Проблемы национальной и международной безопасности
А.З. Арсенян
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В науке рассматриваются мнения разных ученых о таких понятиях как «безопасность», «национальная безопасность» и «безопасность государства». Определений этих понятий существует великое множество. И при их сравнении можно увидеть, что понятие «национальная безопасность» шире понятия «безопасность государства» или «государственная безопасность».
Ключевые слова: национальная безопасность, национальные интересы, конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность, безопасность государства, нация.
Термин «безопасность» в словаре Владимира Даля трактуется как «отсутствие опасности, сохранность, надежность»1. В словаре-справочнике «Геополитика, международная и национальная безопасность» под безопасностью понимается «защищенность от вызовов, рисков, опасностей и угроз»2. В юридическом понимании безопасность есть не что иное, как состояние защищенности субъекта от различных угроз, вреда или зла3.
В науке есть сходное понятие национальной безопасности. Национальная безопасность, или безопасность нации, - это защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз, обеспечивающая устойчивое прогрессивное развитие страны4.
По мнению В.И. Милованова, объектами национальной безопасности выступают: личность, ее права и свободы; социальные и национальные группы, их внутренняя целостность, самоуправление; общество, его материальные и духовные ценности; государство,
© Арсенян А.З., 2010
его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность5. Соответственно выделяются четыре взаимосвязанных уровня национальной безопасности: личность, общность, общество, государство. Соотношения между ними могут быть различными. Базовым элементом, высшей ценностью является безопасность личности. Безопасность общности, общества и государства -не самоцель, а функции обеспечения прав и свобод человека. Однако государство, находящееся в опасности, не в состоянии выполнить свои функции по защите личности и общества, которые по необходимости должны ограничивать свои интересы во имя интересов государства. В свою очередь кризис общества (который может быть вызван и вооруженным конфликтом международного и немеждународного характера или вообще «вооруженной нестабильностью» с сопредельными государствами) подрывает государственность и может поставить под вопрос само существование государства.
Следует отметить, что термин «национальная безопасность» впервые был использован в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» 1995 г. Определение данного термина было дано в первом послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «О национальной безопасности» 1996 г.: «Национальная безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства»6.
В учебнике «Общая теория национальной безопасности» дано следующее определение национальной безопасности: «Национальная безопасность, или безопасность нации, есть защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз, обеспечивающая устойчивое поступательное развитие страны»7.
Специалисты указывают на слабую теоретическую проработку вопросов безопасности, поэтому до сих пор не утихают споры по поводу возможности использования словосочетания «национальная безопасность»8. Полагаем, что употребление словосочетания «национальная безопасность» вполне оправданно. Нужно только четко представлять, что здесь речь идет об общенародной безопасности, о безопасности нации, страны, в данном случае - России.
Термин «национальная безопасность» фактически является калькой английских слов «national security», которые в принципе могут переводиться и как национальная, и как государственная безопасность, что нередко и делается рядом авторов.
В Конституции Российской Федерации говорится о трех разновидностях безопасности: «безопасность государства» (п. 5 ст. 13, п. 3. ст. 55), «безопасность граждан» (п. 1. ст. 56), «общественная безопасность» (п. 1 «б» ст. 72).
Остановимся более подробно на понятии «безопасность государства». Специалисты определяют безопасность государства как «защищенность конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности государства от внешних и внутренних угроз»9.
Конституционный строй государства - это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции10. Вместе с тем есть и другое понимание конституционного строя, заложенное в Конституции Российской Федерации. Оно связано с тем, что конституционным государством можно считать только такое, в котором обеспечено подчинение государства праву. Таким образом, конституционный строй - это форма (или способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство.
К основам конституционного строя, закрепленным Конституцией Российской Федерации, относятся: демократизм, выражающийся в народном суверенитете, разделении властей, идеологическом и политическом многообразии, в признании и гарантировании местного самоуправления, а также правовое государство, воплощением которого и является конституционное государство.
Основу конституционного государства составляют также признание государством человека, его прав и свобод высшей ценностью, а также социальное рыночное хозяйство. С этим связаны и такие основы конституционного строя, как социальное государство, светское государство, федерализм, суверенность Российского государства и республиканская форма правления.
Суверенитет государства - это его свойство самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами, в международном общении.
Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, в ее единстве и независимости. Верховенство государственной власти выражается в том, что оно определяет весь строй правовых отношений в государстве, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан.
В частности, в силу суверенитета государства вправе самостоятельно решать, какие меры, адекватные тяжести сложившейся
ситуации, необходимо предпринимать в период вооруженного конфликта немеждународного характера. Международное право не может ограничить в этом государство. Вместе с тем существуют обязательства, когда мировое сообщество не только вправе, но и обязано осуществлять контроль за предпринимаемыми чрезвычайными мерами. Это связано с необходимостью контроля за соблюдением прав человека, которые в XXI в. перестали быть предметом только национального обеспечения11. В этом отношении заслуживает внимания позиция А.Я. Капустина, который пишет, что внутренние конфликты находятся вне зоны досягаемости международного права до тех пор, пока они не будут представлять угрозы международному миру и безопасности или приводить к массовым и грубым нарушениям прав человека12.
Единство государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, в целом составляющих высшую государственную власть. Юридические признаки единства государственной власти заключаются в том, что совокупная компетенция системы органов, составляющих высшую государственную власть, охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства, а различные органы, принадлежащие к этой системе, не могут предписывать одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения.
Важным свойством суверенной власти государства является ее независимость, которая означает самостоятельность государства в отношениях с другими странами. В соответствии с Конституцией России носителем суверенитета и источником государственной власти в стране признается ее многонациональный народ. За ним признано право непосредственно осуществлять государственную власть.
Подобные положения закреплены в конституциях других стран Содружества Независимых Государств13.
Территориальная целостность предполагает единство территории государства, его нерасчлененность. В ч. 3 ст. 4 Конституции Российской Федерации сказано о том, что Россия обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. В этом заложен международный, межгосударственный, геополитический смысл. Обеспечение целостности и неприкосновенности территории России есть прямое воплощение ее суверенитета и вовне, что вытекает из Устава ООН (ст. 1, 2), а также из многочисленных международных договоров. Обеспечение целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, как и всякого другого суверенного государства, полностью соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права14.
Как отмечалось выше, наряду с понятием «безопасность государства» употребляется понятие «национальная безопасность». Именно в этом смысле употреблено понятие «безопасность» в Законе Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 г. с изменениями от 25 декабря 1992 г., в ст. 1 которого записано: «Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»15. Сходное понятие безопасности дано в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, которая утверждена Указом Президента РФ от 26 декабря 1997 г. № 1300 с изменениями от 10 января 2000 г. № 24: «Концепция национальной безопасности Российской Федерации (далее Концепция) - система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности»16.
Когда в Советском Союзе все было государственным, и безопасность была государственной. В настоящее время ситуация в Российской Федерации коренным образом изменилась. Доля государства в экономике и в других сферах жизни человека и общества непрерывно сокращается. Поэтому в этих условиях более правомерно и целесообразно использовать термин «национальная безопасность». Следует понимать, что термины «национальная безопасность» и «государственная безопасность» - не синонимы, а разновеликие понятия. Подменять эти понятия недопустимо. Понятие «национальная безопасность» более общее, родовое, а понятие «государственная безопасность» - частное, видовое.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что понятие «национальная безопасность» шире понятия «безопасность государства» или «государственная безопасность». Первое понятие включает безопасность трех составляющих объектов: личности, общества и государства. Безопасность личности - это, прежде всего и главным образом, ее права и свободы. Безопасность общества - это его материальные и духовные ценности. Безопасность государства - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
В последнее десятилетие в российском праве термин «национальная безопасность» получил приоритет. По мнению И.Н. Глебо-ва, преимущество понятия «национальная безопасность» состоит, прежде всего, в том, что оно не идеологизировано и носит междисциплинарный, межотраслевой характер, позволяет объединить в себе известные виды безопасности, защищаемые конкретным государством17.
Ключевыми в определении «национальная безопасность» являются понятия нации, личности, общества, государства, а также
жизненно важных интересов и угроз, которые являются важнейшими элементами системы национальной безопасности.
Обратимся к понятию «нация». Определений этого понятия существует великое множество. Главное здесь состоит в том, что в основу формирования нации положен не этнический принцип.
В Советском Союзе нация определялась как исторически устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни, психического склада, что проявляется в общности культуры.
В настоящее время доминирует признание нации как единства гражданского общества и государства. Нация составляет часть гражданского общества, ее стержнем является государство. Без государства нельзя представить себе нацию. Поэтому прав американский ученый К. Дейч, который определил нацию как народ, обладающий государством18.
Следует обратить внимание на то, что в понятие «национальная безопасность» включается понятие «личность», а не просто человек. Речь идет о человеке как социальном субъекте. Личность - это индивид с устойчивой системой его социально значимых черт19.
Что касается понятия «общество», то оно представляет собой совокупность индивидов во всем многообразии их общественных отношений. Общество представляет собой «совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности»20.
Специального исследования заслуживает вопрос о национальной безопасности государства. Категория «безопасность» предполагает выявление национальных интересов, которые необходимо защищать. Поэтому в нормативных документах каждого государства Содружества Независимых Государств национальные интересы выявлены, очерчены и сформулированы достаточно четко.
Национальные интересы России, отмечается в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Национальные интересы выражены в конституциях и иных нормативных правовых актах государства.
Национальные интересы носят долгосрочный характер. Именно они определяют основные цели и задачи внутренней и внешней политики государства. Таким образом, речь идет об определении стратегических задач внутреннего и международного развития страны.
Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении
качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина. Среди этих интересов выделим обеспечение личной безопасности, без чего невозможно обеспечить и все другие интересы личности. По сути дела, речь идет о праве человека на жизнь и свободу. Это первостепенные, первоочередные права человека и гражданина, самые главные, без которых невозможна жизнь человека. Если государство обеспечивает личную безопасность человека, если в государстве создана обстановка, когда личность чувствует себя в безопасности, человек может пользоваться всем комплексом прав и свобод -гражданскими, политическими, экономическими, социальными и культурными.
Как указывается в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, цели состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России. Можно говорить о том, что интересы общества и в других странах Содружества идентичны тем, которые сформулированы Российской Федерацией.
Интересы государства, отмечено в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
Как записано в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, во внутриполитической сфере национальные интересы состоят в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка, и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, вооруженных конфликтов, терроризма.
Специалисты подразделяют национальную безопасность на внутреннюю и внешнюю21. Внутренняя национальная безопасность - это защищенность личности, общества и государства от внутренних угроз их устойчивому, стабильному функционированию и развитию. Внешняя национальная безопасность - это защищенность национальных интересов, национальных ценностей, богатства и образа жизни от угроз, исходящих извне государства22.
Примечания
10
1 Даль В.И. Толковый словарь живого русского языка: В 4 т. Т. 1. СПб.: Динамит, 1996. С. 67.
2 Абдурахманов М.И., Баришполец В.А, Баришполец Д.В., Манилов ВЛ. Геополитика, международная и национальная безопасность: Словарь-справочник. М.: Пробел, 1999. С. 25.
3 Глебов И.Н. Правовые основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: Пособие. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000. С. 5.
4 Возжеников А.В., Прохоров А.А. Государственное управление и национальная безопасность России: Учеб. пособ. М.: РАГС, 1999. С. 8.
5 Милованов В.И. Безопасность национальная // Военная энциклопедия: В 8 т. Т. 1. М.: Воениздат, 1997. С. 398.
6 О национальной безопасности. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. М., 1996. С. 3-4.
7 Общая теория национальной безопасности: Учебник / Под общ. ред. А.А. Про-хожева. М.: РАГС, 2002. С. 22.
8 Там же.
9 Абдурахманов М.И., Баришполец В.А, Баришполец Д.В., Манилов ВЛ. Указ. соч. С. 25.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М.: Юристъ, 2006. С. 76.
11 Коннов В.А., Лебедь С.В. Международное право и режим чрезвычайного положения: проблемы обеспечения прав человека в условиях внутренней напряженности. М.: Моск. ун-т МВД, 2003. С. 10.
12 Капустин АЯ. Проблема имплементации норм международного гуманитарного права в немеждународных вооруженных конфликтах. СПб., 2001. С. 20.
13 Новые конституции стран СНГ и Балтии: Сборник документов. Вып. 2. 1997.
14 См.: Конституция Российской Федерации. Комментарий. М.: Юрид. лит., 1994. С. 71 и сл.
15 Закон Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 г. с изменениями от 25 декабря 1992 г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 15. Ст. 769; 1993. № 2. Ст. 77.
16 Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 26 декабря 1997 г. № 1300 с изменениями от 10 января 2000 г. Утверждена Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 32. Ст. 5909; 2000. № 2. Ст. 170.
17 Глебов И.Н. Указ. соч. С. 7-8.
18 Deutsch K. Nationalism and Social Communication. Cambridge, 1986. P. 96.
19 Общая теория национальной безопасности. С. 24.
20 Ожегов С.Н., Шведова НЮ. Толковый словарь русского языка. М., 1996. С. 432.
21 См., в частности: Общая теория национальной безопасности: Учебник / Под общ. ред. А.А. Прохожева. С. 33.
22 Абдурахманов М.И., Баришполец В.А., Баришполец Д.В., Манилов ВЛ. Указ. соч. С. 27.