Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА КАК ОДНО ИЗ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ'

РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА КАК ОДНО ИЗ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
123
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / СУБСИДИРОВАНИЕ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / FOOD SECURITY / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / STATE SUPPORT / NATIONAL PROJECT SUBSIDIES / FOOD COMMODITIES / IMPORT SUBSTITUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крапчина Людмила Николаевна, Пронина Юлия Юрьевна, Малашина Евгения Александровна, Циняева Алина Александровна

Новым импульсом в деле обеспечения продовольственной безопасности страны может стать развитие малого и среднего бизнеса в различных отраслях производственной и непроизводственной сфер экономики. Безусловно, развитие малых и средних предприятий способно обеспечить отечественный рынок, в частности продовольственный, широким товарным ассортиментом; создать дополнительные рабочие места, тем самым стимулируя потребительский спрос. Для решения проблем импортозамещения необходимы содействие и поддержка развитию деятельности субъектов малого предпринимательства, создание благоприятной бизнес-среды. Авторами статьи проведено исследование по изучению динамики, состояния развития и основных направлений государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в стране и Пензенской области; изучению динамики и современного состояния, имеющегося потенциала МСП, который позволит обеспечить российский рынок качественным продовольствием, решить задачи импортозамещения на продовольственном рынке страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Крапчина Людмила Николаевна, Пронина Юлия Юрьевна, Малашина Евгения Александровна, Циняева Алина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of domestic small and medium businesses as one of the strategic directions of ensuring food security in the country

The development of small and medium enterprises (SMEs) in various sectors of the production and non-production sectors of the economy can become a new impetus in ensuring the country's food security. Of course, the development of small and medium-sized enterprises can provide the domestic market, in particular the food market, with a wide product range, create additional jobs, thereby stimulating consumer demand. To solve the problems of import substitution, it is necessary to promote and support the development of small business and create a favourable business environment. The authors of the article has conducted a study on the dynamics, development and main directions of state support for small and medium-sized businesses in the country and in the Penza region. The study of the dynamics and current state, the existing potential of SMEs, which will provide the Russian market with quality food and will help to solve the problems of import substitution in the food market of the country, has been conducted.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА КАК ОДНО ИЗ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ»

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И БЕЗОПАСНОСТЬ

Том 6 • Номер 4 • Октябрь-декабрь 2019 ISSN 2499-9431 Food Policy and Security

издательство

Креативная экономика

Развитие отечественного малого и среднего бизнеса как одно из стратегических направлений обеспечения продовольственной безопасности страны

Крапчина Л.Н. 1, Пронина Ю.Ю. 1, Малашина Е.А. 1, Циняева А.А. 1

1 Пензенский государственный университет, Пенза, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Новым импульсом в деле обеспечения продовольственной безопасности страны может стать развитие малого и среднего бизнеса в различных отраслях производственной и непроизводственной сфер экономики. Безусловно, развитие малых и средних предприятий способно обеспечить отечественный рынок, в частности продовольственный, широким товарным ассортиментом; создать дополнительные рабочие места, тем самым стимулируя потребительский спрос. Для решения проблем импортозамеще-ния необходимы содействие и поддержка развитию деятельности субъектов малого предпринимательства, создание благоприятной бизнес-среды. Авторами статьи проведено исследование по изучению динамики, состояния развития и основных направлений государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в стране и Пензенской области; изучению динамики и современного состояния, имеющегося потенциала МСП, который позволит обеспечить российский рынок качественным продовольствием, решить задачи импортозамещения на продовольственном рынке страны.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: продовольственная безопасность, субъекты малого и среднего бизнеса, государственная поддержка, национальный проект, субсидирование, продовольственные товары, импортоза-мещение

The development of domestic small and medium businesses as one of the strategic directions of ensuring food security in the country

Krapchina L.N. 1, Pronina Yu.Yu. 1, Malashina E.A. 1, Tsinyaeva A.A. 1

1 Penza State University, Russia

Введение

Малый и средний бизнес в экономике многих стран всегда играл важную роль в обеспечении рынка товарами, трудовые ресурсы - рабочими местами, государственную казну - налоговыми поступлениями. Огромный вклад малые и средние предприятия вносят в обеспечение рынка

продовольственными товарами. Особую актуальность рассматриваемый сектор экономики имеет в условиях санкционных войн, когда существуют риски образования дефицита во многих сегментах отечественного рынка [12] (Shubtsova, 2018). В связи с этим важное значение приобретает поддержка развития субъектов МСП, деятельность которых направлена на производство и реализацию продовольственных товаров.

В российской экономике начало развитию субъектов малого и среднего предпринимательства было положено с переходом экономики к рыночным условиям хозяйствования. Переходный период развития экономики России 90-х годов был не самым лучшим для становления рассматриваемого сектора экономики, однако благодаря развитию малого и среднего предпринимательства удалось сгладить некоторые проблемы на рынке товаров и услуг, а также на рынке труда, характеризовавшемся структурной безработицей. Развитие рассматриваемого сектора сыграло огромную роль в становлении рыночной экономики, росте покупательской активности, обеспечении рынка товарами отечественного производства, несмотря на агрессивную конкуренцию со стороны импортеров. И в дальнейшем ставка в деле решения проблемы импорто-замещения в стране будет делаться на малое и среднее предпринимательство.

ABSTRACT:_

The development of small and medium enterprises (SMEs) in various sectors of the production and non-production sectors of the economy can become a new impetus in ensuring the country's food security. Of course, the development of small and medium-sized enterprises can provide the domestic market, in particular the food market, with a wide product range, create additional jobs, thereby stimulating consumer demand. To solve the problems of import substitution, it is necessary to promote and support the development of small business and create a favourable business environment. The authors of the article has conducted a study on the dynamics, development and main directions of state support for small and medium-sized businesses in the country and in the Penza region. The study of the dynamics and current state, the existing potential of SMEs, which will provide the Russian market with quality food and will help to solve the problems of import substitution in the food market of the country, has been conducted.

KEYWORDS: food security small and medium business, state support, national project subsidies, food commodities, import substitution

JEL Classification: Received: 04.12.2019 / Published: 30.12.2019

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers

For correspondence: Krapchina L.N. (lyudmila_krapchina0mail.ru)

CITATION:_

Krapchina L.N., Pronina Yu.Yu., Malashina E.A., Tsinyaeva A.A. (2019) Razvitie otechestvennogo malogo i srednego biznesa kak odno iz strategicheskikh napravleniy obespecheniya prodovolstvennoy bezopasnosti strany [The development of domestic small and medium businesses as one of the strategic directions of ensuring food security in the country]. Prodovolstvennaya politika i bezopasnost. 6. (4). - 219-230. doi: 10.18334/ppib.6.4.41547

Динамика и современное состояние развития малого и среднего бизнеса в России

Расцвет развития предпринимательства в российской экономике приходится на 2000-е годы. Динамика численности субъектов малого и среднего бизнеса за период 2010-2018 гг. характеризуется как положительная, за анализируемый период рост числа бизнес-единиц составил 1,7 раза, абсолютный прирост - около 2,5 миллиона фирм.

За последние три года (2016-2019 гг.) число субъектов малого и среднего бизнеса увеличилось с 5,8 млн ед. до 5,9 млн ед. При этом наблюдаются некоторые структурные сдвиги по юридическому статусу фирм, если в 2016 г. на долю юридических лиц приходилось 47,8 %, на долю индивидуальных предпринимателей - 52,1 %, то в 2019 г. - 42,3 % и 57,7 % соответственно. Доля юридических лиц в структуре субъектов МСП сократилась на 5,5 %.

Структурные изменения произошли и по категориям субъектов: на конец 2016 г. на долю микропредприятий в общем числе субъектов МСП приходилось 95,0 %, малых - 4,6 %, средних - 0,3 %; на конец 2019 г. - 95,9 %, 3,7 %, 0,4 % соответственно.

Важную роль малый и средний бизнес играет на рынке труда, обеспечивая граждан рабочими местами, поэтому число занятых в рассматриваемом секторе экономики представляет особый интерес, так как является одним из факторов, влияющих на спрос на товары того же малого и среднего бизнеса. За рассматриваемый период наблюдается сокращение среднесписочной численности работников, занятых в рассматриваемом секторе на 3,5 %, на конец 2019 г. данный показатель составил 15 357, 01 тыс. чел. [1, 13] (Vartanova, Gazimagomedova, 2017).

По данным Сбербанка, в 2019 г. в секторе малого и среднего бизнеса несколько стабилизировалась активность субъектов. Так, количество малых и средних компаний увеличилось в отчетном году по сравнению с прошлым 2018 г. на 0,3 %. При этом в двадцати пяти регионах наблюдалось сокращение активных малых и средних предпри-

ОБ АВТОРАХ:_

Крапчина Людмила Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент и экономическая безопасность» ([yudmi1a_krapchina0mai1.ru)

Пронина Юлия Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент и экономическая безопасность» (chastuhina0mai[.ru)

Малашина Евгения Александровна, студентка (ma1ashina.ev0yandex.ru) Циняева Алина Александровна, студентка (tsinyaevaa[ina0mai[.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Крапчина Л.Н., Пронина Ю.Ю., Малашина Е.А., Циняева А.А. Развитие отечественного малого и среднего бизнеса как одно из стратегических направлений обеспечения продовольственной безопасности страны // Продовольственная политика и безопасность. - 2019. - Том 6. - № 4. - С. 219-230. doi: 10.18334/ ppib.6.4.41547

ятий. По оценке Сбербанка, собственный бизнес за анализируемый период активно вело примерно 2,9 % населения страны. Количество активных фирм рассматриваемого сектора в целом по России в расчете на 1 000 чел. трудоспособного населения составило 27,6 единицы. Если рассматривать по субъектам РФ, то на первом месте по данному показателю стоят г. Санкт-Петербург и Ленинградская обл. - 39,1 ед.; на втором месте Москва и Московская обл. - 37,4 ед.; на третьем месте Калининградская обл. - 36,9 ед.

Для сравнения среднее значение количества активных компаний МСП по миру составляет 32,18 единицы на 1 000 чел., в США таких компаний больше, чем в России, в 3,2 раза, в странах ЕС - в 2,1 раза, в Китае - в 1,6 раза [2].

Если рассматривать распределение субъектов МСП и трудовых ресурсов по отраслевому признаку [10] (Ттарвгткоуа, 2019), то ситуация за последние три года будет выглядеть следующим образом. В 2016 г. распределение предприятий по видам экономической деятельности выглядело так: в сельском и лесном хозяйстве было занято 2,2 % малых предприятий, из них 2 % микропредприятий, 14,5 % средних предприятий, что свидетельствует о преобладании крупного бизнеса в аграрной сфере. В обрабатывающих производствах занято 8,9 % малых предприятий, из них 8,5 % - микропредприятия, 26,4 % - средние предприятия. В строительстве 12,1 % - микропредприятия,

11.4 % -средние. В оптовой и розничной торговле, авторемонтных мастерских преобладают микропредприятия - 37,5 %, на средние приходится 25,2 %.

В 2019 г. в сегменте МСП на долю оптовой и розничной торговли приходилось

36.5 %, транспортные услуги и хранение - 10,3 %, строительство - 8,6 %, обрабатывающие производства - 8,1 %, сельское хозяйство - 2,9 %.

Доля занятых в сегменте МСП от совокупного количества занятых в отраслях на 2019 г. выглядит следующим образом: на операции с недвижимостью приходится

95.6 % всех занятых в малых и средних фирмах; на оптовую и розничную торговлю -50,6 %; информацию и связь - 47,6 %; гостиничный и ресторанный бизнес - 35,2 %; строительство - 35,0 %; организации водоснабжения и утилизации отходов - 27,8 %; обрабатывающие производства - 26,3 %; сельское хозяйство - 18,9 %; добычу полезных ископаемых - 6,5 %. Таким образом, 25,6 % занятости в стране обеспечивает сектор малого и среднего предпринимательства, число занятых работников составляет 18,3 млн чел. Более 50 % занятых в МСП сосредоточены в десяти регионах, наибольший спрос на рынке труда формируется сектором торговли - здесь трудоустроено свыше 30 % занятых.

В Стратегии развития малого и среднего предпринимательства к 2030 г. поставлена цель: обеспечение доли занятых в рассматриваемом секторе экономики до 35 % от общей численности занятого населения [2, 7, 8] (БаЪшаНпа М., 2015).

Господдержка субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ

Практически за весь период развития рыночных отношений в Российской Федерации как на федеральном, так и на региональном уровнях особое внимание уделялось государственной поддержке и содействию развития малого и среднего предпринимательства. Общая сумма субсидий на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, выделенная из федерального бюджета на 01.01.2016 г., составила 18 528,3 млн руб., на 01.01.2017 г. - 11 124,6 млн руб. Субсидии для начинающих предпринимателей составляли до 500 тыс. руб., субсидии на возмещение части затрат по договорам финансовой аренды (лизинга) - до 5 млн руб. (но не более 30 % стоимости предмета лизинга), субсидии на возмещение процентов по кредиту - 5 млн руб. (но не более ставки рефинансирования в течение трех финансовых лет), кроме того, субсидии на возмещение части затрат, связанных с получением международного сертификата, - 40 % от затрат, но не более одного миллиона рублей.

Сумма инвестиций в основной капитал малых предприятий составила 801,6 млрд руб., в том числе микропредприятий - 390,1 млрд руб., средних предприятий - 391,5 млрд руб., по данным на 2016 г. [5].

Особое внимание уделяется развитию малого и среднего агробизнеса. К субъектам малого бизнеса в сельском хозяйстве относятся крестьянские (фермерские) хозяйства. В целях стимулирования их развития государством предусмотрена грантовая поддержка. Так, на 01.01.2016 года 953 таких хозяйства получили гранты на развитие семейных животноводческих ферм, на 01.01.2017 года - 870 хозяйств. Количество хозяйств, получивших гранты в рамках реализации мероприятий по поддержке начинающих фермеров, составило в 2015 г. 3 508, в 2016 г. - 3 665. За период с 2019 по 2024 гг. в рамках реализации федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развития сельской кооперации» планируется направить 37,4 млрд рублей. В том числе в 2019 году - 5,373 млрд рублей, в 2020 году - 3,836 млрд рублей, в 2021 году - 4,608 млрд рублей, в 2022 году - 5,914 млрд рублей, в 2023 году - 8,514 млрд рублей, в 2024 году - 9,123 млрд рублей [15].

Факторы, ограничивающие инвестиционную деятельность в секторе малого и среднего бизнеса

Приведем распределение малых предприятий (без микропредприятий) по оценке факторов за период 2015-2016 гг., которые существенно ограничивали в рассматриваемом периоде инвестиционную деятельность субъектов малого и среднего бизнеса:

- низкий совокупный спрос на продукцию, как свидетельствуют данные по состоянию на 2015 г., - на это указало 29 % от общего числа организаций, в 2016 г. - 26 %;

- недоработанность и противоречивость отдельных положений нормативно-правовой базы, регулирующей инвестиционные процессы, в 2015 г. на данный фактор указало 20 % от общего числа организаций, в 2016 г. - 24 %;

- затягивание процесса и усложнение процедур получения кредитов для реализации инвестиционных проектов, так, в 2015 г. на это указало 36 % от общего числа организаций, в 2016 г. - 39 %;

- инвестиционные риски в 2015 г. - 36 % от общего числа организаций, в 2016 г. -35 %;

- высокие процентные ставки по кредитам на развитие бизнеса в 2015 г. - это 47 % от общего числа организаций, в 2016 г. - 45 %;

- высокий уровень инфляции в стране в 2015 г. - на это указало 47 % всех организаций, в 2016 г. - 47 %;

- дефицит собственных источников финансирования по оценке, проведенной в 2015 г., - это 49 % от общего числа организаций, в 2016 г.- 48 %;

- неопределенность экономической ситуации в стране в 2015 г. - на это указало 50 % от общего числа организаций, в 2016 г. - 51 % [15, 16].

Спустя три года в рейтинге факторов, оказывающих негативное влияние на развитие деятельности субъектов МСП, по пятибалльной шкале по состоянию на 2018 г. неопределенность экономической ситуации по-прежнему занимает первое место и оценивается 3,9 балла; высокий уровень налогового бремени и отрицательная динамика спроса на продовольственные и непродовольственные товары, а также ряд услуг получают по 3,8 балла; высокий процент коммерческого кредита - 3,6 балла; отсутствие стартового капитала и нестабильность курса рубля - по 3,5 балла; административные барьеры - 3,4 балла; недостаток квалифицированных трудовых ресурсов -3,3 балла; высокая конкуренция (в том числе со стороны зарубежных поставщиков, теневого сектора и монополий) - 2,9 балла; коррупция - 2,5 балла [9] (ТЫоу, 2018).

За анализируемый период барьеры на пути развития малого и среднего бизнеса практически не изменились, что определяет необходимость разработки мер по их устранению и формированию более благоприятной бизнес-среды, благодаря этому субъекты малого и среднего предпринимательства смогут занять прочные позиции на продовольственном рынке и в дальнейшем расширить свои рыночные ниши. Важную роль в этом призваны сыграть национальные, федеральные, а также региональные проекты по поддержке МСП.

О реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» как важном этапе на пути обеспечения продовольственной безопасности страны

Начиная с 2018 г. в России стартовал Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», цель которого состоит в увеличении численности занятых в сфере МСП, включая индивидуальных предпринимателей, и увеличение вклада МСП в обеспечение продовольственной безопасности страны.

В декабре 2018 г. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проекта был утвержден Паспорт Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», в представленном документе намечены перспективы развития сектора малого и среднего бизнеса. Прогнозные показатели численности занятых в рассматриваемой сфере к 2024 г. должны составить 25 млн чел., доля малого и среднего предпринимательства в ВВП страны - 32,5 %, доля экспорта в общем объеме несырьевого экспорта - 10 %.

Структура национального проекта представлена такими федеральными проектами, как «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности» с финансовым обеспечением 2,6 млрд руб., предполагающего реализацию основных параметров специального налогового режима для самозанятых граждан, освобождение к сроку завершения реализации проекта более 1,2 млн субъектов МСП от подачи налоговой декларации в случае применения контрольно-кассовой техники, принятие переходных налоговых режимов, определение правового статуса «социального предпринимательства» и др.; «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию» с финансовым обеспечением 261,8 млрд руб.; «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» (на 167,9 млрд руб.), последние два проекта направлены на обеспечение условий доступного финансирования малого и среднего бизнеса; «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» направлено на поддержку развития малого агробизнеса и возрождение сельскохозяйственных потребительских кооперативов (финансовое обеспечение проекта составляет 40,8 млрд руб.); проект «Популяризация предпринимательства» направлен на обеспечение условий для привлечения граждан, особенно молодежи, к созданию бизнеса с финансовым обеспечением в 8,5 млрд руб. Предполагается, что в результате реализации национального проекта будет создана многоканальная система оказания финансовой поддержки, в частности, льготного финансирования через Национальную гарантийную систему, МСП Банка, региональной гарантийной инфраструктуры, внедрение альтернативных источников финансирования субъектов малого и среднего бизнеса. Актуальным для активного развития бизнеса может стать применение льготной ставки, рассчитываемой как сумма ключевой ставки ЦБ и 2 %, но не более 8,5 % годовых для предпринимателя. Кроме того, предполагается предоставлять субсидии субъектам малого и среднего бизнеса на условиях софинансирования - от 25 % до 50 % за счет частного бизнеса, остальное - господдержка.

Результатов целевых показателей национального проекта предполагается достигнуть за счет улучшения условий осуществления предпринимательской деятельности, обеспечения благоприятных условий осуществления деятельности самозанятых граждан через введение нового режима налогообложения, облегчение доступа к льготному финансированию, создание цифровой платформы, позволяющей эффективнее

доводить информацию до физических и юридических лиц, создание системы поддержки и развитие сельской кооперации, а также выявление предпринимательских способностей и предпринимательского потенциала с вовлечением его в активную работу [6].

Вклад субъектов малого и среднего предпринимательства Пензенской области в обеспечение продовольственной безопасности и поддержка на федеральном и региональном уровнях

Пензенские производители, представляющие малый и средний бизнес, при поддержке и содействии региональных властей на протяжении многих десятилетий вносят огромный вклад в обеспечение не только продовольственной безопасности региона, но и страны в целом. Около двухсот компаний-предприятий малого и среднего бизнеса поставляют продукцию собственного производства на региональный рынок.

По состоянию на начало 2018 г. розничные сети заключили четыреста пятьдесят девять договоров на поставку продукции пензенских товаропроизводителей, большая часть которых относится к МСП. Так, в розничной сети представлены около ста двадцати наименований кондитерской продукции, около тридцати наименований хлебобулочных изделий, около двенадцати наименований макаронных изделий, до сорока видов молочной продукции, до семидесяти наименований колбасных изделий, овощи и фрукты, выращенные в местных теплицах и садах, мед и др.

Особенно в области развивается малый и средний агробизнес. За период 2019 г. в регионе было произведено сельскохозяйственной продукции на сумму более ста миллиардов рублей. Особую поддержку получает развитие молочного сектора, создаются благоприятные условия для ведения малого и среднего агробизнеса, развивающего производство и переработку молока. На сегодняшний день Пензенская область не только полностью обеспечивает регион продовольственными товарами, но и поставляет их за пределы региона [17].

В целях поддержки местного товаропроизводителя и стимулирования увеличения объема предложения продовольственных товаров в регионе организуется ярморочная деятельность различных форматов. Среди форм и видов поддержки предусмотрены также финансовая поддержка, имущественная поддержка, информационно-консультационная поддержка. Так, финансовая поддержка бизнеса предполагает предоставление льготных микро-займов, поручительств, предоставление льготного кредитования, поддержку сельскохозяйственных производителей и промышленных предприятий, содействие выходу субъектов МСП на финансовый рынок, осуществление субсидирования на компенсацию части затрат предприятиям, которые занимаются развитием внешнеэкономической деятельности. По состоянию на 2019 г. в Пензенской обл. на 1 000 чел. трудоспособного населения и старше приходилось 20,61 ед. активных компаний МСП, в том числе 22,45 ед. индивидуальных предпринимателей [2].

В среднем по региону одно микропредприятие в статусе юридического лица обеспечивает занятость 3 чел.; одно малое предприятие в том же статусе - 31 чел., малое предприятие индивидуального предпринимателя - 32 чел.; одно среднее предприятие - 126 чел. и 129 чел. соответственно. Всего по состоянию на 2019 год в рассматриваемом секторе экономики было занято более 45 тыс. чел. Положительный эффект в приросте числа занятых ожидается в результате реализации федеральных и региональных проектов.

На реализацию и поддержку развития малого и среднего бизнеса в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» из средств федерального бюджета будет выделено более двух миллиардов рублей. В 2019 г. в рамках претворения в жизнь федерального проекта «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию», докапитализирована микрофинансовая организация АО «Поручитель» на сумму 182 млн рублей, к концу года планировалось выдать более ста микрозаймов.

В рамках реализации федерального проекта «Популяризация предпринимательства» на 2019 г. запланировано проведение 29 интерактивных мероприятий в виде тренингов и мастер-классов с привлечение федеральных спикеров, предусмотрена организация образовательных программ, в частности, разработанных Корпорацией развития МСП и Российским экспортным центром [15]. Все вышеперечисленное будет способствовать укреплению потенциала малого и среднего предпринимательства и направлено на импортозамещение посредством эффективной реализации природно-ресурсного потенциала региона через создание новых бизнес-единиц, тем самым обеспечивая продовольственную безопасность.

Заключение

Проведенное исследование показало, что на федеральном и региональном уровнях в целях активизации развития малого и среднего предпринимательства и усиления его роли в обеспечении продовольственной безопасности разработаны соответствующие национальные проекты, федеральные и региональные проекты, нацеленные на создание условий для широкомасштабного и эффективного развития предприятий разных категорий (микропредприятий, малых и средних) в различных отраслях экономики. Осуществляется не только консультационное обеспечение, но и финансовая поддержка в виде предоставления всевозможных субсидий, поддержка при кредитовании, проводится подготовка кадров и популяризация предпринимательской активности среди молодежи. Все это должно дать новый импульс развитию современной конкурентоспособной экономике, способной обеспечить независимость рынка от импорта и продовольственную безопасность страны.

ИСТОЧНИКИ:

1. Вартанова М.Л., Газимагомедова П.К. Проблемы достижения устойчивого развития

обеспечения населения продуктами питания // Продовольственная политика и безопасность. - 2017. - № 3. - С. 125-132. - doi: 10.18334/ppib.4.3.40550.

2. Занятость в МСП: далеко ли до целей Стратегии - 2030? СберДанные. [Электронный

ресурс]. URL: https://www.sberbank.ru/common/img/uploa-ded/fi-les/pdf/analytics/ s_m_business_dev.pdf.

3. Климович М.А. Институциональные факторы в системе структурных трансформа-

ций российской экономики // Российское предпринимательство. - 2018. - № 10.

- С. 2787-2802. - doi: 10.18334/rp.19/10/39446.

4. Кирьянова Н.А. Проблемы развития и поддержки малого и среднего бизнеса в му-

ниципальном образовании (на примере г. Новозыбкова) // Экономика, предпринимательство и право. - 2012. - № 3 (14). - С. 3-10.

5. Малое и среднее предпринимательство в России. 2017. / Стат. сб. - М.: Росстат, 2017.

- 78 c.

6. Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и под-

держка индивидуальной предпринимательской инициативы» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16).

7. Россия в цифрах. 2018. / Стат.сб. - М.: Росстат, 2018. - 522 с.

8. Саломатина М.Н. Современное состояние сектора малого и среднего предпри-

нимательства в России // Российское предпринимательство. - 2015. - № 8. -С. 1177-1192. - doi: 10.18334/rp.16.8.198.

9. Титов Б. Сектор малого и среднего предпринимательства: Россия и Мир. Институт

экономики роста им. Столыпина П.А. [Электронный ресурс]. URL: http://stolypin. institute/novosti/sektor-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-rossiya-i-mir/.

10. Трапезникова И.С. Современная модель социальной ответственности российского бизнеса в разрезе формирования квалифицированного трудового ресурса территории присутствия // Экономика труда. - 2019. - № 2. - С. 689-698. - doi: 10.18334/ et.6.2.39794.

11. Чуворкина Т.Н. Малый бизнес как стратегический ресурс обеспечения экономической безопасности региона // Продовольственная политика и безопасность. - 2014.

- № 1. - С. 41-52. - doi: 10.18334/ppib.1.1.255.

12. Шубцова Л.В. Влияние международных санкций на обеспечение экономической безопасности Российской Федерации // Экономическая безопасность. - 2018. -№ 4. - С. 317-322. - doi: 10.18334/ecsec.1.4.100533.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Pnz.old.gks.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://pnz.old.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_ts/pnz/ru/statistics/enterprises.

14. Stolypin.institute. [Электронный ресурс]. URL: http://stolypin.institute/wp-content/ uploads/2018/07/issledovanie-ier-msp-27.07.18.pdf.

15. Penzainform.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.penzainform.ru/news/ briefing/2019/07/09/za_6_let_obla.

16. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru/storage/mediabank/prez-surinov %20(1).pdf.

17. Science-j.com. [Электронный ресурс]. URL: https://science-j.com/domains_data/ files/15/Tyumenceva %20E.N. %20STATYa %20DLYa %20PUBLIKACII %20_1.pdf.

18. Retail-life.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://retail-life.ru/penzenskaja-oblast-mestnye-proizvoditeli-naceleny-na-rabotu-s-raznymi-formatami-torgovli.

REFERENCES:

Maloe i srednee predprinimatelstvo v Rossii. 2017 [Small and medium entrepreneurship

in Russia. 2017] (2017). M.: Rosstat. (in Russian). Rossiya v tsifrakh. 2018 [Russia in figures. 2018] (2018). M.: Rosstat. (in Russian). Chuvorkina T.N. (2014). Malyy biznes kak strategicheskiy resurs obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti regiona [Small business as a strategic resource for the economic security of the region]. Food policy and security. 1 (1). 41-52. (in Russian). doi: 10.18334/ppib.1.1.255. Kiryanova N.A. (2012). Problemy razvitiya i podderzhki malogo i srednego biznesa v munitsipalnom obrazovanii (na primere g. Novozybkova) [Problems of Development and Support of Small and Medium-Sized Businesses in Municipal Entity (case study of Novozibkov city)]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 2 (3 (14)). 3-10. (in Russian). Klimovich M.A. (2018). Institutsionalnye faktory v sisteme strukturnyh transformatsiy rossiyskoy ekonomiki [Institutional factors in Russian economy structural transformations system]. Russian Journal of Entrepreneurship. 19 (10). 2787-2802. (in Russian). doi: 10.18334/rp.19/10/39446. Penzainform.ru. Retrieved from https://www.penzainform.ru/news/

briefing/2019/07/09/za_6_let_obla Pnz.old.gks.ru. Retrieved from http://pnz.old.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/pnz/

ru/statistics/enterprises Retail-life.ru. Retrieved from https://retail-life.ru/penzenskaja-oblast-mestnye-

proizvoditeli-naceleny-na-rabotu-s-raznymi-formatami-torgovli Salomatina M.N. (2015). Sovremennoe sostoyanie sektora malogo i srednego predprinimatelstva v Rossii [The present condition of the small and medium business sector in Russia]. Russian Journal of Entrepreneurship. 16 (8). 1177-1192. (in Russian). doi: 10.18334/rp.16.8.198.

Science-j.com. (in Russian). Retrieved from https://science-j.com/domains_data/ files/15/Tyumenceva %20E.N. %20STATYa %20DLYa %20PUBLIKACII %20_1.pdf Shubtsova L.V. (2018). Vliyanie mezhdunarodnyh sanktsiy na obespechenie ekonomicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii [The impact of international sanctions on the economic security of the Russian Federation]. Ekonomicheskaya bezopasnost. 1 (4). 317-322. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.1.4.100533. Stolypin.institute. Retrieved from http://stolypin.institute/wp-content/uploads/2018/07/

issledovanie-ier-msp-27.07.18.pdf Trapeznikova I.S. (2019). Sovremennaya model sotsialnoy otvetstvennosti rossiyskogo biznesa v razreze formirovaniya kvalifitsirovannogo trudovogo resursa territorii prisutstviya [The modern model of Russian business social responsibility in the context of skilled labor force formation at the territory of presence]. Russian Journal of Labor Economics. 6 (2). 689-698. (in Russian). doi: 10.18334/et.6.2.39794. Vartanova M.L., Gazimagomedova P.K. (2017). Problemy dostizheniya ustoychivogo razvitiya obespecheniya naseleniya produktami pitaniya [The problem of achieving sustainable development, ensuring the population with food]. Food policy and security. 4 (3). 125-132. (in Russian). doi: 10.18334/ppib.4.3.40550.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.