Научная статья на тему 'Организационно-правовые основы выставочной и ярмарочной деятельности'

Организационно-правовые основы выставочной и ярмарочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2348
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сравнительная политика
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ВЫСТАВКА / EXHIBITION / ЯРМАРКА / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ФОРМА / LEGAL FORM / РОССИЯ / RUSSIA / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / TRADE FAIR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кирилловых Андрей Александрович

В статье рассматриваются основные цели выставок и ярмарок и существенные отличия организационного характера между ними. Выставки и ярмарки понимаются как рыночные мероприятия, на которых демонстрируются и получают распространение товары, услуги и (или) информация и которые проходят в четко установленные сроки и с определенной периодичностью. В России не существует единого нормативного акта в рассматриваемой сфере. Обращаясь к дореволюционному опыту организации и проведения ярмарок, автор приходит к выводу, что из набора современных организационно-правовых форм юридических лиц наиболее подходящей формой была бы форма некоммерческого партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Basis of Exhibitions’ and Trade Fairs’ Organization

The article deals with the main aims of exhibitions and trade fairs and essential organizational differences between them. The exhibitions and trade fairs are understood as market activities at which goods, services and (or) information are demonstrated and spread and which are organized at fixed and regular intervals. Russia lacks single legislation in the sphere of exhibitions. Turning to the pre-revolutionary experience of exhibition the article concludes that noncommercial partnership could be the most suitable legal form for exhibitions.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовые основы выставочной и ярмарочной деятельности»

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЫСТАВОЧНОЙ И ЯРМАРОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.А. Кирилловых

В литературе можно встретить различные определения, характеризующие правовую и экономическую сущность выставки и ярмарки. Однако обобщить предлагаемые понятия можно с учетом выделения их специфических признаков. Как представляется, выставки — это регулярно организуемые рыночные мероприятия с ограниченным временем проведения, где представляются основные товары и услуги одной или нескольких отраслей на основе выставочных образцов. В свою очередь, ярмарки — рыночные мероприятия с ограниченным временем проведения, где представляются и реализуются характерные товары и услуги одной или нескольких отраслей.

Выставки и ярмарки служат мощным средством популяризации новых товаров и повышения престижа фирм. В мире ежегодно проводится порядка 4000 крупных международных специализированных выставок. На них реализуется целый комплекс маркетинговых функций. Прежде всего это функция исследования рынка. Здесь происходит общение производителей с потенциальными клиентами, обнаруживаются актуальные для них проблемы, конкретизируются запросы и возможности.

Таким образом, выставки и ярмарки представляют собой регулярный крупный рынок товаров широкого потребления и (или) оборудования, действуют в установленные сроки в течение ограниченного периода времени в одном и том же месте. На них экспонентам разрешается представлять образцы своей продукции для заключения торговых сделок

в национальном и международном масштабах.

В более обобщенном виде, выставки и ярмарки — это рыночные мероприятия, на которых хозяйствующие субъекты представляют на основе выставочных образцов производимые товары и услуги. Соответственно, выставочноярмарочное мероприятие — мероприятие, на котором демонстрируются и получают распространение товары, услуги и (или) информация и которое проходит в четко установленные сроки и с определенной периодичностью.

Однако, несмотря на очевидную схожесть этих мероприятий, в них можно обнаружить существенные отличия, в первую очередь организационного характера.

Выставка направлена на публичную демонстрацию тех или иных достижений человечества для специалистов и широкого круга посетителей. Это многокомпонентные мероприятия, включающие в себя наряду с демонстрацией экспонатов сопутствующие мероприятия. В этой связи выставки являются мультифункциональным инструментом маркетинга, здесь осуществляется целый «пакет» маркетинговых целей. Даже если приоритетом выставочной деятельности является только налаживание нужных для продажи связей, одновременно могут устанавливаться связи с общественностью в интересах предприятия. Возможно также наблюдение за конкурентами в целях изучения рынка. Те, кто представляет новую продукцию, могут, кроме того, использовать выставку для стимулирования сбыта и рекламы. Далеко

23

COMPARATIVE POLITICS • 2 (12) / 2013

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА • 2 (12) / 2013

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ анализ концепции и институтов

идущие перспективы открываются через возможность личного контакта с большим числом заинтересованных лиц, чего не может дать никакое другое средство коммуникации. Для этого используются дополнительные инструменты, способствующие достижению максимального результата цели выставки.

В связи с указанными обстоятельствами, специалисты считают важной частью выставок сопутствующие мероприятия научно-технического характера. Имеются в виду в том числе конгрессы, симпозиумы, семинары, конференции, презентации, конкурсы и пр.1

Определенное значение имеет классификация выставок, которая дает расширенное представление о возможностях выставочной деятельности. В частности, выставки подразделяют на торговые и просветительнопознавательные. При этом к выставкам не относятся «вещевые рынки» и розничная торговля на улицах.

Ярмарка — самостоятельное рыночное мероприятие, доступное для всех товаропроизводителей-продавцов и покупателей, организуемое в установленном месте и на установленный срок с целью заключения договоров купли-продажи и формирования региональных, межрегиональных и межгосударственных хозяйственных связей2.

Как указывают специалисты, ярмарка — это пункт массового обмена товарами; центр спроса и предложения; регулятор цен; источник коммерческой информации; выставка товарных образ-цов3. Ярмарка предполагает непосредственное осуществление прямых продаж экспонентами демонстрируемой продукции. К конститутивным признакам ярмарки относят: 1) постоянность места, 2) срочность торгов и 3) периодичность их проведения4.

Кроме того, ярмарка как форма концентрации продавцов и покупателей товаров имеет дело с «живым» товаром, что значительно увеличивает доступность

продукции. Например, в биржевой торговле товар не доступен, имеется только общее представление о продукте, описание его общих характеристик.

С правовой точки зрения ярмарки — это не просто мероприятия, направленные на продвижение продукции, а прежде всего форма организации, определенный набор элементов, определяющих организационное единство элементов ярмарочной деятельности. Нормотворческая практика, к сожалению, не обращает должного внимания на данный факт, в связи с чем правовой статус ярмарки до сих пор не получил должного представления во внутреннем законодательстве России, что существенно препятствует развитию этого явления экономической жизни5.

Единственным документом в этой сфере является Соглашение о развитии ярмарочной деятельности в рамках Содружества Независимых Государств6, которое, однако, не содержит какие-либо правовые нормы, позволяющие установить юридическую сущность ярмарочной деятельности вообще и конкретной ярмарки в частности.

В этой связи представляется полезным обратиться к дореволюционному опыту организации и проведения ярмарок, его история может обнаружить немало интересных моментов, которые с успехом могли быть заимствованы современной юридической практикой.

Дореволюционные ярмарки учреждались с определением места и сроков проведения (ст. 666 Устава торгового) и действовали на основании собственных статутов — положений о ярмарке. Причем такие документы являлись приложениями к Торговому Уставу, что фиксировало и подтверждало их официальный статус. В частности, Нижегородская ярмарка действовала на основании Правил для Нижегородской ярмарки, которые являлись нормативным актом.

Важным организационным элементом ярмарки являлось наличие в ней

24

сравнительный анализ концепции и институтов

собственного управления. Органы ярмарки имели необходимые полномочия и включали в себя собрание уполномоченных ярмарочного купечества, ярмарочный комитет и ярмарочную контору. Исходя их указанной характеристики, ярмарка представляла собой юридическое лицо, основанное на членстве, задачей которого являлось содействие ее членам в организации торговли.

из набора современных организационно-правовых форм юридических лиц наиболее подходящей формой для этого образования была бы форма некоммерческого партнерства. В самом деле, ярмарка ставит перед собой в качестве основной цели не связанную с извлечением прибыли деятельность по содействию ее членам в осуществлении торговли7.

Начала равенства участников ярмарки и равноправие в решении организационных задач предполагает свободный доступ к управлению делами ярмарки. Коллективные начала в организации, в отличие от индивидуального управления, позволяют учесть интересы всех участников ярмарки. Равные права в реализации совместных мероприятий должны, на наш взгляд, предусматривать свободный доступ в члены ярмарки и выход из них.

изложенные доводы обеспечивают равные возможности по продвижению продукции в рамках ярмарочных мероприятий. Партнерство в рамках ярмарки позволяет консолидировать участников товарного рынка, тем самым оптимизировать торговую деятельность каждого участника (партнера), действующего рамках партнерства.

Дореволюционные цивилисты также имели представление о ярмарке как непосредственной форме осуществления торговли. Основываясь на практике того времени, Г.Ф. Шершеневич высказывался о ярмарке как о месте, где договоры не только заключаются, но и исполняются8. Заметим в этой связи, что в отличие от

биржевой торговли, реализация продукции на ярмарке являет пример прямых продаж, когда покупатель может получить продукцию непосредственно в месте ее продажи.

Следовательно, при характеристике ярмарочной деятельности можно провести некоторые сопоставления с биржевой торговлей. Биржевая деятельность сводится к представлению клиентам информации о способах заключения сделок и формах документов, что позволяет вести речь об информационноконсультационной функции биржи как основной.

Между тем консультационная деятельность не всегда является определяющей, и практика функционирования бирж в российских условиях сталкивается с вовлечением их в посреднические услуги, крайней формой которых становится самостоятельное выступление биржи в качестве стороны по сделке. Впрочем, на бирже нередко организуются своеобразные выставки-продажи, результатом которых становится реализация продукции «с прилавка» или «по образцам»9.

В России многие из заведений, называющих себя биржами, таковыми не являются. Они, по сути, представляют собой переходный тип между ярмаркой, крупнооптовым торговым домом и собственно биржей10. Как показывают исследования, ранее биржи занимались не только практической деятельностью, но и изучали спрос и предложения по регионам России, анализировали ресурсную, инвестиционную, кредитную и валютную ситуации11.

на этом фоне целесообразно выделить и общие элементы выставок и ярмарок, которые касаются информационного обеспечения в торговле. Так, ГОСТ Р 51304-200912 проведение выставок и ярмарок по продвижению и реализации товаров отдельных видов относит к информационно-консультационным (консалтинговым) услугам. Можно сде-

25

COMPARATIVE POLITICS • 2 (12) / 2013

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА • 2 (12) / 2013

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ анализ концепции и институтов

лать вывод о необходимости определения правовой природы, разработки юридической конструкции выставок и ярмарок. Понятно, что прежде всего следует размежевать данные категории.

Основная проблема статуса ярмарок в продвижении продукции заключается в полном отсутствии концепции ярмарочной деятельности13, что можно отнести и к выставочной. Не случайно в литературе обращается внимание на неурегулированость правового статуса таких особых субъектов, которые по праву считаются организаторами оптового оборота, как оптовые ярмарки, промышленно-торговые выставки, оптовые продовольственные рынки и пр. Такой важнейший раздел деятельности оптовой торговли, как каналы товародвижения и рыночные связи по поставкам товаров (продукции), также остался практически вне поля зрения законодательства, прежде всего ГК РФ14.

Ряд иностранных государств, таких как США, Германия, Италия, Испания, Египет и др., правовое регулирование выставочно-ярмарочной деятельности осуществляют на основе базового закона, в котором прописаны основные правовые аспекты в данной сфере отношений15.

В России, как известно, не существует единого нормативного акта в рассматриваемой сфере. С учетом международных документов16 различные аспекты выставочно-ярмарочной деятельности регулируются как законодательными актами общего харак-тера17, так и нормативно-правовыми актами Правительства Российской Фе-дерации18, федеральных органов исполнительной власти19 и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации20.

При этом на различных уровнях обсуждался проект закона «О выставочноярмарочной деятельности в Российской Федерации» в качестве специальной нормативной основы данного инстру-

мента в комплексе маркетинга с учетом опыта ряда европейских государств. Между тем специализация нормативных актов, регулирующих продвижение товаров как составную часть торговли, связывается с принятием актов более комплексного характера, позволяющего учесть особенности различных видов и форм торгового процесса21.

В связи с этим Т.Э. Сидорова пишет, что в настоящее время подготовлены примерная концепция и структура Торгового кодекса Российской Федерации, который должен стать правовой основой формирования российского товарного рынка, ведь ярмарки и выставки являются специальными субъектами торгового оборота22.

По мнению других специалистов, нецелесообразно совмещать в одном кодифицированном акте, каким является ГК РФ, стабильность гражданского законодательства и динамизм торгового. При этом отрицательный взгляд ученых на кодификацию торговой (в широком смысле) деятельности в гражданском законодательстве сегодня не подкрепляется идеей о создании Торгового кодекса, которая «витала» в юридической науке23 десятилетие назад.

Современный подход основан на более упрощенных инструментах правового регулирования, не подрывающих сложившуюся систему правоприменения, связанных с увеличением числа кодифицированных актов. Более последовательный вариант развития торгового права, в т.ч. и правового обеспечения выставочно-ярмарочной деятельности, видится нам в постепенном правовом оформлении сферы торговли. На этом пути очередным шагом в нужном направлении можно считать предложение Н.К. Фроловой24 о принятии специального акта — Федерального закона «О внутренней торговле». Такое предложение не выглядит безупречным на фоне сложившейся совокупности правовых актов соответствующей тематики, од-

26

сравнительный анализ концепции и институтов

нако с учетом дополнительного анали- основой для последующих действий заза практики регулирования может стать конодателя.

1 Трунцевский Ю.В., Козлов А.А. Охрана и защита прав на средства индивидуализации товаров. М. : Юрист, 2006. [Truntsevskiy Yu.V., Kozlov А.А. Ohrana I zatschita prav na sredstva individualizatsii tovarov. М. : Yurist, 2006].

2 См.: Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» : Постановление Госстандарта РФ от 11 августа 1999 г. № 242-ст. [Gosudarstvenniy standart RF GOST R 51303-99 «Torgovlia. Termini i opredeleniya» : Postanovleniye Gosstandarta RF ot 11 avgusta 1999 g. № 242-st.]

3 Галаган А.А. История предпринимательства российского. От купца до банкира. М., 1997. С. 24. [Galagan A.A. Istoriya predprinimatelstva rossiyskogo. Ot kuptsa do bankira. M., 1997. S.24.]

4 Руденко А.В. Ярмарки в системе форм взаимодействия субъектов товарного рынка // Российский судья. 2005. № 10. [Rudenko A.V. Yaramarki v sisteme form vzaimodeistviya sub’ektov tovarnogo rynka // Rossiysky sudya. 2005. № 10.]

5 Руденко А.В. Указ. соч. [Rudenko A.V. Op. cit.]

6 Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств. 1995. № 2. С. 121—126. [Sodruzhestvo. Informatsionnyi vestnik Soveta glav gosudarstv i Soveta glav pravitelstv. 1995. № 2. S. 121-126.]

7 Руденко А.В. Указ. соч. [Rudenko A.V. Op. cit.]

8 Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права. М., 1994. С. 235. [Shershenevich G.F. Uchebnik torgovogo prava. M., 1994. S. 235.]

9 Саркисян М.Р. Понятие и формы биржевого посредничества // Журнал российского права. 2002. № 8. [Sarkisian M.R. Poniatiye i formi birzhevogo posrednichestva // Zhurnal rossiyskogo prava. 2002. № 8.]

10 Об этом подробнее см.: Платонов В.С., Стаханов В.Н. Формирование регионального рынка средств производства / отв. ред. В.С. Золотарев. Ростов н/Д, 1993. С. 51. [Platonov V.S., Stakhanov V.N. Formirovaniye regionalnogo rinka sredstv proizvodstva / eds. V.C. Zolotarev. Rostov n/D, 1993. S. 51.]

11 Саркисян М.Р. Указ. соч. [Sarkisian M.R. Op. cit.]

12 «Услуги торговли. Общие требования. ГОСТ Р 51304-2009» : утв. Приказом Ростехрегулиро-вания от 15 декабря 2009 г. № 769-ст. М., Стандартинформ, 2010. [«Uslugi torgovli. Obtschiye trebovaniya. GOST R 51304-2009» : utv. Prikazom Rostekhregulirovaniya ot 15 dekabria 2009 № 769-st. М., Standartinform, 2010.]

13 Руденко А.В. Указ. соч. [Rudenko A.V. Op. cit.]

14 Фролова Н.К. Проблемы правового регулирования оптовой торговли // Налоги (газета). 2006. № 39. [Frolova N.K. Problemi pravovogo regulirovaniya optovoi torgovli // Nalogi (gazeta). 2006. № 39.]

15 Шарков Ф.И. Правовое регулирование коммуникационной деятельности: в рекламе, связях с общественностью, журналистике : учебное пособие. М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. С. 77. [Sharkov F.I. Pravovoye regulirovaniye kommunikatsionnoi deyatelnosti: v reklame, svyazyakh s obtschestvennostiyu, zhurnalistike : uchebnoye posibiye. М .: Izdatelsko-torgovaya korporatsiya «Dashkov i К», 2008. S. 77.]

16 К международным договорам, регулирующим выставочно-ярмарочную деятельность, участницей которых является Россия, относятся: Парижская конвенция 1928 г. о международных выставках, Соглашение с государствами — участниками СНГ от 26 мая 1995 г. «О развитии выставочноярмарочной деятельности в СНГ», Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза товаров (Брюссель, 1990 г.), Конвенция о временном ввозе (Стамбул, 1990 г.), а также двусторонние соглашения Российской Федерации о торгово-экономическом, научно-техниическом и культурном сотрудничестве с иностранными государствами, касающиеся выставочно-ярмарочной деятельности.

17 См., напр., Налоговый кодекс РФ 2000 г. (ст. 264); Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ, Федеральный закон от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле», Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», от 7 июля 1993 г. № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах», Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятель-

27

COMPARATIVE POLITICS • 2 (12) / 2013

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА • 2 (12) / 2013

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИЙ И ИНСТИТУТОВ

ности», Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» и др. [Nalogoviy kodeks RF 2000 (art. 264); Tamozhenniy kodeks RF ot 28 maya 2003 № 61-FZ, Federalniy zakon ot 18 iulia 1999 № 183-FZ «Ob eksportnom kontrole», Federalniy zakon ot 8 dekabria 2003 № 164-FZ «ОЬ osnovakh gosudarstvennogo rеgulirovaniya venshnetorgovoi deyatelnosti», оt 7 iyulia 1993 № 5340-1 «О torgovo-promishlennikh palatakh», Federalniy zakon ot 10 dekabria 2003 № 173-FZ «О valiutnom regulirovaniyi I valiutnom kontrole», Federalniy zakon ot 24 noyabria 1996 № 132-FZ «ОЬ osnovakh turistskoy deyatelnosti», Federalniy zakon ot 30 dekabria 2006 № 271-FZ «О roznichnykh rinkakh I o vneseniyi izmeneniy v Trudivoi kodeks Rossiyaskoi Federatsiyi».]

18 См., напр., Распоряжение Правительства РФ от 20 декабря 2010 г. № 2346-р (ред. от 17.05.2011) «О перечне проводимых за рубежом выставок и ярмарок, на которых планируется организация российских экспозиций, частично финансируемых в 2011 году за счет средств федерального бюджета». [Rasporiazheniye Pravitelstva RF ot 20 dekabria 2010 № 2346-r (red. оt 17.05.2011) «О perechne provodimykh za rubezhom vystavok i iarmarok, na jorotykh planiruetsia organizatsiya rossiyskikh ekspozitsiy, chastichno finansiruemih v 2011 godu za schet federalnogo biudzheta».]

19 См., напр., Приказ Минобрнауки РФ от 18 декабря 2008 г. № 388 «О Координационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности», Приказ Минэкономразвития РФ от 14 февраля 2005 г. № 36 «Об утверждении Положения о Департаменте государственного регулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации». [Prikaz Minobrnauki RF оt 18 dekabria 2008 № 388 «О Koordinatsionnoi komissiyi Ministerstva obrazovaniya I nauki Rossiyskoi Federatsiyi po vistavochno-yarmorochnoi I kongressnoi deyatelnosti», Prikaz Minekonomrazvitiya RF оt 14 fevralia 2005 № 36 «ОЬ utverzhdeniyi Polozheniya o departamente gosudarstvennogo regulirovaniya vneshnetorgovoi deyatelnosti I tamozhennogi dela Ministerstva ekonomoicheskogo razvitiya i torgovli Rossiyskoi Federatsiyi».]

20 См, напр., Постановление Правительства Кировской области от 15 мая 2007 г. № 94/214 «Об организации деятельности розничных рынков в Кировской области». [Postanovleniye Pravitelstva Rirovskoi oblasti оt 15 maya 2007 № 94/214 «ОЬ organizatsiyi deyatelnosti roznichnykh rynkov v Rirovskoi оЬЫй».]

21 Шарков Ф.И. Указ. соч. С. 77. [Sharkov F.I. Op. cit. S. 77.]

22 Сидорова Т.Э. Ярмарки и выставки-продажи как участники торгового оборота // Актуальные проблемы коммерческого права / под ред. Б.И. Пугинского. М., 2002. С. 166. [Sidorova Т.Е. Iarmarki i vistavki-prodazhi kak uchastniki torgovogo oborota // Аktualniye problem kommercheskogo prava / ed. B.I. Puginskiy. M., 2002. S. 166.]

23 Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М. : Юрайт, 2001. С. 32—34 ; Крепкий А. Торговый кодекс России. Каким ему быть? // 1999. № 12. С. 91—95. [Puginskiy B.I. Kommercheskoye pravo Rossiyi. М. : Iurait, 2001. С. 32—34 ; Krepkiy А. Torgoviy kodeks Rossiyi. Кakim emu bit? // 1999. № 12. S. 91-95].

24 Фролова Н.К. Указ. соч. [Frolova NX. Op. cit.]

28

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.