Научная статья на тему 'Некоторые правовые проблемы оптовой торговли'

Некоторые правовые проблемы оптовой торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
344
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ / ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ / КОММЕРЦИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фролова Наталья Константиновна

Рассматривается оптовая торговля как средство доведения товаров до потребителя, один из важнейших элементов рыночного распределения произведенных материальных благ, определения направлений товарных потоков в региональном и межрегиональном пространстве, регулятор рыночной цены. Представлена проблема правового регулирования оптовой торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые правовые проблемы оптовой торговли»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 7 (145).

Право. Вып. 18. С. 52-53.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО И ГРАЖДАНСКО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО

Н. К. Фролова

НЕКОТОРЫЕ ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ

Рассматривается оптовая торговля как средство доведения товаров до потребителя, один из важнейших элементов рыночного распределения произведенных материальных благ, определения направлений товарных потоков в региональном и межрегиональном пространстве, регулятор рыночной цены. Представлена проблема правового регулирования оптовой торговли.

Ключевые слова: торговля, оптовая торговля, коммерция, предпринимательство.

Как известно, оптовая (как и вообще торговая) деятельность является одним из видов предпринимательства. В литературе и на практике допускается смешение понятий «коммерция», «торговля»1, «предпринимательство». Латинский термин «соmmertim» означает торговля, а коммерсант — лицо, занимающееся частной торговлей, коммерцией2. Следовательно, коммерция и торговля — единые понятия и, как отмечается в экономической литературе, разница заключается лишь в объемах их деятельности3.

Причины смешения указанных понятий кроются, как полагает Б. И. Пугинский, в неточности формулировки ст. 50 ГК РФ, в соответствии с которой все организации — юридические лица делятся на коммерческие, основной деятельностью которых является извлечение прибыли, и некоммерческие, не преследующие такой цели и не распределяющие полученную прибыль между ее участниками4.

Такая классификация юридических лиц породила путаницу и подмену понятий не только в отношении коммерческой и предпринимательской деятельности, но и в разграничении хозяйствующих субъектов по формам собственности. Теперь нередко можно услышать о коммерческих банках, коммерческих поликлиниках, коммерческих магазинах, коммерческих вузах и пр. На наш взгляд, необходимо ст. 50 ГК РФ привести в соответствие со ст. 2 ГК РФ, называя организации, основной деятельностью которых является извлечение прибыли, предпринимательскими, а не имеющими такой цели — непредпринимательскими или уставными.

Терминологическая путаница явилась следствием и различного подхода к пониманию коммерческой (торговой) деятельности, ее функций и задач, а нередко и просто к отождествлению ее с предпринимательской деятельностью.

Оптовая торговля является одной из составных частей внутренней торговли. В соответствии с ГОСТ 51303-99 «Торговля. Термины и определения»5 она определяется как торговля товарами с последующей их реализацией и перепродажей или профессиональным использованием, а оптовый оборот — объем продажи товаров производственными и (или) торговыми посредниками покупателям для дальнейшего использования в коммерческом обороте. Аналогичное определение оптовой торговли (применительно к договору поставки) можно вывести и из ст. 506 ГК РФ.

В отличие от экономически развитых стран, где уже не одно десятилетие существует мощное правовое обеспечение торгового оборота (в виде самостоятельно существующих торговых кодексов или хорошо разработанного торгового законодательства), в нашей стране правовая база оптового (как и торгового оборота в целом) еще только складывается, причем лишь в рамках гражданского законодательства.

В частности, в ГК РФ — общепризнанном правовом фундаменте регулирования рыночных отношений6, закреплены все основополагающие предпосылки для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности: неприкосновенность собственности, автономия воли, правовой статус и организационно-правовые формы субъектов предпринимательства, свобода договоров и т. д.

Вместе с тем ГК РФ в силу специфики своей структуры рассматривает оптовую торговлю лишь применительно к договору поставки, что вряд ли можно считать обоснованным, поскольку оптовая деятельность весьма много-гранна. Она не ограничивается лишь поставкой товаров, а включает в себя и организацию оптового оборота (товарные биржи, оптовые

ярмарки-выставки, оптовые продовольственные рынки и т. д.), и определение товарных потоков в региональном и межрегиональном пространстве, и проведение маркетинговых исследований конъюнктуры рынка, и хранение товаров, и оказание услуг потребителям.

Недостаточно регулирует действующий ГК РФ и такой важнейший раздел деятельности оптовой торговли, как формирование и виды договорных связей по поставкам товаров. Как показывает практика, предоставленная субъектам предпринимательства свобода заключения договоров и их частная инициатива не обеспечивают (особенно в условиях переходного периода) равномерного распределения произведенного общественного продукта по регионам и в масштабах всей страны.

В целях совершенствования регулирования оптовой торговли представляется целесо-

образным принятие специального федерального закона «О внутренней торговле», в котором были бы предусмотрены все особенности как торговли в целом, так и оптовой торговли в частности.

Примечания

1 См.: Словарь иностранных слов / Под ред. А. Г. Спиркина. М., 1983. С. 239.

2 См.: Рыночная экономика: Словарь-справочник. М., 1991. С. 47.

3 См.: Коммерческо-посредническая деятельность на товарном рынке: Учеб. / Под ред. А. В. Зырянова. Екатеринбург, 2001. С. 21.

4 См.: Пугинский Б. И. Коммерческое право России. М., 2000. С. 10.

5 ГОСТ РФ 51303-99 «Торговля. Термины и определения» от 11 августа 1999 г. № 242-ст. // Собр. законодательства РФ. 1999. № 28. Ст. 402.

6 См.: Алексеев С. Гражданский кодекс и бацилла «всевластия» // Рос. газ. 1994. 29 июня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.