развитие независимой
нефтепереработки
в тюменском регионе
_Аннотация
В статье рассмотрены возможные направления развития малого и среднего бизнеса в сфере нефтепродуктообеспечения. Анализ показал, что рынок нефтепродуктов на региональном уровне является монополизированным вертикально-интегрированными нефтяными компаниями. Для развития независимого сегмента данного рынка необходимо вхождение новых предпринимательских структур, прежде всего в оптовом звене, для чего требуется государственная поддержка в форме государственно-частного партнерства.
Ключевые слова: Тюменский регион, рынок нефтепродуктов, предпринимательство, вертикально-интегрированные нефтяные компании, инновационное развитие нефтепереработки, государственно-частное партнерство _
Стабильное функционирование нефтегазового комплекса имеет большое значение для развития всех сегментов национальной экономики. Структура рынка нефтепродуктов как в России, так и в Тюменском регионе является олигопольной и характеризуется наличием доминирующих нефтегазовых компаний, осуществляющих деятельность на всех сегментах рынка (добыча, переработка, реализация). Наличие существенных конкурентных преимуществ перед неинтегрированными участниками рынка способствует приобретению вертикально-интегрированными нефтяными компаниями значительной рыночной власти, создает высокую потенциальную возможность воздействовать не только на структуру товарных рынков, но и оказывать существенное влияние на состояние конкуренции, ее уровень, интенсивность и перспективы развития, что приводит к негативным социально-экономическим последствиям.
Краснова Мария Ивановна
ассистент кафедры
экономики, организации
и управления
производством,
Тюменский
государственный
нефтегазовый
университет
наличие
способствовать _развитию
нефтепродуктов.
тренда I
евевс
Омског Уфимс Пер
ком !
ки I
Состояние нефтепродуктообеспечения в Тюменской области
Нефть, полученная в Тюменской области, направляется в другие города на переработку и возвращается обратно в виде нефтепродуктов, приобретая при этом значительную составляющую транспортных расходов в цене. В среднем, в Тюменскую область (без учета автономных округов) завозится из соседних регионов около 1,8 млн т. светлых нефтепродуктов в год. В таблице 1 представлены данные об использовании нефтепродуктов в регионе за 2011 — 2012 гг. [1]
По данным таблицы 2 видно, что на юге Тюменской области собственное производство дизельного топлива и бензина не покрывает спрос в регионе. На основе динамики общего потребления бензина и дизельного топлива в регионе нами составлен прогноз потребления на 2013-2015 гг. по линиям тренда (табл. 2). настоящее время в Тюменскую область осущест-я ввоз светлых нефтепродуктов из других ов в объеме около 1,8 млн т., в частности, с Омского НПЗ (550 км от Тюмени, Группа «Газпром»), Уфимского НПЗ (800 км, ОАО «Башнефть»), Пермьнефтеоргсинтез (600 км, ОАО «Лукойл») и гутского НПЗ (800 км, ОАО «Сургутнефтегаз»). Транспортные расходы в цене бензина на юге менской области составляют 6,5-8,2%, в цене дизельного топлива - 6,5-7,6%. Система постав-нефтепродуктов построена не достаточно эффективно: в регионе существует единственный Антипинский нефтеперерабатывающий завод [2], ориентированный на экспорт нефтепродуктов, а внутренний спрос покрывается за счет ввоза бензина и дизельного топлива из других регионов.
Обоснование развития и размещения нефтепереработки в Тюменском регионе
На юге Тюменской области на месторождениях Уватской группы в 2012 г. добыто 7,5 млн т. нефти. Ожидаемая добыча нефти к концу 2015 г. здесь составит 10 млн т. По разным оценкам, в данном районе может быть открыто еще примерно 30-40 новых месторождений с запасами нефти от 3 до 15 млн т. каждое [3].
Таблица 1
Топливно-энергетические ресурсы Тюменской области (без АО) в 2011-2012 гг., тыс. т.
Наименование Нефть Мазут, топливо печное бытовое Дизельное топливо Бензин автомобильный Прочие нефтепродукты
Год
2011 2012 2011 2012 2011 2012 2011 2012 2011 2012
Производство 6402,6 7500,3 1100,5 1389,6 912,5 946,5 0,9 0,9 522,2 686,5
Ввоз 0 0 125,7 114,2 877,4 889,6 891,8 896,2 0 0
Общее потребление в экономике 4645,2 5088,5 224,8 198,3 1019 1203,3 916,5 950 0 0
Вывоз 1726,6 2388,1 1003,4 1304,1 780,1 742,1 5,3 0,5 518,8 691,6
Изменение запасов 30,8 23,7 -2 1,4 -9,2 -9,3 -29,1 -54,3 3,4 -5,1
Таблица 2
Общее потребление светлых нефтепродуктов на юге Тюменской области в 2007-2015 гг., тыс. т.
Нефтепродукты Факт Прогноз
2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Бензин 601,9 694,4 792,2 891,2 916,5 950 1019 1089 1128
Дизельное топливо 862,6 1068,9 991,2 913,4 1019 1203,3 1400 1600 1800
С 2010 г. исследуются месторождения на левобережье реки Иртыш (Тобольский проект) в самой южной периферии Западно-Сибирского нефтегазоносного бассейна, которые, по данным ученых Западно-Сибирского научно-исследовательского института геологии и геофизики, в ближайшие 10 лет могут стать новой нефтяной провинцией [4]. Перспективность нарастания добычи обусловливает необходимость увеличения мощностей переработки. Очевидно, что Антипинский НПЗ, ориентированный на экспорт производимой продукции, с прогнозируемым объемом добычи углеводородов не справится. В то же время, Тюменской области продавать в другие регионы готовые высококачественные нефтепродукты было бы значительно выгоднее, чем сырую нефть. Строительство независимых от ВИНК небольших нефтеперерабатывающих заводов (мини-НПЗ) на юге Тюменской облас-
в соответствии с общими правилами разрабатываются нормативные акты
по отраслям, где_
присутствуют
естественные_
монополии_
_ ти смогло бы обеспечить регион собственными
_ нефтепродуктами.
_ Немаловажным фактором для строительства НПЗ
_ является наличие развитой инфраструктуры. В
_ качестве мест расположения новых НПЗ на юге
_ Тюменской области наиболее оптимальными явля-
_ ются местности, расположенные вблизи городов
_ Увата, Тобольска, Тюмени и села Исетское.
_ В Уватском районе расположено 308 км магистраль_ ных нефтепроводов (Усть-Балык - Курган - Уфа -
_ Альметьевск, Нижневартовск - Курган - Куйбышев,
_ Усть-Балык - Омск, Сургут - Горький - Полоцк, с
_ 2009 г. запущен нефтепровод Усть-Тегусс - Кальча
_ протяженностью 264 км, поставляющий нефть
Усть-Тегусского и Урненского месторождений в _ магистраль «Транснефти»). В Уватском районе проходит федеральная автомобильная дорога Тюмень
_ - Ханты-Мансийск и железнодорожный путь.
Строительство мини-НПЗ близ Тобольска, во-пер-_ вых, также обусловлено развитой инфраструктурой (5 магистральных нефтепроводов, федеральная трасса Тюмень - Тобольск - Ханты-Мансийск, железная дорога); во-вторых, тенденциями соци-
_ ально-экономического развития района (развитием
нефтехимического комплекса); в-третьих, на левобережье реки Иртыш (Тобольский район) найдены промышленные запасы нефти. Через село Исетское проходит федеральная трасса Тюмень - Челябинск и в 68 км к юго-западу расположена железнодорожная станция Ялуторовск. Через Исетский район проходит нефтепровод Усть-Балык - Курган - Уфа - Альметьевск. Также в рассматриваемом районе наиболее развито сельское хозяйство, которое активно потребляет светлые нефтепродукты.
Тюмень является мощным железнодорожным, автомобильным транспортным узлом, промышленным центром с высоким уровнем и темпами роста потребления нефтепродуктов.
Строительство мини-НПЗ в Уватском районе (в районе пос. Демьянка), городах Тобольске и Тюмени и пос. Исетское позволит равномерно распределить производства нефтепродуктов по югу области. Наличие нескольких мини-НПЗ в регионе будет способствовать развитию конкуренции на рынке нефтепродуктов, стимулируя производителей к уве-
ерш
есть возможность —в зависимости от потребностей
переработки прямогонных
для получения
ысокооктанового _топлива
X_
российское предпринимательство, № 19(241) /октябрь 2013
личению глубины и качества переработки нефти, установлению рыночных цен на продукцию, к тому же нефтепродукты, производимые из сырья, добываемого на юге Тюменской области, будут иметь конкурентное преимущество в цене, не содержащей значительных транспортных затрат. В целях развития конкуренции и поддержки малого и среднего бизнеса Федеральной антимонопольной службой разработаны правила недискриминационного доступа к услугам естественных монополий. Правила исключают установление дискриминирующих тарифов на услуги монополий для различных компаний, отказ на пользование объектами инфраструктуры, в связи с чем у небольших компаний появляется выбор наиболее удобного для них способа транспортировки продукции. В соответствии с общими правилами разрабатываются нормативные акты по отраслям, где присутствуют естественные монополии. Так, в 2011 г. вышло Постановление Правительства РФ «Об обеспечении недискриминационного доступа к услугам естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации» [5]. Разрабатываются аналогичные проекты по обеспечению недискриминационного доступа к услугам железнодорожного транспорта. Для определения технологического процесса, позволяющего наиболее оптимальным способом получить товарную продукцию требуемого качества с максимальным выходом, был проанализирован тип добываемой нефти в Тюменской области: светлые фракции составляют 63,7%, темные - 36,3%.
Финансовая оценка строительства мини-НПЗ
Финансовые показатели для строительства НПЗ прогнозировались на основании российского опыта организации нефтепереработки. Потребность во ввозе нефтепродуктов на юг Тюменской области определялась по формуле:
при запуске мини-НПЗ планируется ввод в действие процессов глубокой переработки нефти.
Пт1 = Побщ1 - Пр1 + В1,
(1)
где Пт - потребность региона в данном нефтепродукте, т.; г - вид нефтепродукта; Побщ - общее
после запуска
Л
потребление нефтепродукта, т.; Пр - производство нефтепродукта в регионе, т.; В - вывоз нефтепродукта из региона, т.
В таблице 3 представлена потребность во ввозе нефтепродуктов в регион: фактическая потребность определена по формуле (1), прогноз - по линии тренда, построенного на основе фактических данных за 2007-2012 гг. (табл. 2). Расчет количества необходимых мини-НПЗ произведен по формуле (2) на основании объема выявленного дефицита нефтепродуктов на юге Тюменской области с учетом планируемого увеличения объемов продукции Антипинского НПЗ на 2013-2015 гг. и представлен в таблице 4. Количество НПЗ:
N = Д,1 Фр1 , (2)
где, N - количество НПЗ; г - вид нефтепродукта; Дг -дефицит региона в г-ом нефтепродукте, тыс. т./год; Фрг - выход г-го нефтепродукта на НПЗ заданной мощностью, тыс. т./год.
ини-НПЗ мощностью до 100 тыс. т./год внедре-е большинства вторичных процессов переработ-ырья экономически не всегда целесообразно, а лучение высокооктановых бензинов затруднено, что неприемлемо для рассматриваемого рынка. Рентабельность производства мини-заводов мощ-стью от 100 до 300 тыс. т./год находится в среднем на уровне 50-60%, резко повышая их инвестиционную привлекательность, что обусловлено ростом глубины переработки сырья. Есть возможность в зависимости от потребностей внедрить процессы каталитической переработки прямогон-ных бензиновых фракций для получения высокооктанового топлива. Строительство НПЗ мощностью более 300 тыс. т./год требует значительных инвестиций, обычно сначала запускаются мини-НПЗ, затем, наращиванием технологических установок, поэтапно переходят к средним НПЗ. Таким образом, НПЗ мощностью 200 тыс. т./год является оптимальным вариантом для Тюменской области. Строительство 4 мини-НПЗ мощностью по 200 тыс. т. позволит перерабатывать добываемую нефть на месторождениях юга Тюменской области и покроет, в основном, дефицит нефтепродуктов в регионе.
Таблица 3
Потребность ввоза светлых нефтепродуктов на юг Тюменской области
в 2007-2015 гг., тыс. т.
Нефте- Факт Прогноз
продукт 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Бензин 601,9 694,4 792,2 891,2 891,8 896,2 1019 1089 1128
Дизельное топливо 574,1 467,9 395,9 689,3 877,4 889,6 900 1000 1100
Таблица 4
Обоснование количества НПЗ на юге Тюменской области, необходимых для покрытия дефицита нефтепродуктов
Наименование 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Дефицит бензина, тыс. т./год 843 689 701
Дефицит дизельного топлива, тыс. т./год 442 117 117
Количество НПЗ, шт.
мощностью 300 тыс. т./год 4,9 3,0 3,0
мощностью 200 тыс. т./год 7,1 4,5 4,5
мощностью 100 тыс. т./год 14,2 8,9 9,1
Таблица 5
Сумма необходимых капиталовложений для строительства НПЗ мощностью 200 тыс. т./год, млн руб.
Минимально необходимый набор установок: Объем капиталовложений
1. ЭЛОУ + атмосферная перегонка мазута 120,0
2. Висбрекинг-Термакат 300,0
3. Гидрокрекинг остатка 600,0
4. Битумная 90,0
5. Гидроочистка нафты 120,0 450 0
7. Изомеризация НК-85 120,0
8. Сероочистка газов, газоразделение и производство серы 90,0
9. Производство водорода 150,0
10. Энергоблок 60,0
Итого расчетная стоимость НПЗ, включая ОЗХ 2100,0
Необходимый набор установок для малых НПЗ с глубиной переработки нефти 90% и суммы необходимых инвестиций представлены в таблице 5 [6].
и требует
значительных инвестиций,
его реализации необходима государственная поддержка
При запуске мини-НПЗ планируется ввод в действие процессов глубокой переработки нефти, выход тяжелых нефтепродуктов (в основном, битум) будет незначителен, поэтому в представленном расчете он не учтен. В среднем, проектные сроки строительства одного мини НПЗ - 18-24 месяцев. После запуска НПЗ сразу выйдет на проектную мощность, и прибыль предприятие начнет получать в год запуска. Расчет прибыли одного мини-НПЗ мощностью 200 тыс. т./год представлен в таблице 6. Период возврата инвестиций составит 1,4 года, внутренняя норма рентабельности - 51%. Расчеты показывают, что проект строительства мини-НПЗ мощностью 200 тыс. т./год с глубиной переработки 90% и низким выходом тяжелых нефтепродуктов выгоден для инвестора.
Государственная поддержка развития нефтепереработки в регионе
Учитывая, что проект будет иметь социально эко-ический эффект в регионе и требует значитель-инвестиций, очевидно, что для его реализации обходима государственная поддержка. Как способ ддержки бизнеса может в данном случае выступать государственно-частное партнерство (ГЧП). Наиболее оптимальным вариантом в целях раз-ия конкуренции для реализации проекта является софинансирование строительства, где право собственности после окончания соглашения будет
креплено за частным лицом. Формой ГЧП могут выступать контракты, сочетающие в себе различные виды работ и отношений собственности. В данном случае возможно применение одного из основных типов ГЧП, прописанного в российском законодательстве: BOO (Build, Own, Operate) - созданный объект по истечении срока действия соглашения не передается публичной власти, а остается в распоряжении инвестора [7]. Наиболее эффективными инструментами по реализации проектов являются Инвестфонд РФ, Федеральные целевые программы (ФЦП) и Федеральные адресные инвестиционные программы (ФАИП).
Проект, претендующий на получение бюджетных ассигнований, должен состоять из двух частей:
Таблица 6
Финансовые показатели НПЗ мощностью 200 тыс. т./год
Наименование показателя Значение
Цена 1 т. сырья (нефти), руб./т. 10700,0
Производительность годовая, тыс. т./год 200,0
Затраты закупку сырья, млн руб./год. 2140
Затраты на переработку (себестоимость переработки 1 т. нефти принята на основе практического опыта в сумме 1300 руб./т.), млн руб./год. 260
Валовая выручка по реализации нефтепродуктов, млн руб./год. 4339,6
Валовой доход, млн руб./год 1870,9
Чистая прибыль, млн руб./год 1350,3
Таблица 7
Поступление денежных средств в бюджеты РФ от увеличения числа независимых участников на оптовом рынке нефтепродуктов на юге Тюменской области (в среднем за год), млн руб.
Наименование налогов по бюджетам Значение
Федеральный: 4544,36
НДС 1891,98
Акциз 2270,38
Налог на прибыль 382,00
Региональный: 718,95
Налог на прибыль 630,66
Налог на имущество Местный: 88,29 8,10
Налог на землю 8,10
Итого 5271,41
- коммерческая часть - объекты, которые финанси- _
рует частный инвестор (соответственно, остаются в _
частной собственности); _
- бюджетная часть - объекты транспортной, _
коммунальной и энергетической инфраструкту- _
ры (внешней), финансируемые за счет средств _
Инвестиционного фонда РФ и бюджета субъекта РФ _
(и/или бюджета муниципалитета), и которые оста- _
ются в собственности субъекта РФ или муниципаль- _
ного образования [8]. _
К одному из приоритетных направлений предостав- _
ления бюджетных ассигнований Инвестиционного _
фонда РФ для реализации проектов, имеющих _
региональное и межрегиональное значение, на _
2011-2013 гг. относится повышение конкуренте- _
способности базовых отраслей промышленности _
|
региональнаяэкономика
формой ГЧП (в том числе нефтегазовая промышленность). К бюджетной части инвестиционного проекта можно отнести объекты общезаводского хозяйства (ОЗХ) нефтеперерабатывающего завода, которые включают в себя объекты транспортной инфраструктуры, энергоснабжения, водоснабжения, канализации, очистных сооружений. Затраты на сооружение ОЗХ НПЗ рассчитываются по мощности нПз по уравнению [9]:
контракты, сочетающие в себе различные виды
собственности
Log (Log К) = -0,3052 + 0,1904Log Q,
(3)
где, К - объем капиталовложений для создания объектов, $ млн; Q - мощность НПЗ по сырью, тыс. т./год. Рассчитанные по формуле 3 капитальные вложения на создание ОЗХ равны 1300 млн руб. (61,9% от всей суммы капитальных вложений). Таким образом, объем инвестиций на создание объектов инфраструктуры можно принять в размере 50% от общей суммы капитальных вложений. Расчет бюджетной эффективнос-
_______„е поступлений денежных средств в бюджеты
разных уровней приведен в таблице 7. Участие государства в формировании независимой региональной нефтепереработки окупится за счет поступлений налоговых платежей в течение одного
Увеличение числа независимых участников на оптовом рынке нефтепродуктов на юге Тюменской области будет выгодно инвесторам, потребителям (так как будет усилена конкуренция по цене и качеству), и государству (дополнительные ежегодные поступления в бюджеты разных уровней более 5 млрд руб.).
Литература
1. Российский статистический ежегодник. 2011: Стат. сб. / Госкомстат России. - М., 2011.
2. ЗАО «Антипинский НПЗ» / URL: http://www.annpz.ru.
3. Развитие конкуренции в Тюменской области на 2010-2012 гг. // Региональная программа. - Тюмень. - 2009.
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 г. и на перспективу до 2030 г. - Тюмень. - 2009.
4-
5. Нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность: тенденции и прогнозы // Аналитический бюллетень. - М.: Группа РИА Новости, 2013. - 46 с.
6. Курочкин А.К., Курочкин А.В. Разработка высокорентабельных схем для проектирования малых НПЗ с глубиной переработки нефти более 90% // Территория «Нефтегаз». - 2012. - № 2. - С. 14-21.
7. Дерябина М. Государственно-частное партнерство: теория и практика / Экономический портал // URL: http://institutiones.com/general/1079-gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo.html
8. Инвестиционный фонд Российской федерации / Министерство регионального развития Российской Федерации. - URL: http://www.minregion.ru/invest_ phound.
9. Курочкин А.К. и др. Комплектуем среднетоннаж-ный НПЗ. Выбор оптимального набора современных процессов нефтепереработки для НПЗ топливного профиля // Территория «Нефтегаз». - 2008.
- № 5. - С. 24-31.
10. Стативка О.В. Современное состояние инвестиционных процессов в нефтегазовой отрасли // Российское предпринимательство. — 2007.
- № 8 Вып. 1 (95). — с. 143-147. — http://www. creativeconomy.ru/articles/9908/
Maria I. Krasnova
Assistant Lecturer of Economics, Organization and Management Academic Department, Tyumen State Oil and Gas University
Development of independent oil processing in the Tyumen region
_Abstract
The article discusses the possible directions of development of small and medium-sized businesses in the oil market. The analysis showed that the oil market at the regional level is monopolized by a vertically integrated oil companies. For the development of an independent segment of the market to the entry of new business structures, primarily in the wholesale sector, which requires government support in the form of public-private partnership.
Keywords: Tyumen region, oil products market, entrepreneurship, vertically integrated oil companies, innovative development of oil refining, public-private partnership