Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

К ВОПРОСУ О ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
21
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЕДОБЫЧА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ / РЕГИОНЫ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА / СХЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кот П.А.

Анализируются экономические последствия применения различных систем налогообложения в нефте- и газодобывающей отрасли в процессе освоения объектов углеводородного сырья дальневосточных регионов РФ. Предлагается распространить налоговые льготы, предусмотренные при разработке объектов УВС Республики Саха (Якутия) на все регионы Дальнего Востока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF DIFFERENTIATION OF TAXATION SYSTEM IN THE OIL PRODUCING SECTOR OF THE RUSSIAN FEDERATION ECONOMY

The economic consequences of applying different taxation systems in the oil and gas production industry in the process of development of hydrocarbon raw materials objects of the RF Far East regions are analyzed. It is proposed to extend the tax preferences provided for at development of the Sakha Republic hydrocarbon raw materials objects to all Far East regions.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 336.225.6

К ВОПРОСУ О ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ON THE ISSUE OF DIFFERENTIATION OF TAXATION SYSTEM IN THE OIL PRODUCING SECTOR

OF THE RUSSIAN FEDERATION ECONOMY

П. А. Кот

P. A. Kot

Ключевые слова: нефтедобыча; налоговые льготы; экономические последствия; регионы Дальнего Востока; схема налогообложения Key words: oil production; tax preferences; economical consequences; Far East regions; taxation scheme

Анализируются экономические последствия применения различных систем налогообложения в нефте- и газодобывающей отрасли в процессе освоения объектов углеводородного сырья дальневосточных регионов РФ. Предлагается распространить налоговые льготы, предусмотренные при разработке объектов УВС Республики Саха (Якутия) на все регионы Дальнего Востока.

The economic consequences of applying different taxation systems in the oil and gas production industry in the process of development of hydrocarbon raw materials objects of the RF Far East regions are analyzed. It is proposed to extend the tax preferences provided for at development of the Sakha Republic hydrocarbon raw materials objects to all Far East regions.

Необходимость совершенствования системы налогообложения нефтедобычи обусловливается всевозрастающей сложностью задач, стоящих перед органами государственного регулирования экономики. Это вызвано непрерывным расширением географии добычи УВС в сторону территорий с неразвитой инфраструктурой, слабой геологической изученностью и осложненными природно-климатическими условиями, что приводит к тому, что структура объектов, подготовленных к разработке вертикально интегрированными нефте- и газодобывающими компаниями (ВИНГК), существенно не однородна по ожидаемой эффективности освоения. Прогнозируемые показатели эффективности по указанным объектам могут различаться в разы. Поэтому государственные органы вынуждены непрерывно расширять и совершенствовать дифференцированную систему налогообложения добычи нефти и газа.

В основе сложившейся дифференцированной системы налогообложения разрабатываемых нефтяных месторождений в РФ лежит методика дифференциации НДПИ в зависимости от значений различных природных факторов. Принципиально важным стало принятие методики стимулирования освоения ресурсов, учитывающей затратоемкость по стадиям подготовки запасов и разработки месторождений. Тем не менее следует отметить, что попытки полного учета при налогообложении различных факторов дифференциации не привели и не могли привести к справедливой системе изъятия рентных доходов, так как значимость каждого фактора в каждом регионе различна. Например, компании Башнефть, Татнефть, разрабатывающие старые высокообводненные месторождения, претендуют на большие скидки по мере выра-ботанности запасов. Компании с высокой долей новых месторождений отстаивают большую долю льгот по налоговым каникулам в начале освоения.

Чтобы как-то сблизить эффективность эксплуатации нефтяных месторождений компаниями и стимулировать их к освоению объектов, разработка которых нерентабельна в условиях действующей системы налогообложения (ДНС), государственные органы вводят в отдельных регионах дополнительные налоговые льготы. К ним относятся льготы по НДПИ и вывозной таможенной пошлине для объектов нефтедобычи (суша).

НДПИ. В соответствии с действующей редакцией Налогового кодекса РФ (часть вторая) «применяется нулевая ставка налога на добычу полезных ископаемых для добытой нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края, до достижения накопленного объема добычи нефти 25 млн тонн на участке недр и при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает 10 лет или равен 10 годам для лицензии на право пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых...». После окончания срока действия нулевой ставки НДПИ в соответствии с редакцией Федерального Закона от 30.09.2013 № 263-ФЗ размер базовой ставки НДПИ устанавливается в размере 559 руб. за 1 тонну добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной (с 1 января 2016 года).

Расчет ставок вывозной таможенной пошлины по особым формулам. В соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе» в действующей редакции от 02.11.2013 г ставка вывозной таможенной пошлины на нефть сырую может быть рассчитана следующим образом:

• при сложившейся за период мониторинга средней цене на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках до 365 долларов США за тонну включительно — в размере 0 %;

Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. № 1, 2015

• при превышении сложившейся за период мониторинга средней цены на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках уровня 365 долларов США за тонну — в размере, не превышающем 45 % разницы между сложившейся за период мониторинга средней ценой, данной нефти в долларах США за 1 тонну, и 365 долларами США.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.09.2013 года № 846 «О порядке подготовки предложений о применении особых формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую...» указывается общее количество добываемой на месторождении нефти сырой, вывоз которой с применением особой формулы расчета ставки вывозной таможенной пошлины позволяет достичь показателя внутренней нормы доходности (ВНД) проекта разработки месторождения в размере 16,3 %.

Из вышесказанного следует, что льгота по НДПИ введена на ограниченной территории Дальневосточного ФО, а механизм применения льготных ставок вывозной таможенной пошлины на сырую нефть вообще не прописан.

Автором предпринята попытка с помощью методов имитационного моделирования [1], [2] проанализировать экономические последствия введения рассматриваемых налоговых преференций на всех нераспределенных объектах нефтедобычи Дальневосточного федерального округа, которые главным образом сосредоточены в Республике Саха (Якутия), Сахалинской области, Чукотском АО и Камчатском крае. Объекты анализа выбраны не случайно. Нефтяные месторождения рассматриваемых регионов отличаются друг от друга крупностью, глубиной залегания, расстояниями до узлов сбыта продукции, а сами территории — природно-климатическими условиями. Таким образом, объекты УВС Дальневосточного ФО являются идеальным полигоном для тестирования эффективности различных систем налогообложения.

В процессе проведения расчетов выяснилось, что применение каждой из льгот по НДПИ и величине вывозной таможенной пошлины по отдельности оказывает примерно одинаковое влияние на финансовые результаты освоения объектов нефтедобычи в рассматриваемых регионах. Поэтому была установлена следующая последовательность применения льготных режимов налогообложения:

• вначале проводились расчеты при действующей системе налогообложения;

• если освоение месторождения нерентабельно, вводилась льгота по НДПИ;

• в том случае, если предоставляемой льготы недостаточно для обеспечения уровня рентабельности, необходимого для безубыточного освоения объекта, вводилась льгота по вывозной таможенной пошлине;

• если приемлемый уровень рентабельности (16,3 %) не достигнут, вводится льготный режим, при котором НДПИ и таможенная пошлина заменяются на налог на дополнительный доход (НДД), который будет действовать до момента достижения приемлемого уровня рентабельности. Рассматривается одна из многочисленных модификаций НДД — с постоянной ставкой налога М %, которая действует до момента достижения показателя ВНД уровня 16,3 %, после чего налогообложение возвращается к ДНС. Для дальневосточных регионов РФ предлагается ввести ставку НДД в размере 30 %. При этом оценка эффективности средних объектов УВС Камчатского края и Чукотского АО проводилась с предположением о наличии нефтеналивных терминалов.

Расчеты проводились для средних объектов нефтедобычи нераспределенного фонда каждого региона для трех уровней цен на нефть: 90 долл. США/барр., 110 долл. США/барр. и 130 долл. США/барр. Норма дисконта — 10 %. Под средним объектом понимался объект со средними геологическими характеристиками (запасами, глубинами залегания и т. д.), а также со средним значением удаленности от узла сбыта. Необходимо отметить, что расчеты осуществлялись в оптимизационном режиме, при котором выбирается плотность сетки добывающих скважин, максимизирующая значение ЧДД.

Основные результаты исследования приведены ниже:

• в условиях ДНС освоение средних объектов вышеперечисленных регионов Дальнего Востока в рассматриваемом диапазоне цен нерентабельно;

• введение льготы по НДПИ дает некоторый эффект повышения эффективности освоения объектов, возрастающий с ростом цен на нефть. Например, при цене 90 долл. США/барр. становится рентабельным освоение среднего объекта Сахалинской области, хотя уровень рентабельности недостаточно высок (ВНД = 12,3 %). При цене 110 долл. США/барр. рентабельным становится освоение объектов Камчатского края и Чукотского АО, значение ВНД при освоении среднего объекта Сахалинской области превышает уровень 16,3 %. Нерентабельным остается освоение объекта нефтедобычи в Республике Саха (Якутия). То же наблюдается и при цене нефти 130 долл. США/барр. Таким образом, приемлемый уровень рентабельности в диапазоне цен 110-130 долл. США/барр. при введении льготы по НДПИ достигается только в Сахалинской области (ВНД = 19,3-19,6 %). Освоение объектов в остальных регионах либо нерентабельно, либо низкорентабельно;

• одновременное действие налоговых льгот по НДПИ и вывозной таможенной пошлине на сырую нефть дает более ощутимые результаты. В заданном диапазоне цен рентабельным становится освоение среднего объекта нефтедобычи Республики Саха (Якутия), хотя значение ВНД не достигает уровня

16.3 %. При ценах свыше 110 долл. США/барр. уровень рентабельности (ВНД) освоения объектов в остальных регионах становится выше 16,3 %;

• замена НДПИ и вывозной таможенной пошлины на сырую нефть единым налогом на финансовые результаты в предлагаемой модификации позволяет превысить приемлемый уровень эффективности (16,3 %) освоения средних объектов всех регионов в рассматриваемом диапазоне цен, за исключением объекта Республики Саха (Якутия) при цене нефти 90 долл. США/барр. (ВНД = 11,9 %);

• введение налоговых льгот по НДПИ и вывозной таможенной пошлине на сырую нефть не гарантирует обеспечение принципа равнодоходности для государства. При цене 130 долл. США/барр. доли государства в накопленных дисконтированных потоках наличности рассматриваемых объектов нефтедобычи колеблются от 74,7 % (Сахалинская область) до 79,8 % (Республика Саха (Якутия)). Разница между ними небольшая (5,1 %), и можно сказать, что принцип государственной равнодоходности от освоения этих объектов выдерживается. Однако при цене нефти 110 долл. США/барр. эта разница составляет

11.4 %, а при цене 90 долл. США/барр. — 25,2 %. В этом плане применение НДД дает несколько лучшие результаты. При цене 130 долл. США/барр. разница составляет 8,9 %, при цене 130 долл. США/барр. — 11,3 % и при цене при цене 90 долл. США/барр. — 14,8 %.

Таким образом, можно утверждать, что использование налоговых льгот в рассмотренной выше последовательности их применения позволяет не только обеспечить приемлемый уровень рентабельности освоения объектов нефтедобычи нераспределенного фонда дальневосточных регионов РФ, но и в какой-то степени осуществляет принцип равнодоходности для государства как получателя рентных доходов от освоения ресурсов УВС.

Список литературы

1. Волынская Н. А., Карнаухов М. Н. О механизме количественной оценки экономических последствий применения различных механизмов налогообложения нефтедобычи // Инновации в управлении региональным и отраслевым развитием: сб. науч. тр. - Тюмень: ТюмГНГУ - 2010. - С. 177-181.

2. Газеев М. Х., Рыбак А. Б.. Об одной задаче нахождения оптимального режима эксплуатации нефтяного месторождения // Проблемы и управленческие технологии в экономике ТЭК: сб. науч. тр. - Тюмень: ТюмГНГУ - 2004. - С. 45-52.

Сведения об авторе

Кот Павел Анатольевич, директор по корпоративным финансам, ЗАО «Инвестгеосервис», г. Москва, тел. 8(095)2324390, e-mail: kot@ingeos.ru

Kot P. A., Director for corporate finance of CISC «Investgeoservice», Moscow, phone: 8(095)2324390, e-mail: kot@ingeos.ru

УДК 332.05

ИМУЩЕСТВЕННОЕ РАССЛОЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ

STRATIFICATION OF THE TYUMEN REGION POPULATION BY PROPERTY STATUS:

ANALYSIS OF CURRENT TRENDS

М. М. Махмудова

M. M. Makhmudova

Ключевые слова: доходы населения; социальная дифференциация; имущественное расслоение; коэффициент Джини; распределение доходов; малоимущее население; крайне бедное население Key words: income; social differentiation; stratification; the Gini coefficient; income distribution; low income population; utterly poor population

Представлен обзор основных показателей доходов населения Тюменской области. Рассмотрены особенности отраслевых отличий уровня заработной платы работников в регионе. Описано распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов. Особое внимание уделено распределению малоимущего населения области по различным критериям. На основании анализа динамики статистических показателей социального расслоения автор формулирует вывод о благополучном состоянии формирования, концентрации и распределения доходов населения в регионе.

This article presents the overview of the main indicators of income of the Tyumen region population. The peculiarities of sectoral differences in wages of workers in the region are analyzed. The distribution of population by the size of per capita money income is described. A special attention is paid on distribution of low-income population of the region by various criteria. Based on the analysis of the dynamics of social stratification statistical indicators, the author formulates a conclusion about a successful state of formation, concentration and distribution of the population's incomes in the region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.