Научная статья на тему 'О социально-педагогической сущности проблемы развития интеллектуальной культуры студентов гуманитарного вуза'

О социально-педагогической сущности проблемы развития интеллектуальной культуры студентов гуманитарного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ ГОСУДАРСТВА ГУМАНИТАРНОМУ ВУЗУ / РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ-ГУМАНИТАРИЕВ КАК ОРГАНИЗОВАННАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ / СВЯЗЬ ПОНЯТИЙ ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИИ МАСС / THE INTELLECTUAL CULTURE DEVELOPMENT OF THE HUMANITIES STUDENTS AS AN ORGANIZED STUDENTS' SOCIALIZATION / CONNECTION OF THE CONCEPTS OF THE PERSON'S INTELLECTUAL SOCIALIZATION AND THE MASSES' SOCIAL INTELLECTUALIZATION / SOCIAL ORDER FOR THE HUMANITARIAN UNIVERSITY BY THE STATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плотникова Е. Б.

В статье представлены результаты социально-педагогического анализа проблемы развития интеллектуальной культуры студентов гуманитарного вуза. Выявлены ее социально-педагогические источники, противоречия, функции и содержание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOCIAL AND PEDAGOGICAL ESSENCE OF THE PROBLEM OF THE INTELLECTUAL CULTURE DEVELOPMENT OF THE HUMANITIES STUDENTS

The article shows the results of the social and pedagogical analysis of the problem of intellectual culture of the humanitarian university students. The author reveals social-pedagogical sources and contradictions, functions and content.

Текст научной работы на тему «О социально-педагогической сущности проблемы развития интеллектуальной культуры студентов гуманитарного вуза»

зано, что учителя с тенденцией к самоактуализации являются наиболее эффективными преподавателями.

Данный подход в сфере образования получил название гуманистического. Его представители (Р. Бернс, К. Комбс, К. Роджерс и др.) считают, что каждый учитель призван самостоятельно отыскать путь наиболее эффективного применения своих возможностей.

Где наиболее эффективно может реализовать себя учитель?

Можно предположить, что средством самореализации и самоактуализации в педагогической деятельности является, в первую очередь, творчество, связанное с разработкой форм, методов, целей и содержания обучения, а также с решением проблем межличностного взаимодействия, стиля общения и т.д. Такая деятельность рассматривается нами как научное творчество, т.к. имеет его характерные признаки: поиск нового знания, использование соответствующих средств и методов, и, конечно, наличие важнейших этапов творческого процесса (постановка проблемы, накопление информации, появление идеи и ее разработка). С точки зрения системно-ориентационного подхода, разрабатываемого З.И. Васильевой и ее учениками, в самом общем виде научно-педагогическое творчество можно рассматривать как предпочтение личностью и обществом определенного образа деятельности педагога, а именно, исследовательского подхода к решению возникающих в педагогическом процессе проблем [3].

Как показывает практика, научно-педагогическое творчество сегодня - это удел не только ученого, деятельность многих учителей и воспитателей тоже может рассматриваться как научнопедагогическое творчество, хотя и проявляется в несколько ином виде. Деятельность ученого представляет собой, как правило, педагогическое исследование, направленное на выявление источников, причин и закономерностей развития человека. Его основной функцией является познание - изучение педагогических процессов (воспитания, обучения, социализации и т.д.).

Научное творчество учителя - это, чаще всего педагогическое проектирование, представляющее собой сложное самостоятельное явление, понимание которого невозможно без обращения к техническим и гуманитарным корням, традициям и современным достижениям педагогики. По мнению ряда ученых (М. Азимов, В. Гаспаров, П. Хилл и др.) проектирование «заполняет промежуток» между педагогической теорией и практикой. Поэтому его характерными чертами являются: творческий характер, а также опора на использование научных основ и готовность использовать новые схемы деятельности, конструкции, технологии.

Научно-педагогическое творчество позволяет удовлетворить разные по содержанию потребности педагога. Кроме высшей потребности в самовыражении, это потребность в общении, потребности в познании, потребности в самоутверждении. Отношение разных людей к научно-педагогическому творчеству может иметь разное выражение, включающее в себя рациональный и эмоциональный компоненты и проявляющееся в личностном суждении. Степень выраженности ценностного

Библиографический список

отношения может быть различна: от явного предпочтения педагогом научного поиска в проблемных ситуациях, связанных с обучением и воспитанием, до вынужденного проведения научного исследования, сделанного по разным причинам.

Какое же влияние оказывает научно-педагогическое творчество на психическое состояние учителя?

Несмотря на то, что научное творчество требует напряжённой, часто однообразной работы, непрестанного преодоления трудностей, иногда приводит к разочарованию, удовлетворение, которое получает человек от творческого успеха, по мнению многих ученых, - самое высокое чувство, которое может испытывать человек. «Творчество - это наивысшее проявление человеческого духа, самый драгоценный источник радости и счастья» [2, с. 91].

Но и сам процесс научного поиска, связанного с удовлетворением познавательных потребностей, вызывает у человека положительные эмоции. Проведенные экспериментальные исследования с умственно одаренными детьми (В.Э. Чуднов-ский, В.С. Юркевич), свидетельствуют о том, что они обычно получают удовольствие от умственного напряжения подобно одаренным спортсменам (психомоторно одаренные), получающим удовольствие от повышенных физических нагрузок.

Моменты самореализации в творчестве характеризуются такими переживаниями, как интенсивная радость, ценность и осмысленность происходящего, спонтанность, легкость, ощущение собственной значимости, вера в свои силы и т.д. И связано такое состояние именно с характером и уровнем сложности осуществляемой деятельности.

В свою очередь, положительное эмоциональное состояние оказывает значительное влияние на психические процессы, поведение, процесс и результат профессиональной деятельности.

Учитель, добившийся творческих успехов и удовлетворенный собой, ведет себя с учащимися более свободно и естественно, открыт не только для делового, но и для неформального общения. Такой учитель стремится не поучать и наказывать, а помогать детям, их родителям, коллегам в достижении успехов.

И, наконец, главное, уверенный в своих силах, в творческих возможностях учитель не боится возникающих в профессиональной деятельности проблем, не испытывает тревоги перед «ответственными мероприятиями», он готов принимать решения, и эти решения, скорее всего будут творческими, оригинальными, эффективными.

Т.о., решение поставленных исследовательских задач позволяет нам сделать следующие выводы. Научно-педагогическое творчество поддерживает оптимальный уровень нервно-психического напряжения, создает условия для удовлетворения высших потребностей человека, тем самым, оказывая влияние на поведение педагога, процесс и результат его профессиональной деятельности, а, следовательно, обеспечивает его самоактуализацию и самореализацию. В подготовке будущего учителя особое место должно отводиться формированию исследовательской компетентности и ориентации на научнопедагогическое творчество.

1. Немчин, Т.А. Состояния нервно-психического напряжения - Л., 1983.

2. Маслоу, А.Г. Дальние пределы человеческой психики: пер. с англ. А.М. Татлыбаевой; научн. ред., вступ. Статья и коммент. Н.Н. Акулиной. -

СПб., 1999.

3. Шалова, С.Ю. Научно-педагогическое творчество: теоретико-методологический анализ /под ред. А.В. Федорова. - Таганрог, 2009.

Bibliography

1. Nemchin, T.A. Sostoyaniya nervno-psikhicheskogo napryazheniya - L., 1983.

2. Maslou, A.G. Daljnie predelih chelovecheskoyj psikhiki: per. s angl. A.M. Tatlihbaevoyj; nauchn. red., vstup. Statjya i komment. N.N. Akulinoyj. - SPb.,

1999.

3. Shalova, S.Yu. Nauchno-pedagogicheskoe tvorchestvo: teoretiko-metodologicheskiyj analiz /pod red. A.V. Fedorova. - Taganrog, 2009.

Статья поступила в редакцию 22.09.11

УДК 378

Plotnikova E.B. ABOUT SOCIAL AND PEDAGOGICAL ESSENCE OF THE PROBLEM OF THE INTELLECTUAL CULTURE DEVELOPMENT OF THE HUMANITIES STUDENTS. The article shows the results of the social and pedagogical analysis of the problem of intellectual culture of the humanitarian university students. The author reveals social-pedagogical sources and contradictions, functions and content.

Key words: social order for the humanitarian university by the state, the intellectual culture development of the humanities students as an organized students’ socialization, connection of the concepts of the person’s intellectual socialization and the masses’ social intellectualization.

Е.Б. Плотникова, профессор МаГУ, г. Магнитогорск; Е-mail: [email protected]

О СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА

В статье представлены результаты социально-педагогического анализа проблемы развития интеллектуальной культуры студентов гуманитарного вуза. Выявлены ее социально-педагогические источники, противоречия, функции и содержание.

Ключевые слова: социальный заказ государства гуманитарному вузу, развитие интеллектуальной культуры студентов-гуманитариев как организованная социализация обучающихся, связь понятий об интеллектуальной социализации личности и социальной интеллектуализации масс.

Интеллектуальная культура студентов гуманитарного вуза обладает рядом особенностей, так как проявляется не только в наличии рационально-логической компетентности и чувствительности обучающихся, что свойственно и студентам технических вузов, но также в особом проявлении моральнорациональной (этико-интеллектуальной) компетентности и чувствительности, подчеркивающей социально-гуманитарный характер их профессиональной деятельности.

Развитие интеллектуальной культуры студентов гуманитарного вуза на текущем этапе развития профессионального образования представляет собой проблему, которая обусловлена конфликтом между теоретической и нормативной этикой, между индивидуальными целями человека и общими для всех правилами (объективной и субъективной нравственностью). Проблема же имеет социально-педагогическую сущность, так как направлена на решение социально-педагогических задач, связана с вопросами социализации личности.

Прежде чем раскрыть социально-педагогическую сущность проблемы развития интеллектуальной культуры студентов гуманитарного вуза, определим логику наших рассуждений. Сначала остановимся на анализе специфики социального заказа государства и общества гуманитарному вузу; на опыте организованной социализации личности в образовательном процессе. Затем уточним действие механизма интеллектуализации профессиональной и мировоззренческой подготовки студентов; опишем задачи и особенности процесса создания в гуманитарном вузе средовых условий для организации интеллектуальной деятельности студентов; роль в ней социально-педагогических средств гуманитарного образования. Наконец, охарактеризуем сущность и значение социально-педагогической традиции для интеллектуального воспитания студентов; значение и содержание социально-педагогической новации в интеллектуальном воспитании студентов; обозначим специфику социальнопедагогических измерителей процесса и результатов развития интеллектуальной культуры студентов.

Анализ специфики социального заказа государства и общества гуманитарному вузу показал, что она заключается в:

- необходимости снижения разрыва между предметной, социально-функциональной компетентностью будущего специалиста и его гуманитарной (собственно человеческой, моральной) образованностью и просвещенностью;

- развитии социального и интегративного мышления студентов;

- развитии таких качеств и способностей студентов, которые демонстрируют успешность процесса социализации обучающихся, а именно позволяют им сформировать собственную мировоззренческую позицию, ценностные ориентиры и идеалы самостоятельно;

- подготовке таких специалистов, которые, прежде всего, должны владеть технологией научного творчества, позволяющей решать профессиональные проблемы на научном уровне;

- сохранении ценностно-смысловых приоритетов науки и интеллектуального творчества, воспитании у студентов бережного отношения к результатам интеллектуальной деятельности, поддержке мотива и готовности к изобретательству.

Это предопределило необходимость в разработке понятия об интеллектуальной социализации студентов (организованной, относительно организованной, стихийной), не имеющей в современной педагогике достаточных описаний.

В анализе опыта организованной социализации студентов гуманитарного образования нами были обнаружены: его цель - усвоение обучающимися социальных явлений;

слагаемые - обучение, воспитание, развитие; сущность -связь с понятием о культуре (мышления, познания, творчества, исследовательского поиска, общения).

Это позволило уточнить доминанты определения об организованной интеллектуальной социализации студентов, определить особенности развития не только широты кругозора и параллелизма стилей мышления, но и умений связывать интеллектуальные операции с гуманитарной моралью. Для современных условий высшего профессионального образования характерен такой опыт организованной социализации студентов, который в меньшей степени направлен на адаптацию человека к абсолютизированным моделям поведения, а в большей - на развитие у него мотивированной готовности к инновациям, на актуализацию контролируемого интеллектуального творчества. В понятиях же о мотивации и контроле интеллектуальной деятельности заложен смысл связи интеллектуальных операций с гуманитарной моралью.

Изучение механизма интеллектуализации профессиональной и мировоззренческой подготовки студентов, реализуемого в рамках современного гуманитарного вуза позволяет отметить, что в ряду механизмов развития интеллектуальной культуры студентов этот занимает одно из ведущих мест. Данный механизм является инструментом обеспечения важнейшей функции интеллектуальной культуры обучающихся

- поддержки систем когнитивных и гуманитарных ценностей. Ему свойственно отношение к росту потребности и возможности обучающихся использовать более полную, точную, оперативную и объективную информацию для принятия управленческих решений в области социально-гуманитарной деятельности, для распознавания гуманитарных проблем, решения профессиональных гуманитарных задач.

Механизм интеллектуализации профессиональной деятельности в гуманитарном вузе выступает социокультурным условием изменения статусно-ролевых позиций обучающегося. Это проявляется в момент перехода студентов из статуса потенциального субъекта композиции профессиональной гуманитарной культуры в актуального, реализуемого на этапе пробной профессиональной деятельности в процессе проектирования социально-гуманитарных объектов, разработки гуманитарных технологий, возведения при этом в культ принципов гуманитарной морали.

В действие механизм интеллектуализации профессиональной деятельности приводится с помощью рефлексивного, тезаурусного, дискурсивного подходов к организации дидактических игр; идеографического, концептографического, текстографического, документографического методов организации процессов познания, творчества, общения; методов опредмечивания и распредмечивания объектов информационного пространства, структуризации данных, формулирования логических выводов в рассуждениях.

Мировоззренческая подготовка, обеспечиваемая интеллектуализацией учебной деятельности студентов, включает в себя обучение толкованию научных явлений, выявлению противоречий и закономерностей, сравнению полярных научных позиций и категорий. Социально-педагогический смысл этого процесса заключается в необходимости и возможности проверять действие научных законов в жизни, создавать ситуации, когда студентам приходится отстаивать свои взгляды, логично и доказательно излагать мысли, оценивать их применимость на практике. Обеспечивается действие механизма интеллектуализации мировоззренческой подготовки студентов социально-педагогическим, гуманитарно-философским и гуманитарно-культурологическим подходами; методами создания проблемных ситуа-

ций, использования в процессе поиска решений трех классических законов диалектики (единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания).

Следует отметить, что социально-педагогическая сущность проблемы развития интеллектуальной культуры студентов также заключается в необходимости и возможности создания в гуманитарном вузе средовых условий для развития мотивов и опыта качественной интеллектуальной деятельности студентов. Подтверждается это ссылками ученых (Ю.С. Мануйлов, М.А. Недосекина, Ю.С. Песоцкий и др.) на эффекты развития индивидуальности студента под влиянием социокультурной среды вуза; на изменение интеллектуальных мотивов учения, происходящих под влиянием пространственной среды вуза; на развитие интеллектуального опыта под влиянием среды вуза [1; 3; 4].

Среда вуза (педагогическая среда) есть та социальнопедагогическая действительность, которую составляют идеальные и материальные факторы (символы, знаки, поступки, деятельность и взаимодействие людей), но также и многослой-ность социума.

Среда современного гуманитарного, как и любого другого вуза, включает в себя визуальные и виртуальные («медиа») коммуникации (дистанционное обучение, синхронные и асинхронные он-лайновые формы познавательного общения). Важно, чтобы они не ослабляли устной коммуникативной традиции, а пополняли арсенал социально-педагогических средств развития интеллектуальной культуры студентов.

Обратимся к рассмотрению набора социальнопедагогических средств развития интеллектуальной культуры студентов как следствия интеллектуальной социализации обучающихся, обеспечивающей им рост опыта и мотивов качественной интеллектуальной деятельности. Такими средствами являются: агенты интеллектуальной социализации студентов; внешние и внутренние интеллектуальные взаимодействия; методы поощрения интеллектуальных достижений студентов; культурные ценности; систематический анализ процесса и результата интеллектуальной деятельности; экзистенциальный нажим; языковые игры; подражание; рефлексия и идентификация; поведенческая интенция; когниция; установка; ментальная репрезентация; умозаключения; категоризация.

Выделяются среди средств развития интеллектуальной культуры студентов: социально-педагогическая традиция

и социально-педагогическая новация. Перейдем к их описанию.

Социально-педагогическая традиция - это исторически выверенный «шаблон» отношений между личностью и обществом, обществом и государством, личностью и государством. Она характерна для обществ постфигуративного и кофигура-тивного типа, обеспечивает усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для старшего поколения его семьи и ближайшего окружения [2; с. 43; 13]. Зафиксирована социально-педагогическая традиция в феномене социально-педагогического наследия - продукта коллективной мыслительной деятельности, которое в гуманита-ристике сгруппирована по признакам: историко-хроно-

логическому, конфессиональному, символо-творческому, политико-философскому. В условиях стабильного состояния общества социально-педагогическая традиция выступает компонентом единой системы общественных ценностей, участвует в регуляции образовательных задач, реализации педагогических технологий.

Ретроспективный анализ социально-педагогической традиции показывает, что ее ядро кроется в устной коммуникации, ведущим инструментом которой является фольклор. Интеллектуальная культура включает фольклор в состав компонентов своей системы ценностей, так как он способен «удерживать колоссальный объем информации», тренировать «речевую маскулатуру» индивида, аккумулировать житейскую и производственно-хозяйственную мудрость, способствовать эффективному воспитанию подрастающих поколений, которым по преемственному пути переходит руководство обществом.

Интроспективный анализ позволяет находить ее место в организации преподавания вузовских курсов. Это преподавание философии и культурологии, этики и менеджмента, техник и технологий профессиональной социально-гуманитарной деятельности. Это коллективное обсуждение проблем и принятие

решений, метафоризация мысли и ее творческие интерпретации, актуализация нематериальных ценностей в поиске путей совершенствования материальной стороны жизни, стремление к достижению единства рационального и духовного, общественный контроль индивидуальной деятельности.

Социально-педагогическая новация - это средство оптимизации социально-педагогических преобразований, приведения социально-педагогической ситуации к соответствию актуальным потребностям государства и общества. Она характерна для обществ префигуративного типа, в которых опыт старших поколений не только недостаточен, но и часто мешает решению проблем, которых ранее не возникало [2; с. 43]. Заключается в обновлении средств и форм межпоколенных отношений, в признании жизнеспособности нового индивидуального опыта. Такими средствами на текущем этапе развития профессионального гуманитарного образования выступают новейшие интеллектуальные технологии, которые являются технологиями образовательной и социальной практики. Это технологии вовлечения студентов в процессы соуправления научной и творческой жизнью учреждения; технологии экономизации или перевода процесса и результата интеллектуального преобразования личности в единицы затраченного на это времени и сил, в количество социально-педагогических эффектов.

Как социально-педагогическую новацию можно рассматривать внедрение в процесс управления интеллектуальной деятельностью студентов наиболее конкретного (количественного) выражения показателей их интеллектуальной культуры. Это продиктовано тенденцией развития общества как четко исполняющего функцию контроля качества любых процессов и объектов, нуждающегося в эффективных средствах.

Как известно, на производстве, в технической сфере конкретное выражение объемов и величин продукции, ресурсов, затраченных на ее изготовление, используется широко. В социально-гуманитарной сфере значительно меньше. Практически не используется расчет величины, объема культурных показателей интеллектуальной продукции. При известной тенденции сближения технических и гуманитарных наук, такая недостаточность мало обоснованна. Тем более, что заметно развивается область менеджмента культуры, в том числе менеджмент культуры в образовании, в которой количественный оценочный показатель является ведущим.

Итак, продукцию интеллектуальной деятельности студентов составляет текст, суждение, идея. Показателем ее культу-роемкости вполне может выступать величина социальнокультурной значимости, превышающей среднее ее значение. Культуроемкость в данном случае - это: а) своевременность привлечения текстов, суждений, идей в решение проблемы или задачи (реактивность и адекватность реакций, центрированность на объекте); б) уровень интеллектуальных переживаний (в терминологии А. Маслоу «вершинных» или «очень сильной самоактуализации», стремление к максимальному осуществлению своих интеллектуальных возможностей); в) правовая закрепленность (обоснованность законности, точности соблюдения регламентов, инструкций, положений Устава, договора и проч.). Коэффициент культуроемкости текстов, суждений, идей студентов аналогичен «краткому индексу самоактуализации, коррелирующего с величинами рационального поведения и убеждений» (в терминологии Джоунса и Крэндалла) [5].

Изучение социально-педагогической сущности проблемы потребовало исследования социально-педагогических измерителей процесса и результатов развития интеллектуальной культуры студентов.

В гуманитаристике существует наиболее общее понятие об измерении фактов и явлений педагогической науки и практики. Активно используются для этого: статистический и мониторинговый методы; метод тестового контроля и шкалирования особенностей объекта; метод социометрии, наблюдения и сравнения, типологизации, проч. Важное значение для понимания вопроса об измерителях процесса и результата развития интеллектуальной культуры студентов имеют исследования: характера ценностных ориентаций обучающихся; этапов продвижения личности к интеллектуальной зрелости; таких качеств носителя общей и интеллектуальной культуры как: эмоциональная нейтральность, беспристрастность, мужественность, избегание неопределенности и долгосрочная ориентация, объективность, открытость критике, вменяемость, убедительность, ответственность; качественной оценки образовательной дея-

тельности, состоящей из интеллектуальной, волевой и эмоциональной составляющих.

Общий вывод, к которому мы пришли в результате анализа социально-педагогической сущности проблемы развития интеллектуальной культуры студентов гуманитарного вуза, заключается в следующих положениях:

1) проблема имеет социально-педагогическую сущность, так как обусловлена социальным заказом гуманитарному вузу, решается в процессе организованной социализации обучающихся, в решении опирается на совокупность социальнопедагогических методов и средств;

2) источниками проблемы как социально-педагогического явления являются: растущая интеллектуализация профессио-

Библиографический список

нальной деятельности людей, и связанная с этим актуализация в высшем профессиональном образовании вопросов мировоззренческой подготовки студентов;

3) проблема решается с помощью социально-педагогических традиций, защищающих идею преемственности социально-педагогического опыта различных поколений;

4) в решении проблемы возможно использование социально-педагогической новации, предполагающей включение в организацию интеллектуальной деятельности студентов новейших технологий, оптимизирующих сближение технических и гуманитарных сфер воспроизводства товаров и услуг.

1. Мануйлов, Ю.С. Средовый подход в воспитании // Педагогика. - 2000. - № 7.

2. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. пед. вузов / под ред. В.А. Сластенина. - М., 2000.

3. Недосекина, М.А. Развитие индивидуальности студента под влиянием изменений социокультурной среды вуза: дисс. ... канд. пед. наук. -Магнитогорск, 2004.

4. Песоцкий, Ю.С. Высокотехнологическая образовательная среда // Педагогика. - 2000. - № 5.

5. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности / Л. Хьел, Д. Зиглер - СПб., 2003.

Bibliography

1. Manuyjlov, Yu.S. Sredovihyj podkhod v vospitanii // Pedagogika. - 2000. - № 7.

2. Mudrik A.V. Socialjnaya pedagogika: uchebnik dlya stud. ped. vuzov / pod red. V.A. Slastenina. - M., 2000.

3. Nedosekina, M.A. Razvitie individualjnosti studenta pod vliyaniem izmeneniyj sociokuljturnoyj sredih vuza: diss. ... kand. ped. nauk. - Magnitogorsk,

2004.

4. Pesockiyj, Yu.S. Vihsokotekhnologicheskaya obrazovateljnaya sreda // Pedagogika. - 2000. - № 5.

5. Khjell, L., Zigler, D. Teorii lichnosti / L. Khjel, D. Zigler - SPb., 2003.

Статья поступила в редакцию 22.09.11

УДК 37.032

Hadgiev S.M. THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE POTENTIAL OF HIGH SCHOOL STUDENTS AT EXTRACURRICULAR CLASSES AT SCHOOL The author of the article justifies the need for purposeful work on developing of cognitive potential of high school students, proposes forms and methods of this process realization in 10-11th forms of common school.

Key words: cognitive potential, high mental functions, extracurricular classes, training.

С.М. Хаджиев, ст. преп. ГОУДПО «Чеченский институт повышения квалификации работников образования», г. Грозный, [email protected]

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ШКОЛЕ

В статье обоснована необходимость целенаправленной работы по развитию познавательного потенциала учащихся старших классов, предложены формы и методы осуществления данного процесса в 10-11 классах общеобразовательной школы.

Ключевые слова: познавательный потенциал, высшие психические функции, факультативные занятия, тренинг.

Познавательные процессы, способы их организации выступают фундаментом учебной деятельности школьника. Именно они являются слабо используемым резервом, а их учет в образовательном процессе - возможным ответом на сложности, связанные с ускорением прогресса науки. Поэтому, с нашей точки зрения, наиболее актуальным для современной школы является разработка новых методов, технологий и приемов развития познавательного потенциала школьников.

Познавательный потенциал учащихся старших классов мы рассматриваем как развивающуюся и самоуправляемую систему внутренних ресурсов, возможностей и резервов личности, которые обеспечивают активизацию продуктивной познавательной деятельности, мобилизацию операциональных функций, направленных на интенсивное познание окружающего мира, формирование личностной идентичности, реализацию планов и стратегий профессионального самоопределения.

Комментируя данное определение, мы хотели бы акцентировать внимание на следующих позициях. Во-первых, мы подчеркнули, что познавательный потенциал учащихся старших классов является одной из разновидностей потенциала личности, который, кстати говоря, выступает по отношению к определяемому понятию родовым понятием. В качестве существенных признаков потенциала личности нами выделены внутренние ресурсы, возможности и резервы личности. Во-вторых, мы попытались показать, что познавательный потенциал отражает взаимосвязь возможности и действительности с развитием

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сущностных сил учащегося. По нашему мнению, это можно увидеть в присутствующей в определении формулировке «развивающаяся система внутренних ресурсов, возможностей и резервов личности». Данное обстоятельство является принципиально важным. Оно позволяет выделить в структуре познавательного потенциала две составляющие: явную и скрытую. Явный потенциал будет образован внутренними резервами и возможностями личности. Учитывая сложившиеся традиции в определении потенциала личности, мы считаем необходимым здесь отразить знания и общеучебные умения учащихся, необходимые для продуктивного осуществления познавательной деятельности. Принимая во внимание характер ее осуществления на старшей ступени школьного образования, полагаем важным выделить в составе явной составляющей познавательного потенциала личностные качества учащихся старших классов, среди которых: амбициозность, самостоятельность и любознательность. Что касается скрытого потенциала, то он будет представлен личностными резервами, которые могут включать: высшие психические функции (мышление, память, восприятие, воля, речь), познавательные стратегии, познавательный интерес и познавательные мотивы. В-третьих, в приведенном определении мы стремились отразить соотнесенность средств осуществления процесса познания с представлениями о ведущей деятельности в старшем школьном возрасте, а также направленность самой познавательной деятельности на достижение результатов, непосредственно свя-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.