Научная статья на тему 'К вопросу о правовом статусе организаторов торгового оборота'

К вопросу о правовом статусе организаторов торгового оборота Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1505
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАТОР ТОРГОВОГО ОБОРОТА / THE ORGANIZER OF THE TRADE TURNOVER / ПРАВОСПОСОБНОСТЬ / LEGAL CAPACITY / БИРЖА / ТОРГОВАЯ СИСТЕМА / THE EXCHANGE TRADING SYSTEM / НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / NON-PROFIT ORGANIZATION / ЯРМАРКА / FAIR / ВЫСТАВКА / EXHIBITION / ОПТОВЫЙ РЫНОК / WHOLESALE MARKET

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шварц Лариса Владимировна

Статья посвящена исследованию вопроса участия организаторов торгов в коммерческой деятельности. Анализируется правовое положение организаторов торгового оборота, рассматривается их функциональное назначение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Question of the Legal Status of the Organizers of the Trade Turnover

The article is devoted to investigation of the question of participation of the organizers of trades in commercial activities. Analyzes the legal status of the organizers of the trade turnover, considered their functional purpose.

Текст научной работы на тему «К вопросу о правовом статусе организаторов торгового оборота»

Московского района Санкт-Петербурга в защиту интересов Б. к А. об изменении размера платежа по договору пожизненного содержания с иждивением.

Кассационная инстанция, ссылаясь на Постановление Конституционного Суда РФ от 27 ноября 2011 г., правомерно указала, что «„.на момент рассмотрения спора судом первой инстанции новое правовое регулирование введено не было»; «„до момента рассмотрения спора судом правового регулирования вопроса определения размера пожизненного содержания с иждивением и вопроса его индексации, в том числе с учетом уровня инфляции ... базовая сумма... не изменялась, и с 1 января 2001 года составляла 100 рублей.». Поэтому объем содержания истца должен составлять 300 руб., как было предусмотрено соглашением12.

Таким образом, для пресечения дестабилизации гражданского оборота и добросовестного исполнения своих обязанностей сторонами законодателю необходимо минимизировать юридические «прорехи». Ведь «„Российская Федерация,.. обязана гарантировать адекватную защиту прав и законных интересов тех граждан, для которых получение регулярных платежей по таким договорам может стать одним из основных источников существования» (п. 4 Постановления КС РФ).

I См.: Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2009. № 11.

2Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 2: Договоры о передаче имущества. М., 2003. С. 636.

3 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 49, ч. 1, ст. 7041.

4 Постановление Правительства Саратовской области от 18 октября 2013 г. № 567-П «О величине прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Саратовской области за III квартал 2013 года» // Саратовская областная газета. 2013. 22 окт.

5 См.: Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2013 г. № 1173 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за III квартал 2013 г.». URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 19.12.2013).

6 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 26, ст. 2729; 2013. № 49, ч. 1, ст. 6337.

7 Подробнее об этом см.: Федосеев П.С. Договор пожизненного содержания с иждивением по гражданскому праву России: дис. „канд. юрид. наук. Волгоград, 2004. С. 104-105.

8 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации.1997. № 43, ст. 4904; 2012. № 50, ч. 5, ст. 6956.

9 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 51, ст. 6205.

10 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 13, ст. 1447; 2013. № 14, ст. 1637.

II Серветник А.А. Применение договорного права: учебное пособие. Саратов, 2007. С. 37.

12 URL: http://base.consultant.ru/ (дата обращения: 28.11.2013); см. также, например: Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 2 февраля 2011 г. № 1355. URL: http://base.consultant. ru/ (дата обращения: 28.11.2013); Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 16 мая 2011 г. № 33-7001/2011. URL: http://base.consultant.ru/ (дата обращения: 28.11.2013).

Л.В. Шварц

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ОРГАНИЗАТОРОВ ТОРГОВОГО ОБОРОТА

Статья посвящена исследованию вопроса участия организаторов торгов в коммерческой деятельности. Анализируется правовое положение организаторов торгового оборота, рассматривается их функциональное назначение.

Ключевые слова: организатор торгового оборота, правоспособность, биржа, торговая система, некоммерческая организация, ярмарка, выставка, оптовый рынок.

© Шварц Лариса Владимировна, 2014

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры международного частного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: shvarz7@yandex.ru 125

L.V. Shvarts

TO THE QUESTION OF THE LEGAL STATUS OF THE ORGANIZERS OF THE TRADE TURNOVER

The article is devoted to investigation of the question of participation of the organizers of trades in commercial activities. Analyzes the legal status of the organizers of the trade turnover, considered their functional purpose.

Keywords: the organizer of the trade turnover, legal capacity, the exchange trading system, non-profit organization, fair, exhibition, wholesale market.

Законодательство должно отвечать требованиям времени, вследствие чего оно нуждается в постоянном пересмотре, изменении, совершенствовании. Так и Гражданский кодекс РФ, разработанный в середине 90-х гг. прошлого века, оказался не способным в полной мере реагировать на новые требования рыночной экономики и на обострения кризисных явлений. Для стабилизации экономических процессов посредством правовых механизмов потребовалась кардинальная модернизация российского гражданского законодательства.

В современных условиях актуализируется необходимость развития инфраструктуры товарного рынка, содействующей взаимодействию между производителями товаров и потребителями, предложением и спросом. От четкости этого механизма в значительной мере зависит эффективность функционирования экономики. Несмотря на то, что инфраструктура товарного рынка состоит из разных субъектов, ниже пойдет речь об организаторах оптового оборота. Именно 3 с их помощью создается структура рыночной среды. Они выступают в качестве

о

? базовых элементов, которые составляют фундамент профессионального торго-

СЮ

~ вого дела. Однако являясь одними из наиболее важных участников торгового оборота, организаторы торгов остаются одновременно наименее исследованной

| категорией субъектов коммерческого права.

ф

| В современной России законодательное определение организатора торговли

дается в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 325-Ф3 «Об организованных ¥ торгах»1. Данный Закон регулирует отношения, возникающие на организован-| ных торгах на товарном и (или) финансовом рынке, устанавливает требования к их организаторам и участникам, определяет основы государственного регули-

о

| рования указанной деятельности и контроля за ее осуществлением.

ш

| Итак, организатор торговли - это лицо, оказывающее услуги по проведению

го

? организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынке на основании ли-

0

>1 цензии биржи или торговой системы. По договору об оказании услуг по проведению

§ организованных торгов организатор торговли обязуется в соответствии с правилами

§ торгов регулярно (систематически) оказывать услуги по проведению организовано

1 ных торгов, а участники торгов обязуются оплачивать указанные услуги.

| Закон также устанавливает, какими видами деятельности не вправе зани-

маться организатор торговли, среди них — производственная, торговая. Таким образом, законодатель подчеркивает, что организаторы в целом выполняют регулирующую функцию в товарном обороте. Они осуществляют непредпринимательскую по своим целям деятельность, направленную на содействие профессиональным участникам торгового оборота (производителям, посредникам

126

и покупателям) в продвижении товаров.

В связи с этим следует согласиться с мнением Е.А. Абросимовой о том, что «правоспособность организаторов торгового оборота предполагается целевой (специальной, ограниченной), допускающей их участие лишь в определенном, ограниченном круге коммерческих правоотношений»2. Специальный характер их правоспособности дает возможность в первую очередь организовать сбыт произведенных товаров и снабжение необходимыми материальными ресурсами, что ведет к налаживанию устойчивых торгово-хозяйственных связей, совершенствованию структуры и инфраструктуры рынка и в целом способствует успешному развитию российской экономики.

К организаторам торгов указанный Закон относит биржу и торговую систему. Лицо, не имеющее лицензии биржи или торговой системы, не вправе проводить организованные торги. При этом созданы они могут быть только в форме хозяйственных обществ. Это означает, что вопрос о правовом статусе организатора торгов решен в пользу коммерческой организации. Получается, что индивидуальный предприниматель и некоммерческая организация не имеют права организовать оптовые торги.

Так, с 1 января 2014 г. биржей может являться только акционерное общество. Ранее требования к организационно-правовой форме биржи не были установлены3, поэтому биржи создавались как в качестве коммерческих, так и некоммерческих организаций. Их деятельность традиционно считается бесприбыльной, поэтому в развитых странах они функционируют как некоммерческие организации. Для стимулирования образования российских товарных бирж в статусе некоммерческих партнерств Постановлением Правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 452 «О мерах по стимулированию роста организованного товарооборота бир- ш жевых товаров через товарные биржи»4 были предусмотрены некоторые льготы. н В целях получения предусмотренной Законом об организованных торгах С

а

лицензии и приведения своей организационно-правовой формы в соответствие т

о

с требованиями данного Закона биржи, являющиеся действующими некоммер- к

о

ческими партнерствами, могут быть преобразованы в акционерные общества. о'

Если с правовой сущностью бирж относительно понятно, то, что собой представ- | ляет торговая система как организатор торгов не ясно до сих пор. Кроме того, что в

торговая система не вправе совершать действия и оказывать услуги, которые могут нн

о

совершаться (оказываться) только биржей, особых правил Закон об организован- Ю ных торгах не содержит. Термин «торговая система» встречается в действующем и законодательстве применительно к оптовому рынку электрической энергии. Так, С

к

согласно Федеральному закону от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»5 а на оптовом рынке действует организованная система договоров между субъектами д

е

оптового рынка, определяющая основные условия деятельности соответствующих | субъектов на оптовом рынке, условия продажи электрической энергии и мощности, № оказания услуг. Заметим, что, во-первых, приведенное определение характеризует 39 не субъект оптового рынка, а, скорее, совокупность технических средств, докумен- ^ тов и иных необходимых активов и процедур, посредством которых заключаются 4 сделки с товаром; во-вторых, отношения на оптовом рынке электрической энергии не подпадают под действие Закона об организованных торгах. Таким образом, нечеткость правового статуса торговой системы влияет на стабильность товарного оборота и обеспечение интересов его участников.

От организаторов торговли по Закону об организованных торгах следует отличать организаторов торгов по Гражданскому кодексу РФ (далее - ГК РФ), 127

ст. 447 которого предусматривает возможность заключения договора на торгах. В качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель иного имущественного права на нее. Организатором торгов также могут являться специализированная организация или иное лицо, действующие на основании договора с собственником вещи или обладателем иного имущественного права на нее и выступающие от их или от своего имени. Действие Закона об организованных торгах не распространяется на отношения, возникающие при заключении договоров путем проведения торгов в форме аукциона или конкурса. Следовательно, круг организаторов аукционов или конкурсов гораздо шире.

В юридической литературе высказывается точка зрения, что организатором торговли может быть и некоммерческая организация6. Действительно, объединения юридических лиц в форме ассоциаций и союзов, торгово-промышленные палаты могут предложить широкий спектр услуг в предоставлении условий для совершения торговых операций. Эту деятельность необходимо отличать от собственно коммерческой деятельности, связанной именно с куплей-продажей товаров ради получения прибыли. Некоторые ученые продвинулись еще дальше в своих суждениях, полагая, что организатором торговли может быть исключительно некоммерческая организация. Например, Н. К. Фролова предлагает признать организаторов оптового рынка (товарные биржи, оптовые ярмарки, оптовые продовольственные рынки) особым видом некоммерческих организаций, не предусмотренных законодательством7.

Иными словами, в современных условиях роль некоммерческих организаций в торговом обороте еще более возрастает. По юридическому признаку некоммер-* ческие организации не преследуют цели систематического извлечения прибыли, ? а по функциональному признаку они выступают организаторами экономического а. (в т.ч. коммерческого) оборота. Это субъекты, способствующие формированию

т о

ц рыночных отношений, а поскольку предметом коммерческого права являются

1 отношения, складывающиеся в сфере торговой деятельности, а торговая дея-| тельность предполагает создание для нее определенных условий, то субъекты,

го

| создающие такие условия, также причастны к сфере торговли. Получается,

| что некоммерческие организации являются по сути участниками торговых

| отношений, создающими необходимые условия для осуществления торговли.

2 Двойственный характер их правовой сущности позволяет относить некоммер-° ческие организации к субъектам по созданию рыночной инфраструктуры. В то « же время их количество и функциональный состав должны быть упорядочены | в нормативном порядке и приведены в соответствие с потребностями практики. е Исходя из этого, понятие «организатор торгового оборота как субъект коммерче-1 ского права» требует расширительного толкования, нежели термин «организатор

0

° торговли», используемый в Законе об организованных торгах.

го

3 Для оптовой торговли существенное значение также имеет и вопрос об отне-

1 сении к организаторам торгов ярмарок, выставок, оптовых продовольственных | рынков. Приходится констатировать, что в настоящее время субъектный состав организованных торгов не упорядочен: отсутствуют понятийный аппарат, определяющий многих участников, их функциональные и видовые признаки, что порождает путаницу и неточность применяемой терминологии. Принятый 28 декабря 2009 г. Федеральный закон № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»8 данного вопро-

128 са не касается. В нем хозяйствующие субъекты разделены на две группы: осу-

ществляющие торговую деятельность и осуществляющие поставки товаров. Так, следует обратить внимание на то, что в соответствии со ст. 11 Закона о торговле в качестве организатора ярмарки могут выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица и индивидуальные предприниматели. Сама же ярмарка не является субъектом, а согласно Государственному стандарту РФ ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» она представляет собой самостоятельное рыночное мероприятие, доступное для всех товаропроизводителей-продавцов и покупателей, организуемое в установленном месте и на установленный срок с целью заключения договоров купли-продажи и формирования региональных, межрегиональных и межгосударственных хозяйственных связей9. В Национальном Стандарте РФ ГОСТ Р 53103-2008 «Деятельность выставочно-ярмарочная. Термины и определения»10, вступившем в силу 1 января 2010 г., речь идет также о выставочно-ярмарочных мероприятиях, на которых демонстрируются и получают распространение товары, услуги и (или) информация и которые проходят в четко установленные сроки с определенной периодичностью. Обращает на себя внимание тот факт, что в Национальном стандарте нет разделения между понятиями «выставка» и «ярмарка», одни и те же положения применяются к обоим. По мнению разработчиков данного стандарта, эти два термина имеют общие терминоэлементы. Совершенно очевидно, что в основе организационного построения и функциональной деятельности ярмарок и выставок лежат единые принципы торговли, однако между ними есть существенные различия в масштабе предложения и неограниченном круге посетителей, присущие выставкам. Но самый главный отличительный признак торговых ярмарок и торгово-промышленных выставок - это цель проведения. ш Основная цель ярмарочных торгов - оптовая продажа товаров, заключение пря- н мых договоров между продавцами и покупателями. Цель же выставки-продажи С

а

- демонстрация новых видов продукции, показ товаров с последующей их реали- т

о

зацией, подготовка новейшей информации и создание условий для установления к

о

деловых контактов с потенциальными покупателями. Полагаем, что сказанное о'

позволяет не смешивать понятия «выставка» и «ярмарка». |

Особый интерес представляет вопрос о правовом положении оптового рынка. в

Почему выставки (ярмарки) — это мероприятия, а рынок - это специальный о

субъект оптовой торговли? Согласно ГОСТу Р 51303-99 «Торговля. Термины Ю

и определения» рынок трактуется как организация, создающая условия для |

ведения торгов на основе договоров купли-продажи. Получается, что оптовый с

к

рынок - это структура, обладающая статусом юридического лица и имеющая а право вступать в правовые отношения с юридическими и физическими лицами. д

е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На федеральном уровне первым нормативным актом, определяющим порядок | торговли на оптовом рынке, был совместный приказ Минсельхозпрода России № № 292 и Роскомторга № 95 от 1 декабря 1994 г., которым утверждались При- 39 мерные правила торговли на оптовом продовольственном рынке11. Вслед за этим 22 актом приказом Минсельхозпрода России от 10 декабря 1997 г. были утверждены 4 Временные правила торговли на оптовом продовольственном рынке национального значения12. Законодательные органы субъектов РФ используют указанные Правила в качестве основы при разработке документов, регламентирующих деятельность оптовых рынков, расположенных на территории субъекта. И на федеральном уровне, и на уровне регионов понятие «оптовый рынок» употребляется в двух смыслах: во-первых, под ним понимается юридическое лицо, 129

обеспечивающее условия для осуществления оптовой торговли на определенной территории; во-вторых, подразумевается место проведения торговых операций (речь идет об инфраструктуре оптового рынка, которую составляют помещения для мест торговли и мест покупателей, открытые торговые площади на его территории, лаборатории по контролю за качеством продукции, помещения для оказания услуг по сортировке продукции, склады).

Таким образом, действующее российское законодательство совершенно четко указывает на тот факт, что оптовый продовольственный рынок является юридическим лицом и, следовательно, субъектом торгового оборота.

Проект федерального закона № 537919-5 «Об оптовых сельскохозяйственных рынках» определяет оптовый сельскохозяйственный рынок следующим образом: «торговый объект в виде имущественного комплекса с собственной инфраструктурой, оснащенный оборудованием, предназначенный и используемый для осуществления деятельности по оптовому обороту сельскохозяйственной продукции, в том числе хранения, выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей, контроля за качеством сельскохозяйственной продукции и проведения денежных расчетов при продаже оптовых партий товара». Если рассматривать организацию оптового рынка в рамках концепции данного законопроекта, то это управляющая рынком компания или юридическое лицо, которому принадлежит оптовый рынок и которое имеет разрешение на организацию оптового рынка. В итоге юридическое лицо осуществляет управление оптовым рынком как имущественным комплексом. С точки зрения организационно-правовой формы, оптовый продовольственный рынок может существовать в форме некоммерческого партнерства, автономной * некоммерческой организации. Чаще всего современные рынки создаются в виде ? государственного и муниципального унитарного предприятия, хозяйственных а. товариществ и обществ различных видов, кооператива. На свободу в части выбора ! организационно-правовой формы оптового продовольственного рынка указывает, I например, Закон г. Москвы от 12 июля 2006 г. № 39 (в ред. от 29 ноября 2006 г.)

1 «О продовольственной безопасности города Москвы»13, определяя оптовый продо-

го

| вольственный комплекс как совокупность юридических лиц всех форм собствен-

| ности, зарегистрированных в г. Москве, имеющих соответствующую материально-

| техническую базу оптовой торговли и осуществляющих хранение, промышленную

2 переработку и реализацию продовольствия на территории г. Москвы.

° Неопределенность правовой природы организаторов торгового оборота порожня дает трудности при организации и осуществлении коммерческой деятельности. | Согласно ГК РФ организаторами торгового оборота на сегодняшний день выступают о отдельные виды юридических лиц. Проводимая реформа гражданского законода-° тельства, несмотря на масштаб, не устанавливает более четкой структуры субъектов

0 ___

° коммерческого права, и в этом смысле ГК РФ остался верен традиционному подходу

го

3 в данном вопросе: учитывается только организационно-правовая форма субъектов

1 торговой деятельности. Своеобразие субъектов коммерческой деятельности заключа-| ется в выполняемых ими функциях на товарном рынке. Именно функциональный

критерий позволяет разделить участников торговой деятельности на следующие виды: 1) субъекты, образующие структуру товарного рынка (продавцы, покупатели, торговые посредники); 2) субъекты, образующие инфраструктуру товарного рынка (организаторы торгового оборота, лица, оказывающие сопутствующие купле-продаже товаров услуги). Таким образом, что организатор торговли определяется не 130 наличием или отсутствием определенной организационно-правовой формы юриди-

И.В. Шугурова • Модельное законотворчество в сфере интеллектуальной собственности в странах СНГ

ческого лица, а его функциональным назначением или целевым предназначением и может выступать даже в виде имущественного комплекса, как это происходит в случае с оптовым продовольственным рынком.

1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 48, ст. 6726.

2 Абросимова Е. А. Торговый оборот и специальные субъекты коммерческого права // Коммерческое право: актуальные проблемы и перспективы развития: сборник статей к юбилею Б. И. Пугинского. М., 2011. С. 50-60.

3 См.: Закон РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-I «О товарных биржах и биржевой торговле» (в ред. от 23 июля 2013 г.) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 18, ст. 961; 2013. № 30, ч. 1, ст. 4082.

4 См.: Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 20, ст. 1763.

5 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации.2003, № 13, ст. 1177.

6 См., например: Абросимова ЕА. Функции торгово-промышленных палат по организации торгового оборота // Актуальные проблемы коммерческого права: сборник статей. Вып. 3 / под ред. Б.И. Пугинского. М., 2007. С. 74-88.

7 См.: ФроловаН.К. Правовое регулирование оптовой торговли: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011. С. 12-28.

8 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 1, ст. 2.

9 Утвержден Постановлением Госстандарта России от 11 августа 1999 г. № 242-ст. М., 1999.

10 Утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию метрологии от 18 декабря 2008 г. № 512-ст. URL: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-53103-2008 (дата обращения: 12.05.2014).

11 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8311/ (дата обращения: 04.04. 2014).

12 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8311/ (дата обращения: 04.04. 2014).

13 См.: Ведомости Московской городской Думы. 2006. № 8, ст. 213.

И.В. Шугурова

МОДЕЛЬНОЕ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В СТРАНАХ СНГ* ш

т I

Статья посвящена вопросам сотрудничества государств СНГ в форме модельного зако- |

нотворчества, направленного на гармонизацию законодательства в области интеллектуаль- а

ной собственности. Исследуются основные положения модельных законов и кодексов, т

о

принятых Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ. с

Ключевые слова: модельный закон, гармонизация законодательства, интеллектуальная й

собственность, Содружество Независимых Государств, Межпарламентская Ассамблея СНГ. о

д

I.V. Shugurova в

е

MODEL LAWMAKING IN THE SPHERE OF INTELLECTUAL I

PROPERTY IN CIS COUNTRIES I

д

X

The article is devoted to the issues of cooperation within the framework of Commonwealth К

of Independent States (CIS) by means of model lawmaking with a view to harmonization of in- й

tellectual property legislation. The author refers to the main provisions of model laws adopted |

by CIS Inter-Parliamentary Assembly. е

Keywords: model law, harmonization of legislation, intellectual property, Commonwealth |

of Independent States (CIS), CIS Inter-Parliamentary Assembly. •

UJ 9

)

Одним из приоритетных направлений российской внешней политики является 0 сотрудничество с государствами-участниками Содружества Независимых Госу- 4

© Шугурова Ирина Викторовна, 2014

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры международного частного права (Саратовская государственная юридическая академия); ivshugurova@mail.ru

*Работа выполнена по Заданию Министерства образования и науки РФ № 2014/205 на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части государственного задания. Тема НИР «Проблемы международно-правовой политики и их влияние на национальное законодательство»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.