Методика определения типа структуры товарного рынка
Смирнова Елена Викторовна, к. э. н., доцент, заведующий кафедрой учётно-аналитических дисциплин, ГОУ «Оренбургский государственный университет»,
e-mail: uadsev@mail.ru
Аннотация
В связи с необходимостью учёта влияния конкурентной среды на содержание и характер принимаемых промышленными предприятиями управленческих/плановых решений проблема диагностики структуры товарного рынка приобрела еще большую актуальность. В данной статье уточняются методические положения определения типа структуры товарного рынка на основе анализа состояния конкуренции. Сделан вывод о том, что использование предлагаемых положений позволит также определять возможные направления изменений конкурентных позиций предприятий.
Ключевые слова: конкуренция, конкурентная среда, структура товарного рынка
Abstract
Today it is necessary to consider the impact of competitive environment on content and character of the management/planning solutions making by industrial enterprises. That why the problem of diagnosis the goods market’s structure has become more actual. In this article specified the methodological point of determine the type of the goods market’s structure due to analysis of the competition state. The conclusion is made that using of this points will make it possible to define the directions of changes in the competitive positions of enterprises.
Keywords: competition, the competitive environment, the structure of commodity market
Введение
В процессе планирования на промышленных предприятиях в условиях рыночной конкуренции необходимо учитывать влияние конкурентной среды
товарного рынка (определяемой его структурой) на содержание и характер принимаемых плановых решений.
При исследовании рыночной структуры целесообразным представляется учёт официальной точки зрения, изложенной в приказе Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке». Согласно его положениям, устанавливается новый порядок для анализа состояния конкуренции. Это касается: временного интервала исследования товарного рынка; установления его продуктовых границ; определения географических границ товарного рынка и хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке; расчета ёмкости товарного рынка и долей хозяйствующих на рынке субъектов; определения уровня концентрации товарного рынка и барьеров входа на товарный рынок; оценки состояния конкуренции и изменения конкуренции на товарном рынке.
Промышленное предприятие в процессе планирования для снижения уровня риска хозяйственной деятельности должно разрабатывать вариантные плановые решения в сферах товарного ассортимента, объема производства, производственных издержек, установления цены и др. В связи с этим руководителей и специалистов интересуют особенности рынка, на который предприятие выходит со своей продукцией, а именно: возможности и высота барьеров входа на рынок определенного типа и выхода с него, характер поведения продавцов и покупателей, особенности ценообразования.
Механизм получения максимальной прибыли, как одной из приоритетных целей в деятельности предприятия, на рынках разных типов неоднозначен, что связано с особенностями предложения, характером спроса и ценообразования на различных рынках, даже при одинаковых функциях издержек. Поэтому в процессе выхода на товарный рынок необходимо иметь инструмент, с помощью которого можно определять тип рыночной структуры и формировать стратегию и тактику деятельности в соответствии с выявленным типом. При его создании должны рассматриваться не характеристики отдельных предприятий,
а особенности отраслевого конкурентного взаимодействия и специфика реализации продукции на рынке.
В соответствии с Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» предлагается подход, содержание которого характеризуется следующими положениями:
- в зависимости от поставленной цели предлагается уточнять временной интервал исследования товарного рынка, определяемый его особенностями и доступностью информации;
- рекомендуется определять географические границы товарного рынка, то есть устанавливать границы территории, на которой потребитель приобретает товар и не имеет такой возможности за ее пределами. Следует отметить, что в соответствии с указанным документом не предусматривается разделение товарных рынков на федеральный, межрегиональные, региональные, локальные, что дает антимонопольному органу достаточную свободу при определении географических границ рынка;
- определяются хозяйствующие субъекты, в состав которых включаются агенты, реализующие в установленных границах рынка данный товар, а также могут быть включены и потенциальные продавцы;
- рекомендуется оценивать объемы товарного рынка и доли предприятий на рынке;
- для определения уровня концентрации товарного рынка предлагается использовать коэффициент рыночной концентрации (CR), индекс рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана (НН1), а также другие показатели рыночной концентрации;
- важным моментом является определение барьеров входа на товарный рынок, что предусматривает выявление экономических, административных и других обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих субъектам начало деятельности на товарном рынке;
- на заключительном этапе анализа предлагается дать оценку состояния конкуренции на товарном рынке, сделать заключение о том, к какому виду ры-
ночных структур он относится, и оценить перспективы изменения конкуренции на нём.
Основываясь на этих положениях предлагается дополнить методику определения типа рынка соответствующей последовательностью процедур, доведенных до конкретных операций. Поясним содержание некоторых этапов.
1 этап. На основе результатов предварительно проведенного анализа предлагается рассматривать шесть типов структур рынка продавцов: монополия; олигополия; квазимонополия (доминирующая фирма); монополистическая конкуренция; квазисовершенная (работающая) конкуренция; совершенная конкуренция. В чистом виде первый и последний типы встречаются крайне редко, но они необходимы для получения нижних и верхних границ по оцениваемым характеристикам. На этом этапе анализа определяются временные (один год или несколько лет), товарные и географические границы рынка с учетом нормативных положений.
2 этап. Формируется система из восьми критериев оценивания, как совокупность наиболее значимых характеристик рынка на основе синтеза подходов Э.Чемберлина - Дж.Бейна [4, 6], Ф.М.Шеррера - Д.Росса [5], а также рекомендаций нормативного акта, что отвечает всем необходимым требованиям идентификации рыночной структуры: количество продавцов; индекс концентрации; индекс Херфиндаля-Хиршмана; уровень барьеров входа-выхода; контроль над ценами; степень неопределенности (информированности); степень дифференциации продукции; эластичность и темпы роста спроса. Все указанные критерии изначально измеряются с помощью качественных (лингвистических) или количественных оценок, которые затем приводятся к порядковой шкале.
В качестве множества преобразованных значений критериев рекомендуется использовать пятиуровневую шкалу: низкий уровень критерия (0); относительно низкий (0,25), средний уровень критерия (0,5), относительно высокий (0,75) и высокий уровень (1). Первичная оценка значений критериев для выделенных типов рыночных структур осуществляется при помощи экспертов, которыми могут быть специалисты предприятия, привлеченные внешние специалисты, приглашенные ученые.
3 этап. Для представленной системы критериев проводится процедура перевода оценок из произвольной шкалы в порядковую (таблица 1). Первый критерий - количество продавцов - фактически используется во всех классификационных подходах (например, типы строения рынков по Штакельбергу [1], основные типы структур рынка продавца по Ф.М. Шереру и Д.Россу [5]). Для определения преобразованной оценки для первого критерия предлагается использовать шкалу перевода, представленную в таблице 1, строки 1 и 2.
Таблица 1 - Перевод значений критериев в порядковую шкалу
Критерий Обозна- чение Оценка в шкале отношений (балл)
0 0,25 0,5 0,75 1,0
1. Число участников рынка (количество продавцов) п 1 2 -10 10 -30 30 -100 Более 100
2. Индекс концентрации CR 0-0,2 0,2-0,4 0,4-0,6 0,6-0,8 0,8-1
3. Индекс Херфин-даля-Хиршмана НН1 0-500 500-1000 1000- 2000 2000- 6000 6000-10000
4. Барьеры входа-выхода нв Отсутст- вуют Незначи- тельные Средние Сущест- венные Высокие
5. Контроль над ценами СР Высокая степень Достаточная способность влиять на цену Цены являются базовыми для всех продавцов Варьирование в широком диапазоне Контроль не возможен
6. Степень информированности (неопределенности) Е -460-(-200) -200- (-100) -100- (-20) -20 -(-5) -5- 0
7. Степень дифференциации продукции DP Уникаль- ная Незначи- тельная диффе- ренциа- ция Стан- дартная продук- ция Диффе- ренци- рованная Высоко- дифферен- цированная
8. Эластичность спроса по цене ED -0, 5 - 0 -1 -(-0, 5) -1 -3 -(-1) < -3
Следующий критерий - индекс концентрации СR - рассчитывается по формуле (1):
СК = 1^, (1)
I=1
где Б, - доля рынка предприятия; п - число лидеров рынка.
Исследуют несколько предприятий, которые являются наиболее значимыми участниками рынка. Индекс концентрации позволит идентифицировать различия между олигополией и доминирующей фирмой.
Значения второго критерия варьируются от 1 (для монополии) до 0 (для совершенной конкуренции), принимая промежуточные значения.
В качестве третьего критерия предлагается использовать индекс Херфин-даля-Хиршмана (НШ). Это достаточно распространенная характеристика рынка, которая в отличие от ранее рассмотренных дает возможность оценить степень однородности положения участников рынка по формуле:
N
НШ = £ Б, 2, (2)
=1
где N - общее число участников рынка.
В случае чистой монополии индекс Херфиндаля-Хиршмана равен 10000. Для двух фирм с равными долями НН1 =5000, для 100 фирм с долей в 1% НН1=100. Таким образом, индекс Херфиндаля-Хиршмана реагирует на рыночную долю каждой фирмы в отрасли, ограничен величиной 10000 (причем это значение достигается только в случае чистой монополии) и 10000^ снизу.
Следующий критерий связан с оценкой барьеров входа-выхода (НВ). Развернутая характеристика и обоснование необходимости включения данного критерия представлены в источнике [6]. Высокий уровень барьеров характерен для монополии, отсутствие барьеров - для совершенной конкуренции и средний уровень - для монополистической конкуренции.
Далее тип рыночный структуры оценивается по уровню контроля над ценами (РС). Для монополии возможен полный контроль, который ограничивается только законодательством, контроль не возможен в условиях совершенной конкуренции.
На следующем шаге производится оценка степени информированности продавца при помощи коэффициента энтропии (Е), характеризующего степень неизвестности, неуверенности на рынке. Преимуществом коэффициента энтропии является возможность сравнения измерений как внутри отдельных отраслей, так и между ними. Коэффициент энтропии вычисляется по формуле (3):
1 п 1
Е = п 2 ^1п (3)
где: Е - коэффициент энтропии; БI - доля продаж товаров ьым предприятием на рынке; п - число субъектов бизнеса, действующих на рынке.
Коэффициент энтропии достигает максимального значения при достаточно большом числе предприятий на рынке, то есть в условиях совершенной конкуренции. Данный коэффициент характеризует степень деконцентрации деловой активности и позволяет глубоко исследовать уровень и динамику конкурентного положения субъектов бизнеса. Так, для монополии коэффициент энтропии составляет величину -460, для двух олигополистических фирм -195, при действии на рынке более двадцати фирм коэффициент энтропии увеличивается в 20 раз, приближаясь к нулю в случае совершенной конкуренции.
Седьмой критерий - при оценке степени дифференциации (ВР) учитывается, что продукция может быть уникальной, возможны незначительные различия для достаточно однородной продукции, широкий спектр продукции, удовлетворяющий определенные потребности; возможна широкая линия продукции как по ассортименту, так и по качеству, стандартная продукция.
Восьмой критерий - эластичность спроса по цене. Данный критерий является неотъемлемой частью общей характеристики рынков, так как потребители оказывают влияние на поведение продавцов, в первую очередь, ограничивая их степень свободы в установлении цены и определении объема выпуска. Более того, уровень концентрации находится в противоположной зависимости от темпов роста спроса, так как чем выше темпы роста спроса, тем легче новым предприятиям войти в отрасль, и тем ниже будет уровень концентрации, а, следовательно, выше степень «конкурентности» рынка. Для расчета используется стандартная формула определения коэффициента эластичности по цене (4):
ЕВ„ (0) М и, (4)
1Ф) 0
где, р - цена товара; Q - объем продаж (при допущении, что объем продаж совпадает с объемом спроса). Для практического применения формулы (4) рассматривают два набора цен и соответствующих объемов, в предположении, что
все остальные параметры рынка остаются неизменными. В случае, если коэффициент эластичности по цене находится в диапазоне от -1 до 0, то спрос по цене малоэластичный, потребители незначительно реагируют на ценовые изменения. Если коэффициент эластичности по цене примерно равен -1, то спрос по цене среднеэластичный. Для значений коэффициента эластичности значительно меньше -1 предполагается, что спрос высокоэластичный и с помощью ценовых инструментов воздействия можно эффективно влиять на его динамику.
Эксперты выполняют оценивание, результаты которого обрабатываются и преобразовываются аналитиками с использованием положений таблицы 1.
4 этап. Для определения типа структуры рынка, на который предприятие намерено выйти или для уточнения правильности принятых решений применяется классификационная таблица 2. Для этого осуществляется идентификация границ рынка и по каждому критерию проводится оценивание по предложенной схеме. В результате анализируемый рынок характеризуется вектором признаков К0 = (я°, К20,...., К70), где К1 - значение ьго критерия на анализируемом рынке.
5 и 6 этапы. Для диагностики типа анализируемого рынка из шести возможных выбирается та, которая в наибольшей степени соответствует объекту анализа.
Для этого воспользуемся методом «ближайшего соседа», в основе которого лежит определенный способ измерения степени сходства/близости определенного типа рыночной структуры и текущей проблемной ситуации - анализируемого рынка товаров предприятия. Необходимо ввести метрику на пространстве выбранных критериев для описания сходства каждого из типов рыночных структур и анализируемого рынка товаров предприятия, определить на основе выбранной метрики расстояние между критериями, соответствующими типам рыночных структур, и характеристикой, соответствующей текущей ситуации.
Таблица 2 - Классификационная таблица для диагностики типа рыночной структуры
Критерии классификации
Типы рыночных структур
Монополия Олигополия Квазимонополия Монополистическая конкуренция Квазисовершенная конкуренция Совершенная конкуренция
Число участников рынка (продавцов) О О,25 О,5 О,5 О,75 1
Индекс концентрации 1 О,75 О,75 О,5 О,25 О
Индекс Херфиндаля-Хиршмана 1 О,75 О,5 О,5 О,25 О
Барьеры входа-выхода 1 1 О,75 О,5 О,25 О
Контроль над ценами 1 О,75 О,75 О,5 О О
Степень неопределенности (информированности) О О,25 О,25 О,5 О,75 1
Степень дифференциации продукции О О,75 О,75 1 О,25 О,5
Эластичность спроса по цене О О,25 О,25 О,5 О,75 1
В итоге следует выбрать наиболее подходящий, «близкий» тип рыночной структуры, между которым расстояние минимально. На эффективность такого подхода будет влиять выбор метрики. На практике распространение получили: Евклидово расстояние; Манхэттенская метрика; расстояние Чебышева; мера сходства по Хэммингу; расстояние (мера) Ю.И. Журавлева и др.
При выборе метрики необходимо учитывать, что критерии измерены в порядковой шкале, поэтому среди большого числа известных на настоящее время, особый интерес представляет специфическая мера для произвольных шкал Ю.И. Журавлева [2].
Мера Журавлева является мерой близости объектов и задается с помощью формулы (5) и правила (6):
D(R S) = £Д (R,, S/), (5)
і=1
где, D(R,S) - мера сходства объектов R и S; р^^^ - мера близости объектов по і-му критерию (свойству) определяется следующим образом:
мад)=[*■ (6)
[О, в противном случае.
Особенностью и преимуществом является то, что в мере Журавлева близость объектов определяется числом совпадений свойств сравниваемых объек-
тов с точностью до априорно заданного допустимого значения своего по каждому признаку; в частности, при ^ = 0 предполагается эквивалентность соответствующих свойств сравниваемых объектов, что гарантирует выполнение критериев, для которых необходимо строгое совпадение.
7 и 8 этапы. Возможна ситуация, когда в результате сравнения установленным требованиям отвечает несколько типов рыночных структур, степень сходства которых равна наибольшему значению. В такой ситуации, следует пересмотреть пороговые значения и процедуру повторить до получения однозначного результата.
9 этап. В результате формируется вектор близости анализируемого рынка и типов рыночных структур, ранжирование которого по возрастанию позволяет либо определить тип рыночной структуры, либо установить пограничную ситуацию, когда характер рынка может проявляться неоднозначно. Далее осуществляется разработка стратегических решений, адекватных анализируемой ситуации. Алгоритм определения типа рыночной структуры (рынка продавца) представлен на рисунке 2.
Продемонстрируем возможности подхода для диагностики рынка бурильных труб - основной продукции ОАО «Завод бурового оборудования».
Предварительный анализ, проведенный на основе отраслевых аналитических обзоров показал, что в развитии рынка бурового оборудования в 2010 году действовал ряд тенденций, связанных с низкими, но стабильными темпами роста рынка, усилением позиций импортного оборудования, преимущественно китайского производства, слабая консолидация отрасли в части основных производителей, присутствие на рынке одного крупного и большого числа достаточно мелких предприятий-производителей и импортеров.
Крупнейшим производителем стальных бурильных труб в России является «Трубная металлургическая компания» (ТМК), доля рынка которой составляет по различным оценкам около 55%. В этом сегменте, по экспертным оценкам, на долю утяжеленных труб приходится около 15% объема рынка бурильных труб РФ, производители которых представлены единственным российским
производителем ЗАО «Мотовилиха-Нефтегазмаш», дочерним предприятием ОАО «Мотовилихинские заводы»(7,5%) и украинским «Заводом утяжеленных бурильных и ведущих труб» (Сумское НПО им. М.В. Фрунзе).
Рисунок 2 - Алгоритм определения типа рыночной структуры Эти поставщики приблизительно в равных долях обеспечивают российский рынок. Стальные гладкоствольные бурильные трубы малых диаметров (от 43 до 85 мм) для ремонта скважин и геофизических исследований производит ОАО «Завод бурового оборудования» (г. Оренбург). Используя необходимую информацию, были рассчитаны требуемые критерии для определения типа рыночной структуры. Информация, положенная в основу анализа, актуальные
значения характеристик рынка и ранговые значения критериев приведены в
таблице 3.
Таблица 3 - Информация для определения типа рыночной структуры в сегменте бурильных труб ОАО «Завод бурового оборудования»
Критерии классификации Информация, положенная в основу анализа (Источник) Актуальное значение Значения критериев
Число участников рынка (продавцов) Рынок представлен одним крупным производителем («Трубная металлургическая компания») и несколькими мелкими производителями. Около 10 0,5
Индекс концентрации Имеется три выраженных лидера рынка с долями 55%, 7,5% и 7,5% соответственно 0,7 0,75
Индекс Херфиндаля-Хиршмана Кроме рассмотренных крупнейших участников рассматривается около 10 мелких с долями не превышающих 1% 3482 0,75
Барьеры входа-выхода Наличие стратегических барьеров (НИОКР, оборудование, инновации, долгосрочные контракты, дифференциация продукции), нестратегических барьеров (административных, организационных, экономических) сущест- венные 0,75
Контроль над ценами Предприятие может влиять на цену, но в ограниченном диапазоне базовые для всех продавцов 0,5
Степень неопределенности (информированности) Тенденции отрасли тесно связаны с конъюнктурой мировых сырьевых рынков -11,03 0,75
Степень дифференциации продукции Предприятия предлагает продукцию с незначительной дифференциацией незначи- тельная диффе- ренциация 0,25
Эластичность спроса по цене Потребители незначительно реагируют на изменения цены, повышение цены ведет к аналогичному процентному снижению спроса -1 0,5
Матрица оценки меры (степени) сходства анализируемого рынка товаров предприятия с каждым из типов рыночных структур приведена в таблице 4. По её данным делается вывод, что тип структуры рынка в сегменте бурильных труб - квазимонополия (рынок доминирующей фирмы). При этом совпадение с монополией не наблюдается ни по одному из критериев, имеется совпадение с рынком монополистической конкуренции по шести и с рынком олигополии по
пяти признакам. Важно отметить, что данный сегмент весьма далек как от работающей конкуренции, так и от совершенной.
Таблица 4 - Матрица оценки меры (степени) сходства анализируемого рынка товаров предприятия с каждым из типов рыночных структур
Типы рынков / Критерии классификации Пороговое значение Монополия Олигополия Квазимонополия (доминирующая фирма) Монополистическая конкуренция Квазисовершенная Совершенная конкуренция
Число участников рынка (продавцов) 0 0 0 1 1 1 0
Индекс концентрации 0 0 1 1 0 0 0
Индекс Херфиндаля-Хиршмана 0 0 1 1 1 0 0
Барьеры входа-выхода 0 0 1 1 1 0 0
Контроль над ценами 0,25 0 1 1 1 0 0
Степень неопределенности (информированности) 0 0 1 1 1 0 0
Степень дифференциации продукции 0 0 0 1 0 0 0
Эластичность спроса по цене 0,25 0 0 1 1 1 0
Мера сходства (количество совпадений) 0 5 8 6 2 0
Максимальное значение, вывод По 8 критериям из 8 наблюдается совпадение с рынком квазимонополии (рынок доминирующей фирмы)
Следует учитывать особенности поведения предприятий на рынке доминирующей фирмы, которые исследованы в модели Штакельберга и в модели Форхаймера [3]. В рассматриваемом случае анализируемое предприятие находится в положении «последователя».
Так как рынок является закрытым, то есть количество предприятий не изменяется в анализируемом временном интервале, то спрос на продукцию обусловлен рыночной ценой Pd, которую устанавливает доминирующая фирма. Как «последователь» анализируемое предприятие следует цене Pd. Доминирующая фирма и фирмы-последователи будут получать положительную эконо-
мическую прибыль достаточно долго, если вход новых предприятий будет ограничен.
Заключение
Таким образом, предлагаемая методика определения типа структуры товарного рынка учитывает положения законодательства по защите конкуренции, классический и современные подходы к формированию системы оценочных показателей, представленных в матрице оценки меры сходства конкретного товарного рынка предприятия с каждым из этих типов, позволяющей определять, в том числе, направления его эволюционирования за счёт изменения и накопления признаков.
Библиографический список
1. Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. В 2-х томах. Институт "Экономическая школа", Санкт-Петербург, 2004.
2. Журавлев Ю.И. Распознавание. Математические методы. Программная система. Практические применения/ Журавлев Ю.И., Рязанов В. В., Сенько О. В./.
М.: Фазис, 2ооб.
3. Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков: Учебник. - М.: Инфра-М, 2010.
4. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. М., 199б.
5. Шерер Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков. Инфра-М, 1997.
6. Bain J.S. Barriers to New Competition.Cambridge Mass. Harvard University Press, 195б.