Научная статья на тему 'Некоторые правовые проблемы регулирования оптовой торговли'

Некоторые правовые проблемы регулирования оптовой торговли Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1680
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ / ТОРГОВЛЯ / РЫНОК / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / PROBLEMS / TRADE / MARKET / LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фролова Н. К.

С переходом страны к рыночной экономике торговое законодательство было полностью обновлено, однако процесс формирования правовой базы в сфере оптовой торговли происходит медленно и бессистемно. В статье анализируются различные подходы к систематизации и унификации торгового законодательства, вследствие чего делается вывод о необходимости принятия не кодифицированных нормативных актов, а Федерального закона о внутренней торговле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some legal problems of the wholesale trade regulation

After transition to the market economy the trade legislation of the country was completely renovated, however process of the legal base formation in the wholesale sphere is slow and unsystematic. In the article the author analyses various approaches to the systematization and unification of the trade legislation sequentially the author draws a conclusion that it is necessary to create a Federal Law concerning the domestic trade but not codifying normative acts.

Текст научной работы на тему «Некоторые правовые проблемы регулирования оптовой торговли»

ББК Х623

НЕКОТОРЫЕ ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ

Н.К. Фролова, кандидат юридических наук, профессор кафедры конституцион-

ного и административного права ЮУрГУ

С переходом страны к рыночной экономике торговое законодательство было полностью обновлено, однако процесс формирования правовой базы в сфере оптовой торговли происходит медленно и бессистемно. В статье анализируются различные подходы к систематизации и унификации торгового законодательства, вследствие чего делается вывод о необходимости принятия не кодифицированных нормативных актов, а Федерального закона о внутренней торговле.

Ключевые слова: проблемы, торговля, рынок, правовое регулирование.

Как известно, оптовая деятельность является одним из видов предпринимательства. В литературе и на практике допускается смешение понятий «коммерция», «торговля», «предпринимательство». Латинский термин «соттегснп» означает торговлю1, а коммерсант - лицо, занимающееся частной торговлей, коммерцией2. Следовательно, коммерция и торговля - единые понятия, и, как отмечается в экономической литературе, разница заключается лишь в объемах, размахах деятельности3.

Причины смешения указанных понятий кроются, как полагает Б.И. Пугинский, в неточности формулировки ст. 50 ГК РФ, в соответствии с которой все организации - юридические лица - делятся на коммерческие, основной деятельностью которых является извлечение прибыли, и некоммерческие, не преследующие такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками4.

Такая классификация юридических лиц породила путаницу и подмену понятий не только в отношении коммерческой и предпринимательской деятельности, но и в разграничении хозяйствующих субъектов по формам собственности5. Теперь нередко можно услышать о коммерческих банках, коммерческих поликлиниках, коммерческих магазинах, коммерческих вузах и пр. На наш взгляд, следовало бы ст. 50 ГК РФ привести в соответствие со ст. 2 ГК РФ, и организации, основной деятельностью которых является извлечение прибыли, называть предпринимательскими, а не имеющие такой цели - непредпринимательскими или уставными.

Терминологическая путаница явилась следствием и различного подхода к пониманию коммерческой (торговой) деятельности, ее функций и задач, а нередко и просто к отождествлению ее с предпринимательской деятельностью.

Оптовая торговля является одной из составных частей внутренней торговли. В соответствии с ГОСТ 51303-99 «Торговые термины и определения»6 она определяется как торговля товарами с последующей их реализацией и перепродажей или профессиональным использованием, а оптовый оборот - объем продажи товаров производственными и/или торговыми посредниками покупателям для дальнейшего использования в коммерческом обороте. Аналогичное определение оптовой торговли (применительно к договору поставки) можно вывести и из ст. 506 ГК РФ.

В отличие от экономически развитых стран, где уже не одно десятилетие существует мощное правовое обеспечение торгового оборота (в виде самостоятельно существующих торговых кодексов или хорошо разработанного торгового законодательства), в нашей стране правовая база оптового (как и торгового оборота в целом) еще только складывается, причем не в качестве отраслевого, а в рамках гражданского законодательства.

Как известно, правовой базой всего действующего законодательства в стране является Конституция РФ, которая закрепила основополагающие предпосылки и гарантии для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности - многообразие форм собственности, свобода дого-

воров, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, защита конкуренции и ограничение монополистической деятельности субъектов торгового оборота и пр.

Эти общие конституционные положения развиваются и конкретизируются в гражданском законодательстве, безоговорочно признанным правовым фундаментом регулирования рыночных отношений7.

Так, ГК РФ и принятые на его основе федеральные законы дают понятие, признаки и формы предпринимательской деятельности, определяют правовой статус участников имущественного оборота, их организационноправовые формы, режим права собственности и иных вещных прав, свободу договоров, пределы и способы защиты гражданских прав и др.

Поскольку торговый оборот является частью имущественного, а коммерческая (торговая) деятельность - один из видов предпринимательства, то практически все (за отдельными исключениями) положения гражданского законодательства распространяют свое действие как на торговлю в целом, так и оптовую деятельность (например, положения о юридических лицах, исковой давности, праве собственности, защите гражданских прав, ответственности, сделках, договорах, обязательствах и пр.).

Вместе с тем ГК РФ в силу своей структуры построения регулирует оптовую торговлю лишь применительно к договору поставки, что вряд ли можно считать достаточным, поскольку оптовая деятельность не ограничивается лишь поставкой товаров.

Многие вопросы оптовой торговли урегулированы только в общих чертах (понятие субъекта оптовой торговли, их классификацию, функциональные виды), а правовой статус многих из них вообще до настоящего времени остается не урегулированным (дилеры, стокисты, дистрибьюторы, различные созданные практикой объединения в горизонтальной и вертикальной плоскости, оптовые ярмарки (выставки), оптовые продовольственные рынки и др.).

Не регулирует ГК РФ и такой важнейший раздел деятельности оптовой торговли, как договорные связи по поставкам товаров.

Известно, что экономика страны в условиях рыночной экономики может успешно развиваться лишь в том случае, если произведенные материальные блага будут вовремя

реализованы и найдут сбыт у конечного потребителя, причем скорость обращения товаров - один из важнейших элементов рыночного механизма.

Продвижение товаров от производителя к потребителю - одна из основных функций оптовой торговли, однако механизм такого продвижения еще только формируется. С отменой ранее существовавшей системы прикрепления покупателей к поставщикам, а также распадом бывшего СССР хозяйственные связи между производителями товаров и покупателями были полностью разрушены.

В отличие от прежнего законодательства, которое четко давало понятие структуры и формы хозяйственных связей по поставкам товаров и продукции, ГК РФ вообще не затрагивает данный вопрос, провозглашая свободу договора и договорных отношений, а сам договор - основным инструментом и правовой формой установления таких связей (кроме случаев, предусмотренных законом или иными нормативно-правовыми актами).

Представляется, что для установления эффективных и наиболее экономичных договорных (хозяйственных) связей с отечественными производителями, обеспечения федеральных, межрегиональных и региональных нужд и в конечном итоге стратегической стабильности потребительского рынка в целом, одной только частной инициативы и свободного волеизъявления участников имущественного оборота вряд ли достаточно. Этот существенный пробел в гражданском законодательстве должен быть устранен путем определения видов (форм) хозяйственных связей и критериев их определения.

Сам же договор поставки, являющийся в настоящее время основной правовой формой отношений в оптовом обороте, представляет собой малопригодную модель по закупке и реализации товаров в розничной торговой сети (им охватывается как поставка товаров, так и поставка продукции производственно- технического назначения).

Как известно, гражданско-правовое регулирование касается лишь некоторых сторон деятельности торговли (в том числе и оптовой) - устанавливает юридическое поле деятельности, определяет правовой статус субъектов, наделяет их необходимыми средствами и возможностями для участия в гражданском обороте в условиях рыночного оборота.

Однако торговые организации в процессе своей деятельности участвуют не только в

товарно-денежных (горизонтальных) отношениях. Значительную долю составляют и отношения с органами власти и управления, финансовыми, налоговыми, таможенными и другими властными структурами. И вот эта довольно значительная сфера деятельности торговли, находясь за пределами гражданско-правового регулирования, опосредуется многогранными правовыми отношениями, регулируемыми правовыми актами различных отраслей права (административного, финансового и др.).

В силу этого правовую базу торговли в целом настоящее время нельзя признать удовлетворительной. Для нее характерна бессистемность, неточность, противоречивость нормативных актов, фрагментарность регулирования, принятие «точечных» законов и иных нормативных правовых актов, решающих лишь насущные задачи, что приводит в одних случаях к детальному (нередко мелочному) регулированию, а в других - к полной про-бельности.

Учитывая такое состояние торгового законодательства, в юридической литературе предлагают различные варианты его совершенствования.

Так, сторонники хозяйственно-правовой концепции, исходя из единства отношений, складывающихся в процессе осуществления предпринимательской (в том числе и торговой) деятельности и руководства ею, считают, что и правовое регулирование предпринимательства должно быть единым. Такой отраслью, по их мнению, должно быть предпринимательское (хозяйственное) право, а кодификационным нормативным актом такой отрасли - Предпринимательский (Хозяйственный) кодекс8.

Наиболее развернутое обоснование данной концепции содержится в трудах академика В.В. Лаптева. В частности, в предлагаемом им проекте Предпринимательского (Хозяйственного) кодекса, содержащего 10 разделов, 38 глав и 330 статей, рассматриваются как отношения товарно-денежного характера, регулируемые гражданским правом, так и вла-стно-управленческие (субъекты предпринимательства, имущественная база, предпринимательские договоры, учет, отчетность, аудит, финансирование и пр.). Как специальный нормативный акт, данный кодекс должен иметь приоритет перед ГК РФ (последний применяется субсидиарно при пробелах или

недостаточности правового регулирования предпринимательства)9.

Однако здесь возникает один весьма существенный вопрос: насколько правомерным является объединение в таком кодексе различных по своему характеру видов деятельности?

Как известно, существует два различных по своей направленности вида деятельности -непосредственная деятельность, связанная с созданием и перемещением материальных благ и оказанием услуг, и деятельность по руководству и управлению такой деятельностью, которым соответствует свой тип правового регулирования - частно-правовой или публично-правовой. Каждый из этих типов правового регулирования эффективен лишь тогда, когда он применен к тем общественным отношениям, которые по своей природе нуждаются именно в данном типе правового регулирования10.

Мировой опыт доказывает, что эффективное развитие предпринимательства и рыночной экономики в целом происходит лишь тогда, когда в основе правового регулирования лежит частноправовой метод, и напротив - преобладание публичного элемента в регулировании товарно-денежных отношений приводит к губительным последствиям. Однако из этого не следует, что частноправовой метод должен применяться в «чистом» виде. В любой сфере человеческой деятельности, как и вообще в обществе, все возникающие отношения взаимоувязаны в той или иной степени, и в этом смысле они едины. Не является исключением и предпринимательская (торговая) деятельность, ибо она требует определенной организации, координации и управления.

Но природа управленческих (организационных) отношений такова, что как бы тесно они ни были связаны с имущественными отношениями, она предопределяет их правовое регулирование посредством обязывающих предписаний, опирающихся на властные полномочия органа государственного управления11. Эти предписания осуществляются, как еще отмечал И.А. Покровский, по почину и исключительной воле государства, не допускающей в этой области никакой другой воли, что и составляет основную сущность публичного права12.

Однако соединение таких различных по своей сущности типов правового регулирования в рамках единой самостоятельной отрас-

ли, называемой предпринимательским (хозяйственным) правом, по существу, есть ничто иное, как возврат в прежнюю «единую сферу социалистического хозяйствования и единую область правового регулирования», за которую так ратовали в свое время нынешние представители хозяйственно-правовой концепции13.

Следует отметить, что против единства правового регулирования предпринимательской деятельности не возражают и многие ученые-цивилисты, однако в отличие от хозяйственно-правовой концепции такое регулирование, по их мнению, может быть не на уровне отрасли права, а на уровне отрасли законодательства14.

Такое комплексное правовое регулирование строится исходя из чисто практических соображений, в силу чего отраслей законодательства, как метко заметил О.С. Иоффе, может быть сколько угодно - «вплоть до баннопрачечного законодательства», но такой отрасли права не существует.

Аналогичное положение и с инкорпорированием законодательных актов различной отраслевой направленности в единый кодифицированный нормативный акт. Здесь важно, как представляется, только одно - институты предпринимательства не должны менять своей гражданско-правовой природы, должны иметь общегражданское содержание и подчиняться общим нормам ГК РФ.

Практика такого инкорпорирования у нас имеется уже давно (например, в сфере транспортной деятельности с 1922 года, а ныне - в сфере жилищно-коммунальных, семейных, трудовых и других отношений). Но пока практика инкорпорирования охватывает сравнительно узкие или специфичные отношения. Сфера же предпринимательства весьма широка, в связи с чем возникает вполне закономерный вопрос - а сможет ли такой комплексный нормативный акт вместить весь огромный массив законодательства о предпринимательстве как по «горизонтали», так и по «вертикали» (причем нормотворческая деятельность не будет оставаться на месте, и количество нормативных актов будет возрастать)? Это одно. Второе - как отразить особенности во всех сферах деятельности (промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли и многих других)?

Как верно замечает К.К. Лебедев, это будет суперкодекс15. А если принять схематичный (рамочный) кодекс, когда специфика бу-

дет конкретизирована и детализирована в специальных федеральных законах и иных правовых актах? Но какая от него будет польза?

Учитывая данное обстоятельство, отдельные авторы предлагают специфику торговли отразить в специальных нормативных правовых актах. Так, Л. Крепкий полагает, что таким актом должен быть Торговый кодекс, которым комплексно регулировались бы все отношения по организации, осуществлению и регулированию торговой деятельности16.

По мнению же Б.И. Пугинского, Торговый кодекс должен быть составной частью ГК РФ, поскольку торговый оборот является частью имущественного оборота, который в основном регулируется гражданским правом. Большинство положений общей части гражданского права составляют одновременно и общую часть коммерческого права (правила о возникновении субъектов, прав и обязанностей, юридических лицах, основные положения о договорах, обязательствах и пр.). В то же время торговый оборот обладает особенностями, которые и должны быть отражены в Торговом кодексе17.

Однако, как известно, оптовая деятельность весьма многогранна, она опосредуется нормативными правовыми актами различных отраслей права. И как верно отмечается в литературе, ни одна из них не в состоянии отразить ее специфику18. Вот почему совершенствование правового регулирования деятельности внутренней торговли нам видится в принятии специального Федерального закона «О внутренней торговле», которым весь массив действующего законодательства был бы приведен в стройную систему и который учел бы все имеющиеся недостатки, обеспечил необходимую согласованность между нормативными актами различных отраслей права.

1 Словарь иностранных слов / под ред. А.Г Спиркина и др.-М., 1983.-С. 239.

2 Рыночная экономика. Словарь-справочник. - М., 1991. -С. 47.

3 Коммерческо-посредническая деятельность на товарном рынке / под ред. А.В. Зырянова. - Екатеринбург, 2001.-С. 21.

4 Путинский Б.И. Коммерческое право России. - М., 2000.-С. 10.

5 Там же. - С. 95-96.

6 Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51303 - 99 «Торговля. Термины и определения» от 11 августа 1999 г. № 242 // СЗ РФ. - 1999. - № 28. - Ст. 402.

7 Алексее С. Гражданский кодекс и бацилла «всевластия» // Российская газета. - 1994. - 29 июня.

8 Лаптев В.В. Субъекты предпринимательского права. -М., 2003. - С. 9-15; Предпринимательское (хозяйственное) право: учебник: в 2 т. - Т. 1 / отв. ред. О.М. Олейник. - М., 1999. - С. 13-55; Ершова И.В. Предпринимательское право: учебник - М., 2002. - С. 4—9; Мамутов В.К. Сближение современных систем правового регулирования хозяйственной деятельности // Государство и право. - 1999. — № 1. - С. 18-24 и др.

9 Лаптев В.В. Выступление на научной конференции. -Современные проблемы хозяйственного (предпринимательского) права» // Государство и право. - 1996. - № 4. -С. 60-61.

10 Гражданское право: в 2 т. / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М., 2001. - Т. 1. - С. 17.

11 Там же. - С. 12-13.

12 Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права (по изданию 1917 г.) - М., 1998. - С. 38-39.

13 Именно так понимали В.В. Лаптев и другие сторонники хозяйственно-правовой концепции сущность правового регулирования народным хозяйством в условиях командно-административной системы: «Хозяйственная деятельность и руководство ею составляют единую сферу социалистического хозяйствования, которое образует единую область правового регулирования... Предпри-

ятие вступает в хозяйственное правоотношение с другим предприятием (отношение по горизонтали), которое вместе с отношением по вертикали составляет единое сложное хозяйственное правоотношение» // Теоретические проблемы хозяйственного права / под ред. В.В. Лаптева. - М., 1975. - С. 13.

14 Иоффе О.С. Развитие цивилистической мысли в СССР (часть 1). - Ленинград, 1975. - С. 99; Яковлев В.Ф. Отраслевая дифференциация и межотраслевая интеграция как основа системы законодательства // Правоведение. -1975. - № 1. - С. 18; Попондопуло В.Ф. Система общественных отношений и их правовые формы (к вопросу о системе права) // Правоведение. - 2002. - № 4. - С. 95 и др.

15 Лебедев К.К. Предпринимательское и коммерческое право: системные аспекты (предпринимательское и коммерческое право в системе права и законодательства, системе юридических наук и учебных дисциплин). -СПб., 2002.-С. 216.

16 Крепкий Л. Торговый кодекс России: каким ему быть // Хозяйство и право. - 1999. - № 12. - С. 91-94.

17 Путинский Б. И. Указ. соч. - С. 29-30.

18 Коммерческое (торговое) право: учебник / под ред. Ю.Е. Булатецкого и В. А. Язева. - М., 2002. - С. 39.

Статья поступила в редакцию 2 октября 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.