Научная статья на тему 'Торговля и предпринимательство: особенности и правовое регулирование'

Торговля и предпринимательство: особенности и правовое регулирование Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2551
403
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОВАР / ТОРГОВЛЯ / КОММЕРЦИЯ / ТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЪЕКТ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ / ТОРГОВЫЙ ОБОРОТ / ПРОДАЖА ТОВАРОВ / ФУНКЦИИ ТОРГОВЛИ / ИННОВАЦИИ / ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО / ТОРГОВОЕ (КОММЕРЧЕСКОЕ) ПРАВО / GOODS / TRADE / COMMERCE / TRADE ACTIVITY / ECONOMIC ACTIVITY / BUSINESS ACTIVITY / OBJECT OF THE CIVIL RIGHTS / TRADE TURNOVER / SALE OF GOODS / FUNCTIONS OF TRADE / INNOVATION / CIVIL LAW / COMMERCIAL LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Высоцкая Елена Ивановна

В настоящей статье на базе действующего законодательства и обширной юридической научной и учебной литературы соотносятся понятия торговли и предпринимательства, выявляются отличительные особенности торговой деятельности и обосновывается необходимость специального правового регулирования торговли как особого вида предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trade and business: features and legal regulation

In the article concepts of trade and business correlate on the basis of the current legislation and extensive legal scientific and educational literature; distinctive features of trade activity are revealed, and need of special legal regulation of trade as a special type of business activity is grounded.

Текст научной работы на тему «Торговля и предпринимательство: особенности и правовое регулирование»

УДК: 347.7

ББК: 67

Высоцкая Е.И.

ТОРГОВЛЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ОСОБЕННОСТИ И ПРАВОВОЕ

РЕГУЛИРОВАНИЕ

Vysotskaya E.I.

TRADE AND BUSINESS: FEATURES AND LEGAL REGULATION

Ключевые слова: товар, торговля, коммерция, торговая деятельность, экономическая деятельность, предпринимательская деятельность, объект гражданских прав, торговый оборот, продажа товаров, функции торговли, инновации, гражданское право, торговое (коммерческое) право.

Keywords: goods, trade, commerce, trade activity, economic activity, business activity, object of the civil rights, trade turnover, sale of goods, functions of trade, innovation, civil law, commercial law.

Аннотация: в настоящей статье на базе действующего законодательства и обширной юридической научной и учебной литературы соотносятся понятия торговли и предпринимательства, выявляются отличительные особенности торговой деятельности и обосновывается необходимость специального правового регулирования торговли как особого вида предпринимательской деятельности.

Abstract: In the article concepts of trade and business correlate on the basis of the current legislation and extensive legal scientific and educational literature; distinctive features of trade activity are revealed, and need of special legal regulation of trade as a special type of business activity is grounded.

Товары, являясь объектом гражданских прав1, хотя и не названы в этом качестве законодателем в статье 128 ГК РФ, выступают предметом торговой (коммерческой) деятельности (торговли). Особые свойства товаров, как объекта гражданских прав, технологии их изготовления, закупок и продвижения в торговый оборот превращают торговлю в отдельный вид предпринимательской деятельности. Однако нередко понятия коммерции и предпринимательства в юридической науке используют как синонимы, не разделяя их, что, несомненно, является неверным. Как отмечает Л.В. Андреева, смешение понятий коммерческой и

1См. об объектах гражданских прав также: Чего-вадзе, Л.А. Гражданско-правовая категория объекта // Законодательство. - 2003. - № 1. - С. 3.; Кондратьева, Е.А. Система объектов ИС и основания их классификации // Право интеллектуальной собственности. - 2010. - № 1. - С. 3-13; Кондратьева, Е.А. Объекты интеллектуальных прав и их правовой режим. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. к.ю.н. - М.: Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2010.

предпринимательской деятельности происходит вследствие ошибочного использования терминологии при делении юридических лиц на коммерческие и некоммерческие, и потому важно понять, что коммерческая (торговая) деятельность - лишь вид предпринимательской деятельности2. И в первую очередь, требуется обособление правовых норм, регулирующих торговые операции, их «специализация»: отношения по купле-продаже товаров в сфере коммерции должны регулироваться нормами торгового права, в то время как купля-продажа вещей, не отвечающих признакам правового режима товаров, — нормами гражданского права. В обоснование занятой позиции считаем необходимым соотнести понятия предпринимательской и торговой деятельности и выделить особые черты торговли, позволяющие отличать ее от иных видов предпринимательства.

2Андреева, Л.В. Коммерческое (торговое) право: Учебник, третье издание, доп. и перераб. - М., 2012. -С.1-2.

Отношения по поводу товаров - особых объектов гражданских прав1 регулируются нормами как торгового, так и гражданского права. При этом, как справедливо отмечено в юридической литературе, по отношению к нормам гражданского права, нормы торгового права являются специальными, то есть они подлежат применению к коммерческим отношениям в первую очередь, имеют приоритет в случае противоречий с гражданско-правовыми нормами, и лишь при отсутствии надлежащих норм торгового права, применяются субсидиарно нормы гражданско-правовые2.

В литературе отмечается, что принятие самостоятельного Закона о торговле (далее по тексту - Закон) является выражением признания государством особого значения торговли не только для сферы товарного обращения и для удовлетворения ежедневных потребностей населения в товарах, но и для экономики в целом3, что торговля является важнейшей составной частью, как экономики в целом, так и жизни общества, в

4

частности ..., является прототипом предпринимательства, представляя из себя не столько правовое, сколько, прежде всего, экономическое и социо-культурное явле-ние5..., является одной из крупнейших отраслей экономики любой страны, как по объему деятельности, так и по численности занятого в ней персонала, и предприятия

этой отрасли являются наиболее массовы-

6

ми .

1 См. об этом также: Чеговадзе, Л.А., Высоцкая, Е.И. Продовольственные товары как объекты оборота // Коммерческое право. - 2012. - Т. 10. - № 1. - С. 107-115.

2 Дойников, И.В. Предпринимательское (хозяйственное) право. - М.: Нолидж-Брандес, 1998. - С.22

3 Щур-Труханович, Л.В. Цели Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ»: анализ теоретических и практических проблем // Торговое право. - 2011, № 4, 5 // СПС КонсультантПлюс, 2013.

4 Торговля в Нижегородском крае в XVII - начале XX века: Учебно-методическое пособие. - Н. Новгород, 2007. - С.3

5 Ровный, В.В. Проблемы единства российского частного права. - Иркутск: изд-во Иркутского университета, 1999. - С.79.

6 Никитин, С.А. Понятие и сущность торгового ме-

неджмента // Бизнес и право: Проблемы науки и

практики: Материалы Всероссийской научно-

практической конференции. 25-26 марта 2011 года. -

Н.Новгород: НКИ, 2011. - С.208.

Согласно второй статье Закона торговая деятельность (далее по тексту - торговля) понимается как вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров, и делится на оптовую и розничную. Сферой торговли, по мнению Б.И. Пугинского, является отличная от сферы гражданского оборота область -общий процесс реализации производимых или заготавливаемых для продажи товаров, создающий региональные и мировой рынки . В.Ф. Попондопуло, например, считает, что продажа товаров - лишь один из видов предпринимательской деятельности и возможных источников извлечения прибыли8. Однако по справедливому мнению Б.И. Пу-гинского, торговля выступает главным среди иных видов предпринимательской деятельности .

Следует отметить, что понятие предпринимательства, только появившись, кардинально отличалось от современного понятия, закрепленного действующим Гражданским кодексом РФ. Это понятие было введено французом Контильоном в 19 веке и связывалось с новаторством, хозяйственной инициативой, внедрением новых технологий, проведением структурных усовершенствований на производстве или в отрас-ли10. В.И. Даль в Толковом словаре характеризует предпринимателя, как человека, имеющего намерение осуществления какого либо нового дела, выполнению чего-то существенного, значительного. По утверждению В.В. Ровного, предпринимательство, будучи определенной деятельностью, представляет собой вид социальной активности, проявляющей себя вовне в форме активных и волевых поведенческих актов11. С.Э. Жи-

7 Пугинский, Б.И. Договорное регулирование цен на товары // Коммерческое право. - № 1(10). - 012. - С.9.

8 Коммерческое право: актуальные проблемы и перспективы развития: Сборник статей к юбилею доктора юридических наук, профессора Б.И. Пугин-ского // сост. Е.А. Абросимова, С.Ю. Филиппова. -М.: Статут, 2011 / СПС КонсультантПлюс, 2013.

9 Пугинский, Б.И. Коммерческое право России: Учебник. - М.: Зерцало, 2013- С.16.

10 Пугинский, Б.И. Договорное регулирование цен на товары // Коммерческое право. - № 1(10). - 2012. - С.6.

11 Ровный, В.В. Проблемы единства российского частного права - Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1999. - С.79 - 111.

линский характеризует предпринимательство как способ хозяйствования, который в результате многовековой эволюции утвердился в экономике развитых стран и имеет свои самостоятельные функции:

- ресурсную;

- организаторскую;

- творческую, связанную с новаторст-

вом1.

Выражаются эти функции в том, что для того, чтобы заниматься предпринимательской деятельностью, необходимы и объективные, и субъективные факторы. Предприниматель должен быть личностью особого склада - уметь рисковать, организовывать и себя, и других людей, а также процесс деятельности.

С этим утверждением, с одной стороны, нельзя не согласиться, так как, действительно, дабы успешно заниматься предпринимательством, индивиду необходимо иметь все названные выше качества, но, на наш взгляд, одних этих качеств для успеха явно недостаточно. Каким бы деятельным и целеустремленным отдельный субъект не был, для успешного предпринимательства ему обязательно необходимы определенные ресурсы - материальные либо нематериальные активы, которые послужат базой для осуществления данным целеустремленным индивидом предпринимательской деятельности. Это могут быть ресурсы различного рода, но, одно несомненно, - ресурсы должны быть в наличии и должны пользоваться спросом. Товары — это особые ресурсы, они характеризуются массовым спросом, сезонностью спроса, его изменчивостью в зависимости от предпочтений потребителя, успешности рекламных акций и других весьма специфичных причин. Торговец обязан это учитывать и строить свою политику, ориентируясь именно на те особенности, что присущи товару, как торговому ресурсу.

Помимо этого залогом успеха в предпринимательстве - то есть достижения основной цели своей деятельности - систематического получения прибыли, является

1 Жилинский, С.Э. Правовая основа предпринимательской деятельности (предпринимательское право). Курс лекций.-М.:НОРМА-ИНФРА-М. - 1998. -С. 39.

внедрение и активное использование инноваций, что, к сожалению, осуществляется не всеми предпринимателями, и объясняется это, на наш взгляд, тем, что внедрение инноваций всегда влечет значительную опасность повышения рисков, а не все предприниматели готовы и способны рисковать. Но, как отмечается, риски и инновации всегда тесно взаимосвязаны2, а для резкого повышения глобальной конкурентоспособности российской экономики необходим обязательный переход на новую технологическую базу, основанную на передовых разработках в области био- и нанотехнологий3. При этом, однако, как отмечает И.Д. Клочков, инновация - это не любое всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы4. Что касается темы предпринятой нами работы, в качестве примера инновации можно привести появление на рынке новых товаров с существенно новыми потребительскими качествами - например, фены для сушки волос с функцией ионизации, позволяющие не только не ухудшать качество волос при сушке, а еще и улучшать их состояние, или телевизоры с функцией 3-4 Д, электронные книги, мобильные телефоны и смартфоны, вытеснившие пейджеры и т.п. Подобных примеров может быть множество, так как с развитием науки и техники на рынке появляются все новые и новые товары, которые несколько лет назад сложно можно было даже представить потребителю. Торговец, чтобы быть успешным, должен быть готовым к переменам товарного ассортимента, должен своевременно реагировать на эти перемены,

2 Клочков, И.Д. Инновационная составляющая в структуре внешней торговли // Бизнес и право: Проблемы науки и практики: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 25-26 марта 2011 года. - Н.Новгород: НКИ, 2011. - С.135.

3 Газеев, А.В. Интеллектуальные ресурсы в глобальной экономике и их роль в развитии внешнеэкономической деятельности РФ: Дис. канд. экон. н.: -М., 2010.

4 Клочков, И.Д. Инновационная составляющая в структуре внешней торговли // Бизнес и право: Проблемы науки и практики: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 25-26 марта 2011 года. - Н.Новгород: НКИ, - 2011 - С.132.

уметь проводить различного рода акции, чтобы своевременно реализовать морально устаревающие торговые ресурсы. К числу инноваций можно также отнести новые способы и приемы торговли — дистанционная торговля по образцам, торговые операции в сети Интернет, создание Интренет-магазинов и т.п.

Продолжая тему предпринимательской деятельности, следует отметить, что важным является обстоятельство, что определение предпринимательской деятельности дается именно в Гражданском кодексе, в статье второй ГК РФ, определяющей отношения, регулируемые гражданским законодательством, что еще раз подтверждает факт, что на любые предпринимательские отношения распространяются нормы гражданского права.

К сожалению, при этом, как справедливо подмечают ученые, в легальном определении предпринимательской деятельности в ГК РФ не отражено, что, прежде всего, предпринимательская деятельность - вид экономической деятельности, и это позволяет в отрыве от конституционной нормы весьма произвольно трактовать предприни-мательство1. Согласно действующему ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Таким образом, основания для разграничения понятий торговой и предпринимательской деятельности содержатся в самом законе - среди иных видов предпринимательства прямо названа деятельность по продаже товаров - торговля.

При этом как вид предпринимательской деятельности торговля существенно отличается от иных видов предпринимательства. В качестве одной из характерных особенностей торговли Л.В. Андреева, глубоко исследующая эту тему, называет большую подвижность и изменчивость в

1 Жилинский, С.Э. Правовая основа предпринимательской деятельности (предпринимательское право). Курс лекций.- М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998. - С. 43-44.

применении форм, методов и способов продаж товаров2. Кроме этого, Л.В Андреева отмечает, что основным договором в торговле является договор купли-продажи3, в то время как гражданское право задействует множество договорных конструкций, и сказать о преобладании какой-либо одной нельзя.

Б.И. Пугинский называет две характерные функции торговли:

- торговля обеспечивает удовлетворение платежеспособной потребности в продукции, производимой в целях продажи, и потому принимающей вид товара;

- вторая функция торговли состоит в возмещении продавцу в деньгах цены товара, включенного в сферу товарного обращения .

Таким образом, Б.И. Пугинский подчеркивает, и это надо признать, что продукция и товар - несовпадающие понятия и лишь при включении в товарооборот, продукция становится товаром. В пользу этой позиции говорит и тот факт, что для индивидуализации товаров (не продукции) законодательно предусмотрены особые средства индивидуализации - товарные знаки и наименования мест происхождения товаров5. Л.В. Андреева также уточняет, что торговля не сводится только к торговым операциям по купле-продаже товаров, а включает в себя и многочисленные услуги, оказываемые производителям товаров и покупателям . Все это лишний раз подтверждает, что для правового регулирования торговли требует-

2 Андреева, Л.В. Новый этап в развитии коммерческого (торгового) права России // Бизнес и право: Проблемы науки и практики: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 25-26 марта 2011 года. - Н.Новгород: НКИ, 2011. - С.26.

3 Андреева, Л.В. Цена в торговом договоре // Коммерческое право. - № 1(10). - 2012. - С. 16.

4 Пугинский, Б.И. Договорное регулирование цен на товары // Коммерческое право. - № 1(10). - 2012. -С. 9.

5 См. об этом подробнее: Кондратьева, Е.А. Товарный знак как средство индивидуализации товаров // Коммерческое право. - 2012. - № 1(10). - С. 126-136.; Кондратьева, Е.А. Особенности правового режима наименования места происхождения товара // Юрист. - 2011. - № 8. - С. 15-19.

6 Андреева, Л.В. Коммерческое (торговое) право: Учебник, третье издание, доп. и перераб. - М., 2012. -С.1.

ся обособление правовых норм и средств правового регулирования, их систематизации в качестве коммерческого права. Так, например, пора на законодательном уровне закрепить понятия торговой деятельности и торгового оборота. В юридической литературе отмечается, что современный торговый оборот в России представляет собой сложную систему взаимоотношений между его участниками, которой свойственна многовариантность поведения субъектов1. При этом ученые считают, что понятия «торговая деятельность» (торговля) и «торговый оборот» следует разграничивать, так как понятие «торговый оборот» является более узким по сравнению с понятием «торговая деятельность»2. По мнению упомянутого автора, торговый оборот - это совокупность юридических сделок, направленных на осуществление посреднической деятельности в ходе реализации товара, предполагающий переход права собственности на товар (купля-продажа, поставка) от одного субъекта права к другому непосредственно или при содействии посредников3.

В то время как торговая деятельность как деятельность по реализации товара, предполагающая изменение принадлежащего собственнику капитала с товарной формы на денежную и, наоборот, переход права

1 Сидорова, Т.Э. Реализация принципа свободы договора в торговом обороте // Коммерческое право: актуальные проблемы и перспективы развития: Сборник статей к юбилею доктора юридических наук, профессора Б.И. Пугинского; сост. Е.А. Абросимова, С.Ю. Филиппова) / Статут, 2011 / СПС Кон-сультантПлюс, 2013.

2 Абросимова, Е.А. Торговый оборот и специальные субъекты коммерческого права // Коммерческое право: Актуальные проблемы и перспективы развития: Сборник статей к юбилею доктора юридических наук, профессора Б.И. Пугинского; сост. Е.А. Абросимова, С.Ю. Филиппова) / Статут, 2011 / СПС Кон-сультантПлюс, 2013.

3 См. об этом также: Чеговадзе, Л.А. О нормативно-волевых основаниях и правовых формах действий, признаваемых сделками // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2012. - № 3. - С. 101-104.; Чеговадзе, Л.А., Кондратьева, Е.А. Действия по исполнению договорных обязательств // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2008. - № 1. - С. 73-78.; Чеговадзе, Л.А. О формальной определенности действий субъектов гражданского права // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2012. - № 11. -С. 82-88.

собственности на товар, включает в себя следующие процессы:

- исследование рынка;

- сбыт изготовителем производимого товара и приобретение его потребителем;

- посредническую деятельность .

Кроме этого, как отмечает Л.А. Чего-

вадзе, следует различать не только понятия торговой и предпринимательской деятельности, но и понятия экономической и предпринимательской деятельности, так как Конституция Российской Федерации в статье 34 разделяет понятия экономической и предпринимательской деятельности, устанавливая, что «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности»5. Таким образом, каждый субъект прав вправе действовать в своих интересах, в том числе при осуществлении торговой, предпринимательской и экономической деятельности при условии, что не выходит за пределы закона. По мнению проф. Чеговадзе Л.А., свобода усмотрения участников гражданских правоотношений при осуществлении принадлежащих им прав ограничена, в первую очередь, недопустимостью удовлетворения своего интереса вредоносным для другого лица дейст-вием6. В сфере торговли — это недопустимость ограничения конкуренции, недопустимость ценовых сговоров торговцев и т.п.

Представляется, что с обособленно-

4 Абросимова, Е.А. Торговый оборот и специальные субъекты коммерческого права // Коммерческое право: актуальные проблемы и перспективы развития: Сборник статей к юбилею доктора юридических наук, профессора Б.И. Пугинского; сост. Е.А. Абросимова, С.Ю. Филиппова) / Статут, 2011 / СПС Кон-сультантПлюс, 2013.

5 Чеговадзе, Л.А. К Вопросу о соотношении понятий предпринимательской и экономической деятельности // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Право. - 2001. - № 2. - С. 41-48.

6 Чеговадзе, Л.А. Свобода усмотрения при осуществлении субъективного гражданского права и ее пределы // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Право. - 2002. - № 1. -С. 188-200.; См. об этом также: Чеговадзе, Л.А. Система и состояние гражданского правоотношения / Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. д-ра юр. н. // Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. - М., 2005

стью торговли от иных видов предпринимательской деятельности нельзя не согласиться в силу действительного наличия характерных отличий торговой деятельности от предпринимательской деятельности и гражданского оборота, по причине специфики торговли. Этот факт подтверждает и Указ Президента РФ от 15.03.2000 № 511 "О классификаторе правовых актов", в котором торговля (090.100.000) отделена от гражданского права (030.000.000) и выступает отдельно от него - подвидом хозяйственной деятельности.

Также о самостоятельности торговой деятельности и отделенности ее от гражданского права и предпринимательской деятельности в целом свидетельствует и наличие особого министерства - промышленности и торговли, регулирующего, в том числе, и вопросы торговли. На наш взгляд, создание подобного министерства вызвано именно специфичными особенностями торговой деятельности, в сфере которой складываются отношения, требующие особого правового регулирования.

К примеру, Приказом Минпромторга России № 422 «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011 - 2015 годы и период до 2020 года» от 31 марта 2011 г. утверждена Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2011 - 2015 годы и период до 2020 года. Главным в данной стратегии является направленность на совершенствование государственного регулирования в сфере торговли с целью развития торговой деятельности и формирования эффективной торговой политики в Российской Федерации и реализация Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Согласно поставленной цели стратегия должна обеспечить создание эффективной товаропроводящей системы, соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики России. При этом основная цель Стратегии - максимальное полное удовлетворение потребностей населения в услугах торговли (физическая доступность, ценовая доступность товаров, высокое качество товаров и услуг) путем создания эффективной товаропроводящей

инфраструктуры (широкий географический охват, большая пропускная способность, низкие удельные издержки), соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики Российской Федерации .

Таким образом, исходя из поставленной на государственном уровне цели, можно сделать вывод о действительно высоком значении торговой деятельности и необходимости совершенствования механизмов ее осуществления. Это делается для того, чтобы население на всей территории Российской Федерации обеспечивалось товарами надлежащего качества, по цене, соответствующей качеству товара и уровню дохода населения, имело бы возможность приобретать необходимые товары по мере потребности в месте своего проживания.

Подводя итоги исследования, можно сделать однозначный вывод о несовпадении понятий торговой (коммерческой) и предпринимательской деятельности, а также о самостоятельности торговой деятельности и необходимости ее регулирования нормами торгового права. Как справедливо подмечено в литературе, основу торговли, как вида экономической деятельности образуют отчуждение // приобретение товаров, то есть вещей, которые представляют собой потребительские товары или товары народного потребления2.

Но, с другой стороны, можно с уверенностью сказать, что торговая деятельность, хоть и обладающая спецификой, но все же - разновидность предпринимательской деятельности, основу регулирования которой составляют нормы гражданского права. Исходя из этого, торговля, являясь разновидностью предпринимательской деятельности в силу законодательного веления, обладает только ей присущими признаками, и помимо торгового также регулируется гражданским правом. Гражданский кодекс РФ прямо устанавливает, что отношения, связанные с торговлей товарами, хотя и

1 http://www.minpromtorg.gov.ru/ministry/strategic/ sectoral/

2 Кондакова, А.А. Национальный стандарт «Услуги торговли. Общие требования»: услуга услуге рознь // Торговое право. - 2011. - № 2 / СПС КонсультантП-люс, 2013.

имеют свои особенности, но регулируются гражданским правом. В первую очередь, гражданское право устанавливает общий правовой режим вещей и содержит нормы, позволяющие определить особый правовой режим товаров, входящих в состав вещей, как их разновидность. Поэтому, если товар представляет собой разновидность вещей как объектов гражданских прав, логичен вывод о необходимости следующих изме-

нений ст. 128 ГК: «К объектам гражданских прав относятся вещи, включая товары, деньги и ценные бумаги» и далее по тексту. В то время как нормы коммерческого права должны содержать общее определение товара, именно как предмета торгового оборота, а также нормы, на основании которых могут формироваться специальные правовые режимы оборота различного рода.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Абросимова, Е.А. Торговый оборот и специальные субъекты коммерческого права // Коммерческое право: актуальные проблемы и перспективы развития: Сборник статей к юбилею доктора юридических наук, профессора Б.И. Пугинского; сост. Е.А. Абросимова, С.Ю. Филиппова / Статут, 2011 / СПС КонсультантПлюс, 2013.

2. Андреева, Л.В. Новый этап в развитии коммерческого (торгового) права России // Бизнес и право: Проблемы науки и практики: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 25-26 марта 2011 года.- Н.Новгород: НКИ, 2011.

3. Андреева, Л.В. Коммерческое (торговое) право: Учебник. - Третье издание, доп. и перераб. - М., 2012.

4. Андреева, Л.В. Цена в торговом договоре // Коммерческое право. - № 1(10). - 2012.

5. Газеев, А.В. Интеллектуальные ресурсы в глобальной экономике и их роль в развитии внешнеэкономической деятельности РФ: Дис. ... кандидата экономических наук. - М., 2010.

6. Дойников, И.В. Предпринимательское (хозяйственное) право. - М.: Нолидж-Брандес,

1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Жилинский, С.Э. Правовая основа предпринимательской деятельности (предпринимательское право): Курс лекций. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998.

8. Клочков, И.Д. Инновационная составляющая в структуре внешней торговли // Бизнес и право: Проблемы науки и практики: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 25-26 марта 2011 года. - Н.Новгород: НКИ, 2011.

9. Коммерческое право: актуальные проблемы и перспективы развития: Сборник статей к юбилею доктора юридических наук, профессора Б.И. Пугинского; сост. Е.А. Абросимова, С.Ю. Филиппова / Статут, 2011 / СПС КонсультантПлюс, 2013.

10. Кондакова, А.А. Национальный стандарт «Услуги торговли. Общие требования»: услуга услуге рознь // Торговое право. - 2011. - № 2 / СПС КонсультантПлюс, 2013.

11. Кондратьева, Е.А. Товарный знак как средство индивидуализации товаров // Коммерческое право. Научно-практический журнал. - 2012. - № 1(10).

12. Кондратьева, Е.А. Особенности правового режима наименования места происхождения товара // Юрист. - 2011. - № 8.

13. Кондратьева, Е.А. Система объектов ИС и основания их классификации // Право интеллектуальной собственности. - 2010. - № 1.

14. Кондратьева, Е.А. Объекты интеллектуальных прав и их правовой режим: Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ю.н. - М.: Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2010.

15. Никитин, С.А. Понятие и сущность торгового менеджмента // Бизнес и право: Проблемы науки и практики: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2526 марта 2011 года. - Н.Новгород: НКИ, 2011.

16. Пугинский, Б.И. Договорное регулирование цен на товары // Коммерческое право. -№ 1(10). - 2012.

17. Пугинский, Б.И. Коммерческое право России: Учебник. - М.: Зерцало, 2013.

18. Ровный, В.В. Проблемы единства российского частного права. - Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1999. -С.79.

19. Сидорова, Т.Э. Реализация принципа свободы договора в торговом обороте / Коммерческое право: актуальные проблемы и перспективы развития: Сборник статей к юбилею доктора юридических наук, профессора Б.И. Пугинского; сост. Е.А. Абросимова, С.Ю. Филиппова / Статут, 2011 / СПС КонсультантПлюс, 2013.

20. Торговля в Нижегородском крае в XVII- начале XX века: Учебно-методическое пособие. - Н.Новгород, 2007

21. Чеговадзе, Л.А. О нормативно-волевых основаниях и правовых формах действий, признаваемых сделками // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2012. - № 3. - С. 101-104.

22. Чеговадзе, Л.А., Кондратьева, Е.А. Действия по исполнению договорных обязательств // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2008. - № 1. - С. 73-78.

23. Чеговадзе, Л.А. О формальной определенности действий субъектов гражданского права // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2012. - № 11.

24. Чеговадзе, Л.А. К Вопросу о соотношении понятий предпринимательской и экономической деятельности // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Право. - 2001. - № 2.

25. Чеговадзе, Л.А. Свобода усмотрения при осуществлении субъективного гражданского права и ее пределы // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Право. - 2002. - № 1.

26. Чеговадзе, Л.А. Система и состояние гражданского правоотношения / Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук // Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. - Москва, 2005.

27. Чеговадзе, Л.А. Гражданско-правовая категория объекта // Законодательство. - 2003. - № 1.

28. Чеговадзе, Л.А., Высоцкая, Е.И. Продовольственные товары как объекты оборота // Коммерческое право. Научно-практический журнал. - 2012. - Т. 10. - № 1. - С. 107-115.

29. Щур-Труханович, Л.В. Цели Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ»: Анализ теоретических и практических проблем // Торговое право. - 2011. - № 4, 5 // СПС КонсультантПлюс, 2013.

30. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minpromtorg.gov.ru/ministry /strategi с^еСога!/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.