750
ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
УДК 334.021.1
О.Н. Быкова, А.А. Шпилёва, А.А. Чухлебов
О СОСТОЯНИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ
Особое внимание уделяется сектору малого и среднего предпринимательства (МСП), так как именно он является движущей силой экономического роста в стране, что подтверждает ряд исследований. Очевидно численное превосходство малых и средних компаний над крупными. Следовательно, МСП гарантирует значительную долю населения доходами и рабочими местами. Количественный рост сектора способствует созданию новых рабочих мест, увеличению конкуренции и производительности труда, улучшению качества продукции, разработке инноваций и росту благосостояния населения, то есть качественно благоприятным изменениям на рынке и в экономике страны. Анализ состояния российского сектора МСП, определение его эффективности и сравнение с международной практикой имеет большое значение для составления картины различий, формирования преимуществ и недостатков, поиска вариантов его улучшения. Актуальность статьи заключается в том, что формирование сектора малого и среднего предпринимательства представляется одним из приоритетных направлений государственной политики России, следовательно, стабилизация условий и наибыстрейший выход из кризисного периода сильно важны для российской экономики. Рассматриваются меры государственной поддержки бизнеса, которые были реализованы в России с начала пандемии.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, государственная поддержка, пандемия, меры поддержки бизнеса, экономический рост, доходы населения, государственная политика, приоритетная поддержка.
DOI: 10.35634/2412-9593-2021-31-5-750-755
Введение
Настоящее положение сектора малого и среднего предпринимательства в России обусловлено особенностью исторического развития страны, ее географическими, экономическими, политическими и социальными особенностями. Следствием воздействия совокупности данных причин стало относительно меньшая результативность деятельности российского МСП, чем за рубежом.
Согласно данным ФНС России, по состоянию на 10.05.2020 г. [1] в РФ насчитывается чуть более 6 млн субъектов МСП (из них 3,4 млн человек - индивидуальные предприниматели и 2,6 млн человек - юридические лица). При этом 96 % - микропредприятия, 3,7 % - малые и 0,3 % - средние.
В 2014-2019 гг. данные значения были 19 %, 19,9 % и 21,6 % (рис. 1), рассчитанные Росстатом и Минэкономразвития [2]. Институт экономики роста им. П. А. Столыпина также проводил исследование, которое свидетельствует о доле МСП в ВВП других стран на уровне 50-60 % [3].
25% 20% 15% 10% 5% 0%
2014 2015 2016 2017 2018 2019
Рис. 1. Доля МСП в ВВП России в 2014-2019 гг.
* Ожидаемое значение.
Источник: составлено авторами по данным РБК и Росстата.
Проанализируем численность занятых в секторе МСП по состоянию на 10.05.2020 г., которая достигает 15,3 млн человек, из них 84,2 % - юридические лица, 7,4 млн человек работают в микрокомпаниях, 6,2 млн человек на малых предприятиях и 1,7 млн заняты на средних предприятиях. Юридические лица создают преимущественно рабочие места для населения (МСП - 77 % всех занятых в микрокомпаниях, 88 % в малых и 98 % в средних), несмотря на преобладание формы ИП в РФ [4].
Рассмотрим разделение компаний МСП по территории РФ за анализируемый период. В европейской части по объективным причинам их число господствует, наибольшее количество мелких и средних компаний представлено в ЦФО - 1,87 млн (2/3 с размещением в городе Москва и МО) и ПФО -1,07 млн человек. Самое малое значение зарегистрировано в Северо-Кавказском ФО - 205,5 тысяч. Среднее по Российской Федерации число мелких и средних фирм в расчете на 100 человек равно 4.1.
Суммарный оборот за 2019 г., согласно данным Росстат и ЕМИСС [5], составил почти 53 трлн рублей в действующих ценах, в то время как для средних обозначена цифра в 6,1 трлн рублей, на сектор МСП приходится около 29,9 % от оборота всех организаций (рис. 2).
0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 55
Торговля
Обрабатывающие производства Строительство Транспортировка и хранение Недвижимость Профессиональная, научная и техническая Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство Административная деятельность Информация и связь Гостиницы и общественное питание Здравоохранение и соцуслуги Водоснабжение, утилизация отходов Добыча полезных ископаемых Электроэнергия, газ Культура, спорт, досуг, развлечения Образование Финансы и страхование Госуправление, военная безопасность, Прочие услуги
■ Малые предприятия ■ Средние предприятия Источник: составлено авторами по данным Росстата и ЕМИСС.
Рис. 2. Годовой оборот субъектов МСП по отраслям экономики, в % от общего по МСП
Налоговые поступления, которые приходятся на долю МСП, составляет 20-22 % [1]. Также объем поступлений в столичный бюджет от субъектов МСП выросло почти на 9 % в 2019 г., по сравнению с 2018 г., и составил 22,4 % (по информации сайта мэра Москвы) [6].
Условия для бизнеса в России можно оценить как благоприятные, так как в ряде областей для регистрации организации, собственности, получения кредитов и уплаты налогов есть удобства и преимущества, но в то же время меньшие возможности имеются в области разрешения платежеспособности и защиты миноритарных инвесторов (рис. 3).
I I I I
I
I
Регистрация предприятий
Налогообложение Получение кредитов
Защита миноритарных инвесторов
Источник: составлено авторами по данным Всемирного Банка.
Рис. 3. Оценка Всемирным Банком условий ведения бизнеса в России Методы исследования
Материалами исследования послужили работы российских учёных и практиков, а также нормативно-правовые акты и опубликованные ежегодные отчёты о деятельности органов исполнительной власти, в которых раскрывается содержание административно-правовых и экономических методов государственного управления, анализ основных способов, мер и инструментов реализации методов государственного управления функционированием малого и среднего предпринимательства за рубежом.
В работе нашел применение метод синтеза, использование которого позволило выделить общие черты в государственной поддержке МСП, а также метод анализа, графический и статистический (ряды динамики) методы, которые являются традиционными при выполнении научных исследований.
Результаты исследования
Создание Российских экспортных центров (РЭЦ, ст.25.3) служит одним из способов поддержки развития экспорта компаний МСП и финансовому, юридическому, информационному содействию. Минэкономразвития России Приказом от 25.09.2019 № 594 «Об утверждении требований к реализации мероприятия по созданию и (или) развитию центров поддержки экспорта...» закрепляет полные требования к Российским экспортным центрам.
Имущественная поддержка МСП оказывается посредством передачи госорганами субъектам и инфраструктурным организациям в пользование либо владение государственного и муниципального имущества по целевому назначению. Передаваться могут земельные участки, оборудование, здания, сооружения, инструменты, установки, транспорт и прочее имущество, утвержденное в специальном перечне исполнительными органами разных уровней. По усмотрению органов государственной власти пользование может осуществляться на возмездной и безвозмездной основе, либо на льготных условиях, предусмотренных программами развития МСП. Нецелевое использование либо нарушение запретов на продажу, переуступку и передачу третьим лицам влечет судебное прекращение прав пользования (владения).
Создание официальных сайтов, ИТС и информационных систем является одной из форм информационной поддержки власти, деятельности сектора МСП, обеспечения бесперебойного функционирования и свободного доступа всем заинтересованным лицам. Перечень информации должен включать данные о процессе реализации госпрограмм, количестве субъектов МСП, их отраслевой классификации, обороте товаров и услуг, финансово-экономическом состоянии, доступном госимуществе, организациях инфраструктуры поддержки, конкурсах, госзакупках и прочей необходимой информации, способствующей развитию малого и среднего бизнеса.
Консультационная поддержка МСП реализуется путем создания специализированных центров в инфраструктуре, оказывающих данные услуги по любым сопутствующим вопросам, либо посредством возмещения документально подтвержденных затрат компаний сектора на такие услуги у третьих лиц [7].
Обсуждение результатов
В настоящее время главным документом, обозначающим базовое состояние сектора МСП в России на 2021 г. и определяющим план его дальнейшего стратегического развития до 2024 г., является национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [6]. Паспорт проекта был утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам протоколом от 24.12.2018 г. № 16. В его состав включены 5 федеральных проектов [8]:
- «Улучшение ведения предпринимательской деятельности»;
- «Расширение доступа субъектов МСП к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию»;
- «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства»;
- «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации»;
- «Популяризация предпринимательства».
Суммарный бюджет национального проекта оценивается в 481,5 млрд рублей, больше половины которого направлено на реализацию доступа МСП к финансовым инструментам, а треть суммы -на программу акселерации малого и среднего бизнеса [9].
Ключевыми показателями, достижение которых должно быть осуществлено к концу 2024 г., нацпроект определяет увеличение численности занятых в секторе МСП до 25 млн человек (включая ИП и самозанятых), увеличение доли МСП в ВВП до 32,5 % и увеличение доли несырьевого экспорта малыми и средними предприятиями до 10 % в общем таковом объеме. Что интересно, в более ранних стратегических документах планировалось достичь 40 % доли МСП в ВВП [10], однако по наблюдаемым тенденциям значение было принято снизить.
Кроме того, национальный проект несет в себе и ряд других ориентиров. Так, ожидается рост числа официально зарегистрированных и работающих по специальному налоговому режиму самозанятых граждан до 2,4 млн человек с полным законодательным закреплением их статуса, освобождение 1,2 млн субъектов МСП от подачи налоговых деклараций (работающих по упрощенной системе налогообложения и на контрольно-кассовой технике), проведение трансформации делового климата (совершенствования законодательства в сфере МСП), перечислено обеспечение финансовой поддержки по субъектам РФ и инфраструктуре поддержки МСП, снижение процентных ставок кредитования, лизинга и прочего, создание единой информационной базы ЕСИА (мультиплатформа образовательных, информационных и производственно-сбытовых услуг), увеличение доли закупок у МСП, расширение перечня доступного в пользовании госимущества, рост числа инновационных малых и средних предприятий и многое другое.
Несмотря на достаточно амбициозные планы и прогнозы, остается множество проблем и сложностей на пути благоприятного развития российского малого и среднего предпринимательства. Если из нормативно-правовых документов следует, что малому и среднему бизнесу оказывается всяческая поддержка и льготы, то в действительности все не так красочно.
Согласно исследованию Forbes, в СМИ полным ходом обсуждается будущее сектора 1. В 20202021 гг. ожидается серьезное увеличение фискальной нагрузки на малый бизнес. В статье подчерки-
1 Кононова В. Малый бизнес и налоги: кто кого? // Forbes. URL: https://f0rbes-ru.turb0pages.0rg/s/f0rbes.ru/ biznes/385605-malyy-biznes-i-nalogi-kto-kogo.
вается, что не так давно был увеличен НДС с 18 % до 20 %, а также проведена индексация коэффициентов-дефляторов Министерством экономического развития. Таким образом, с 2020 г. увеличатся выплаты компаний по ЕНВД, ПСН и торговому сбору на 4,9 %.
В то же время индивидуальных предпринимателей, которые, к слову, составляют больше половины численности сектора МСП, ждет рост взносов в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования на 10,5 % и 22,4 % соответственно [11].
С 2021 г. планируется отмена ЕНВД, использующегося, по заверению авторов, в 2,1 млн субъектах МСП, 85 % из которых ИП, что потребует перехода на другие налоговые системы и вполне вероятного увеличения отчислений. Но еще до этого будет реализован запрет на применение ЕНВД и ПСН компаниями, которые осуществляют торговлю товарами, подлежащими маркировке. С учетом того, что на сферу торговли по обороту приходится более половины предприятий малого и среднего бизнеса, влияние на сектор будет значительным.
Заключение
Не все так замечательно и с новым налогом на профессиональный доход (НПД) для самозанятых. Министерством финансов планируется ввести данный режим не везде, а только в отдельных субъектах Российской Федерации, а, кроме того, обсуждается возможность введения ограничений на виды деятельности самозанятых граждан.
Ежегодное уточнение и дополнение перечня облагаемых имущественным налогом объектов, переоценка кадастровой стоимости, зачастую в большую сторону, тоже способствуют увеличению налоговой нагрузки не только для собственников, но и для арендаторов.
На фоне всего вышеперечисленного, а также падения потребительского спроса, роста затрат фирм, пандемии, начавшейся в 2020 г., и прочих негативных факторов ситуация малого и среднего бизнеса в России остается неблагоприятная, а прогнозы сулят лишь сокращение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства // ФНС РФ. URL: https://ofd.nalog.ru/, свободный (дата обращения: 05.06.2021).
2. Фейнберг А. Росстат впервые раскрыл долю малого и среднего бизнеса в экономике // РБК. URL: https://www.rbc.ru/economics/05/02/2019/5c5948c59a794758389cfdf7 (дата обращения: 15.06.2021).
3. Старостина Ю., Ткачев И. Росстат зафиксировал снижение доли малого бизнеса в экономике // РБК. URL: https://www.rbc.ru/economics/28/01/2020/5e2eda219a79473c798d3692 (дата обращения: 15.06.2021).
4. Меры Правительства РФ по борьбе с коронавирусной инфекцией и поддержке экономики // Правительство РФ. URL: http://government.ru/support_measures/wizard/ (дата обращения: 05.06.2021).
5. Официальная статистика // Росстат. URL: https://www.gks.ru/folder/10705 (дата обращения: 03.06.2021).
6. Роль малого и среднего бизнеса в экономике Москвы // Официальный сайт Мэра Москвы. URL: https://www.mos.ru/news/item/69346073/ (дата обращения: 15.06.2021).
7. Форост Е. Сектор малого и среднего предпринимательства: Россия и мир // Институт экономики роста им. П. А. Столыпина. URL: http://stolypin.institute/novosti/sektor-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-rossiya-i-mir/ (дата обращения: 08.06.2021).
8. Меры Правительства РФ по борьбе с коронавирусной инфекцией и поддержке экономики // Правительство РФ. URL: http://government.ru/support_measures/wizard/ (дата обращения: 05.06.2021).
9. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года» // Правительство РФ. URL: http://government.ru/docs/23354/, свободный (дата обращения: 05.06.2021).
10. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 52144/ (дата обращения: 05.06.2021).
11. Марамзина М.С. Оценка эффективности деятельности малого предприятия // Современные тенденции развития науки и технологий. 2017. № 3-11 (24). C. 110-112.
Поступила в редакцию 20.08.2021
Быкова Ольга Николаевна, доктор экономических наук, профессор кафедры предпринимательства и логистики E-mail: [email protected]
Шпилёва Анна Алексеевна, аспирант кафедры предпринимательства и логистики E-mail: [email protected]
Чухлебов Александр Александрович, аспирант кафедры предпринимательства и логистики E-mail: [email protected]
ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» 117997, Россия, г. Москва, Стремянный пер., 36
O.N. Bykova, A.A. Shpileva, A.A. Chukhlebov
ON THE STATE OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN RUSSIA
DOI: 10.35634/2412-9593-2021-31-5-750-755
Particular attention is paid to the small and medium-sized enterprise (SME) sector, since it is this sector that is the driving force behind economic growth in the country, which is confirmed by a number of studies. The numerical superiority of small and medium-sized companies over large ones is obvious. Consequently, SMEs provide a significant share of the population with income and jobs. The quantitative growth of the sector contributes to the creation of new jobs, an increase in competition and labor productivity, an improvement in product quality, the development of innovations and an increase in the welfare of the population, that is, qualitatively favorable changes in the market and in the country's economy. Analysis of the state of the Russian SME sector, determination of its effectiveness and comparison with international practice is of great importance for drawing up a picture of differences, forming advantages and disadvantages, searching for options for its improvement.
The relevance of the article lies in the fact that the development of the small and medium-sized business sector is one of the priority areas of state policy in Russia, therefore, stabilization of the situation and an early exit from the crisis period are very important for the Russian economy. The article discusses measures of state support for business that have been implemented in Russia since the beginning of the pandemic.
Keywords: small and medium-sized businesses, government support, pandemic, business support measures, economic growth, incomes of the population, government policy, priority support.
Received 20.08.2021
Bykova O.N., Doctor of Economics, Professor at Department of Entrepreneurship and Logistics, E-mail: [email protected]
Shpileva A.A., Postgraduate Student at Department of Entrepreneurship and Logistics E-mail: [email protected]
Chukhlebov A.A., Postgraduate student at Department of Entrepreneurship and Logistics, E-mail: [email protected]
Plekhanov Russian University of Economics Stremyanny per., 36, Moscow, Russia, 117997