Научная статья на тему 'О социальной активности современных студентов'

О социальной активности современных студентов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
272
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СТУДЕНТ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / ФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Майкова Лариса Валерьевна

В статье представлены результаты исследования по выявлению основных проявлений социальной активности студентов, уточнены мотивы участия в общественной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О социальной активности современных студентов»

УДК [316.344.34:378.2]:316.621

О СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

ABOUT SOCIAL ACTIVITY OF MODERN STUDENTS

Л. В. Майкова L. V. Majkova

ГОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье представлены результаты исследования по выявлению основных проявлений социальной активности студентов, уточнены мотивы участия в общественной работе.

Abstract. The article contains the results of the research aiming to know the main trends of social activity of students, the motives of participation in the social activity are specified.

Ключевые слова: социальная активность, студент, будущий учитель, формирование.

Keywords: social activity, student, future teacher, formation.

Актуальность исследуемой проблемы. Современный этап развития общества определяет необходимость подготовки квалифицированных и социально активных, ответственных, практико ориентированных специалистов, способных к саморазвитию и самосовершенствованию, отличающихся инициативностью, социально-профессиональной мобильностью.

Социальная активность есть новообразование личности, интегрирующее социальные знания, личный социальный опыт и ответственность, обеспечивающее ей успешную социализацию и гармонию отношений с окружающей средой. К качествам социальной активности мы относим образованность, нравственную и социальную устойчивость, способность к логическому, аналитическому, критическому и конструктивному мышлению, личностное и профессиональное самоопределение, гражданственность и ответственность, созидательную активность, патриотизм, коллективизм, мобильность и динамизм [1], [3], [4].

Материал и методика исследований. На начальном этапе исследования с целью выявления социальной активности студентов нами было проведено анкетирование. В нем приняли участие студенты 3-4 курсов ЧГПУ им. И. Я. Яковлева (743 человека) и ЧГУ имени И. Н. Ульянова (328 человек). Выбор данного возраста был обусловлен тем, что студенты средних курсов уже адаптировались к вузовской жизни, являются основными участниками общественно-полезных дел.

Студентов спросили: «В чем, по Вашему мнению, должна проявляться социальная активность студенческой молодежи?» Полученные данные (в процентном отношении) представлены в табл. 1 (сумма показателей превышает 100 %, поскольку была возможность выбрать несколько ответов):

Таблица 1

Социальная активность студентов

Формы проявления социальной активности ЧГПУ ЧГУ Среднее значение

Участие в деятельности общественных организаций 95,5 94,5 95,0

Участие в массовых творческих мероприятиях (КВН, студвесна, Перловка и др.) 93,5 94,1 93.8

Участие в различных молодежных акциях 73,7 75,0 74,4

Участие в благотворительности, оказание социальной помощи нуждающимся в ней 63,4 61,9 62,6

Работа в составе студенческих (педагогических) отрядов 75,5 45,4 60,5

Участие в экологических мероприятиях, субботниках 61,4 57,0 59,2

Участие в деятельности студенческого самоуправления 57,3 55,4 56,4

Пропаганда здорового образа жизни 58,9 53,1 56,0

Разработка и реализация социальных проектов 54,2 45,1 49,7

Занятия в кружках художественной самодеятельности и в спортивных секциях 47,4 49,1 48,3

Участие в патриотических мероприятиях 41,8 43,0 42,4

Выполнение общественных поручений 32,6 30,8 31,7

Обращение к органам государственной власти с письмами, заявлениями 29,4 34,1 31,7

Участие в выборах представителей различных уровней власти 25,3 28,6 26,9

Реализация/выдвижение общественных инициатив 17,0 21,6 19,3

Занятие краеведческой деятельностью 9,3 7,3 8,3

Участие в акциях протеста, шествиях, митингах 7,1 8,2 7,6

Другое 2,4 3,2 2,8

Затрудняюсь ответить 1,3 1,2 1,3

Как видно из таблицы, основными проявлениями социальной активности студенты считают: участие в деятельности общественных организаций (95,0 %), участие в массовых творческих мероприятиях (94,9 %), участие в молодежных акциях (74,4 %), работу в составе студенческих отрядов (60,5 %), участие в благотворительности, оказание социальной помощи нуждающимся в ней (62,6 %), участие в экологических мероприятиях, субботниках (59,2 %), ведение здорового образа жизни (56,0 %), участие в деятельности студенческого самоуправления (56,4 %), разработку и реализацию социальных проектов (49,7 %).

На вопрос: «Участвуете ли вы в общественной работе?» 23,1 % опрошенных студентов ответили - постоянно, 25,3 % - эпизодически, 51,6 % - не участвуют. Причинами, по которым студенты не участвуют в общественной работе, являются: загруженность учебой - 22,9 %, не видят конкретных результатов работы - 16,4 %, хотели бы заниматься общественной работой, но им никто не предлагал - 12,3 %, не хотят тратить время на общественную работу или не нравится заниматься общественной работой - 24,2 %, мешает личная неорганизованность - 18,7 %, все свободное время уходит на зарабатывание денег - 3,1 % и 2,4 % опрошенных дали другие ответы.

У студентов, занимающихся общественной деятельностью, спросили: «Что дает вам общественная работа?». Считают, что она приносит им моральное удовлетворение -

41,7 %, приводит к росту чувства ответственности - 34,6 %, расширяет кругозор - 33,9 %, сближает с коллективом - 47,6 %, повышает авторитет в коллективе - 26,4 %, поднимает самооценку - 20,2 %, помогает учебе - 19,6 %, дополняет жизнь - 22,4 %, учит работать с людьми - 83,7 %, воспитывает чувство ответственности - 67,6 %, помогает

приобрести навыки организаторской работы - 70,2 %, позволяет реализовать свои способности - 45,1 %, ничего не дает - 9,7 % (сумма показателей превышает 100 %, поскольку была возможность выбрать несколько ответов). Согласно полученным ответам, большинство опрошенных находит в общественной деятельности источник удовлетворения своих духовных интересов.

Активность личности определяется системой ее интересов, потребностей, стимулов, выступающих в качестве мотивов поведения. Поэтому исходным моментом создания научно обоснованной воспитательной работы по формированию социальной активности должно быть знание основных личностных характеристик студенчества, которые образуют внутренние условия развития социальной активности, выступая как внутренние факторы ее развития.

Студентам был задан вопрос: «Какие мотивы побуждают Вас участвовать в общественной работе?». Полученные данные (в процентном отношении) представлены в табл. 2 (сумма показателей превышает 100 %, поскольку была возможность выбрать несколько ответов).

Таблица 2

Мотивы участия в общественной работе

Мотивы Степень побуждений к участию в общественной работе

прежде всего в меньшей степени не побуждает затрудняюсь сказать

Желание находиться в коллективе 72,6 17,4 5,6 4,4

Участие потому, что обязывают 16,5 41,9 32,4 9,2

Стремление улучшить свое общественное положение в вузе 6,7 32,2 51,0 10,1

Желание сочетать личные интересы с общественными 29,3 34,4 18,7 17,6

Потребность быть ответственным за какое-то общественное дело 42,4 37,1 11,2 9,3

Общественная работа является традицией 24,7 36,6 22,4 16,3

Желание выработать навыки и умения, которые будут необходимы в деятельности учителя 20,4 66,4 5,6 7,6

Увлек пример других 18,6 54,5 14,2 12,7

Стремление овладеть опытом организаторской деятельности 41,6 32,4 12,7 13,3

Данные табл. 2 убеждают в том, что на первом месте стоят мотивы общения: желание находиться в коллективе (74,2 %), на втором - потребность быть ответственным за какое-то общественное дело (42,4 %), на третьем - стремление овладеть опытом организаторской деятельности (41,6 %). Общественные поручения выполняют с большим желанием

22,7 % опрошенных студентов, без желания - 34,2 %, равнодушно относятся - 16,9 %, выполняют по принуждению - 14,3 %, стараются уклониться от выполнения общественных поручений - 11,9 %. Лишь 44,5 % опрошенных показали, что выполняемая ими общественная работа соответствует их интересам и склонностям, 30,6 % - не вполне соответствует, а 24,9 % - не соответствует. Полученные результаты свидетельствуют об общей невысокой заинтересованности части студентов в общественной деятельности, об их низкой социальной активности. Неудовлетворенность общественной работой, по-видимому, вызвана отсутствием достаточной возможности проявить собственную инициативу.

Социальная активность студентов во многом определяется личностными качествами, которые всегда высоко ценились в профессиональной деятельности, но в настоящее время они еще более необходимы для становления жизнеспособной личности в условиях демократизации общества и либерализации экономики [1], [3], [4].

В ходе проведения исследования нам необходимо было выяснить, насколько студенты обладают деловыми качествами. Оценка наличия деловых качеств предлагалась по пятибалльной шкале:

«1» - качество не проявляется;

«2» - качество проявляется редко;

«3» - качество в одинаковой степени проявляется, а может и не проявляться, еще не стало потребностью, требуется контроль;

«4» - качество проявляется в большинстве случаев;

«5» - качество стало потребностью, иначе студент поступить не может.

Ответы студентов ранжированы по среднему баллу.

По соотношению поставленных баллов в столбцах «хочу обладать» и «обладаю» можно судить о степени желания студентов к саморазвитию данных личностных качеств. Если в столбце «обладаю» балл самооценки ниже, чем в столбце «хочу обладать», то это можно рассматривать как желание студента достичь соответствующего уровня данного качества. Одинаковая оценка качества может означать удовлетворенность студента степенью развития у него того или иного качества (табл. 3).

Таблица 3

Степень развития личностных качеств у студентов

Качества Хочу обладать Обладаю

Трудолюбие 4,62 3,49

Творческое отношение к работе 4,37 3,59

Целеустремленность 4,75 3,91

Принципиальность 3,91 3,83

Организованность 4,68 3,72

Инициашэюсль 4,36 3,65

Настойчивость 4,49 3,76

Энергичность 4,78 4,23

Самостоятельность 4,91 4,01

Честность, порядочность 4,78 4,12

Ответы показывают, что самооценка деловых качеств достаточно высокая и разброс в интервале от самой высокой до самой низкой оценки не очень большой, т. е. все перечисленные качества, по мнению студентов, присущи им практически в одинаковой степени. Отметим, что в столбце «хочу обладать» практически по всем качествам у студентов есть значительный потенциал для саморазвития.

Формирование социальной активности так же, как и личностных социальных качеств студенческой молодежи, происходит в процессе социокультурного становления специалиста в вузе под воздействием факторов социальной макро- и микросреды. Наиболее эффективно это осуществляется в системе целенаправленного воспитания в студенческих клубах по интересам, участии в студенческом самоуправлении.

Воспитательная работа в вузе, по мнению большинства студентов, должна включать организацию их досуга (кружки, походы, клубы по интересам) - 64,3 %. На вопрос «Каким видом деятельности вы бы хотели заниматься в университете?» были получены следующие ответы: участвовать в культурно-массовых мероприятиях - 54,8 %, участвовать в спортивных мероприятиях - 49,8 %, заниматься в спортивных секциях - 56,4 %, посещать музеи, выставки - 20,7 %, участвовать в туристических походах - 34,6 %, посещать школу вожатского мастерства - 27,3 %, заниматься научной деятельностью -59,2 %, выполнять общественные поручения - 23,8 %, осуществлять волонтерскую деятельность - 19,9 %, участвовать в студенческом самоуправлении - 39,6 %, участвовать в художественной самодеятельности - 51,3 % (сумма показателей превышает 100 %, поскольку была возможность выбрать несколько ответов).

Студенты хотят заниматься в научных - 56,8 %, вокальных - 14,5 %, художественных кружках - 34,7 %, театральных - 22,4 %, танцевальных студиях - 38,3 %, вокальных - 14,5 %, художественных кружках - 34,7 %, посещать спортивные секции - 49,7 % (сумма показателей превышает 100 %, поскольку была возможность выбрать несколько ответов). По данным опроса, в свободное время студенты ориентированы на отдых. Они встречаются с друзьями, играют в компьютерные игры, смотрят телевизор, читают книги, слушают музыкальные записи, общаются с семьей, занимаются самообразованием. Из активных форм досуга студенты предпочитают заниматься спортом, танцами, совершать пешие и велосипедные прогулки.

Организаторами воспитательного процесса выступают кураторы. Нами был проведен опрос кураторов студенческих групп. На вопрос «Какие направления воспитания, Вы считаете, нужны в вузе?» были получены следующие ответы (табл. 4):

Таблица 4

Варианты ответа Нужны, % Имеются в вузе, %

Патриотическое 79,9 20,0

Семейно-бытовое 78,3 21,6

Религиозное 71,2 28,6

Экологическое 68,8 31,1

Духовно-нравственное 66,7 33,1

Художественно-эстетическое 59,8 40,3

Физическое 42,5 57,5

Гражданско-правовое 38,8 61,1

Экономическое 38,2 61,6

Структура ответов позволяет заключить, что студенты считают необходимым развивать те направления воспитания, которые недостаточно поставлены в вузах. Задача современного вуза - создание условий для полноценного развития личности, для ее самореализации в различных сферах социально ценной деятельности.

Полученные в ходе исследования данные были учтены при разработке Концепции и программы воспитания и самовоспитания студентов ЧГПУ им. И. Я. Яковлева «Учитель, патриот, гражданин».

Резюме. С педагогических позиций социальная активность характеризуется как побудитель к деятельности (актуальная потребность), как свойство личности на определенном этапе ее развития и как результат социально ценной деятельности. Социальная активность проявляется в деятельности, предполагающей ответственность за свои поступки и действия. Чем шире круг выполняемых социальных ролей, чем более устойчивы связи личности с обществом, тем легче происходит социальная адаптация молодежи в новых условиях к самостоятельной жизни. При этом социальный опыт, приобретаемый в одной социальной роли, оказывается необходимым при выполнении других.

Участие в деятельности общественных организаций вуза, города полезно студенту прежде всего потому, что избавит его от гражданской пассивности, привычки чувствовать себя «социальным инвалидом», нуждающимся в постоянной опеке государства и общества, научит полагаться на свои собственные силы, разумно использовать свою энергию и потенциал. Приобретенный опыт социальной и творческой активности студентов составляет основу социальной мобильности - способности к переменам в социальном пространстве, к эффективной адаптации в условиях быстро меняющейся социальной ситуации и к преобразованию как внутреннего, так и внешнего мира.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борисова, О. В. Теория и практика формирования социальной активности студентов в условиях клубных объединений вуза / О. В. Борисова, И. В. Павлов. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2005. -164 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Концепция и программа воспитания и самовоспитания студентов - будущих педагогов «Учитель, патриот, гражданин» на 2007-2010 гг. / Г. Н. Григорьев и др. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2007. -180 с.

3. Павлов, В. И. Духовно-нравственная культура будущего учителя / В. И. Павлов. - Чебоксары : Новое время, 2010. - 672 с.

4. Павлов, И. В. Образовательный процесс в поликультурной школе / И. В. Павлов, И. И. Павлова, В. И. Павлов. - Чебоксары : АН ЧР, 2009. - 672 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.