Список литературы
Грамин, А. Формирование человека. (Записки о педагогике). - М., 1983.
Новая криминальная ситуация: оценка и реагирование ; под ред. А.И. Долговой. - М., 2009.
Поленов, Б.В. Защита жизни и здоровья человека в XXI веке. Восемь основных источников опасности для человека. - М., 2008.
Старчак, М. Противодействие наркопроизводству в современном Афганистане: оценка эффективности // Мировая экономика и международные отношения. - 2008. - № 4.
© Батурин Е.В., 2010
В. В. Стрельченко
РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
СТРЕЛЬЧЕНКО Владимир Владимирович - кандидат экономических наук, глава городского округа Химки (Московская область) (e-mail: vozzhenikov@ ur.rags.ru)
Аннотация. В статье раскрывается феномен региональной безопасности в России как составная часть национальной безопасности государства. Региональная безопасность в России, по мнению автора, является имманентной составляющей национальной безопасности страны. Региональный уровень национальной безопасности имеет внешнюю и внутреннюю стороны и состоит из ряда взаимосвязанных и взаимодействующих сфер безопасности.
Ключевые слова: регион, безопасность, национальная безопасность, политическая и социальная стабильность общества, уровень, система, подсистема безопасности.
Феномен региональной безопасности в Российской Федерации находится в тесной взаимосвязи с феноменом национальной безопасности, поскольку является составной частью системы национальной безопасности страны.
Национальная безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов основных объектов безопасности от внешних и внутрен-
них угроз и опасностей, обеспечивающее сохранность этих объектов и развитие. А жизненно важные интересы этих объектов (личность, общество, государство) реализуются на различных уровнях системы обеспечения национальной безопасности. В объект национальной безопасности входит и федеративное государство, частью которого выступают субъекты Российской Федерации. Субъектам Российской Федерации, как и Российской Федерации в целом, свойственны свои жизненно важные интересы -территория, суверенитет в рамках федеративного государства, политическая система, духовные и материальные ценности общества (региональной социальной общности).
Национальные интересы Российской Федерации складываются из жизненно важных интересов личности, общества и государства. И личность, и общество реализуют свои жизненно важные интересы на трех уровнях -национальном, региональном и локальном (муниципальном). Национальная безопасность носит многоуровневый характер, и регион выступает как самостоятельный объект национальной безопасности. Более того, современное понимание национальной безопасности отражает тесную взаимосвязь и взаимообусловленность безопасности государства, личности и общества на всех уровнях - от международного до локального1.
Региональная безопасность как составляющая часть национальной безопасности играет ключевую роль в реализации конституционных прав и свобод граждан, в обеспечении возможности самореализации личности, духовном обновлении, политической и социальной стабильности общества, обеспечении функционирования государства и видится значимым фактором развития Российской Федерации.
Представляется, что среди принципов обеспечения безопасности личности и общества в Российской Федерации принцип взаимосвязи и взаимозависимости безопасности нации и безопасности конкретного региона должен занимать ведущее положение. Трудный путь становления модели федеративных отношений в Российской Федерации требует внимательно оценивать место и роль современного региона в обеспечении национальной безопасности России2. Национальная безопасность охватывает все вертикально расположенные уровни социума, а региональная безопасность объемлет часть территории Российской Федерации и социальную общность, проживающую на данной территории. Взаимосвязь и взаимозависимость региональной и национальной систем безопасности представлена на рис. 1.
1 См.: Общая теория национальной безопасности. - 2-е изд. ; под ред. А. А. Про-хожева. - М., 2005. - С. 217.
2 См.: Возжеников, А.В. Обеспечение национальной безопасности России на местном и региональном уровнях // Общая теория национальной безопасности. -М., 2005. - С. 218.
Рис. 1. Взаимосвязь и взаимозависимость систем региональной и национальной безопасности
Дифференциация системы национальной безопасности на вертикальные подсистемы соответствует общепринятой в мире практике районирования территории страны. Согласно такой практике, под регионом понимают территорию, характеризующуюся однородностью в одном или нескольких объектах. Учитывается и общественное сознание населения региона (не только отождествление населения с определенной территорией, но и противопоставление себя жителям других регионов, имеющих иные традиции, привычки, экономические и социальные особенности, часто и иные политические интересы)1. Как правило, понятие регион подразумевает три смысла:
а) понятие «регион» приравнивается к понятию субъекта Российской Федерации2;
1 См.: Медведев, Н.П. Политическая регионалистика. - М., 2007.
2 См.: Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 27. - Ст. 2710. - Ч. 2. - С. 15; Медведев, Н.П. Субъект Российской Федерации в условиях государственно-правовых реформ. - М., 2006.
б) в работах ряда исследователей регион обозначает некоторую территорию России, выделенную по критериям общности экономического и социального развития, как правило, включающую несколько соседних субъектов Российской Федерации1;
в) регион как понятие, приравненное по своему содержанию к федеральному округу Российской Федерации: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный, СевероКавказский. По сути, третий из перечисленных подходов в определенной мере коррелирует со вторым подходом.
Второе из указанных условий концептуально важнее, поскольку в большей степени определяет объект, анализируемый при изучении феномена региональной безопасности. Само существование федеративного государства в большей степени зависит от устойчивого развития регионов, которые в связи с этим активнее используют свои внешнеэкономические связи и возможности.
В современной научной литературе понятие «региональная безопасность» чаще употребляется применительно к внешней безопасности страны: под регионом понимается группа государств, выделяемая на основе общих географических, исторических и прочих особенностей. Так, говорят о региональной безопасности применительно к Азиатско-Тихоокеанскому региону, Центральной Азии, Ближнему Востоку и другим регионам. Региональный подход предполагает классификацию национальных интересов России по определенным приграничным территориям: в Арктическом регионе; в Северо-Западном регионе; в Западном регионе; в Северо-Кавказском регионе и на Кавказе в целом; в Центрально-Азиатском регионе; в регионах Забайкалья, Дальнего Востока и Приморья2. Такой подход предполагает и внешнюю сторону региональной безопасности в Российской Федерации.
Интересную попытку в этом направлении предприняли авторы книги «Основы национальной безопасности России», рассмотрев в одной из глав субрегиональные, региональные и глобальные аспекты национальных интересов России3. Авторы монографии «Национальная безопасность России»4 выделяют восемь подсистем национальной безопасности, одной
1 См.: Доленко, Д.В. Территориальное устройство общества: социально-политический анализ. - Саранск, 1993; Медведев, Н.П. Политическая регионалистика. -М., 2002.
2 См.: Выборнов, М.А. и др. Региональная безопасность: геополитические и геоэкономические аспекты. - М., 2007.
3 Абдурахманов, М.И, Баришполец, В.А., Манилов, В.Л., Пирумов, В.С. Основы национальной безопасности России. - М., 1998. - С. 111-156.
4 См.: Буркин, А.И. Возжеников, А.В., Синеок, Н.В. Национальная безопасность России. - М., 2008. - С. 54.
из которых выступает региональная безопасность в Российской Федерации (см. рис. 2).
Рис. 2. Подсистемы «национальной безопасности» и их взаимосвязанность
Все уровни взаимосвязаны и взаимозависимы. Муниципальный уровень безопасности включает проблемы безопасности муниципальных образований в Российской Федерации (крупные города, районы, поселения, имеющие статус муниципальных образований). В муниципальных образованиях, включающих малые города, сельские населенные пункты, существуют свои специфические угрозы жизненно важным интересам муниципального образования: безработица, отсутствие необходимой для полноценной жизни инфраструктуры и экологии, относительная недоступность медицинской помощи, других социальных услуг, удаленность от духовных очагов культуры и др.
Рассмотрим несколько возможных подходов к пониманию феномена региональной безопасности в зависимости от двух условий: во-первых, от выбора определения понятия «регион», а во-вторых, от выбора масштаба рассмотрения проблем региональной безопасности.
По сути дела, понятие региональной безопасности может быть сведено к обеспечению необходимого с точки зрения безопасности состояния внутренних отношений в России с учетом федеративной формы политико-территориальной организации государства. Региональная безопасность -это безопасность конкретной сферы жизнедеятельности личности, общества, государства, а не вида деятельности (как, например, электроэнергетика, внешняя торговля и т. д.) или конкретного объекта материального мира. Как сфера деятельности, обеспечение региональной безопасности,
являясь частью системы обеспечения национальной безопасности, по сути, выступает ее подсистемой. В то же время региональная безопасность является комплексным институтом, который включает в себя элементы иных видов деятельности и самостоятельных сфер, безопасность которых обеспечивается в соответствии с российским законодательством.
Региональная безопасность, как видно на рис. 2, относится к внутренней составляющей национальной безопасности. Внутренняя и региональная безопасность соотносятся как общее и частное1. С учетом определения понятия «безопасность» в Законе РФ «О безопасности» внутреннюю безопасность можно определить как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних угроз». Региональная безопасность включает в себя только ту часть внутренней безопасности, которая обусловлена воздействием угроз, исходящих из организации государства в пространстве своей территории.
Специфика региональной безопасности видится и в субъектах ее обеспечения: безопасность региона относится главным образом к компетенции региональных властей, государственных органов власти субъектов Российской Федерации. Органы власти субъекта РФ несут основную нагрузку в обеспечении безопасности граждан, проживающих на территории региона. Государство обеспечивает региональную безопасность через региональную политику. Важность региональной политики определяется тем, что сближение интересов населяющих страну народов, налаживание их всестороннего сотрудничества, проведение ответственной и взвешенной государственной региональной политики позволит обеспечить в России внутриполитическую стабильность. Комплексный подход к решению задач обеспечения безопасности должен составлять основу внутренней государственной политики, обеспечивающей развитие Российской Федерации как многонационального демократического федеративного государства.
Региональная политика в своей основе представляет политику обеспечения региональной безопасности, нацеленную на сохранение среды обитания людей и реализацию их жизненно важных интересов на конкретной территории Российской Федерации. Обеспечение региональной безопасности как сложное явление представляет собой систему взаимосвязанных элементов. Она включает в себя не только определенную совокупность концептуальных установок и положений, социально-политических и правовых институтов и учреждений, определенных средств, методов и форм, позволяющих не допускать или адекватно реагировать на возникающие опасности и угрозы, но и совокупность жизненно важных интересов основных объектов региональной безопасности (граждан РФ, проживающих
1 См., например: Проблемы внутренней безопасности России в XXI веке : материалы конференции ; науч. ред. А.В. Возжеников. - М., 2001.
на территории субъекта РФ; региональная социальная общность, входящая в российское общество, и органы государственной власти субъекта РФ).
Методологически схема выработки концепции региональной безопасности строится из формулирования концепции интересов региональной социальной общности и обозначения реальных и потенциальных угроз региональным интересам.
В данном контексте целесообразно показать взаимосвязь системы обеспечения национальной безопасности и системы обеспечения региональной безопасности именно через интересы, их определяющие.
По многим сферам жизнедеятельности интересы Российской Федерации и ее субъектов совпадают. Но регион как самобытная социальная общность имеет только ему присущие интересы. Это можно проследить на примере интересов государственных органов исполнительной власти субъектов РФ и государственных органов исполнительной власти Российской Федерации. Общий вопрос, который волнует все современные федерации, сводится к тому, как распределить властные полномочия, чтобы быть в состоянии удовлетворить общие потребности, не нарушая при этом социального многообразия и не в ущерб интересам отдельного субъекта федеративных отношений.
По мнению исследователей, территориальная общность, регион - субъект РФ имеет не только особый облик, но и свои жизненно важные интересы. Система жизненно важных интересов на региональном уровне имеет подвижный характер, она изменчива под влиянием условий, среды безопасности1.
Современная Стратегия обеспечения национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. признает региональный уровень безопасности в общей системе национальной безопасности. Согласие в интересах федерального центра и регионов базируется на основе общих (национальных) ценностей, к которым относятся свобода и независимость Российской Федерации, гуманизм, межнациональный мир и единство культур многонационального народа Российской Федерации, уважение семейных традиций,патриотизм.
В Стратегии акцентируется внимание на территориальной целостности страны и укреплении федерализма, на современных угрозах безопасности Российской Федерации, противодействие которым осуществляется си-
1 См.: Балабанов, А.А. Политико-правовые аспекты обеспечения региональной безопасности в Российской Федерации (на примере Алтайского края). - М., 2003; Машуков, И.Х. Федеральный центр и субъект Федерации: разграничение полномочий и предметов ведения в контексте обеспечения национальной безопасности России (на примере Кабардино-Балкарской Республики). - М., 2006.
стемой обеспечения безопасности. На региональном уровне стабильному состоянию национальной безопасности отвечает сбалансированное, комплексное и системное развитие субъектов Российской Федерации.
Одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности на региональном уровне на среднесрочную перспективу Стратегия определяет создание механизмов сокращения уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов РФ путем сбалансированного территориального развития. В долгосрочной перспективе угрозы национальной безопасности, связанные с диспропорцией уровней развития регионов России, должны предотвращаться путем развертывания полномасштабной национальной инновационной системы за счет формирования перспективных территориально-промышленных районов в южных регионах и Поволжье, на Урале и в Сибири, на Дальнем Востоке и в других регионах Российской Федерации.
Будучи по своей форме категорией идеальной, региональные интересы в то же время имеют объективную основу, выражают сущностную характеристику первопричин, побуждающих субъект Федерации к принципиально важным политическим и иным действиям. Национальные интересы являются способом интеграции и выражения жизненно важных потребностей и ценностей личности, общества и государства. Они приводят в движение всю нацию и направляют ее развитие, способствуя приращению национальной мощи. Ориентация на национальные интересы позволяет региону реализовать функции выживания в противоречивом и меняющемся мире, безопасности страны и ее развития.
Система национальных интересов России определяется совокупностью жизненно важных интересов личности, общества и государства в важнейших сферах общественной жизнедеятельности: в области экономики, социальной и духовной жизни, во внутриполитической, международной, оборонной, информационной сферах, в пограничном пространстве и др.
Базисные интересы личности состоят в реальном обеспечении конституционных прав и свобод граждан, в поддержании такого уровня их жизни, который предоставляет необходимые минимальные возможности для физического, духовного и интеллектуального развития. Эти интересы являются главными для гражданина России, жителя любого региона Российской Федерации.
Базисные интересы общества заключаются в упрочении влиятельных и независимых институтов гражданского общества, внутренней социально-политической стабильности и целостности, в повышении созидательной активности трудоспособного населения, а также в духовном возрождении России. Автор убежден, что эти интересы разделяют и муниципальные (локальные), и региональные социальные общности.
Специфика региональных интересов продиктована теми или иными факторами и условиями безопасности региона. Например, жизненно важным интересом сырьевого российского региона выступает развитие экологически чистых способов добычи минерального сырья, развитие добывающих технологий, перерабатывающей индустрии. Для технологически развитых регионов России жизненно важно выдержать конкуренцию на мировом рынке, ликвидировать отставание страны в научно-технологической сфере.
Базисные интересы государства состоят в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, наращивании национальной мощи, ослаблении угроз национальной безопасности, создании пояса добрососедства по периметру территории страны и развитии межгосударственного сотрудничества на основе партнерства.
В Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию1 подчеркивается, что переход к устойчивому развитию в целом возможен только в том случае, если будет обеспечено устойчивое развитие всех регионов страны. Автор полагает, что такую позицию лучше трактовать как необходимость стремления каждого региона к собственной устойчивости, которая и станет ключевым фактором в движении к устойчивому развитию всей страны. Многие регионы России относятся к территориям с неблагоприятной экологической обстановкой, вследствие чего экологические угрозы безопасности становятся приоритетными для политики обеспечения региональной безопасности.
Таким образом, региональная безопасность является составной частью национальной безопасности и самостоятельной подсистемой обеспечения национальной безопасности, характеризующейся состоянием защищенности жизненно важных интересов субъекта Российской Федерации. Чем сильнее регионы, тем выше степень защищенности национальных интересов России от внутренних и внешних угроз. Основные жизненно важные интересы объектов региональной и национальной безопасности совпадают. Однако есть и противоречия в интересах субъектов РФ и Российской Федерации, вызванные спецификой среды безопасности и неравномерным развитием регионов.
В области регионального развития силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества способствуют эффективному осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления их полномочий за счет координации и реализации принимаемых на федеральном, региональном и муниципальном уровне мер, направленных
1 См.: Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 15. - Ст. 1572.
Информационно-коммуникативная деятельность в структуре муниципального управления 119
на развитие региональной экономики и социальной сферы, включая выравнивание их бюджетной обеспеченности.
Список литературы
Балабанов, А.А. Политико-правовые аспекты обеспечения региональной безопасности в Российской Федерации (на примере Алтайского края). -М., 2003
Возжеников, А.В. Обеспечение национальной безопасности России на местном и региональном уровнях // Общая теория национальной безопасности. - М., 2005.
Медведев, Н.П. Политическая регионалистика. - М., 2007.
© Стрельченко В.В., 2010
В.Г. Антипова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СТРУКТУРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
АНТИПОВА Валентина Геннадьевна - аспирантка кафедры управления экологическими и социальными системами РАГС (e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье обосновывается необходимость формирования информационно-коммуникативных отношений органов местного самоуправления с населением муниципального образования, дан анализ правовой базы, регулирующей информационную сферу деятельности муниципальной власти. Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальное управление, орган местного самоуправления, информационная политика, информационно-коммуникативные отношения, информационные связи.
Сегодня местное самоуправление является неотъемлемой частью гражданского общества и представляет собою закрепленную в Конституции Российской Федерации форму народовластия. Местное самоуправление представляет собой непосредственное выражение власти народа, составляющее основу любого демократического государства. Именно эта власть затрагивает интересы каждого гражданина, решает большинство повседневных проблем жителей муниципалитета, поскольку максимально при-