А.А. Дроганова*
Организатор торговли на рынке ценных бумаг: новые подходы к определению правового статуса
Аннотация. В статье анализируются новеллы законодательства, определяющие особенности правового статуса организатора торговли на рынке ценных бумаг, в том числе регулирующие и определяющие содержание его деятельности, приводятся сравнения с ранее действующими нормативно-правовыми актами, регулирующими указанные институты. В частности, исследуются положения «нового» Закона об организованных торгах, являющегося основным нормативно-правовым актом, непосредственно регулирующим деятельность организаторов торговли, делаются выводы о возможном положительном влиянии норм, содержащихся в данном законе, на деятельность организаторов торговли. Изучаются подходы к определению возможных организационно-правовых форм, минимальному размеру его собственных средств, лицензионных требований, а также требований к структуре акционерного капитала биржи. Проводится сопоставительный анализ основ деятельности биржи и торговой системы на финансовом рынке. Анализируются преимущества той или иной организационно-правовой формы учреждения организатора торговли, описываются правоспособность, требования к должностным лицам и учредителям организатора торговли на рынке ценных бумаг. Ключевые слова: организатор торговли, рынок ценных бумаг, финансовый рынок, лицензия биржи, биржа, торговая система, правоспособность организатора торговли, собственные средства, предпринимательская деятельность, должностные лица.
аеятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг в настоящее время регулируется Федеральным законом от 21.11.2011 ФЗ «Об организованных торгах»1 (далее — Закон № 325-Ф3; Закон об организованных торгах), а также комплексом федеральных законов, имеющих различную направленность и лишь отчасти затрагивающих отношения на рынке ценных бумаг. Среди них основное значение имеют: Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)»2, Федеральный закон от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»3, Федеральный закон от 07.02.2011 № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности»4, Федеральный закон от 07.12.2011 «О центральном депозитарии»5. Пока еще действу-
1 Федеральный закон от 21.11.2011 № 325-Ф3 «Об организованных торгах» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6726.
2 Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» // Российская газета. 2002. № 127.
3 Федеральный закон от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 10. Ст. 1163.
4 Федеральный закон от 07.02.2011 № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» // Российская газета. 2011. № 29.
5 Федеральный закон от 07.12.2011 «О центральном де-
позитарии» // Российская газета. 2011. № 278.
ют положения Федерального закона от 22.04.1996 № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг»6 (далее — Закон о рынке ценных бумаг) и Федерального закона от 20.02.1992 № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле»7 (далее — Закон о товарных биржах и биржевой торговле), касающиеся правового статуса организатора торговли. Данные нормы утратили силу с 01.01.2014 г. В течение переходного периода — до начала 2014 г. одновременно применялись понятия «товарная биржа», «фондовая биржа», «торги организаторов торговли на рынке ценных бумаг» и понятия, введенные Законом об организованных торгах, такие как «торговая система», «услуги по проведению организованных торгов» и пр.
Важное значение имеют подзаконные нормативные акты, главным образом принимаемые Службой Банка России по финансовым рынкам (ранее — ФСФР России)8.
6 Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 17. Ст. 1918.
7 Федеральный закон от 20.02.1992 № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 18.Ст. 961.
8 См., напр.: Приказ ФСФР России от 28.12.2010 № 10-78/ пз-н «Об утверждении Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг» // Российская газета. 2011. № 88.
*
© Дроганова А.А., 2015
Дроганова Александра Александровна — аспирант кафедры гражданского и семейного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), начальник Правового отдела Некоммерческого партнерства «Объединение организаций выполняющих инженерные изыскания в газовой и нефтяной отрасли "Инженер-Изыскатель"». [adronenko@yandex.ru]
123995, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9.
Закон об организованных торгах регулирует отношения, возникающие при проведении организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках; устанавливает требования к организаторам и участникам таких торгов; определяет основы государственного регулирования указанной деятельности и контроля за ее осуществлением. Данный акт внес существенные, а в некоторых случаях и реформистские изменения в законодательство об организованных торгах и изменил подходы в области правового регулирования деятельности по проведению организованных торгов. Наиболее значимые из них связаны с обновлением требований к организационно-правовой форме юридического лица, осуществляющего функции организатора торговли; минимальному размеру его собственных средств; лицензионным требованиям, а также требовани-ямк структуре акционерного капитала биржи.
В соответствии с новыми законодательными подходами, прежде всего, изменения коснулись определения правового статуса организатора торговли на рынке ценных бумаг.
Согласно Закону о рынке ценных бумаг, организатор торговли на рынке ценных бумаг — профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг (ст. 9). Данное определение было введено в 1996 г. и в значительной степени потеряло свою актуальность в связи со стремлением законодателя к установлению единого понятийного аппарата для товарного и финансового рынков.
В Законе об организованных торгах дается унифицированное определение. Организатором торговли признается лицо, оказывающее услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы (ст. 5).
Исходя из этого определения, можно выделить два основных момента, характеризующих организатора торговли, в том числе на рынке ценных бумаг.
Во-первых, предусматривается два возможных вида организаторов торговли — биржа и торговая система. Их разграничение осуществляется в зависимости от имеющихся у них полномочий. Биржа правомочна оказывать все возможные услуги на рынке ценных бумаг, тогда как сфера предоставления услуг торговой системы ограничена, в частности она не может осуществлять листинг ценных бумаг. Однако биржа не вправе совмещать свою деятельность с брокерской, дилерской и депозитарной деятельностью, а также с деятельностью по управлению ценными бумагами. Что касается торговой системы, то она не имеет права осуществлять данные виды деятельности только при их совмещении с клиринговой деятельностью.
Во-вторых, организатор торговли для проведения организованных торгов обязан получить
специальное разрешение — лицензию. Лицо, не имеющее лицензии биржи или лицензии торговой системы, не вправе проводить организованные торги (п. 2 ст. 5 Закона об организованных торгах). По мнению Е.А. Абросимовой, «правоспособность организаторов торгового оборота предполагается целевой (специальной, ограниченной), допускающей их участие лишь в определенном, ограниченном круге коммерческих правоотношений»9. Однако наличие лицензии не влечет за собой автоматический запрет на осуществлении других видов деятельности, за исключением указанных выше.
Особое значение имеют новые нормы, определяющие допустимые организационно-правовые формы юридических лиц, выполняющих функции организаторов торговли, в том числе на рынке ценных бумаг.
Торговые системы могут осуществлять свою деятельность в любых организационно-правовых формах хозяйственных обществ, поскольку в Законе № 325-ФЗ не предусмотрены специальные ограничения.
Напротив, в отношении бирж установлено жесткое требование. Биржа может иметь только правовую форму акционерного общества (ч. 2 ст. 9 Закона № 325-ФЗ). Данное положение представляется оправданным, поскольку в полной мере соответствует специфике деятельности и статусу биржи как лица, обеспечивающего регулярное функционирование рынка, от которого зависит стабильность взаимосвязей и эффективность работы большого числа «зависимых» лиц, в том числе эмитентов, брокеров, дилеров и пр.
Отметим, что основным для биржи являет-сяоказание услуг по проведению организованных торгов, на которых заключаются договоры, выступающие производными финансовыми инструментами (ч. 4 ст. 9 Закона № 325-ФЗ). Представляется очевидным, что такая деятельность должна быть классифицирована как предпринимательская, поскольку направлена на систематическое получение прибыли, необходимой для хозяйственного обеспечения биржи (закупка, обновление и сопровождение специфических программных продуктов; модернизация оборудования; содержание помещений, используемых для проведения торгов и пр.). Следует обратить внимание, что позиция относительно определения деятельности биржи как предпринимательской поддерживалась в литературе и до принятия Закона об организованных торгах10.
9 Абросимова Е.А. Правовой статус организатора торгового оборота // Практический журнал для руководителей и юристов. 2012. № 2. С. 34.
10 См., напр.: Майфат А.В. Гражданско-правовые конструкции инвестирования. М.: ВолтерсКлувер, 2006; Каширин А.В. Фондовые биржи: Жизнь после жизни // ЭЖ-Юрист. 2003. № 10. С. 2.
В связи с тем, что основная деятельность биржи по организации торгов является предпринимательской, вполне оправдан подход законодателя, который исключил возможность создания биржи в форме некоммерческого партнерства. Являясь формой некоммерческой организации, некоммерческое партнерство не может осуществлять предпринимательскую деятельность в качестве основной (ч. 3 ст. 50 ГК РФ).
С.Ю. Сапрыкин выделяет ряд преимуществ акционерного общества по сравнению с другими формами организации юридических лиц, в частности, свободу концентрации и движения капитала, ограниченную ответственность и профессиональное управление11. Также следует отметить некоторые другие преимущества акционерного общества: возможность наиболее выгодного и быстрого привлечения финансовых ресурсов, что достигается за счет возможности эмиссии ценных бумаг, размещаемых путем открытой подписки среди неограниченного круга потенциальных инвесторов (для открытых акционерных обществ); минимизация рисков, поскольку риски, принимаемые на себя акционерами, ограничены стоимостью их инвестиций и возлагаемыми на них обязанностями и распределены среди, как правило, большого числа акционеров; стабильность деятельности, связанная с тем, что организация юридического лица в форме акционерного общества предпочтительна для целей создания положительного внешнего имиджа как форма организации крупного, а значит, наиболее привлекательного для инвесторов бизнеса. Вместе с тем акционерное общество имеет достаточно сложную структурную организацию, что предполагает повышенную затратность деятельности, и должно соблюдать специальные нормативные требования, связанные с необходимостью эмиссии ценных бумаг. При этом, по нашему мнению, возможность создания бирж в форме общества с ограниченной ответственностью представляется сомнительной. Хотя общества с ограниченной ответственностью и находятся за пределами сферы применения специальных требований, в том числе в части раскрытия информации на рынке ценных бумаг, их легко организовать, так как отсутствуют сложные бюрократические процедуры, серьезные номенклатурные и прочие организационные барьеры, тем не менее им присущи определенные недостатки. По мнению Г.Е. Авилова и Е.А Суханова, наиболее очевидным из них является неограниченное право участника на свободный выход из общества (влекущее изъятие соответствующей части его чистых активов)12.
11 См.: Сапрыкин С.Ю. Понятие, принципы, особенности организации и деятельности акционерного общества // Актуальные проблемы правопорядка: сб. науч. ст. Вып. 6. М.: Изд-во юрид. ин-та МИИТа, 2003. С. 241.
12 См.: Авилов Г.Е., Суханов Е.А. Юридические лица в
современном российском гражданском праве. // Вестник гражданского права. 2006. № 1. С. 14-34.
Значимым также является новое положение, ограничивающее правоспособность организатора торговли на рынке ценных бумаг посредством лишения его возможности заниматься определенными видами деятельности, такими как производственная, торговая и страховая; деятельность, характерная для кредитных организаций, специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, акционерных инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию; деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами (ч. 3 ст. 5 Закона № 325-ФЗ).
Следует отметить, что Закон о рынке ценных бумаг также устанавливал виды деятельности, которыми разрешалось заниматься фондовой бирже. Видами деятельности, не поименованными в названном законе, биржа не имела права заниматься. Тем самым, как отмечает О.М. Шевченко, «законодатель переходит от установления перечня разрешенных для бирж видов деятельности к установлению исчерпывающего перечня видов деятельности, запрещенных для них»13.
Интересным представляется указание на то, что при совмещении организатором торговли своей основной деятельности с иной, не запрещенной законом, он обязан создать для осуществления деятельности по проведению организованных торгов одно или несколько отдельных структурных подразделений.
Следует обратить внимание, что Законом № 325-ФЗ устанавливается круг лиц, которые не могут являться учредителем (участником) организатора торговли. В их числе выделяются лица, зарегистрированные в оффшорных зонах; финансовые организации — нарушители требований лицензии, предоставляющей право заниматься финансовой деятельностью в случае аннуляции (отзыва) лицензии, а также определенные руководящие работники таких организаций; лица, имеющие судимости за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти и др.
К учредителям (участникам) организатора торговли относятся лица, имеющие право распоряжаться 5 и более процентами голосов, приходящимися на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал организатора торговли, посредством прямого или косвенного распоряжения, самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ним договорами довери-
13 Шевченко О.М. Правовое регулирование организованного рынка: анализ новаций российского законодательства // Предпринимательское право. Прил.: Бизнес и право в России и за рубежом. 2012. № 2. С. 66.
тельного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерным соглашением, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) организатора торговли.
В Положении о требованиях к объему, порядку, срокам и форме представления в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков уведомлений лицами, указанными в абз. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона «Об организованных торгах», утвержденном Приказом ФСФР России от 18.04.2013 № 13-31/пз-н14 определен порядок направления учредителями (участниками) организатора торговли в Службу Банка России по финансовым рынкам информации об изменении доли голосов, приходящихся на принадлежащие им акции или доли, более чем на 1 % или о снижении их доли ниже 5 %; о своей регистрации в оффшорных зонах; о фактах аннулирования выданной им лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности финансовой организации и о других фактах совершения ими нарушений в сфере экономики.
С 01.01.2013 г. вступило в силу крайне важное положение Закона № 325-ФЗ относительно минимального размера собственных средств лица, оказывающего услуги по проведению организованных торгов на товарном рынке. Размер собственных средств биржи должен составлять не менее 100 млн руб., а торговой системы — не менее 50 млн руб.
Состав собственных средств организатора торговли установлен Приказом ФСФР России от 16.04.2013 № 13-30/пз-н «Об утверждении Требований к составу собственных средств организаторов торговли, а также к порядку и срокам их расчета»15. Согласно данному документу, в состав собственных средств организатора торговли включаются уставный капитал; собственные акции, выкупленные у акционеров; резервный капитал; переоценка внеоборотных активов; добавочный капитал (без переоценки); нераспределенная прибыль (непокрытый убыток). Величина собственных средств определяется как сумма этих показателей. Представляется оправданным закрепление данной нормы, вводимой в целях повышения ответственности и надежности организатора торговли.
14 Приказ ФСФР России от 18.04.2013 № 13-31/пз-н «Об утверждении Положения о требованиях к объему, порядку, срокам и форме представления в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков уведомлений лицами, указанными в абзаце первом ч. 1 ст. 7 Федерального закона "Об организованных торгах"» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2013. № 28.
15 Приказ ФСФР России от 16.04.2013 № 13-30/пз-н «Об утверждении Требований к составу собственных средств организаторов торговли, а также к порядку и срокам их расчета» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2013. № 28.
Закон об организованных торгах также предусматривает требования к структуре, органам управления и работникам организатора торговли.
В акционерном обществе, осуществляющем функции организатора торговли, должен быть создан совет директоров (наблюдательный совет); коллегиальный и единоличный исполнительные органы; служба внутреннего контроля (контролер). При этом лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, и руководитель службы внутреннего контроля (контролер) назначаются (избираются) по согласованию со Службой Банка России по финансовым рынкам.
Требования к должностным лицам профессиональных участников рынка ценных бумаг, содержащиеся в Законе о рынке ценных бумаг, в отношении организаторов торговли существенно конкретизированы в Законе № 325-ФЗ.
Так, с 01.01.2013 г. определенные должности могут занимать только лица с высшим образованием, имеющие профессиональный опыт необходимого уровня, соответствующие квалификационным требованиям, в том числе о наличии квалификационного аттестата в сфере деятельности по проведению организованных торгов (исключение составляют главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета). Среди таких должностей можно выделить руководителя организатора торговли и его филиала; должностное лицо, ответственное за организацию системы управления рисками; руководителя отдельного структурного подразделения, ответственного за организацию системы управления рисками; контролера (руководителя службы внутреннего контроля); руководителя структурного подразделения, созданного для осуществления деятельности по проведению организованных торгов.
Организатором торгов на рынке ценных бумаг также создаются различные подразделения, обеспечивающие выполнение функции по организации торгов — комитеты, комиссии, отделы (например: торговый, экспертный, котировальный, информационный, регистрационный, расчетный и др.). Биржа обязана создавать биржевой совет и совет секции каждой биржевой секции.
В целом новые требования к органам управления и работникам организатора торговли можно сравнить с действующими правилами в отношении кредитных организаций.
Ранее Законом о рынке ценных бумаг устанавливалось, что фондовая биржа обязана разработать и утвердить правила допуска к участию в торгах на фондовой бирже, а также правила проведения торгов на фондовой бирже, которые должны содержать правила совершения и регистрации сделок, меры, направленные на предот-
вращение использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком. Кроме того, предусматривалось, что фондовая биржа, оказывающая услуги, непосредственно способствующие совершению сделок с ценными бумагами, обязана также утвердить правила листинга (делистинга) ценных бумаг и (или) правила допуска ценных бумаг к торгам без прохождения процедуры листинга, а фондовая биржа, оказывающая услуги, непосредственно способствующие заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, обязана утвердить спецификации таких договоров.
В соответствии с Законом № 325-ФЗ, на организатора торговли возложена обязанность осуществлять контроль за соблюдением требований, установленных правилами об организованных торгах; за соблюдением эмитентом и иными лицами условий договоров, на основании которых ценные бумаги были допущены к организованным торгам; за операциями, осуществляемыми на организованных торгах, в том числе в целях предотвращения, выявления и пресечения неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком.
Библиография:
Для проведения торгов их организатор должен утвердить правила торгов в целом либо отдельные правила для каждой торговой (биржевой) секции. Эти документы необходимо зарегистрировать в Службе Банка России по финансовым рынкам. Анализ данных положений Закона № 325-ФЗ позволяет согласиться с мнением А.Н. Борисова и Н.А. Краева, что они во многом аналогичны нормам Федерального закона «О клиринге и клиринговой деятельности», касающимся основного документа клиринговой организации — правилам клиринга16.
Изложенное позволяет сделать вывод, что Закон об организованных торгах наиболее детально регламентировал правовой статус и многие аспекты деятельности организатора торговли на рынке ценных бумаг, унифицировал понятийный аппарат, объединил разрозненное законодательство в данной области. Кроме того, закон ограничил самостоятельность организаторов торговли на рынке ценных бумаг, что можно оценить положительно, поскольку деятельность таких лиц является крайне важной в масштабе всей страны, требует внимания и использования рычагов регулирования со стороны государственных органов в целях защиты участников торгов и общества в целом.
1. Абросимова Е.А. Правовой статус организатора торгового оборота // Практический журнал для руководителей и юристов. 2012. № 2. С. 33-40.
2. Авилов Г.Е., Суханов Е.А. Юридические лица в современном российском гражданском праве // Вестник гражданского права. 2006. № 1. С. 14-34.
3. Борисов А.Н., Краев Н.А. Комментарий к Федеральному закону от 21.11. 2011 № 325-Ф3 «Об организованных торгах» (постатейный) // СПС «Консультант Плюс».
4. Каширин А.В. Фондовые биржи: Жизнь после жизни // ЭЖ-Юрист. 2003. № 10. С. 2.
5. Майфат А.В. Гражданско-правовые конструкции инвестирования. М.: ВолтерсКлувер, 2006. 390 с.
6. Сапрыкин С.Ю. Понятие, принципы, особенности организации и деятельности акционерного общества // Актуальные проблемы правопорядка: сб. науч. ст. Вып. 6. М.: Изд-во юрид. ин-та МИИТа, 2003. С. 239-245.
7. Шевченко О.М. Правовое регулирование организованного рынка: анализ новаций российского законодательства // Предпринимательское право. Прил.: Бизнес и право в России и за рубежом. 2012. № 2. С. 66-71.
References (transliteration):
1. Abrosimova E.A. Pravovoj status organizatoratorgovogooborota // Prakticheskij zhurnal dlja rukovoditelej i juristov. 2012. № 2. S. 33-40.
2. Avilov G.E., Suhanov E.A. Juridicheskie lica v sovremennom rossijskom grazhdanskom prave // Vestnik grazhdanskogo prava. 2006. № 1. S. 14-34.
3. Borisov A.N., Kraev N.A. Kommentarij k Federal'nomuzakonuot 21.11. 2011 № 325-FZ «Ob organizovannyh torgah» (postatejnyj) // SPS «Konsul'tant Pljus».
4. Kashirin A.V. Fondovyebirzhi: Zhizn' poslezhizni // JeZh-Jurist. 2003. № 10. S. 2.
5. Majfat A.V. Grazhdansko-pravovye konstrukcii investirovanija. M.: VoltersKluver, 2006. 390 s.
6. Saprykin S.Ju. Ponjatie, principy, osobennosti organizacii i dejatel'nosti akcionernogo obshhestva // Aktual'nye prob-lemy pravoporjadka: sb. nauch. st. Vyp. 6. M.: Izd-vojurid. in-taMIITa, 2003. S. 239-245.
7. Shevchenko O.M. Pravovoe regulirovanie organizovannogo rynka: analiz novacij rossijskogo zakonodatel'stva // Predprinimatel'skoe pravo. Pril.: Biznes i pravo v Rossii i za rubezhom. 2012. № 2. S. 66-71.
Материал поступил в редакцию 15 августа 2014 г.
16 См.: Борисов А.Н., Краев Н.А. Комментарий к Федеральному закону от 21.11.2011 № 325-Ф3 «Об организованных торгах» (постатейный) // СПС «Консультант Плюс».
Organizer of trade in the securities market: new approaches to defining legal status
DROGANOVA, Aleksandra Aleksandrovna — postgraduate student of the Department of Civil and Family law of the Kutafin Moscow State Law University, head of the Law Department of the Non-Commercial Partnership «Association of Organizations Holding Engineering Survey in Oil and Gas Industry «Engineer-Surveyor». [adronenko@yandex.ru]
123154, Russia, Moskva, prospect Marshala Zhukova, 59, kv. 146.
Review. The article provides analysis of the novelties in the legislation defining specificities of the legal status of the organizer of trade in the securities market, including those regulating and defining contents of his activities, comparison is provided to the earlier normative legal acts regulating the said institutions. In particular, the author studies the provisions of the «new» law on organized trade, conclusions are made on the possible positive influence of the norms contained in this law on the activities of trade organizers. The authors studies the approaches towards defining possible organizational legal forms, minimal amount of owned finances, licensing requirements, requirements to the structure of the joint stock of the exchange. The article contains comparative analysis of the fundamentals of the activities of the stock exchange and trade system in the financial market. The author analyzes the positive features of various organizational legal forms for organizer of trade in the securities market, describing legal competence and the requirements to the officials and founders for the organizer of trade in the securities market.
Keywords: organizer of trade, securities market, financial market, licence of an exchange, stock exchange, trade system, legal competence of organizer of trade, owned finances, entrepreneurial activity, officials.