Научная статья на тему 'Субъекты коммерческого права, понятие и состав'

Субъекты коммерческого права, понятие и состав Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3897
361
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОММЕРЧЕСКОЕ ПРАВО / СУБЪЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бухонова И. Н.

В статье рассмотрены субъекты коммерческого права, их понятие и состав

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECTS OF COMMERCIAL LAW, CONCEPT AND COMPOSITION

The article describes the subjects of commercial law, their concept and composition.

Текст научной работы на тему «Субъекты коммерческого права, понятие и состав»

И.Н. Бухонова

СУБЪЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА, ПОНЯТИЕ И СОСТАВ

3. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

3.1. СУБЪЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА, ПОНЯТИЕ И СОСТАВ

Бухонова И.Н., старший преподаватель кафедры «Право» Димитровградского инженерно-технологического института-филиала НИЯУ МИФИ.

Аннотация: В статье рассмотрены субъекты коммерческого права, их понятие и состав.

Ключевые слова: коммерческое право, субъекты коммерческого права.

SUBJECTS OF COMMERCIAL LAW, CONCEPT AND COMPOSITION

Buhonova I.N., senior teacher of chair «Law» Dimitrovgrad's Engineering Technology Institute, a branch of NRNU MEPHI. Summary: The article describes the subjects of commercial law, their concept and composition.

Key words: commercial law, commercial law subjects.

Потребность в кардинальном обновлении российского законодательства, пришедшего на смену советскому праву, послужила стимулом развития юридической науки по различным теоретическим проблемам не только государства на и права. Особое место в этой сфере занимают проблемы гражданского и коммерческого права. Стремительно развивающийся фондовый рынок, частная собственность, взаимовыгодное государственно-частное партнерство стали объективной реальностью после проведения массовой приватизации государственного имущества. В условиях становления многоукладных рыночных отношений возникла необходимость выработки новых подходов повышения эффективности правового регулирования отношений в сфере производства, потребления - обмена, услуг и работ.

Слово «коммерция» нам достаточно знакомо, но часто оно трактуется необоснованно широко, как любая деятельность, связанная с извлечением прибыли. Отсюда и происходит деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие, которые мы встречаем в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Расхождение в трактовке рассматриваемого понятия восходит своими истоками еще к Древнему Риму, где под ius commercium понималось право участвовать в гражданском обороте, то есть быть субъектом всех имущественных правоотношений и участником соответствующих сделок[1], а собственно под commercium понималась торговля, торговые сношения.

Поэтому "Коммерческое право" изучает правовое регулирование торговли и торговой деятельности.

Не следует "коммерцию" и "предпринимательство" отождествлять, поскольку последнее - это значительно более широкое понятие; предпринимательская деятельность может быть не связана с торговлей товарами. Предпринимательством можно считать практически любую деятельность, направленную на извлечение прибыли.

Понятие субъекта коммерческого права основывается на учении частного права о лицах. Учение о лицах представлено единым понятием «лица», которое объединяет субъекты коммерческого, предпринимательского и гражданского права. Но каждая из названных отраслей права выделяет относительно одних и тех же субъектов правоотношений свои особенности.

1 Новицкий И.С., Перетерский И.С. Римское частное право.- М.:

Юриспруденция, 2005. С.90.

При определении особенностей избирается какой-либо критерий. Таким критерием является предмет и метод правового регулирования. Именно с помощью предмета и метода можно отграничить отрасли права.

В литературе имеются различные точки зрения по данному вопросу. Так, Г.Ф. Шершеневич считает, что предмет торгового (коммерческого) права составляют отношения, складывающиеся в результате осуществления торговой деятельности[2]. В других изданиях основное внимание при классификации субъектов коммерческого права уделяется определению не столько юридического (организационно-правовой формы), сколько функционального вида предпринимателя, определяемого его местом в торговом обороте и основным содержанием деятельности.

Для коммерческого права весьма важно не только выявить, но и закрепить не только функциональное, но и организационное и имущественное своеобразие участников торгового оборота.

Б.И. Пугинский также утверждает, что «для коммерческого права ... предметом является торговая деятельность»^3], т.е. торговые отношения.

Таким образом, в качестве критерия определения особенностей субъектов правоотношений можно избрать саму деятельность.

Особенности субъекта коммерческого (торгового) права можно усматривать на основании определения вида коммерческой организации. Б.И. Пугинский, подразделяет коммерческие организации на два вида: юридический вид и функциональный вид. При этом под юридическим видом понимается организационноправовая форма коммерческой организации. Функциональный вид - это вид, определяемый местом в торговом обороте и основным содержанием деятельности[4]. К юридическому виду согласно ГК РФ относятся хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, производственные кооперативы, унитарные предприятия. Все они включены в разряд коммерческих организаций. К числу субъектов коммерческого права в этом понимании отнесены индивидуальные предприниматели и крестьянские ф е рм е рски е хозя й ства[5[ О в ид е функциональном в

2

Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права.- М.: «Спар-так».1994.С.27-28

3

Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М.: Юрайт. 2000. С. 13-29.

4

Пугинский Б.И. Указ.соч. С. 38.

5 Постовой Н.В. Коммерческое право. Учебное пособие. М.: ИД «Юриспруденция», 2006. С. 33.

Социально-политические науки

1’2013

О виде функциональном в юридической литературе отсутствуют достаточные сведения. Профессор Б.И. Пугинский, разграничивая субъектов коммерческой деятельности и основываясь на функциональном виде организации, выделяет: независимые оптовые и посреднические организации, приобретающие право собственности на реализуемый с их участием товар; посреднические организации, не приобретающие прав собственности на товар, а оказывающие услуги, обеспечивающие доведение товара от изготовителя до потребителя; специальных участников рынка, занимающихся непосредственно организацией торгового оборота[6].

Г.Ф. Шершеневич без обозначения термина «функциональный» называет отдельные субъекты, относящиеся к данному виду. Однако это не имеет ярко выраженного характера. В частности, Г.Ф. Шершеневич называет таких участников торговых отношений, как торговое товарищество, торговый маклер, торговый агент. Их можно в какой-то мере отнести к функциональному виду в силу того, что их место и содержание деятельности отчасти определено в торговом обороте[7].

Порожденные естественным образом функциональные субъекты торговых отношений действуют на практике, но не находят закрепления в законодательстве России. Это связано, по-видимому, со старением научной мысли в области частного права, слабой связью науки частного права с реальной жизнью.

На этот счет Б.И. Пугинский справедливо замечает, что различения юридического и функционального видов «совершенно не разработаны в правовой науке, хотя они стали уже общепринятыми в практике»[8].

Т.А. Батрова, так же, выделяет несколько правовых форм предпринимательства, которым отдают предпочтение в сфере торговли: индивидуальное предпринимательство и предпринимательская деятельность коммерческих организаций. Определяющим фактором здесь являются: сфера торговой деятельности; масштабы и характер деятельности[ ]. Участников коммерческой деятельности она разделила на несколько групп: покупатели, продавцы и субъекты, сопутствующие торговле.

Продавцы - организации или индивидуальные предприниматели, реже физические лица, не имеющие статуса предпринимателя, реализующие товары и оказывающие услуги покупателю по договору купли-продажи.

Покупатели - юридические и физические лица, использующие, приобретающие, заказывающие либо имеющие намерение приобрести или заказать товары и услуги для производственных или личных, семейных и иного подобного использования, не связанного с предпринимательством.

Субъекты, содействующие торговле:

- торговые представители и посредники;

- организаторы торговли;

- субъекты, оказывающие сопутствующие торговле услуги.

Т.А. Батрова отмечает, что субъектами торгового права могут быть публично-правовые образования, а так же уполномоченные ими органы государственной власти и местного самоуправления и их должностные лица, которые вправе вмешиваться в эту сферу лишь в пределах предоставленных им полномочий[1 ].

Определяя видовое разнообразие субъектов коммерческого права, необходимо отметить, что в современной юридической литературе не наблюдается единого, сформировавшегося подхода по данному вопросу.

Для коммерческого права весьма важно не только выявить, но и закрепить не только функциональное, но и организационное и имущественное своеобразие участников торгового оборота.

Список литературы:

1. Батрова Т.А. Коммерческое право.-М.:Норма, 2005. 368с.

2. Новицкий И.С, Перетерский И.С. Римское частное право.-М.: Юриспруденция, 2005.448с.

3. Постовой Н.В.Коммерческое право. Учебное пособие.-М.:ИД «Юриспруденция», 2006.188с.

4. Пугинский Б.И. Коммерческое право России. -М.: Юрайт, 2000.66с.

5. Пугинский.Б.И. Коммерческое право России. Учебник.- М.: «Зерцало-М», 2005.316с.

6. Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права.-М.: «СПАРК», 1994. 262с

6 Пугинский.Б.И. Коммерческое право России. Учебник. М.:

«Зерцало-М», 2005. С.45.

7 Постовой Н.В. Указ.соч.С.34. --------------------------------

8 Пугинский Б.И. Указ.соч. С. 38.

9 10

Батрова Т.А. Коммерческое право-М.: Норма, 2005.С.28. Батрова Т.А. Указ.соч. С.29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.