УДК 378.147.88
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ И ИХ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
FUTURE TEACHERS’ SCIENTIFIC RESEARCH ACTIVITY AND THEIR PROFESSIONAL READINESS
Т. А. Иванова, В. П. Ковалев T. A. Ivanova, V. P. Kovalev
ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. Научно-исследовательская работа студентов высших учебных заведений приобретает огромное значение в образовании и становится одной из главных составляющих качественной подготовки будущего специалиста. Исследовательская деятельность дополняет учебный процесс, выходя за рамки программного обучения, индивидуализируя процесс обучения, повышая научный профессионализм студентов под руководством преподавателей и научных сотрудников.
Abstract. University students’ scientific research activity is very important for education. Nowadays it is becoming one of the main elements of solid future professional training. Research activity complements training process by going beyond training programme, making learning process more individual, improving scientific proficiency of students working with teachers and research associates to become better professionals.
Ключевые слова: научно-исследовательская работа, профессиональная готовность, профессиональная деятельность.
Keywords: scientific research, professional readiness, professional activity.
Актуальность исследуемой проблемы. Одной из форм учебного процесса студентов является научно-исследовательская работа. Она как один из факторов повышения качества образования развивает профессиональную компетентность студента, что, в свою очередь, является объективным требованием современного этапа университетской подготовки. Современный мир нуждается в специалисте, который способен быстро воспринимать новые идеи, принимать нестандартные решения, активно участвовать в инновационных проектах и готов компетентно решать исследовательские задачи. Чтобы представить научно-исследовательскую деятельность как особый вид познавательной деятельности, необходимо изначально определиться с понятием «научное исследование». Научное исследование - это процесс познания нового явления и раскрытия закономерностей изменения изучаемого объекта в зависимости от влияния различных факторов для последующего практического использования этих закономерностей [1]. Существуют три вида исследований:
1) теоретические;
2) экспериментальные;
3) теоретико-экспериментальные.
Классификация вышеназванных видов исследований зависит от того, какие методы и средства применяются при изучении той или иной научной проблемы. Следует отметить, что главной целью исследовательской работы являются наблюдение, максимально ограниченное от вторжения внешних факторов во внутреннюю жизнь объекта изучения, и последующее определение истины.
Материал и методика исследований. Проанализировано современное состояние организации научно-исследовательской работы студентов факультета естествознания и дизайна среды (ФЕ и ДС) Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, выделены показатели и уровни готовности студентов старших курсов к профессиональной деятельности. В качестве методов исследования выступили: изучение и анализ научной литературы, педагогический эксперимент.
Результаты исследований и их обсуждение. Проанализировав современное состояние организации исследовательской работы студентов ФЕ и ДС, мы выявили, что в процессе выполнения учебной и научной работы повышается уровень самостоятельности обучающегося, конечно же, не без участия преподавателя, который, будучи руководителем и организатором, постепенно становится советчиком и консультантом. Мы установили, что исследовательская работа на факультете проходит разнообразно: 1) при содействии научного руководителя или преподавателя; 2) индивидуально, при помощи ведущих преподавателей кафедры; 3) в рамках научной группы и студенческого научного общества, а также научного студенческого кружка.
Все виды научно-исследовательской работы, характерные для ФЕ и ДС, предоставляют студентам возможность охотно трудиться над своей темой исследования, обрести единомышленников, которые не могут быть равнодушны к результатам, полученным товарищем в процессе работы. Исследовательской работой занимаются студенты всех вузов, ЧГПУ им. И. Я. Яковлева при этом не является исключением, ведь написание курсовых и выпускных квалификационных работ не может быть выполнено без проведения пусть даже самых легких исследований.
Поскольку участие в научно-исследовательской деятельности представляет собой столь важную часть профессиональной подготовки будущего специалиста, то по завершении начатой работы у студента формируются умения и навыки, которые он совершенствует в процессе самообразования:
а) умение поиска источников информации, отбор нужной информации в одном или нескольких источниках, ориентация в отобранных (рекомендуемых) публикациях и смысловая переработка информации в них;
б) умения и навыки письменной фиксации информации для ее последующего использования;
в) умение доложить результаты исследования и подготовить их к опубликованию [2].
Проанализировав деятельность ФЕ и ДС по формированию профессиональной
компетентности будущих специалистов, можно сделать следующие выводы:
1) уровень готовности старшекурсников к профессиональной деятельности является высоким, по всем показателям и критериям преобладают высокий и средний уровни готовности;
2) подготовка будущих специалистов через исследовательскую деятельность обладает рядом преимуществ: дает высокую теоретическую подготовку по специальным дисциплинам, расширяет кругозор, приучает к пошаговому выполнению работы, развивает познавательную и самообразовательную деятельность.
Обучаясь в высшем учебном заведении, студент должен понимать, что в дальнейшем его жизнь будет связана с профессиональной деятельностью, ведь профессию он уже себе выбрал, и последующий этап его индивидуального развития будет проходить в среде современного общества. Нас интересовало, каков уровень готовности студентов старших курсов к профессиональной деятельности.
Мы провели опрос среди 48 студентов пятого курса и 46 студентов четвертого курса ФЕ и ДС ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, обучающихся по специальностям «Химия», «Биология», «География». Предложенные нами анкеты состояли из таких вопросов, которые помогли нам выявить, насколько готовы будущие учителя к профессиональной деятельности. Определяли эту готовность по следующим критериям: психофизиологическому, нравственному, практическому.
Оценив готовность старшекурсников по вышеуказанным критериям, мы получили данные, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Готовность старшекурсников к профессиональной деятельности
Критерии и показатели готовности Уровни готовности
Студенты 4 курса Студенты 5 курса
высокий средний низкий высокий средний низкий
Психофизиологическая готовность: 38,6 25,1 36,3 40,2 26,1 33,7
твердый интерес к выбранной профессии
знание содержания профессионального труда 38,0 55,8 6,2 39,4 57,9 2,7
желание к усвоению профессии 39,1 52,3 8,6 41,4 55,2 3,4
адекватная самооценка 34,2 55,2 10,6 34,1 55,2 10,7
Нравственная готовность: 48,9 36,5 14,6 49,2 37,1 13,7
осознание смысла и цели жизни
понимание личностной и социальной значимости, правильности выбора профессии 42,2 39,6 18,2 45,3 41,2 13,5
наличие профессионального идеала 38,1 29,9 32,0 39,8 32,2 28,0
стремление к профессиональному самовоспитанию 61,1 18,2 20,7 65,8 19,3 14,9
Практическая готовность: 47,5 34,0 18,5 49,3 35,9 14,8
сформированность крепкого профна-мерения
наличие знаний по специальным дисциплинам 22,5 50,6 26,9 24,6 55,2 20,2
наличие профессиональных знаний 52,1 34,2 13,7 56,2 39,8 4,0
Из данных таблицы видно, что значительная часть студентов 4 и 5 курсов (48,9 и 49,2 % соответственно) имеют четкие представления о смысле и цели жизни, однако их количество составляет менее 50,0 % опрошенных. Другая часть студентов, отвечая на вопросы анкеты, дала нам понять, что еще не имеет четких представлений, что главное для них в жизни. Из числа опрошенных 45,3 % пятикурсников и 42,2 % студентов четвертого курса считают свое решение в выборе профессии правильным и отмечают, что выбранная ими профессия необходима современному обществу. Следует отметить, что 28,0 % студентов выпускного курса и 32,0 % студентов, обучающихся на предпоследнем курсе, не имеют профессионального идеала. Это скорее свидетельствует о недостаточной работе по профпропаганде. Стремление к профессиональному самовоспитанию характерно преимущественно для студентов 5 курса (высокий уровень - у 65,8 %, а у студентов четвертого курса - 61,1 %). Пятикурсники уже достаточно овладели профессиональными знаниями, у них сформированы некоторые качества, требуемые для работы в образовательной сфере.
После оценки уровня готовности старшекурсников по психофизиологическому критерию мы отметили, что у опрошенных обоих курсов отсутствует твердый интерес к избранной профессии (36,3 и 33,7 % соответственно), так как мотивы их выбора профессии разнообразны.
Проведенное нами исследование помогло нам выявить противоречия: между склонностями, способностями обучающегося и требованиями будущей профессии; пониманием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы; склонностью и представлениями о престиже профессии; желанием заранее попробовать себя в избранной профессиональной деятельности и отсутствием такой возможности. Все эти противоречия связаны с психофизиологической готовностью студента к профессиональной деятельности.
Уровень практической готовности будущих учителей к профессиональной деятельности мы оценивали по таким показателям, как наличие профессиональных знаний и знаний по специальным дисциплинам, сформированность крепкого профнамерения. Как и ожидалось, у студентов-пятикурсников уровень готовности по данному критерию оказался выше. Они показали достаточно высокий уровень практически по всем показателям. Этот факт мы объясняем тем, что опрос проводился с декабря по февраль, т. е. в конце первого семестра обучения в вузе, когда студенты успели получить первоначальные профессиональные навыки во время прохождения педагогической практики. У студентов 4 курса же наблюдалось отсутствие твердого профессионального намерения, только общие представления об избранной профессии, не говоря уже о перспективах профессионального роста.
Резюме. Активное участие будущего учителя в научно-исследовательской работе является одним из основных факторов его профессиональной готовности. Становление будущего специалиста носит непрерывный характер. Формирование профессионализма продолжается и в дальнейшей деятельности - в процессе самообразования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Левина, Н. А. Экспериментальная психология : учебное пособие / Н. А. Левина. - Тамбов : Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2010. - 55 с.
2. Плужникова, Е. А. Научная самостоятельная работа студентов как необходимое условие развития исследовательской культуры будущего учителя [Электронный ресурс] / Е. А. Плужникова. - Режим доступа: http://www.it-n.ru/attachmentaspx?id=38510