Научная статья на тему 'Национальная безопасность как интегральный объект политологического анализа'

Национальная безопасность как интегральный объект политологического анализа Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
603
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ЦЕННОСТИ И ЦЕЛИ / СИЛЫ И СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рудакова Е.Н.

в статье автор раскрывает смысл понятия «национальная безопасность»; рассматривает его, как социально-политическое явление, которое содержит в себе множество оттенков, закрепленных правом, аккумулирующих бесконечное множество видов ущерба, а также возможных представлений об угрозах и их последствиях; анализирует систему национальной безопасности Российской Федерации в совокупности ее основных структурных компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальная безопасность как интегральный объект политологического анализа»

• Честность, как правдивое отношение к себе.

Кодекс чести запрещает сотрудникам полиции:

• Руководствоваться в своих действиях каким-либо политическими взглядами;

• Допускать бездействие;

• Совершать аморальные поступки;

• Злоупотреблять служебным положением;

• Допускать факты коррупции;

• Принимать подношения за действия в качестве должностного лица;

• Проявлять трусость и малодушие [1, 77-79].

Когнитивная структура человека не может быть несбалансированной, а если это имеет место, то немедленно возникает тенденция изменить такое состояние. В противном случае такое дисгармоничное психоэмоциональное состояние может привести к различным заболеваниям. В структуре заболеваний, являющихся причиной снижения трудоспособности сотрудников полиции, на первом месте стоят психосоматические заболевания, уровень которых с каждым годом растет и составляет больше половины всех расстройств. Поэтому главным направлением и основой коррегирующих мероприятий является целенаправленное воздействие на психическое состояние сотрудников правоохранительных органов, и прежде всего на индивидуальные и личностные особенности каждого из них еще до того, как психические расстройства достигнут уровня устойчивого патологического динамического стереотипа - болезненного состояния. При таком подходе большое значение приобретает ранний учет изменений характерологических особенностей сотрудников на всех этапах службы.

По некоторым данным, отрицательное деформирующее влияние напряженных, экстремальных условий службы сотрудников правоохранительных органов зачастую дает выраженные неблагоприятные последствия. Это проявляется различными психосоматическими нарушениями, отгороженностью от других профессиональных групп населения, чертами подозрительности, замкнутостью социального общения, определенными элементами психопатизации, а иногда и склонностью к злоупотреблению алкогольными напитками.

Литература

1. Красникова Е.А.; Этика и психология профессиональной деятельности: учебник - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009.

2. Чуфаровский Ю.В., Юридическая психология в вопросах и ответах: учебное пособие. - Москва: Проспект, 2010.

3. www.mvd.ru

Е.Н. Рудакова

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

NATIONAL SECURITY AS AN INTEGRAL OBJECT OF POLITICAL ANALYSIS

Аннотация: в статье автор раскрывает смысл понятия «национальная безопасность»; рассматривает его, как социально-политическое явление, которое содержит в себе множество оттенков, закрепленных правом, аккумулирующих бесконечное множество видов ущерба, а также возможных представлений об угрозах

© Е.Н. Рудакова, 2012

и их последствиях; анализирует систему национальной безопасности Российской Федерации в совокупности ее основных структурных компонентов.

Ключевые слова: безопасность, опасность, национальная безопасность, национальные интересы, ценности и цели, силы и средства обеспечения национальной безопасности.

Abstract: in article the author reveals the meaning of the term «national security», considering it as a socio-political phenomenon, which contains a set of colors, fixed right, accumulating an infinite number of types of damage, as well as the possible representations of the threats and their consequences, analyzes the system of national security of the Russian Federation in the aggregate of its major structural components.

Keywords: security, threat, national security, national interests, values and goals, the forces and means of ensuring national security.

Сегодня все более отчетливо осознается потребность в формировании политики национальной безопасности, как принципиально нового вида ориентации в сложных современных условиях социальной действительности и жизнедеятельности, основанной уже на принципиально иных представлениях о необходимости обеспечения национальных ценностей и интересов, где в интегрированном виде отражаются совокупные витальные и другие жизненно важные интересы, как личности, так и отдельных социальных групп, всего общества и государства. Понятие «национальная безопасность», как сложнейшее социально-политическое явление носит конкретно-исторический характер и тесно связано со всеми формами и направлениями взаимодействия в системе «человек - природа - общество». Категория «безопасность» - не абсолютна, а только относительна, и приобретает смысловое значение только в связи с конкретными объектами или сферой человеческой деятельности и окружающего мира.

Основной закон России - Конституция Российской Федерации - закладывает основы в области безопасности страны (ст. 2, 4, 7, 8, 71), формулирует полномочия органов государственной власти по ее обеспечению (ст. 80, 83, 87, 102, 106, 114), определяет Президента Российской Федерации, как гаранта эффективной реализации этого процесса (п. 2, 3 ст. 80) [5]. Исходя из закрепленной в статье 10 Конституции Российской Федерации концепции разделения власти в сфере обеспечения безопасности страны, законодательная ветвь власти осуществляет выработку и принятие закона о безопасности, утверждение правительственной или государственной программы в этой области, и контроль их реализации, прежде всего, с точки зрения соответствия закону. Исполнительная ветвь власти обеспечивает реализацию программ, в том числе и за счет контроля деятельности подведомственных органов. Общественные и политические организации, как часть политической системы, осуществляют поддержку реализации указанных мер, а также общественный контроль, с точки зрения адекватности проводимых мероприятий интересам граждан, социальных групп, этнических общностей.

Важнейшей особенностью социального развития является непосредственная зависимость от безопасности, которая не допускает негативного воздействия на социальный объект со стороны внутренних и внешних факторов, возникающих в процессе происходящих изменений и взаимодействия с другими социальными объектами. Именно такой подход к пониманию безопасности закреплен в законе Российской Федерации «О безопасности», где безопасность рассматривается, как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» [4].

В то же время в вопросах обеспечения безопасности используется понятие «национальной безопасности», которое понимается, как «состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее

прогрессивное развитие личности, общества и государства» [6, с.3]. В своей работе «Государственное управление и национальная безопасность» А.В. Возжеников и

A.А. Прохожев национальную безопасность рассматривают, как «защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз, обеспечивающую устойчивое прогрессивное развитие страны» [3, с.8]. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года «национальная безопасность» определяется, как «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства» [10].

Таким образом, национальная безопасность, как социально-политическое явление, содержит в себе множество оттенков, закрепленных правом, которые аккумулируют бесконечное множество видов ущерба, а также возможных представлений об угрозах и их последствиях. Система национальной безопасности Российской Федерации представляет собой совокупность ее основных структурных компонентов: национальных ценностей, интересов и целей, а также средств, органов и сил обеспечения национальной безопасности (системы обеспечения национальной безопасности).

Предметом особой заботы в совокупности слагаемых национальной безопасности являются духовные и политические ценности, определяющие существенные стороны жизни личности и общества. В политике обеспечения национальной безопасности они выполняют двоякую роль: с одной стороны - это существенная составляющая самой политики обеспечения национальной безопасности, а с другой стороны - это приоритетный объект защиты, исключающий всякого рода «случайности», возникающие как внутри страны, так и за ее пределами, способные дискредитировать эти важнейшие составляющие национальных ценностей.

Ценности, смыслы, значимости, цели - человечны и историчны. Ценность - это «сложившаяся в условиях цивилизации и непосредственно переживаемая людьми форма их отношения к общезначимым образцам культуры, к желаемому будущему, к оценке «иного» и сохранению избирательной памяти о прошлом» [2, с.41]. Национальные ценности, по мнению А.А. Прохожева, - «это предметы, явления и их свойства, удовлетворяющие потребности личности, общества и государства в безопасном существовании и прогрессивном развитии» [7, с.17]. По своему содержанию национальные ценности представляют совокупность социальных ценностей личности, общества и государства, утрата которых ведет к исчезновению нации, как самостоятельного субъекта международных отношений.

Национальные интересы Российской Федерации - «совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства» [10]. Они приводят в движение нацию и направляют ее развитие, способствуя приращению национальной мощи страны.

B.М. Родачин определяет национальные интересы, как «обусловленные потребностями выживания, безопасности и развития страны, а также ценностями исторического и культурного наследия, образа жизни, устремления и стимулы деятельности субъектов государственной политики, служащие преумножению национальной мощи во всех ее основных составляющих (экономической, научно-технической, духовной, военной), а также повышению благосостояния большинства граждан» [8, с.61].

Система национальных интересов России определяется совокупностью базисных интересов личности, общества и государства в важнейших сферах общественной жизнедеятельности: в области экономики, социальной и духовной жизни, во внутриполитической, международной, оборонной, информационной сферах и

др. Базисные интересы личности состоят в реальном обеспечении конституционных прав и свобод граждан, в поддержании такого уровня их жизни, который предоставляет необходимо-минимальные возможности для физического, духовного и интеллектуального развития. Базисные интересы общества заключаются в упрочении влиятельных и независимых институтов гражданского общества, внутренней социально-политической стабильности и целостности, в повышении созидательной активности трудоспособного населения, а также в духовном возрождении России. Базисные интересы государства состоят в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в наращивании национальной мощи, в ослаблении угроз национальной безопасности, в создании пояса добрососедства по периметру территории страны и развитии межгосударственного сотрудничества на основе партнерства [8, с.61-62].

Первоочередными национальными интересами России в важнейших сферах общественной жизнедеятельности являются национальные экономические интересы, направленные на обеспечение устойчивого экономического роста с увеличением ВВП страны до уровня передовых стран. Во внутриполитической области национальные интересы России состоят в создании эффективной государственной власти, проведении ответственной и взвешенной государственной национальной политики, в нейтрализации причин и условий, способствующих подрыву федеративного устройства, возникновению социальных и межнациональных конфликтов, национального и регионального сепаратизма и др. Национальные интересы в области духовной жизни, культуры и науки во многом связаны с сохранением и развитием образовательного и интеллектуального потенциала России, утверждением в обществе идеалов высокой нравственности и гуманизма, развитием многовековых духовных традиций Отечества.

Цель системы обеспечения национальной безопасности - обеспечить существование механизма, позволяющего вырабатывать политику и стратегию государства в области защиты национальных интересов Российской Федерации и реализовывать их в конкретную скоординированную деятельность отдельных ведомств, должностных лиц и организаций [2, с.255]. Силы и средства обеспечения национальной безопасности сосредоточивают свои усилия и ресурсы на обеспечении национальной безопасности во внутриполитической, экономической, социальной сферах, в сфере науки и образования, в международной, духовной, информационной, военной, оборонно-промышленной и экологической сферах, а также в сфере общественной безопасности.

Силы обеспечения национальной безопасности - «Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации» [10]. Средства обеспечения национальной безопасности -«технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению» [10].

Произошедшие за последнее время изменения, как в стране, так и в международной обстановке, сместили принципы силового воздействия на политические, социально-экономические, научно-интеллектуальные средства взаимодействия, расширили спектр возможного возникновения и развития угроз безопасности личности, обществу и государству. Так, если обеспечение безопасности зависит от тех условий, которые создаются для личности, отдельной социальной

группы, общества, государства, то исходной посылкой при рассмотрении безопасности является понятие опасности, которая определяется, как «способность причинить какой-нибудь вред, несчастье; возможность чего-либо опасного, какого-нибудь несчастья, вреда» [9, с.882].

По степени вероятности возникновения различают реальную и потенциальную опасности, а по генезису имеют природную, техногенную и социальную. Кроме того, по направленности и роли субъективного фактора в возникновении неблагоприятных условий опасность может выступать в следующих формах:

• жизненно важным интересам личности, обществу и государству [13, с.75-76].

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года под угрозой национальной безопасности понимается «прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства» [10].

Для определения угрозы и источников опасности ключевыми словами являются условия и факторы. «Условие - то, от чего зависит нечто другое. Чаще всего условия рассматриваются, как нечто внешнее для явления, в отличие от более широкого понятия причины, включающей как внешние, так и внутренние факторы» [12, с.707]. «Фактор - это причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельных его черт» [1, с.1263].

Местонахождение источников угроз национальной безопасности, которое определяется, как правило, границами государства подразделяют ее на два типа -внутреннюю и внешнюю. Внешняя безопасность предполагает защищенность жизненно важных интересов от угроз и опасностей, исходящих извне Российской Федерации. Нарушение внешней безопасности может осуществляться, как военным путем, т.е. силой оружия, так и иными способами, например, незаконным ввозом и вывозом через границу сырья, продукции, валюты, художественных и других ценностей, проведением промышленного и другого шпионажа, распространением подрывной информации и т.д.

Внутренняя безопасность предполагает защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз и опасностей, исходящих от процессов, организаций, лиц и объектов, находящихся на территории, управляемой Российским государством или на его территории [2, с.55]. В силу масштабности Российского государства важным направлением политики внутренней безопасности, обеспечивающим устойчивое демократическое развитие России, является сбалансированная региональная политика, оптимальное соотношение центра и регионов, находящихся в различных природно-климатических и социально-экономических условиях.

В зависимости от субъекта, выступающего организующим началом, выделяются личная, общественная и государственная безопасность, которые дополняют друг друга в вопросах выявления реальных угроз и выработке путей эффективного противодействия их возникновению и развитию.

Безопасность личности - это защищенность человека от возникающих угроз на уровне личных интересов и потребностей, которые заключаются в защите жизни, здоровья, достоинства каждого человека, его конституционных прав и свобод, обеспечения в полном объеме свободы совести и политических убеждений [11, с.19-33]. В современных условиях особую опасность представляют такие преступления против личности, как:

- заказные убийства, запугивание, сопряженное с насилием;

- подавление воли (установление контроля над сознанием);

- использование различных видов оружия, взрывных устройств при совершении преступных действий;

- похищение людей с целью вымогательства;

- незаконное помещение в психиатрическую больницу;

- совершение преступлений на межнациональной основе против конкретных личностей, групп.

Безопасность общества - это состояние нормального функционирования общественных институтов, возможность распространения различных социально-политических учений, концепций, а также свобода граждан объединяться на основе общности социальной, профессиональной, национальной и других интересов в общественные формирования [13, с.39]. Общественная безопасность органически связана с личной безопасностью граждан и общественным порядком. При этом в основе ее организации должны находиться общественные организации и движения, а не государственные органы и службы.

Государственная безопасность - это надежная защита территориальной целостности, суверенитета во всех сферах жизнедеятельности и конституционного строя [13, с.39]. Одновременно государственная безопасность не может быть обеспечена без эффективной и бесперебойной деятельности аппарата управления, включающей законодательный, исполнительный и судебный компоненты.

Основными направлениями в стратегии обеспечения государственной безопасности являются:

- своевременное и адекватное реагирование на возникающие угрозы в соответствии с их характером и реальными масштабами;

- способность принимать превентивные меры по предотвращению и нейтрализации угроз;

- оптимальное сочетание интересов безопасности страны и ее отдельных регионов;

- сочетание системы национальной безопасности страны с международной;

- рациональное и эффективное использование имеющихся для решения задач обеспечения безопасности сил и средств.

Наиболее опасными факторами в последнее время для государственной безопасности страны стали: выдвижение территориальных претензий к России со стороны сопредельных государств, наращивание военных группировок вблизи наших границ, наличие военных конфликтов, незаконная миграция населения, осуществление терактов и деятельность вооруженных формирований.

Поскольку жизнедеятельность нации развивается в различных сферах и в каждой возможно действие неблагоприятных факторов, национальная безопасность включает в себя: политическую, экономическую, социальную, военную, информационную, экологическую и другие виды безопасности. Совокупность этих составляющих представляет систему национальной безопасности.

Политическая безопасность состоит в том, что нация самостоятельно решает вопросы государственного устройства, независимо от других государств проводит внешнюю и внутреннюю политику в интересах личности и общества. В практической деятельности политическая безопасность предполагает наличие устойчивого политического суверенитета, в рамках систем межгосударственных соглашений, и, с целью, установления и поддержания стабильности в обществе, как внутри страны, так и в международных отношениях.

Экономическая безопасность - это защищенность экономических интересов государства и его экономического суверенитета от дискриминаций и экономического диктата, осуществляемых в форме экономических санкций, ограничений на определенные экономические действия [13, с.41]. Кроме того, состояние экономики

должно обеспечивать достаточный уровень социального, политического и оборонного существования, прогрессивного развития государства и способность обеспечить:

- удовлетворение общественных потребностей;

- технико-экономическую и технологическую независимость;

- недопущение ситуаций, когда при развитии торговых и экономических отношений с различными государствами, экономика России и особенно ее стратегические отрасли могут попасть в зависимость от одной или группы стран, а само государство - превратиться в сырьевой придаток;

- защиту экономических интересов страны на внутреннем и внешнем рынках, независимо от влияния внутренних и внешних факторов;

- недопущение импорта стратегического сырья и оборудования, привлечения иностранных специалистов и рабочих в количествах, способных оказать негативное влияние на национальную безопасность.

Социальная безопасность - состояние защищенности населения (членов общества) от физического и морального давления. Важнейшие направления политики социальной безопасности, направлены на стабилизацию жизненного уровня населения, защиту генофонда страны, создание системы превентивных мер по снижению безработицы, развитие здравоохранения, борьбу с преступностью и терроризмом, развитие системы социальной защиты и другие.

Военная безопасность - такое состояние межгосударственных отношений и обороноспособности страны, при котором вероятность возникновения войны незначительная, так как не возникают условия, требующие использования вооруженных сил [13, с.41]. Вместе с тем, для военной безопасности является характерным, с позиции внешнего воздействия, - способность нации противодействовать военной силе из-за рубежа, а для внутренней оценки -возможность государства и общества к отражению военных угроз.

Информационная безопасность означает состояние, когда созданы условия, обеспечивающие личности, обществу и государству возможность объективно оценивать истинную обстановку в стране и за рубежом, принимать верные решения на основе своевременной и достоверной информации, а также - условия для распространения за рубежом информации о России [2, с.429]. Одновременно информационную безопасность следует понимать, как способность государства, общества, социальных групп, личности противостоять информационным угрозам, негативным информационным воздействиям на индивидуальное и общественное сознание.

Экологическая безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства, а также природной среды в результате ухудшения экологических параметров [13, с.42]. В настоящее время в качестве критерия экологической безопасности для населения установлены предельно допустимые концентрации и предельно допустимые уровни опасных веществ и воздействий, возникающих при изменении техносферы. Меры по обеспечению экологической безопасности должны способствовать изменению глобальной техносферы, созданию новых экологически рациональных форм и методов ее функционирования, позволяющих снижать антропогенные нагрузки на природу и общество.

Итак, национальная безопасность Российской Федерации имеет сложную структуру. В макросистему «национальная безопасность» входит множество социальных подсистем. Наиболее значимыми среди них являются системы: политической, экономической, социальной, военной, информационной, экологической безопасности; обеспечения национальной безопасности; жизненно важных интересов; национальных ценностей и целей; факторов национальной безопасности. В парадигме

национальной безопасности высшей ценностью общества и государства является личность, ее права и свободы.

Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает комплекс мер социально-экономического, политического, дипломатического, правового характера, направленных на защиту национальных интересов, соответствующих мероприятий, предпринимаемых государством, его органами и должностными лицами, а также действия, осуществляемые гражданами и общественными объединениями по защите своих жизненно важных интересов, как составной части национальных интересов. Эти меры, мероприятия и действия должны носить, как превентивный, так и созидательный характер.

Главные национальные интересы России состоят в создании условий для ее безопасного существования и устойчивого развития, реализации в полном объеме жизненно важных интересов личности, общества и государства. Безопасность существования и развития Российской Федерации означает гарантию ее независимости, суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности ее государственных границ; неизменность государственной и социально-экономической структуры, фундаментальных принципов деятельности государства, а также незыблемость прав и свобод граждан, предоставленных Конституцией Российской Федерации.

Политика обеспечения национальной безопасности России в современных условиях должна ориентироваться на парадигму устойчивого развития, учитывающую процессы деградации, вырождения и самоистребления жизни на планете, и в России, в частности. Интеграционная модель развития и национальные цели должны лечь в основу внешней и внутренней политики Российской Федерации.

Литература

1. Большой Энциклопедический Словарь. - М., 1998.

2. Буркин А.И., Возжеников А.В., Синеок Н.В. Национальная безопасность России в контексте современных политических процессов // Под общ. ред. А.В. Возженикова. - М., 2008.

3. Возжеников А.В., Прохожев А.А. Государственное управление и национальная безопасность России. - М., 1999. Закон Российской Федерации «О безопасности». - М., 2011.

4. Закон Российской Федерации «О безопасности». - М., 2011.

5. Конституция Российской Федерации. - М., 2011.

6. О национальной безопасности. Послание Президента РФ Федеральному Собранию. - М., 1996.

7. Прохожев А.А. Национальная безопасность: проблемы теории. - М., 1997.

8. Родачин В.М. Национальные интересы России и их защита в пограничном пространстве // Право и безопасность. 2003. № 3-4, с.61-62.

9. Словарь современного русского языка. - М., 1959. Т.8.

10. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 // Российская газета - Федеральный выпуск № 4912. 19 мая 2009 г.

11. Феофанов К. А. Безопасность цивилизационного развития как социокультурный феномен: сущность, закономерности, понятийный аппарат // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 3, с. 19-33.

12. Философский энциклопедический словарь. - М.,1993.

13. Хрипков М.П. Внутренние угрозы национальной безопасности России: сущность, структура, социальные последствия (социологический анализ): дис. ... д-ра соц. наук. - М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.