РЫНОК РОЗНИЧНЫХ ПРОДАЖ МОТОРНОГО ТОПЛИВА (АВТОБЕНЗИН И ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО) В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ИГРОКИ, СЕГМЕНТИРОВАНИЕ, ПОТРЕБИТЕЛИ
В. А. ЛОСКОВСКАЯ, О. Н. ГОРБУНОВА
В статье проанализирована ситуация в топливно-энергетическом комплексе Российской Федерации, рассматривается структура отрасли, особенности управления ею, специфика рынка нефтепродуктов, а также сегментирование регионального рынка розничных продаж моторного топлива.
Ключевые слова: топливно-энергетический комплекс, отрасль, сегментирование, региональный рынок нефтепродуктов.
«... вставай пораньше, работай допоздна и качай нефть из своих скважин...»
Пол Гетти
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является базовой отраслью народного хозяйства Российской Федерации. Топливно-энергетический комплекс состоит из ряда отраслей: нефтяная, газовая, угольная промышленность и электроэнергетика.
В свою очередь в состав нефтяной промышленности России входят нефтедобывающие предприятия, нефтеперерабатывающие заводы и предприятия по транспортировке и сбыту нефти и нефтепродуктов. Российская Федерация обладает одними из самых крупных запасов нефти и газа в мире. Более 34 % запасов природного газа и около 13 % мировых разведанных запасов нефти находится на территории России. В настоящее время Россия занимает 3-е место в мире по добыче нефти после Саудовской Аравии и США.
В отрасли действуют 28 крупных нефтеперерабатывающих заводов (мощность от 1 млн т/год), мини-НПЗ (мини нефтеперерабатывающие заводы) и заводы по производству масел. Нефтедобывающая промышленность сосредоточена в пяти округах России: Западно-Сибирской (на долю, которой приходится около 70 % всей добычи нефти в России), Волго-Уральской (около 25 %), оставшиеся 5 % приходятся на Тимано-Печорский, Северо-Кавказский и Дальневосточный округа.
Структуру отрасли составляют 10 крупных вертикально интегрированных нефтяных компаний. Наиболее мощными из них являются нефтяные компании:
- базирующиеся на корпоративной собственности - ОАО «Лукойл», ОАО «Сургутнефтегаз»;
- находящиеся под контролем государства -ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Газпром-нефть»;
- находящиеся под контролем финансовопромышленных групп - НК «Сиданко», ОАО «ТНК-ВР»;
- находящиеся под контролем субъектов федерации - ОАО «Татнефть», ОАО «Башнефть» [2].
Нефтяная промышленность весьма сложное направление ТЭК. Для осуществления разведки, добычи, производства, переработки и доставки нефти необходимо участие множества узкоспециализированных предприятий. Управление нефтегазовыми ресурсами, по специфике технологических процессов, разделяют:
- поиск и разведка месторождений;
- строительство скважин, добыча;
- переработка;
- транспортировка, хранение, сбыт;
- строительство нефтепродуктопроводов, хранилищ и нефтебаз [10, с. 8-12].
Среди продукции топливно-энергетического комплекса особое место занимает нефть и произведенные на ее основе нефтепродукты. Нефть -это смесь различных углеводородов и ряда соединений, в состав которых входят азот, кислород и сера. В процессе переработки нефти появляется огромное количество нефтепродуктов, из которых в свою очередь получают еще большее количество разнообразных веществ, используемых повсеместно [6]. Переработка нефти и нефтепродуктов -это процесс комплексной обработки нефти, состоящий из нескольких стадий. Результат нефтепереработки - комплекс продуктов, которые от-
личаются между собой по ряду критериев. При осуществлении переработки нефти применяют метод перегонки или разделение нефти на определенное количество фракций, обладающих специфическими свойствами. Например, бензин представляет собой самую легкую фракцию. Основную массу автомобильных бензинов в России вырабатывают по ГОСТ 2084-77 и ГОСТ Р51105-97 и ТУ 38.001165-97. В зависимости от октанового числа ГОСТ 2084-77 предусматривает пять марок автобензинов: А-72, А-76, АИ-91, АИ-93 и АИ-95. В последнее время ассортимент автобензинов значительно пополнился за счет новых марок, выпускаемых по техническим условиям. Это обусловлено резким ростом производства неэтилированного бензина и сокращением производства бензина этилированного. В зависимости от октанового числа установлено еще четыре марки бензинов: «Нормаль-80», «Регуляр-92», «Премиум-95», «Супер-98» [4].
Сегодня нефтеперерабатывающие заводы и нефтяные компании большую часть ресурса экспортируют, в то время как на внутреннем рынке потребители испытывают дефицит нефтепродуктов и рост цен. Несовершенство государственной политики на внутреннем рынке нефти отчасти является причиной такой ситуации. И в связи с этим, нефтяным компаниям, реализующим нефтепродукты через розничную сеть АЗК и АЗС, а также мелким оптом, необходимо с особым вниманием следить за изменениями государственной политики, мировыми тенденциями на рынке нефтепродуктов и изучать конъюнктуру внутреннего рынка сбыта.
Разделение региональных рынков нефтепродуктов было произведено после закрепления за основными вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК) территорий, обслуживаемых их дочерними предприятиями.
При исследовании регионального розничного рынка моторных топлив (автобензин и дизельное топливо) использована информация, полученная от хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию моторных топлив через АЗС и АЗК. В ходе анализа были использованы материалы, представленные Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области и Информационно Аналитического Центра «Кортес».
Исследование регионального рынка нефтепродуктов (сегментирование, определение потребителей, операторов - игроков, поставщиков и объемов потребления/использования нефтепродуктов) является задачей особенно трудной в силу почти
полного отсутствия официальной информации о конкурирующих организациях [1]. Существующая информация об объемах реализации часто намеренно искажается. Кроме того, значительная доля конкурирующих организаций розничного рынка нефтепродуктов являются частными предпринимателями, информации о которых сложно найти в бизнес-справочнике организаций региона. Этот факт объясняется жесткой налоговой политикой государства, и предприятия стремятся избежать уплаты налогов и других взносов.
Специфика рынка нефтепродуктов обусловлена узким ассортиментным предложением, т. е. отсутствием дифференциации товара. Существенные коррективы в работу нефтяных предприятий вносят инициативы правительства, в частности, Технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизелю и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.02.200 г. № 118).
В России существует относительно небольшое количество нефтеперерабатывающих предприятий, которые и являются поставщиками моторного топлива на региональные рынки [3].
На территории Тамбовской области присутствуют нефтепродукты, произведенные на НПЗ следующих компаний:
- ОАО НГК «Славнефть» (НПЗ-оператор -дочерняя компания ОАО «Славнефть-Ярослав-нефтеорсинтез»). На ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» на условиях процессинга производятся нефтепродукты для ОАО «Газпромнефть» и ОАО «ТНК-ВР Холдинг» в соотношении 50 % : 50 %;
- Группа уфимских НПЗ. К ним относятся ОАО «Ново-Уфимский НПЗ», «ОАО «Уфимский НПЗ», ОАО «Уфанефтехим», а также ОАО «НК «ЛУКОЙЛ» и ОАО «Салаватнефтеоргсинтез».
Основные объемы нефтепродуктов поступают в регион железнодорожным транспортом, остальное автомобильным транспортом.
Реализацию (вторичную продажу) нефтепродуктов в Тамбовской области можно разделить на два сегмента:
- оптовая реализация;
- розничная реализация через АЗС.
Под «оптовой реализацией» понимается суммарный объем реализации транзитных поставок с терминалов НПЗ и реализация мелким оптом с региональных нефтебаз. В Тамбовской области количество действующих нефтебаз сократилось с 17 в 1996 г. до 5 в 2011 г.
Под «розничной реализацией» понимается общий объем продаж через АЗС. По оценке ИАЦ «КОРТЕС» на территории Тамбовской области в 2010 и 2011 гг. функционировало около 300 коммерческих АЗС.
Распределение АЗС по основным операторам розничного рынка региона представлено на рисунке 1.
На территории области в 2010 и 2011 гг. реализацию моторного топлива оптом и в розницу осуществляло большое количество предприятий:
- АЗК/АЗС ЗАО «Тамбовнефтепродукт» (ОАО «НК «Роснефть»);
- АЗК/АЗС НК «ТНК-ВР» (ОАО «Рязаньнефтепродукт»);
- АЗК/АЗС НК «ТНК-ВР» (джобберы);
- АЗК/АЗС «Развитие» (ЛТК);
- АЗК/АЗС «ТНТ-Ойл»;
- АЗС независимые конкуренты;
- Действующие нефтебазы;
- ООО «Тамбовэнергонефть»;
- ООО «Тамбовавтотранссервис» [5].
ЗАО «Тамбовнефтепродукт» 22.6% \
Прочие 62,5%
Компания "Развитие"
2,7%
ООО «Тамбов-энергонефть» 10.0%
ЗАО
«Тамбовнефтетранс-Ойл» 7,7%
ОАО «Рязаньнефтепродукт» 3.9%
Рис. 1. Оценка долей по действующим АЗС в Тамбовской области с разбивкой по компаниям
Необходимо отметить еще одну особенность региональных рынков они не являются устоявшимися структурами в рамках территории, с четко определенными границами локальных рынков. Споры нефтяных операторов и местных органов Федеральной Антимонопольной Службы РФ по вопросам определения границ локальных рынков продолжаются более пяти лет, и общее решение, удовлетворяющее все стороны процесса пока не найдено. Региональные рынки не являются абсолютно замкнутыми и обособленными друг от друга [9]. Приграничные участки могут взаимопере-крываться, что выступает фактором развития конкуренции. Для Тамбова, Липецка и Воронежа единой является логистика транспортировки нефтепродуктов, поставщики и потребители.
Основными потребителями нефтепродуктов в Тамбовской, Липецкой, Воронежской областях выступают промышленность и сельское хозяйство. Развитие региональных рынков нефтепродуктов в настоящее время обуславливается географическими, территориальными, социально-экономическими особенностями регионального развития, а также его динамикой. К проблемам развития рынка нефтепродуктов как сектора регионального товарного рынка можно отнести недостаточный уровень развития институционализации, в том числе регионального законодательства и антимо-
нопольной политики, несовершенство программ содействия предпринимательству, реализуемых в данной сфере деятельности.
По данным УГИБДД по состоянию на 01.01.2011 г. на территории Тамбовской области состояло на учете - 280000 единиц транспортных средств. Количество жителей в Тамбовской области - 1100 тыс. чел. [7].
Факторы и особенности, влияющие на функционирование розничного рынка нефтепродуктов и состояние конкурентной среды Тамбовской области:
1. Сезонность спроса на нефтепродукты, что непосредственно связано с проведением сельскохозяйственных работ в области. Так, за период май-сентябрь 2011 г. автомобильных бензинов, причем всех марок, было реализовано больше, чем за 2010 г.
2. В Тамбовской области отсутствуют нефтеперерабатывающие заводы. Ближайший нефтеперерабатывающий завод расположен в Рязанской области (около 250 км от Тамбовской области). Доставка нефтепродуктов с нефтеперерабатывающих заводов в Тамбовскую область осуществляется железнодорожным и автомобильным транспортом. На северо-востоке Тамбовской области проходит нефтепровод. Транспортировку нефтепродуктов по нефтепроводу, прием нефте-
продуктов, осуществление сливо-наливных операций, хранение нефтепродуктов осуществляет ОАО «Юго-Западтранснефтепродукт» (г. Самара) в лице филиала «Линейная производственнодиспетчерская станция «Никольское», расположенное в Мичуринском районе.
3. Уровень развития конкуренции напрямую зависит от количества и потребностей розничных покупателей нефтепродуктов, поэтому наибольшее количество АЗС сосредоточено в крупных населенных пунктах, а также по крупным автомагистралям [8].
Литература
1. Лисовская И. А. Финансовый менеджмент: Полный курс МВА. Рид Групп, 2011.
2. Министерство энергетики Российской Федерации. иКЬ: http://minenergo.gov.ru
3. Пахомов М. А., Трибунская У. Г. Направления повышения уровня предпринимательской активности в Тамбовской области // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2010. № 3.
4. Сайт Информационного агентства Аи-92. иКЬ: http://www.au92.ru
5. Сайт Информационного центра «Кортес». иКЬ: http://www.kortes.com
6. Сайт Компании «Петрос». иЯЬ: http://www. petros.ru
7. Сайт Тамбовского Управления Федеральной Антимонопольной Службы РФ. иКЬ: http://tambov. fas.gov.ru
8. Сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области. иЯЬ: http://tmb.gks.ru
9. Цуглевич В. Н. Корпоративный менеджмент в условиях нестабильного рынка / под общ. ред. Н. П. Тихомирова. М., 2003.
10. Экономика предприятий нефтяной и газовой промышленности: учебник / В. Ф. Дунаев, В. А. Шпаков, Н. П. Епифанова [и др.]; под ред. В. Ф. Дунаева. М., 2010. С. 8-12.
* * *
THE MARKET OF MOTOR FUEL RETAILS (AUTOGASOLINE AND DIESEL FUEL)
IN THE TAMBOV REGION: PLAYERS, SEGMENTATION, CONSUMERS
V. A. Loskovskaya, O. N. Gorbunova
In article the situation in a fuel and energy complex of the Russian Federation is analyzed, the structure of branch, feature of its management, specificity of the market of oil products, and also segmentation of the regional market of motor fuel retails is considered.
Key words: fuel and energy complex, branch, segmentation, regional market of oil products.