Д.В. Ирошников
Ирошников Денис Владимирович — аспирант Тамбовского госуниверситета имени ГР. Державина
Презумпция государственной безопасности
Правовые презумпции достаточно полно исследованы в юридической науке. Однако презумпция государственной безопасности до настоящего времени не была предметом отдельного исследования.
Целью данной статьи является разработка понятия презумпции государственной безопасности и теоретическое исследование этой категории.
Прежде чем разрабатывать понятие презумпции государственной безопасности, необходимо определиться с понятиями «правовая презумпция» и «государственная безопасность».
Латинское слово «ргаевитрАо» имеет несколько значений. Одно из них — предположение — широко используется для характеристики правовых презумпций, являясь ключевым словом в определении понятия1. По словарю С.И. Ожегова, презумпция — предположение, признаваемое истинным, пока не доказано обратное2.
Категория «презумпция» во всем многообразии научных разработок (по социологии, философии, политологии, истории, праву и т. д.) исследуется в основном как юридическое понятие. При этом не учитывается, что презумпции, действующие в праве, возникают раньше самой правовой системы, правовая система строится на системе действующих в общественном сознании правовых презумпций3.
Правовая презумпция — закрепленное в нормах права предположение о наличии или отсутствии юридических фактов, основанное на связи между ними и фактами наличными и подтвержденное предшествующим опытом4. При этом правовые презумпции могут быть закреплены в законодательстве как прямо, так и косвенно. Одни из них излагаются в одной норме права, другие выражены в нескольких правовых нормах, что позволяет в некоторых случаях говорить о наличии института определенной презумпции5.
Отметим, что презумпция государственной безопасности прямо не закреплена в действующих правовых нормах, то есть здесь идет речь о ее косвенном закреплении в законодательстве.
Перейдем к категории «государственная безопасность». Для того чтобы сформулировать определение понятия «государственная безопасность», необходимо, прежде всего, рассмотреть ее соотношение с категорией «национальная безопасность».
Как справедливо отмечает А.В. Опалев, «характерной чертой последнего десятилетия в исследовании проблем безопасности стало то, что в российской научной, в том числе специальной, литературе понятие национальной безопасности фактически вытеснило понятие государственной безопасности. Вследствие этого сам термин «государственная безопасность» попал «в опалу». В результате возникли сложности не только теоретического, но, прежде всего, практического плана»6. На этот счет Б.Ф. Калачев высказывает следующее: «...с начала 80-х годов из юридических словарей и энциклопедий понятие «государственная безопасность» исчезает. В то же время не ставилось цели полного отказа от этой правовой категории, несомненно, важной для жизнеобеспечения личности, общества и государства»7. Отметим, что некоторые авторы отождествляют эти категории8, что, на наш взгляд,
1 См.: Панько К.К. Презумпции в уголовном праве как прием законотворчества // Журнал российского права. — 2005. — № 3. — С. 65.
2 См.: Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / Под ред. Л.И. Скворцова. — М., 2010. — С. 867.
3 См.: Гусева С.В. философское осмысление категории «презумпция» в структуре юриспруденции как гуманитарного научного знания // Вестник Поволжской академии государственной службы. — 2009. — № 1(18). — С. 218.
4 См.: Бабаев В.К. Презумпции в советском праве. — Горький, 1974. — С. 14.
5 См.: Никиташина Н.А. Юридические предположения в механизме правового регулирования (правовые презумпции и фикции): Дис... канд. юрид. наук. — Абакан, 2004. — С. 33.
6 Опалев А.В. О некоторых базовых категориях закона Российской Федерации «О безопасности» и Концепции национальной безопасности Российской Федерации // ФСБ России. Правовое регулирование деятельности Федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации: Научнопрактический комментарий / Под ред. В.Н. Ушакова, И.Л. Трунова. — М., 2006. — С. 207.
7 Калачев Б.Ф. О фундаментальных понятиях и параметрах категории «национальная безопасность» // Проблемы законодательного обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. — М., 2002. — С. 117.
8 См., например: Линдэ А.О. Международно-правовые основы борьбы государства с угрозами национальной безопасности: Дис... канд. юрид. наук. — М., 2008. — С. 25.
весьма спорно, так как национальная безопасность и государственная безопасность отличаются, прежде всего, по объекту, а также по другим критериям.
Эти обстоятельства, на наш взгляд, придают особую актуальность глубокому теоретическому исследованию вопросов государственной безопасности и ее соотношения с национальной безопасностью.
По мнению последнего председателя КГБ СССР В.А. Крючкова, госбезопасность — понятие более широкое. Национальная безопасность должна иметь в виду, прежде всего, этнические аспекты1. Мы позволим себе не согласиться с его мнением. На наш взгляд, понятие «государственная безопасность» входит в понятие «национальная безопасность», так как нация создает государство для повышения своей жизнестойкости. Следовательно, она всегда выше государства и вправе изменять его конституционный строй, если он не соответствует обозначенной цели2. Той же позиции придерживается Д.Г. Балуев: «В нынешних условиях подменять национальную безопасность государственной и наоборот недопустимо, поскольку первое понятие более общее, родовое, а второе — является частным, видовым»3. А.В. Возжеников также считает, что понятие «государственная безопасность» входит в понятие «национальная безопасность»4. На этот счет справедливо отмечает А.К. Есаян, который пишет: «Различают личную, общественную и государственную безопасность, которые в комплексе составляют такую категорию, как национальная безопасность»5. Но если растворить понятие «государственная безопасность» в национальной безопасности, размывается сфера деятельности спецслужб государства. При этом теряется или отходит на второй план основная направленность их деятельности. Вот почему так важно четко определить содержание понятия «государственная безопасность» и ее место в структуре национальной безопасности»6.
Итак, понятие «государственная безопасность» входит в понятие «национальная безопасность». Однако следует оговориться, что ведущее место в системе национальной безопасности занимает именно государственная безопасность, в которой, исходя из природы и свойств государства, органически интегрируются безопасность личности и общественная безопасность, а государственно-правовые начала пронизывают всю триединую систему национальной безопасности7. Таким образом, государственная безопасность является высшим срезом национальной безопасности, поэтому ее нельзя соотносить с другими видами безопасности как рядоположенную8.
В содержательном плане государственная безопасность представляет собой сложную многоуровневую систему связей и отношений, включающую в себя следующие элементы:
а) субъекты государственной безопасности;
б) объекты государственной безопасности;
в) вызовы и угрозы;
г) совокупность сил и средств, необходимых для обеспечения государственной безопасности9.
На наш взгляд, для определения понятия государственной безопасности необходимо рассмотреть вопрос об объектах государственной безопасности, так как они, как правило, перечисляются в ее понятии. Иными словами, раскрыв и описав объекты государственной безопасности, можно дать правильное, научно выверенное определение понятия «государственная безопасность». Той же позиции придерживается и Т.Э. Шуберт, который отмечает, что критерием разграничения понятий
1 См.: Крючков В.А. Безопасность на нуле // Мир безопасности. — 1997. — № 7. — С. 16.
2 См.: Новоселов С.В. Национальная безопасность: научный аспект // Человек. Сообщество. Управление. —
2009. — № 1. — С. 56.
3 Балуев Д.Г. Личностная и государственная безопасность: современное международно-политическое измерение: Дис... д-ра полит. наук. — Н. Новгород, 2004. — С. 318.
4 См.: Возжеников А.В. Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения. — М., 2002. — С. 3.
5 Есаян А.К. «Национальная безопасность» как правовая категория // Государственная власть и местное самоуправление. — 2009. — № 8. — С. 13.
6 Опалев А.В. О некоторых базовых категориях закона Российской Федерации «О безопасности» и Концепции национальной безопасности Российской Федерации // ФСБ России. Правовое регулирование деятельности Федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации: Научнопрактический комментарий / Под ред. В.Н. Ушакова, И.Л. Трунова. — М., 2006. — С. 208.
7 См.: Пылин А.В. Правовые основы компетенции Федеральной службы безопасности России в обеспечении государственной безопасности Российской Федерации // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: общественные и гуманитарные науки. — СПб., 2009. — № 12. — С. 312.
8 См.: Редкоус В.М. Некоторые вопросы совершенствования Стратегии национальной безопасности Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. — 2009. — № 8. — С. 88.
9 См.: Мандрыка С.М. Государственная безопасность России в условиях современной стратегической нестабильности (социально-философский анализ): Автореф. дис... канд. филос. наук. — М., 2008. — С. 16.
«государственная безопасность» и «национальная безопасность» может служить сам объект, на который направлена защита, которая обеспечивает его безопасное состояние1. Г.А. Атаманов на этот счет пишет: «Определение объекта безопасности, корректное и полное выявление его структурных частей и определение приемлемого уровня их безопасности при условии сохранения функциональности и структурной целостности объекта как единого целого является исходным условием обеспечения безопасности»2.
Объект — это явление, предмет, на который направлена какая-нибудь деятельность3. Безопасность же — положение, при котором не угрожает опасность кому-чему-нибудь4.
Таким образом, на основании законов логики можно вывести, что «объект безопасности» — это то явление, предмет, которым не угрожает опасность.
По мнению Д.Г. Балуева, практически единственным объектом государственной безопасности является само государство5. С этим утверждением нельзя не согласиться, однако, на наш взгляд, такой подход существенно сужает рамки научного исследования данной категории. Поэтому нам представляется, что объекты государственной безопасности необходимо дифференцировать, взяв за основу основные признаки государства.
Первым неотъемлемым признаком государства является территориальный признак, обусловливающий характер формирования и деятельности аппарата государства. В качестве второго признака государства можно выделить наличие в нем публичной (политической) власти, а также специального аппарата (механизма) управления и принуждения для осуществления этой власти6. Следующим основным признаком является государственный суверенитет7. Следует отметить, что С.Н. Бабурин справедливо относит к признакам государства «безопасность территории»8. Также признаком государства является система органов государственной власти9.
На основании изложенного к объектам государственной безопасности следует отнести:
1)государственный строй;
2)государственные органы;
3)государственный суверенитет;
4)территориальную целостность государства.
Раскроем каждую из этих категорий.
Государственный строй — это основы устройства общества и государства, характер политических отношений и организация власти в данной стране, главные черты социальных и экономических отношений, статус личности, внутренняя структура государства, система органов государственной власти, а также основы местного самоуправления10. В.А. Ларин на этот счет указывает что «государственная безопасность локализована в политической сфере и предполагает защиту главного в политике — конституционного строя, государственной власти...»11. Отметим, что государственный строй является более широким понятием, чем конституционный строй12. Так, согласно Большой Советской Энциклопедии «государственная безопасность, охрана государственной безопасности — совокупность мер по защите существующего государственного (курсив мой. — Д.И.) и общественного строя, территориальной неприкосновенности и независимости государства от подрывной деятельности разведывательных и иных специальных служб враждебных государств, а также от противников существующего строя внутри страны»13. Несмотря на то, что государственный строй является более широким понятием, чем конституционный строй, в рамках данной статьи мы позволим себе рассматривать эти понятия как синонимы.
К объектам государственной безопасности мы также отнесем государственные органы. Государственный орган — это часть государственного аппарата, наделенная государственно-властны-
1 См.: Шуберт Т.Э. Конституционная безопасность: понятие и угрозы // Право. — 1997. — № 4. — С. 17—19.
2 Атаманов Г.А. Диалектика безопасности // Национальная безопасность России в перспективах современного развития. — Саратов, 2005. — С. 23.
3 См.: Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. — М., 2010. — С. 662.
4 См. там же. — С. 73.
5 См.: Балуев Д.Г. Личностная и государственная безопасность: современное международно-политическое измерение: Дис... д-ра полит. наук. — Н. Новгород, 2004. — С. 317.
6 См.: Линдэ А.О. Международно-правовые основы борьбы государства с угрозами национальной безопасности: Дис... канд. юрид. наук. — М., 2008. — С. 26—27.
7 См.: БобылевА.И. Понятие, признаки, сущность и типология государства // Право и государство: теория и практика. — 2006. — № 2. — С. 7.
8 См.: Бабурин С.Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. — М., 1997. — С. 65.
9 См.: Бобылев А.И. Государство, государственная власть, органы государственной власти в России: понятие, их соотношение // Право и государство: теория и практика. — 2008. — № 12(48). — С. 8.
10 См.: Конституционное право: Энциклопедический словарь / Отв. ред. С.А. Авакян. — М., 2000. — С. 156.
11 Ларин В.А. Безопасность развития и развитие безопасности // Свободная мысль. — 1996. — № 7. — С. 42.
12 Большой юридический словарь. / Под ред. А.Я. Сухарева. — М., 2007. — С. 146.
13 Большая Советская Энциклопедия: В 30 т. / Гл. ред. А.М. Прохоров. — М., 1972. — С. 151.
ми полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установленном порядке1.
Обратим внимание на то, что анализ существующих определений понятия государственной безопасности позволил выявить, что большинство исследователей не относят государственные органы к объектам государственной безопасности. Однако нам представляется, что безопасность государственных органов — непременное условие обеспечения государственной безопасности. Так как «государство — организация общества, выраженная системой органов государственной власти»2, которая «осуществляет многоплановую деятельность посредством государственных органов»3, в том числе и в сфере государственной безопасности.
Так, согласно статье 2 Закона РФ «О безопасности» государство осуществляет функции в области обеспечения безопасности Российской Федерации через органы законодательной, исполнительной и судебной власти4. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года гласит: «Основными источниками угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности являются: деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, направленная на... дезорганизацию нормального функционирования органов государственной власти...»5.
По этому поводу Я.В. Волков пишет: «Особое место в системе национальной (а значит и государственной. — прим. Д.И.) безопасности занимают силы и средства обеспечения национальной безопасности, государственные органы, которые непосредственно задействованы в процессе обеспечения национальной безопасности»6.
В числе основ конституционного строя, направленных на обеспечение безопасности Российской Федерации, следует назвать, прежде всего, принцип суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации7. Подчеркнем, что суверенитет и территориальная целостность имеют ключевое значение для жизни и деятельности любого государства, так как составляют его основу, без чего государство не может существовать8. Так, С.М. Мандрыка отмечает, что «применительно к России, жизненно важные государственные интересы основываются на защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности...»9.
Суверенитет представляется показателем того, что в обществе существует верховная политикотерриториальная организация властвования — государство10. Отсюда можно сделать логичный вывод: если нет государственного суверенитета — не будет и государства.
Понятие суверенитета непосредственно соотносится с его видами, особенно такими, как народный суверенитет, национальный суверенитет, государственный суверенитет11. Однако к объектам государственной безопасности относится государственный суверенитет, а национальный и общественный являются объектами соответствующих видов безопасности.
Суверенитет государства означает его полновластие, независимость от какой-либо другой власти, самостоятельность в решении внутренних и внешних дел12. Страна не может быть без правительства, правительство — без суверенитета, без совокупности законов, без правоотношения13. В постановлении Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 года № 10-П дано следующее определение суверенитета: «... суверенитет, предполагающий, по смыслу статей 3, 4, 5, 67 и 79 Конституции Российской Федерации, верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его террито-
1 Большая юридическая энциклопедия. — М., 2008. — С. 139.
2 Бобылев А.И. Государство, государственная власть, органы государственной власти в России: понятие, их соотношение // Право и государство: теория и практика. — 2008. — № 12(48). — С. 7.
3 Большая юридическая энциклопедия. — М., 2008. — С. 139.
4 Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-1 (ред. от 26 июня 2008 г.) // Российская газета. — 1992. — 6 мая.
5 Указ Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» от 12 мая 2009 г. № 537 // Российская газета. — 2009. — 19 мая.
6 Волков Я.В. Геополитика и ее влияние на обеспечение безопасности в современном мире: Дис... д-ра полит. наук. — М., 2001. — С. 122.
7 См.: Мурадян Э.Р. Концепция безопасности личности, общества и государства // Вестник Челябинского государственного университета. — 2009. — Серия: Право. — Вып. 19. — № 15. — С. 21—22.
8 См.: Федоров В.П. Обеспечение суверенитета и территориальной целостности государства // История государства и права. — 2008. — № 14. — С. 7.
9 Мандрыка С.М. Государственная безопасность России в условиях современной стратегической нестабильности (социально-философский анализ): Автореф. дис... канд. филос. наук. — М., 2008. — С. 16—17.
10 См.: ЧернякЛ.Ю. Теории отрицания государственного суверенитета: основные подходы // Академический юридический журнал. — 2008. — № 1(31). — С. 4.
11 См.: Понятие и сущность суверенитета / А.А. Вихров, М.В. Сальников, Г.А. Адамян, О.В. Биктасов // Вестник Санкт-Петербургского университет МВД России. — 2005. — № 3(27). — С. 15.
12 См.: Тихомиров Ю.А. Суверенитет в условиях глобализации // Право и политика. — 2006. — № 11. — С. 38.
13 См.: Джунусов М.С. Суверенитет (минисловарь). — М., 1997. — С. 32.
рии и независимость в международном общении, представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно-правовой статус»1.
Следует отметить, что механизм реализации суверенитета, прежде всего, связан с осуществлением государственными органами властных полномочий2, что еще раз подчеркивает необходимость отнесения государственных органов к объектам государственной безопасности.
Суверенитетом государство обладает вне зависимости от политического режима, формы правления, устройства, численности населения, размеров, географического положения3.
Перейдем к анализу категории «территориальная целостность государства». Целостность есть такое единство, которое само предполагает усиление своих частей, сохранения их своеобразия и свободы в рамках целого, вне которого невозможно их самостоятельное осуществление4.
Государственная территория — часть земного шара, которая находится под суверенитетом соответствующего государства5. Следует отметить, что безопасность территории является весомым условием существования и развития государства6.
Категория территориальной целостности обычно трактуется, с одной стороны, как принцип неотъемлемости территории, неприкосновенности государственных границ, а с другой — как интеграция территориальных единиц в рамках одного государства7. Как справедливо отмечает Н.В. Остроухов, «это качественная характеристика государства, характеризующая состояние его безопасности»8.
Согласно Большой юридической энциклопедии территориальная целостность является структурным элементом суверенитета. Однако законодатель разделяет эти категории. Так, Закон РФ «О безопасности» к основным объектам безопасности относит «конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность»9. Стратегия национальной безопасности также определяет сохранение территориальной целостности и суверенитета государства основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в сфере государственной безопасности10.
Мы не считаем, что территориальная целостность является структурным элементом суверенитета. В данном вопросе, на наш взгляд, следует согласиться с мнением Д.А. Быстровой о «взаимосвязи и взаимозависимости» суверенитета и территориальной целостности11. По мнению данного исследователя, «суверенитет и территориальная целостность являются взаимными гарантиями друг друга»12.
Думается, что нецелесообразно относить к объектам государственной безопасности обороноспособность страны. Нашу позицию разделяет Р.Ф. Идрисов, который пишет: «Вряд ли стоит включать в государственную безопасность и состояние защищенности обороноспособности. Обороноспособность сама по себе является необходимым условием существования государства, и если она нуждается в дополнительной защите, то о каком суверенитете и территориальной неприкосновенности вообще может идти речь?»13
1 Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ”» от 7 июня 2000 г. № 10-П // Собрание законодательства РФ. — 2000. — № 25. — Ст. 2728.
2 См.: Гарибян К.Э. Теоретические проблемы государственного суверенитета Российской Федерации: Дис... канд. юрид. наук. — М., 2003. — С. 43.
3 См.: Мамонов В.В. Конституционные основы национальной безопасности Российской Федерации: Дис... д-ра юрид. наук. — Саратов, 2004. — С. 197.
4 См.: Уханкин В.В. О конституционно-правовом механизме обеспечения государственной целостности Российской Федерации // Закон и право. — 2008. — № 5. — С. 24.
5 См.: Большая юридическая энциклопедия. — М., 2008. — С. 133.
6 См.: Димитрова С.А. Обеспечение конституционной безопасности федеративного государства в условиях современного развития Российской Федерации (конституционно-правовой аспект): Дис ... канд. юрид. наук. — Хабаровск, 2007. — С. 17.
7 См.: Семченков А.С. Критерии национальной безопасности России. Политический аспект: Дис... канд. полит. наук. — М., 2002. — С. 44.
8 Остроухов Н.В. О понятии «территориальная целостность государства» как основном объекте преступлений, посягающих на безопасность государства // Международное уголовное право и международная юстиция. —
2010. — № 1. — С. 6.
9 Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-1 (ред. от 26 июня 2008 г.) // Российская газета. — 1992. — 6 мая.
10 См.: Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» от 12 мая 2009 г. № 537 // Российская газета. — 2009. — 19 мая.
11 См.: Быстрова Д.А. Государственный суверенитет и территориальная целостность Российской Федерации: проблемы соотношения // Г осударственная власть и местное самоуправление. — 2009. — № 4. — С. 9.
12 Там же. — С. 11.
13 Идрисов Р.Ф. Теоретические и правовые проблемы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: Дис... д-ра юрид. наук. — М., 2002. — С. 46.
Следует отметить также, что ряд исследователей признают объектами государственной безопасности состояние защищенности политического, экономического, оборонного, научнотехнического и информационного потенциалов страны, определяя государственную безопасность как «состояние защищенности основ конституционного строя, политического, экономического, оборонного, научно-технического и информационного потенциала страны от внешних и внутренних угроз, исходящих от иностранных спецслужб и организаций, а также преступных сообществ и отдельных лиц»1.
На наш взгляд, такой подход является не совсем удачным. Это связано с тем, что в научной литературе государственную, экономическую, экологическую, военную, общественную, информационную и другие виды безопасности относят к видам национальной безопасности. Так, по мнению
A.В. Герасимова, «национальная безопасность — это такое состояние защищенности интересов личности, общества и государства, включающее политические, экономические, военные, социальные экологические, информационные и иные аспекты...»2. Той же позиции придерживается и
B.Л. Райгородский, который к объектам национальной безопасности относит экономику, политику, культуру и т. п.3 И.В. Гончаров также считает, что объект национальной безопасности более широк. В качестве него (объекта) выступают непосредственно государство и его институты, политическая и экономическая системы, общество в целом, нации и народности, проживающие на территории Российской Федерации, отдельные граждане, их обычаи, традиции, жизненный уклад, язык, культура, вероисповедание4.
Таким образом, нам представляется, что основными объектами государственной безопасности являются: государственный (конституционный) строй; государственные органы; государственный суверенитет; территориальная целостность государства.
На основании изложенного можно определить, что государственная безопасность — это состояние государства, которое обеспечивает защиту государственного (конституционного) строя, государственных органов, территориальной целостности государства, а также его суверенитета.
Определив понятие государственной безопасности, включающее в себя ее основные объекты, сформулируем определение понятия презумпции государственной безопасности: это косвенно закрепленное в нормах права предположение о том, что состояние государства обеспечивает защиту государственного (конституционного) строя, государственных органов, территориальной целостности государства, а также его суверенитета.
Из данного определения видно, что презумпция государственной безопасности предполагает обеспечение защиты государственного (конституционного) строя, обеспечение суверенитета и территориальной целостности государства, защиту системы государственных органов.
Следует отметить, что суверенитет и территориальную целостность в юридической науке обычно рассматривают как принципы права5. Однако есть предположение, согласно которому эти категории относятся к правовым аксиомам. Так, по мнению В.В. Мамонова, наличие у государства суверенитета и права на территориальную целостность является аксиомой6. Принципы права (в конституционно-правовом аспекте) — это основополагающие идеи, начала, выражающие сущность права и вытекающие из генеральных идей справедливости и свободы7. Применительно к правовым презумпциям отметим, что «именно конституционные принципы составляют исходную базу для выве-
1 См., например: МихайловА.Е. О понятии «государственная безопасность» и ее принципах // Актуальные проблемы государственной безопасности Российской Федерации: Сборник трудов научной конференции / Ростовский государственный университет путей сообщения. — Ростов-на-Дону, 2008. — С. 70; Редкоус В.М. Некоторые вопросы совершенствования Стратегии национальной безопасности Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. — 2009. — № 8. — С. 88; Опалев А.В. О некоторых базовых категориях закона Российской Федерации «О безопасности» и Концепции национальной безопасности Российской Федерации // ФСБ России. Правовое регулирование деятельности Федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. В.Н. Ушакова, И.Л. Трунова. — М., 2006. — С. 207; и др.
2 Герасимов А.В. Органы государственной безопасности в механизме правового государства: Дис... канд. юрид. наук. — Краснодар, 2004. — С. 87.
3 См.: Райгородский В.Л. Национальная безопасность России: политико-правовые средства обеспечения: Монография. — Ростов-на-Дону, 2004. — С. 20.
4 См.: Гончаров И.В. О соотношении понятий «национальная безопасность», «государственная безопасность», «конституционная безопасность» // Актуальные проблемы российского права. — 2009. — № 1. — С. 120.
5 См., например: Амиров М.Г. Суверенитет и территориальная целостность России как конституционно-правовые принципы: Дис... канд. юрид. наук. — Махачкала, 2004.
6 См.: Мамонов В.В. Конституционные основы национальной безопасности Российской Федерации: Дис... д-ра юрид. наук. — Саратов, 2004. — С. 210.
7 См.: Ковачев Д.А. Конституционный принцип: его понятие, реальность и фиктивность // Журнал российского права. — 1997. — № 9. — С. 71.
дения конституционно-правовой категории — презумпции»1. Можно с уверенностью сказать, что презумпция государственной безопасности основывается на принципе суверенитета и территориальной целостности.
Правовые аксиомы определяются как самоочевидные истины, не требующие доказательств2. Говоря о взаимосвязи правовых аксиом и правовых презумпций, согласимся с Н.С. Караниной, по мнению которой правовые аксиомы могут реализовываться через правовые презумпции3. Автор приводит пример, как презумпция невиновности выражает правовую аксиому «человек — высшая ценность». По аналогии можно предположить, что презумпция государственной безопасности выражает правовую аксиому «обеспечения территориальной целостности».
Нам представляется, что отнесение данных категорий как к принципам права, так и к правовым аксиомам не является противоречием. Это объясняется, прежде всего, тем, что «правовые аксиомы имеют многие признаки правовых принципов»4. Иными словами, категории суверенитета и территориальной целостности обладают, на наш взгляд, некой универсальностью и поэтому могут относиться как к принципам права, так и к правовым аксиомам в зависимости от аспекта их исследования.
Отметим, что правовые презумпции широко используются в современном законодательстве и присутствуют практически во всех его отраслях5. По отраслевому признаку можно выделить различные виды правовых презумпций, которые в настоящее время активно изучаются современными исследовате-лями-правоведами: конституционно-правовая презумпция, гражданско-правовая презумпция, уголовно-правовая презумпция, презумпции, применяемые в налоговом, страховом праве и т. п.6
Презумпция государственной безопасности, на наш взгляд, является конституционно-правовой презумпцией, так как она получила косвенное закрепление, прежде всего, в конституционно-правовых нормах. Однако в других отраслях права эта презумпция также получила распространение. Это объясняется тем, что конституционно-правовые презумпции не являются общеправовыми, но в силу специфики конституционного права распространяются на все отрасли российского права7.
Итак, нами было разработано определение презумпции государственной безопасности, определены его основные элементы, законодательное закрепление и, соответственно, отраслевая принадлежность данной категории. Дальнейшее, более глубокое теоретическое исследование данной проблемы, на наш взгляд, будет способствовать совершенствованию правовой политики Российской Федерации в сфере государственной безопасности.
1 Сухинина И.В. Презумпции в конституционном праве Российской Федерации: Дис... канд. юрид. наук. — М., 2003. — С. 40.
2 См.: Каранина Н.С. Правовые презумпции в теории права и в российском законодательстве: Дис... канд. юрид. наук. — М., 2006. — С. 62.
3 См там же. — С. 63.
4Мосин С.А. Презумпции и принципы в конституционном праве Российской Федерации. — М., 2009. — С. 21.
5 См.: Каранина Н.С. Правовые презумпции в теории права и в российском законодательстве: Дис... канд. юрид. наук. — М., 2006. — С. 26.
6 См., например: Сухинина И.В. Презумпции в конституционном праве Российской Федерации: Дис... канд. юрид. наук. — М., 2003. — С. 40; Кузнецова О.А. Презумпции в российском гражданском праве: Дис... канд. юрид. наук. — Екатеринбург, 2001; Зуев Ю.Г. Презумпции в уголовном праве: Дис... канд. юрид. наук. — Ярославль, 2000; ЩекинД.М. Юридические презумпции в налоговом праве. — М., 2002; Тамазян Т.Г. Презумпции в страховом праве: Дис... канд. юрид. наук. — М., 2004; и др.
7 См.: Мосин С.А. Презумпции и принципы в конституционном праве Российской Федерации. — М., 2009. — С. 30.