Научная статья на тему 'Современные проблемы нефтеперерабатывающей промышленности России'

Современные проблемы нефтеперерабатывающей промышленности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9622
845
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЬ / НЕФТЕПРОДУКТЫ / НЕФТЕПЕРЕРАБОТКА / ГЛУБИНА ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / АКЦИЗЫ / ЭКСПОРТНЫЕ ПОШЛИНЫ / ИНВЕСТИЦИИ / OIL / OIL PRODUCTS / OIL REFINING / OIL REFINING DEPTH / TAX BURDEN / EXCISE DUTIES / EXPORT DUTIES / INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Адушев М. Н.

В настоящее время нефтеперерабатывающая промышленность России находится в состоянии «депрессии». Государству еще с начала 2000-х гг. не удается решить проблемы низкой глубины переработки нефти, нехватки нефтеперерабатывающих мощностей и несоответствия качества нефтепродуктов евростандартам. За последние 15 лет государством дважды вносились изменения в налоговое законодательство для стимулирования глубокой переработки нефти в начале 2005 г. и в октябре 2011 г., но проблема осталась. Ее решение позволит увеличить валовой внутренний продукт и объем государственного бюджета страны, снизить дефицит бензина в отдельных регионах (к примеру, на Дальнем Востоке) и создать новые рабочие места. Целью работы является обоснование экономических методов повышения глубины переработки нефти, улучшения качества нефтепродуктов и увеличения нефтеперерабатывающих мощностей. Для выявления методов разрешения современных проблем проведена оценка налоговой нагрузки нефтяных компаний по производству кокса и нефтепродуктов, а также влияния акцизов и вывозных таможенных пошлин на объем и структуру нефтепереработки и экспорта нефтепродуктов. По итогам проведенных исследований разработаны предложения по изменению стратегии налоговой политики нефтеперерабатывающей промышленности, ориентированной на внедрение технических регламентов на топливо стандарта Евро-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

These days, the Russian oil refining industry is in a state of "depression". Since the early 2000s the state hasn't been able to resolve the problems of low depth of oil refining, lack of refining capacity and nonconformity of oil products' quality to European standards. Over the past 15 years the state has made alterations to the tax laws twice, aiming at fostering deep oil refining. That was in early 2005 and in October 2011, but the problem remains. Its resolution is supposed to increase the gross domestic product and the amount of the state budget, reduce petrol shortage in certain regions (e.g., in the Far East) and create new working positions. The purpose of the research is to study the economic methods of increasing the depth of oil refining, improving quality of oil products and increasing refining capacity. In order to identify the methods for resolving the current problems, we have evaluated the tax burden on oil companies producing coke and oil products, as well as the influence of excise and custom duties on the volume and structure of the oil refining and export of oil products. According to the research results, some proposals have been made, concerning changing the strategy of tax policy in the oil refining industry, which is supposed to be focused on the implementation of technical regulations on fuel Euro 6.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы нефтеперерабатывающей промышленности России»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2015 ЭКОНОМИКА Вып. 1(24)

УДК 338.45:662.7 ББК 65.305.143

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

М.Н. Адушев, ст. преподаватель кафедры экономики, управления и информационных технологий

Электронный адрес: [email protected]

Филиал ФГБОУ ВПО Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, 692760, г. Артем, ул. Кооперативная, 6

В настоящее время нефтеперерабатывающая промышленность России находится в состоянии «депрессии». Государству еще с начала 2000-х гг. не удается решить проблемы низкой глубины переработки нефти, нехватки нефтеперерабатывающих мощностей и несоответствия качества нефтепродуктов евростандартам. За последние 15 лет государством дважды вносились изменения в налоговое законодательство для стимулирования глубокой переработки нефти - в начале 2005 г. и в октябре 2011 г., но проблема осталась. Ее решение позволит увеличить валовой внутренний продукт и объем государственного бюджета страны, снизить дефицит бензина в отдельных регионах (к примеру, на Дальнем Востоке) и создать новые рабочие места. Целью работы является обоснование экономических методов повышения глубины переработки нефти, улучшения качества нефтепродуктов и увеличения нефтеперерабатывающих мощностей. Для выявления методов разрешения современных проблем проведена оценка налоговой нагрузки нефтяных компаний по производству кокса и нефтепродуктов, а также влияния акцизов и вывозных таможенных пошлин на объем и структуру нефтепереработки и экспорта нефтепродуктов. По итогам проведенных исследований разработаны предложения по изменению стратегии налоговой политики нефтеперерабатывающей промышленности, ориентированной на внедрение технических регламентов на топливо стандарта Евро-6.

Ключевые слова: нефть, нефтепродукты, нефтепереработка, глубина переработки нефти, налоговая нагрузка, акцизы, экспортные пошлины, инвестиции.

В современных условиях хозяйствования потенциал и перспективы развития российской экономики зависят во многом от нефтяной промышленности. Благодаря нефти и газу формируется значительная часть валового внутреннего продукта и более половины федерального бюджета России [15].

Особую роль в нефтяной промышленности играет нефтепереработка, обеспечивающая производство нефтепродуктов, необходимых для развития всех отраслей народного хозяйства: транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, производство всех видов изделий, начиная от зубной пасты и пластиковых стаканчиков до производства ракет и лекарственных препаратов.

Несовершенство налогового

законодательства, принятого еще в начале 90-х гг., привело к множеству проблем в нефтепереработке. В частности, это низкая глубина переработки

нефти, нехватка нефтеперерабатывающих мощностей, несоответствие качества

нефтепродуктов мировым стандартам и др.

На структуру нефтепереработки негативно повлияло несовершенство таможенного

законодательства, в частности экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Если доля первичной переработки нефти в 2000 г. составляла 53,8%, то к 2004 г. она существенно снизилась до 42,5%, а доля экспорта нефти, наоборот, выросла с 44,8 до 56,2% (табл. 1).

Основная причина - несущественная разница величины в экспортных пошлинах на нефть и нефтепродукты, что не компенсирует издержки на производство нефтепродуктов, в результате чего экспорт нефтепродуктов становится менее выгоден по сравнению с экспортом нефти.

Таблица 1

Добыча, переработка и экспорт сырой нефти за 2000-2013 гг. (млн. тонн)

Год Добыча Первичная переработка Доля первичной переработки в добыче, % Экспорт Доля экспорта в добыче, %

2000 323,5 174 53,8 145 44,8

2001 348,1 178 51,1 164,5 47,3

© Адушев М.Н., 2015

55

«

М.Н. Адушев

Окончание табл. 1

Год Добыча Первичная переработка Доля первичной переработки в добыче, % Экспорт Доля экспорта в добыче, %

2002 379,6 185 48,7 188 49,5

2003 421,3 190 45,1 223 52,9

2004 459,3 195 42,5 258 56,2

2005 470 207 44 251,8 53,6

2006 480,6 220 45,8 248 51,6

2007 491,4 229 46,6 253,9 51,7

2008 488,6 236 48,3 239,7 49,1

2009 495 236 47,7 248,3 50,2

2010 506 250 49,4 247 48,8

2011 512 258 50,4 242,1 47,3

2012 519 271 52,2 240 46,2

2013 523,2 278,2 53,2 236,6 45,2

* Составлено и рассчитано автором по источникам [12], [22], [20].

За счет значительного повышения экспортных пошлин на нефть, а также благодаря повышению спроса на нефтепродукты внутри страны и на дешевые нефтепродукты низкого качества за границей в 2005 г. начался запуск советских нефтеперерабатывающих заводов, так называемых «НПЗ-самоваров». Смысл «НПЗ-самоваров» заключался в производстве нефтепродуктов с низкой глубиной переработки, то есть с большой долей мазута. Таким образом, доля первичной переработки нефти к 2013 г. выросла до

Основные показатели нефтеперерабатывающей

53,2%, а доля экспорта нефти снизилась до 45,2% (табл. 1).

Увеличение доли переработки нефти привело к тому, что мощности нефтеперерабатывающей промышленности

загружены уже более чем на 90%. Загрузка установок по первичной переработке нефти за последние восемь лет повысилась с 61,9 до 93%.

Таким образом, для дальнейшего роста первичной переработки нефти в структуре добычи необходимы новые НПЗ (табл. 2).

Таблица 2

Год Мощности нефтепереработки по сырью Первичная переработка Загрузка установок по первичной переработке нефти, %

2000 281 174 61,9

2001 281 178 63,3

2002 276 185 67,0

2003 271 190 70,1

2004 271 195 72,0

2005 264 207 78,4

2006 273 220 80,6

2007 279 229 82,1

2008 272 236 86,8

2009 267 236 88,4

2010 271 250 92,3

2011 282 258 91,5

2012 291,6 271 92,9

к

* Составлено и рассчитано автором по источникам [12], [18], [20].

Помимо того, в настоящее время большинство НПЗ построены за период СССР, они требуют серьезной модернизации, так как не позволяют перерабатывать нефть с глубиной свыше 72%. Более того, этот пик был достигнут только лишь однажды в 2008 г., в 2013 г. она составила 71,1% (рис. 1).

Для сравнения, в США глубина переработки нефти составляет 90-95%, а на лучших НПЗ до 98%, в странах -.членах ОПЕК около 85%, а в Европе 85-90%. Даже в бывшем СССР глубина переработки была не ниже 80%.

73,0% 72,0% 71,0% 70,0% 69,0% 68,0% 67,0% 66,0% 65,0%

1%

Российская Федерация, всего

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 Рис. 1. Глубина переработки нефти в РФ за 2000-2013 гг. (составлено автором по источникам [6], [8])

Учитывая дату ввода в эксплуатацию отечественных нефтеперерабатывающих заводов и глубину первичной переработки нефти, можно говорить о неэкономном ее использовании. Только на пяти НПЗ глубина первичной переработки нефти составляет более 80%, из них только на двух превышает уровень в 90%, это Омский НПЗ и

Уфанефтехим, принадлежащие ОАО «Газпром нефть» и ОАО «Башнефть». При этом более половины НПЗ имеют глубину первичной переработки нефти не только ниже, чем в США или Европе, но даже ниже среднеотраслевых значений на уровне 40% (табл. 3) [9].

Таблица 3

Характеристика производственных показателей НПЗ России на конец 2013 г,

НПЗ России Ввод в экспл., Мощность, Глубина перера- Переработка нефти, Уровень использо-

год млн. тонн ботки нефти, % млн. тонн вания мощности, %

Центральный ФО

Рязанский НПЗ (Роснефть) 1960 17 64,9 17,1 100,6

Ярославский НПЗ (Славнефть) 1961 14,8 66 15 101,4

Московский НПЗ(Газпром нефть) 1938 12 72 11 91,7

Северо-Западный ФО

Киришский НПЗ (Сургутнефтегаз) 1966 22 65 21 95,5

Ухтинский НПЗ (ЛУКОЙЛ) 1933 3,6 66 3,9 108,3

Усинский НПЗ (Енисей) 2011 1,3 54 1,3 100

Южный и Северо-Кавказский ФО

Туапсинский НПЗ (Роснефть) 1929 12 53,9 5,5 45,8

Волгоградский НПЗ (ЛУКОЙЛ) 1957 11,1 85 11,1 99,1

Афипский НПЗ (НефтеГазИндустрия) 1964 3,7 52 4,4 118,9

Краснодарский НПЗ (Русснефть) 1911 3 54 2,4 80

Новошахтинский НПЗ (Юг Руси) 2009 2,5 65 2,5 100

Ильский НПЗ (Кубанская нефтегазовая компания) 2002 1,2 59 1,4 116,7

Ильский НПЗ (Кубанская нефтегазовая компания) 2002 1,2 59 1,4 116,7

Нижегородский НПЗ (ЛУКОЙЛ) 1956 17 65 17 100

Пермский НПЗ (ЛУКОЙЛ) 1958 13 81 12,7 97,7

Новокуйбышевский НПЗ (Роснефть) 1951 8,4 77,8 8,2 97,6

Приволжский ФО

Уфанефтехим (Башнефть) 1957 9,2 92 8,1 88

Газпром нефтехим Салават (Газпром) 1952 9 75 7,4 82,2

Сызранский НПЗ (Роснефть) 1942 8,6 67,2 6,6 76,7

Нижнекамский НПЗ (ТАИФ) 1980 7,8 74,9 7,3 93,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уфимский НПЗ (Башнефть) 1938 7,4 76 5,4 73

Новоуфимский НПЗ (Башнефть) 1951 7 86 6,7 95,7

Куйбышевский НПЗ (Роснефть) 1945 7 60 7 100

ТАНЕКО (Татнефть) 2010 7 73,5 7,2 102,9

Саратовский НПЗ (Роснефть) 1934 6,6 66,3 6,1 92,4

Орский НОС (РуссНефть) 1935 6,3 62 5 79,4

Марийский НПЗ (частные лица) 1998 1,5 78 1,5 100

Уральский ФО

Антипинский НПЗ (Холдинг «Нефтегазохимические технологии») 2008 4 62 4 100

Сибирский ФО

Омский НПЗ (Газпром нефть) 1955 21 91 20,1 95,7

Ангарский НПЗ (Роснефть) 1955 10,1 72,2 10,1 100

Окончание табл. 3

НПЗ России Ввод в Мощ- Глубина Перера- Уровень

экспл., ность, перера- ботка нефти, использо-

год млн. тонн ботки нефти, % млн. тонн вания мощности, %

Ачинский НПЗ (Роснефть) 1981 7 61,3 7,1 101,4

Яйский НПЗ (НефтеХимСервис) 2012 3 56 1 33,3

ДИТЭКО 2000 1,5 50 1,5 100

Анжерская НГК (Кем Ойл) 2010 1 62 0,8 80

Дальневосточный ФО

Комсомольский НПЗ (Роснефть) 1942 7,7 60,1 7,1 92,2

Хабаровский НПЗ (Alliance Oil) 1936 4,4 64 4,4 100

Итого по РФ без учета мини-НПЗ и ОАО «Газпром» - 279,7 - 258,9 92,6

Мини-НПЗ (официально около 92)** - 3,2 35-55 3,2 100

ОАО «Газпром» (на ГПЗ) - 16,1 - 16,1 100

Всего по РФ - 299 - 278,2 93

* Составлено и рассчитано автором по источникам [2], [7], а также официальным источникам нефтяных компаний. ** Примечание: всего в России около 200 мини-НПЗ, включая заводы, незаконно осуществляющие деятельность.

В настоящее время существует около 200 мини-заводов по переработке нефти с общей мощностью около 10 млн. тонн. Более половины таких нефтеперерабатывающих заводов осуществляет свою деятельность не вполне на законных основаниях [26].

Одна из причин, почему качество производства нефтепродуктов отстает от евростандартов, - отсутствие технического регламента. С 1 января 2013 г. нефтеперерабатывающие заводы в России должны производить бензин не ниже Евро-3, при этом данный класс не отвечает евростандартам еще с 1999 г., а с 2009 г. страны Евросоюза уже используют бензин Евро-5. Согласно Постановлению Правительства российские нефтеперерабатывающие заводы к 2016 г. должны полностью перейти на производство топлива стандарта Евро-5, в то время как в странах

900 _Средние экспортные цены

Евросоюза уже с 2015 г. будет использоваться бензин стандарта Евро-61. В России задача перехода на Евро-6 пока не ставится[25]. Даже восточный нефтехимический комплекс в Приморском крае при окончании «громкого» строительства на первом этапе в 2020 г. будет перерабатывать нефть в топливо Евро-5 [11]. Это означает, что российские светлые нефтепродукты не будут соответствовать евростандартам и использоваться за рубежом по прямому назначениию, а будут дорабатываться до соответствующего класса, а именно до Евро-6, как это недавно делали с Евро-2 и Евро-3 (до Евро-5). Таким образом, с 2005 г. за счет повышения экспортных пошлин на нефть более низкие цены на некачественные нефтепродукты стали

привлекательней, чем на нефть и качественные нефтепродукты, следовательно, снижаются доходы государственного бюджета (рис. 2). одной тонны, долл.

700

500

300

100

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 ♦ на нефтепродукты на нефть

Рис. 2. Средние экспортные цены на нефть и нефтепродукты за 2000-2013 гг. (составлено автором по

источнику [27])

В структуре производства основную часть нефтепродуктов занимают другие нефтепродукты -

1 Переход на сертификацию грузовиков и автобусов по нормам «Евро-5» отложили до 2015 г. [http://www.garant.ru/news/556186/]; Постановление

Правительства РФ от 07.09.2011 N 748 «О внесении изменений в технический регламент "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту" и о некоторых вопросах, связанных с модернизацией нефтеперерабатывающих мощностей».

32,7%, включающие авиакеросин, битум, нефтяные масла, нефтяной кокс и прочие нефтепродукты. Из-

за старых изношенных нефтеперерабатывающих составляет около 28% - и это при увеличении

мощностей доля автомобильного бензина и объемов производства нефтепродуктов (табл. 4)

дизельного топлива снижается и в 2013 г. [10].

составляет всего лишь 13,9 и 25,7%, а доля мазута

Таблица 4

_Структура производства основных нефтепродуктов за 2000-2013 гг.*_

Год Нефтепродукты, млн. тонн

Автомобильный бензин Дизельное топливо Мазут Другие нефтепродукты Итого

Производство Уд. вес, % Производство Уд. вес, % Производство Уд. вес, % Производство Уд. вес, % Производство Уд. вес, %

2000 27,2 15,7 49,3 28,5 48,4 28,0 47,8 27,7 172,7 100

2001 27,6 15,5 50,1 28,1 50,3 28,2 50,3 28,2 178,3 100

2002 29 15,8 52,7 28,7 54,2 29,5 47,9 26,1 183,8 100

2003 29,3 15,4 53,8 28,3 57,2 30,1 49,9 26,2 190,2 100

2004 30,4 15,5 55,3 28,2 58,4 29,8 52,1 26,6 196,2 100

2005 31,9 15,4 59,9 29,0 56,7 27,4 58,3 28,2 206,8 100

2006 34,4 15,6 64,2 29,2 59,4 27,0 62,2 28,2 220,2 100

2007 35,1 15,3 66,4 28,9 62,4 27,2 65,8 28,6 229,7 100

2008 35,7 15,0 69 29,0 63,9 26,8 69,4 29,2 238 100

2009 35,8 15,2 67,3 28,5 64,4 27,3 68,7 29,1 236,2 100

2010 36 14,4 70 28,1 69,6 27,9 73,9 29,6 249,5 100

2011 36,7 14,1 70,3 26,9 73,2 28,0 80,9 31,0 261,1 100

2012 38,2 14,1 69,4 25,6 74,4 27,5 88,6 32,7 270,6 100

2013 38,8 13,9 71,5 25,7 76,9 27,6 91,1 32,7 278,3 100

* Составлено и рассчитано автором по источникам [3], [21].

К примеру, в США доля производства Евросоюза доля производства бензина составляет

бензина составляет более 46%, а дизельного более 25%, дизельного топлива 44%, а мазута не

топлива 27%, мазута - всего 4%, а в странах более 14% [4].

Таблица 5

_Структура экспорта основных нефтепродуктов за 2000-2013 гг.*_

Год Нес >тепродукты, млн. тонн

Автомобильный бензин Дизельное топливо Мазут Другие нефтепродукты Итого

Экспорт Уд. вес, % Экспорт Уд. вес, % Экспорт Уд. вес, % Экспорт Уд. вес, % Экспорт Уд. вес, %

2000 4,2 6,7 24,7 39,4 28,3 45,1 5,5 8,8 62,7 100

2001 3,2 5,1 24,5 38,7 30,6 48,3 5 7,9 63,3 100

2002 3,3 4,4 28 37,3 36,9 49,2 6,8 9,1 75 100

2003 3,9 5,0 30,1 38,7 35,5 45,6 8,3 10,7 77,8 100

2004 4,2 5,1 30,2 36,6 39,5 47,8 8,7 10,5 82,6 100

2005 5,9 6,1 33,9 34,9 46,2 47,6 11 11,3 97 100

2006 6,3 6,1 36,8 35,6 47,8 46,2 12,6 12,2 103,5 100

2007 6 5,3 36,8 32,8 55,7 49,6 13,8 12,3 112,3 100

2008 4,5 3,8 37,6 31,8 61,5 52,1 14,5 12,3 118,1 100

2009 4,5 3,6 39,8 32,0 64,1 51,5 16,1 12,9 124,5 100

2010 3,3 2,5 38,1 28,8 53,2 40,2 36,7 27,7 132,5 100

2011 4,1 3,1 36,4 27,6 57,1 43,2 34,5 26,1 132,1 100

2012 3,6 2,6 36,1 26,2 58 42,0 40,3 29,2 138 100

2013 4,3 2,8 42,1 27,8 64,4 42,5 40,6 26,8 151,4 100

* Составлено и рассчитано автором по источникам [1], [3], [4], [21].

Объем экспорта нефтепродуктов с каждым годом растет. За границу в основном отправляется мазут, доля которого составляет 42,5% от всех экспортируемых нефтепродуктов в 2013 г.

Высокая доля мазута в экспорте нефтепродуктов связана не только с устаревшими нефтеперерабатывающими заводами и «НПЗ-самоварами», из-за которых низкая глубина переработки нефти, но и с небольшим количеством недавно построенных нефтехимических заводов, поэтому более 83% выпущенного мазута отправляется за границу (табл. 4, 5).

Что касается автомобильного бензина и дизельного топлива, то его доля в экспорте нефтепродуктов составляет всего лишь 2,8 и 27,8%.

По причине несоответствия топлива евростандартам, а также в связи с увеличением потребностей в бензине и дизельном топливе на внутреннем рынке и снижением их доли в общем производстве нефтепродуктов доля экспорта бензина с 2005 г. существенно снизилась - с 18,5% в 2005 г. до 11,1% в 2013 г. (табл. 6).

Таблица 6

Доля экспорта в производстве нефтепродуктов за 2000-2013 гг.

Год Доля экспорта в производстве нефтепродуктов, %

Всего по нефтепродуктам В том числе по видам нефтепродуктов

Автомобильный бензин Дизельное топливо Мазут Другие нефтепродукты

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2000 36,3 15,4 50,1 58,5 11,5

2001 35,5 11,6 48,9 60,8 9,9

2002 40,8 11,4 53,1 68,1 14,2

2003 40,9 13,3 55,9 62,1 16,6

2004 42,1 13,8 54,6 67,6 16,7

2005 46,9 18,5 56,6 81,5 18,9

2006 47,0 18,3 57,3 80,5 20,3

2007 48,9 17,1 55,4 89,3 21,0

2008 49,6 12,6 54,5 96,2 20,9

2009 52,7 12,6 59,1 99,5 23,4

2010 53,1 9,2 54,4 76,4 49,7

2011 50,6 11,2 51,8 78,0 42,6

2012 51,0 9,4 52,0 78,0 45,5

2013 54,4 11,1 58,9 83,7 44,6

* Составлено и рассчитано автором по табл. 3, 4 и источнику [5, с. 46].

Проблема устаревших мощностей НПЗ возникла из-за отсутствия инвестиционной привлекательности данной отрасли.

Если 5 лет назад, в 2009 г., налоговая нагрузка на производство кокса и нефтепродуктов составляла 7,1%, то в 2010 г. она искусственно снизилась до 5% путем отмены ЕСН и изменения 16%

контрольного подведомственного органа. При этом необходимо отметить, что реальная нагрузка осталась прежней, а в 2011-2012 гг. налоговая нагрузка вовсе выросла до 6%. Такое обстоятельство негативно отразилось на нефтяной отрасли, и Правительство пошло на уступки, снизив нагрузку до 4,5% (рис. 3).

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Российская Федерация

Рис. 3. Налоговая нагрузка на производство кокса и нефтепродуктов в РФ за 2006-2013 гг. (составлено

автором по источнику [13])

Примечание. Налоговая нагрузка рассчитывается как отношение суммы уплаченных налогов (по данным ФНС России) к обороту организаций (по данным Росстата). В 2006 г. и с 2010 г. налоговая нагрузка приведена без учета ЕСН.

Тем не менее снижение налоговой нагрузки на нефтепереработку только дало толчок к

продолжению работы «НПЗ-самоваров» причем с наибольшей выгодой.

*

Рис. 4. Динамика экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты за 2005-2013 гг.2 (составлено автором по

источникам [16], [17])

Примечание. Цифровые данные на рисунке приведены на конец года; с мая 2010 г. экспортные пошлины на бензин устанавливаются обособленно от легких дистиллятов и увеличены с 72 до 90% от пошлины на сырую нефть.

До этого неоднократно в Правительство и даже президенту поступали жалобы от руководства «Газпром нефть» по поводу работы «НПЗ-самоваров», в результате которых Минэнерго и Минфин в конце 2011 г. для борьбы с «НПЗ-самоварами» ввели новую систему экспортных пошлин «60-66-90-100»: экспортные пошлины на мазут были увеличены и приравнены к пошлинам на светлые нефтепродукты (кроме бензина) в 66% от пошлины на нефть, а с 2015 г. установлена вовсе в 100%, то есть приравнена к пошлине на нефть. Экспортная пошлина на бензин установлена в размере 90% (рис. 4). При этом экспортная пошлина на нефть была снижена с 65 до 60% от разницы между ценой мониторинга нефти и ценой отсечения [14], [24].

Таким образом, необходимо отметить, что повышение экспортной пошлины на мазут до 66%, а с 2015 г. до 100% и повышение экспортной пошлины на бензин приведет лишь к снижению объемов и доли переработки нефти, к повышению

Инвестиции в основной капитал компаний

за 2000-2013

экспорта сырой нефти, поскольку экспорт как мазута, так и бензина становится невыгодным. Также это приведет и к вытеснению качественного топлива с внутреннего рынка, ведь стоимость некачественных нефтепродуктов намного дешевле. Такая система была бы действенна, только при условии переложения налоговой нагрузки с нефтепереработки на нефтедобычу.

Как показывают исследования, глубина переработки нефти за 2012-2013 г. практически не изменилась, и это объясняется отсутствием инвестиционной привлекательности глубокой переработки.

Инвестиции в основной капитал нефтеперерабатывающей промышленности в последнее время росли. Тем не менее для нормальной модернизации нефтепереработки их недостаточно. В нефтеперерабатывающую промышленность направлено только 3,3% средств от общего объема инвестиций в 2013 г. (табл. 7).

Таблица 7

по производству кокса и нефтепродуктов в РФ

Показатель 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Объем инвестиций в основной капитал предприятий по производству кокса и нефтепродуктов 21,6 27,8 31,5 32,3 41,0 51 64,6

Удельный вес в общем объеме инвестиций в основной капитал предприятий по РФ, % 1,9 1,8 1,8 1,5 1,4 1,4 1,4

Индекс физического объема инвестиций, % в 2,4 р. 115,6 90,6 98,1 108,7 111,2 113,6

Показатель 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Объем инвестиций в основной капитал предприятий по производству кокса и нефтепродуктов 87,8 121 165,4 201,3 237,3 310,3 439,4

Удельный вес в общем объеме инвестиций в основной капитал предприятий по РФ, % 1,3 1,4 2,1 2,2 2,2 2,5 3,3

Индекс физического объема инвестиций, % 116,3 116,2 128,3 113,9 103 123,8 131,5

* Составлено и рассчитано автором по источникам [19].

В соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности в состав легких дистиллятов включается авиабензин, реактивное бензиновое топливо, Уайт-спирит и др.; в состав средних дистиллятов включается керосин. С октября 2011 г. экспортные пошлины на легкие и средние дистилляты, газойли и жидкие топлива (мазут) составили 66%, на товарный и прямогонный бензин 90% от пошлины на сырую нефть. Таким образом, в декабре 2011 г. экспортная пошлина на легкие и средние дистилляты, газойли и жидкие топлива (мазут) равна 268,3 долл. от пошлины на сырую нефть в 406,6 долл., на товарный и прямогонный бензин 365,9 долл.

В 2013 г. инвестиций в производство кокса и нефтепродуктов было направлено 439,4 млрд. руб., что для нефтепереработки - «капля в море», т.к. только на строительство восточного нефтехимического комплекса (ВНХК) в Приморье направляется около 87 млрд. рублей в год или 20% от всех инвестиций нефтеперерабатывающей промышленности. А на возведение первого этапа ВНХК с производственной мощностью в 12 млн. тонн в год потребуется не менее 574 млрд. рублей, что значительно превышают общие инвестиции, произведенные в нефтепереработку в 2013 г. [23].

Для осуществления инвестиций в нефтепереработку налоговую нагрузку необходимо

снижать, но государство, не желая отказываться от нефтегазовых доходов, в последние годы лишь повышает акцизы на нефтепродукты. Если в 20022005 гг. ставка акцизов увеличивалась медленно, в 2006-2010 гг. она была стабильной, то начиная с 2011 г. по 2015 г. акцизы на бензин увеличатся в 25 раз, а по дизельному топливу в 5-7 раз в зависимости от евростандарта (табл. 8, рис. 5).

Более того, акцизы на производство бензина существенно выше, чем на дизельное топливо, что является одним из факторов его дефицита на Дальнем Востоке.

Таблица 8

Динамика акцизных ставок на нефтепродукты за 2002-2016 гг. (руб. за тонну)

Ставки акцизов 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

АИ-80 и ниже 1512 2190 2460 2657 2657 2657 2657 2657 2657

к е ю С октановым числом выше АИ-80 2072 3000 3360 3629 3629 3629 3629 3629 3629

а К Прямогонный 0 0 0 0 2657 2657 2657 3900 4290

На дизельное топливо 616 890 1000 1080 1080 1080 1080 1080 1080

На моторное масло 1680 2440 2732 2951 2951 2951 2951 2951 2951

Ставки акцизов с 2011 г. 2011** 2012 2013 2014 2015 2016

Бензин 3 класс 3630 7382 9750 10725 12879 12879

« & 4 класс 3500 6822 8560 9916 10858 10858

5 класс 3500 6822 5143 6450 7750 9500

Автомобильный по « о не соотв. 3,4,5 4624 7725 10100 11110 13332 13332

классам 3 класс 3630 7882 9750 10725 12879 12879

4 класс 3500 6822 8560 9916 10858 10858

1 5 класс 3500 5143 5143 6450 7750 9500

с не соотв. 3,4,5 4624 8225 10100 11110 13332 13332

Прямогонный 4719 7824 9617 11252 13502 14665

Дизельное 3 класс 1210 3814 5860 6446 7735 7735

топливо « & 4 класс 990 3562 4934 5427 5970 5970

5 класс 990 3562 4334 4767 5244 5970

По классам « О не соотв. 3,4,5 1573 4098 5860 3446 7735 7735

3 класс 1210 4300 5860 6446 7735 7735

4 класс 990 3562 4934 5427 5970 5970

| 5 класс 990 2962 4334 4767 5244 5970

с не соотв. 3,4,5 1573 4300 5860 3446 7735 7735

Моторное масло 3570 6072 7509 8260 9086 9577

* Составлено автором по данным редакций Налогового кодекса РФ с 2002 г. "Примечание. С 2011 г. акцизы устанавливаются в соответствии евростандартами.

Даже на производство моторного масла акцизы выросли более чем в три раза.

Единственным успешным нововведением здесь можно считать переклассифицирование акцизов с октанового числа на классы нефтепродуктов в соответствии с евростандартом,

но опять же отсутствие в законодательстве стандартов класса нефтепродуктов Евро-6 тормозит нефтеперерабатывающую промышленность. Это касается и налогового кодекса, и технического регламента.

А

14000 13000 12000 11000 10000 9000 8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 1 п/г 2 п/г 2013 2014 2015 2016

Автобензин АИ-80 и ниже Прямогонный бензин Моторное масло Автобензин класса 4

Автобензин не соответствующий классу 3,4,5 Дизельное топливо класса 4

Дизельное топливо не соответствующее классу 3,4,5

2012 2012 Автобензин с октановым числом выше АИ-80 Дизельное топливо Автобензин класса 3 Автобензин класса 5 Дизельное топливо класса 3 Дизельное топливо класса 5

Рис. 5. Динамика акцизов на нефтепродукты в расчете на одну тонну за 2002-2016 гг. (составлено автором на

основе табл. 6)

Повышение акцизов негативно отразится на нефтеперерабатывающей отрасли уже в 2015 г. При настоящей глубине переработки в 72% нефтяным компаниям выгоднее вывозить сырую нефть, нежели ее перерабатывать. Так, с одной тонны сырой нефти выручки-нетто можно получить 15 тыс. руб., в то время как по нефтепродуктам только 14,6 тыс. руб., при этом нефтепродукты требуют затрат на производство около 3 тыс. руб. в расчете на одну тонну (рис. 6, сценарий 1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Даже при глубине переработки в 90% средние чистые цены на сырую нефть и нефтепродукты практически одинаковы. Таким образом, инвестировать в нефтепереработку невыгодно (рис. 6, сценарий 2). Компаниям выгодно перерабатывать нефть только на внутренний рынок, поскольку все виды транспорта, котельные работают исключительно на нефтепродуктах.

Примечания: При глубине переработке в 72% и утвержденных акцизах в соответствии с Налоговым кодексом РФ *Прогноз на 2015-2017 год

нефть ■ нефтепродукты

Примечания: При глубине переработке в 90% и утвержденных акцизах в соответствии с Налоговым кодексом РФ *Прогноз на 2015-2017 год

нефть —^—Нефтепродукты

Рис. 6. Динамика средней чистой экспортной цены на нефть и нефтепродукты (цены за вычетом акцизов и

экспортных пошлин) за 2005-2017 гг.3

Если государство будет снижать экспортные пошлины на бензин и дизельное топливо до 30% к 2017 г. от пошлины на сырую нефть, а акцизы на бензин до 4,5 тыс. руб. и 2,8 тыс. руб. на дизельное топливо по всем классам, как это планировалось еще недавно, то это усугубит стимулирование инвестиций в нефтепереработку. Несмотря на привлекательность производства нефтепродуктов, их качество будет низким (рис. 7, сценарий 3).

Равные акцизы на все классы бензина и дизельного топлива не стимулируют качественное производство, причем низкие экспортные пошлины позволят увеличить экспорт некачественных нефтепродуктов.

Наиболее выгодным сценарием для государства и нефтеперерабатывающей промышленности является разработка

Правительством РФ техрегламента на топливо класса Евро-6 и аннулирование акцизов на их производство при увеличении налога на добычу полезных ископаемых (рис. 7, сценарий 4). Таким образом, для нефтепереработки это является стимулом для производства качественного топлива, для государства - пополнение бюджета за счет строительства новых заводов, новых рабочих мест, а выгода для нефтепереработки к 2017 г. при сценарии 3 и 4 будет практически одинакова.

При этом после модернизации отрасли можно будет ввести акцизы снова.

3 Составлено с использованием данных Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС). URL:

http: //www. fedstat. ru/indicator/data.do.

Примечания: При глубине переработке в 90%, пониженных экс. пошлинах светлые нефтепродукты до 30% от пошлины на нефть и пониженных акцизах: бензин 4500 руб., дизтопливо 2300 руб. * Прогноз на 2015-2017 год

♦ нефть ■ Нефтепродукты

Примечания: При глубине переработке в 90% и нулевых акцизах на бензин и дизельное топливо класса евро-6, на другие нефтепродукты в среднем 8260 руб. * Прогноз на 2015-2017 год

♦ нефть ■ Нефтепродукты

Рис. 7. Динамика средней чистой экспортной цены на нефть и нефтепродукты (цены за вычетом акцизов и

экспортных пошлин) за 2005-2017 гг.4

Таким образом, для модернизации нефтеперерабатывающей промышленности

необходимо, во-первых, акцизы на производство нефтепродуктов за 2015-2017 гг. оставить на уровне 2014 г., остальную нагрузку по налогу переложить на сферу добычи, то есть увеличить налог на добычу полезных ископаемых или ввести акциз на нефть. Это позволит соединить звенья нефтяных компаний «нефтедобыча» и «нефтепереработка» в одну цепь «добыча -переработка». Такое мероприятие позволит обеспечить переходный период нефтяным компаниям на производство топлива Евро-6. Во-вторых, Правительству РФ необходимо разработать техрегламент на топливо класса Евро-6 до 31 марта 2015 г., а также установить нулевые акцизные ставки на производство топлива класса Евро-6. Это позволит привлечь дополнительный объем инвестиций в нефтепереработку.

Список литературы

1. Анализ рынка мазута в России в 20092013 гг., прогноз на 2014-2018 гг. URL: http://www.businesstat.ru/images/demo/fuel-oil_residue_russia_ 2014.pdf (дата обращения: 24.08.2014).

2. Действующие и строящиеся малые нефтеперерабатывающие предприятия России. URL: http://www.kortes.com/products/sprav/Z5.pdf (дата обращения: 18.08.2014).

3. Единая межведомственная информационно-статистическая система. URL:

4 Составлено с использованием данных Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС). URL:

http ://www. fedstat. ru/indicator/data.do.

http://www.fedstat.ru/indicator/data.do (дата

обращения: 24.08.2014).

4. За неё больше не стыдно. URL: expert.ru/expert/2013/20/za-nee-bolshe-ne-styidno/ (дата обращения: 24.08.2014).

5. Кунаков Д. Особые экономические зоны как инструмент внешнеэкономической специализации России // Российский внешнеэкономический вестник. 2008. № 11. С. 79.

6. Мир нефтепродуктов. URL: http://lib.ieie.nsc.ru/docs/2011-08_0Ilprod-World_Refinery.pdf (дата обращения: 24.08.2014).

7. Нефтегазовый комплекс. URL: http://www.minenergo.gov.ru/activity/ oil/dokumenty.php (дата обращения: 18.08.2014).

8. Нефтегазодобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность: тенденции и прогнозы. URL: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/oil13.pdf (дата обращения: 18.08.2014).

9. Нефтеперерабатывающая промышленность России. URL: http://ntc-orion.ru/neftepererabatyvayushhaya-promyshlennost-v-rossii (дата обращения: 18.08.2014).

10. Нефтяная промышленность России: состояние и проблемы. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/neftyanaya-promyshlennost-rossii-sostoyanie-i-problemy (дата обращения: 24.08.2014).

11. Нефтяники взялись за устранение топливного дисбаланса Дальнего Востока. URL: http://dvkapital.ru/companies/primorskij-kraj_ 16.04.2014_6121_neftjaniki-vzjalis-za-ustranenie-

toplivnogo-disbalansa-dalnego-vostoka. html?printr (дата обращения: 21.08.2014).

12. Нефтяной комплекс. URL: http://minenergo.gov.ru/activity/oil/ (дата обращения: 16.08.2014).

13. Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок: Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (с изм. и доп. от 10.05.2012).

14. О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 27.12.2011. № 1155: Постановление Правительства РФ от 26.08.2011 № 716. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_165592/ (дата обращения: 16.08.2014).

15. Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_165592/ (дата обращения: 16.08.2014).

16. О расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти: Постановление правительства РФ от 29.03.2013 №276 (с изм. и доп. от 03.01.2014).

17. О таможенном тарифе: Федеральный закон от 21.05.1993 № 5003-1 (с изм. и доп. от 04.03.2014).

18. Российская нефть в цифрах. URL: http://www.mirnefti.ru/ index.php?id=29 (дата обращения: 21.08.2014).

19. Российский статистический ежегодник. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat _main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_113 5087342078 (дата обращения: 05.09.2014).

20. Российский статистический ежегодник Росстат. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/d oc_1135087342078 (дата обращения: 21.08.2014).

21. Сравнительный анализ методик индексного ценообразования российского рынка нефтепродуктов. URL: http ://minenergo.gov. ru/upload/iblock/ af3/af3db5cd649085eb85b 04b70dfae4ea7.pdf (дата обращения: 24.08.2014).

22. Статистика внешнего сектора. URL: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=svs (дата обращения: 19.08.2014).

23. Стоимость строительства ВНХК будет выше заявленных 1,3 трлн. руб. - Ишаев. URL: http://www.interfax-russia.ru/FarEast/report.asp?id =492846 (дата обращения: 07.09.2014).

24. Учимся считать налоги. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1613855 (дата обращения: 26.08.2014).

25. Что означает «экологический класс» бензина и солярки. URL: http://www.nefttrans.ru/analytics/chto-oznachaet-ekologicheskiy-klass-topliva.html (дата обращения: 20.08.2014).

26. Экспертное мнение. URL: http://minenergo.gov.ru/news/experts/3003.html (дата обращения: 18.08.2014).

27. Экспорт РФ энергетических товаров. URL: http://www.cbr.ru/statistics/?Prtid =svs&ch=Par _27472#CheckedItem (дата обращения: 21.08.2014).

Получено: 21.10.2014

References

1. Analiz rynka mazuta v Rossii v 2009-2013 gg., prognoz na 2014-2018 gg. [Analysis of market fuel oil in Russia in the period of 2009-2013, forecast for 2014-2018]. Available at: http://www.businesstat.ru/images/demo/ fuel-oil_residue_russia_2014.pdf (accessed: 24.08.2014).

2. Deistvuyushchie i stroyashchiesya malye neftepererabatyvayushchie predpriyatiya Rossii [The existing and under construction small refineries]. Available at: http://www.kortes.com/products/ sprav/Z5.pdf (accessed: 18.08.2014).

3. Edinaya mezhvedomstvennaya informatsionno-statisticheskaya sistema [Unified interdepartmental information and statistic system]. Available at: http://www.fedstat.ru/ indicator/data.do (accessed: 24.08.2014).

4. Za nee bolshe ne stydno [For her it is more not ashamed]. Available at: www.expert.ru/ expert/2013/20/za-nee-bolshe-ne-styidno/ (accessed: 24.08.2014).

5. Kunakov D. Osobye ekonomicheskie zony kak instrument vneshneekonomicheskoi spetsializatsii Rossii [Special economical zones as instrument foreign economical specialization of Russia]. Rossiisky vneshneekonomichesky vestnik [The Russian foreign economic gazette], 2008, no. 11. p.79.

6. Mir nefteproduktov [The world of oil products]. Available at: http://lib.ieie.nsc.ru/docs/2011-08_0Ilprod-World_Refinery.pdf (accessed: 24.08.2014).

7. Neftegazovyi kompleks [The Oil and Gas sector]. Available at: http ://www. minenergo. gov. ru/activity/oil/dokumenty.php (accessed: 18.08.2014).

8. Neftegazodobyvayushchaya i neftepererabatyvayushchaya promyshlennost: tandencii i prognozy [The oil and gas and refining industry: trends and forecasts]. Available at: http ://vid 1. rian. ru/ig/ratings/oil 13 .pdf (accessed: 18.08.2014).

9. Neftepererabatyvayushchaya promyshlennost Rossii [The refining industry of Russia]. Available at: http://ntc-orion.ru/neftepererabatyvayushhaya-promyshlennost-v-rossii (accessed: 18.08.2014).

10. Neftyanaya promyshlennost Rossii: sostoyanie i problemy [The oil industry of Russia: status and problems]. Available at: http ://cyberleninka. ru/ article/n/neftyanay a-promyshlennost-rossii-sostoyanie-i-problemy (accessed: 24.08.2014).

11. Neftyaniki vzyalis za ustranenie toplivnogo disbalansa Dalnego vostoka [The oilers took up for the elimination of a fuel imbalance of the Far East]. Available at: http://dvkapital.ru/companies/primorskii-krai 16.04.2014 6121 neftianiki-vzjalis-za-ustranenie

-toplivnogo-disbalansa-dalnego-vostoka.html? printr (accessed: 21.08.2014).

12. Neftyanoi kompleks [The oil sector]. Available at: http://minenergo.gov.ru/activity/oil/ (accessed: 16.08.2014).

13. RF order of the Federal Tax Service "On approval of the concept of system planning field tax audits" of may 30, 2007 № MM-3-06/333@ (as amended by order of the Federal Tax Service of may 10, 2012 № N MMB-7-2/297@ N MMB-7-2/297@ N MMB-7-2/297@MMB-7-2/297@). (In Russian).

14. RF resolution of Government "On amendments in resolution of government RF of December 27, 2011 № 1155" of August 26, 2011 № 716. (In Russian).

15. Osnovnye napravleniya budzhetnoi politiki na 2014 god i na planovyi period 2016 i 2017 godov [The main directions of budgetary policy for 2015 and the planning period of 2016 and 2017 years]. Available at:

http://www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_1 65592/ (accessed: 16.08.2014).

16. RF resolution of government «About calculation rates export customs duties on crude oil and separate category of products, produced from oil, and repeal of certain decisions of government RF"] of march 29, 2013 №276 (as amended by resolution of government of march 01, 2014 № 2). (In Russian).

17. RF federal law "About customs tariff' of may 21, 1993 №5003-1 (as amended by Federal Law of march 04, 2014 № 22 FZ). (In Russian).

18. Rossiiskaya neft v tsyfrakh [The Russian oil in figures]. Available at: http://www.mirnefti.ru/index.php?id=29 (accessed: 21.08.2014).

19. Rossiisky statistichesky ezhegodnik [The Russian statistical yearbook]. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ross tat/ru/statistics/publications/catalog/doc_11350873420 78 (accessed: 05.09.2014).

20. Rossiisky statistichesky ezhegodnik Rosstat [The Russian statistical Yearbook]. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1135 087342078 (accessed: 21.08.2014).

21. Sravnitelnyi analiz metodik indeksnogo tsenoobrazovaniya rossiiskogo rynka nefteproduktov [Comparative analysis of methods of index pricing of the Russian market of oil products]. Available at: http://minenergo.gov.ru/upload/iblock/af3/af3db5cd64 9085eb85b04b70dfae 4ea7.pdf (accessed: 24.08.2014).

22. Statistika vneshnego sektora [The statistic of external sector]. Available at: http ://www. cbr. ru/statistics/?PrtId=svs (accessed: 19.08.2014).

23. Stoimost stroitelstva VNHK budet vyshe zayalennykh 1,3 trln. rub. - Ishaev [Cost of construction east petro-chemical complex will be higher than the declared 1,3 trln. roubles. - Ishayev]. Available at: http://www.interfax-russia.ru/Far East/report.asp?id=492846 (accessed: 07.09.2014).

24. Uchimsya schitat nalogi [Learning to count taxes]. Available at: http://www.kommersant.ru/doc/1613855 (accessed: 26.08.2014).

25. Chto oznachaet "ekologichesky klass" benzina i solyarki [What is the "ecological class" of petrol and diesel oil]. Available at: http://www.nefttrans.ru/analytics/chto-oznachaet-ekologicheskiy-klass-topli va.html (accessed: 20.08.2014).

26. Ekspertnoe mnenie [Expert opinion]. Available at: http://minenergo.gov.ru/news/ experts/3003.html (accessed: 18.08.2014).

27. Eksport RF energeticheskikh tovarov [Export of RF energetic goods]. Available at: http://www.cbr.ru/statistics/?Prtid=svs&ch=Par_27472 # CheckedItem (accessed: 21.08.2014).

The date of the manuscript receipt: 21.10.2014

MODERN PROBLEMS OF THE OIL REFINING INDUSTRY IN RUSSIA

Matvei N. Adushev, Senior Lecturer in the Department of Economics, Management and Information Technology Vladivostok State University of Economics and Service, branch; 6, Kooperativnaya st., Artem, 692760, Russia

These days, the Russian oil refining industry is in a state of "depression". Since the early 2000s the state hasn't been able to resolve the problems of low depth of oil refining, lack of refining capacity and nonconformity of oil products' quality to European standards. Over the past 15 years the state has made alterations to the tax laws twice, aiming at fostering deep oil refining. That was in early 2005 and in October 2011, but the problem remains. Its resolution is supposed to increase the gross domestic product and the amount of the state budget, reduce petrol shortage in certain regions (e.g., in the Far East) and create new working positions. The purpose of the research is to study the economic methods of increasing the depth of oil refining, improving quality of oil products and increasing refining capacity. In order to identify the methods for resolving the current problems, we have evaluated the tax burden on oil companies producing coke and oil products, as well as the influence of excise and custom duties on the volume and structure of the oil refining and export of oil products. According to the research results, some proposals have been made, concerning changing the strategy of tax policy in the oil refining industry, which is supposed to be focused on the implementation of technical regulations on fuel Euro 6.

Keywords: oil, oil products, oil refining, oil refining depth, tax burden, excise duties, export duties, investments.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Адушев М.Н. Современные проблемы нефтеперерабатывающей промышленности россии // Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика» = Perm University Herald. Economy. 2015. № 1(24). С. 55-68.

Please cite this article in English as:

Adushev M.N. Modern problems of the oil refining industry in Russia // Vestnik Permskogo universiteta. Seria Ekonomika = Perm University Herald. Economy. 2015. № 1(24). P. 55-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.