• одновременное действие налоговых льгот по НДПИ и вывозной таможенной пошлине на сырую нефть дает более ощутимые результаты. В заданном диапазоне цен рентабельным становится освоение среднего объекта нефтедобычи Республики Саха (Якутия), хотя значение ВНД не достигает уровня
16.3 %. При ценах свыше 110 долл. США/барр. уровень рентабельности (ВНД) освоения объектов в остальных регионах становится выше 16,3 %;
• замена НДПИ и вывозной таможенной пошлины на сырую нефть единым налогом на финансовые результаты в предлагаемой модификации позволяет превысить приемлемый уровень эффективности (16,3 %) освоения средних объектов всех регионов в рассматриваемом диапазоне цен, за исключением объекта Республики Саха (Якутия) при цене нефти 90 долл. США/барр. (ВНД = 11,9 %);
• введение налоговых льгот по НДПИ и вывозной таможенной пошлине на сырую нефть не гарантирует обеспечение принципа равнодоходности для государства. При цене 130 долл. США/барр. доли государства в накопленных дисконтированных потоках наличности рассматриваемых объектов нефтедобычи колеблются от 74,7 % (Сахалинская область) до 79,8 % (Республика Саха (Якутия)). Разница между ними небольшая (5,1 %), и можно сказать, что принцип государственной равнодоходности от освоения этих объектов выдерживается. Однако при цене нефти 110 долл. США/барр. эта разница составляет
11.4 %, а при цене 90 долл. США/барр. — 25,2 %. В этом плане применение НДД дает несколько лучшие результаты. При цене 130 долл. США/барр. разница составляет 8,9 %, при цене 130 долл. США/барр. — 11,3 % и при цене при цене 90 долл. США/барр. — 14,8 %.
Таким образом, можно утверждать, что использование налоговых льгот в рассмотренной выше последовательности их применения позволяет не только обеспечить приемлемый уровень рентабельности освоения объектов нефтедобычи нераспределенного фонда дальневосточных регионов РФ, но и в какой-то степени осуществляет принцип равнодоходности для государства как получателя рентных доходов от освоения ресурсов УВС.
Список литературы
1. Волынская Н. А., Карнаухов М. Н. О механизме количественной оценки экономических последствий применения различных механизмов налогообложения нефтедобычи // Инновации в управлении региональным и отраслевым развитием: сб. науч. тр. - Тюмень: ТюмГНГУ - 2010. - С. 177-181.
2. Газеев М. Х., Рыбак А. Б.. Об одной задаче нахождения оптимального режима эксплуатации нефтяного месторождения // Проблемы и управленческие технологии в экономике ТЭК: сб. науч. тр. - Тюмень: ТюмГНГУ - 2004. - С. 45-52.
Сведения об авторе
Кот Павел Анатольевич, директор по корпоративным финансам, ЗАО «Инвестгеосервис», г. Москва, тел. 8(095)2324390, e-mail: kot@ingeos.ru
Kot P. A., Director for corporate finance of CISC «Investgeoservice», Moscow, phone: 8(095)2324390, e-mail: kot@ingeos.ru
УДК 332.05
ИМУЩЕСТВЕННОЕ РАССЛОЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ
STRATIFICATION OF THE TYUMEN REGION POPULATION BY PROPERTY STATUS:
ANALYSIS OF CURRENT TRENDS
М. М. Махмудова
M. M. Makhmudova
Ключевые слова: доходы населения; социальная дифференциация; имущественное расслоение; коэффициент Джини; распределение доходов; малоимущее население; крайне бедное население Key words: income; social differentiation; stratification; the Gini coefficient; income distribution; low income population; utterly poor population
Представлен обзор основных показателей доходов населения Тюменской области. Рассмотрены особенности отраслевых отличий уровня заработной платы работников в регионе. Описано распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов. Особое внимание уделено распределению малоимущего населения области по различным критериям. На основании анализа динамики статистических показателей социального расслоения автор формулирует вывод о благополучном состоянии формирования, концентрации и распределения доходов населения в регионе.
This article presents the overview of the main indicators of income of the Tyumen region population. The peculiarities of sectoral differences in wages of workers in the region are analyzed. The distribution of population by the size of per capita money income is described. A special attention is paid on distribution of low-income population of the region by various criteria. Based on the analysis of the dynamics of social stratification statistical indicators, the author formulates a conclusion about a successful state of formation, concentration and distribution of the population's incomes in the region.
Имущественная дифференциация общества в современных условиях является серьезной угрозой социально-экономической безопасности государства и отдельных его регионов. Ничто так не провоцирует социальные конфликты и не подрывает экономический потенциал, как чувство неравенства и несправедливости у населения [1]. В 2011-2012 гг. проводилось исследование проблемы имущественного неравенства в России. Результаты показали, что в нашей стране этот показатель является самым высоким в мире. На долю отечественных миллиардеров (около 100 человек) приходится порядка 30 % от общего благосостояния россиян, тогда как в мировом масштабе на долю миллиардеров приходится менее 2 % от общего благосостояния [2].
На фоне других регионов Тюменская область выделяется наиболее высоким уровнем жизни населения. В области динамика объемов производства и динамика доходов населения изменяются почти пропорционально. Показатели уровня доходов населения в Тюменской области демонстрируют в последние годы устойчивый рост (рис. 1).
Рис. 1. Динамика показателей доходов населения Тюменской области, руб.
Среднедушевые доходы населения Тюменской области в 2013 г. выросли на 8,5 % по сравнению с 2012 г. Увеличилась в 2013 г. также и номинальная зарплата одного работника и составила более 50 тыс. руб. в месяц [3]. Наибольший прирост доходов в 2013 г. фиксировался в сфере здравоохранения и образования: относительно 2012 г. 19 и 18,6 % соответственно. Более чем на 10 % вырос размер назначенных пенсий в регионе.
Увеличились эти показатели и в реальном выражении относительно прошлого года. Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2013 г. выросли на 2,4 %, Реальная начисленная заработная плата одного работника увеличилась на 1,8 %, реальный размер назначенных пенсий — на 5 % [3].
Социальное расслоение, прежде всего, проявляется в дифференциации доходов населения. Динамика доходов жителей Тюменского региона и их различие представлены в таблице.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника отраслям экономики, руб. [3]
Отрасли экономики Год
2010 2011 2012 2013
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 14 260,6 16 602,4 18 542,6 19 660,1
Рыболовство, рыбоводство 14 596,0 16 652,5 19 787,5 21 571,1
Добыча полезных ископаемых 63 834,5 70 199,3 76 181,9 79 221,5
Обрабатывающие производства 30 658,4 33 935,0 37 416,1 40 285,6
Электроэнергия, газ и вода 42 370,5 45 724,5 50 404,1 54 592,2
Строительство 33 195,6 37 022,4 40 252,7 41 892,8
Торговля, бытовые услуги 20 353,6 21 443,6 24 007,5 25 370,5
Гостиницы и рестораны 20 327,3 22 370,0 24 248,9 25 312,0
Транспорт и связь 43 246,7 47 148,3 51 568,1 55 225,4
Финансовая деятельность 51 135,3 56 727,5 59 567,0 62 879,4
Операции с недвижимым имуществом 39 084,4 42 275,3 46 861,1 50 724,0
Государственное управление 42 288,6 48 400,3 57 769,5 63 481,4
Образование 24 250,5 28 198,7 34 169,4 40 527,7
Здравоохранение 25 366,9 30 196,0 35 328,0 42 041,1
Прочие социальные услуги 25 351,6 29 228,9 33 738,8 37 460,9
Как видно из представленной таблицы, наибольшие доходы получают работники, занятые на предприятиях добывающих отраслей (средняя зарплата составляет в последние годы почти 80 000 руб. в месяц). Высокие доходы также наблюдаются в сфере государственного управления, в финансовом секторе, на транспортных предприятиях. Минимальные доходы получают тюменцы, занятые в сельском хозяйстве (не более 20 000 руб. в месяц), рыбоводстве, в гостиничном бизнесе. Доля жителей с такими доходами составляет 25,32 % от всего населения Тюменской области (рис. 2). Доходы до 40 000 руб. в месяц имеют 32,2 % жителей региона, и почти столько же людей (около 30 %) имеют доходы более 40 000 руб. Однако в области проживают семьи, имеющие доходы ниже 8 000 руб. в месяц (почти 4 % от населения области). Если учесть, что величина прожиточного минимума в конце 2013 г. на душу населения составляла на юге Тюменской области — 7 696 руб.; в Ямало-Ненецком автономном округе — 12 783 руб.; в Ханты-Мансийском автономном округе — 11 234 руб., то можно сделать вывод о существенном различии доходов населения Тюменской области.
Рис. 2. Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов, % [3]
В Тюменской области около 45 тыс. чел. относится к категории «крайне бедное население», уровень располагаемых ресурсов которого в два и более раз ниже величины прожиточного минимума.
Дифференциация доходов возникает в результате влияния совокупности факторов как объективного (экономические, демографические, политические), так и субъективного характера (физические и умственные способности человека, уровень образования, мотивация, наличие предпринимательских способностей и пр.) [4].
Численность населения Тюменской области, получающего доходы ниже величины прожиточного минимума (малоимущее население), в 2013 г. увеличилась до 414,6 тыс. чел. (рис. 3). Доля этой категории населения составила 11,8 % в общей численности населения Тюменского региона. Причем эта величина остается относительно постоянной на протяжении последних пяти лет.
2010г. 2011г. 2012г. 2013г.
Рис. 3. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, тыс чел. [3]
Важнейшим дифференцирующим фактором по доходам является размер и тип семьи. Угроза обнищания особо ощутима для семей многодетных, неполных, безработных, имеющих в своем составе пенсионеров [5]. В Тюменском регионе среди малоимущих домохозяйств преобладают семьи, состоящие из трех и более человек (почти 87 % от общей численности малоимущего населения) и многодетные семьи (более 70 % в общем их количестве) (рис. 4).
Рис. 4. Распределение малоимущих домашних хозяйств Тюменской области по составу и наличию детей, % [3]
Примечательно, что в городах малоимущих семей живет больше, чем в сельской местности. Если в 2012 г. в городах области процент малоимущих семей составлял 51 %, то в 2013 г. их было уже 64,6 % от общего числа семей, чьи доходы были ниже величины прожиточного минимума. Тогда как на селе их доля сократилась на 13,6 % в 2013 г. от уровня 2012 г.
Среди малоимущего населения Тюменской области почти 62 % составляют люди трудоспособного возраста и более 30 % среди малоимущих — это дети в возрасте до 16 лет (рис. 5).
Й1 и ■111 H! HI
mm, ш mШ Я ШМ S ж
Рис. 5. Распределение малоимущего населения Тюменской области по половозрастным группам, % [3]
В Тюменской области малоимущим гражданам предоставляется адресная социальная помощь в различных формах: денежные пособия и компенсации; одежда, обувь, топливо, продукты питания, медикаменты и пр.; льготное субсидирование затрат на услуги жилищно-коммунального хозяйства. Особое внимание в регионе уделяется организации благоприятных условий жизни людям с ограниченными возможностями [6].
Распределение крайне бедного населения по территории региона носит относительно равномерный характер: 51 % бедного населения проживает в городах области и 49 % — в сельской местности. Самыми многочисленными группами крайне бедного населения являются трудоспособные граждане и несовершеннолетние дети.
Самым популярным статистическим показателем социальной дифференциации является коэффициент Джини, показывающий насколько неравномерно распределяются доходы среди различных групп населения. Если значение коэффициента стремится к нулю, это говорит о высокой степени социального равенства, и, наоборот, по мере роста социального неравенства коэффициент будет стремиться к 100 % [7].
Динамика коэффициента Джини для Тюменской области представлена на рис. 6.
Рис. 6. Динамика коэффициента Джини в Тюменской области за 2010-2013 гг. [3]
Значение этого показателя уже свидетельствует о благополучной ситуации в обществе и невысокой степени имущественной дифференциации в нем, снижение этого показателя в 2013 г. предполагает уменьшение социального неравенства в регионе. В разрезе округов Тюменской области величина этого показателя стабильно одинакова: и в Ханты-Мансийском округе, и в Ямало-Ненецком округе, и на юге области коэффициент не превышает 0,44 пункта. Данная динамика коэффициента Джини позволяет судить о продуманной, грамотной и эффективной социальной политике региональных и местных органов власти по поддержке малоимущих слоев населения.
Благополучное значение показателя обусловлено уровнем развития экономики региона, расположением на его территории как крупных промышленных предприятий, так и многочисленных финансовых институтов, научных центров, обеспечивающих рабочими местами население области. Кроме того, создание в регионе благоприятных условий для развития инвестиционной и деловой деятельности субъектов малого предпринимательства и привлечение иностранных инвестиций также способствуют повышению уровня доходов различных слоев населения.
В практике социально-экономической статистики распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения выражается через долю общего объема денежных доходов, которая приходится на каждую из 20-процентных групп населения, ранжированного по мере возрастания среднедушевых денежных доходов [8]. Согласно этому показателю, жители Тюменской области в большинстве своем сконцентрированы в группе с высокими доходами (почти 50 % всего населения области) и 22 % жителей принадлежат к группе со средними доходами (рис. 7). Доля доходов наименее обеспеченной части населения не превышает 5 %.
Рис. 7. Распределение общего объема денежных доходов населения Тюменской области, % [3]
Такое распределение общего объема денежных доходов населения Тюменской области является стабильным за период 2010-2013 гг. Таким образом, подтверждается сделанный ранее вывод о «хроническом» благополучии в тенденции формирования денежных доходов тюменцев на современном этапе.
Список литературы
1. Симонов С. Г., Дурцева А. Г., Махмудова М. М. Обеспечение безопасности предпринимательской деятельности: учебник. -Тюмень, ТюмГНГУ, 2012. - 200 с.
2. Страна неравенства // Новая политика: интернет-журнал области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.novopol.ru.
3. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. Официальный портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: tumstat.gks.ru.
4. Ефремова В. В., Махмудова М. М. Макроэкономические преобразования и стабилизационная политика государства. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2011.-220 с.
5. Пивоварова И. В., Пуртова И. А. Проблема бедности в современной России // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2014. -№ 3. - С. 38-41.
6. Хайруллина Н. Г. Социальные аспекты устойчивого развития Тюменской области // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2014. -№ 3. - С. 74-80.
7. Социальная статистика // под ред. И. И. Елисеевой. - М.: Норма, 2011.
8. Голуб Л. А. Социально-экономическая статистика. - М.: Владос, 2012.
9. Белоножко М. Л., Ефремова В. В., Королева А. М. Социодиагностика процессов взаимосвязи развития рынка информационных услуг и качества жизни регионального социума // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2014. -№ 3. -С. 80-83.
10. Сорокин Г. Г. Пожилые россияне: штрихи к социальному портрету. // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2013. -№ 1. - С. 67-71.
Сведения об авторе
Махмудова Мухаббат Мадиевна, к. пед. н., доцент, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 8(3452)435969, e-mail: mushkam@inbox.ru
Makhmudova M. M., Candidate of Pedagogy, associate professor, Tyumen State Oil and Gas University, phone: 8(3452)435969, e-mail: m ushkam@inbox.ru