ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)
Рынок ценных бумаг
ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАТОРОВ ТОРГОВЛИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
Андрей Леонидович БЕЛОУСОВ
кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры предпринимательского права, Северо-Западный институт Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), Вологда, Российская Федерация [email protected]
История статьи:
Принята 27.01.2016 Одобрена 11.02.2016
УДК 336.76 JEL: К22
Ключевые слова: рынок ценных бумаг, организатор торгов, регулирование, инфраструктура, биржа, торговая система
Аннотация
Предмет и тема. В статье проведено исследование правового статуса организаторов торговли на рынке ценных бумаг, который рассматривается как составная часть системного первичного и вторичного рынков капитала. Представлена характеристика субъектного состава организаторов торгов. Особое внимание уделено анализу действующего законодательства, регулирующего данную сферу в Российской Федерации, а также изучению соответствующего зарубежного опыта. На основе этого сформулированы имеющиеся проблемы и выявлены перспективы дальнейшего развития и совершенствования правовой базы организованных торгов в будущем.
Цели. Исследование института организаторов торгов на рынке ценных бумаг, выявление имеющихся проблем и противоречий в его регулировании, определение тенденций и перспектив развития института в современной социально-экономической ситуации. Методология. Основополагающими методами выступили сравнение, анализ и диалектика. Акцент сделан на изучении нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг как в Российской Федерации, так и за рубежом. Значимость. На основе исследования российского и иностранного законодательства, устанавливающего правовой статус организаторов торговли на рынке ценных бумаг, сформулированы основные проблемы в сфере регулирования и управления организацией торгов в нашей стране. Определены тенденции и направления развития института организаторов торгов и его влияние на работу российского рынка ценных бумаг. Полученные результаты целесообразно использовать при разработке учебных курсов по дисциплине «Рынок ценных бумаг».
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016
Российский рынок ценных бумаг является сравнительно молодым. Однако с начала 2000-х гг. он интенсивно развивался, была сформирована необходимая для его функционирования инфраструктура. Важнейшее место в обеспечении деятельности рынка ценных бумаг принадлежит правовому регулированию сферы организации торгов.
Значимым этапом в совершенствовании организации торговли на рынке ценных бумаг стало принятие Федерального закона от 21.11.2011 № 325-Ф3 «Об организованных торгах» (далее -Закон об организованных торгах). Этот документ изменил подходы к регулированию данной сферы. Были введены новые требования к организационно-правовой форме юридического лица, осуществляющего функции организатора торговли, закреплены на законодательном уровне требования к минимальному размеру его собственных средств. Также в Закон об организованных торгах включены требования к структуре акционерного капитала субъекта -организатора торгов и ряд лицензионных требований.
Деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг в настоящее время регулируется также комплексом федеральных законов, имеющих различную направленность и лишь отчасти затрагивающих отношения на рынке ценных бумаг. Среди них особое значение имеют:
• Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
• Федеральный закон от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;
• Федеральный закон от 07.02.2011 № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности»;
• Федеральный закон от 07.12.2011 № 414-ФЗ «О центральном депозитарии».
Также следует отметить важную роль в развитии данной сферы Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее - Закон о рынке ценных бумаг) и Закона РФ от 20.02.1992 № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой
торговле» (далее - Закон о товарных биржах и биржевой торговле). Однако положения этих законов, касающиеся правового статуса организатора торговли, утратили силу с 01.01.2014.
В установлении правил организации торгов помимо федеральных законов значимое место занимают также подзаконные нормативные акты, издаваемые регулирующим органом - Службой Банка России по финансовым рынкам (ранее -Федеральная служба по финансовым рынкам, ФСФР России). Можно выделить приказы ФСФР России: «Об утверждении Требований к составу собственных средств организаторов торговли, а также к порядку и срокам их расчета»; «Об утверждении Положения о требованиях к объему, порядку, срокам и форме представления в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков уведомлений лицами, указанными в абзаце первом части 1 статьи 7 Федерального закона «Об организованных торгах»; «Об утверждении требований к деятельности организатора торговли в части организации системы управления рисками и порядка осуществления внутреннего контроля, а также к отдельным внутренним документам организатора торговли» и др.
Кроме того, действуют соответствующие акты Банка России.
Изначально понятие «организатор торговли на рынке ценных бумаг» было введено в 1996 г. Законом о рынке ценных бумаг. Однако с развитием отношений в данной сфере оно в значительной степени потеряло свою актуальность. В связи с этим в Законе об организованных торгах было дано новое унифицированное определение: организатором торговли признается лицо, оказывающее услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы.
Исходя из этого определения можно выделить два основных момента, характеризующих
организатора торговли, в том числе на рынке ценных бумаг.
Во-первых, предусматриваются два возможных вида организаторов торговли - биржа и торговая система. Их разграничение осуществляется в зависимости от имеющихся у них полномочий.
Во-вторых, организатор торговли для проведения организованных торгов обязан получить специальное разрешение - лицензию. Лицо, не имеющее лицензии биржи или лицензии торговой
системы, не вправе проводить организованные торги.
Однако не только наличие данных двух признаков делает правомерным существование
организаторов торговли. Закон об организованных торгах (ст. 5) определяет и иные требования к ним:
• особая организационно-правовая форма: хозяйственное общество, причем для бирж установлено жесткое ограничение - они могут функционировать исключительно в рамках акционерного общества. Для торговых систем таких ограничений нет.
• запрет на занятие производственной, торговой и страховой деятельностью, исполнение функций кредитных организаций, на ведение реестра владельцев ценных бумаг, управление акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами. Кроме того, нельзя осуществлять деятельность специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, акционерных инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.
Следует отметить, что Закон о рынке ценных бумаг также определял виды деятельности, которыми фондовой бирже можно было заниматься. Однако в дальнейшем требования в этой сфере были сформулированы более четко:
• организатор торговли не вправе являться центральным контрагентом;
• при совмещении организатором торговли своей основной деятельности с иной, не запрещенной законом, он обязан создать для осуществления деятельности по проведению организованных торгов одно или несколько отдельных структурных подразделений;
• организатор торговли обязан принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, возникающего при совмещении деятельности организованных торгов с иными видами деятельности.
В Законе об организованных торгах установлены также требования к органам управления и работникам организатора торговли, к учредителям (участникам) организатора торговли.
Необходимо подчеркнуть, что с 01.01.2013 вступило в силу крайне важное положение относительно минимального размера собственных средств лица, оказывающего услуги по проведению организованных торгов на товарном рынке. Размер собственных средств биржи должен составлять не менее 100 млн руб., а торговой системы - не менее 50 млн руб.
Состав собственных средств организатора торговли установлен приказом ФСФР России «Об утверждении требований к составу собственных средств организаторов торговли, а также к порядку и срокам их расчета». Согласно данному документу в состав собственных средств организатора торговли включаются:
• уставный капитал;
• собственные акции, выкупленные у акционеров;
• резервный капитал;
• переоценка внеоборотных активов;
• добавочный капитал (без переоценки);
• нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).
Величина собственных средств определяется как сумма этих показателей1. Анализируя данную норму, приходим к выводу, что она введена в целях повышения ответственности и надежности организатора торговли.
Организатором торгов на рынке ценных бумаг также создаются различные подразделения, обеспечивающие выполнение функции по организации торгов: комитеты, комиссии, отделы (торговый, экспертный, котировальный, информационный, регистрационный, расчетный и др.). Биржа обязана сформировать биржевой совет и совет каждой биржевой секции. Более того, для проведения торгов их организатор должен утвердить правила торгов в целом либо отдельные правила для каждой торговой (биржевой) секции. Эти документы необходимо зарегистрировать в Службе Банка России по финансовым рынкам.
Изучая Закон об организованных торгах, можно отметить, что он регламентирует правовой статус организатора торговли на рынке ценных бумаг, унифицирует понятийный аппарат, объединяет разрозненное законодательство в данной области.
1 Об утверждении требований к составу собственных средств организаторов торговли, а также к порядку и срокам их расчета: приказ ФСФР России от 16.04.2013 № 13-30/пз-н.
Также в нем содержатся конкретные требования к организаторам торговли (к бирже и торговой системе).
Важно охарактеризовать субъектный состав организаторов торгов. В нормативных правовых актах Российской Федерации представлено два вида организаторов торговли: биржи и торговые системы. В настоящее время на сайте Банка России размещен реестр лицензий бирж (по состоянию на 22.01.2016), в который входят 9 бирж: ПАО «Московская Биржа», ПАО «СПБ», АО «Мосэнергобиржа», ЗАО «СПбМТСБ», ЗАО «СПВБ», ЗАО «Биржа «Санкт-Петербург», ЗАО «ФБ ММВБ», ЗАО «НТБ», АО «Крымская Биржа»2. Самой крупной из них является ПАО «Московская Биржа», которая была образована в декабре 2011 г. в результате слияния двух основных российских биржевых групп - Группы ММВБ и Группы РТС (Российская Торговая Система). Она является многофункциональной биржевой площадкой по торговле акциями, облигациями, производными инструментами, валютой, инструментами денежного рынка и товарами. Работает на фондовом, срочном, валютном, денежном рынках и осуществляет клиринговую и депозитарную деятельность.
Наряду с биржей в российском законодательстве организатором торговли признаются и торговые системы, однако в настоящее время в России они практически не представлены.
Для понимания особенностей этих двух видов организаторов торгов, следует провести их сравнительный анализ.
Во-первых, существует два вида лицензий: лицензия биржи и лицензия торговой системы. Кроме того, фирменное наименование биржи обязательно должно содержать слово «биржа», а наименование торговой системы - словосочетания «торговая система» или «организатор торговли». Иным субъектам в своем наименовании запрещается использовать эти слова. Можно привести пример из судебной практики. Так, ООО «Уральская Сибирская лесная биржа» обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административного органа от 05.11.2014 № 57-14-Ю/0008Ю/3110 о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 500 000 руб. за незаконное использование юридическим лицом,
2 URL: http://www.cbr.ru/finmarkets/
не имеющим статуса биржи и соответствующей лицензии, в своем наименовании слова «биржа». Согласно ч. 2 ст. 14.24 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях незаконное использование юридическим лицом в своем наименовании и (или) в рекламе слов «биржа», «торговая система» или «организатор торговли», а также производных от них слов и сочетаний влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 500 тыс. до 700 тыс. руб. Суд в удовлетворении требования отказал, так как нарушение законодательства об организованных торгах было подтверждено, вина лица, привлекаемого к ответственности, установлена, размер штрафа снижен ниже низшего предела санкции статьи, основания для признания правонарушения малозначительным
3
отсутствовали .
Во-вторых, разграничение осуществляется в зависимости от имеющихся у них полномочий:
• в отличие от биржи торговая система не вправе осуществлять листинг ценных бумаг;
• биржа не вправе совмещать свою деятельность с брокерской, дилерской и депозитарной работой, а также с деятельностью по управлению ценными бумагами. Торговая система имеет на это право, однако при совмещении своей деятельности с клиринговой она не вправе заниматься брокерской, дилерской и депозитарной деятельностью на рынке ценных бумаг, управлять ценными бумагами;
• в отличие от биржи торговая система вправе проводить организованные торги, на которых заключаются договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, только при условии, если это прямо предусмотрено нормативными правовыми актами ФСФР или Банка России.
В-третьих, биржа может быть создана исключительно в организационно-правовой форме акционерного общества. Для торговой системы такого правила не установлено. Она вправе выбрать любую форму хозяйственных обществ.
В-четвертых, различаются требования к размеру собственных средств организаторов торговли: у
3 Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 09.11.2015 № Ф09-7565/15 по делу № А50-5714/2015. URL: http://base.garant.ru
биржи - не менее 100 млн руб., у торговой системы - не менее 50 млн руб4.
Раскрыв сущность статуса субъекта организатора торгов по новому российскому законодательству, имеет смысл обратиться к мировому опыту регулирования данных отношений, чтобы на основе сравнения подходов к организации торгов сделать объективные выводы в рамках настоящего исследования.
В настоящее время в мире существует около двухсот фондовых бирж, из которых порядка двадцати являются крупнейшими по критерию рыночной капитализации.
В США действует крупнейшая в мире биржа NYSE - Нью-Йоркская фондовая биржа, которая управляет фондовыми биржами Нью-Йорка, Парижа, Амстердама, Брюсселя и Лиссабона, а также Лондонской международной биржей финансовых фьючерсов и опционов (LIFFE). Второй крупнейшей биржей в мире по объему капитализации является фондовая биржа NASDAQ (National Association of Securities Dealers Automated Quotations). На русский язык полное название биржи переводится так: «Автоматизированные котировки Национальной ассоциации дилеров по ценным бумагам»5.
Основополагающими документами,
регулирующими деятельность фондовых бирж в США являются закон о ценных бумагах 1933 г. (Securities Act of 1933) и закон о фондовых биржах 1934 г. (Securities Exchange Act of 1934), которые были приняты после финансового краха 1929 г. в рамках реформы президента Ф.Д. Рузвельта по оздоровлению финансовой системы.
Закон о фондовых биржах формулирует понятие «биржа»: это любая организация, ассоциация или группа лиц, как в форме корпорации, так и некорпорации, которая формирует, утверждает, или предоставляет рынок для объединения покупателей и продавцов ценных бумаг или выполнения по отношению к ценным бумагам функций, обычно выполняемых биржей.
В течение многих лет Нью-Йоркская фондовая биржа была добровольной ассоциацией. С 1953 г. количество ее членов остается неизменным - 1 366. С 1972 г. она является некоммерческой корпорацией. Чтобы стать членом биржи, необходимо приобрести на ней место, цена которого колеблется в зависимости от спроса и
4 Об организованных торгах: Федеральный закон от 21.11.2011 № 325-ФЗ.
5 URL: http://www.nasdaq.com
предложения. Примерно третья часть всех мест арендована. Членами Нью-Йоркской биржи могут быть только физические лица и лишь при условии, что они приобрели место на бирже. Кроме того, для участников установлены строгие финансовые ограничения (например среднемесячный объем торговли акциями данного эмитента должен составлять не менее 100 тыс. долл. в течение последних 6 мес.).
Законодательство США определяет обязательные требования к порядку деятельности бирж. Обязательны: государственная регистрация биржи; предоставление необходимых отчетов: каждая компания, чьи ценные бумаги котируются на бирже, должна зарегистрироваться в Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) и предоставлять ей годовые и иные отчеты, раскрывающие финансовую и другую необходимую для инвесторов информацию. Комиссия имеет право отказать в выдаче лицензии, а также исключить ту или иную фирму из фондовой биржи.
Регулирование рынка ценных бумаг в США осуществляется и на уровне саморегулируемых организаций, на которые возложена обязанность по контролю за исполнением законов о ценных бумагах. Во многих случаях контроль саморегулируемых организаций оказывается более жестким и эффективным, чем у государственных органов. Конгресс США рассматривает фондовые биржи как квазиправительственные учреждения.
Что касается Европы, то в список основных европейских фондовых бирж можно внести Euronext, Лондонскую, Парижскую и Франкфуртскую фондовые биржи.
Законодательство по регулированию деятельности по организации торговли в Европе является достаточно обширным и распространенным. Например, правовая база, регулирующая функционирование финансового рынка Франции, представлена многочисленными нормативно-правовыми актами, из которых наиболее важными для фондового рынка являются Денежно-финансовый кодекс (Code monétaire et financier) и закон о модернизации финансовой деятельности (1996 г.). Организаторы торговли функционируют на одном из уровней: общество французских бирж (SBF), биржа опционов (MONEP) и биржа фьючерсов (MATIF). Лицензии выдаются специальным органом - Советом фондовых бирж. Комиссия по биржевым операциям (СОВ) -главный орган, контролирующий деятельность бирж и защищающий права инвесторов.
Кроме того, для включения акций компании в котировальный список биржи как минимум 25% ее акций должны находиться в открытом биржевом обороте, а компания обязана представить финансовую отчетность за 3 предшествующих года.
Все фондовые биржи Франции - государственные учреждения. В ходе реформ 1988 г. была произведена замена физических лиц юридическими (биржевыми обществами). Государственный статус и опека министерства финансов были заменены статусом «по общему праву», предусматривающим контроль
специального органа - Комиссии по биржевым операциям. Стоит отметить, что во Франции предусмотрена широкая система контроля за деятельностью организаторов торговли, так как даже биржевые брокеры назначаются министерским постановлением.
Парижская фондовая биржа, имея статус специализированного финансового учреждения, является частным акционерным обществом, акции которого распределены между участниками фондового рынка. Она состоит из 366 брокерских компаний, объединенных в Общество французских бирж.
В соответствии с немецким законодательством фондовая биржа является учреждением публичного права - некоммерческой организацией. Члены биржи делятся на три категории: банки, официальные маклеры (Kursmakler) и свободные маклеры (Freimakler). Все биржи объединены в акционерном обществе «Немецкая биржа АГ». В уставном капитале общества 80% принадлежит банкам, 10% - биржам, 10% - маклерам.
Биржевое право Германии является федеральным. В 1994 г. был принят закон о торговле ценными бумагами, также регулирующий деятельность бирж. В систему контроля входят федеральные структуры - органы биржевого надзора федеральных земель - комитеты по контролю на фондовых биржах. Значительная роль в регулировании фондового рынка принадлежит земельным органам надзора за биржами, в задачи которых входят: выдача разрешений на открытие и закрытие бирж; правовой надзор за биржей; наблюдение за рынком на бирже; привлечение и отзыв курсовых маклеров и их заместителей; наблюдение за платежеспособностью маклеров и др. Также полномочия имеются и у биржевых органов по надзору за торговлей (HUST).
Таким образом, в зарубежных странах деятельность организаторов торговли (так же как и
в России) регулируется на законодательном уровне.
Во-первых, во всех анализируемых государствах есть специальный закон, тем или иным образом регламентирующий деятельность бирж.
Во-вторых, порядок работы организатора торговли во многом зависит от его организационно-правовой формы, которая также определена как одно из требований к его деятельности.
В-третьих, для функционирования на биржевом рынке организатор торговли должен иметь лицензию или специальное разрешение.
Законодательства разных стран включают в себя финансовые ограничения для участников бирж, требования к биржевому обороту, устанавливают их функции и полномочия, определяют систему контролирующих органов. Стоит отметить, что ряд зарубежных фондовых бирж имеет широкий объем полномочий в области саморегулирования.
Сравнивая законодательства России и зарубежных стран, можно выделить несколько различий в организации и функционировании данного финансового института:
• в форме собственности бирж;
• в организационно-правовой форме;
• в системах контролирующих органов, субъектном составе участников и др.
Это связано с разным территориальным устройством государств, наличием
централизованной власти, исторически
сложившимся механизмом функционирования финансовых учреждений.
Биржевая индустрия претерпевает серьезные изменения. Происходят освоение новых рынков, внедрение новых инструментов, консолидация и укрупнение организаций инфраструктуры, изменение принципов ведения бизнеса. В связи с этим стоит выделить некоторые тенденции организации биржевого дела.
Интернационализация деятельности бирж. Технологические возможности, либерализация валютного регулирования, необходимость выдерживать натиск конкурентов заставляют биржи выходить за национальные рамки и предлагать свои услуги на внешнем рынке. Например, президент французской Организации бондовых бирж Р. Руссель намерен создать единую
мировую биржу. Он считает, что следует составить список из 200-250 компаний международного масштаба, акции которых котировались бы на одной из европейских бирж или на всех сразу, а информация об их курсах быстро распространялась в реальном времени.
Универсализация деятельности бирж. Стремясь эффективно конкурировать на рынке финансовых услуг, биржи идут по пути предоставления своим клиентам максимально широкого спектра услуг. Происходит совмещение собственно организации торговли различными финансовыми
инструментами с клиринговой деятельностью, депозитарным и расчетным обслуживанием, широким спектром информационных услуг. Таким образом, биржи превращаются в универсальные институты финансового рынка.
Нарастание процессов слияний, коопераций, взаимного доступа, унификации правил торговли, обмена информацией в сфере традиционной биржевой торговли. Причины этих процессов видятся в резко усилившемся процессе глобализации и консолидации традиционного биржевого бизнеса в условиях возросшей конкуренции со стороны электронных систем. В настоящее время данная тенденция активно проявляется на практике: объединение ММВБ и РТС в Московскую биржу в 2011 г.; слияние ряда европейских бирж в единую фондовую площадку Euronext.
Технологизация деятельности бирж и постепенное стирание граней между традиционными биржами и электронными внебиржевыми торговыми системами. Данная тенденция отражается в стремлении бирж использовать систему электронной торговли, в отказе от голосовых торгов. По существу биржи превращаются в систему так называемых торговых точек (trading points), обслуживающих клиентов с помощью удаленных рабочих терминалов. Яркий пример - американская фондовая биржа NASDAQ, функционирующая исключительно в электронном виде.
Коммерциализация деятельности бирж. Она означает превращение бирж из организаций, принадлежащих членам биржи - брокерам и банкам и существующих на принципах некоммерческих организаций, в обычные акционерные общества (выплачивающие дивиденды), акции которых обращаются на свободном рынке. Традиционной концепцией является «нейтральная, некоммерческая» природа биржи, которая не должна в своей деятельности
преследовать цель получения прибыли. Фондовая биржа рассматривается как рынок, который создается профессиональными участниками для выполнения на нем своих задач по перераспределению финансовых ресурсов. В российском законодательстве указано, что биржи создаются только в форме акционерного общества. Также в качестве примера можно привести Токийскую фондовую биржу, которая, будучи некоммерческой членской организацией, в 2001 г. изменила устав и стала акционерным обществом.
Однако некоторые специалисты отмечают ослабление регулирующей роли бирж в связи с процессами коммерциализации. Большинство бирж объясняет переход к коммерческой структуре собственности потребностью в привлечении капитала для финансирования инфраструктурных расходов. В результате акционирования меняется их ориентация: от обслуживания интересов своих членов они переходят к обслуживанию интересов своих акционеров. В качестве мер по ограничению данной тенденции предлагается законодательно обязать биржи включать в биржевые советы независимых участников рынка, не контролируемых ни менеджментом, ни акционерами.
Саморегулирование бирж. Биржи по своей природе вполне способны выполнять некоторые функции саморегулирования, например
устанавливать стандарты торговли, осуществлять контроль за раскрытием информации и соблюдением профессиональной этики. Но биржа никогда не будет выполнять главную функцию саморегулирования - быть представителем и отстаивать интересы своих членов в органах регулирования. Это означает, что процессы государственного регулирования и
саморегулирования должны работать параллельно таким образом, чтобы государственное регулирование поощряло саморегулирование, а оно в свою очередь становилось механизмом
повышения ценности компании. В США саморегулирование является немаловажным механизмом контроля за биржевым рынком. Токийская фондовая биржа также имеет широкие полномочия в данной области.
Итак, российский биржевой рынок наряду с зарубежными следует основным мировым тенденциям в организации деятельности бирж. Однако имеется ряд проблем в их реализации.
Одно из главных препятствий для развития фондовых бирж в России - их невостребованность. Из отсутствия интереса к фондовому рынку со стороны государства вытекают остальные трудности и недочеты. Перераспределение капитала и собственности происходит вне рынка и без учета его интересов, а собственникам российского бизнеса не важна стоимость их компаний на бирже. Сейчас фондовый рынок нужен лишь небольшому числу профессиональных участников.
Проблема отсутствия внутреннего инвестирования также является одной из ключевых. Опыт развитых стран показывает, что устойчивость фондового рынка во многом зависит от присутствия на нем частных инвесторов. Фактическим способом участия мелких и средних инвесторов считаются их вложения в акционерные и паевые инвестиционные фонды. Однако сравнение с зарубежными странами показывает, что объем инвестиций российских граждан в инвестиционные и пенсионные фонды слишком мал. В среднем 80-85% акций компаний принадлежит государству и крупным собственникам, и лишь 15-20% - акционерам. Необходимо подчеркнуть, что большинство среди них - иностранные инвесторы.
Эти препятствия можно устранить путем полноценного контроля за реализацией законодательных актов со стороны государства
Список литературы
1. Афонина А.О. Регулирование фондового рынка в России и за рубежом // Государственное управление. Электронный вестник. 2007. № 10. URL: http://unpanLm.org/intradoc/groups/pubHc/documents/SSPE/UNPAN028622.pdf.
2. Бурова Д.В. Финансовый контроль деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг // Актуальные проблемы российского права. 2010. № 3. С. 113-125.
3. Бекряшев А.К. Рынок ценных бумаг России в условиях интеграции // Научный вестник Омской академии МВД России. 2013. № 1. С. 24-30.
4. ДрогановаА.А. Организатор торговли на рынке ценных бумаг: новые подходы к определению правового статуса // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 6. С. 126-131.
5. Жарова Е.В. Правовые вопросы обеспечения исполнения обязательств организаторами торговли на рынке ценных бумаг // Предпринимательское право. 2010. № 1. С. 29-35.
6. Зенькович Е.В. Рынок ценных бумаг: административно-правовое регулирование. М.: Волтерс Клувер, 2007. 312 c.
7. Ибрагимова Л.М. Рынок ценных бумаг как рынок услуг // Экономика и социум. 2014. № 2. С. 213-218. URL: http://urlid.ru/ajwh.
8. Кравченко Д.Л. Финансово-правовое регулирование банковского сектора экономики. Сравнительно-правовой аспект. М.: Проспект, 2015. 144 с.
9. Попондопуло В.Ф. Правовое регулирование деятельности на организованных торгах: новеллы законодательства // Конкурентное право. 2012. № 2. С. 16-22.
10. ПетровМ.И. Правовое регулирование рынка ценных бумаг. СПб.: Питер, 2005. 232 с.
11. Петросян Э. С. Правовое положение субъектов биржевых деривативных сделок // Право и экономика. 2004. № 4. С. 9-16.
12. Рубцов Б.Б. Фондовый рынок Японии. URL: http://www.mirkin.ru/_docs/japan.pdf.
13. Худякова Л. С. Международный опыт борьбы с манипулятивными сделками на финансовых рынках // Деньги и кредит. 2012. № 7. C. 24-29.
14. Сычева А.А. Институциональная структура фондового рынка Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 2. С. 127-132.
15. Тосунян Г.А. Актуальные проблемы банковского и смежного законодательства. Выпуск 1. М.: Олимп-Бизнес, 2011. 304 с.
16. Хмыз О.В. Зарубежные рынки ценных бумаг и крупнейшие биржи начала XXI века // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2013. № 3. С. 46-55.
17. Шевченко О.М. Правовое регулирование деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг: новации российского законодательства и актуальные проблемы: монография. М.: Проспект, 2015. 344 с.
18. Шевченко О.М. Организационно-правовые формы бирж и иных организаторов торговли // Предпринимательское право. 2010. № 3. С. 24-29.
19. Greenwood J., Smith B. Financial markets in development and the development of financial markets // Journal of Economic Dynamics and Control. 1997. № 21. P. 145-181.
20. Challenges in Central Banking: The Current Institutional Environment and Forces Affecting Monetary Policy. Ed. by PL. Siklos, M.T. Bohl, M.E. Wohar. New York. Cambridge University Press, 2010. 424 p.
ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)
Securities Market
REGULATING THE ACTIVITY OF TRADE ORGANIZERS IN THE SECURITIES MARKET Andrei L. BELOUSOV
North-West Institute, Branch of Kutafin Moscow State Law University, Vologda, Russian Federation [email protected]
Article history:
Received 27 January 2016 Accepted 11 February 2016
JEL classification: K22
Keywords: securities market, trade organizer, regulation, infrastructure, stock exchange
Abstract
Subject The article considers the legal status of trade organizers in the securities market, which is viewed as an integral part of system-related primary and secondary capital markets. Special focus is on the analysis of effective legislation governing this area in the Russian Federation and examination of relevant international experience.
Objectives The aims of the study are to review the institution of trade organizers in the securities market, identify problems and inconsistencies of its regulation, trends and development prospects under the modern socio-economic situation.
Methods The fundamental methods of the study include a comparison, analysis, and dialectic. The emphasis is on the review of statutory instruments regulating the activities of trade organizers in the securities market, both in the Russian Federation and abroad.
Results Based on the analysis of Russian and foreign laws establishing the legal status of trade organizers in the securities market, the paper formulates basic problems in regulation and management of trading in our country. It identifies trends in the development of the institution of trade organizers and its influence on the Russian securities market.
Conclusions The obtained results may be useful for training courses development on Securities Market academic discipline.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016
References
1. Afonina A.O. Regulirovanie fondovogo rynka v Rossii i za rubezhom [Regulation of the stock market in Russia and abroad]. Gosudarstvennoe Upravlenie. Elektronnyi vestnik, 2007, no. 10. Available at: http: //unpan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/S SPE/UNPAN028622.pdf.
2. Burova D.V. Finansovyi kontrol' deyatel'nosti professional'nykh uchastnikov rynka tsennykh bumag [Financial control over the activity of professional participants of the securities market]. Aktual'nye problemy rossiiskogoprava = Topical Issues of Russian Law, 2010, no. 3, pp. 113-125.
3. Bekryashev A.K. Rynok tsennykh bumag Rossii v usloviyakh integratsii [Securities market of Russia under integration]. Nauchnyi vestnik Omskoi akademii MVD Rossii = Scientific Bulletin of Omsk Academy of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2013, no. 1, pp. 24-30.
4. Droganova A.A. Organizator torgovli na rynke tsennykh bumag: novye podkhody k opredeleniyu pravovogo statusa [The trade organizer on the securities market: new approaches to legal status determination]. Aktual'nye problemy rossiiskogo prava = Topical Issues of Russian Law, 2015, no. 6, pp.126-131.
5. Zharova E.V. Pravovye voprosy obespecheniya ispolneniya obyazatel'stv organizatorami torgovli na rynke tsennykh bumag [Legal issues of securing the performance of obligations by trade organizers in the securities market]. Predprinimatel'skoe pravo = Entrepreneurial Law, 2010, no. 1, pp. 29-35.
6. Zen'kovich E.V. Rynok tsennykh bumag: administrativno-pravovoe regulirovanie [Securities market: administrative and legal regulation]. Moscow, Wolters Kluwer Publ., 2007, 312 p.
7. Ibragimova L.M. Rynok tsennykh bumag kak rynok uslug [Securities market as a service market]. Ekonomika i Sotsium, 2014, no. 2, pp. 213-218. (In Russ.) Available at: http://urlid.ru/ajwh.
8. Kravchenko D.L. Finansovo-pravovoe regulirovanie bankovskogo sektora ekonomiki. Sravnitel'no-pravovoi aspect [Financial and statutory regulation of the banking sector of economy. A comparative and legal aspect]. Moscow, Prospekt Publ., 2015, 144 p.
9. Popondopulo V.F. Pravovoe regulirovanie deyatel'nosti na organizovannykh torgakh: novelly zakonodatel'stva [Legal regulation of activity at the organized auction: novelty of legislation].
Konkurentnoe pravo = Competition Law, 2012, no. 2, pp. 16-22.
10. Petrov M.I. Pravovoe regulirovanie rynka tsennykh bumag [Statutory regulation of the securities market]. St. Petersburg, Piter Publ., 2005, 232 p.
11. Petrosyan E.S. Pravovoe polozhenie sub"ektov birzhevykh derivativnykh sdelok [Legal status of entities involved in stock exchange derivative transactions]. Pravo i ekonomika = Law and Economy, 2004, no. 4, pp. 9-16.
12. Rubtsov B.B. Fondovyi rynok Yaponii [The stock market of Japan]. Available at: http://www.mirkin.ru/_docs/japan.pdf. (In Russ.)
13. Khudyakova L.S. Mezhdunarodnyi opyt bor'by s manipulyativnymi sdelkami na finansovykh rynkakh [The international experience in combating manipulative transactions in financial markets]. Den'gi i kredit = Money and Credit, 2012, no. 7, pp. 24-29.
14. Sycheva A.A. Institutsional'naya struktura fondovogo rynka Rossiiskoi Federatsii [Institutional structure of the stock market of the Russian Federation]. Aktual'nye problemy rossiiskogo prava = Topical Issues of Russian Law, 2015, no. 2, pp. 127-132.
15. Tosunyan G.A. Aktual'nye problemy bankovskogo i smezhnogo zakonodatel'stva. Vypusk 1 [Topical issues of banking and related laws. Issue 1]. Moscow, Olimp-Biznes Publ., 2011, 304 p.
16. Khmyz O.V. Zarubezhnye rynki tsennykh bumag i krupneishie birzhi nachala XXI veka [Foreign securities markets and the largest exchanges of the beginning of the 21st century]. Finansovyi vestnik: finansy, nalogi, strakhovanie, bukhgalterskii uchet = Financial Bulletin: Finance, Taxes, Insurance, Accounting, 2013, no. 3, pp. 46-55.
17. Shevchenko O.M. Pravovoe regulirovanie deyatel'nosti po organizatsii torgovli na rynke tsennykh bumag: novatsii rossiiskogo zakonodatel'stva i aktual'nye problemy: monografiya [Statutory regulation of trade organization activities in the securities market: novelty of the Russian legislation and current problems: a monograph]. Moscow, Prospekt Publ., 2015, 344 p.
18. Shevchenko O.M. Organizatsionno-pravovye formy birzh i inykh organizatorov torgovli [Legal forms of exchanges and other trade organizers]. Predprinimatel'skoe pravo = Entrepreneurial Law, 2010, no. 3, pp. 24-29.
19. Greenwood J., Smith B. Financial Markets in Development and the Development of Financial Markets.
Journal of Economic Dynamics and Control, 1997, no. 21, pp. 145-181.
20. Challenges in Central Banking: The Current Institutional Environment and Forces Affecting Monetary Policy. Ed. by PL. Siklos, M.T. Bohl, M.E. Wohar. New York, Cambridge University Press, 2010, 424 p.