Научная статья на тему 'О социокультурной практике духовно-нравственного воспитания детей (на примере международного Конкурса детского творчества «Красота Божьего мира»)'

О социокультурной практике духовно-нравственного воспитания детей (на примере международного Конкурса детского творчества «Красота Божьего мира») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПРАКТИКА / ЛИЧНОСТЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИУМ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / КОНКУРС / SOCIO-CULTURAL PRACTICES / PERSONALITY / SPIRITUALLY-MORAL EDUCATION / SOCIETY / SOCIALIZATION / CONTEST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умалатов Т.Н.

В статье обозначены концептуальные основы и механизм реализации социокультурной практики в духовно-нравственном воспитании на примере международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира»; дано определение социокультурной практики как деятельности участника, обеспечивающей его социализацию и направленной на позитивное изменение социума. Предварительные (количественные и качественные) данные, полученные в ходе исследования, позволяют судить о междисциплинарном характере понятия «социокультурная практика»; общественном, культурном и педагогическом значении конкурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEORETICAL AND PRACTICAL FOUNDATIONS OF SOCIAL PRACTICES IN SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION (FOR EXAMPLE, THE INTERNATIONAL CHILDREN''S ART CONTEST «THE BEAUTY OF GOD''S WORLD ")

The article outlines the conceptual framework and mechanism of realization of socio-cultural practice in the spiritually-moral education by the example of the international children's art contest «the beauty of God's world "; definition of social practices as participant, resulting his socialization and positive change in society. Preliminary (quantitative and qualitative) data obtained in the course of the study, provide a glimpse of an interdisciplinary nature of scientific categories "social practice"; social, cultural and pedagogical value of the contest.

Текст научной работы на тему «О социокультурной практике духовно-нравственного воспитания детей (на примере международного Конкурса детского творчества «Красота Божьего мира»)»

УДК 37.013

О СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНКУРСА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «КРАСОТА БОЖЬЕГО МИРА»)

Умалатов Т.Н.

В статье обозначены концептуальные основы и механизм реализации социокультурной практики в духовно-нравственном воспитании на примере международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира»; дано определение социокультурной практики как деятельности участника, обеспечивающей его социализацию и направленной на позитивное изменение социума. Предварительные (количественные и качественные) данные, полученные в ходе исследования, позволяют судить о междисциплинарном характере понятия «социокультурная практика»; общественном, культурном и педагогическом значении конкурса.

Ключевые слова: социокультурная практика; личность; духовно-нравственное воспитание; социум; социализация; конкурс.

THE THEORETICAL AND PRACTICAL FOUNDATIONS OF SOCIAL PRACTICES IN SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION (FOR EXAMPLE, THE INTERNATIONAL CHILDREN'S ART CONTEST «THE BEAUTY OF GOD'S WORLD ")

Umalatov T. N.

The article outlines the conceptual framework and mechanism of realization of socio-cultural practice in the spiritually-moral education by the example of the international children's art contest «the beauty of God's world "; definition of social practices as participant, resulting his socialization and positive change in society. Preliminary (quantitative and qualitative) data obtained in the course of the study, provide a glimpse of an interdisciplinary nature of scientific categories "social practice"; social, cultural and pedagogical value of the contest.

Keywords: socio-cultural practices; personality; spiritually-moral education; society; socialization; contest.

Современное общество, столкнувшись с глобальными вызовами, может обеспечить устойчивое противостояние угрозам, имея «человеческий потенциал», способный делать нравственный выбор, осознающий ответственность за свою жизнь, семью, судьбу Отечества и всего человечества, способный взаимодействовать с окружающими людьми и оценивать происходящие в мире события «нравственными измерениями» [2]. Такие ценностно-смысловые ориентиры актуализируют духовно-

нравственное воспитание подрастающего поколения России. Сегодня духовно-нравственное воспитание, определяемое как «деятельность, направленная на формирование ценностно-смысловой сферы личности на основе определенного мировоззрения и соответствующей ему системы морали, культуры и образа жизни» [1, с. 49], стало приоритетным направлением государственной политики в сфере образования. Так, Министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева на встрече со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом отметила, что для нее «самый важный приоритет - это воспитание человека - маленького, потом взрослого, у которого есть нравственный стержень, для ко-

торого небезразличны понятия: справедливость, доброта, любовь, уважение к старшим, забота о старших» [3].

Анализ современного состояния педагогической науки и образовательной практики в области духовно-нравственного воспитания выявил противоречие между потребностями российского общества в высоконравственной личности и недостаточной разработанностью в науке и реализацией в практической деятельности механизмов, обеспечивающих эффективное духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Одним из таких механизмов может служить социокультурная практика в сфере художественного творчества детей и подростков. Актуальность и педагогическая целесообразность использования социокультурных практик обусловлена необходимостью духовно-нравственного воспитания в условиях ограниченности стратегии «приобщения к культуре» и экспансии массовой культуры. Социокультурная практика как феномен действительности представляет собой широкий спектр явлений, событий, фактов, выходит за рамки педагогической теории и практики, приобретая междисциплинарный характер, общественное и культурное значение. Это доказывают сведения, полученные

в ходе реализации долгосрочного проекта - Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира».Более двадцати лет Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви проводит самый крупный в России церковно-государственный форум - Международные Рождественские образовательные чтения, которые «стали международной трибуной для обсуждения многих насущных вопросов, касающихся духовного просвещения современников и сохранения традиционных нравственных ценностей в жизни людей» [4], - подчеркнул на его открытии Председатель Оргкомитета Чтений, Глава Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. Ежегодно в Чтениях принимают участие более 17 000 делегатов из России и стран зарубежья. В рамках форума проводится Международный конкурс детского творчества «Красота Божьего мира»(далее - Конкурс).

Концептуальной идеей, связавшей Чтения и Конкурс в единую систему духовно-нравственного просвещения и воспитания на основе православных ценностей, стали слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Все мы желаем изменить мир вокруг себя, сделать его лучше, чище, добрее и справедливее. В Евангелии мы находим совершенно ясное указание, по какому вектору должно быть направлено такое усилие человека, жаждущего преображения окружающей действительности. Этот вектор - Христос. Господь говорит: "Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни" (Ин. 8, 12). Это значит, что мы должны прилагать усилия к тому, чтобы следовать за Христом и устраивать свою жизнь в соответствии с Евангельскими идеалами. Преображая себя, свой внутренний мир, возрастая духовно, мы сможем силой Божественной благодати преобразить и мир вокруг нас»

[4].

Эта идея имеет методологические основания (философско-антропологический и аксиологический подходы - Н.А. Бердяев, А.Я. Данилюк, А.Г. Здравомыслов, В.В. Зеньковский, М.С. Каган, А.М. Кондаков, В.П. Тугаринов; психолого-педагогические концепции - В.Г. Алексеев, Б.Г. Ананьев, М.М. Бахтин, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон П.И. и др.; культурологический подход - О.С. Газман, И.Ф. Исаев, Д.С. Лихачев, В.А. Сухомлинский, Е.А. Ямбург и др.; личностно-ориентированный

- Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), позволившее теоретически обосновать и подтвердить практически положение о конкурсе как социокультурной практике в духовно-нравственном воспитании.

Приведенный нами анализ показал, что категория «социокультурная практика» широко представлена в социологии, философии, истории, политологии, медицине и интерпретируется как форма проявления и реализации социальных интересов; а также как социальная коммуникация; деятельность социальных институтов; технология (действие), модель социального поведения человека.

Анализ этих и иных интерпретаций позволил сделать вывод о междисциплинарном характере данного понятия и неоднозначности его трактовки. В обобщенном виде оно употребляется в «широком» и «узком» смысле. В «широком» смысле под социокультурной практикой понимают социальное явление, обусловленное деятельностным аспектом, заключающееся в преобразовании культурного содержания, сконцентрированного в форме опыта, моделировании новой реальности и расширении существующей. В таком контексте социокультурные практики распространены в различных сферах общественных отношений (экономика, политика, культура, образование, спорт и т.д.). В «узком смысле» понятие «социокультурная практика» употребляется как традиция, социально значимая инновация или услуга. В педагогике понятие «социокультурная практика» имеет разные толкования и представлено в дея-тельностном аспекте.

Анализ существующих дефиниций «социокультурная практика» позволил нам сформулировать данное понятие как педагогически организованную, целенаправленную и сознательную деятельность обучающегося, выражающую ценностное отношение к миру, являющуюся, с одной стороны, результатом его духовно-нравственного развития и социализации, с другой - позитивного изменения социума.

Выступая в качестве модели духовно-нравственного развития и воспитания, социокультурная практика включает в себя субъекты (обучающиеся, педагоги, окружающие люди) и объекты (природа, предметная среда, социальные отношения). Условием, обеспечивающим ее эффективность, выступает целенаправленная социальная и педагогическая деятельность.

Социокультурная практика как вид дея-

тельности имеет два сущностных признака-ориентира: внутренний и внешний. Внутренний - личностный, представлен единством когнитивной, аксиологической, эмоционально-волевой, деятельностной и рефлексивной составляющих, обеспечивающих преобразование субъекта социокультурной практики. Критерием анализа «внутренней» сферы практики является нравственно-благое усилие воли, заключенное в моральном действии личности и выраженное благородной лексикой красивого поступка.

Внешний - социальный ориентир отражает ценностное отношение человека к другим людям, миру и направленное на эстетическое преобразование окружающей человека действительности - культурно-образовательной среды. Эквивалентом такого отношения выступает материально-предметная деятельность. Важным условием эффективности социокультурной практики выступает партнерство социальных институтов, обеспечивающее единство це-леполагания и консолидированное участие в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. В данном случае речь идет об органах государственной власти, Русской Православной Церкви, семье, школе, институтах культуры (музей, выставочный зал, галерея и т.д), общественных организациях и др.

В процессе социокультурной практики будут происходить качественные изменения в следующих структурных элементах личности ее участников: когнитивный (система знаний как основа мировоззрения), аксиологический (жизненные смыслы и ценности), эмоционально-волевой (мотивы и эмоции, обеспечивающие созидательную, эмоционально окрашенную деятельность), деятельностный (регуляция своего поведения, опыт художественного творчества), рефлексивный (осмысление и анализ собственных действий, ориентация на выбор индивидуального пути развития).

Международный конкурс детского творчества «Красота Божьего мира» в области изобразительного искусства представляет собой совокупность социокультурных практик. Конкурс проводится в два этапа. В нем могут принимать участие обучающиеся из организаций всех уровней образования России и стран зарубежья в возрасте от 8 до 17 лет.

Жюри конкурса возглавляет Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополит Ростовский и Новочеркас-

ский Меркурий. В жюри конкурса, наряду с сотрудниками Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, входят члены Российской академии художеств, Союза художников России, видные деятели искусств, педагоги. Обязательные номинации конкурса составляют:

1. «Основная тематика». Данная тематика достаточно широка («Рождество Христово», «Библейские сюжеты», «Мир духовный и мир земной», «Христос и Церковь», «Любимый храм», «Красота родной природы», «Мой дом, моя деревня, мой город», «Моя семья и друзья») и предполагает участие трех возрастных групп: дети до 8 лет; подростки 9-12 лет; старшие подростки, юношество13-17 лет.

2. «Православная икона».В номинации принимаются работы учащихся 13-17 лет иконописных школ или мастерских, выполненные с соблюдением канонов православной иконописи.

3. «Роспись по фарфору».В силу своей специфики номинация предполагает участие преимущественно учащихся 13-17 лет из профессиональных (художественных) учебных заведений. У них есть возможность проявить свое творчество в разнообразной тематике («Монастыри Москвы», «Утраченная Москва», «Московские древности», «Неизвестная архитектура Москвы», «Москва во времена Рюриковичей», «Москва во времена Романовых», «Белокаменный Кремль», «Храмы Москвы», «Замоскворечье», «Московские святители»).

Общая тематика Конкурса определяется памятными в истории страны и Православия датами. Например, Отечественная война 1812 года, четырехсотлетие Дома Романовых, семисотлетие преподобного Сергия Радонежского, тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира.

Важно то, что созданию детской конкурсной работы в большинстве случаев предшествует процесс изучения истории родного края, Священного писания, истории взаимодействия Русской Православной Церкви и государства. В процесс создания рисунка вовлекается не только сам автор работы, но и окружающие его люди: педагог, родители, друзья, одноклассники. Через ребенка происходит преобразование, в форме катехизации, того социума, в котором он находится и с которым он взаимодействует.

Условием проведения Конкурса является заранее запланированный приезд победите-

лей Конкурса на церемонию награждения. Значительное влияние на формирование личности оказывает фон группы, коллектива, его творческая атмосфера, создание которой - такая же важная педагогическая задача, как и задача формирования личностных качеств.

Во время пребывания победителей в Москве для них специально организуется культурно-образовательная среда для творчества и общения. Участники Конкурса на семь дней превращаются в единую разновозрастную и многонациональную семью. Это позволяет им освоить новые для себя социальные роли, обменяться впечатлениями, расширить кругозор, испытать позитивные эмоции от эстетического переживания и др. Коммуникативные связи, установленные в ходе практико-ориентированной деятельности, способствуют накоплению и трансляции опыта художественного творчества от человека к человеку, от поколения к поколению.

Награждение победителей первого этапа Конкурса проводится в епархиях Русской Православной Церкви. Награждение победителей второго этапа Конкурса проводится в Москве во время Международных Рождественских образовательных чтений. За первые места призёры награждаются Патриаршими грамотами, за остальные - грамотами Председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Также победители награждаются ценными призами. Так, например, в 2014 году награждение победителей проходило в Государственном Кремлевском Дворце в рамках церемонии открытия XXII Международных Рождественских образовательных чтений, награды победителям вручал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Министр образования и науки Российской Федерации Д. В. Ливанов.

Педагогическое сопровождение участников социокультурной практики на этом не заканчивается. Для победителей Конкурса разрабатывается специальная экскурсионная программа по Москве и Санкт-Петербургу. Дети посещают крупнейшие музеи страны, такие, как: «Московский Кремль», «Оружейная палата Московского Кремля», «Алмазный фонд», «Свято-Троицкая Сергиева Лавра», «Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина», «Музей - заповедник «Царицыно», «Государственная Третьяковская Галерея», «Государственный Исторический Музей», «Музей истории Москвы», «Музей-панорама «Бородинская битва», «Музей «Палаты бояр Романовых», «По-

кровский ставропигиальный женский монастырь». А в Санкт-Петербурге «Зимний дворец -музей Эрмитаж», «Государственный музей-заповедник «Петергоф», «Государственный музей-заповедник «Павловск», «Храм Спаса-на-крови в Санкт-Петербурге», «Музейный комплекс «Исаакиевский собор», «Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра». Во всех музейных комплексах специально для участников Конкурса разрабатываются экскурсии, обеспечивающие расширение кругозора, культурологическое и православное просвещение, изучение истории выстраивания отношений Русской Православной Церкви и Российского государства. Для сопровождающих детей родителей и педагогов также разрабатываются экскурсии, во время которых прослеживается духовная, культурная и социальная преемственность поколений.

Важным условием Конкурса как педагогической системы являются обучающие мастер-классы. Например, для победителей проводятся занятия по акварели совместно с «Московской специализированной школой акварели Сергея Андрияки и с музейно-выставочным комплексом». На занятиях ребята, осваивая технику многослойной акварели, совершенствуют навыки в области изобразительного ис-кусства.Посещая учебные классы и музейно-выставочный комплекс, где представлены работы педагогов и учеников - выпускников школы, они погружаются в специально спроектированную культурно-образовательную (творческую) среду. В Санкт-Петербурге такой мастер-класс ежегодно проводится на старейшем в Европе, первом и одном из крупнейших в России предприятии по производству художественных фарфоровых изделий - Императорском фарфоровом заводе. Здесь ребята активно и эмоционально насыщенно взаимодействуя друг с другом и специалистами - знаменитыми художниками, приобретают навыки росписи по фарфору. Также для них организуются экскурсии по цехам предприятия.

Опредмеченным результатом социокультурных практик, составляющих суть Конкурса, становятся работы его участников. Они наполнены одухотворенностью, эстетикой, индивидуальностью, представляют во всей полноте красоту Божьего мира, широко транслируют эмоционально-ценностное отношение вовне, дополняя и созидательно преобразуя культурно-образовательную среду.

По итогам Конкурса проводятся выставки детских работ, которых за десять лет было

организовано более тридцати. Они проходили в Государственном Кремлевском Дворце, в Московском Манеже, в Зале Церковных Соборов комплекса Храма Христа Спасителя, в Российской государственной библиотеке, в Московской городской Думе, в Московской специализированной школе акварели Сергея Андрияки с музейно-выставочным комплексом, под открытым небом на Цветном бульваре г. Москвы, в Министерстве образовании и науки Российской Федерации. Выставка побывала в таких городах, как Владивосток, Нижний Новгород, Краснодар, Оренбург, Уфа, Красноярск, и других регионах России. Выставки посетили около 500 000 человек. Начиная с 2011 года, совместно с Комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы к Рождеству и Новому году Столица ежегодно украшается работами победителей и участников Конкурса. Такое доверие и уважение к участникам Конкурса со стороны различных социальных институтов является свидетельством его важности в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Работы участников Конкурса легли в основу анимационных фильмов, ставших впоследствии победителями кинофестивалей:

1. Фестиваль православных фильмов «Покров» (г. Киев, Украина, 2011 год-диплом участника финала кинофестиваля).

2. Всероссийский кинофестиваль короткометражных фильмов «Семья России» (2011 год - грамота Министра культуры Российской Федерации за победу на VIII всероссийском кинофестиваль короткометражных фильмов «Семья России» в городе Санкт-Петербурге)

3. Международный фестиваль кино- и телепрограмм «Радонеж» (2012 год -диплом участника финала кинофестиваля);

4. Всероссийский кинофестиваль короткометражных фильмов «Семья России» (2012 год - грамота Министра культуры Российской Федерации за победу на IX всероссийском кинофестивале короткометражных фильмов «Семья России» в номинации «Яркий образ детства», город Иркутск);

5. IX Международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный ангел» (2012 год - диплом и статуэтка «Лучезарный ангел» за первое место в номинации «Детское жюри»).

Ежегодно по итогам Конкурса выпускается каталог детских рисунков(тираж 2 000 экземпляров), куда входят сто лучших работ по-

бедителей и участников Конкурса. Данный каталог получают представители регионов, чьи дети приняли участие в Конкурсе.

Наиболее значительными внешними эффектами Конкурса, выражающими его социально преобразующую сущность и профессионально-общественное признание, также стали:

1. Рождественская выставка детских работ на Цветном бульваре города Москвы, организованная в 2010 - 2011 гг. совместно с Комитетом рекламы.

2. Финансовая поддержка, полученная в 2011 году в виде гранта конкурса «Православная инициатива - 2011» на реализацию сетевого проекта «Красота Божьего мира для православных приютов». Его апробация прошла на территории Московской, Санкт- Петербургской и Ладожской, Новгородской и Арзамасской епархий.

3. Мастер-класс для победителей конкурса, впервые проведенный в 2011 году совместно с Императорским фарфоровым заводом и впоследствии ставший традиционным.

4. Фотовыставка под открытым небом «Красота Божьего мира», организованная совместно с Правительством Москвы в рамках Дней славянской письменности и культуры в сентябре-октябре 2012 года.

5. Финансовая поддержка, полученная в 2013 году в виде гранта конкурса «Православная инициатива-2013» на реализацию совместного с Санкт-Петербургской метрополией сетевого проекта «Красота Божьего мира для кадетских, нахимовских и суворовских военных училищ». Его апробация прошла на территории Санкт-Петербургской, Калининградской, Московской епархий с участием ребят из города Джанкой (Украина).

6. Выставка победителей конкурса детского рисунка и творческих работ, посвященная 73-й годовщине начала Великой Отечественной войны «Живи и помни», организованная совместно с ЦМ ВОВ 1941-1945 гг на Поклонной горе.

7. Присуждениев ноябре 2012 года Знака качества «Лучшее - детям».

8. Победа в 2013 году во «Всероссийском конкурсе в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодёжью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» по г. Москве.

Анализ статистических данных указывает на позитивную динамику Конкурса, выраженную в следующих количественных показателях:

- расширилась география конкурса (с 31

епархии в 2005 г. до 153 в 2015 г.; увеличилось представительство стран-участниц);

- увеличилось число участников (с 253 человек в 2005 г до 368 в 2015 г.)и социальных партнеров (с 3 до 12).

Научно обоснованная педагогическая деятельность по духовно-нравственному воспитанию личности в качестве необходимого этапа включает мониторинговые исследования.

Качественным показателем эффективности Конкурса явились личностные и метапред-метные результаты («приращения») его участников, выраженные в позитивных изменениях элементов (когнитивный, аксиологический, эмоционально-волевой, деятельностный, рефлексивный) в структуре личности субъектов духовно-нравственного воспитания. Для изучения личностных «приращений» участников социо-культурых практик нами использовались адаптированный вариант методики М. Рокича по изучению ценностных ориентаций воспитанников, опрос, наблюдение, методика незаконченного предложения, анализ высказываний и сочинений участников конкурса «Красота Божьего мира».

По результатам мониторинговых исследований все дети были распределены по трём уровням сформированности личностных и ме-тапредметных результатов (табл. 1).

Таблица 1

Уровни сформированности личностных и ме-тапредметных результатовучастников социальных практик, проводимых в рамках конкурса «Красота Божьего мира» (по результатам мониторинговых исследований)

уровень количество учащихся (в %)

контрольная группа (104 участника) экспериментальная группа (103 участника)

низкий 22 17

средний 57 63

высокий 21 20

Итого 100 100

Полученные данные были обработаны с целью выявления статистической значимости развития уровней сформированности личностных и метапредметных результатов. Разница в уровнях сформированности личностных и ме-тапредметных результатов у участников контрольной и экспериментальной групп статистически незначительная. Этот вывод был сделан с помощью следующих расчетов по формуле:

п (ср) = (п^ + п2И2 +

где п - численное значение уровня сформированности; N - количество участников соответствующего уровня (1 - низкий уровень, 2 -средний, 3 - высокий); N - общее количество участников.

Получены следующие результаты: в экспериментальной группе среднее значение составило 46,6, в контрольной - 41,6, т.е. разница составляет 5%.

Так, увеличилось количество детей и подростков, у которых:

- расширилось мировоззрение в части представлений о самих себе, социуме, нормах, его регламентирующих и отраженных в сознании в виде нравственных категорий православия («благо», «добро», «зло», «истина», «долг», «совесть», «справедливость» и др.);

- сформированы (усовершенствованы) умения добывать, перерабатывать (конспектировать, реферировать, аннотировать), интерпретировать, адекватно оценивать и публично представлять информацию, в том числе, и в различных аспектах православной культуры;

- сформировано эмоционально-ценностное отношение к людям, объектам духовной и материальной культуры, выраженное в принятии, сопереживании, милосердии, бережливости, ответственности и т.д.;

- проявляется побуждение активно участвовать в собственной жизни и жизни социума, преобразовывая себя и окружающую социальную действительность на основе православных ценностей средствами художественного творчества;

- развиваются способности осознанного и самостоятельного целеполагания, планирования, предвидения социальных и нравственных последствий собственной деятельности;

- приобретен опыт эмоционально-насыщенного творческого переживания, нравственного поведения в новых социальных условиях, созидательной личностно и социально ориентированной деятельности, творческого общения.

Предварительные (количественные и качественные) данные, полученные в ходе исследования, позволяют судить об эффективности социокультурной практики в духовно-нравственном воспитании на примере Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира». Международный конкурс детского творчества «Красота Божьего мира» как социокультурная практика является массовым, культурным, инновационным, бюджетным, долгосрочным, мульти-

функциональным мегапроектом. Представленная социокультурная практика способствует духовно-нравственному воспитанию и социализации личности, качественным изменениям культурно-образовательной среды и имеет ярко выраженные

(внутренние и внешние) эффекты. Профессиональное и общественное признание, культурное и педагогическое значение Конкурса является тому подтверждением.

Литературоведение

Список литературы

1. Духовно-нравственное воспитание: вопросы теории, методологии и практики в российской школе / Метлик И.В., Галицкая И.А., Ситников А.В. / Под ред. д.п.н. И.В. Метлика. - М.: ПРО-ПРЕСС, 2012. 264 с.

2. [Электронный ресурс]. URL: https://pravobraz.ru (дата обращения: 07.07.2016).

3. [Электронный ресурс]. URL: https://pravobraz.ru (дата обращения: 31.08.2016).

4. [Электронный ресурс]. URL: https://pravobraz.ru (дата обращения: 02.09.2015)

Об авторе

Умалатов Тимирланд Нурутдинович - заведующий Сектором мероприятий и конкурсов, синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, г. Москва, t7379702@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.