конституционного урегулирования правового режима контртеррористической операции в целом. И лишь решительные шаги законодателя в данном вопросе поспособствуют реализации ч. 1 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина».
Это особенно важно в современных условиях, когда пробелы и неясности в правовом регулировании режима контртеррористической операции превращают его в орудие политической борьбы, оправдание произвола и насилия по отношению к населению, проживающему в условиях данного режима.
Гончаров И.В.,
адъюнкт Академии управления МВД России
О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ «НАЦИОНАЛЬНАЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ», «ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ», «КОНСТИТУЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
Одним из основных условий естественного и гармоничного развития человека и общества является стабильное развитие государства, предполагающее множество взаимосвязанных факторов, важнейшим из которых является его безопасность. Безопасность государства — понятие комплексное. Говорить о ее обеспечении можно только в случае научного осмысления различных аспектов функционирования и развития государства: политических, экономических, социальных, правовых, идеологических, военных, информационных, экологических, международных. В самом общем виде под безопасностью государства как одного из главных условий нормального развития человека и общества понимается защищенность качественного состояния общественных отношений, обеспечивающих прогрессивное развитие человека и общества в конкретных исторических и природных условиях от опасностей, источником которых являются внутренние и внешние противоречия1. В Законе Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. «О безопасности» под безопасностью понимается «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»2. Под жизненно важными интересами личности,
1 Степашин С.В. Безопасность человека и общества (политико-правовые вопросы): Монография. СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт МВД России, 1994. С. 6.
2 Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 769; № 52. Ст. 3083.
общества и государства следует понимать совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства. Безопасность страны достигается проведением целенаправленной государственной политики в области обеспечения безопасности, реализацией системы мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Эти задачи стоят перед каждым государством независимо от его политического и экономического развития, исторических, национальных традиций народов, его населяющих, географического и геополитического положения. Любая страна, даже моноэтническая, объединяет в своих границах различные по своей национальности и социальной принадлежности группы населения. Вследствие этого государство объективно испытывает на себе действие двух основных тенденций, возникающих в процессе его развития, — центростремительной и центробежной. Для Российской Федерации как государства уникального по своему государственно-территориальному устройству и национальному составу это означает, что объективно существуют внутренние угрозы безопасности, к числу которых относятся:
— попытки насильственного свержения конституционного строя;
— противоправная деятельность экстремистских националистических, религиозных, сепаратистских и террористических движений, организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической обстановки в стране;
— планирование, подготовка и осуществление действий, направленных на дезорганизацию функционирования федеральных органов государственной власти, нападение на государственные, хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;
— создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований;
— незаконное распространение (оборот) на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других средств, которые могут быть использованы для осуществления диверсий, террористических актов, иных противоправных действий;
— организованная преступность, терроризм, контрабанда и иная противозаконная деятельность в масштабах, угрожающих безопасности Российской Федерации1.
1 Военная доктрина Российской Федерации. Утв. Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. № 506.
Вид и характер этих угроз предполагает деятельность соответствующих органов государства, решающих задачи обеспечения территориальной целостности государства, его суверенитета, охраны и защиты основных прав и свобод граждан, основ конституционного строя в целом.
Кроме того, говоря о безопасности государства, нельзя не упомянуть о ее внешней составляющей. Российская Федерация является частью мирового сообщества, в которое входят государства, очень часто диаметрально противоположно отличающиеся друг от друга по уровню экономического и военного развития, политическому режиму, геополитическим интересам, пониманию своей роли на международной арене. А это означает, что государственная безопасность России есть состояние ее защищенности и от внешних угроз, к числу которых относятся:
— территориальные претензии к Российской Федерации и вмешательство в ее внутренние дела;
— наличие очагов вооруженных конфликтов вблизи границ Российской Федерации и ее союзников;
— расширение военных блоков и союзов в ущерб безопасности Российской Федерации;
— создание, оснащение и подготовка на территориях других государств вооруженных формирований и групп в целях их переброски для действий на территории Российской Федерации;
— нападения или вооруженные провокации на военные объекты Российской Федерации, расположенные на территориях других государств, а также на объекты и сооружения на государственной границе Российской Федерации;
— действия, направленные на подрыв глобальной и региональной стабильности, в том числе путем воспрепятствования работе российских систем государственного и военного управления, на нарушение функционирования стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, противоракетной обороны, контроля космического пространства и обеспечения их боевой устойчивости, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной и химической промышленности, других потенциально опасных объектов;
— враждебные, наносящие ущерб безопасности Российской Федерации и ее союзников информационные действия;
— дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в иностранных государствах;
— международный терроризм.
Безопасность государства является составной частью более широкого понятия «национальная безопасность», под которой понимается безопасность
ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации1.
Существуют разные подходы к пониманию национальной безопасности. О.А. Бельков определяет национальную безопасность как «состояние, тенденции развития (в том числе латентные) и условия жизнедеятельности социума, его структур, институтов и установлений, при которых обеспечивается сохранение их качественной определенности с объективно обусловленными инновациями в ней и свободное, соответствующее собственной природе и ею определяемой, функционирование»2.
Н.Д. Матрусов рассматривает национальную безопасность как «достаточную по уровню и характеру защищенность национальных ресурсов и ценностей, а также государственных, общественных и личных интересов от внутренних и внешних угроз»3. Сходное по сути определение дает А.В. Возжеников: « ...состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности от внутренних и внешних опасностей и угроз, характеризующееся таким положением страны, при котором обеспечивается ее целостность и внутренняя стабильность, суверенное и прогрессивное развитие, возможность выступать самостоятельным и полноправным субъектом международных правоотношений»4.
М.В. Александров определяет национальную безопасность как «совокупность факторов, обеспечивающих жизнедеятельность государства в системе международных отношений, его способность отражать возникающие внешние угрозы и действовать в соответствии со своими национальными интересами»5, т.е. по сути отождествляет ее с безопасностью государства.
Действительно, такой подход возможен. В международном праве термин «нация» используется как синоним слов «страна», «государство». Универсальная организация международного сотрудничества, членом которой является Российская Федерация, так и называется — Организация Объединенных
1 См.: Концепция Национальной безопасности Российской Федерации (в ред. Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24).
2 См.: Бельков О.А. Понятийно-категориальный аппарат концепции национальной безопасности // Безопасность: Информационный сборник. 1994. № 3 (19). С. 91.
3 Матрусов Н.Д. О необходимости создания целостной системы национальной безопасности России: основные принципы, подходы, элементы // Безопасность: Информационный сборник. 1996. № 3-4.
4 Возжеников А.В. Парадигма национальной безопасности реформирующейся России. М., 2000. С. 48.
5 Александров М.В. О концепции национальной безопасности нашей страны // Международная безопасность. Национальные и глобальные аспекты: Дайджест 1. М., 1990. С. 28-29.
Наций. И с этой точки зрения «национальная безопасность» тождественна «государственной безопасности».
В то же время в русском языке под словом «нация» может пониматься исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территорий, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика1. С этой позиции названные термины уже не тождественны, как и в случаях, когда речь идет о государственных и национальных интересах. Естественно, речь не идет об их противопоставлении; наоборот, эти понятия взаимно дополняют друг друга.
Национальные интересы России — это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. В этой связи обеспечение безопасности государства состоит в обеспечении незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, единства правового пространства, разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий — социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма. Объектом обеспечения безопасности в данном случае являются государство и его интересы.
Объект национальной безопасности более широк. В качестве него (объекта) выступают непосредственно государство и его институты, политическая и экономическая система, общество в целом, нации и народности, проживающие на территории Российской Федерации, отдельные граждане, их обычаи, традиции, жизненный уклад, язык, культура, вероисповедание. В этом аспекте обеспечение национальной безопасности Российской Федерации предполагает в том числе реализацию основных прав и свобод человека и гражданина, их интересов, обеспечение личной безопасности, повышение качества и уровня жизни народа, его физическое, духовное и интеллектуальное развитие. Национальная безопасность предполагает сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.
1 Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1997. С. 320.
В этом смысле безопасность государства — более узкое понятие. Национальная безопасность включает в себя все виды безопасности (экономическую, политическую, конституционную, социальную, продовольственную и др.). Государственная безопасность — часть национальной и сводится в основном к политическому аспекту. В историческом плане государство можно считать первой политической организацией. Термин «политика» и производные от него слова ведут свое происхождение от слова «полис», которым древние греки обозначали свои города-государства. Государство занимает особое место в политической системе общества, определяемое тем, что оно выступает организацией всех граждан, представляя общество в целом и принимая властные решения, касающиеся всех членов общества и обязательные для исполнения каждым; государство располагает специальным аппаратом управления и принуждения, разветвленной системой юридических средств, позволяющих использовать различные способы принуждения и убеждения. Наконец, государство обладает суверенитетом, является его главным субъектом, основным источником реализации политической власти1. В этой связи безопасность государства предполагает защищенность прежде всего политических институтов и отношений, складывающихся в виде учреждений (государственных и общественных), характера и содержания их деятельности, взаимоотношений между ними, практики политической жизни.
Конституционная безопасность является составной частью национальной и государственной безопасности. В самом общем виде под конституционной безопасностью Российской Федерации следует понимать состояние защищенности ее конституционного строя от угроз различного характера. Т.Э. Шуберт под конституционной безопасностью понимает «состояние защищенности основ конституционного строя от внутренних и внешних угроз, которые включают в себя нормы Конституции, определяющие исходные начала системы права, важнейшие принципы статуса и деятельности субъектов конституционно-правовых отношений, позволяющие определять и развивать институты и направления конституционного законодательства. Конституционная безопасность включает в себя качество законодательства, регулирующего вопросы безопасности, методы правоприменения в сфере безопасности и систему органов, ее обеспечивающих»2.
Понятие основ конституционного строя является новым не только для Российской Федерации, но и конституционного права зарубежных стран.
1 См.: Общая теория государства и права: Академический курс в 2-х т. / отв. ред. М.Н. Марченко. М.: Зерцало, 1998. Т. 1. С. 244-245.
2 Шуберт Т.Э. Национальная безопасность России: конституционно-правовые аспекты: Сравнительно-правовое исследование. М.: Право и закон, 2001.
Впервые оно было закреплено в Конституции Российской Федерации 1993 г., первая глава которой называется «Основы конституционного строя».
Исходя из анализа этой главы и в целом Конституции, к объектам конституционной безопасности следует отнести: республиканскую форму правления; федеративное устройство страны, предполагающее разграничение предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации и субъектов и основанное на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, равноправии субъектов Российской Федерации; территориальную целостность и неприкосновенность; суверенитет Российской Федерации; верховенство федеральной конституции и федеральных законов на всей территории страны; обеспечение и защиту конституционных прав человека и гражданина; единство экономического пространства страны, равноправие всех форм собственности и их защиту; политическое и идеологическое многообразие и многопартийность; светский характер государства.
Анализ названных объектов позволяет выявить особенности конституционной безопасности, определяющие ее место в системе национальной безопасности, основные направления и задачи государства в обеспечении конституционной безопасности.
Зенин С.С.,
адъюнкт Академии управления МВД России
К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА О КАЧЕСТВЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ ПРАВОВЫХ НОРМ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ СУБЪЕКТЫ ПУБЛИЧНЫХ СЛУШАНИЙ
Динамическое развитие институтов непосредственной демократии на уровне муниципальных образований обуславливает постановку новых вопросов в теории и правоприменительной практике местного самоуправления. Нельзя не согласиться с мнением профессора С.Д. Князева о том, что природе местного самоуправления в большей степени отвечают формы непосредственного народовластия1. Закрепление новых механизмов прямого участия населения в осуществлении местного самоуправления на федеральном уровне — лишь только первый шаг на тернистом пути правовой реформы в данной области. Несмотря на то что отдельные институты непос-
1 См.: Князев С.Д. Местное самоуправление в Российской Федерации: конституционная природа и значение для муниципального права // Журнал российского права. 2008. № 6.