Научная статья на тему 'Региональный рынок нефтепродуктов: состояние и тенденции развития'

Региональный рынок нефтепродуктов: состояние и тенденции развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3303
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика региона
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Розенфланц Игорь Валерьевич, Суркова Светлана Александровна

В статье рассмотрено значение нефтегазового комплекса для экономики страны и ее регионов. Проанализировано состояние рынка нефтепродуктов УрФО, выявлена доля рынка нефтепродуктов Курганской области. Рассмотрена роль регионального рынка нефтепродуктов Курганской области для развития социально-экономической системы дотационного региона. Разработана региональная стратегия устойчивого конкурентоспособного развития рынка нефтепродуктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Розенфланц Игорь Валерьевич, Суркова Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The REGIONAL MARKET of MINERAL OIL: the CONDITION And TENDENCIES of DEVELOPMENT

In clause value of an oil-and-gas complex for a national economy and its regions is considered. The condition of the market of mineral oil UrFO is analysed and the share of the market of mineral oil of Kurgan area is revealed in it. The role of the regional market of mineral oil of Kurgan area for development of social and economic system dotatsioning region is considered. Regional strategy of steady competitive development of the market of mineral oil on the basis of knowledge by means of perfection of methodological approaches to organizational-economic re-structuring the market of mineral oil and formations of the complex mechanism of management by reorganization of the market of mineral oil in region is developed.

Текст научной работы на тему «Региональный рынок нефтепродуктов: состояние и тенденции развития»

ИНФРАСТРУКТУРА И ОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РЕГИОНА

РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК НЕФТЕПРОДУКТОВ: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Розенфланц И.В., Суркова С.А.

В статье рассмотрено знамение нефтегазового комплекса для экономики страны и ее регионов. Проанализировано состояние рынка нефтепродуктов УрФО, выявлена доля рынка нефтепродуктов Курганской области. Рассмотрена роль регионального рынка нефтепродуктов Курганской области для развития социалъно-экономимескогг системы дотационного региона. Разработана региональная стратегия устойчивого конкурентоспособного развития рынка нефтепродуктов.

В современном мире человечество во многом зависит от нефти и нефтепродуктов. Нефть как продукт, безусловно, связана с национальной стратегией, развитием экономики, мировой политикой и властью. Добыча, переработка и реализация нефти, нефтепродуктов и природного газа в современном мире является крупнейшим и самым распространенном видом бизнеса.

На протяжении многих десятилетий нефтегазовый комплекс (НТК) является фактическим фундаментом энергетики страны и входит в состав важнейших народнохозяйственных комплексов. В настоящее время НТК обеспечивает 4/5 производства энергоресурсов, выполняет функции главного источника налоговых поступлений. На его долю приходится свыше 40% доходов федерального бюджета, 20% консолидированного бюджета, более 40% валютных поступлений государства, 12% промышленного производства России при 3% занятого в нем работоспособного населения страны.

Макроэкономический рост России, ее благосостояние и уровень жизни всех граждан в определенной мере зависят от нефтегазового комплекса. В ближайшие десятилетия наступившего XXI века нефть будет по-прежнему играть исключительно важную роль для мировой экономики. Это, прежде всего, относится к ее принципиальному значению для глобальной энергетики как наиболее ценного и относительно дешевого энергоресурса (по сравнению с другими потенциальными альтернативными источниками энергии).

На долю нефти в совокупном мировом энергопотреблении приходится более 40% (рис. 1), и эта цифра, по прогнозам экспертов, останется неизменной в течение ближайших 20 лет.

15%

О Нефть - 43%

14%

16%

□ Газ -16%

8%

□ Электроэнергия -15%

□ Сгораемые отходы -14%

■ Уголь-8%

4%

□ Другие - 4 %

43%

Рис. 1. Состояние мирового потребления энергоресурсов

Несмотря на то, что часть производства переводится на природный газ и альтернативные виды топлива, нефть есть и останется ключевым энергоресурсом и топливом для многих секторов экономики. Экспертами развитых стран серьезно рассматриваются пути внедрения альтернативных источников энергии, но под давлением различных организаций, выступающих за экологическую безопасность, в европейских странах свертываются ядерные программы, а солнечные, водородные и иные ныне существующие технологии получения энергии пока слишком неэффективны, чтобы конкурировать с традиционными углеводородными. В связи с этим, нефть была, есть и в обозримом будущем останется основным источником первичной энергии, потребление которой неуклонно расширяется в связи с дальнейшим развитием мировой экономики. Более того, в мире неуклонно растет спрос на нефть как на исходное сырье для нефтехимии и органического синтеза.

В экспортно-импортных операциях с нефтью участвуют все без исключения страны мира. По каналам международной торговли в начале XXI века проходит около половины добываемой в мире нефти. На ее долю приходится более 20% суммарной стоимости экспорта всех развивающихся государств [2].

В настоящее время основным нефтедобывающим районом России на всю рассматриваемую перспективу останется Западная Сибирь, хотя ее доля, по мнению экспертов, к 2020 г. снизится до 58 - 55% против 68% в настоящее время. После 2010 г. масштабная добыча нефти должна начаться в Тимано-Печорской провинции, на шельфе Каспийского и северных морей, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Всего на Восток России к 2020 г. будет приходиться 15 - 20% нефтедобычи в стране.

Более чем 100 компаний добывают нефть в России, но подавляющая часть добычи фактически находится в руках 10 вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), их объем производства составляет приблизительно 350 млн. т, или 90% производства нефти в России [6].

Между тем все ведущие нефтяные компании мира представляют собой ВИНК, объединяющие в одну структуру все стадии работы нефтяного комплекса: разведку месторождений, добычу нефти, ее переработку и сбыт. Учитывая положительный мировой опыт, основой реформирования российских предприятий нефтяного комплекса стала концепция акционирования в виде государственных вертикально-интегрированных холдингов.

Уже в этом десятилетии число крупных холдингов, вероятно, уменьшится наполовину. Нефтяные компании переходят от конфронтации и силовой борьбы к методам долгосрочного сотрудничества через различного рода соглашения и слияния. Слияние компаний "Газпром" и "Роснефть", "ТНК" и "British Petroleum", приобретение компанией "Сибнефть" компании "Славнефть" - явные признаки начала широкого процесса консолидации в этой сфере.

Итак, слияния, поглощения и альянсы становятся движущей силой формирования российского рынка нефтепродуктов. Как правило, одним из важнейших побудительных импульсов к альянсу становится сокращение затрат, сил и времени на конкурентную борьбу, так как на место сильного соперничества приходит сотрудничество, что позволяет увеличить объем и долю своего присутствия на рынке за счет расширения спектра предлагаемых продуктов и услуг улучшенного качества для более полного удовлетворения спроса конечного потребителя.

Уровень потребления нефти в России крайне низкий: его показатель на душу населения в 1,8 раз ниже, чем в странах Европейского союза, в 3 раза ниже, чем в Ка-

наде, и в 3,5 раза ниже, чем в США. По уровню потребления нефти Россия сейчас находится на уровне Западной Европы начала 60-х годов XX века или США 20-х. В количественном выражении потребление нефти в России составляет около 2,5 млн. баррелей в сутки. По масштабам фактической нефтепереработки Россия переместилась со второго места после США на четвертое, пропустив вперед Японию и Китай. А по уровню потребления нефтепродуктов на душу населения Россия находится сейчас на 14-м месте в мире, уступая, помимо развитых стран, таким государствам, как например Нигерия.

Внутри страны объемы поставки нефти на переработку (а значит, и цены на сырую нефть) в эпоху административно-командной экономики устанавливались государством. Сейчас решение о том, сколько нефти оставить на переработку, а сколько - экспортировать, принимают сами компании (в соответствии с ценами на мировом рынке и собственными стратегическими планами по сбыту ГСМ на региональных рынках). Четкой политики государства в отношении топливно-энергетического комплекса нет, зато есть механизмы воздействия (экспортные пошлины, квоты), размеры которых определяются в результате столкновения интересов правительства (наполнение бюджета, "северный завоз") и энергетиков (заготовка топочного мазута на зиму) с мощным нефтяным лобби [18].

На территории России действуют 23 нефтеперерабатывающих завода (НПЗ) общей мощностью по первичной переработке нефти около 271 млн. тонн в год и 6 специализированных заводов по производству масел, смазок, парафинов, а также 2 завода по переработке сланцев [10]. Несмотря на такое количество и многообразие нефтеперерабатывающих заводов, находящихся на всей территории РФ, в Курганской области нет ни одного из вышеперечисленных предприятий, хотя Курганская область находится в относительной близости от основной нефтедобывающего района России - Западной Сибири.

В условиях нестабильности мировых цен на нефть компании продолжают строить внутренний рынок нефтепродуктов. Основная задача - организация сбытовой вертикали "завод - нефтебаза - АЗС - бензобак". Безусловными лидерами в этом процессе являются ВИНК [18].

Первоначально борьба развернулась за контроль над нефтеперерабатывающими предприятиями и наиболее привлекательными рынками сбыта - розничными рынками Москвы и Санкт-Петербурга. Затем интервенции подвергся рынок нефтепродуктов Урала (Свердловская, Челябинская, Курганская области, а также Тюменская с ХМАО и ЯНАО).

Оптовый рынок нефтепродуктов Уральского федерального округа (УрФО) оценивается экспертами в 30 - 40 млрд. рублей (в зависимости от оптовых цен на топливо), или в 1 - 1,3 млрд. долларов. Общий объем рынка горючесмазочных материалов (ГСМ) УрФО, согласно официальной статистике, равен примерно 6,4 млн. тонн нефтепродуктов. Однако, по мнению экспертов, реальный объем потребления нефтепродуктов на 30% больше.

Наибольшей емкостью обладает рынок нефтепродуктов Тюменской области (включая ХМАО и ЯНАО) - 38% рынка УрФО. Далее идут немногим отличающиеся рынки Свердловской и Челябинской областей - 31% и 22% соответственно. Курганская область характеризуется намного меньшим объемом рынка - по оценкам экспертов, около 9%.

Рынок нефтепродуктов УрФО представляет собой трехзвенную систему распределения и сбыта нефтепродуктов. Крупные компании-трейдеры, а также вертикально

интегрированные нефтяные компании закупают нефтепродукты на нефтеперерабатывающих заводах. Более мелкие партии ГСМ реализуют трейдеры в регионах, имеющие свои нефтебазы или сети АЗС, розничной реализацией нефтепродуктов занимаются ВИНК и частные владельцы АЗС.

На территории Свердловской, Челябинской и Курганской областей промышлен-но разрабатываемых месторождений углеводородов и нефтеперерабатывающих заводов нет. В Тюменской области расположены четыре крупных нефте- и газоперерабатывающих предприятия, выпускающие моторное топливо (Сургутский и Уренгойский ГПЗ, Нижневартовский НПЗ, ТНК-Нягань). Кроме того, работают относительно небольшие предприятия, выпускающие низкооктановый бензин и дизельное топливо [18].

В то же время в относительной близости к УрФО работают крупнейшие нефтеперерабатывающие предприятия соседних регионов: Уфимская группа и Салаватнеф-теоргсинтез могут перерабатывать около 30 млн. тонн нефти в год. Гигант российской нефтепереработки Омский НПЗ, а также Самарская группа НПЗ (Куйбышевский, Новокуйбышевский и Сызранский) способны вырабатывать по 25 млн. тонн нефти в год. В числе реальных и потенциальных поставщиков - Пермский НПЗ (мощность 14 млн. тонн в год), строящийся Нижнекамскнефтехим в Татарстане (проектная мощность 7 млн. тонн в год), Орский НПЗ в Оренбургской области (мощность 5 млн. тонн в год).

Большая часть нефтепродуктов в округ доставляется по железной дороге. Недостаток нефтеперерабатывающих предприятий в округе, наличие избыточных мощностей в соседних Приволжском и Западно-Сибирском округах и стали главными причинами экспансии в Уральский округ крупных ВИНК. Между ними - владельцами заводов - и разворачивается борьба за уральский топливный рынок.

На рынке нефтепродуктов УрФО пересекаются интересы нескольких крупных нефтяных компаний, владеющих нефтеперерабатывающими заводами, сбытовыми структурами (нефтебазы, парки бензовозов, сети АЗС). В настоящее время на региональных рынках округа конкурируют Сибнефть, ЛУКойл, ТНК, Татнефть, Роснефть, Башнефть.

На рынке Свердловской области пересекаются интересы Сибнефти, ЛУКойла, ТНК, Татнефти. Основными игроками среднеуральского рынка остаются Сибнефть и ЛУКойл.

На рынке Челябинской области конкурируют в основном ЛУКойл и Сибнефть, хотя большое влияние имеют давальцы, перерабатывающие нефть на башкирских НПЗ. Сильные позиции давальцев обеспечиваются наличием перекачивающей станции Си-неглазово: перегонка по трубе бензина и дизтоплива существенно снижает расходы на транспортировку.

На рынке Тюменской области (с ХМАО и ЯНАО) традиционно сильны позиции ТНК (что объясняется наличием НПЗ в регионе). В последнее время здесь конкурируют Сибнефть и ЛУКойл.

Реализация нефтепродуктов по регионам УрФО представлена на рис. 2. Рынок нефтепродуктов УрФО состоит из нескольких отличающихся друг от друга сегментов. В первую очередь следует выделить промышленный сегмент: это рынки ГСМ Свердловской и Челябинской областей. Основные потребители топлива здесь - различные отрасли промышленности (главным образом черная и цветная металлургия, машиностроение) и транспорт.

Вторым по важности и величине является нефтегазодобывающий сегмент. К нему, в силу региональных особенностей, следует отнести Тюменскую область, ХМАО и ЯНАО. Доминанта этих регионов - нефтедобывающая и газодобывающая отрасли, причем основной потребитель нефтепродуктов здесь - сами нефтяные и газовые компании (геологоразведочные, буровые и добывающие подразделения).

Третий сегмент топливного рынка УрФО - сельскохозяйственный, представленный преимущественно Курганской областью - по объемам потребления ГСМ и особенностям развития существенно отличается от первых двух. Кроме того, Зауралье в силу бюджетного дефицита и серьезного отставания по уровню социально-экономического развития значительно менее привлекательно для инвесторов, чем многие другие субъекты УрФО.

Структура регионального потребления видов нефтепродуктов характеризуется высокой долей Тюменской области почти по всем показателям (кроме топочного мазута). Так, среди регионов округа Тюменская область (включая ХМАО и ЯНАО) потребляет больше всего автомобильного бензина (36%), дизельного топлива (61%) и авиационного керосина (59%). На Свердловскую и Челябинскую области приходятся близкие по значению доли автобензинов (30 и 31% соответственно) и дизельного топлива (21 и 16% соответственно). Однако по потреблению керосина Свердловская область превосходит Челябинскую почти в три раза (учитывая, что аэропорт Кольцово - крупнейший перевалочный пункт в транспортном коридоре Европа-Азия). Курганская область по объемам потребления почти всех видов топлива (кроме топочного мазута) находится в конце списка [18].

Структура реализации нефтепродуктов по видам топлива в целом по регионам УрФО представлена на рис. 3. По нашему мнению, объем топливного рынка УрФО в ближайшей перспективе значительно не вырастет. Это связано, в первую очередь, с неблагоприятным прогнозом в отношении черной металлургии, а также общим замедлением роста промышленного производства. Нефтегазовый сегмент в ближайшее время тоже будет испытывать определенные трудности, связанные с истощением ресурсной базы, старением инфраструктуры и необходимостью мощного притока инвестиций для разведки и разработки новых месторождений нефти и газа.

Ш Дизельное топливо - 40,23 %

14,1

□ Автомобильньщ'бешиН'- 31,94 ° о

□ Топочный мазут -14,1 ° о

□ Л то масла - 8,1 °о

□ Лвпацпошп/гп керосин - 5,43 °о

□ Прочие виды ГЩС~® %

Рис. 3. Структура рынка нефтепродуктов УрФО по видам топлива

Основным полем для конкурентной борьбы за рынок нефтепродуктов УрФО останутся Свердловская и Челябинская области, при этом наиболее динамично процессы будут протекать на Среднем Урале. Тюменская область, ХМАО и ЯНАО будут представлять интерес для сбыта нефтепродуктов при условии расширения объемов строительства, дальнейшего развития инфраструктуры и обустройства новых месторождений. Курганская область сможет стать привлекательным рынком нефтепродуктов, но после выхода из структурного кризиса и увеличения платежеспособности региональных субъектов.

Рассмотрим емкость рынка нефтепродуктов дотационной Курганской области, характеризующую объем потребления нефтепродуктов в данном регионе. Наиболее целесообразным представляется провести анализ емкости в разрезе основных нефтепродуктов (бензин и дизельное топливо) и по способу реализации (опт и розница).

Абсолютно достоверных статистических данных по емкости рынка нефтепродуктов на территории Курганской области нет. Поэтому для определения емкости рынка были использованы различные источники, на основе анализа соотношения между которыми нами были выведены средние данные по емкости рынка.

Розничный рынок нефтепродуктов Курганской области представлен дочерними компаниями российских В ИНК, местными сбытовыми компаниями и частными предпринимателями. Сильные позиции на рынке Курганской области занимает сбытовая структура нефтяной компании "Роснефть". НК "Роснефть" обладает мощной и развитой сетью сбыта продукции на территории России. Более полутора десятков предприятий по сбыту, перевалке и экспорту нефтепродуктов и нефти расположены в наиболее значимых и динамично развивающихся регионах страны - русском Севере, Северном Кавказе, Дальнем Востоке, Западной Сибири и др. В планах компании на ближайшие годы - развитие собственной фирменной сети автозаправочных станций, закрепление на розничном рынке нефтепродуктов. Масштабная реконструкция и строительство новых автозаправочных комплексов осуществляется Роснефтью в Краснодарском крае и республиках Северного Кавказа. Дочерними предприятиями НК "Роснефть - Кубаньнеф-тепродукт", НК "Роснефть - Туапсенефтепродукт", НК "Роснефть - Курганнефтепро-дукт" за последние годы реконструировано, оснащено по высоким мировым стандартам и запущено в эксплуатацию несколько десятков АЗС и АЗК. На территории Курганской области НК Роснефть представлена дочерним акционерным обществом - ОАО НК "Роснефть - Курганнефтепродукт" (владеет нефтебазами и сетью из 47 АЗС на территории всей Курганской области).

Нефтяная компания "ЛУКойл" представлена на курганском рынке нефтепродуктов филиалом тюменского регионального отделения "ЛУКойл". НК "ЛУКойл" является крупнейшей транснациональной компанией, имеющей сферу деятельности как в России, так в ближнем и дальнем зарубежье. На сегодняшний день сбытовая сеть ЛУКойла на внутреннем и внешних рынках охватывает более 40 субъектов РФ, страны Балтии (Эстония, Латвия, Литва) и СНГ (Беларусь, Украина, Молдова, Азербайджан, Грузия, Казахстан, Кыргызстан), а также государства Европы (Болгария, Румыния, Чехия, Венгрия, Югославия, Польша, Турция) и США.

В настоящее время компания располагает сбытовой сетью, включающей в себя около 240 нефтебаз и 3900 автозаправочных станций, в том числе в России 1600 АЗС (в США - 1300, в государствах Европы и СНГ - 1000). Учитывая объем производства светлых нефтепродуктов, для бесперебойной работы наших нефтеперерабатывающих заводов даже такое значительное, на первый взгляд, количество автозаправочных станций крайне недостаточно. По расчетам аналитиков, для гарантированного сбыта нефтепродуктов компании в России необходимо иметь более 2500 автозаправочных станций.

При проникновении на новые рынки сбыта нефтепродуктов компания "ЛУКойл", прежде всего, заинтересована в приобретении сетей АЗС у независимых владельцев. Наряду с приобретением АЗС, НК "ЛУКойл" привлекает частные фирмы -владельцев АЗС к работе по договорам концессии (владелец АЗС по этому договору обязан приобретать нефтепродукты только у НК "ЛУКойл" и использовать ее фирменный стиль).

На территории Кургана НК "ЛУКойл" представлена Курганским филиалом ООО "ЛУКойл-Челябнефтепродукт" с 7 АЗС. Помимо этого ряд частных предпринимателей торгует под маркой "ЛУКойл". Общее количество АЗС данной компании в области - 21.

Следующим представителем ВИНК на территории Курганской области является нефтяная компания "Сибнефть". В настоящее время НК "Сибнефть" имеет более 1000 АЗС и, тем не менее, осуществляет значительные инвестиции в развитие сбытовой сети на своих основных рынках нефтепродуктов в Западной Сибири и Центральной России. Компания "Сибнефть" представлена на курганском рынке несколькими компаниями: "Интек", "Лайн-1", "Лайн-2", "Лайн-3", "Лайн-4", "Овенада", "Энергоимпекс", ЧП "Кри-вощеков". Эта компания не имеет ярко выраженной стратегии развития на территории Курганской области. Развитие идет в основном за счет большого числа джобберских АЗС (общее число АЗС - 25). В основном она имеет более низкие цены по сравнению с АЗС компаний "Роснефть-Курганнефтепродукт" и "ЛУКойл". Бензин завозится бензовозами с территории Свердловской области. Производство нефтепродуктов осуществляется в г. Омск. Компания ориентирована на розничную реализацию нефтепродуктов.

Курганская нефтяная компания ("КНК") представлена на рынке несколькими фирмами: "КНК", "КНК-Каясан", "КНК-Курган", "КНК-Петрушено", "КНК-Щучье", "Торговая фирма КНК", "КНК-авто", "КНК-сервис". Десять фирм объединено в "Торговый дом КНК". Общее количество АЗС - 14 шт., из них 2 - контейнерного типа, некоторые не имеют лицензию на торговлю нефтепродуктами. АЗС расположены на въезде в город и на трассах, в том числе и федерального значения. Их удобное месторасположение является одним из наиболее важных факторов обеспечения АЗС "КНК" стабильными транспортными потоками. Нефтепродукты на АЗС - в основном производства городов Уфа и г. Омск.

Оптовая продажа занимает большой удельный вес в общем объеме сбыта нефтепродуктов Курганской области. По данным официальной статистики, на данный мо-

мент в Курганской области на оптовом рынке продажи нефтепродуктов сложилась следующая ситуация. Наиболее крупными потребителями нефтепродуктов с объемом потребления более 1000 тонн в год являются 26 предприятий. Из них 4 - наиболее крупные потребители бензина, 11 - дизельного топлива и 11 - мазута.

На оптовом рынке Зауралья, помимо перечисленных операторов, конкурируют:

• перекачивающие станции ОАО "Уралтранснефтепродукт": "Хохлы", "Колес-никово";

• Камышловская и Каменск-Уральская нефтебазы Свердловской области;

• МУЛ "Кургансоцопт";

• прочие перепродавцы нефтепродуктов.

Состояние оптового рынка нефтепродуктов Курганской области представлено на рис. 4.

□ Бензин

□ Дизельное топливо

2003 г.

Рис. 4. Оптовая реализация нефтепродуктов в Курганской областив 2003 г.,

тыс. тонн

На территории области на начало 2005 г. функционирует:

• 15 нефтехранилищ и нефтебаз, из них 8 - нефтебазы и нефтесклады ОАО "НК "Роснефть"-Курганнефтепродукт";

• 248 АЗС и Г АЗС, из них 47 АЗС ОАО "НК "Роснефть-Курганнефтепродукт";

• 2 ЛПУМГ (линейные производственные управления магистральных газопроводов);

• 3 ЛИДС (линейные производственные диспетчерские станции).

В связи с тем, что наибольший объем реализации нефтепродуктов идет через автозаправочные станции, необходимо провести анализ сложившейся ситуации по розничной реализации нефтепродуктов (см. табл.).

ОАО НК "Роснефть-Курганнефтепродукт", по данным 2003 года, является бесспорным лидером по продаже бензина за год. В сутки с одной АЗС Роснефть продает более 3 тонн бензина, что в расчете за год составляет 52722 тонн. Но, если говорить о продаже бензина с одной АЗС в сутки, то здесь лидирует ЛУКойл, у которого объем продаж с одной АЗС составляет 3,6 тонны в связи с тем, что почти все его АЗС расположены в городе, где большая концентрация населения и автомобилей.

Таблица

Розничная реализация нефтепродуктов на территории Курганской области

в 2003 году

Предприятие Количество АЗС, шт. Продажа в сутки, с 1 АЗС, тонн Всего продано в год, тонн Доля, %

НК "Роснефть-Курганнефтепродукт" 47 ЗД 52722 35,9

ЛУКойл 21 3,6 27216 18,5

кнк 14 2 10080 6,9

Сибнефть 25 1,5 13500 9,2

Прочие (с лицензией) 73 1,3 34164 23,2

Прочие (без лицензии) 20 1,3 9360 6,4

ВСЕГО 179 X 147042 100,0

Следует отметить, что из-за небольшого объема рынка и низкой платежеспособности региональной промышленности интерес к рынку Зауралья со стороны нефтяных компаний слабый (хотя поставки в регион осуществляют Сибнефть, ЛУКойл и Баш-нефтехим). ВИНК предпочитают работать через местных трейдеров (перераспределяя риск на зауральских сбытовиков). Наиболее активен ЛУКойл.

Потенциальными потребителями нефтепродуктов в области являются владельцы личных автомобилей, предприятия и организации автомобильного транспорта, сельского хозяйства, частные предприниматели. Интервал между покупками нефтепродуктов, максимальным и минимальным объемами продаж зависит от времени года, погодных условий, предложений конкурентов. Поскольку интенсивность потока автомобилей имеет сезонный характер, то период с марта по октябрь являются периодами активных покупок нефтепродуктов. Максимальный объем продаж стабильно прослеживается в период проведения посевных и уборочных работ в сельском хозяйстве. В остальные периоды года реализация значительно снижается.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Далее рассмотрим поставку нефтепродуктов в Курганскую область. Как уже было отмечено, на территории Курганской области отсутствует как добыча, так и переработка нефти. Поэтому все нефтепродукты завозятся на территорию области из соседних регионов: Уфы, Омска, Перми, Свердловской, Челябинской, Тюменской областей. Доставка в область осуществляется тремя способами: по нефтепродуктопроводу, железнодорожным и автомобильным транспортом.

Динамика объемов ввоза нефтепродуктов в Курганскую область с 2001 по 2003 годы представлена на рис. 5.

Следует учесть, что эти данные официальные, т.е. не учтены "серые" поступления, которые могут составлять от 5 до 20% официальных данных.

Из рисунка 5 видно, что объемы ввоза нефтепродуктов в область падают с каждым годом. Но, поскольку здесь учтены только официальные данные отчитывающихся предприятий и не учтены "серые" объемы ввоза, а также объемы ввоза некоторых организаций, по которым данные не предоставлены, а также учитывая то, что парк автотранспорта растет, в целом следует прогнозировать рост потребления нефтепродуктов в регионе.

160000 140000 120000 100000 80000 60000 40000 20000 0

■ Бензин

□ ДТ

□ Мазут

Рис. 5. Динамика официального ввоза нефтепродуктов на территорию

Курганской области, тонн

Из рисунка 5 видно, что объемы ввоза нефтепродуктов в область падают с каждым годом. Но, поскольку здесь учтены только официальные данные отчитывающихся предприятий и не учтены "серые" объемы ввоза, а также объемы ввоза некоторых организаций, по которым данные не предоставлены, а также учитывая то, что парк автотранспорта растет, в целом следует прогнозировать рост потребления нефтепродуктов в регионе.

Для объективности оценки ситуации на рынке нефтепродуктов региона проведем анализ формирования цен на нефтепродукты. Состояние рынка нефтепродуктов во многом определяется конъюнктурой мировых цен на нефть и уровнем цен на внутреннем рынке нефтепродуктов. Цены внутреннего рынка зависят от объемов поставки нефти на нефтеперерабатывающие предприятия и объемов экспорта

Как правило, цены на нефть и нефтепродукты в регионах складываются под влиянием многих факторов, основными из которых являются:

1. Наличие в регионе нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий.

2. Ситуация на мировом рынке нефти и нефтепродуктов.

3. Наличие конкуренции между сбытовыми организациями или же при ее отсутствии - региональный монополизм.

4. Сезонный всплеск - начало полевых работ и другие.

В результате вышеизложенного можно сделать вывод, что в России существует один объективный ограничитель роста розничных цен на нефтепродукты, который не может контролироваться ни государством, ни кем-либо из участников рынка нефтепродуктов в краткосрочной перспективе, - это покупательская способность населения. Именно она и ограничивает рост цен на нефтепродукты.

Таким образом, в России довольно сложно предвидеть стабилизацию цен на нефтепродукты в рублевом выражении, поскольку существует инфляция и девальвация номинального курса рубля относительно доллара, а российские нефтяные компании ориентируются именно на долларовые цены. На самом деле стабилизация фактически есть - это в среднем 40 - 50 центов за литр. Эти цены держатся уже на протяжении последних нескольких лет. К сожалению, такая цена устраивает российских потребителей, несмотря на то, что им приходится платить примерно столько же, сколько, к примеру, платят американцы (рис. 6).

□ Россия ■ США

О 5 10 15 20

цена, руб

Рис. 6. Средняя цена 1 литра бензина марок Аи-92 и А и-95 в России и сопоставимой

марки в США (на 11 апреля 2005 г.), руб

Сегодняшние реалии и перспективы свидетельствуют о явном оживлении внут-рироссийского рынка нефтепродуктов, о его трансформации из дикого и криминального в организованный и эффективный. Тем не менее, данный этап развития характеризуется невысокой эффективностью государственного регулирования, что оборачивается упущенной выгодой государства и инвесторов.

Для решения проблем улучшения состояния рынка нефтепродуктов, стимулирующего социально-экономическое развитие регионов России, особенно дотационных, каким является Курганская область, необходимо разработать региональную стратегию устойчивого развития рынка нефтепродуктов. В качестве основных стратегических направлений реструктуризации рынка нефтепродуктов в дотационном регионе мы предлагаем следующие.

Первым направлением формирования данной стратегии мы считаем совершенствование методологических подходов к организационно-экономической реструктуризации рынка нефтепродуктов. Совершенствование методологических подходов должно происходить путем создания на их основе методик и разработки научных приемов, методов и принципов реструктуризации рынка нефтепродуктов. В результате совершенствования методологических подходов к организационно-экономической реструктуризации рынка нефтепродуктов вырабатываются пути реструктуризации рынка, посредством которых происходит становление устойчивого, стабильного, эффективно функционирующего рынка нефтепродуктов.

В качестве второго направления стратегии мы предлагаем комплексную реструктуризацию рынка нефтепродуктов в регионе. Комплексная реструктуризация должна быть рассмотрена с учетом перехода экономической статистики, не отвечающей задачам разработки региональной стратегии устойчивого развития, на международные стандарты. Переход на принятую в мировой практике систему национальных счетов (СНС) обеспечит:

• наличие ориентированной на рыночную экономику системы стратегически важной информации;

• налаживание экономического сотрудничества страны и ее регионов на базе универсального статистического языка, понятного экономистам, бизнесменам, менеджерам во всем мире, что позволит решить проблему предоставления данных в международные экономические организации, повысит качество статистической информации;

• достоверность и оперативность статданных.

В результате организации эффективной региональной системы комплексной реструктуризации рынка нефтепродуктов, с учетом перехода на СНС, обеспечивается удовлетворение спроса на нефтепродукты, соблюдаются социальные гарантии со стороны всех потенциальных потребителей, устанавливаются законные рыночные отношения функционирования всех поставщиков нефтепродуктов в регионе, а также создается основа для устойчивого развития всех отраслей экономики, потребляющих нефтепродукты, и общества в целом.

Третьим направлением, определяющим устойчивую стратегию реструктуризации, мы считаем формирование механизма управления организационно-экономической перестройки рынка нефтепродуктов в регионе, построенного с применением научно-инновационного потенциала региона, т.е. базирующегося на принципах "экономики знаний". Именно механизм управления организационно-экономической перестройкой рынка нефтепродуктов в регионе на основе его комплексной реструктуризации и является важнейшим условием повышения эффективности функционирования рынка нефтепродуктов в регионе. Формирование эффективного механизма управления перестройкой рынка нефтепродуктов возможно только благодаря использованию накопленного научного опыта, а также новых знаний и инноваций в сфере управления.

В государственном управлении социально-экономическими процессами на пути к развитому рынку нефтепродуктов есть острая необходимость, вызванная тем, что даже сформированный, устоявшийся рынок не способен решать ряд проблем, связанных с нуждами всего общества. В связи с этим государство в лице законодательных и исполнительных органов, используя новейшие разработки современных ученых, должно устанавливать и охранять общие правила функционирования рынка, используя такие формы вмешательства, как законодательство, государственные заказы, лицензирование экспорта и импорта, установление кредитных ставок, различные формы стимулирования и контроля рационального использования природных ресурсов и т.д.

В этих условиях управление организационно-экономической перестройкой рынка нефтепродуктов в регионе с учетом совершенствования методологических подходов требует разработки показателей и критериев оценки эффективности перестройки рынка нефтепродуктов в регионе.

Таким образом, четвертым направлением формирования стратегии реструктуризации рынка нефтепродуктов является экономическая оценка эффективности организационно-экономической перестройки рынка нефтепродуктов, а также выявление критериев и показателей эффективности функционирования рынка нефтепродуктов в регио-не.

В современных условиях экономическая оценка организационно-экономической реструктуризации рынка нефтепродуктов должна происходить путем создания методик и оценочных показателей, способных объективно отразить экономический эффект от комплексной реструктуризации рынка нефтепродуктов в регионе.

Поскольку, как объект управления, рынок нефтепродуктов характеризуется емкостью, уровнем сбалансированности спроса и предложения, условиями реализации, в то же время являясь целостной системой, рынок нефтепродуктов представляет собой совокупность субрынков: земли, труда, материально-технических ресурсов и т.д., то каждый из субрынков, в свою очередь, может быть выражен набором критериев, которые в целом определяют результат реструктуризации, а также определяют перспективы и возможности формирования эффективного устойчивого регионального рынка нефтепродуктов.

Следовательно, оценка и разработка критериев эффективности реструктуризации рынка нефтепродуктов, должны, во-первых, соответствовать эффективным экономическим показателям устойчивого развития; во-вторых, служить рычагами повышения эффективности функционирования рынка нефтепродуктов; в-третьих, решать социально-экономические проблемы дотационной области.

Разрабатывая стратегию организационно-экономической реструктуризации рынка нефтепродуктов в регионе, важно учесть требования повышения эффективности структурной перестройки регионального рынка нефтепродуктов. Таким образом, пятым направлением мы предлагаем считать определение возможных вариантов повышения эффективности структурной перестройки рынка нефтепродуктов в регионе.

Эффективность функционирования рынка нефтепродуктов - важнейшая часть формирования стратегии организационно-экономической реструктуризации рынка нефтепродуктов в регионе. В настоящее время структура и методы управления рынком нефтепродуктов слабо ориентированы на эффективное функционирование. В связи с этим необходимо выявить причины низкой эффективности функционирования рынка нефтепродуктов и рассмотреть возможные пути повышения эффективности структурной перестройки рынка нефтепродуктов с учетом региональных особенностей и возможностей экономики, а также используя мировой опыт.

Рассмотрение вариантов повышения эффективности функционирования рынка нефтепродуктов должно осуществляться на основе экономических показателей, за счет комплексной и эффективной реструктуризации и совершенствования системы и методов управления организационно-экономической перестройкой рынка нефтепродуктов в регионе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бочаров А.И. Состояние и основные направления развития нефтеперерабатывающей промышленности в России // Нефть. Газ. Промышленность. 2003. № 1. С. 32-34.

2. Воронина Н.В. Трансформация мирового рынка нефти в новых геополитических условиях //Внешнеэкономический бюллетень. 2003. № 9. С. 20 - 31.

3. Дудко Д.Г. Актуальные тенденции мирового нефтяного рынка: в фокусе -Россия // Внешнеэкономический бюллетень. 2002. № 5. С. 28 - 33.

4. Кокурин Д., Мелкумов Г. Участники мирового рынка нефти // Вопросы экономики. 2003. № 9. С. 123 - 135.

5. Крюков В.А. Кто в "Нефтяном доме" хозяин? // ЭКО. 2002. № 2. С. 3 - 21.

6. Лиухто К. Российская нефть: производство и экспорт // Вопросы экономики. 2003. №9. С. 136- 145.

7. Масюк A.B. Основные этапы становления мирового рынка нефти: исторический экскурс // Внешнеэкономический бюллетень. 2003. № 10. С. 21 - 24.

8. Огибенин Е. Требуются услуги государства // Эксперт-Урал. 2003. № 17. С. 14- 19.

9. Петров Ю. Нефть не бывает вечно дорогой // Российская газета. 2004. 14 апр.

С. 4.

10. Петров А. Состояние нефтегазовой отрасли России // Промышленность России. 2000. № 12. С. 34 - 44.

11. Рикошинский А. Российский рынок нефтепродуктов // Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция. 2001. Ч. II. С. 70 - 74.

12. Рикошинский А. Рынок основных нефтепродуктов: автомобильного бензина, дизельного топлива и мазута // Основные средства: рынок, цены, анализ. 2001. № 12. С. 38 - 39.

13. Суркова С. А. Разработка системы рационального перехода на рентный принцип наполнения доходной части бюджета государства и регионов. Препринт. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2004. 45 с.

14. Социально-экономическое положение Курганской области за 1991, 1998 -2003 года: Стат. сборник / Курганский облкомстат, 2004. 132 с.

15. Социально-экономический потенциал региона: проблемы оценки, использования и управления / Под ред. А.И. Татаркина. Екатеринбург: УрО РАН, 1997. С. 186 — 195.

16. Стратегия приоритетного социально-экономического развития Зауралья / Под ред. А.И. Татаркина, В.И. Ефименкова. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2004. 382 с.

17. Татаркин А.И., Ефименков В.И. Стратегические приоритеты и возможности перехода России на инновационный тип развития // Экономическая наука современной России. 2003. № 2. С. 82 - 99.

18. Цены на нефть и топливный рынок УрФО // Эксперт-Урал. 2002. № 35. С. 12- 17.

19. Юдин В.М. Состояние нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей и газовой промышленности России // Промышленность России. 2000. № 1 (33). С. 31 - 33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.