7. Климова Н.В., Шубич А.В. Проблема безработицы молодежи в России. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции «Развитие экономики и менеджмента в современном мире». // Воронеж: Инновационный центр развития образования и науки. 2014. с.338-340.
8. Пескова О.С. Взаимодействие рынка образовательных услуг и рынка труда как следствие развития экономики знаний // Вестник СГУТиКД. 2014. №2. с. 84-86.
СОСТОЯНИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ МОТОРНОГО ТОПЛИВА В ЦЕНТРАЛЬНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Репин А.Е.
Репин Алексей Евгеньевич — магистрант, кафедра финансов и менеджмента, Тульский государственный университет, г. Тула
Аннотация: в настоящее время на внутреннем рынке моторного топлива Российской Федерации складывается тенденция к долговременному и устойчивому росту розничных цен на бензин и дизельное топливо. Множество экспертов считают, что это может быть связанно с влиянием крупных вертикально-интегрированных нефтяных компаний, которые задают цены на рынке и вынуждают независимых поставщиков следовать их ценовой политике. В данной статье проанализирован состав и структура рынка моторного топлива центрального федерального округа, определен тип рыночной структуры.
Ключевые слова: рынок моторного топлива, вертикально-интегрированная нефтяная компания, сети АЗС, рыночная структура.
УДК:338.1: 339.7
На сегодняшний день розничный рынок нефтепродуктов в России включает множество хозяйствующих субъектов, которые взаимодействуют на рынке в равных условиях, в соответствии со своими возможностями и правовыми нормами. На первый взгляд, сложившаяся система вполне соответствует рынку совершенной конкуренции, однако на деле таковой не является. В частности, структура рынка моторного топлива в Центральном федеральном округе состоит из большого количества поставщиков, однако, большую его долю, примерно на 40%, занимают крупные нефтяные компании.
Участниками данного рынка являются:
1. Вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК): ПАО «Роснефть» (включая «ТНК»), ПАО «Газпром» (включая «Газпром нефть»), ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «Татнефть», ПАО «Сургутнефтегаз», ПАО «Башнефть».
2. Зарубежные нефтяные компании и международные сети АЗС: «Shell», «ARIS», «BP» и др.
3. Межрегиональные сети АЗС, не связанные с добычей: «Липецкая топливная компания», «Астра», «М10 Ойл», «MMK Petrol», «PLUS», «Калина Ойл» и др.
4. Региональные сети АЗС, например, в Москве и Московской области: «ТД Нефтьмагистраль», «Транс -АЗС», «Трасса».
5. Точечные АЗС и прочие региональные поставщики моторного топлива.
Всего в РФ около 22 тыс. автозаправочных станций, из которых 16 тыс. принадлежит ВИНК, а также 3500 операторов АЗС на внутреннем рынке и 700 участников экспортно--импортных операций [3, с. 138].
Таким образом, сегодня можно выделить два основных сегмента рынка АЗС как в Центральном федеральном округе, так и в РФ в целом: сети АЗС крупных нефтяных компаний (ВИНК) и сети АЗС независимых поставщиков моторного топлива.
Независимые топливные компании находятся в самых последних звеньях цепочки поступления нефтепродуктов на рынок. Наибольшее их влияние - это реализация на внутреннем рынке конечной переработки, которую они также закупают у нефтяников или переработки собственных НПЗ, если это возможно. Логистика, хранение и содержание АЗС для данной группы компаний также обходится дороже, так как они часто прибегают к услугам сторонних организаций по транспортировке топлива.
Исследование финансовой отчетности компаний показало, доли рынка основных поставщиков моторного топлива в ЦФО по состоянию на 2018 год распределяются следующим образом: сети АЗС
«Газпром» (включая «Газпром нефть») - 29,8%; «Роснефть» (включая «ТНК») - 23,2%; «ЛУКОЙЛ» -12%, «Татнефть» - 5,5%, «Сургутнефтегаз» - 2,3%, прочие сети АЗС, региональные и межрегиональные сети - 27,2 % [4].
В целом по РФ лидерами по сетям автозаправочных станций на 2018 год являются: «Роснефть» (2897 заправок), «ЛУКОЙЛ» (2630), «Газпром нефть», (1357). Наибольшая численность сетей АЗС ВИНК в Центарльном федеральном округе сосредоточена в Москве и Московской области, Липецкой, Смоленской , Брянской и Владимирской областях, в них доля более 50%. К регионам с наименьшей концентраций крупных нефтяных компаний можно отнести Костромскую, Рязанскую, Тульскую, области ( концентрация менее 40%.) В остальных регионах состав ВИНК в пределах 40-50% [5].
Тип рыночной структуры, а значит, и текущее состояние конкуренции на рынке моторного топлива в ЦФО можно определить согласно приказу ФАС от 28.04.2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состоянии конкуренции на товарном рынке». Документ предполагает следующие этапы: определение временных интервалов на товарном рынке; определение продуктовых и географических границ рынка; состав хозяйствующих субъектов, их объемов рынка; определение уровня концентрации товарного рынка; установление доминирующих хозяйствующих субъектов; оценка состояния рынка и составление аналитического отчета [1].
В частности, для подсчета значений по данному приказу используется методика, согласно которой для сегмента рынка моторного топлива в ЦФО был выполнен следующий анализ по типам рыночной структуры: монополия, олигополия, квазимонополия, монополистическая конкуренция, квазисовершенная конкуренция, совершенная конкуренция. В качестве используемых инструментов для анализа использованы: число участников рынка с наибольшей долей, индекс концентрации, Индекс Херфиндаля-Хиршмана, барьеры входа-выхода на рынок, контроль за ценами, степени дифференциации. [2, с. 72].
Таким образом, по четырем критериям из шести сегмент рынка моторного топлива ЦФО соответствует типу рыночной структуры - олигополия. Контроль регионов вертикально-интегрированными нефтяными компаниями в ЦФО («Роснефть» (включая «ТНК»), «Газпром» (включая «Газпром нефть») , «ЛУКОЙЛ», «Татнефть», и др.) значительно велик. Доля рынка ВИНК в отдельном взятом регионе по объему продаж от 35% до 65%. По каждому из агентов, относящихся к этой группе, разброс в конкретном регионе значительно больше, до 43% объема рынка может занимать один из агентов ВИНК. По числу АЗС одна сеть ВИНК в регионе может занимать до 36% рынка.
Список литературы
1. Приказ ФАС России от 28.04.2010 N 220 (ред. от 20.07.2016) "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке"// Информационная система Консультант. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103446/. (дата обращения: 18.06.2019).
2. Лешкова А.И., Верховец О.А. Методика определения типа рыночной структуры: теория и практика (на примере нефтяного рынка России)// Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2013.№3.С. 70-77.
3. Сафина Т.А. Российский рынок автомобильного бензина// Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2012. № 34-1.Т-3.С.138-140.
4. Каталог финансовой отчетности организаций России. Информационная система list.org [Электронный ресурс]. URL: https://www.list-org.com. (дата обращения: 23.06.2019).
5. Информационный портал benzinprice.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.benzin-price.ru/zapravka.php?page=brand. (дата обращения: 20.06.2019).