2. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf
3. Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki
4. Щенина О. Г. Молодежная политика в современной России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://viperson.ru/
5. Кинчагулова М. В. Занятость населения и рынок труда: учебное пособие / М. В. Кинчагулова. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2012. - 128 с.
6. Постановление верховного совета Российской Федерации «Об основных направлениях государственной политики в Российской Федерации» от 3 июня 1993 г. N 5090-1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi
7. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru
8. Уровень безработицы в России в 2014 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://person-agency.ru/statistic.html
9. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.czn-tambov.ru/zakon_o_zanjatosti_naselenija.html
10. Белоножко М. Л., Ткачева Н. А. Миграционная политика и безопасность личности, общества и государства (монография). -Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2013. - 236 с.
11. Колесник Е. А. Зайнятють та безробгття як соцiально-економiчна характеристика ринку пращ: репональний аспект / Е. А. Колесник, М. П. Попов // Вюник Схщноукрашського нащонального ушверситету iменi Володимира Даля. - 2013. - N° 9 (198). - Частина 2. -С. 84-88.
12. Лихтенштейн Б. М. Проблемы развития предпринимательской активности вузовской молодежи// Проблемы малого и среднего предпринимательства России: Материалы всероссийской научно-практической конференции: 04-05 октября 2012 года. - Н. Новгород: НИМБ, 2012. - С. 266-269.
13. Лихтенштейн Б. М. Особенности реализации социальных инноваций в молодежной среде в условиях Крайнего Севера / Б. М. Лихтенштейн, А. В. Сергиенко // Менеджмент в социальной сфере / Под ред. А. Н. Силина. - Вып. 6. - Тюмень: Вектор-Бук, 2004. -С. 156-163.
Сведения об авторе
Колесник Елена Андреевна, к. э. н., доцент кафедры «Маркетинг и муниципальное управление», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 89091820355, е-mail: eakolesnik-10@mail.ru
Kolesnik E. A., Candidate of Science in Economics, associate professor of the chair «Marketing and Municipal Management», Tyumen State Oil and Gas University, phone: 89091820355, е-mail: eakolesnik-10@mail.ru
УДК 338
ОБОСНОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА НЕФТЕПРОДУКТОВ
SUBSTANTIATION OF THE SYSTEM OF THE REGIONAL OIL PRODUCTS MARKET DEVELOPMENT OF SOCIO-ECONOMIC FACTORS
М. И. Краснова, Т. Л. Краснова
Ключевые слова: социальные и экономические рыночные факторы; условия и принципы; конкуренция; региональный рынок
нефтепродуктов; экономическое регулирование Key words: social and economic market factors; conditions and principles; competition; regional; market petroleum products;
economic regulation
Систематизированы факторы, оказывающие наиболее существенное влияние на региональный рынок нефтепродуктов, и выявлены наиболее значимые из них: конкуренция и экономическое регулирование. Это предопределяет необходимость мониторинга конкуренции на региональном рынке нефтепродуктов для обоснования приоритетных направлений его развития.
In the article the author systematizes the factors that have the most significant impact on the regional market of petroleum products and identifies the most important of them, namely the competition and economic regulation. In his opinion this predetermines a necessity to monitor the competition in the regional market of oil products to justify the priority directions of this market development.
На социальное развитие регионов большое влияние оказывает эффективность государственного регулирования различных рыночных сегментов, прежде всего для рынков нефтепродуктов. Для целей более объективного подхода к формированию системы государственного регулирования необходим учет наиболее существенных рыночных факторов. В научной литературе до настоящего времени не сформировано единого подхода к определению понятия рыночных факторов, нет четкого разграничения таких понятий, как рыночные факторы, условия и принципы, отсутствует учет социальных аспектов рынка. Исследователи по-своему формулируют эти основополагающие категории. По нашему мнению, к рыночным факторам относятся обстоятельства, оказывающие влияние на функционирование и развитие товарного рынка, к условиям — проявления факторов, обеспечивающих существование рынка, а к принципам — совокупность положений, позволяющих реализовать условия эффективного функционирования товарного рынка (рисунок).
В некоторых литературных источниках для отдельных товарных рынков предлагаются варианты систематизации рыночных факторов. В частности, О. И. Шаталова классифицирует факторы развития локального рынка растениеводческой продукции на внешние (природно-естественные, антропогенные, техногенные, внешние экономические, институциональные, социокультурные, правовые) и внутренние
48
(внутренние экономические, социальные, организационные, обеспечивающие адаптацию рынка) [1]. В качестве недостатков такой классификации можно назвать, во-первых, дублирование одних и тех же факторов в разных группах (например, «стабильность политики» как фактор включен в группы социокультурных и правовых факторов), во-вторых, не нашли отражение такие рыночные факторы, как соотношение спроса и предложения, определяющее рыночное ценообразование, и конкуренция.
Факторы
• формы собственности
• конкуренция
• экономическое регулирование
• рыночная инфраструктура
• спрос и предложение и др.
-ч
т/
Условия
• многообразие форм собственности
• развитая конкуренция
• гибкое государственное регулирование рынка
• стабильно функционирующая инфраструктура
• рыночные цены, складывающиеся на основе соотношения спроса и предложения и др.
Принципы
• экономическая сво-
бода деятельности субъ-
ектов рынка
1 • всеобщность рыноч-
Л ных отношений на осно-
ве конкуренции
• саморегулирование
хозяйствующих субъек-
тов
• рыночное ценообра-
зование и др.
Рисунок. Основные рыночные факторы, условия и принципы
Е. А. Мазеина подразделяет рыночные факторы на шесть групп: факторы предложения, факторы спроса, факторы взаимодействия предложения и спроса, методы прямого воздействия органов государственного (федерального и территориального) управления (в эту группу факторов включен уровень конкуренции как среди производителей, так и среди потребителей), факторы распределения ресурсов, факторы косвенного воздействия (социальная, политическая и культурная атмосфера в стране и регионах) [2]. Такая классификация в большей степени отражает рыночные особенности, но не учитывает отраслевую и региональную специфику рынка, в качестве группы факторов принимает во внимание только методы прямого государственного воздействия.
Более логичной представляется классификация факторов, оказывающих влияние на функционирование рынка, приведенная в Регионоведении и предусматривающая следующие группы факторов: при-родно-географические (природные условия, сырьевая база, экономико-географическое положение); экономические (состояние транспортно-коммуникационной сети, объем и структура платежеспособного спроса населения, специализация региона); технологические (взаимозаменяемость товаров в производстве и потреблении); национально-административные (административно-территориальное деление, региональная экономическая политика); организационно-экономические (схема управления в объединениях предприятий, концернах, холдингах, акционерных обществах и др.); политические и исторические [3, 9, 10].
Такая систематизация также не является завершенной, поскольку в нее не включены наиболее существенные, на наш взгляд, факторы, такие как конкуренция и экономическое регулирование. Рынок нефтепродуктов, как всякий товарный рынок, подвержен воздействию факторов, как общих, так и специфических. Общие факторы оказывают влияние на все рынки, специфические - учитывают отраслевые и региональные особенности конкретного товарного рынка. При этом все факторы действуют не изолированно друг от друга, а являются взаимосвязанными. Нами произведена классификация факторов, оказывающих влияние на региональный рынок нефтепродуктов. Учитывая, что основами рыночного саморегулирования являются спрос, предложение, цена и конкуренция [4], а на цену, складывающуюся под воздействием соотношения спроса и предложения, оказывает влияние тип рыночной структуры (уровень развития конкуренции), можно сделать вывод о том, что наиболее значимым рыночным фактором является именно конкуренция. Для регионального рынка нефтепродуктов характерны: повышающийся неэластичный спрос и практическое отсутствие товаров-заменителей (газ, используемый в качестве моторного топлива, занимает в общем объеме потребления менее 3 %). В силу несовершенства рыночного механизма саморегулирования, для формирования условий развития рынка нефтепродуктов требуется экономическое регулирование.
Основные рыночные факторы скомплектованы в следующие группы: общие факторы (политико-экономические, внешнеэкономические, социальные); специфические (собственно рыночные, отраслевые, территориальные) (таблица).
Группировка факторов, влияющих на региональный рынок нефтепродуктов
о я и о Политические Политическая обстановка
Я н я Внешнеэкономические Цены на мировом рынке на нефть и нефтепродукты Курсы валют
ч о я о и я Макроэкономические Уровень экономического развития Развитие научно-технического прогресса Темп роста ВВП
я о £ £ о а и S о я о и Л Микроэкономические Уровень развития хозяйствующих субъектов Норма прибыли как основа экономического роста Хозяйственная активность субъектов рынка
о я Формы собственности Различные формы собственности Приватизация, разгосударствление
н -& о я о я Конкуренция Конкуренция как основа функционирования рынка
й и я Я ft о я Государственное регулирование Государственное регулирование как механизм создания условий функционирования рынка
о о о о н о Рыночная инфраструктура Состав инфраструктуры Уровень развитости инфраструктуры
л IS о и Спрос и предложение Спрос Предложение
я о ft о Организационные Вертикальная интеграция
W я 9 я о 3 Продуктовые Значение продукции, реализуемой на рынке, для экономики страны
о ft я я о я а £ О Производственные Технологические особенности, базирующиеся на использовании нефти как сырья Наличие собственного сырья у хозяйствующего субъекта
и я ^ -& о Географические Климатические условия
л ft о £ й © я л IS о я о Пространственные Удаленность от центра Характер размещения перерабатывающих производств Емкость потребления Соотношение ввоза — вывоза (рыночная асимметрия)
CL, Транспортные Развитость транспортной системы Наличие федеральных трасс
Социальные Демографические Уровень миграции Уровень занятости
Доходные Средний доход на душу населения Темп роста доходов населения
Взаимодействие названных факторов, во многом определяющих функционирование рынка, основывается на объективных экономических процессах и проявляется в следующем:
• стремление к обеспечению стабильной деятельности на рынке в условиях конкуренции обусловливает развитие (качественное и количественное) хозяйствующих субъектов, предопределяет их укрупнение и, соответственно, повышение рыночной концентрации;
• создание крупных предприятий (корпораций) приводит к формированию олигополистических и монопольных рыночных структур, разделу рынков и угасанию конкуренции, возникает зависимость государства от деятельности этих компаний;
• усиление конкуренции происходит между некоординированными олигополиями, а также в сфере малого и среднего бизнеса, при этом конкурентные отношения не являются преобладающими;
• государственное экономическое регулирование рынка приобретает все большее значение, оно должно распространяться не только на ограничение деятельности естественных монополий, но и на проявление негативных последствий координации олигополий, защиту конкуренции, поддержку малого бизнеса и решение социальных вопросов.
Конкуренция понимается нами как процесс совместного функционирования независимых субъектов рынка, позволяющий через стремление к устойчивому развитию каждого из них сформировать условия для развития экономической системы в целом, что обусловливает необходимость его государственного
регулирования [5]. Такой подход, во-первых, однозначно указывает на цель каждого из субъектов рынка (устойчивое развитие); во-вторых, подводит основу для проведения государственной политики поддержки конкуренции. Экономическое регулирование регионального рынка нефтепродуктов можно рассматривать как целенаправленное воздействие со стороны органов государственного управления для создания условий эффективного функционирования и развития системы нефтепродуктообеспечения в регионе, в том числе за счет реализации механизма рыночного саморегулирования [6].
Таким образом, систематизация рыночных факторов, учитывающая отраслевую и региональную специфику рынка нефтепродуктов, включающая учет социальных аспектов, позволяет более объективно обосновывать приоритетные направления его развития.
Список литературы
1. Мазеина Е. А. Теоретические основы формирования продовольственных рынков // Экономика, предпринимательство и право. -2011.-№ 2 (2).-С. 55-64.
2. Шаталова О. И. Локальные рынки растениеводческой продукции: обеспечение устойчивого развития, моделирование, разработка прогнозных сценариев (на материалах СКФО). Автореферат дисс. на соик. док. экон. наук. - Майкоп, 2012.
3. Регионоведение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.orags.narod.ru/manuals/ html/reg_top.htm
4. Экономическая теория. Экспресс-курс: учебное пособие / кол. авторов; под ред. А. Г. Грязновой, Н. Н. Думной, А. Ю. Юданова. -5-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2010. - 606 с.
5. Краснова М. И. Анализ методов оценки конкуренции на товарных рынках / М. И. Краснова, Л. Н. Руднева // Академический журнал Западной Сибири. Научно-практический журнал. - 2011. -№ 4-5. - С. 70-71.
6. Краснова М. И. Инвестиционный региональный фонд как инструмент государственной поддержки предпринимательства в сфере неф-тепродуктообеспечения / М. И. Краснова // Академический журнал Западной Сибири. Научно-практический журнал. - 2013. -№ 2. - С. 53-54.
7. Курушина Е. В. Конкурентоспособность российских регионов // Российское предпринимательство. - 2010. - № 5-1. - С. 130-134.
8. Бондаренко А. В., Лукиянов М. Ю. PERSONA GRATA. Значение нефтегазовой политики России для глобальной экономики. Интервью с Р. Н. Бахтизиным // Евразийский юридический журнал. - 2014. -№ 11. - С. 8-11.
9. Бахтизин Р. Н., Баширова Э. М., Миронова И. С. Разработка системы автоматизированного управления техническим состоянием технологического оборудования нефтегазовых производств // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. - 2011. -№4.-С. 27-31.
10. Bakhtizin R. N., Fattakhov I. G. Regulation ranks of associated water production decrease // Электронный научный журнал Нефтегазовое дело. - 2011. - № 5. - С. 213-219.
Сведения об авторах
Краснова Мария Ивановна, к. э. н., доцент кафедры «Экономика, организация и управление производством», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 89044931625, e-mail: krasnovami@gmail.ru
Краснова Татьяна Леонидовна, к. т. н., доцент кафедры «Экономика, организация и управление производством», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 89044936672, e-mail: tlkrasnova@yandex.ru
Krasnova M. I., Candidate of Science in Economics, associate professor of the chair «Economics, organization and management of production», Tyumen State Oil and Gas University, phone: 89044931625, e-mail: krasnovami@gmail.ru
Krasnova T. L., Candidate of Science in Engineering, associate professor of the chair «Economics, organization and management of production», Tyumen State Oil and Gas University, phone: 89044936672, e-mail: tlkrasnova@yandex.ru
УДК 332.1
О СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ
ABOUT THE SOCIAL SUPPORT IN THE TYUMEN REGION: THE CURRENT TRENDS ANALYSIS
М. М. Махмудова
M. M. Makhmudova
Ключевые слова: пенсионное обеспечение; пенсии; социальные выплаты; пособия; социальная помощь в Тюменской области Key words: system of pension; social benefits; social assistance in the Tyumen region
Проведен анализ основных количественных и качественных характеристик реализации социальной политики в Тюменской области за период с 2010 по 2013 г. Особое внимание автор уделяет состоянию пенсионного обеспечения в области, описывая динамику численности и состава пенсионеров, размера и структуры назначенных пенсий в Тюменском регионе. В статье рассмотрены современные особенности распределения средств социальной помощи. Теоретическая и практическая значимость настоящей работы заключается в возможности использования результатов представленного исследования для обоснования перспективных направлений развития социального обеспечения в Тюменской области и в обосновании основных методов и инструментов формирования региональной политики в сфере оказания социальной помощи населению Уральского федерального округа.
The article analyzes the main quantitative and qualitative characteristics of implementation of social policy in the Tyumen region for the period 2010-2013. A special attention is paid to the state pension system in the region, to the description of the dynamics of the number and composition of pensioners, the size and structure of pensions awarded. The article deals with the modern features of the social assistance funds distribution. Theoretical and practical significance of this work is the ability to use the results of the present study to justify the promising directions of the social