Научная статья на тему 'О соотношении торговой деятельности со смежными юридическими категориями'

О соотношении торговой деятельности со смежными юридическими категориями Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1710
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ТОРГОВЛЯ / КОММЕРЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Орлова Наталья Владимирова

В статье сделана попытки определения соотношения торговой деятельности, составляющей предмет коммерческого права, с понятием предпринимательской деятельности. Актуальность данного вопроса связана с выстраиванием системы нормативного регулирования торговых отношений, которая в определенной части входит как в сферу публично-правового регулирования, так и в сферу предмета гражданского права

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О соотношении торговой деятельности со смежными юридическими категориями»

Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2012. № 2(12)

О СООТНОШЕНИИ торговой деятельности со смежными юридическими категориями

© Н. В. Орлова

Орлова Наталья Владимировна

магистрант 2 года обучения магистерской программы «Предпринимательское и коммерческое право»

самарская

гуманитарная академия

В статье слелана попытки опрелеления соотношения тортовой леятельности, составляющей прелмет коммерческого права, с понятием прелприниматель-ской леятельности. Актуальность ланного вопроса связана с выстраиванием системы нормативного регулирования торговых отношений, которая в опреле-ленной части вхолит как в сферу публично-правового регулирования, так и в сферу прелмета гражлан-ского права.

Ключевые слова: прелпринимательство, торговля, коммерция.

Понятие «торговая деятельность» не является синонимом термина «предпринимательская деятельность». Предпринимательская деятельность (предпринимательство) — сложная категория. Ее можно рассматривать в разных аспектах: организационном, экономическом, юридическом и др. Предпринимательство — это, прежде всего вид человеческой деятельности. Причем предпринимательская деятельность не сводится к простой совокупности действий. Она состоит из связанных и последовательных предпринимательских мероприятий (действий), направленных к единой цели. Как писал А. Н. Леонтьев, «деятельность — это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие»1. Бу-

1 Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2005. С. 82.

2 Бусыгин, А. В. Предпринимательство. Основной курс. М., 2007. С. 18.

дучи видом человеческой деятельности, предпринимательство многообразно и состоит из различных действий, операций и поступков. Основная цель предпринимательской деятельности (активности) — производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит прибыль2. В конечном итоге — это получение прибыли (предпринимательского дохода). Однако ориентация на достижение коммерческого успеха не является самодовлеющей целью в современном бизнесе.

Г. Ф. Шершеневич писал: «Деятельность, имеющая своей целью посредничество между производителями и потребителями при обращении экономических благ, называется торговлей»3. В свою очередь, торговля подразделяется на оптовую и розничную. Так же он указывал и на необходимость разграничения понятия «торговля» в экономическом и правовом смыслах. Дело в том, что в экономической науке сложилось устойчивое представление о торговле как об одном из видов деятельности, в рамках которого происходит реализация товаров путем продажи. В Энциклопедическом словаре торговля определяется как отрасль народного хозяйства, реализующая товары посредством купли-продажи4. Поэтому следует согласиться с мнением Г. Ф. Шершеневича о том, что круг отношений, к которым применяется торговое право, далеко выходит за пределы, намеченные экономическим представлением о торговле. «Первоначально действительно торговое право совпадало с правом торгового оборота, но постепенно область применения торгового права стала расширяться и переходить в область экономического оборота»5.

Однако сомнительно, что можно безоговорочно согласиться с таким противопоставлением понятия «торговля». Г. Ф. Шершеневич прав в том, что изначально торговое право обслуживало торговый оборот, под которым понималась совокупность сделок по купле-продаже. Затем, по мере расширения сферы применения торгового права, происходит особое явление, именуемое в специальной литературе «диверсификация семантического поля», когда наблюдается терминологическая отдаленность от первоначального ядра (содержания). Таким образом, налицо несовпадение наименования понятия (в данном случае — «торговое право») и его содержания.

Отметим, что уже в римском праве понятие «jus commercii» (сделкос-пособность) наряду с «jus conubii» (способность вступления в законный брак) представляло собой одну из сторон правоспособности римского гражданина в области частного права («jus civile»)6. В свою очередь, словосочетание «res in commercio — res extra commercium» позволяет говорить о гражданском обороте вообще — системе отношений, регулируемых гражданским правом7.

3 Шершеневич Г. Ф. Учебник торгового права / по изданию 1914 г. С. 24.

4 Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. М. : Советская энциклопедия, 1993. С. 1345.

5 Шершеневич Г. Ф. Указ. соч. С. 25.

6 Новицкий, И. Б. Основы римского гражданского права. М., 2002. С. 61.

7 Дождев Д. В. Римское частное право. М. : НОРМА-ИНФРА-М, 2006. С. 306.

В современном русском словаре слово «коммерция» означает торговлю, торговые операции8. Иначе говоря, коммерция и торговля — это синонимы, а потому понятия «коммерческое право» и «торговое право» также совпадают по объему и содержанию.

В основном в экономической литературе предприняты попытки провести разграничение между более широким понятием «коммерция (коммерческая деятельность)» и собственно торговлей. Например, некоторые авторы считают, что понятие «коммерческая деятельность» охватывает не только торговлю в узком смысле (посредническую), но и коммерческую продажу и коммерческое приобретение товаров9. Однако непонятно, почему авторы ограничили объем понятия «торговля (торговая деятельность)» лишь деятельностью посреднической.

Рассматривая предпринимательство и связывая его с основными фазами воспроизводственного цикла (производством продукции и услуг, обменом и распределением товаров, их потреблением), другие авторы предлагают выделить такие виды предпринимательской деятельности, как производственное, коммерческое, финансовое и консультативное. При этом под коммерческим предпринимательством они понимают деятельность товарных и торговых организаций. Основным полем деятельности финансового предпринимательства являются коммерческие банки и фондовые биржи10.

Оригинальна точка зрения, которая принадлежит Б. И. Путинскому. Ставя знак равенства между торговой и коммерческой деятельностью, названный ученый вместе с тем радеет за отмежевание коммерческого права от права торгового. Он пишет: «Коммерческое право в содержательном отношении представляет собой подотрасль гражданского права, ведь торговый оборот — это часть имущественного оборота, регулируемого гражданским правом»11. Исходя из отраслевой (гражданско-правовой) принадлежности, коммерческое право различается как наука и учебная дисциплина. Если торговое право исторически рассматривает правовое регулирование торговой отрасли (управление торговлей, ее финансирование, особенности трудовых отношений, правила торговли и т. п.), то коммерческое право, по мнению Б. И. Пугинского, должно строиться как отраслевая, а не как комплексная дисциплина.

Надо отметить, что независимо от научных взглядов на юридическую природу предпринимательского права, фундаментальную его основу образует цивилистический тип правового регулирования общественных отношений. С другой стороны, нельзя превращать предпринимательское право во второстепенную учебную дисциплину. Предпринимательское (вместе с гражданским) право должно служить теоретической и методологической базой для становления и развития многих специальных и факультативных

8 Ровным В. В. Проблемы единства российского частного права. М., 2009. С. 79—80.

9 Коммерческо-посредническая деятельность на товарном рынке / под общ. научной ред. А. В. Зырянова. М., 2005. С. 12—14.

10 Предпринимательство / под ред. В. Я Горфинкеля, Г. Б. Поляка, В. А. Шван-дара. М., 2008. С. 33—52.

11 Пугинский Б. И. Коммерческое право России. М. : Юрайт, 2000. С. 12.

курсов (например, таких, как банковское, биржевое, инвестиционное, страховое право).

Итак, можно подвести некоторые итоги. Во-первых, производственная и торговая (коммерческая) деятельность являются разновидностью хозяйственной деятельности. Наряду с хозяйственной деятельностью субъекты хозяйствования осуществляют и иные виды деятельности. К их числу относится и деятельность в области социального развития трудовых коллективов (например, управление трудовыми ресурсами, совершенствование организации и оплаты труда; охрана здоровья членов трудового коллектива; строительство жилых домов, детских учреждений и других объектов социального назначения).

Таким образом, можно выстроить соотношение между названными выше базовыми категориями в следующей последовательности: экономическая деятельность — хозяйственная деятельность — предпринимательская деятельность — коммерческая деятельность12.

В современных условиях разделение отношений в области предпринимательства, например, на регулируемые гражданским правом и административным иногда невозможно. Однако предпринимательская деятельность, осуществляемая в сфере торговли, отличается спецификой при организации хозяйственных связей и формировании договорных отношений между участниками различного рода договоров. Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом РФ, Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами, иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Отношения, связанные с организацией розничных рынков и осуществлением деятельности по продаже товаров на них, регулируются Федеральным законом от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации». Сфера законодательного регулирования торговой деятельности на протяжении длительного периода оставалась наиболее стабильной отраслью законодательства. Тем не менее, в связи с развитием рыночных отношений, появлением новых структур (в частности, торговых сетей) и формированием новых видов хозяйственных отношений между участниками торговой деятельности возникла необходимость дополнительного регулирования данной отрасли. С 2010 года основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определены Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

12 Предпринимательское право Российской Федерации / отв. ред. Е. П. Губин, П. Г. Лахно. М. : Юристъ, 2011. С. 22—23.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 2005. — С. 82.

2 Бусыгин., А. В. Предпринимательство. Основной курс. — М., 2007. — С. 18.

3. Шершеневич, Г. Ф. Учебник торгового права / по изданию 1914 г. — С. 24.

4. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. — М. : Советская энциклопедия, 1993. — С. 1345.

5. Новицкий, И. Б. Основы римского гражданского права. — М., 2002. — С. 61.

6. Дождев, Д. В. Римское частное право. — М. : НОРМА-ИНФРА-М, 2006. — С. 306.

7. Ровный, В. В. Проблемы единства российского частного права. — М., 2009. — С. 79—80.

8. Коммерческо-посредническая деятельность на товарном рынке / под общ. науч. ред. А. В. Зырянова. — М., 2005. — С. 12—14.

9. Предпринимательство/ под ред. В. Я. Горфинкеля, Г. Б. Поляка, В. А. Шван-дара. — М., 2008. — С. 33—52.

10. Пугинский, Б. И. Коммерческое право России. — М. : Юрайт, 2000. — С. 12.

11. Предпринимательское право Российской Федерации / отв. ред. Е. П. Губин, П. Г. Лахно. — М. : Юристъ, 2011. — С. 22—23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.