Научная статья на тему 'Инновационные изменения в налоговой сфере нефтепереработки'

Инновационные изменения в налоговой сфере нефтепереработки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
267
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЕПЕРЕРАБОТКА / НЕФТЕПРОДУКТЫ / НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА / TAX REFORM / ГЛУБИНА ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ / DEPTH OF OIL REFINING / OIL REFINING / PETROCHEMICALS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Латыпова К.Д.

Представлен анализ нефтеперерабатывающей отрасли РФ, увеличение объемов переработки нефти путем введение новой налоговой системы, реализация которой положительным образом повлияла на состояние данной отрасли. Данная налоговая программа направлена на качественный рост нефтепереработки и модернизацию нефтеперерерабатывающих заводов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные изменения в налоговой сфере нефтепереработки»

УДК 330.341.11

К. Д. Латыпова

ИННОВАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ

Ключевые слова: нефтепереработка, нефтепродукты, налоговая реформа, глубина переработки нефти.

Представлен анализ нефтеперерабатывающей отрасли РФ, увеличение объемов переработки нефти путем введение новой налоговой системы, реализация которой положительным образом повлияла на состояние данной отрасли. Данная налоговая программа направлена на качественный рост нефтепереработки и модернизацию нефтеперерерабатывающих заводов.

Keywords: oil refining, petrochemicals, tax reform, the depth of oil refining.

The analysis of the oil refining industry of the Russian Federation, the increase in oil processing by the introduction of a new tax system, the implementation of which have a positive impact on the state of the industry. This tax program aims to increase the quality of oil refining and upgrading refining plants.

Нефтеперерабытывающая отрасль России на современном этапе имеет высокие темпы роста. Данный факт доказывают статистические данный: в период с 2000 по 2013 г. объемы переработки нефти выросли со 190 млн до 275 млн тонн [1]. Данное увеличение объемов переработки способствовало росту инновационной активности, направленной на модернизацию и развитие производства, таких как:

- введение в конце 2011 года налоговой системы «60-66-90-100»;

- формирование новых технических регламентов;

- дифференциация акцизов на светлые нефтепролукты;

- заключение четырехсторонних соглашений между органами государственной власти и российскими вертикально-интегрированными компаниями.

Одним из важных факторов является первый фактор, так называемый «нефтяной маневр» в налогообложении нефтяной отрасли. 30 сентября 2013 года Президентом РФ В. Путином был подписал Закон РФ №263-ФЗ, который предусматривает изменение текущих ставок вывозных таможенных пошлин на сырую нефть и установление базовой ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на сырую нефть.

Система «60-66-90-100» - это компромисс между нефтяными компаниями и различными федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ), достигнутый в результате признания невозможности перехода на налогообложение финансового результата даже в среднесрочной перспективе.

При введении системы «60-66-90-100» предполагалось реализация нескольких целей:

- в нефтедобыче - обеспечение рентабельности большего объёма запасов, поддержание добычи нефти;

- в нефтепереработке - стимулирование модернизации и закрытие неэффективной первичной переработки (прежде всего мини-НПЗ (нефтеперерабатывающий завод)).

Введение системы «60-66-90-100» сыграло очень важную роль в эволюции налоговой реформы

нефтяной отрасли. Из достоинств её принятия можно отметить следующие:

- несколько улучшилась экономика добычных проектов, в первую очередь браунфилдов (зрелые месторождения);

- выравнивание пошлин на светлые нефтепродукты (бензин, дизельное топливо и арктическое дизельное топливо) на уровне 66% и заявление о повышении с 2015 года ставки на темные нефтепродукты (мазут, битум строительный и дорожный, масла) до 100% от пошлин на нефть обеспечило существенный экономический стимул к модернизации;

- введение в 2015 году пошлин на мазут на уровне пошлин на нефть может создать в России межтопливную конкуренцию в секторе электро- и теплоснабжения и замедлить рост тарифов на газ и электроэнергию для потребителей.

Основной целью данной налоговой системы является обеспечение скорейшего повышения доходности в сегменте разведки и добычи за счет перераспределения доходов от первичной переработки нефти.

Режим «60-66-90-100» стимулирует не только увеличение загрузки существующих мощностей первичной переработки, но и строительство новых, в том числе нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) простой конфигурации. Однако, учитывая выравнивание с 1 января 2015 года пошлин на тёмные нефтепродукты и нефть, строительство новых простых НПЗ может окупиться только при расположении в пределах 500 км от границы (порта) и ориентировании на переработку лёгкой нефти или газового конденсата.

Выравнивание пошлин на тёмные и светлые нефтепродукты и сигнал о повышении пошлин на тёмные нефтепродукты до уровня пошлин на нефть с 1 января 2015 года обеспечили необходимый экономический стимул к модернизации (инвестиции в проекты по повышению глубины переработки). Кроме того, модернизация российских НПЗ сегодня происходит под административным давлением так называемых «четырёхсторонних соглашений». «Четырёхстороннее соглашение» - это соглашение между Федеральной антимонопольной службы

(ФАС России), Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) и 12 нефтяными компаниями, в рамках которого нефтяные компании обязуются модернизировать свои НПЗ для перехода на производства более качественных нефтепродуктов (до 2015 года), а начиная с 2015 года обеспечить достаточное производство моторного топлива и предложение на внутреннем рынке [2]. Соглашение было подписано с такими компаниями как, ОАО «ЛУКойл», ОАО «Газпром нефть», ОАО ТНК-ВР, ОАО «НК "Роснефть"», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Татнефть», ОАО «НК "Альянс"», ОАО АНК «Башнефть», ОАО «НГК "Славнефть"», ОАО «Газпром», ОАО «НК "Русснефть"» и ОАО НЗНП. В случае если планы компаний, зафиксированные в четырёхсторонних соглашениях, будут полностью реализованы, глубина переработки вырастет с 71% до 85%, а в стране сложится избыток бензина, рынка для которого сегодня нет.

В частности, в Татарстане глубина переработки нефти на данный момент достигла 74,23% [2]. в 2013 году было переработано более 7 млн 622 тыс. тонн нефтесырья. При этом средний показатель глубины переработки нефти составил 73, 54 %, что выше среднеотраслевого уровня по России. Выход светлых нефтепродуктов достиг 48, 16 %. В 2013 году коллектив ТАНЕКО обеспечил увеличение производительности до 115 % от проекта. Внедрение этих мероприятий позволило принять план переработки на 2014 год в объеме 8, 5 млн тонн нефти.

Более того, производство свыше 110 млн т дизельного топлива с содержанием серы менее 10 ppm (10*0,000001 кг серы на 1 кг дизтоплива) также создаст проблему сбыта в Европе, что одновременно с сокращением экспорта прямогонного мазута и влияние на загрузку вторичных мощностей и экономику европейских НПЗ.

Поскольку система «60-66-90-100» недостаточно оптимальна, в ближайшее время возможна её корректировка. Однако обязательства, принятые Россией при вступлении в ВТО, существенно ограничивают возможности Правительства РФ по выравниванию пошлин на нефть и нефтепродукты. В частности, пошлины на нефтепродукты не могут быть установлены выше 90% от предельных пошлин на нефть (определяемых по формуле со ставкой 65%) для бензинов и 66% для прочих нефтепродуктов.

Сближение пошлин на нефть и нефтепродукты позволит изъять необоснованные сверхдоходы в переработке в пользу добычи, а также дополнительно простимулировать глубокую модернизацию НПЗ при отказе от неэффективных инвестиционных проектов на мини НПЗ. Оптимальные размеры соответствующих понижающих коэффициентов к ставке пошлины на нефть и новая ставка НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) должны быть посчитаны с

учетом их влияния на объёмы переработки и выпуска бензина.

Полное выравнивание пошлин на нефть и светлые нефтепродукты выглядит

нецелесообразным в связи с логистическим отставанием российских НПЗ, которое оценивается нами в среднем в 50 долл./т.

Текущая высокая маржа переработки и ожидаемая эффективность проектов модернизации в рамках действующего таможенного режима могут сыграть злую шутку с российской нефтеперерабатывающей отраслью. Полная реализация заявленных планов по модернизации может привести к риску создания избыточных мощностей и перепроизводства, с чем уже сталкивалась нефтепереработка США и Европы. Если государство пойдет на ужесточение таможенно-тарифного режима, произойдет снижение маржи переработки, что может сделать нерентабельными сегодняшние инвестиции и даже привести к операционной убыточности ряда НПЗ (прежде всего c плохой конфигурацией и большой удаленностью от рынков сбыта). На таких заводах объем переработки будет снижаться, а наименее эффективные НПЗ могут закрыться.

Кроме того, при выполнении заявленных планов модернизации и строительства новых мощностей первичной переработки объём последней вырастет до 296 млн т, что приведёт к сокращению экспорта сырой нефти и недозагрузке экспортных трубопроводных мощностей [3].

Общий выбранный вектор дальнейшего развития фискальной системы в России (постепенное сокращение объемов кросс-субсидирования между добычей и переработкой) выглядит закономерным. Однако, нынешние новации не должны стать финальным аккордом в процессе создания оптимальной налоговой конфигурации в нефтяном секторе, и при выработке долгосрочной стратегии должны быть учтены следующие моменты [4]:

- вводимые налоговые изменения увеличивают и имеющуюся высокую налоговую нагрузку на сектор и ухудшают экономику в сегменте разведки и добычи. Так, при цене на нефть 100 долларов США за баррель в 2014 году общее увеличение фискальных расходов в секторе (рост НДПИ не будет полностью компенсирован снижением ставок экспортных пошлин) может составить примерно 70 млрд. рублей (с учетом «заморозки» железнодорожных тарифов - около 40 млрд. рублей), и в последующие годы эта величина будет расти. При этом экономика в сегменте разведки и добычи, улучшение которой должно, являться приоритетом при осуществлении любых налоговых маневров, также скорее всего пострадает В целом, снижение показателя EBITDA (аналитический показатель, равный объёму прибыли до уплаты налогов, расходов на амортизацию и процентов по кредитам) в 2014 году вследствие налоговой реформы для российских вертикально-интегрированных компаний (ВИНК) составит от 1,7% до 3,0%;

- изменение налоговых ставок, скорее всего, закладывалось исходя из статических предпосылок, которые не учитывали будущую динамику операционных показателей работы сектора (изменение в системе «добыча - экспорт нефти - переработка - балансы заводов - экспорт нефтепродуктов по отдельным видам нефтепродуктов»). Как следствие, это создает риски отклонения фактических производственных и финансово-экономических показателей работы сектора от прогнозных;

- сохранение пошлины на бензины (в том числе товарные) в размере 90% создает неоднозначные ориентиры для модернизации российских НПЗ (модернизация может пойти по «дизельному» варианту в ущерб росту производству бензина).

Сохраняется неопределенность касательно будущей динамики налоговых ставок на темные нефтепродукты, а именно: произойдет ли в 2015 году выравнивание пошлин между темными нефтепродуктами и нефтью, в условиях отставания модернизации ряда НПЗ от утвержденных графиков. По-прежнему остается нерешенным вопрос о дифференциации налогообложения темных видов нефтепродуктов, имеющих разную экономическую ценность (мазут, вакуумный газойль, кокс, битумы и т.п.).

Отсутствие консенсуса о запуске пилотных проектов по внедрению в российскую практику налога на финансовый результат (НФР) или налога на дополнительный доход (НДД), который, как показывает мировая практика, является идеальным решением для создания эффективной фискальной среды в сегменте разведки и добычи.

В целом дальнейшие шаги по оптимизации налоговой системы в российском нефтяном секторе должны носить долгосрочный характер, быть еще в большей степени тщательно проработанными и предсказуемыми. При этом постепенное снижение

кросссубсидирования между добычей и переработкой должно быть согласовано с графиками модернизации НПЗ и сопровождаться поэтапным переходом на НФР (НДД) в сегменте разведки и добычи.

Литература

1. Информационно-аналитический портал : Нефть России [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.oilru.com/news_themes/21/

2. Танеко увеличило глубину переработки нефти до 74, 23 % [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.kazan.aif.ru/money/1197134, свободный.

3. Стабилизация отечественного рынка [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://expert.ru/2011/07/21/stabilizatsiya-otechestvennogo-гушка/, свободный.

4. Система «60-66-90-100» и сценарий развития нефтепереработки в России. Энергетический центр Московской школы управления Сколково (февраль 2013г) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://energy. skolkovo.ru/upload/medialibrary/07c/SEneC_6 0-66-90-100.pdf, свободный.

5. Официальный сайт аудиторско-консалтинговой компании Ernst&Young [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ey.com/RU/ru, свободный.

6. Латыпова, К.Д. Тенденции экспортно-импортной политики углеводородного сырья / К. Д. Латыповаа, В.О. Моисеев // Вестник Казанского технологического университета. - 2014. - №10. - С. 279-282.

7. Латыпова, К.Д. Возможности и перспективы добычи альтернативного углеводородного сырья / К.Д. Латыповаа // Вестник Казанского технологического университета. - 2014. - №12. - С. 166-169.

8. Лыжина, Н.В. Влияние налоговых льгот на развитие малых инновационных предприятий и научных центров в области нефтепереработки и научных центров в области нефтепереработки и нефтехимии / Н. В. Лыжина, Е.В. Хворова // Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - №1. - С. 205207.

© К. Д. Латыпова - ст. препод. каф. экономики КНИТУ, Selin8787@mail.ru. © K. D. Latypova - The senior teacher, Department of economy of KRNTU, Selin8787@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.