ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2012. № 1
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
Е.А. Абросимова, кандидат юридических наук, доцент кафедры коммерческого права и основ правоведения юридического факультета МГУ*
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА
ОРГАНИЗАТОРОВ ТОРГОВОГО ОБОРОТА В РОССИИ
В структуре коммерческого права большую роль играют организаторы торгового оборота, к числу которых относят товарные биржи, оптовые ярмарки, оптовые продовольственные рынки и выставки и др. В статье анализируются историческое развитие института организаторов торгового оборота и правовое регулирование организаторов торговли в разные исторические периоды России и европейских стран (XV—XXвв.).
Ключевые слова: организатор торгового оборота; история; купечество; организация торговли; ассоциация; торговый союз; торгово-промышленная палата; товарная биржа; рынок; ярмарка.
In the structure of commercial law an important role play organizers of trade, which include commodity exchanges, wholesale fairs, wholesale food markets and exhibitions, etc. The article analyzes the historical development of the institute organizers of trade and law regulation of organizersof trade in different historical periods in Russia and European countries (XX—XV).
Keywords: organizer of trade; history; merchants; trade organization; association; trade union; chamber of commerce; commodity exchange; market fair.
В данной статье предпринята попытка исследовать историческое развитие субъектов торгового права, относящихся к категории организаторов торгового оборота. К их числу относятся прежде всего разного рода ассоциации (союзы), выставки, ярмарки, биржи и торговые палаты.
Исторический взгляд на роль и место организаторов торгового оборота позволит более четко определить их функциональное назначение в современной россии.
Исторически юридические лица, которые сейчас относятся к разряду специальных субъектов торгового права, возникли гораздо раньше, чем предшественники современных коммерческих организаций. Еще в законах XII таблиц в римском праве упоминались профессиональные объединения ремесленников. В римском праве эти организации носили название universitas или collegium, что фактически означало корпорации.
Дошедшие до нас источники свидетельствуют о том, что уже в VI в. до н.э. в римском обществе создавались профессиональные союзы ремесленников, булочников, швейников и т.д.1 «Исследователи полагают, что все вольные союзы, когда-либо существовавшие в Риме, носили публичный характер и возникли на почве публичного права»... «В императорское время и позднее, в постклассическую эпоху, образовались наследственные цехи, члены которых вместе с их потомками обязаны были отправлять известное ремесло как повинность в пользу государства, которое за это освобождало их от несения других тягот. Таковы были коллегии ремесленников, хлебопеков и булочников, корабельщиков в Риме и провинциях»... «Коллегии, которые не были прямо учреждены правительством, а образовывались самими ремесленниками, благодаря единству ремесленной или промышленной специальности, приобретали тот же принудительный характер»2.
Мысль о принудительном вовлечении людей в профессиональные объединения возникла в постклассический период развития римского права в результате хозяйственного и общественного развития в целях стабилизации хозяйства и укрепления государства. Членство в этих объединениях было постоянным, оно сохранялось до конца жизни. В сущности, эти объединения представляли собой посреднические институты, которые связывали римских ремесленников, работников и торговцев с государством. Членскими билетами служили клейма, нанесенные на тела членов3. Развитие товарно-денежных отношений потребовало замены «союзов принудительных союзами добровольными», создаваемыми для достижения общих целей их участников4.
Аналогичные цели стояли и перед средневековыми цеховыми объединениями5, а также появившимися за рубежом первыми саморегулируемыми организациями. В частности, последние по сути осу-
1 Римское частное право: Учебник / Под ред. И.Б. Новицкого, И.С. Перетерского. М., 2006. С. 95 (автор главы — Е.А. Флейшиц).
2 Козлова Н.В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории: Учебное пособие, М., 2003. С. 49, 51.
3 Пухан И., Поленак-Акимовская М. Римское право / Под ред. В.А. Томсинова. М., 2000. С. 96.
4 Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права, М., 1998. С. 144.
5 Здесь следует согласиться с замечанием критиковавшихся нами ранее С.А Зин-ченко и В.В. Галова о том, что цеховые объединения «предопределяли не только процесс производства, но и вторгались в регулирование семейным, личных и имущественных отношений» (Зинченко С.А., Галов В.В. Саморегулируемые организации в законодательстве России: проблемы и решения // Корпорации и учреждений: Сб. ст. / Отв. ред. М.А. Рожкова. М., 2007С. 100 (сноска 2)) с тем необходимым уточнением, что в те времена существовало совсем иное понимание соотношения публичного и частного в праве. Аналогичным образом наличие властных (публичных) функций у общественных организаций в советское время не может считаться аргументом в современном споре, поскольку очевидны известные отличия советского строя и советской организации хозяйства от современных (см.: Зинченко С.А., Галов В.В. Указ. соч.; Павлодский Е.А. Саморегулируемые организации: мода или тенденции // Право и экономика. 2003. № 3).
ществляли функцию лицензирования соответствующей профессиональной деятельности, однако членство в них не было обязательным, поскольку лицензирование продолжало существовать, а саморегулирование было ему лишь альтернативой6. Более того, есть немало примеров, когда профессионалы объединялись в саморегулируемые организации в целях создания единых правил собственной деятельности, которые на тот момент даже не были утверждены государством. В частности, в США в 1906—1912 гг. были образованы «комитеты бдительности», которые по собственным критериям выявляли недобросовестную рекламу7.
История правового регулирования коммерческой деятельности связана с историей правового регулирования добровольных обществ, ассоциаций и торговых союзов в России.
В дореволюционной России предшественниками современных объединений юридических лиц можно считать объединения физических лиц-коммерсантов, представителей торгово-промышленных кругов. Необходимость объединения для защиты и представительства интересов этих кругов была вызвана развитием в стране капиталистических, рыночных отношений. Способом организации торговцев с XV в. были купеческие сотни, а с XVIII в. — гильдии8. Так, указом Петра I было предусмотрено объединение купцов в «кумпанства», которые в основном занимались строительством кораблей речного и морского флота.
С 1742 г. купеческое сословие разделилось на три гильдии9. В 1824 г. издается манифест об устройстве гильдий, четко разделявший принципы организации различных гильдий10. В соответствии с «Положением о пошлинах на право торговли и других промыслов» 1863 г. торговля должна была осуществляться на основании специальных свидетельств и билетов11. Выделялись купеческие свидетельства первой гильдии для оптовой и второй гильдии — для розничной. Для розничной продажи товаров повседневного спроса, ярмарочной торговли и т.п. свидетельства не требовались. Оптовая торговля велась преимущественно на гостиных дворах, а розничная сосредотачивалась в рядах — на рынках и ярмарках.
Проблемы, связанные с деятельностью купеческих объединений и предпринимательских союзов, с экономической и юридической
6 Грачев Д. О. Саморегулируемые организации: проблемы определения правового статуса // Журнал российского права. 2004. № 1.
7 См.: Саморегулирование: Пособие для предпринимателей / Под общ. ред. П.В. Крючковой. М., 2002. С. 9.
8 См.: Проценко Ю.Л. Древнерусское государство и право. Волгоград, 2000. С. 23.
9 См.: Беловинский Л.В. Энциклопедический словарь российской жизни и истории: XVIII — начало XX в. М., 2003. С. 387.
10 Дополнительное постановление «Об устройстве гильдий и о торговле прочих состояний» от 14 ноября 1824 г. // ПСЗЛ. 1824.Т. 39. № 30115.
11 ПСЗ-2 РИ. Т. 38. 1863. № 39118; Т. 40. 1865. № 41779.
точки зрения рассматривал в своих работах Е.С. Лурье. Под предпринимательскими союзами он понимал все виды предпринимательских объединений, имеющих своей задачей защиту интересов предпринимателей как таковых12.
Так, в 1902 г. было учреждено «Общество для продажи изделий Русских Металлургических заводов» (сокращенно «Продамет»), имеющее целью торговлю чугуном, сталью, железом и вообще всякого рода изделиями металлургической промышленности»13.
Большую роль в развитии объединений предпринимателей того времени имели Временные правила о порядке учреждения обществ и союзов от 4 марта 1906 г. До этого не было общего закона об обществах и союзах. В каждом конкретном случае для их учреждения требовалось специальное разрешение правительственной власти.
В соответствии с названными Временными правилами обществом (союзом) признавалось «соединение нескольких лиц, которое, не имея задачей получение для себя прибыли от ведения какого-либо предприятия, избрало предметом своей совокупной деятельности определенную цель»14.
Предпринимательские союзы классифицировались следующим образом:
1. Организации официального представительства промышленности и торговли. К ним он относил городские комитеты торговли и мануфактур, биржевые комитеты, торгово-промышленные палаты;
2. Частные организации для защиты общих интересов предпринимателей — они были созданы в соответствии с Временными правилами;
3. Синдикаты или картельные организации15, которые взяли на себя задачи организации сбыта производимой продукции, распределения заказов, ценообразования, снабжения, организации взаимных расчетов16.
Частные организации предпринимателей отличались от организаций официального представительства торгово-промышленных интересов тем, что первые создавались по инициативе самих предпринимателей, без всякого содействия и участия государства. Для выполнения возложенных на них задач они не были наделены государствам особыми правами и обязанностями (в том числе и перед государством) в отличие от биржевых комитетов и комитетов торговли и мануфактур.
12 Лурье Е.С. Предпринимательские союзы по русскому праву. Спб., 1914. С. 10.
13 Цит. по: Петухов В.Н. История возникновения объединений предпринимателей в России: Правовые аспекты // Бизнес. Менеджмент. Право. 2003. № 3. С. 57-58.
14 Лурье Е.С. Указ. соч. С. 37.
15 Там же. С. 8-9; Лурье Е. С. Организация и организации торгово-промышленныз интересов в России. Спб., 1913. С. 1.
16 См.: Шиткина И.С. Холдинги: правовое регулирование и корпоративное управление. М., 2006. С. 124.
Картельные и им подобные союзы характеризовались тем, что не всегда являлись юридическими лицами. Шершеневич Г.Ф. относил их к категории «внетоварищеских соединений»17. Они отличались от других предпринимательских союзов тем, что преследовали цели извлечения прибыли и ограничения свободной конкуренции, а также тем, что их членами являлись самостоятельные предприятия (т.е. юридические, а не физические лица). Картельное объединение русскими правоведами сводилось «к известным стеснениям при установлении цен, соглашениям относительно района продажи и т.д.»18.
Однако уже в тот период возникал вопрос о праве товариществ и акционерных компаний быть членами союзов предпринимателей (кроме картельных). Судебной практикой и разъяснениями министерства торговли этот вопрос в целом разрешался положительно19.
Деятельность организаторов торгового оборота в советский период регламентировалась вплоть до 1970 г. Положением о добровольных обществах и их союзах, принятым постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июля 1932 г.20, и постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 сентября 1933 г. «О производственной и коммерческой деятельности и лотерейной работе добровольных обществ»21. Однако в это время функциональное назначение организаторов торговли было сведено на нет.
В этот период в нашей стране были распространены объединения предприятий и организаций производственного характера, а также внешнеторговые объединения. Последние являлись субъектами международного частного права. Внешнеторговые объединения обладали специальной (уставной) правоспособностью22.
Позднее получили распространение также объединения государственных предприятий и организаций в виде производственных объединений (ПО) и научно-производственных объединений (НПО).
ПО и НПО являлись юридическими лицами в целом, вошедшие в их состав организации теряли, как правило, статус юридического лица и становились структурными единицами объединения. Следует отметить, что деятельность ПО и НПО не затронула собственно производственный процесс, а коснулась главным образом «предпроиз-водственной» и «послепроизводственной» стадий (материально-техническое обеспечение производства и сбыт готовой продукции, научные разработки и т.п.)23. Создание и деятельность ПО и НПО яв-
17 Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Т. 1. Спб., 1908. С. 486.
18 Каминка А.И. Очерки торгового права. Вып.1. Спб., 1912. С. 399-420.
19 См.: ЛурьеЕ.С. Предпринимательские союзы по русскому праву. С. 41
20 СУ РСФСР. 1932. № 74. Ст. 33.
21 СЗ СССР. 1933. № 61. Ст. 362.
22 См. подробнее: Лунц Л.А., Марышева Н.И., Садиков О.Н. Международное частное право. Учебник. М.,1984. С. 95-97.
23 Гражданское право. Учебник. Т. 1 / Под ред. Е.А. Суханова. М., 1998. С. 103-104.
лялось одной из попыток совершенствования снабженческо-сбытовой деятельности.
Многие советские правоведы занимались изучением правового положения объединений юридических лиц24.
В советский период для всех юридических лиц была предусмотрена целевая (уставная) правоспособность (ст. 26 ГК РСФСР 1964 г.).
В рекомендациях по созданию ассоциаций и других форм добровольных объединений социалистических предприятий 21 октября 1989 г. были названы четыре формы ассоциаций: концерн, межотраслевое государственное объединение, хозяйственная ассоциация, кон-сорциум25.
Статьей 13 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» было предусмотрено, что предприятия могут объединяться в добровольные союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и другие объединения26. Эти организации могли создаваться на договорной основе в целях расширения возможностей предприятий в производственном, научно-техническом и социальном развитии.
Предприятия, входящие в состав объединения, сохраняли свою самостоятельность и права юридического лица. Руководящие органы объединения обладали распорядительной властью в отношении предприятий, входящих в объединение.
Статьей 23 Основ гражданского законодательства СССР и рес-публик27 были предусмотрены так называемые хозяйственные объединения, т.е. объединения коммерческих организаций, создаваемые ими по отраслевому, территориальному или иному принципу в целях координации деятельности, обеспечения их прав, представления общих интересов в государственных и иных органах, а также международных организациях.
По согласованному решению участников на объединение могло быть возложено централизованное выполнение отдельных производственных и других хозяйственных функций. Участники объединения также сохраняли свою самостоятельность и права юридического лица.
Постановление Верховного Совета РСФСР от 11 октября 1991 г. № 1737—1 «Об упорядочении создания и деятельности ассоциаций, концернов, корпораций и других объединений предприятий на тер-
24 См.: Андреев В.К. Предприятия и объединения: новые методы хозяйствования // Сов. гос. право. 1986. № 6; Лаптев В.В. Правовая организация хозяйственных систем, М., 1978; Рахмилович В.А. Хозяйственная правосубъектность и юридическое лицо // Правоведение. 1977. № 2.
25 Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. № 26. Ст. 733.
26 Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. № 30. Ст. 418 (с послед.изм.); СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3302 (с изм. на 30 ноября 1994 г.; утратил силу).
27 Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. № 26. Ст. 733 (с послед. изм.).
ритории РСФСР» установило цели и порядок образования и деятельности соответствующих объединений28.
Следует отметить, что организаторы торгового оборота в советский период их развития практически не выполняли свойственные им функции. Это связано с тем, что основным в тот период способом организации торговли было плановое распределение, которое сводило на нет все усилия по организации торговли, кроме административно-планового регулирования.
История создания торгово-промышленных палат в России (ТПП). Прототипом ТПП иногда называют цеховые организации торговцев и ремесленников ХУ—ХУ вв.29.
Становление торгово-промышленных палат в их современных формах происходило на рубеже ХУШ—ХГХ вв. и было вызвано развитием промышленности, внутренней и внешней торговли, формированием класса предпринимателей, необходимостью выработки общих правил предпринимательской деятельности в условиях рынка, согласования и защиты интересов предпринимателей в органах власти30.
При Петре I созданы гильдии, имевшие выборных представителей, обсуждавших с городскими властями вопросы торговли и промышленности.
История ТПП в России начинает свой отсчет с именного указа императрицы Екатерины 1 от 24 февраля 1727 г., которым она повелела тогдашним промышленникам и купцам «хотя бы на один месяц зимою в Москву для совета съезжаться, а когда о каких-либо важных делах указа требовать надлежит, о том им доложить в Коммерц-коллегию»31. Это была первая попытка общественного объединения купцов и промышленников. Подготовка и проведение съездов потребовали создания соответствующих организационных механизмов, послуживших прототипами современных ТПП. Реформа 1861 г. открыла новые пути и сферы деятельности объединений товаропроизводителей. Уставом Московского биржевого комитета 1869 г. введена функция представления интересов предпринимателей, дававшая право обсуждения предложений по развитию торговли и промышленности и направления их в государственные структуры.
29 декабря 1910 г. утверждено Положение о Российской экспортной палате. Палата снискала большой авторитет в России и за рубежом и была действительным членом Международной торговой палаты. Кроме Российской экспортной палаты в предвоенные годы (до 1914 г.)
28 Российская газета. 1991. 25 окт.
29 См.: Жихаревич В. С. Торгово-промышленные палаты — необходимый партнер местной администрации. СПб., 1992. С. 5.
30 См.: Агеев Ш.Р. Место территориальных торгово-промышленных палат в развитии инфраструктуры предпринимательства региона. СПб., 1997. С. 3
31 Жилинский С.Э. Правовая основа предпринимательской деятельности (предпринимательское право). М., 1998. С. 495.
появилось более 10 подобных организаций. Среди них Русская торговая палата при посольстве в Париже, Русско-Американская торговая палата, Российская импортная палата, Русско-Британская торговая палата. Они активно защищали интересы российских предпринимателей и содействовали экономическому сближению России с другими государствами.
До 1917 г. общероссийской ТПП не существовало. Имелись лишь торгово-промышленные палаты в крупнейших хозяйственных центрах страны.
Только 6 октября 1917 г. Временным правительством было утверждено Положение «О Торгово-промышленных палатах»32. В нем были определены основные цели, задачи и полномочия торгово-промышленных палат в России.
11 ноября 1921 г. в г. Петрограде создана Северо-Западная областная палата, перед которой поставлена конкретная задача — добиться «облегчения торговых отношений Северо-Западной области с внутренними и внешними рынками, а также развития и упрочения товарооборота области». В декабре 1922 г. в Москве начала свою деятельность Восточная торговая палата. В соответствии с Уставом она должна была «содействовать экономическому сближению России с Советскими республиками — Бухарой и Хорезмом, а также с Персией (Ираном), Турцией, Афганистаном, Монголией, Китаем и Японией на почве торгово-промышленных интересов»33.
После создания советского государства и вплоть до его распада действовала Торгово-промышленная палата СССР (в 1932 г. в СССР была создана Всесоюзная торговая палата, объединившая две ранее созданные торговые палаты, которая в 1972 г. была реорганизована в ТПП СССР)34. Она была фактически огосударствлена и входила составной частью в государственный аппарат. Ее роль сводилась главным образом к посреднической миссии между государственными хозяйственными структурами и иностранными субъектами экономической деятельности, осуществляемой как внутри страны, так и за рубежом.
В союзных республиках также были образованы ТПП.
Правопреемниками Торгово-промышленной палаты СССР стала ТПП РФ. Однако она формировалась и действовала уже на иных началах. Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 ноября 1991 г. № 1888-1 «О некоторых вопросах ТПП РФ»35 на ТПП РФ возложено решение вопросов, связанных с выдачей разрешений на открытие на территории России представительств иностранных фирм и организаций.
32 Официальный сайт Торгово-промышленной палаты РФ: URL: www.tpprf.ru/ru/ about/history.
33 Там же.
34 Большая советская энциклопедия. Т. 26. М., 1977. С. 100.
35 Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 47. Ст. 1620.
В 1988 г. съезд ТПП СССР принял решение о реформировании ТПП. Утвержденный съездом Устав давал право ТПП СССР создавать региональные отделения и ТПП городов. Именно в этот период была заложена основа современной системы торгово-промышленных палат России. В октябре 1991 г. в учредительном съезде ТПП РСФСР участвовало 19 региональных торгово-промышленных палат и несколько десятков объединений предпринимателей.
Возрождение ТПП в России связано с учредительным съездом Торгово-промышленной палаты РФ в 1991 г.
18 марта 1993 г. подписан Указ Президента РФ «О Торгово-промышленной палате Российской Федерации»36. Затем он был доработан и принят в виде закона РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации».
История создания товарных бирж в России и за рубежом. Биржа — старый торговый институт. Ее возникновение иногда связывают с древнеримским «собранием торгующихся», но это весьма отдаленный прототип биржи. По мнению многих исследователей, этот высокоразвитый конкурентный механизм упорядочил добиржевые формы торговли (уличные рынки, ярмарочную торговлю, торговые ряды и пр.).
Распространенной является точка зрения о том, что первыми возникли товарные биржи. Однако исторические данные свидетельствуют о первоначальном возникновении фондовых (вексельных) бирж в ХУ-ХУ1 вв. в итальянских городах Средиземноморья и в г. Брюгге (Нидерланды)37.
Само слово «биржа» произошло от позднелатинского «bursa», что в переводе означает «кошелек». Возле дома знаменитого маклера и менялы Ван дер Бурса, герб которого состоял из трех кошельков (отсюда и название биржи) собирались купцы из разных стран для торговли товарами, векселями и обмена торговой информацией. настоящая биржевая организация возникла лишь с последующим развитием торговли, зарождением крупных торговых центров, появлением многочисленного купеческого сословия.
Хотя по некоторым данным считается, что биржевая торговля зародилась еще в 1 веке н.э. в Японии38. Однако именно возникновение бирж в XV—XVII вв. в европейских государствах привело к функционированию современного рынка оптовой торговли. Следует отметить, что первоначально возникла биржа реального товара, т.е. форма оптовой торговли, адекватная домануфактурному и мануфактурному производ-
36 Российские вести. 1993. № 60.
37 Большая советская энциклопедия. Т. 3. М., 1970. С. 379; Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 541.
38 См.: ИващенкоА.А. Товарная биржа (за кулисами биржевой торговли). М., 1991.
С. 7.
ству. Основным типом биржевых операций являлись сделки с наличным товаром39. «Принуждения к заключению определенных сделок только на бирже в биржевое время вообще не существовало. Результат заключаемых купеческих сделок устанавливался специально для этой цели приведенными к присяге маклерами и агентами, и таким образом определялись курс денег, прейскурант товаров»40. Это было самое существенное предназначение бирж наряду с тем, что биржа была местом, где вывешивались все объявления о новостях для купечества.
В России биржи возникли в начале ХУШ в., их появление было связано с реформами Петра I41. Первая товарная биржа была учреждена им по образцу голландских бирж в Петербурге в 1723 г.42, но долгое время бездействовала43. Только к середине XIX в. биржевая торговля начинает бурно развиваться, открывается множество новых бирж — в Кременчуге (1834), Москве (1839), Рыбинске (1842), Одессе и Нижнем Новгороде(1848). Расцвет бирж относится ко второй половине Х1Х в. и связан с реформой 1861 г., развитием капиталистического производства и ростом объемов торговли, транспорта и связи. Именно в это время появляется в русском законодательстве понятие биржевого общества как правовой формы организации биржи44.
Русские биржи служили не только для заключения сделок, но и для обмена коммерческой информацией. В 1775 г. сенат рекомендовал Коммерц-коллегии «о купцах, приличившихся в подлоге» выставлять на бирже печатные объявления с их именем и указанием вины45. Биржи являлись достаточно независимыми организациями, но находились под контролем и наблюдением министерства торговли и промышленности. Биржи учреждались с разрешения этого министерства. Общего законодательства об организации и деятельности бирж не было. Их деятельность регулировалась уставами каждой конкретной биржи, а также формировавшимися в повседневной торговой практике деловыми обычаями. Так, в уставе Одесской биржи 1890 г. появилось положение о том, что для разбора споров по торговым делам биржевой комитет может избрать специальную арбитражную комиссию и передать дело ей. Эта комиссия представляла собой одну из форм третейского суда, в котором дело рассматривалось с согласия
39 Биржевая деятельность: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Р.В. Корнеевой, В.А. Галанова. М., 1996. С. 18-38.
40 Винер Ф.А. Биржа. М., 2010. С. 8.
41 Однако существуют ссылки на более раннее упоминание о русской бирже в Москве по свидетельству шведа Кильбургера И.Ф., который, посетив двор московского Гостиного двора, именно его называл биржей в своем «Кратком известии о русской торговле» (см.: КондратьевД.Л. Как в России биржа строилась. М., 2003. С. 23).
42 ПСЗ. 1723. № 4354.
43 Волков А. Ф. Биржа // Словарь юридических и государственных наук / Под. ред. А.Ф.Волкова, Ю.Д.Филиппова. Т. 1. Спб., 1900. С. 924.
44 Винер Ф.А. Указ. соч. С. 277.
45 Полное собрание законодательства (далее -ПСЗ). 1775. № 14255.
обеих тяжущихся сторон, хотя члены этого суда и не были выбраны сторонами непосредственно46.
Русские биржи являлись не только организованными рынками, но и органами представительства и защиты интересов торгово-промышленных кругов.
Г.Ф. Шершеневич давал такое определение биржи: «Под именем биржи понимается правильное и постоянное собрание торговых деятелей в определенном месте для заключения торговых сделок, по которым предполагается исполнение в другом месте... Биржа, как ярмарка и базар, имеет своей задачей сближение спроса и предложения. Но на базаре происходит сближение торговцев с потребителями, на бирже потребителям нет места. На ярмарке сделки не только заключаются, но и исполняются, на бирже — только заключаются, а исполнение происходит вне биржи. Нельзя не обратить внимание на то, что значение бирж возрастает по мере того, как падает роль ярмарок и базаров. Это объясняется тем, что и ярмарки, и базары дают периодическую встречу спроса с предложением, а современные условия требуют постоянного соприкосновения их, и этому отвечают для оптовой торговли биржи, для розничной — увеличение и размещение магазинов»47.
С принятием Устава торгового Свода законов Российской империи в 1832—1833 г. место биржи в хозяйственной жизни России было определено достаточно точно: «Ст.1646. Биржи суть сборные места, учреждаемые в портовых и других городах, в коих производится значительная торговля, для нужных по торговым оборотам сведений в определенное время, для получения сведений о ценах на товары, о приходе и отходе кораблей, также для установления денежного и вексельного курса, прейскурантов и ассекураций»48.
К 1911 г., по данным Министерства торговли и промышленности, в России насчитывается 87 бирж, большинство из которых составляли товарные биржи с явным доминированием сделок с сельскохозяйственной продукцией. В целом к началу гражданской войны общее количество бирж в России достигало 115. По сравнению с западными русские биржи брали на себя функцию представления интересов купечества, в то время как на западе представление интересов осуществлялось через торговые палаты.
После революционных событий 1917 г. и окончания гражданской войны биржи стихийно стали возобновлять свою деятельность в первые же месяцы НЭПа.
Постановлением IX Всероссийского съезда Советов, провозгласившим начало НЭПа в 1921 г., ВСНХ и его местным органам было разрешено учреждать товарные биржи после полного их запрета в
46 Винер Ф.А. Указ. соч. С. 338-339.
47 Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права. М., 1994. С. 235-236.
48 Цит. по: Винер Ф.А. Указ. соч. С. 283.
1917-1920 гг. В конце декабря 1921 г. в Москве была открыта Центральная биржа ВСНХ и Центросоюза. Правовую основу биржевая организация получила в постановлении Совета труда и обороны от 23 августа 1922 г.49.
Биржи были подведомственны Комиссии по внутренней торговле при Совете труда и обороны, а также непосредственно областным или губернским ЭКОСО в зависимости от принадлежности биржи. Они существовали в виде общественных организаций, созданных по типу ассоциаций с участием государственных предприятий, кооперативных организаций, смешанных обществ, а также владельцев частных торговых и промышленных учреждений.
В СССР биржи существовали в 1921-1930 гг. и являлись органами государственного регулирования рынка в условиях многоукладной экономики; большинство членов бирж составляли социалистические предприятия и учреждения.
Если В.Т. Судейкин в свое время отмечал, что «юридическая сторона товарных бирж в законодательстве совершенно не разработана»50, то в период НЭПа появляется и динамично развивается правовая регламентация биржевой деятельности51. Биржевое право было кодифицировано в принятом 1 октября 1925 г. совместно ЦИК и СНК СССР Положении о товарных и фондовых биржах и фондовых отделах при товарных биржах52.
В условиях возрастания деловой активности, появления новых товаропроизводителей и оживления спроса возникло более сотни бирж. После свертывания НЭПа в 1930 г. биржи были вновь запрещены.
Возродились товарные биржи в современной России с началом нынешних реформ экономики. Первая биржа в современной России — Московская товарная биржа — зарегистрирована в мае 1990 г. Пик биржевой торговли пришелся на 1991 г. К концу года, по подсчетам специалистов, в России насчитывалось около 500 бирж — больше, чем во всех остальных странах мира вместе взятых53. Это было вызвано тем, что многие предприятия утратили гарантированные рынки сбыта, потеряли прежних партнеров и на складах скопилось множество товаров. С другой стороны, при возрастающем дефиците товаров и наличии свободных денежных средств у предприятий денежный спрос превышал предложение товаров. В СССР повсеместно существовала сеть государственных органов и оптовых баз материально-технического снабжения системы Госснаба. В прежнем виде
49 Цит. по: Винер Ф.А. Указ. соч. С. 370.
50 Судейкин В.Т. Биржа и биржевые операции. Спб., 1892. С. 31-32.
51 Постановление СТО «О товарных биржах» // СУ РСФСР. 1922. № 54. Ст. 684; Положение о товарных и фондовых биржах и фондовых отделах при товарных биржах // СЗ СССР. 1925. № 69. Ст. 5-10; 1928. № 23. Ст. 204.
52 См.: Цит по: Винер Ф.А. Указ. соч. С. 370.
53 Жилинский С.Э. Указ. соч. С. 466.
они реформируемой экономикой оказались не востребованы и прекратили свою деятельность. На базе многих из них стали создаваться товарные биржи.
Первые российские товарные биржи мало чем отличались от оптовых ярмарок или традиционных оптовых рынков и называть их биржами в подлинном смысле этого слова вряд ли было возможно.
Прежде всего, в отличие от западных бирж, российские товарные биржи в основном создавались как коммерческие организации с целью извлечения прибыли, а их учредители (участники) получали доход от каждой совершаемой на бирже сделки. В силу этого они нередко занимались не организацией биржевых торгов и биржевой торговли, а сами непосредственно участвовали в торгах, т,е. от собственного имени заключали биржевые сделки, продавали (или сдавали в аренду) брокерские места, подменяли брокеров и пр. Торговля на российских биржах тех времен осуществлялась, что называется, «с прилавка или по образцам». Помимо этого биржи занимались изучением конъюнктуры рынка, анализом ресурсной, инвестиционной, кредитной ситуаций, организовывали выставки-продажи и пр. И неслучайно поэтому многие биржи впоследствии трансформировались в крупные брокерские фирмы или торговые дома.
Другой особенностью российских товарных бирж было то, что биржевая торговля осуществлялась на них не биржевым стандартизированным товаром, как это принято на всех биржах мира, а мелкосерийными партиями самых различных товаров (и даже единичными) — от сигарет и жевательных резинок до реактивных лайнеров54.
Значительное место в те годы заняла антирыночная по своей сути практика мены (бартера), когда денежные расчеты в биржевых операциях заменялись простым товарным обменом55.
После принятия в 1992 г. Закона о товарных биржах их численность стала сокращаться, а деятельность — упорядочиваться. Впоследствии многие биржи были преобразованы в различные торгово-посреднические структуры.
История оптовых ярмарок и выставок в России. Исторически первой формой оптовой торговли была караванная торговля, суть которой сводилась к тому, что предложение искало спрос. Со временем караванная торговля сменилась уличной (торговые ряды, уличные рынки), а затем ярмарочной, где, наоборот, уже спрос искал сконцентрированное на ярмарке предложение.
В 1641 г. по указу царя Михаила Федоровича организована первая Российская ярмарка у стен Макарьевского монастыря (недалеко от Нижнего Новгорода). После пожара в 1816 г. ярмарочные торги были перенесены в гостиный двор Нижнего Новгорода.
54 Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М., 2003. С. 74.
55 См.: Жилинский С.Э. Указ. соч. С. 736.
5 ВМУ, право, № 1
В.И Даль определял ярмарку как «большой съезд и привоз товаров в срочное в году время, годовой торг, длящийся неделями»56.
Исторически ярмарки в своей структуре имели также и третейские суды для рассмотрения торговых споров. Таможенный устав от 1 декабря 1727 г. содержал специальную гл. 8 «О суде и о хранении купцов от обид на ярмарках», которой предписывалось, в частности: «на ярмарках, для разбирания случающихся между купечеством споров иметь суд словесный и для него Главному магистрату определять из ближних к тем ярмаркам городов из Магистратских или Ратушских членов по одному, да из купечества выборных по два человека заблаговременно...»57. Здесь прямо напрашивается аналогия с арбитражами ярмаркомов 19701990 гг., создаваемых на период проведения оптовых ярмарок чуть ли не на всем пространстве СССР.
В 1896 г. в Нижнем Новгороде открылась первая Всероссийская торгово-промышленная выставка.
До революции Россия славилась своими ярмарками, особенно такими, как Нижегородская, Ирбитская и др., которые по объемам продаж превосходили годовые обороты западных бирж, и влияли на определение цен во всей Европе58. В дореволюционном законодательстве оптовые ярмарки рассматривались как «общие торги, на которых в продолжение определенного в установленном порядке срока производится торговля всякого или только определенного рода това-рами»59.
В дореволюционной период какой-либо классификации ярмарок не существовало: они рассматривались лишь с точки зрения их организации, т.е. как организованные торги, имеющие утвержденное положение и стихийно возникающие. Решение об открытии организованных ярмарок, сроках и местах их проведения определялось губернскими установлениями. Наиболее важные ярмарки имели свой собственный статут — Положение о ярмарке, которое публиковалось в качестве официального приложения к ст. 665 Устава торгового60.
Органами управления ярмарки были собрание уполномоченных, ярмарочный комитет и ярмарочная контора. Собрание уполномоченных включало в свой состав уполномоченных от торгующих на ярмарке купцов и членов ярмарочного комитета, т.е. это был высший представительный и коллегиальный орган, который решал все важнейшие вопросы ярмарки: избирал членов ярмарочного комитета и его председателя, определял размеры ярмарочных сборов, утверждал бюджет ярмарки и т.д.
56 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. С. 678.
57 ПСЗ-1. 1727. Т. 13. № 10101. С. 838-839.
58 Пугинский Б.И. Указ. соч. С. 72.
59 Устав торговый. 4.2 // Свод законов Российской империи. Т. 11.
60 Там же.
Ярмарочный комитет был также коллегиальным, но исполнительным органом ярмарки. В его функции входило исполнение решений собрания уполномоченных, заведование делами ярмарки, в том числе заключение различных договоров, принятие необходимых мер для создания необходимых условий торговли на ярмарке, взимание ярмарочных сборов и платежей и др.
Ярмарочная контора была наделена функциями контроля и надзора за деятельностью ярмарки (например, за безопасностью товаров и торговцев, землеустроительными, строительными и другими видами работ). Споры, возникающие между участниками ярмарки, рассматривались ярмарочным судом, который играл роль третейского суда.
дореволюционные ярмарки имели собственную имущественную базу, образуемую за счет ярмарочных сборов и платежей, которые использовались исключительно для нужд самой ярмарки. При необходимости на нужды ярмарочного хозяйства по решению собрания уполномоченных могли привлекаться и займы частных лиц.
Таким образом, структура ярмарки и ее органов управления, имущественное обособление средств, заключение договоров с целью обеспечения нормальной деятельности и проведения торгов ее участниками, самостоятельная имущественная ответственность по ним и по привлекаемым займам частных лиц за счет собственных средств дают основание полагать, что ярмарки по дореволюционному законодательству были юридическими лицами61. Особенность же их состояла в том, что это были юридические лица, основанные на членстве, целью которых было создание условий и организация торгов для участников.
После Октябрьской революции ярмарочная торговля была предана забвению. В советский период ярмарки стали возрождаться в 70-е гг., однако в условиях планово-распределительной системы и товарного дефицита оптовые ярмарки рассматривались как особая форма оптовой торговли62.
Одна из самых крупных и известных выставок — Выставка достижений народного хозяйства (ВдНХ) открылась в Москве в июне 1959 г. На территории ВДНХ 78 павильонов (1977) с экспозицией площадью около 310 га, насчитывающих около 100 тыс. экспонатов. Ежегодная посещаемость этой выставки была около 11 млн человек.
До недавнего времени в России ярмарочная деятельность регулировалась всего несколькими нормативными актами. На федеральном уровне действовало Временное положение о порядке организации
61 Эйбушитц П. К вопросу о правовом положений ярмарки // Право и жизнь. 1927. Кн. 6-7. С. 41.
62 Клейн Н.И., Петров И.Н. Комментарий к Положениям о поставках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления. М., 1971. С. 78.
и проведения ярмарок по оптовой продаже товаров народного потребления, утвержденное Минторгом СССР и Госснабом СССР 17 марта 1989 г.63 Среди подзаконных актов можно еще отметить Положение о московских международных ювелирных ярмарках и выставках, которое утверждено Российской государственной пробирной палатой и ЗАО «Ювелирэкспо» 20 августа 1997 г.64
Как известно, в советский период ярмарки создавались в административном порядке. Так, согласно Положению о порядке организации и проведения ярмарок по оптовой продаже товаров народного потребления решения о проведении оптовых ярмарок определенных видов товаров, создании постоянно действующих ярмарочных комитетов, утверждении и изменении их составов (председателя, его заместителей, руководителя ярмарочного арбитража, членов ярмарочного комитета, директоров ярмарок) принимались:
• областных (краевых), городских ярмарок — исполнительным комитетом областного (краевого), городского Совета народных депутатов;
• республиканских (автономных республик) ярмарок — Советом Министров автономной республики либо по его поручению Министерством торговли и правлением потребительского союза автономной республики;
• республиканских (союзных республик) ярмарок — Министерством торговли союзной республики совместно с республиканским потребительским союзом по согласованию с соответствующими промышленными министерствами (ведомствами) и Госагропромом союзной республики;
• межреспубликанских ярмарок — Министерством торговли СССР совместно с Центросоюзом СССР, Госагропромом СССР, в необходимых случаях с Госснабом СССР и по согласованию с другими министерствами (ведомствами) СССР — основными поставщиками товаров народного потребления.
На дирекцию ярмарки возлагались функции по осуществлению организаторской, хозяйственной и коммерческой работы, связанной с подготовкой и проведением ярмарки, руководству группой (бюро) по учету договоров, административной группой, ведению установленной оперативной отчетности. Дирекция ярмарки была юридическим лицом (имела счет в учреждении Госбанка СССР, печать со своим наименованием и пр.).
Анализ исторического развития организаторов торгового оборота позволяет сделать вывод о том, что эти субъекты торгового права развивались по схожим сценариям и определяющим их статус были функции, которые они выполняли. Все организаторы торгового оборота
63 БНА СССР. 1989. № 10.
64 СПС Гарант.
занимались предоставлением различного рода услуг, непосредственно способствующих заключению договоров между основными участниками товарного оборота — торговцами.
Исторические условия во многом определили нынешний статус организаторов торгового оборота и их функциональное назначение.
Список литературы
1. Агеев Ш.Р. Место территориальных торгово-промышленных палат в развитии инфраструктуры предпринимательства региона. СПб., 1997.
2. Винер Ф.А. Биржа, М., 2010.
3. Грачев Д.О. Саморегулируемые организации: проблемы определения правового статуса // Журнал российского права. 2004. № 1.
4. Жилинский С.Э. Правовая основа предпринимательской деятельности (предпринимательское право). М., 1998.
5. Иващенко А.А. Товарная биржа (за кулисами биржевой торговли). М.,
1991.
6. Козлова Н.В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории: Учебное пособие. М., 2003.
7. Кондратьев Д.Л. Как в России биржа строилась. М., 2003.
8. Лурье Е. С. Организация и организации торгово-промышленных интересов в России. Спб., 1913.
9. Лурье Е.С. Предпринимательские союзы по русскому праву. Спб.,
1914.
10. Петухов В.Н. История возникновения объединений предпринимателей в России: Правовые аспекты // Бизнес. Менеджмент. Право. 2003. № 3.
11. Пугинский Б.И.Коммерческое право России. М., 2000.
12. Пухан И., Поленак-Акимовская М. Римское право / Под ред. В.А. Том-синова. М., 2000.
13. Судейкин В.Т. Биржа и биржевые операции, СПб., 1892.
14. Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права. М., 1994.