задачи можно пользоваться базовой схемой организации образовательно-воспитательной системы или же исходя их изменений внешних (ситуация в стране) и внутренних условий (ситуация, относящаяся к изменениям социально-демографической или уголовно-правовой характеристики несовершеннолетних) следует как-либо
изменять (усиливать, уменьшать) ее отдельные компоненты.
Другой важный вопрос: может ли существующая образовательно-воспитательная система действующих исправительных учреждений для несовершеннолетних иметь ресурс решения тех проблем, которые достаточно острым образом обозначились именно в современный период? Отвечая на него, заметим, что не во всех случаях имеющийся ресурс образовательно-воспитательной системы может быть использован, так как на объект (состав осужденных) могут повлиять некоторые условия, чтобы он в короткий промежуток времени значительно изменился. Откуда мы можем получать информацию об изменениях, произошедших в составе осужденных и имеющихся у них социальных проблемах? В прежние времена обнаружение тех или иных процессов, происходящих в сфере исполнения наказаний в отношении известной категории лиц, нам позволяли получать материалы отчетности из различных служб ИУ, наблюдения специалистов, а также проводимые в определенных рамках специальные исследования.
В последнее время серьезным намерением решения данного вопроса послужила проводимая в УИС перепись осужденных. Она же способствовала получению качественных статистических материалов и подтверждению предположений о процессах, происходящих в местах лишения свободы в среде несовершеннолетних, отбывающих уголовные наказания.
Именно обобщенная информация, полученная по результатам проведения переписи, показала, что среди несовершеннолетних лиц, отбывающих наказа-
ния в местах лишения свободы, образовались значимые тенденции, неучет которых в дальнейшем может способствовать ухудшению условий их пребывания в ИУ, вплоть до трудной жизненной ситуации. Было выявлено, что значительную часть среди несовершеннолетних, отбывающих наказания в местах лишения свободы, представляют сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, воспитывавшиеся в неполных семьях, детских домах, а также у бабушек, дедушек и других родственников. В полной семье к моменту ареста воспитывались всего 34,6 %, в неполной семье — 48 %, а 17,4 % представляли категорию лиц, лишенных родительского попечения [1].
Другая тенденция обозначила отсутствие социально полезных связей у большей части несовершеннолетних, находящихся в местах лишения свободы. Зададим вопрос: а откуда им взяться полезным связям, если именно в начале их жизненного пути были только асоциальные, а жизненный опыт настолько мал, что позитивным контактам образоваться было невозможно. В связи с этим перед сотрудниками УИС, работающими с несовершеннолетними осужденными, стоят вопросы о содействии не в восстановлении, а в первичном установлении (образовании) для них социально полезных связей либо обучении способам и методам их обретения. При этом мало кто представляет формы реализации такой работы, да и нормативные документы этого пока не предусматривают.
Следующая важная тенденция, которая была выявлена в ходе переписи: значительное снижение образовательного уровня несовершеннолетних осуж-
денных, поступающих для отбывания наказаний в места лишения свободы. В ряде колоний для несовершеннолетних появились «коррекционные» классы и увеличилось количество абсолютно неграмотных лиц. Учитывая это, можно сделать определенные выводы об образовательно-воспитательных возможностях семей, где пребывали такие дети, и ответственности государственных учреждений за ведение образовательно-воспитательной деятельности.
Обозначенные тенденции явились детерминант-факторами, способствующими совершению преступлений несовершеннолетними и попаданию их в места лишения свободы. Вследствие чего возникает вопрос: как с помощью имеющихся в исправительных учреждениях для несовершеннолетних ресурсов решать их проблемы в связи с обозначившимися тенденциями?
Анализ действующей образовательно-воспитательной системы уже показал, что она недостаточно эффективна, что ее необходимо приспособить для решения целей социальной адаптации и социальной реабилитации несовершеннолетних. Хотя для оказания социально-педагогической помощи несовершеннолетним, отбывающим наказания, созданы структуры (службы), образующие жизнеспособную современную образовательно-воспитательную систему, основными структурными элементами которой являются:
• помещения для проживания, столовая, возможности для соблюдения правил общественной санитарии и личной гигиены;
• вечерняя школа или УКП; компьютерные классы с возможностью выхода в сеть Интернет;
• профессиональное училище;
• отдел воспитательной работы, психологическая лаборатория, группа социальной защиты осужденных;
• учебно-производственная мастерская для трудовой адаптации;
• клуб, библиотека;
• комнаты воспитательной работы, а также для просмотра телевизионных программ;
• помещения (строения) для отправления религиозных обрядов (церкви, молитвенные комнаты, мечети и т. д.);
• спортивные площадки, отдельные спортивные сооружения.
Казалось бы, что указанных структур, где трудятся сотрудники-специалисты по различным направлениям деятельности, должно хватать для организации эффективной социально-педагогической деятельности. Однако практика показывает, что представленные элементы образовательно-воспитательной системы в своей деятельности должны давать иной, а не получаемый результат.
Следует заметить, что в целях реагирования на необходимость эффективного решения стоящих задач ресурсами действующей образовательно-воспитательной системы, вот уже в течение 10 лет велся и продолжает вестись поиск возможностей ее оптимизации, который предстает перед нами в различных формах. В связи с этим самым примечательным явился опыт УФСИН России по Орловской области по организации центров психолого-педагогической и социальной работы. Именно здесь созданные структуры (центры ПП и СР) позволили усилить образовательно-воспитательную систему и направить персонал ИУ на социально-педагогическую и реабилита-
ционную деятельность, о чем в течение длительного времени свидетельствовали результаты оценочных показателей практически всех исправительных учреждений УФСИН России по Орловской области (входившего в число самых лучших в стране).
Также имеется опыт создания в системе исполнения наказания в виде лишения свободы реабилитационного центра для несовершеннолетних в Рязанской воспитательной колонии. Он был организован за пределами охраняемой территории для социальной адаптации и социальной реабилитации несовершеннолетних из числа сирот и социальных сирот, а также их подготовки к освобождению. Анализ деятельности данного центра показал, что благодаря применению индивидуальных социально-педагогических реабилитационных программ среди лиц, прошедших здесь реабилитацию, из 140 человек воспитанниц за 8 лет имел место только единичный случай проявления рецидива. В настоящее время в УИС функционируют уже 4 подобных реабилитационных центра, и 5-й создается в Татарстане.
В исправительных учреждениях г. Екатеринбурга созданы возможности для заочного и дистанционного обучения осужденных в высших учебных заведениях. И такая практика получения образования осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы, уже реализуется во многих регионах, хотя имеются не только скептики, но и критики реализации подобных программ.
Особое место в укреплении образовательно-воспитательной системы занимают религиозные организации традиционных конфессий, реализующих
свою деятельность в Российской Федерации. Священство Российской Православной Церкви и традиционного ислама встречаются с лицами, находящимися в местах лишения свободы, проводят беседы, занятия по изучению религиозных учений, проводят обряды, что в целом содействует возвращению несовершеннолетних лиц к правопослушной организации своей последующей жизнедеятельности.
В связи с этим организованный общественно-научный поиск повышения эффективности деятельности исправительных учреждений для несовершеннолетних осужденных является закономерным выводом оценки действенности ресурсов ее образовательно-воспитательной системы.
Отечественный и зарубежный опыт организации подобных образовательно-воспитательных систем в исправительных учреждениях для несовершеннолетних осужденных позволяет сформулировать ряд принципов, которых необходимо придерживаться при их формировании или проводимых преобразованиях.
Образовательно-воспитательная система исправительных учреждений для несовершеннолетних должна строиться следующим образом:
- в соответствии с исторически выверенными педагогическими принципами: обучения и воспитания в деятельности (учебной, трудовой, культурно-массовой, физкультурно-спортивной и т. д.);
- согласно национальному уголовно-исполнительному законодательству, а также с учетом требований международно-правовых актов, которые ратифицировала Российская Федерация;
- процесс образовательно-воспитательного воздействия на осужденных должен быть управляемым, а деятельность персонала ВК—упорядочена внутренним нормативным регулированием (организационно-распорядительные способы), наличием планов и учетов проведения социально-педагогической работы в групповых и индивидуальных формах;
- должен быть обеспечен приоритет применения психолого-педагогических форм воздействия с учетом возрастных особенностей осужденных;
- должны учитываться последние достижения науки и передовые технологии социально-педагогического воздействия на осужденных, полученные из учреждений, имеющих высокую эффективность образовательно-воспитательной работы с несовершеннолетними;
- социально-педагогическая реабилитационная деятельность должна быть направлена прежде всего на решение образовательных проблем несовершеннолетних и учитывать возможности воздействия на чувства и эмоции детей, а также на формирование у них внутренней мотивации на завершение социализации и формирование умений постоянного построения-реализации в пределах законопослушности планов решения индивидуальных жизненных проблем;
- для осуществления надлежащего по продолжительности и интенсивности социально-педагогического реабилитационного воздействия в течение суток на несовершеннолетних осужденных необходимо иметь профессионально подготовленных сотрудников и добровольных помощников, привлекаемых из граждан-
ской сферы; это могут быть психологи, специалисты по социальной работе, педагоги, люди, достигшие в определенных видах деятельности значительных успехов; представители религиозных конфессий, исторически традиционно организующих свою деятельность на территории России и деятельность которых легитимна;
- могут привлекаться родственники лиц, лишенных свободы, способные по своим личностным качествам участвовать в организуемых образовательно-воспитательных мероприятиях, где их участие в соответствии с правилами безопасности и этически допустимо;
- необходимо создавать приемлемые социально-бытовые условия, в которых будет происходить социально-педагогическое реабилитационное воздействие, не вызывающее получение обратного (отрицательного) эффекта в противовес ожидаемому и нежелательный обмен преступным опытом, дальнейшую дезадаптацию личности несовершеннолетних;
- для надлежащей организации и проведения социально-педагогической реабилитационной работы должны выделяться соответствующие финансово-материальные ресурсы; без вложения соответствующих средств в настоящее время претендовать на получение конкретного позитивного результата весьма затруднительно;
- необходимо фиксировать результаты социально-педагогических реабилитационных воздействий (осуществлять документирование, контролировать ход выполнения поставленных задач, проведения воспитательных мероприятий), а также анализировать их с целью своевременной коррекции для
улучшения полученных результатов и повышения эффективности.
Таким образом, совершенствование образовательно-воспитательной системы реабилитационной деятельности исправительных учреждений для несовершеннолетних может давать результаты, которые будут свидетельствовать об улучшении деятельности указанных государственных структур исполнения уголовных наказаний.
Характеристика клиентов социальной работы как объектов гражданских социальных служб
Наиболее сложную категорию представляют осужденные, освободившиеся из ИУ:
• часть из них окончательно утратили навыки адаптированности к труду, работать не хотят;
• меры к тому, чтобы в кратчайшие сроки после освобождения заниматься вопросами своего трудоустройства и регистрации, не предпринимают;
• в службу занятости населения в подавляющем большинстве на учет не становятся;
• еще более дезадаптированы в связи с пребыванием в местах лишения свободы в условиях криминальной субкультуры;
• после освобождения из ИУ строят свое поведение, ориентируясь в основном на употребление ПАВ и ведение преступного, а также паразитического образа жизни; свое существование обеспечивают, как правило, за счет родственников;
• к собственному здоровью и организации дальнейшей жизни относятся крайне безответственно;
• психологического порога на не-
совершение повторного преступления не имеют и повторного попадания в места лишения свободы в основном не боятся.
Стратегия проведения социальной адаптации лиц, прибывших к избранному месту жительства после освобождения из мест лишения свободы, включает в себя следующие направления деятельности:
а) содействие социально-бытовой адаптации и регистрации по месту жительства в короткий срок;
б) решение вопроса с получением оплачиваемой работы, как источника существования, исключающего ведение преступного образа жизни;
в) воздействие с целью формирования мотивации на ведение семейного образа жизни без обращения к аддик-тивному поведению;
г) профилактика средствами социальной работы совершения лицами, освободившимися из мест лишения свободы, повторных преступлений;
д) включение в систему социально полезной занятости и ведения здорового образа жизни и т. д.
Поиск эффективных форм и методов работы с клиентами социальных служб, прибывшими к постоянному месту жительству из мест лишения свободы, в будущем будет происходить на постоянной основе. Однако среди известных форм и методов (в отношении отдельных из них) уже сейчас можно ставить вопросы о возможности современного использования.
Необходимо организовать общественно-научный и практический поиск проведения их некоторой внутренней реструктуризации и расстановки персонала в направлении повышения эф-
фективности деятельности. В качестве исходной идеи может служить теоретическая модель «превращения исправительных учреждений в реабилитационные», в которой основой деятельности может стать — именно ресоциализация и социальная реабилитация осужденных.
Концептуальную идею придания деятельности исправительных учреждений ресоциализационных и более четко обозначенных реабилитационных функций можно обозначить схематично по так называемым основным секторам, перевод осужденных в которые будет происходить в течение срока отбывания наказания. Именно в этих секторах (по возможности изолированно друг от друга) будут проходить все этапы отбывания наказания. Считаем, что формально, то есть с помощью законодательных и ведомственных нормативных актов, весь период отбывания наказания осужденных в местах лишения свободы уже разделен на три части — начальную, основную, заключительную (или подготовки к освобождению). На наш взгляд, каждого осужденного, отбывающего наказание в ИУ, необходимо перемещать в этом процессе по трем основным секторам, которые надо назвать соответствен-
но: 1) сектор социальной адаптации; 2) сектор исправления и ресоциализации; 3) сектор подготовки к реинтеграции в общество.
Кроме того, в ИУ могут быть созданы и функционировать следующие дополнительные сектора: трудовой адаптации (он уже есть — это производство); сектор медико-социальной реабилитации: для лиц, нуждающихся в периодическом получении медико-психиатрической и психологической помощи; сектор коррекции поведения: ШИЗО, ПКТ, СУОН, добровольное уединение в маломестных закрывающихся помещениях; сектор ОВЗОЖ (обучения ведению здорового образа жизни) или рекреации; сектор информации и образования (для лиц, занимающихся образованием).
Какие цели при такой системе создания секторов могут быть достигнуты:
- изменение деятельности ИУ УИС от исполнения режимно-изолирующей функции к реализации исправительно-реабилитационной, в конечном счете переориентация деятельности ИУ в аспектах применения не только исправления и ресоциализации, но и социальной реабилитации преступников, освобождающихся из ИУ;
Дополнительные
в ИУдля содействии ре социализации
Сектор трудовой
центртрудовой
Се ктор мед ико-социальной и психологической реабилитации -медицинская часть и внутренний реабилитационный центр
Сектор коррекции
поведен*«) - ШИЗО,
1КТ, СУОН, маломестные помещения дл« лиц, имеющих причины для уединения
Сектор информации и образования - библиотека, компьютерныйзал, школа (УКП),
Сектор обучения ведению здорового образа жизни - клуб, физкультурный центр,творческие мастерские
- создание секторной испра-вительно-реабилитационной деятельности с целью реализации возможностей для противодействия тюремной субкультуре (большая изолированность и усиленная ресоциализационная работа с осужденными не будет способствовать росту авторитета криминальных лидеров);
- повышение профессиональной подготовленности персонала УИС и его роли в возможности воздействия на осужденных с целью их исправления, ресоциализации и социальной реабилитации;
- создание исправительно-ресо-циализационного сектора в структуре каждого ИУ и переноса всей тяжести и ответственности работы соответственно материального стимулирования на персонал, работающий в данном секторе;
- овладение персоналом ИУ, работающим в исправительно-ресоциа-лизационном секторе, современными конкретными социальными технология-
ми работы с лицами, отбывающими уголовные наказания.
Чтобы данная модель работала эффективно, необходимо ее дополнить возможностью приобретения гражданскими социальными службами функции оказания содействия исправительным учреждениям (прежде всего обществу) в социальной адаптации освобожденных лиц. Решение этой проблемы возможно через принятие изменений в действующее законодательство о социальном обслуживании населения.
Если не будет возможности создания социальной службы в таком виде, то можно рассмотреть необходимость передачи указанной функции уголовно-исполнительным инспекциям, но при этом полностью реформировав их деятельность. Имеется в виду, что в настоящее время УИИ, по сути, выполняют лишь функции, связанные с работой с документами по подобию, как в ИУ работают спецотделы. А в реальности существует необходимость в исполнении
наказаний и проведении мероприятий по исправлению, ресоциализации, оказанию социальной помощи лицам, в отношении которых исполняются уголовные наказания. Следовательно, содержательная сторона работы УИИ должна быть преобразована.
Приведенная модель организации деятельности исправительных учреждений — это проект, но уже сейчас в отдельных регионах существуют в ИК центры ППиСР, а также реабилитационные сектора или отряды внутри охраняемого объекта, где успешно идет работа, в том числе по подготовке осужденных к освобождению. В УИС России имеется и опыт создания реабилитационного центра для подготовки осужденных из числа сирот и социальных сирот к освобождению, размещенный за пределами охраняемого объекта.
В некоторых регионах в ИУ делаются попытки на заключительном этапе переводить осужденных, которым осталось отбывать наказание менее 6 месяцев в отдельный отряд, где с ними проводится усиленная работа по их подготовке к освобождению. Нередко именно перед освобождением часть таких лиц допускают срывы и совершают в ИК преступления.
Для надлежащей подготовки осужденных к освобождению, по нашему мнению, в каждом ИУ необходимо создавать лаборатории по социальной работе.
В некоторых ВК имеется опыт создания отрядов (отделений), где размещаются осужденные, готовящиеся к освобождению, а также реабилитационных центров или центров социальной адаптации (реабилитации), которые находятся как внутри охраняемого объекта, так и за его пределами. И здесь нет никаких противоречий законодательству, методам и технологиям проведения воспитательной, социальной и психологической работы с данной категорией лиц, которых (исходя из объективных показателей) необходимо перемещать, создавая для них новые стимулы, побуждающие к изменению поведения и работе над собой. Важно при этом, чтобы решения о помещении в обозначенные структуры принимались коллегиально (на учебно-воспитательном совете, советах воспитателей отрядов) и утверждались руководством ВК.
Литература
1. Характеристика несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы // Ведомости УИС. — 2011. — № 4. — С. 22-27.