Научная статья на тему 'О состоянии малого и среднего предпринимательства в Белгородской области'

О состоянии малого и среднего предпринимательства в Белгородской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
204
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МСП / МИКРОПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ПОДДЕРЖКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фетисов Валерий Андреевич

В данной статье речь идет о субъектах малого и среднего предпринимательства в Белгородской области, их перспективах развития и государственной поддержки. Ставится вопрос, какова же роль малого и среднего предпринимательства в экономической устойчивости и развитии страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О состоянии малого и среднего предпринимательства в Белгородской области»

за соблюдением налогового законодательства являются:

- создание структуры налогового ведомства с ориентацией на определенные категории налогоплательщиков, а также четкая и ясная ответственность по вертикали внутри ведомства;

- проведение эффективной работы с населением (public relations), связанной с методическими разъяснениями налогового законодательства, а также оказание помощи по заполнению деклараций и другим вопросам, касающихся налогообложения;

- наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок, дающей возможность выбрать наиболее оптимальное направление использования ограниченных кадровых и материальных ресурсов налоговых органов, добиться максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств, затрачиваемых на их проведение, за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наибольшей;

- применение эффективных форм, приемов и методов налоговых проверок, основанных, как на разработанной налоговым ведомством единой комплексной стандартной процедуре организации контрольных проверок, так и на прочной законодательной базе, предоставляющей налоговым органам широкие полномочия в сфере налогового контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков;

- использование системы оценки работы налоговых инспекторов, позволяющей объективно учесть результаты деятельности каждого из них, эффективно распределять нагрузку при планировании их работы.

Список литературы

1. Феоктистова Т.В. Проблемы конституционно-правового содержания налоговых обременений // Налоги и финансовое право, 2014.№ 12

2. Интервью с В. Пансковым. «Серые» схемы есть, а наказания - нет // Главбух. 24.11.2012 г.

О СОСТОЯНИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Фетисов Валерий Андреевич, аспирант Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г.Белгород

В данной статье речь идет о субъектах малого и среднего предпринимательства в Белгородской области, их перспективах развития и государственной поддержки. Ставится вопрос, какова же роль малого и среднего предпринимательства в экономической устойчивости и развитии страны.

Ключевые слова: МСП, микропредпринимательство, малый и средний бизнес, поддержка, государственная программа

Успешное развитие малого и среднего бизнеса является стратегическим

приоритетом. Этот сектор формирует новые рыночные ниши и точки экономического роста и рассматривается как залог социальной стабильности и благополучия жителей Белгородчины.

Прошедший 2014 год ростом в экономике, хоть и небольшим, выполнив все социальные обязательства. Основные результаты социально-экономического развития отражены в таблице 1.

Таблица 1. Динамика основных показателей в 2014 году _(к 2013 году в сопоставимых ценах) _

Показатель Белгородская область Российская Федерация

ВРП (оценка) / ВВП 102,2% 100,6%

Промышленное производство 101,2% 101,7%

Выпуск продукции сельского хозяйства 105,0% 103,7%

Оборот розничной торговли 107,6% 102,5%

Объём платных услуг населению 103,8% 101,0%

В текущем году, несмотря на непростую макроэкономическую ситуацию, область не сбавляет темпы социально-экономического развития. За первый квартал обеспечено увеличение промышленного производства на 4%, выпуск продукции сельского хозяйства - на 8%, в строительстве освоено средств больше на 18%, платные услуги выросли на 2,4%. Средняя зарплата по области сложилась в размере более 23 тысяч рублей и по номиналу выросла на 7,1%. Занятость фактически осталась на уровне прошлого года.

Ситуация в малом и среднем бизнесе сейчас выглядит следующим образом. За почти двадцатилетний период его активной государственной поддержки, принятия ряда ключевых мер по совершенствованию налогообложения, финансовой и имущественной поддержки, сокращению многих административных барьеров малый и средний бизнес сформировался в самодостаточный, динамично развивающийся сектор. Число малых предприятий увеличилось за 20 лет в 10 раз, занятость в этом секторе выросла почти в 4 раза. Здесь созданы современные предприятия торговли, общественного питания, сферы услуг, малые перерабатывающие производства, тепличные и фермерские хозяйства.

Сегодня в этом секторе действует 70,3 тыс. предприятий и индивидуальных предпринимателей. Здесь занято, с учетом индивидуальных предпринимателей, почти 185 тыс. человек, то есть каждый четвертый занятый в экономике. Оборот предприятий малого и среднего бизнеса составил в прошлом году 332 млрд рублей, или почти четверть всего оборота по области. Налоговые поступления во все виды бюджетов от малого бизнеса, применяющих специальные налоговые режимы, за 2014 год составили около 4,5 млрд рублей. Это на 10% больше, чем в 2013 году.

Объемы господдержки предпринимательства за прошлый год в рамках

действующей программы составил по всем источникам финансирования 1,2 млрд рублей.

И если на первоначальных этапах своего развития роль малых предприятий заключалась в создании комфортной среды для граждан, обеспечении занятости, а средний бизнес, напротив, был призван обеспечивать экономическое и инновационное развитие, то сегодня мы по праву можем говорить о гораздо более высоком социальном статусе малого бизнеса.

Хотелось бы подчеркнуть, что зрелось малого бизнеса, его нацеленность на долговременное развитие проявляется, прежде всего, в уровне его социальной ответственности. А это, во-первых, ведение бизнеса по тем нормам и законам, которые приняты в стране, во-вторых, выполнение обязательств перед обществом по уплате налогов, обеспечению достойной оплаты труда работающим, и, наконец, спонсорство и благотворительность, которые должны быть неотъемлемым аспектом поведения малых предприятий и предпринимателей. Эти качества формируют имидж компаний. А ведь именно имидж делает бизнес более прочным и устойчивым, так как продукция таких компаний наиболее привлекательна для потребителя.

Сегодня Правительство Белгородской области выступает за взаимовыгодное социальное партнерство с бизнесом, благодаря которому можно обеспечить стабильную работу всех предприятий, нормальный бюджет, исполнение социальных программ.

К сожалению, несмотря на достаточно весомую поддержку малого бизнеса органами власти, на сегодняшний день в этом секторе отмечается большое количество нарушений, несоблюдение законодательства, «теневой сектор», уход от налогов. Приведу наглядные данные, которые были озвучены Губернатором области на недавнем съезде ассоциации «Совет муниципальных образований Белгородской области».

В малом бизнесе официально трудятся 143 тысячи человек. Средняя заработная плата у них в 2014 году составила всего лишь 13 тысяч рублей. За прошлый год на одного работающего в малом бизнесе поступило в консолидированный бюджет области 40 тысяч рублей, причем от 80% предприятий малого бизнеса такие поступления составили менее 25 тысяч рублей в год. Есть также около 50 тысяч человек - надомники, шабашники, фрилансеры, которые вообще не платят налогов, потому что не числятся ни на каких предприятиях. Кроме того, на строительстве индивидуальных жилых домов работают как минимум 40 тысяч человек. При этом больше половины таких работников, по самой скромной оценке, налогов не платит.

Каждый житель Белгородской области из консолидированного бюджета получил в прошлом году услуг на сумму 70 тысяч рублей в год. Семья из четырех человек - 200 тысяч рублей. Но если глава семьи работает в малом бизнесе и заплатил всего 25 или 40 тысяч рублей, а его

семья, состоящая из четырех человек, потребляет из бюджета 200 тысяч рублей (это услуги образования, медицины, социального обслуживания и так далее) - разве это справедливые отношения?

Чтобы установить солидарные отношения бизнеса, власти и гражданского общества все работающие в органах местного самоуправления, представители предпринимательского сообщества должны становиться в определенной степени «налоговыми инспекторами», чтобы видеть, кто уходит от налогов, и препятствовать этому.

Нельзя не сказать и о серьезных проблемах в сфере потребительского рынка, ведь эта сфера деятельности малого и среднего бизнеса. Каждый потребитель всегда рассчитывает на приобретение качественных и безопасных продуктов и товаров, не угрожающих жизни и здоровью. Однако как показывает практика, на потребительском рынке области не все так благополучно.

Только за первую неделю мая межведомственной рабочей группой, действующей при Правительстве области, при проверках 17 предприятий розничной торговли из отобранных 26 проб молочной продукции выявлено 15 образцов, не отвечающих требованиям по качеству (масло сливочное, сыр ряда иногородних производителей).

Фальсифицированная продукция выявлена на 9 предприятиях оптовой и розничной торговли, среди которых есть и предприятия малого и среднего бизнеса. По выявленным фактам реализации такой продукции наложены штрафы, возбуждены дела об административных правонарушениях, часть дел передана для рассмотрения в судебные органы, принимаются меры воздействия к производителям.

В настоящее время в регионе активизирована работа по пресечению фактов оборота продукции ненадлежащего качества. Руководителям торговых предприятий рекомендовано обеспечить входной контроль качества продукции. Кроме того, организована работа общественных организаций по борьбе с фальсифицированной продукцией с использованием системы «Тайный покупатель».

Коротко по вопросам господдержки малого и среднего бизнеса. В рамках федеральной программы поддержки, реализуемой Минэкономразвития России, объемы господдержки по основным направлениям в текущем году сохраняются, планируется приоритетная поддержка быстрорастущих малых и средних предприятий, совершенствование единой национальной системы гарантийной поддержки малого бизнеса, реализация ряда мероприятий по улучшению деловой среды.

Средства федерального бюджет Средства областного бю<

V

V

та

Внебюджетные

257 млн руб 75 млн руб 536 млн руб

^ Гранты размером 300 тыс. рублей;

^ Займы размером до 1 млн рублей

^ Субсидии на развитие лизинговой деятельности, модернизацию производства и оборудования, на организацию групп дневного времяпрепровождения детей;

^ Гарантии;

^ Создание и развитие организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимател ьства

График 1. Планируемый объем финансовых ресурсов

На региональном уровне в 2015 году основной ресурс поддержки планируется направить на поддержку проектов, предусматривающих им-портозамещение, интеграционные и кооперационные процессы, развитие социального предпринимательства. Объемы финансирования программы по всем источникам составят 862 млн рублей, в том числе средства федерального бюджета - 257 млн рублей, областного - 75 млн рублей (график 1).

Губернатором области Е.С. Савченко 6 мая текущего года утверждена программа развития индустриальных (промышленных) парков на территории области до 2020 года, которая предусматривает создание системы таких парков на всей территории области, что положительно повлияет на развитие производственного бизнеса, обеспечит необходимые условия для реализации программ импортозамещения.

Через создаваемые объекты инфраструктуры поддержки предпринимательства (Центры инжиниринга, кластерного развития, промпарк, технопарк) планируется стимулировать развитие территориальных кластеров.

Стартующий бизнес, который несет важную социальную миссию на своих территориях, в текущем году, как и прежде, будет поддерживаться в форме грантов, займов, субсидий, а также поручительств по кредитам.

а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.