Научная статья на тему 'Методика мониторинга состояния регионального рынка нефтепродуктов по уровню развития конкуренции'

Методика мониторинга состояния регионального рынка нефтепродуктов по уровню развития конкуренции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
235
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНЦИИ / РЫНОЧНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ / РЫНОК НЕФТЕПРОДУКТОВ / МЕТОД АНАЛИЗА ИЕРАРХИЙ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / METHODS OF ASSESSING THE COMPETITION / MARKET CONCENTRATION / OIL MARKET / ANALYTIC HIERARCHY PROCESS / ECONOMIC REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Краснова Мария Ивановна, Краснова Татьяна Леонидовна

В статье обосновывается комплекс показателей для оценки уровня развития конкуренции на региональном рынке нефтепродуктов с учетом региональных и отраслевых особенностей на основе метода анализа иерархий, предлагается методика мониторинга данного рынка с целью его оперативного регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of monitoring the status of the regional petroleum products market in terms of the competition development

The article explains the set of indicators for assessment of the competition level on the regional petroleum products market, taking into account regional and industry characteristics based on the analytic hierarchy process. The technique of monitoring the market for its operational control purpose is provided.

Текст научной работы на тему «Методика мониторинга состояния регионального рынка нефтепродуктов по уровню развития конкуренции»

методика мониторинга состояния регионального рынка нефтепродуктов по уровню развития конкуренции

_Аннотация

В статье обосновывается комплекс показателей для оценки уровня развития конкуренции на региональном рынке нефтепродуктов с учетом региональных и отраслевых особенностей на основе метода анализа иерархий, предлагается методика мониторинга данного рынка с целью его оперативного регулирования. _Ключевые слова: методы оценки конкуренции, рыночная концентрация, рынок нефтепродуктов, метод анализа иерархий, экономичес-_кое регулирование

Реализация действующих мер государственной конкурентной политики во многом зависит от оценки конкуренции. Анализ содержания работ, посвященных вопросам исследования рынков, показал, что в настоящее время не в полной мере разработаны методические подходы, позволяющие исследовать региональные рынки нефтепродуктов с учетом их специфических особенностей, которыми могут быть: различная концентрация нефтеперерабатывающих мощностей, неравномерность их распределения по регионам, повсеместное потребление нефтепродуктов, наличие не всегда эффективно используемой системы объектов нефтебазового хозяйства, нерациональная логистика, высокие барьеры входа на рынок [1].

Использование метода анализа иерархий для выбора наиболее значимых альтернативных показателей оценки конкуренции

Проведенный анализ существующих методик оценки конкуренции на товарных рынках показал, что требуется дальнейшее изучение и совершенствование методических подходов к оценке

Краснова Мария Ивановна

канд. экон. наук, доцент кафедры экономики, организации и управления производством [email protected]

Краснова Татьяна Леонидовна

канд. экон. наук, доцент кафедры экономики, организации и управления производством [email protected]

Тюменский государственный нефтегазовый университет

конкуренции в направлении ее объективности, точности, оперативности применения для целей экономического регулирования конкуренции и максимального учета рыночных факторов в условиях специфики региональных рынков нефтепродуктов [2]. Ввиду многогранности конкуренции следует рассматривать комплекс показателей. Исходя из этого, авторами предложена методика, основанная на системе наиболее значимых показателей, характеризующих состояние конкуренции и учитывающих специфические особенности регионального рынка нефтепродуктов. Отбор показателей, имеющих наибольшую значимость для оценки уровня конкуренции, производился на основании использования метода анализа иерархий Томаса Саати (далее МАИ) [3]. Данная методика представляет собой систематическую процедуру, которая представляет элементы, определяющие проблемы по иерархии. Состоит в декомпозиции проблемы на более простые составляющие части и дальнейшей обработке последовательности мнения эксперта, который с помощью парных сравнений принимает решения. С целью выявления относительной степени (интенсивности) связи элементов в иерархии. Мнение эксперта затем выражается численным выражением. Методика состоит из процедур синтеза нескольких мнений, критериям присваивается приоритетность и выявляются альтернативные решения [3]. Достоинством метода анализа иерархий является качественное и количественное измерение. В методе используют информацию о попарных качественных сравнениях по критериям, затем количественно оценивают альтернативы или другие элементы иерархии. Формировать модель принятия решения по методике анализа иерархий достаточно трудоемкий процесс. В результате удается выделить детальное представление о воздействии факторов, влияющих на альтернативные решения.

Основной целью исследования и всех факторов, влияющих на достижение цели, является разделение по определенным уровням. После построения иерархии для каждой вершины производят оценку весовых коэффициентов. При рассмотрении значимости различных суждений для выявления

...авторами_

предложена методика, основанная на системе

наиболее значимых_

показателей,_

характеризующих_

состояние конкуренции

и учитывающих_

специфические

особенности_

регионального рынка нефтепродуктов

достоинством

метода анализа

иерархий является

_качественное

_и количественное

_измерение.

В методе используют

_информацию

_о попарных

_качественных

_сравнениях

_по критериям, затем

_количественно

_оценивают

альтернативы

количественных показателей в методе анализа иерархий предлагается следующая шкала важности объектов (см. табл. 1).

Процедура расчета рейтингов достаточно проста. Для метода анализа иерархий не существует средств проверки достоверности данных. Это является существенным недостатком метода, тем не менее, метод применяется в тех случаях, когда в принципе не может быть единственного объективного решения, а рассматривается многокритериальная ситуация. При этом процедура парных сравнений для сбора данных практически не имеет достойных альтернатив [4].

или другие элементы

иерархии .»с.

гетШ §

нес

На

онку Ни

ь

Обоснование выбора показателей конкуренции на региональном рынке нефтепродуктов на основе метода нализа иерархий

боснование приоритетных показателей для оценки конкуренции на региональном рынке фтепродуктов предусматривает реализацию нескольких этапов (см. рис. 1). На начальном этапе были выявлены проблемы, ежде всего связанные с наличием на регио-льном рынке нефтепродуктов доминирова-ия вертикально-интегрированных компаний, утствием действенной методики оперативного

Таблица 1

Шкала отношений Саати

Степень важности Определение Объяснение

1 Одинаковая значимость Два фактора вносят одинаковый вклад в достижение цели

3 Некоторое преобладание значимости одного фактора перед другим (слабая значимость) Опыт и суждение дают легкое предпочтение одному фактору перед другим

5 Существенная или очевидная значимость Опыт и суждение дают сильное предпочтение одному фактору перед другим

7 Очень сильная или очевидная значимость Предпочтение одного фактора перед другим очень сильное. Его превосходство практически явно

9 Абсолютная значимость Свидетельства в пользу предпочтения одного фактора другому в высшей степени убедительны

2, 4, 6, 8 Промежуточные значения между соседними значениями шкалы Ситуация, когда необходимо компромиссное решение

Эк

рО( 1

Выявление проблем, определение целей и отбор показателей (факторов), наибольшим образом влияющих на уровень конкуренции

Определение набора альтернативных вариантов оценки конкуренции с учетом факторов, оказывающих влияние на определение и выбор показателей (количество участников, барьеры входа на рынок, государственное регулирование)

Определение критериев, влияющих на выбор показателей

объективность стоимость получения и обработки информации

достоверность надежность

количественная характеристика простота

доступность информации точность

оперативность универсальность

учет отраслевой специфики учет региональной специфики

Оценка важности критериев и показателей с помощью метода парных сравнений

Определение наилучшей альтернативы

Формула определения наилучшей альтернативы: У] = ^^У^ где У] - вес качества } альтернативы; wi вес ього критерия; У] - важность ^ой альтернативы по ьому критерию

Рис. 1. Последовательность формирования системы показателей оценки конкуренции на локальном рынке нефтепродуктов

мониторинга конкуренции. Целью применения МАИ является отбор наиболее значимых показателей, влияющих на уровень конкуренции для их использования в комплексной оценке конкуренции. Поставлены следующие задачи: выявление факторов, оказывающих влияние на выбор показателей для оценки конкуренции; выбор альтернатив на основе существующих методик оценки конкуренции; группировка альтернатив для парного сравнения и выявление наиболее значимых из них по каждой группе; оценка важности критериев и альтернатив на основе метода парных сравнений. Оцениваемые альтернативные показатели, имеющиеся в научной литературе и нормативных документах для определения уровня конкуренции [2], нами разделены на три блока (см. табл. 2). Для оценки важности выявленных критериев и альтернатив были привлечены эксперты из числа

для метода_

анализа иерархий не существует средств проверки достоверности данных_

Таблица 2

Классификация показателей для оценки конкуренции

Блок 3. Показатели, ха- Доля затрат на рекламу в выручке компаний, доминирующих на рынке

рактеризующие барьеры Рост количества новых продавцов (в среднем за последние 3 года)

входа на рынок Объем первоначальных инвестиций

Сроки окупаемости капиталовложений

Рентабельность продукции

Блок 2. Показа- 2 и 3 Доля интегрированных участников на рынке (доля ВИНК)

тели, использу- группы Коэффициент развития конкурентной среды

емые для оцен- Количество нарушений антимонопольного законодательства

ки конкуренции Усредненные издержки бизнеса на взаимодействие с органами власти при создании предприятия

Доля выпуска продукции субъектами малого предпринимательства в ВВП

Доля продукции, производимой новыми участниками (в течение 3 лет)

Доля импортной продукции

Доля хозяйствующих субъектов на рынке

Количество продавцов и покупателей

Показатель перекрестной эластичности

1 груп- Показатель состояния конкурентной среды

па Показатель интенсивности конкуренции

Цена и ценовая эластичность остаточного спроса

Оценка интенсивности конкуренции по шкале от 1 до 5 (или 0 до 2)

Блок 1. Показатели ры- Индекс концентрации

ночной концентрации Индекс Херфиндаля-Хиршмана

Индекс энтропии

Коэффициент дисперсии рыночных долей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коэффициент Джини

Коэффициент Линда

Таблица 3

Итоговые значения веса критериев

Критерии Вес критерия

Точность 0,0213

Объективность 0,0378

Достоверность 0,1311

Количественная характеристика 0,0208

Доступность информации 0,0950

Оперативность 0,0605

Стоимость получения и обработки 0,0984

Надежность 0,1369

Простота 0,0538

Универсальность 0,0913

Учет отраслевой специфики 0,1217

Учет региональной специфики 0,1315

^_

—российское предпринимательство, № 14(260)/июль 2014

Таблица 4

Результаты парных сравнений для критерия «Объективность» 1 блока альтернатив (показателей)

Объективность Индекс Коэф- Ин- Коэф- Коэф- Индекс Сум- Вес

концент- фи- декс фициент фи- Херфин- ма по крите-

рации циент энт- диспер- циент даля- стро- рия

Линда ропии сии рыночных долей Джини Хирш-мана ке

Индекс концентрации 1,00 3,00 4,00 4,00 4 0,20 16,20 0,27

Коэффициент Линда 0,33 1,00 3,00 3,00 2 0,33 9,67 0,16

Индекс энтропии 0,25 0,33 1,00 3,00 3 0,33 7,92 0,13

Коэффициент диспер- 0,25 0,33 0,33 1,00 3 0,33 5,25 0,09

сии рыночных долей

Коэффициент Джини 0,25 0,50 0,33 0,33 1 0,33 2,75 0,05

Индекс Херфиндаля- 5,00 3,00 3,00 3,00 3 1,00 18,00 0,30

Хиршмана

Итого 60,00 1,00

Таблица 5

Важность альтернатив по изучаемым критериям (для 1 блока)

Критерии Индекс концентрации Коэффициент Линда Индекс энтропии Коэффициент дисперсии рыночных долей Коэффициент Джини Индекс Херфин-даля-Хир-шмана

Объективность 0,006 0,003 0,003 0,002 0,001 0,006

Достоверность 0,010 0,007 0,003 0,004 0,003 0,015

Количественная характеристика 0,031 0,017 0,020 0,012 0,013 0,042

Доступность информации 0,007 0,003 0,002 0,002 0,001 0,007

Оперативность 0,029 0,018 0,013 0,008 0,004 0,021

Стоимость получения и обработки 0,024 0,012 0,008 0,005 0,003 0,013

Простота 0,057 0,024 0,018 0,012 0,005 0,040

Точность 0,012 0,008 0,005 0,005 0,003 0,021

Универсальность 0,037 0,016 0,012 0,007 0,004 0,020

Учет отраслевой специфики 0,027 0,021 0,016 0,009 0,005 0,049

Учет региональной специфики 0,047 0,023 0,012 0,012 0,006 0,066

Сумма 0,326 0,173 0,125 0,085 0,053 0,327

на начальном этапе

_были выявлены

_проблемы, прежде

_всего связанные

_с наличием

_на региональном

_рынке

_нефтепродуктов

_доминирования

_вертикально_интегрированных

_компаний,

отсутствием

действенной

методики

оперативного

мониторинга

конкуренции

представителей региональных органов власти и бизнес-структур, работающих в области нефтепро-дуктообеспечения. Задачей экспертов было сравнение предложенных критериев и альтернатив между собой. Их итоговые значения показаны в табл. 3. В принятии решения по выбору приоритетных показателей для оценки конкуренции использован подход, предполагающий суммирование элементов по строкам матрицы парных сравнений, затем нормирование их таким образом, чтобы сумма была равна 1 (см. табл. 4).

Аналогичным образом получены результаты парных сравнений альтернатив для остальных критериев по блоку 1 (рыночная концентрация) (см. табл. 5).

Как показали результаты расчетов, наиболее значимыми показателями рыночной концентрации являются индекс концентрации и индекс Херфиндаля-Хиршмана. По мнению авторов, отбору подлежит индекс Херфиндаля-Хиршмана как аиболее информативный, позволяющий определить не только долю доминирующих компаний на нке, но и степень концентрированности рынка. Определение значимости альтернатив произведено аналогично. Итоговые результаты расчетов для телей второго и третьего блоков представ-ны в табл. 6.

ценка важности критериев показала, что самые сокие коэффициенты значимости имеют следующие показатели:

- индекс Херфиндаля-Хиршмана как показатель, в наибольшей степени отражающий уровень рыночной концентрации, формирующей условия конкуренции;

- среднеотраслевая норма прибыли (рентабельность продукции), отражающая эффективность деятельности предприятий на данном рынке и являющаяся характеристикой наличия или отсутствия рыночной власти;

- прирост новых участников рынка, появившихся на рынке за последние 3 года; данный показатель отражает наличие (отсутствие) и высоту барьеров входа на данный рынок, прежде всего нестратегического характера;

- доля затрат на рекламу в выручке доминирующих компаний как наиболее значимое проявление

Таблица 6

Оценка значимости альтернатив 2 и 3 блока

Критерии Показатели интенсивности конкуренции Показатель состояния конкурентной среды Доли хозяйствующих субъектов на рынке Доля продукции, производимой новыми участниками (в течение 3 лет) Доля интегрированных участников на рынке Рентабельность продукции Прирост новых продавцов (за последние 3 года) Доля затрат на рекламу в выручке компаний., доминирующих на рынке

Объективность 0,0008 0,0011 0,0021 0,0028 0,0067 0,0079 0,0055 0,0043

Достоверность 0,0024 0,0024 0,0048 0,0025 0,0150 0,0141 0,0127 0,0095

Количественная характеристика 0,0087 0,0043 0,0125 0,0170 0,0561 0,0486 0,0447 0,0261

Доступность информации 0,0007 0,0013 0,0027 0,0023 0,0063 0,0084 0,0066 0,0044

Оперативность 0,0035 0,0052 0,0084 0,0125 0,0305 0,0311 0,0245 0,0191

Стоимость получения и обработки 0,0042 0,0039 0,0071 0,0040 0,0162 0,0273 0,0240 0,0101

Надежность 0,0064 0,0031 0,0094 0,0128 0,0312 0,0421 0,0367 0,0232

Простота 0,0091 0,0050 0,0178 0,0137 0,0271 0,0521 0,0477 0,0260

Точность 0,0017 0,0037 0,0053 0,0062 0,0212 0,0230 0,0157 0,0115

Универсальность 0,0030 0,0059 0,0101 0,0120 0,0275 0,0347 0,0289 0,0195

Учет отраслевой специфики 0,0039 0,0116 0,0120 0,0120 0,0328 0,0492 0,0424 0,0318

Учет региональной специфики 0,0044 0,0127 0,0125 0,0131 0,0415 0,0500 0,0344 0,0396

Итого 0,0487 0,0602 0,1046 0,1109 0,3219 0,3284 0,3237 0,3252

осуществления конкурентной политики такими компаниями;

- доля интегрированных участников на рынке (доля ВИНК), которая наиболее точно может отражать специфику рынка нефтепродуктов, характеризующегося доминированием вертикально-интегрированных компаний.

Таким образом, выбранные наиболее значимые показатели отражают различные рыночные аспекты, влияющие на формирование конкурентной среды и особенности регионального рынка

в принятии нефтепродуктов: рыночная концентрация, рыночная власть, барьеры входа, вертикальная интеграция. Учитывая то, что значимость данных показателей находится практически на одинаковом уровне (0,32), различием можно пренебречь и принять их одинаково значимыми.

решения по выбору _приоритетных

показателей для

оценки конкуренции подход, предполагающий _суммирование

_элементов по

строкам матрицы парных сравнений,

_затем нормирование

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

_их таким образом,

I была равна 1

епро

ь

онку По

Методика оценки конкуренции для целей ее оперативного мониторинга на региональном рынке нефтепродуктов

С целью определения комплексной оценки конкуренции для проведения оперативного мониторинга, основывающейся на отобранных показателях, авторами предлагается использование относительной шкалы, в которой присутствуют элементы измерения: упорядоченность, интервальность, нулевая точка. Относительная шкала позволяет оценивать, во сколько раз свойство одного объекта больше или меньше аналогичного свойства другого объекта, принимаемого за эталон единицу [5]. Эта шкала имеет фиксированную нулевую точку, которая соответствует полному отсутствию измеряемого свойства (конкуренции). Наиболее наглядной и простой в применении является 3-х балльная шкала (0, 1, 2), по которой оценивается каждый из выбранных значимых показателей. лученные таким образом балльные оценки ммируются, формируя значение интегрального казателя конкуренции на региональном рынке нефтепродуктов [6], на основании которого можно сформировать направления экономического регулирования данного рынка (см.рис. 2). Предложенная методика оценки уровня конкуренции имеет определенные преимущества по сравнению с другими методиками:

1) позволяет оценить конкуренцию как в статике (на определенный момент), так и в динамике (позволяет показать изменения за определенный период и выявить тенденции);

2) основывается на исходных данных, не требующих проведения дорогостоящих продолжительных социологических опросов, не являющихся в значительной степени закрытыми или сложными в получении;

3) учитывает основные отраслевые и региональные особенности рынка нефтепродуктов;

Л-

л-

—российское предпринимательство, № 14(260)/июль 2014

Показатели Значение Баллы

1. Индекс Хер- Значение больше 1800 - высококонцентрированный рынок, монополия 0

финдаля-Хир-шмана Значение в интервале от 1000 до 1800 - среднеконцентрированный, олигополистический рынок 1

Значение в интервале от 0 до 1000, рынок слабоконцентрированный, 2

монополистическая конкуренция

2. Рентабель- Степень отклонения от среднего по региону значения превышает более 0

ность продук- чем на 10%

ции Рентабельность предприятий отрасли соответствует средней по региону (всех отраслей) 1

Степени отклонения от среднего по региону значения рентабельности 2

продукции менее чем на 10%

3. Прирост чис- Появление новых участников рынка не происходит, барьеры блокирующие 0

ла новых участников рынка за Среднегодовой прирост новых участников составляет менее 5%, высокие барьеры 1

последние 3 года Среднегодовой прирост новых участников составляет более 5%, барьеры 2

преодолимые

4. Доля затрат Удельный вес затрат на рекламу в выручке доминирующих компаний 0

на рекламу в превышает 5%, агрессивная политика

выручке компаний, доминиру- Удельный вес затрат на рекламу в выручке доминирующих компаний от 1-5%, жесткая политика 1

ющих на рынке Рекламные действия фирмой не осуществляются, лояльная политика 2

5. Доля ВИНК Совокупная доля интегрированных участников рынка составляет более 50% 0

Совокупная доля интегрированных участников рынка находится на уровне 35-50% 1

Совокупная доля интегрированных участников рынка составляет менее 35% 2

Мониторинг рынка

Экономическое регулирование (налогообложение, поддержка малого и среднего бизнеса, биржи, государственный резерв и др.)

Административное регулирование (ограничение слияний, предел доли доминирования на рынке и др.)

Антимо нопольные меры (фиксированные цены и др.)

Рис. 2. Направления экономического регулирования на основе методики мониторинга конкуренции

по мнению авторов,

информативный, -позволяющий

определить не только

_долю доминирующих

_компаний

_на рынке,

но и степень

концентрирован-ности рынка

гепро

4) позволяет государственным органам получать оперативную информацию о состоянии конкуренции для проведения соответствующей конкурентной политики на данном региональном рынке:

- если комплексный показатель равен 10, то рынок является конкурентным, не требует дополнительного государственного регулирования, достаточно мониторинга этого рынка;

- если комплексный показатель находится в диапазоне 5-9, уровень конкуренции средний, требует мер государственного регулирования, в основном, стимулирующего (экономического) характера;

- если комплексный показатель находится в диапазоне 0-4, конкуренция не развита, требуется разностороннее государственное регулирование административного и экономического характера;

5) позволяет акцентировать внимание и усилия государственных органов именно в тех направлениях, которые являются наиболее проблемными с точки зрения влияния на уровень конкуренции (оценены наименьшим количеством баллов).

Выводы

Таким образом, выбранные на основе метода ана-ерархий альтернативные показатели отра-азличные рыночные аспекты, влияющие на ормирование конкурентной среды и особенности регионального рынка нефтепродуктов: рыночная концентрация, рыночная власть, барьеры да, вертикальная интеграция. Методика мони-ринга данного рынка позволяет оперативно енить ситуацию и применить адекватные меры ономического регулирования.

Литература

1. Краснова Т.Л. Экономические инструменты государственного регулирования рынка нефтепродуктов в России // Академический журнал Западной Сибири. Научно-практический журнал. - № 1. -2013. - С. 61-62.

2. Краснова М.И., Руднева Л.Н. Анализ методов оценки конкуренции на товарных рынках // Академический журнал Западной Сибири. Научно-практический журнал. - 2011. - № 4-5. - С. 70-71.

3. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. - М.: Радио и связь, 1993.

4. Соколовская Е.Н. Организационно-экономическое регулирование жилищного обеспечения населения региона (на примере республики Коми): автореф. ... канд. экон. наук. - Тюмень, 2009.

5. Дубина И.Н. Математические основы эмпирических социально-экономических исследований. Учебное пособие. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006. - 263 с.

6. Краснова М.И. Совершенствование методики оценки конкуренции на региональном рынке нефтепродуктов // Вестник Пермского университета. Экономика. - 2012. - Вып. 2 (13). - С. 15-19.

7. Журавлёва Е.А. Региональная конкурентоспособность // Российское предпринимательство. -2010. - № 11 Вып. 1 (170). - с. 109- 112. - http:// www.creativeconomy.ru/articles/11047/.

Maria I. Krasnova

Candidate of Science, Economics, Associate professor, Department of Economics, Organization and Management, Tyumen State Oil and Gas University

Tatiana L. Krasnova

Candidate of Science, Economics, Associate professor, Department of Economics, Organization and Management, Tyumen State Oil and Gas University

Methods of monitoring the status of the regional petroleum products market in terms of the competition development

_Abstract

The article explains the set of indicators for assessment of the competition level on the regional petroleum products market, taking into account regional and industry characteristics based on the analytic hierarchy process. The technique of monitoring the market for its operational control purpose is provided.

Keywords: methods of assessing the competition, market concentration, oil market, analytic hierarchy process, economic regulation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.