Научная статья на тему 'Методика определения типа рыночной структуры: теория и практика (на примере нефтяного рынка России)'

Методика определения типа рыночной структуры: теория и практика (на примере нефтяного рынка России) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5269
673
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / ТИП РЫНОЧНОЙ СТРУКТУРЫ / ИНДЕКС / НЕФТЯНОЙ РЫНОК / ОЛИГОПОЛИЯ / MARKET / TYPE OF MARKET STRUCTURE / INDEX / OIL MARKET / OLIGOPOLY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лешкова Александра Игоревна, Верховец Олеся Александровна

Рассматривается методика определения типа рыночной структуры. Дается краткий обзор нефтяного рынка Российской Федерации. Внимание акцентировано на определении (доказательстве) типа рыночной структуры российского рынка нефти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of definition of market structure’s types: the theory and the practice (based on Russia’s oil market)

In this article there are determined the methods of definition of market structure’s types. A brief review has been given about the oil market in the Russian Federation. The author puts the emphasis on the definition (proof) of the type of the market structure of Russian oil market.

Текст научной работы на тему «Методика определения типа рыночной структуры: теория и практика (на примере нефтяного рынка России)»

УДК 338.012

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПА РЫНОЧНОЙ СТРУКТУРЫ:

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА (НА ПРИМЕРЕ НЕФТЯНОГО РЫНКА РОССИИ)

METHODS OF DEFINITION OF MARKET STRUCTURE’S TYPES:

THE THEORY AND THE PRACTICE (BASED ON RUSSIA’S OIL MARKET)

А.И. Лешкова, О.А. Верховец A.I. Leshkova, O.A. Verkhovets

Омский государственный университет им Ф.М. Достоевского

Рассматривается методика определения типа рыночной структуры. Дается краткий обзор нефтяного рынка Российской Федерации. Внимание акцентировано на определении (доказательстве) типа рыночной структуры российского рынка нефти.

In this article there are determined the methods of definition of market structure’s types. A brief review has been given about the oil market in the Russian Federation. The author puts the emphasis on the definition (proof) of the type of the market structure of Russian oil market.

Ключевые слова: рынок, тип рыночной структуры, индекс, нефтяной рынок, олигополия.

Key words: market, type of market structure, index, oil market, oligopoly.

В процессе осуществления планирования на промышленных предприятиях в условиях рыночной среды необходимо учитывать влияние такого фактора, как конкурентная среда товарного рынка (которая определяется его структурой) на содержание и характер принимаемых плановых решений.

При исследовании рыночной структуры, с официальной точки зрения, важным является изучение информации, изложенной в Приказе Федеральной антимонопольной службы (ФАС) от 28 апреля 2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке». Согласно положениям данного приказа, установлен определенный порядок для анализа состояния конкуренции на рынке. Это касается следующих параметров: временной интервал исследования товарного рынка; установление продуктовых границ того или иного рынка; определение географических границ товарного рынка и хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке; расчет ёмкости товарного рынка и долей, занимающих на данном рынке хозяйствующих субъектов; определение уровня концентрации товарного рынка и барьеров входа и выхода для потенциальных и действующих субъектов; оценка состояния конкуренции и изменение её параметров на исследуемом товарном рынке.

Промышленное предприятие в процессе планирования своей деятельности для снижения уровня хозяйственного риска должно разрабатывать альтернативные плановые решения в различных сферах, таких как товарный ассортимент, объем производства, объем производственных издержек, установление цены и др. В связи с такой необходимостью руководителей и специалистов того или иного предприятия интересуют особенности рынка, на который предприятие планирует выйти со своей продукцией: возможности входа на рынок определенного типа и выхода с него, характер поведения на данном рынке продавцов и покупателей, особенности ценообразования на этом рынке.

Получение максимальной прибыли - это одна из приоритетных целей в деятельности предприятия, однако механизм этого процесса на рынках разных типов неоднозначен, что связано с особенностями спроса и предложения на том или ином рынке и характером ценообразования даже при одинаковых функциях издержек. Поэтому в процессе выхода на товарный рынок необходимо иметь определенный инструмент, с помощью которого можно было бы определять тип рыночной структуры и уже на основании определенного типа формировать стратегию и тактику деятельности предприятия на данном рынке. При создании такого инстру-

© А.И. Лешкова, О.А. Верховец, 2013

мента должны рассматриваться не характеристики отдельных предприятий, а особенности отраслевого конкурентного взаимодействия и специфика реализации продукции на рынке.

Согласно Приказу Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» предложен подход, содержание которого характеризуется такими положениями:

- в зависимости от поставленной цели предлагается уточнять временной интервал исследования товарного рынка, определяемый его особенностями и доступностью информации;

- рекомендуется определять географические границы товарного рынка, т. е. устанавливать границы территории, на которой потребитель приобретает товар и не имеет такой возможности за ее пределами; следует отметить, что в соответствии с указанным документом не предусматривается деление товарных рынков на федеральный, межрегиональные, региональные, локальные, что дает антимонопольному органу достаточную свободу при определении географических границ рынка;

- определяются хозяйствующие субъекты, в состав которых включаются агенты, реализующие в установленных границах рынка данный товар, а также могут быть включены и потенциальные продавцы;

- рекомендуется оценивать объемы товарного рынка и доли предприятий на рынке;

- для определения уровня концентрации товарного рынка предлагается использовать коэффициент рыночной концентрации (СК), индекс рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана (НН1), а также другие показатели рыночной концентрации;

- важным моментом является определение барьеров входа на тот или иной рынок, что предусматривает выявление экономических, административных и других обстоятельств, препятствующих или затрудняющих субъектам начало деятельности на товарном рынке;

- на заключительном этапе анализа предлагается дать общую оценку состояния конкуренции на товарном рынке, сделать заключение о том, к какому типу рыночных структур он принадлежит, а также оценить перспективы изменения конкуренции на нём.

Основываясь на вышеизложенных положениях, предлагается дополнить методику определения типа рыночной структуры соответствующей последовательностью процедур, доведенных до конкретных операций [1].

Первый этап процедуры определения типа рынка заключается в том, что на основе ре-

зультатов заранее проведенного анализа предлагается рассматривать шесть типов структур рынка продавцов, таких как: монополия; олигополия; квазимонополия (когда на рынке присутствует доминирующая фирма); монополистическая конкуренция; квазисовершенная (работающая) конкуренция и совершенная конкуренция. В чистом виде первый и последний типы встречаются крайне редко, но они необходимы для получения нижних и верхних границ по оцениваемым характеристикам. На этом этапе анализа определяются временные (от одного года до нескольких лет), товарные и географические границы рынка с учетом нормативных положений, представленных выше.

Второй этап процедуры данной методики заключается в том, что формируется система из восьми критериев оценивания, как совокупность наиболее значимых характеристик рынка на основе синтеза подходов Э. Чемберлина -Дж. Бейна [2], Ф.М. Шеррера - Д. Росса [3], а также рекомендаций нормативного акта, что отвечает всем необходимым требованиям определения типа рыночной структуры: количество продавцов; индекс концентрации; индекс Херфиндаля-Хиршмана; уровень барьеров входа-выхода; контроль над ценами; степень неопределенности (информированности); степень дифференциации продукции и эластичность спроса. Все указанные критерии изначально измеряются с помощью качественных или количественных оценок, которые впоследствии приводятся к порядковой шкале.

Из множества преобразованных значений критериев рекомендуется использовать пятиуровневую шкалу: низкий уровень критерия, принятый за 0; относительно низкий (0,25), средний уровень критерия (0,5), относительно высокий (0,75) и высокий уровень, принятый за 1. Первичная оценка значений критериев осуществляется при помощи экспертов, которыми могут быть как специалисты предприятия, так и привлеченные внешние специалисты, приглашенные ученые.

Третий этап процедуры определения типа рыночной структуры состоит в том, что для системы критериев проводится процедура перевода оценок из произвольной шкалы в порядковую (см. табл. 1). Первый критерий - количество продавцов - фактически используется во всех классификационных подходах (например, типы строения рынков по Штакельбергу [4], основные типы структур рынка продавца по Ф.М. Шереру и Д. Россу [5]). Для определения преобразованной оценки для первого критерия предлагается использовать шкалу перевода, которая представлена в табл. 1, строки 1 и 2 [1].

Таблица 1

Перевод значений критериев в порядковую шкалу

Критерий Обозна- чение Оценка в шкале отношений (балл)

0 0,25 0,5 0,75 1

1. Число участников рынка N 1 2-10 10-30 30-100 Более 100

2. Индекс концентрации CR 0-0,2 0,2-0,4 0,4-0,6 0,6-0,8 0,8-1

3. Индекс Херфиндаля- Хиршмана ЫШ 0-500 500-1000 1000-2000 2000-6000 6000-10000

4. Барьеры входа-выхода М Отсутствуют Незначитель- ные Средние Существенные Высокие

5. Контроль над ценами CP Высокая степень Достаточная способность влиять на цену Цены являются базовыми для всех продавцов Варьирование в широком диапазоне Контроль невозможен

6. Степень информированности (неопределенности) E - 460 - (- 200) - 200 - (- 100) - 100 - (- 20) - 20 - (- 5) - 5 - 0

7. Степень дифференциации продукции DP Уникальная Незначительная дифференциация Стандартная продукция Дифференци- рованная Высокодиффе- ренцированная

8. Эластичность спроса по цене ED Малоэластич- ный Малоэластич- ный Среднеэла- стичный Высокоэла- стичный Высокоэла- стичный

Следующий критерий - индекс концентрации ЄЯ - рассчитывается по формуле (1):

п

СЯ = £ 5,, (1)

/=1

где Зі - доля рынка предприятия; п - число лидеров рынка.

Исследуют несколько предприятий, которые являются наиболее значимыми и крупными участниками рынка. Индекс концентрации позволяет определять различия между олигополией и доминирующей фирмой.

Значения второго критерия варьируются от 1 (для монополии) до 0 (для совершенной конкуренции), принимая промежуточные значения.

Третьим критерием оценки предлагается использовать индекс Херфиндаля-Хиршмана (ННІ). Это достаточно распространенный показатель характеристики рынка, который в отличие от вышерассмотренных дает возможность оценить степень однородности положения участников рынка по формуле (2):

N

ННІ = £ (2)

/=1

где N - общее число участников рынка.

В случае чистой монополии индекс Херфиндаля-Хиршмана равен 10000. Для двух фирм, имеющих равные доли ННІ = 5000, для 100 фирм с долей в 1 % индекс будет равен 100. Таким образом, индекс Херфиндаля-Хиршма-

на реагирует на рыночную долю каждой фирмы в отрасли и ограничен величиной 10000 (для чистой монополии).

Четвертый критерий связан с оценкой барьеров входа-выхода (НВ).

Развернутая характеристика и обоснование необходимости включения данного критерия представлены в источнике [6]. Высокий уровень барьеров характерен для монополии, отсутствие барьеров - для совершенной конкуренции и средний уровень - для монополистической конкуренции.

Далее тип рыночный структуры оценивается по такому критерию, как уровень контроля над ценами (РС). Для монополии возможен полный контроль, который ограничивается только законодательством, контроль практически невозможен в условиях совершенной конкуренции.

Следующим шагом является оценка степени информированности продавца при помощи коэффициента энтропии (Е), который характеризует степень неизвестности, неуверенности на том или ином рынке. Преимуществом данного коэффициента является возможность сравнения измерений как внутри отдельных отраслей, так и между ними. Коэффициент энтропии вычисляется по формуле (3):

где Е - коэффициент энтропии; <%■ - доля продаж товаров 7-м предприятием на рынке; п -число субъектов бизнеса, действующих на рынке.

Коэффициент энтропии достигает максимального значения при достаточно большом количестве предприятий на рынке, т. е. в условиях совершенной конкуренции. Этот коэффициент показывает степень деконцентрации деловой активности субъектов рынка и позволяет более глубоко исследовать уровень и динамику конкурентного положения участников рынка. Так, для монополии коэффициент энтропии составляет величину -460, для двух олигополистических фирм -195, при действии на рынке более двадцати фирм коэффициент энтропии увеличивается в 20 раз и приближается к нулю в случае совершенной конкуренции.

Следующий критерий - степень дифференциации (ОР), при его оценке учитывается, что продукция может быть уникальной, возможны незначительные различия для достаточно однородной продукции, может быть широкий спектр продукции, удовлетворяющий определенные потребности; возможна широкая линия продукции как по ассортименту, так и по качеству, а также может быть стандартная продукция.

Последний критерий - эластичность спроса по цене. Данный критерий является важной частью общей характеристики товарных рынков, так как потребители оказывают влияние на поведение продавцов, ограничивая их степень свободы в установлении цены и определении объема выпуска. Кроме того, уровень концентрации находится в противоположной зависимости от темпов роста спроса, так как, чем выше темпы роста спроса, тем легче новым предприятиям войти в отрасль, и, следовательно, тем ниже будет уровень концентрации, а значит, выше степень конкурентности рынка. Для расчета используется стандартная формула (4) определения коэффициента эластичности по цене:

§>=\% > § ■

(4)

где р - цена товара; Q - объем продаж (при допущении, что объем продаж совпадает с объемом спроса).

Для практического применения формулы (4) рассматривают два набора цен и соответствующих объемов, в предположении, что все остальные параметры рынка остаются посто-

янными. Если коэффициент эластичности по цене находится в диапазоне от -1 до 0, то спрос по цене малоэластичный, соответственно потребители незначительно реагируют на ценовые изменения. Если коэффициент эластичности по цене примерно равен -1, то спрос по цене среднеэластичный. А для значений коэффициента эластичности значительно меньше -1 предполагается, что спрос высокоэластичный, и это значит, что с помощью ценовых инструментов воздействия можно эффективно влиять на его динамику.

Эксперты выполняют оценивание, результаты которого обрабатываются и преобразовываются аналитиками с использованием положений таблицы 1.

Четвертый этап методики - для определения типа структуры рынка, на который предприятие намерено выйти или для уточнения правильности принятых решений применяется классификационная таблица 2. Для этого осуществляется определение границ рынка и по каждому критерию проводится оценивание по ранее предложенной схеме.

Пятый и шестой этапы - для диагностики типа исследуемого рынка из шести возможных выбирается та, которая в большей степени соответствует объекту анализа. Строится таблица, в которой отображаются значения, полученные в результате исследования и расчетов основных показателей (так называемые актуальные значения); а также значения критериев, соответствующим полученным данным из классификационной таблицы 2.

Седьмой и восьмой этапы: составляется таблица, в которой рассматривается соответствие значений критериев тому или иному типу рыночной структуры, в которой за единицу принимается соответствие данного критерия типу рынка, а за нуль, соответственно, принимается несоответствие типу рынка. Возможна ситуация, когда в результате сравнения установленным требованиям отвечает несколько типов рыночных структур, степень сходства которых равна наибольшему значению. В такой ситуации следует пересмотреть полученные значения и процедуру повторить до получения однозначного результата, то есть до получения большинства соответствий критериев по тому или иному типу рыночной структуры. Затем переходим к девятому (заключительному) этапу алгоритма определения типа рыночной структуры.

Таблица 2

Классификационная таблица для диагностики рыночной структуры

Критерий классификации Тип рыночных структур

Моно- полия Олиго- полия Квазимо- нополия Монополи- стическая конкуренция Квазисовер-шенная конкуренция Совершенная конкуренция

Число участников рынка (продавцов) 0 0,25 0,5 0,5 0,75 1

Индекс концентрации 1 0,75 0,75 0,5 0,25 0

Индекс Херфиндаля-Хиршмана 1 0,75 0,5 0,5 0,25 0

Барьеры входа-выхода 1 1 0,75 0,5 0,25 0

Контроль над ценами 1 0,75 0,75 0,5 0 0

Степень неопределенности (информированности) 0 0,25 0,25 0,5 0,75 1

Степень дифференциации продукции 0 0,75 0,75 1 0,25 0,5

Эластичность спроса по цене 0 0,25 0,25 0,5 0,75 1

Девятый этап: в результате формируется так называемый вектор близости анализируемого рынка и типов рыночных структур, ранжирование которого по возрастанию позволяет либо определить тип рыночной структуры либо установить пограничную ситуацию, когда характер рынка может проявляться неоднозначно. Далее осуществляется разработка стратегических решений, адекватных анализируемой ситуации.

Таким образом, предлагаемая методика определения типа структуры товарного рынка учитывает положения законодательства по защите конкуренции, классический и современные подходы к формированию системы оценочных показателей.

На сегодняшний день нефтяная промышленность является основополагающей для всей российской экономики. Как говорят аналитики, Россия, как никогда, привязана к нефтяной промышленности, а от цен на нефть зависит и дефицит государственного бюджета, и рост благосостояния граждан.

На сегодняшнем рынке представлены несколько общероссийских и региональных компаний, самыми крупными их которых являются «Лукойл», «Газпромнефть», «ТНК-ВР», «Татнефть», «Роснефть», «Башнефть» и «Сургутнефтегаз». По объемам добычи между этими компаниями, разумеется, существует большая разница. Основными игроками на рынке являются общероссийские компании.

Структура нефтяной отрасли в Российской Федерации имеет олигопольный характер и характеризуется наличием вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), которые осуществляют деятельность на всех сегментах рынка: добыча и переработ-

ка нефти, хранение, оптовая, мелкооптовая и розничная реализация нефтепродуктов. В течение 2004-2009 гг. сохраняется устойчивая тенденция дальнейшего роста экономической концентрации и сокращения количества независимых участников рынка, а также увеличения присутствия на рынках нефтяной отрасли компаний с государственным участием. Такая информация содержится в докладе ФАС России «О состоянии конкуренции в Российской Федерации» (за 2009 г.) [7]. Такие компании доминируют на рынках добычи и переработки нефти, свободный рынок нефти практически отсутствует: более 80 % нефти в Российской Федерации добывается пятью крупными ВИНК (Роснефть, Лукойл, ТНК-ВР, Сургутнефтегаз, Газпром), примерно такой же процент российской нефти перерабатывается на заводах, контролируемых теми же пятью ВИНК. Практически вся добытая ВИНК нефть направляется на переработку на НПЗ, принадлежащие им, и на экспорт. Доля свободного рынка нефти от общего объема поставок нефти в Российскую Федерацию составляет около 15-20 %. Небольшой сегмент независимого от ВИНК рынка нефти в основном ограничен поставками на НПЗ Уфимской группы и Московский НПЗ. Основные мощности НПЗ загружены переработкой собственной нефти ВИНК. Распределение оставшихся мощностей осуществляется среди небольшого количества крупных продавцов. Независимые компании, которые не имеют возможности использовать мощности НПЗ с собственной нефтью, вынуждены покупать нефтепродукты на оптовом рынке по цене, включающей заложенную прибыль сбытов ВИНК или же крупных продавцов (трейдеров) [8].

Основные проблемы, с которыми сталкиваются потенциальные и действующие участники рынка:

- ограничение или полное отсутствие доступа независимых участников рынка к мощностям НПЗ;

- ограниченные возможности независимых участников рынка поставлять производимые нефтепродукты в отдельные регионы;

- ограничение, а зачастую и полное отсутствие доступа независимых участников рынка к мощностям по хранению нефтепродуктов;

- наличие хозяйствующих субъектов, которые доминируют на рынке и хранения нефтепродуктов и одновременно осуществляют розничную реализацию этих нефтепродуктов;

- высокие первоначальные затраты, связанные с выходом на данный рынок [9].

Доминирующее положение ВИНК на рынках добычи и переработки нефти определяет монопольную структуру реализации нефтепродуктов крупным оптом с НПЗ. Регионы добычи, переработки и сбыта продукции (нефтепродуктов) жестко распределены между ВИНК.

Таким образом, можно отметить следующие важные моменты:

- структура нефтяной отрасли в РФ имеет олигопольный характер и характеризуется наличием вертикально интегрированных нефтяных компании (ВИНК);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- свободный рынок нефти практически отсутствует: более 80 % нефти в Российской Федерации добывается и обрабатывается пятью крупными ВИНК;

- существует ряд серьезных барьеров для входа в отрасль: ограничение доступа независимых участников рынка к мощностям по переработки нефти; ограничение возможности

независимых участников рынка поставлять нефтепродукты в отдельные регионы; высокие первоначальные затраты;

- ситуация на рынке нефтепродуктов характеризуется тем, что регионы добычи, переработки и сбыта продукции жестко распределены между крупными ВИНК.

По предложенной методике для начала мы рассматриваем исследуемый рынок в теории и делаем теоретический вывод о типе рыночной структуры, в нашем случае рынка нефти.

Затем переходим ко второму этапу (определение и расчет основных критериев) для рынка нефти. Согласно методике существует несколько критериев определения (оценки) типа рыночной структуры: число участников рынка, индекс концентрации (CR), индекс Херфин-даля-Хиршмана (НН1), барьеры входа-выхода, контроль над ценами, степень дифференциации продукции и др.

Итак, первый критерий - это число участников рынка; на нефтяном рынке основными участниками являются 7 нефтяных компаний (Лукойл, Роснефть, ТНК-ВР, Газпром нефть, Сургутнефтегаз, Татнефть и Башнефть) - эти компании занимают наибольшие доли рынка; однако помимо них существует ещё большое количество компаний с незначительной долей рынка.

Далее рассчитываются два показателя: индекс концентрации (CR) и индекс Херфинда-ля-Хиршмана (НН1). Для расчета этих двух показателей приведена табл. 3.

В табл. 3 представлены данные об объемах продаж (в денежном эквиваленте) компаний нефтяного рынка России, а также рассчитана доля рынка, которую каждая из компаний занимает.

Т аблица 3

Данные об объемах продаж нефтяных компаний РФ за 2011 год

Компания Объем продаж (V) за 2011 г., млрд руб. V

(Xv+•••+к)

Лукойл 4303,01 33,26

Роснефть 2702 20,88

ТНК-ВР 1938,17 14,98

Г азпром нефть 1422,17 10,99

Сургутнефтегаз 754,43 5,83

Татнефть 318,59 2,46

Башнефть 533,46 4,12

Русснефть 267,55 2,07

Славнефть 174,73 1,35

Alliance Oil Company 93,17 0,72

Томскнефть 95,27 0,74

Зарубежнефть 34,72 0,27

Ненецкая нефтяная компания 0,31 0,002

НОВАТЭК 176,27 1,36

ТАИФ-НК 124,27 0,96

Индекс концентрации (СЯ) характеризует долю нескольких (трех, пяти, десяти и т. п.) крупнейших фирм в общем объеме рынка в процентах. Если индекс концентрации приближается к 1 00 %, то рынок характеризуется высокой степенью монополизации, если же он немногим больше нуля, то его можно рассматривать как конкурентный.

Однако индекс концентрации не учитывает особенности рыночной структуры всей отрасли. Например, если мы анализируем две отрасли и в каждой из них четыре крупнейшие фирмы производят 60 % всей продукции отрасли, то получаем одинаковый индекс концентрации. Тем не менее рыночная ситуация в них может быть различна, так как в одной отрасли всего 10 фирм, а в другой 100. Кроме того, и в самом «ядре» рынка может быть различное распределение долей. Четыре фирмы по 15 % - равное распределение или 35, 10, 10 и 5 % - явное доминирование ведущей фирмы.

Не учитывает данный показатель и долю рынка, покрываемую за счет импорта, поэтому он может показать завышенный уровень концентрации отрасли. По этой же причине он неприменим к оценке региональных и местных рыночных структур.

Тем не менее данный показатель приемлем в качестве грубого индикатора, характеризующего наличие в отрасли небольшого числа доминирующих фирм, что отличает олигополию от совершенной и монополистической конкуренции, или в качестве дополнительного показателя, применяющегося совместно с другими показателями концентрации.

В отечественной практике оценка состояния концентрации на товарных рынках определяется по значению индекса концентрации для крупнейших фирм. В нашем случае индекс концентрации будет рассчитан для семи фирм: Лукойл, Роснефть, ТНК - ВР, Газпром нефть, Сургутнефтегаз, Татнефть и Башнефть. Согласно формуле (1) индекс концентрации равен:

СЯ = 33,26 + 20,88 + 14,98 + 10,99 + 5,83 + + 2,46 + 4,12 = 92,52 %.

В результате нашего расчета индекс концентрации оказался равным 93 %, какому значению критерия он соответствует, мы рассмотрим на последующих этапах.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана (НН1) -это достаточно распространенная характеристика рынка, которая, в отличие от индекса концентрации, характеризует не долю рынка, контролируемую несколькими крупнейшими

компаниями, а распределение «рыночной власти» между всеми субъектами данного рынка.

В случае чистой монополии индекс Хер-финдаля-Хиршмана равен 10000. Для двух фирм с равными долями НН1 = 5000, для 100 фирм с долей в 1 % НН1 = 100.

Таким образом, индекс Херфиндаля-Хиршмана реагирует на рыночную долю каждой фирмы в отрасли, ограничен величиной 10000 (причем это значение достигается только в случае чистой монополии).

В нашем случае, согласно формуле (2) и данным табл. 3, индекс Херфиндаля-Хиршмана оказался равным 1954. Какому значению критерия он соответствует, будет рассмотрено на последующих этапах.

Следующий критерий оценки - барьеры входа (НВ) - выхода на рынок. На анализируемом рынке данные барьеры достаточно высокие (основные проблемы, связанные с этим представлены в теории выше).

Ещё один критерий - контроль над ценами (СР). Ему соответствует понятие «варьирование» в широком диапазоне, компании основываются на мировых котировках на основные сорта нефти.

Следующий показатель - коэффициент энтропии (Е), показывающий степень неопределенности (информированности) на данном рынке. Согласно формуле (3) коэффициент энтропии на нефтяном рынке будет: Е = -38.

Соответствие данного результата значению критерия рассмотрено ниже.

Степень дифференциации продукции фР) на нефтяном рынке России соответствуют понятию дифференцированной продукции или средней дифференциации.

Последний показатель в методике оценки - это эластичность спроса по цене (ED); согласно формуле (4) эластичность спроса по цене равна: EDp(Q) = -0,3.

В нашем случае коэффициент эластичности по цене находится в диапазоне от -1 до 0, что говорит о том, что спрос по цене малоэластичный, потребители реагируют на ценовые изменения незначительно.

В соответствии со следующим этапом мы построим табл. 5, в которой систематизируем полученные данные и соотнесем их с значениями критериев с помощью табл. 2.

Согласно следующим этапам методики строим табл. 5, представляющую собой матрицу оценки меры (степени) сходства анализируемого рынка нефти с каждым из типов рыночных структур.

Таблица 4

Информация для определения типа рыночной структуры в сегменте нефтяного рынка Российской Федерации

Критерий классификации Актуальное значение Значение критерия

Число участников рынка (продавцов) (п) 7 0,25

Индекс концентрации (СЯ) 0,9 1

Индекс Херфиндаля-Хиршмана (ИНГ) 1954 0,5

Барьеры входа-выхода (НВ) Высокие 1

Контроль над ценами (СР) Варьирование в широком диапазоне 0,75

Степень неопределенности (информированности) (Е) -38 0,5

Степень дифференциации продукции (ОР) Дифференцированная продукция 0,75

Эластичность спроса по цене (ЕП) -0,3 0 и 0,25

Таблица 5

Матрица оценки меры (степени) сходства анализируемого рынка нефти с каждым из типов рыночных структур

Критерий классификации Тип рынка

Монопо- лия Олигопо- лия Квазимо- нополия Монопо-листиче-ская конкуренция Квазисо-вершенная конкуренция Совер- шенная конкурен- ция

Число участников рынка (п) 0 1 0 0 0 0

Индекс концентрации (СЯ) 1 0 0 0 0 0

Индекс Херфиндаля-Хиршмана (ИНГ) 0 0 1 0 0 0

Барьеры входа-выхода (НВ) 0 1 0 0 0 0

Контроль над ценами (СР) 0 1 0 0 0 0

Степень неопределенности (информированности) (Е) 0 0 0 1 0 0

Степень дифференциации продукции (ОР) 0 1 0 0 0 0

Эластичность спроса по цене (ЕП) 1 1 0 0 0 0

Мера сходства (количество совпадений) 2 5 1 1 0 0

Максимальное значение (вывод) По пяти критериям из восьми рынок нефти России соответствует олигополии

Таким образом, благодаря методике оценки типа рыночной структуры нам удалось практически доказать, что нефтяной рынок Российской Федерации представляет собой олигополистическую рыночную структуру, т. е. имеет несколько крупных участников, которые контролируют данный рынок (ВИНК).

1. Смирнова Е. В. Методика определения типа структуры товарного рынка // Региональная экономика: УЭкС. - 2011. - № 32. - С. 1-7.

2. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. - М. : Прогресс, 1996. -263 с.

3. Шерер Ф. М., Росс Д. Структура отраслевых рынков. - М. : Инфра-М, 1997. - 147 с.

4. Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика: в 2 т. / Институт "Экономическая школа". - СПб., 2004. - 185 с.

5. Шерер Ф. М., Росс Д. Структура отраслевых рынков. - М. : Инфра-М, 1997. - 149 с.

6. Кабраль Л. Организация отраслевых рынков. - М. : Новое значение, 2003. - 356 с.

7. Доклад ФАС «О состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2008 год». -иКЬ: http://www.fas.gov.ru.

8. Экономический анализ рынка олигополии в России. - иКЬ: http://aknews.narod.ru/ index.htm.

9. Некрасовский В. К. Модели организованной конкурентной гармоничной олигополии. Олигополия и устойчивое развитие // Управление собственностью: теория и практика.

- 2007. - № 3. - С. 22-44.

10. Реброва Н. П., Евдущенко Е. В. Исследование поведения потребителей для формирования предприятием коллекции женской одежды // Практический маркетинг. - 2009. - № 12.

- С. 7-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.