регулирования [5]. Такой подход, во-первых, однозначно указывает на цель каждого из субъектов рынка (устойчивое развитие); во-вторых, подводит основу для проведения государственной политики поддержки конкуренции. Экономическое регулирование регионального рынка нефтепродуктов можно рассматривать как целенаправленное воздействие со стороны органов государственного управления для создания условий эффективного функционирования и развития системы нефтепродуктообеспечения в регионе, в том числе за счет реализации механизма рыночного саморегулирования [6].
Таким образом, систематизация рыночных факторов, учитывающая отраслевую и региональную специфику рынка нефтепродуктов, включающая учет социальных аспектов, позволяет более объективно обосновывать приоритетные направления его развития.
Список литературы
1. Мазеина Е. А. Теоретические основы формирования продовольственных рынков // Экономика, предпринимательство и право. -2011.-№ 2 (2).-С. 55-64.
2. Шаталова О. И. Локальные рынки растениеводческой продукции: обеспечение устойчивого развития, моделирование, разработка прогнозных сценариев (на материалах СКФО). Автореферат дисс. на соик. док. экон. наук. - Майкоп, 2012.
3. Регионоведение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.orags.narod.ru/manuals/ html/reg_top.htm
4. Экономическая теория. Экспресс-курс: учебное пособие / кол. авторов; под ред. А. Г. Грязновой, Н. Н. Думной, А. Ю. Юданова. -5-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2010. - 606 с.
5. Краснова М. И. Анализ методов оценки конкуренции на товарных рынках / М. И. Краснова, Л. Н. Руднева // Академический журнал Западной Сибири. Научно-практический журнал. - 2011. -№ 4-5. - С. 70-71.
6. Краснова М. И. Инвестиционный региональный фонд как инструмент государственной поддержки предпринимательства в сфере неф-тепродуктообеспечения / М. И. Краснова // Академический журнал Западной Сибири. Научно-практический журнал. - 2013. -№ 2. - С. 53-54.
7. Курушина Е. В. Конкурентоспособность российских регионов // Российское предпринимательство. - 2010. - № 5-1. - С. 130-134.
8. Бондаренко А. В., Лукиянов М. Ю. PERSONA GRATA. Значение нефтегазовой политики России для глобальной экономики. Интервью с Р. Н. Бахтизиным // Евразийский юридический журнал. - 2014. -№ 11. - С. 8-11.
9. Бахтизин Р. Н., Баширова Э. М., Миронова И. С. Разработка системы автоматизированного управления техническим состоянием технологического оборудования нефтегазовых производств // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. - 2011. -№4.-С. 27-31.
10. Bakhtizin R. N., Fattakhov I. G. Regulation ranks of associated water production decrease // Электронный научный журнал Нефтегазовое дело. - 2011. - № 5. - С. 213-219.
Сведения об авторах
Краснова Мария Ивановна, к. э. н., доцент кафедры «Экономика, организация и управление производством», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 89044931625, e-mail: krasnovami@gmail.ru
Краснова Татьяна Леонидовна, к. т. н., доцент кафедры «Экономика, организация и управление производством», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 89044936672, e-mail: tlkrasnova@yandex.ru
Krasnova M. I., Candidate of Science in Economics, associate professor of the chair «Economics, organization and management of production», Tyumen State Oil and Gas University, phone: 89044931625, e-mail: krasnovami@gmail.ru
Krasnova T. L., Candidate of Science in Engineering, associate professor of the chair «Economics, organization and management of production», Tyumen State Oil and Gas University, phone: 89044936672, e-mail: tlkrasnova@yandex.ru
УДК 332.1
О СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ
ABOUT THE SOCIAL SUPPORT IN THE TYUMEN REGION: THE CURRENT TRENDS ANALYSIS
М. М. Махмудова
M. M. Makhmudova
Ключевые слова: пенсионное обеспечение; пенсии; социальные выплаты; пособия; социальная помощь в Тюменской области Key words: system of pension; social benefits; social assistance in the Tyumen region
Проведен анализ основных количественных и качественных характеристик реализации социальной политики в Тюменской области за период с 2010 по 2013 г. Особое внимание автор уделяет состоянию пенсионного обеспечения в области, описывая динамику численности и состава пенсионеров, размера и структуры назначенных пенсий в Тюменском регионе. В статье рассмотрены современные особенности распределения средств социальной помощи. Теоретическая и практическая значимость настоящей работы заключается в возможности использования результатов представленного исследования для обоснования перспективных направлений развития социального обеспечения в Тюменской области и в обосновании основных методов и инструментов формирования региональной политики в сфере оказания социальной помощи населению Уральского федерального округа.
The article analyzes the main quantitative and qualitative characteristics of implementation of social policy in the Tyumen region for the period 2010-2013. A special attention is paid to the state pension system in the region, to the description of the dynamics of the number and composition of pensioners, the size and structure of pensions awarded. The article deals with the modern features of the social assistance funds distribution. Theoretical and practical significance of this work is the ability to use the results of the present study to justify the promising directions of the social
№ 3, 2015. News from hisher educational institutions. Sociolosu. Economies. Politics.
security development in the Tyumen region, as well as justification of the basic methods and tools for the regional policy formation in the sphere of social assistance to the population of the Urals Federal District.
Определенное место в экономическом пространстве социальной работы занимает система социальной защиты населения, включающая комплекс разнообразных целевых услуг различным социальным слоям населения. Эта сфера находится в государственном ведении и ограничивается категориями населения, находящимися в трудной жизненной ситуации. На федеральном уровне эта сфера предоставляет минимальные социальные гарантии в виде пенсий, пособий, льгот и услуг в соответствии с законодательно установленными социальными нормативами [1]. На региональном уровне с учетом местных условий обеспечивается социально-экономическая поддержка сверх государственного уровня.
Тюменская область реализует активную социальную политику, направленную на формирование конкурентоспособного человеческого капитала области путем улучшения качества жизни и здоровья ее населения [2]. В современных условиях Тюменская область является лидером среди регионов Уральского федерального округа по размеру начисленных пенсий (рис. 1). В Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах в 2013 г. средний размер пенсий составлял 15 232 и 15 331 руб. соответственно, что значительно превышает пенсии, начисленные в других областях УРФО. Разумеется, такая дифференциация обусловлена высоким уровнем жизни и цен в этих регионах. Однако даже на юге Тюменской области пенсии соразмерны пенсиям крупного промышленного региона — Свердловской области (в 2013 г. около 10 тыс. руб.). В целом динамика размера пенсий в области имеет стабильную тенденцию роста (в среднем на 10 % ежегодно), обусловленную, прежде всего, их индексацией на уровень инфляции.
Рис. 1. Средний размер назначенных пенсий по областям Уральского федерального округа, руб. [3]
В Тюменской области сложилась устойчивая тенденция роста общей численности пенсионеров. В 2013 г. численность пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации, составляла 860,4 тыс. чел, что на 4 % больше численности 2012 г. и на 10,6 % больше, чем в 2010 г.
Увеличивается и численность пенсионеров, приходящаяся на тысячу человек населения региона: в 2013 г. эта величина выросла на 2,5 % относительно уровня 2012 г., в то время как в том же 2012 г. по сравнению с 2011 г. их число увеличилось лишь на 1,5 %. Как следствие, увеличивается и демографическая нагрузка на трудоспособное население (в регионе на сегодняшний день на одного пенсионера приходится два человека, занятых в экономике).
Большинство пенсионеров в Тюменском регионе это люди пожилого возраста, вышедшие на пенсию по старости. Однако существенна доля людей, получающих социальные пенсии, выплачиваемые в случае, когда не имеется возможность получать пенсию трудовую (более 60 тыс. чел.).
В Тюменской области ежегодно сокращается численность пенсионеров, получающих пенсии по инвалидности. В 2013 г. количество людей, получающих пенсии по инвалидности, сократилось на 4 % по сравнению с предшествующим 2012 г. и на 13 % относительно 2010 г., что составило 37,4 тыс. чел. Размер
пенсии по инвалидности в регионе составляет 8 574 руб., и ее величина ежегодно индексируется в соответствии с уровнем инфляции.
Стабильным является в Тюменской области количество пенсионеров, продолжающих свою трудовую деятельность. Их доля в общей численности пенсионеров составляет 43 % ежегодно. Пенсионное обеспечение проявляется, прежде всего, в выплате различных видов пенсий (рис. 2). Динамика выплачиваемых пенсий в регионе описывается положительной тенденцией роста.
Самый маленький размер пенсии в Тюменском регионе выплачивается по случаю потери кормильца, в 2013 г. он составлял 6 700 руб. Максимальный размер пенсии в области получают федеральные государственные гражданские служащие (более 15 000 руб. в 2013 г.).
Главной задачей реализуемой социальной политики в регионе является последовательное повышение уровня жизни населения за счет поэтапного решения социальных проблем, выработки механизмов эффективного использования бюджетных средств при согласовании обязательств Правительства области и реальных возможностей финансирования.
2010г. По старости
2011г.
2012г.
2013г.
§5 По инвалидности
■ По случаю потери кормильца (на каждого нетрудоспособного члена семьи)
и Пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф и
членам их семей ш Федеральным государственным гражданским служащим
Рис. 2. Динамика средних размеров назначенным пенсий по видам пенсионного обеспечения
в Тюменской области, руб. [3]
Динамика расходов на выплату пособий и социальную помощь в Тюменской области характеризуется тенденцией их роста. Причем увеличение расходов на выплату пособий и социальную помощь в 2013 г. происходило меньшими темпами, чем в предшествующие периоды. Так, если в 2013 г. они выросли на 10 % относительно 2012 г., то в том же 2012 г. эти расходы увеличились по сравнению с предыдущим 2011 г. на 27 %. Аналогичный прирост наблюдался и годом ранее. Таким образом, можно предположить, что прирост расходов на социальную помощь обусловлен лишь их индексацией на фиксируемый уровень инфляции. Ни количество людей, нуждающихся в социальной помощи, ни региональные выплаты не претерпели существенных изменений в 2013 г. и, соответственно, не отразились на росте показателей динамики социальных расходов.
В структуре социальных пособий, выплачиваемых в Тюменской области, помимо выплачиваемых пенсий, существенна доля семейных и материнских выплат (около 20 % в общем объеме социальных выплат) (рис. 3). Расходы на их предоставление ежегодно увеличиваются на 10-11 % относительно уровня прошлых периодов. Наибольший удельный вес в этих затратах принадлежит выплатам по уходу за ребенком до 1,5 лет — около 50 %. Пособия по временной нетрудоспособности в общем объеме расходов на выплату социальных пособий региона составляют 12 %, и за последние годы расходы на их выплаты заметно сокращались. Пособия безработному населению области составляют не более 1,5 % в общей структуре затрат на выплату социальных пособий. Динамика этих расходов позволяет предположить о снижении уровня безработицы в регионе и соответственном сокращении социальных выплат из бюджета области.
Помимо пассивной финансовой помощи нуждающимся слоям населения в Тюменской области успешно используются активные методы увеличения их среднедушевого дохода. Одним из вариантов реализации их трудового потенциала является адресная социальная помощь малоимущим семьям и малоиму-
№ 3, 2015. News from higher educational institutions. Sociology. Economics. Politics.
щим одиноко проживающим гражданам, которая оказывается посредством социального контракта. Социальный контракт заключается в целях повышения качества жизни получателей адресной социальной помощи путем активизации их адаптивных возможностей, социальной реабилитации и повышения социальной ответственности, снижения иждивенческого мотива поведения [4]. Наиболее популярные виды деятельности среди граждан, получивших денежные средства: ремонт и пошив одежды, ремонт обуви, парикмахерские услуги, услуги по уборке помещений, репетиторские и бухгалтерские услуги.
■ Расходы на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социальных пособий на погребение
Пособия и материальная помощь безработным _ Семейные и материнские пособия
Пособия по временной нетрудоспособности
Рис. 3. Динамика расходов на социальные выплаты по видам, млн руб. [3]
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в Тюменской области в настоящее время успешно практикуется предоставление обоснованных мер социальной поддержки в соответствии с реальными потребностями граждан, социальное инвестирование и использование трудового потенциала малоимущих граждан трудоспособного возраста для преодоления бедности и выхода на самообеспечение для развития и сохранения трудового потенциала Тюменской области.
Список литературы
1. Ефремова В. В., Махмудова М. М. Макроэкономические преобразования и стабилизационная политика государства. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2011.-220 с.
2. Хайруллина Н. Г. Социальные аспекты устойчивого развития Тюменской области // Известия высших учебных заведений. Экономика. Социология. Право. - 2014. -№ 3 - С. 74-80.
3. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.tumstat.gks.ru
4. Органы государственной власти Тюменской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // www.admtyumen.ru
5. Девятов С. А. Принятие мер социальной поддержки населения в тюменской области // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2010. -№ 1. - С. 32-35.
6. Восколович Н. А., Секриер В. М. Проблемы совершенствования муниципальной социальной поддержки городских и сельских домохозяйств // Вопросы управления. - 2013. -№ 1 (3). - С. 130-136.
Сведения об авторе
Махмудова Мухаббат Мадиевна, к. п. н., доцент, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 8(3452)493956, e-mail: mushkam@inbox.ru
Makhmudova M. M., Candidate of Science in Pedagogy, associate professor, Tyumen State Oil and Gas University, phone: 8(3452)493956, e-mail: mushkam@inbox.ru