страны. Характер общественной опасности преступления определяет законодатель, отражая его в санкции уголовно-правовой нормы, видах, размерах или пределах наказаний [4; с. 45].
В заключение следует отметить, что при анализе норм УК, в которых сформулированы определения понятий уголовных проступков и преступлений обнаружены следующие недостатки. В определении преступления (ч. 2 ст. 10 УК) и в определении уголовного проступка (ч.3 ст. 10 УК) перечисляются виды наказаний, которые могут назначаться за указанные правонарушения. Эти перечни видов наказаний также содержатся в ст. 40 УК (Виды наказаний). Чтобы исключить повторение, следует из части 2 ст. 10 УК исключить слова: «в виде штрафа, исправительных работ, ограничения свободы, лишения свободы или смертной казни», из части 3 ст. 10 УК исключить слова: «в виде штрафа, исправительных работ, привлечения к общественным работам, ареста».
Кроме того, в части 3 ст. 10 УК, где да-
ется определение понятия уголовного проступка, указаны признаки общественной опасности, виновности и наказуемости. Как было указано выше, признаки виновности и наказуемости являются производными, второстепенными по сравнению с признаком противоправности. Признак противоправности охватывает все признаки состава уголовного правонарушения, в том числе признак виновности деяния, которое признается уголовным правонарушением. В определении понятия уголовного проступка этот важный признак не указан, что следует признать недостатком УК. Для устранения этого недостатка предлагаем следующую редакцию части 3 ст. 10 УК: «3. Уголовным проступком признается совершенное виновно деяние (действие либо бездействие), не представляющее большой общественной опасности, причинившее незначительный вред либо создавшее угрозу причинения вреда личности, организации, обществу или государству, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания».
ЛИТЕРАТУРА
1. Тургумбаев М. Е. Проблемы понятия и признаков преступления в мусульманском праве // Вестник Института законодательства Республики Казахстан. - 2014. - № 1 (33). -С. 212.
2. Дурманов Н.Д. Понятие преступления. - М., 1948.
3. Антонян Ю. М. Понятие преступности, ее вечность // Преступность и общество: Сборник научных трудов. - М.: ВНИИ МВД России, 2005.
4. Гребенкин Ф. Общественная опасность преступления и ее характеристики // Уголовное право. - 2007. - № 2.
REFERENCES
1. Turgumbaev M. E. Problemy ponjatija i priznakov prestuplenija v musul'manskom prave // Vestnik Instituta zakonodatel'stva Respubliki Kazahstan. - 2014. - № 1 (33). - S. 212.
2. Durmanov N.D. Ponjatie prestuplenija. - M., 1948.
3. Antonjan Ju. M. Ponjatie prestupnosti, ee vechnost' // Prestupnost' i obshhestvo: Sbornik nauchnyh trudov. - M.: VNII MVD Rossii, 2005.
4. Grebenkin F. Obshhestvennaja opasnost' prestuplenija i ee harakteristiki // Ugolovnoe pravo. - 2007. - № 2.
УДК 343.132
О СООТНОШЕНИИ ГЛАСНЫХ И НЕГЛАСНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Ахпанов Арстан Нокешевич
Профессор кафедры уголовно-правовых
дисциплин ЕНУ им. Л.Н. Гумилёва; доктор юридических наук, заслуженный работник МВД РК, г. Астана, Казахстан, [email protected]
Хан Александр Леонидович
Доцент кафедры досудебного расследования преступлений КЮИ МВД РК им. Б.Бейсенова, кандидат юридических наук, г. Караганда, Казахстан, e-mail: [email protected]
Ключевые слова: досудебное расследование; собирание доказательств; гласные и негласные следственные действия; критерии разграничения.
Аннотация. В контексте уголовно-процессуального права и уголовно-процессуального закона рассматривается вопрос о месте негласных следственных действий в системе уголовно-процессуального доказывания. Отмечается отсутствие в нормах действующего Уголовно-процессуального кодекса разъяснения содержания термина «следственные действия», а также наличие неоднозначного подхода к данному понятию и в юридической литературе. С введением в УПК РК 2014 года самостоятельной главы 30 «Негласные следственные действия» появилась необходимость разграничения следственных действий на два самостоятельных вида: гласные и негласные. В статье содержится сравнительный анализ процессуальных особенностей производства гласных и негласных следственных действий. В частности, при производстве гласных следственных действий лицо, осуществляющее досудебное расследование, обязано ознакомить участников с его результатами с целью выявления замечаний либо ходатайств об изменении или дополнении зафиксированных сведений. После проведения негласных следственных действий о полученных результатах информируется только прокурор и орган, в чьем производстве находится расследуемое уголовное дело. Выделяется, что, несмотря на различную видовую принадлежность, и гласные, и негласные следственные действия сохранили свою поисковую, познавательную и удостоверительную направленность, выступая основным способом собирания доказательственной информации.
ЦАЗАЦСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЬЩ ЦЫЛМЫСТЫЦ ПРОЦЕС1НДЕ АШЬЩ ЖЭНЕ ЖАСЫРЫН ТЕРГЕУ ЭРЕКЕТТЕР1Н САЛЫСТЫРУ ТУРАЛЫ
Арыстан Нокеш^лы Ахпанов
Л.Н. Гумилев атындагы Е¥У-ныц цылмыстыц цуцыц кафедрасыныц профессоры, Зац гылымдарыныц докторы, ЦР IIM ецбек сщрген цызметкерi, Астана, Цазацстан, [email protected]
Александр Леонидович Хан
Б. Бейсенов атындагы ЦРIIMЦЗИ-ныц цылмыстардыц алдын ала тергеу кафедрасыныц доцентi,
зац гылымдарыныц кандидаты, Караганды, Цазацстан, [email protected]
Tymh создер: сотца дейiнгi тергеу, дэлелдемелер жинау, жария жэне жасырын тергеу эрекеттерi, жжтеу критерийлерi.
Аннотация. Цылмыстыц ¡с ЖYргiзу цуцыгы жэне цылмыстыц ¡с ЖYргiзу зацы аясын-да жасырын тергеу эрекеттершц цылмыстыц ¡с ЖYргiзудегi дэлелдеу ЖYйесiнде алатын орны туралы сурац царастырылган. Эрекет етт турган Цазацстан Республикасыныц Цылмыстыц ¡с ЖYргiзу кодексШц нормаларында «тергеу эрекетi» терминШц мазмунына тYсiнiктеме бершмегендт жэне заци эдебиеттерде де бул угымга бiрiцгай квзцарастыц цалыптаспагандыгы туралы айтылган. 2014 жылгы ЦР Ц1ЖК жеке 30 «Жасырын тергеу эрекеттерi» тарауыныц енуiне байланысты тергеу эрекеттерт ек\ жеке турге белу цажетттт туындады: жасырын жэне жария. Мацалада жасырын жэне жария тергеу эрекеттерт ЖYргiзудiц iс ЖYргiзушiлiк ерекшелттерте салыстырмалы талдау жасалган. Атап керсететт болсац, жария тергеу эрекеттерт ЖYргiзу кезтде сотца дейiнгi тер-геп тексерудi ЖYргiзетiн тулга беютЫген мэлеметтерге езгерютер мен толыцтырулар енгiзу туралы еттш немесе ескерту беру мацсатында цатысушы тулгаларды оныц нэтижелерiмен таныстыруга мтдетт1 Жасырын тергеу эрекеттерт ЖYргiзгеннен кейт оныц нэтижелерi тек тергелт жатцан цылмыстыц iс ендiрiсте жатцан орган мен прокурорга гана хабардар еттед1 Эр тYрлiлiгiне царамастан жасырын жэне жария тергеу эрекеттерi езшц iздестiру, танымдыц жэне куэландырушылыц багытын сацтап, дэлелдемелт ацпаратты жинаудыц негiзгi тэсш болып табылатындыгы туралы атап етiледi.
INTERRACTION OF PUBLIC AND SECRET INVESTIGATIVE ACTIONS IN CRIMINAL PROCESS
OF REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Akhpanov Arstan Nokeshevich
Professor of the Department of Criminal Law L.N. Gumilyov ENU, Doctor of jurisprudence, honored worker of the Ministry of Internal Affairs of RK, Astana, Kazakhstan, [email protected]
Khan Alexander Leonidovich
Candidate of jurisprudence, Associate professor of the Department of organization of investigation of crimes B. Beysenov KLI MIA RK, Karaganda, Kazakhstan, [email protected]
Keywords: pre-judicial investigation, collecting of proofs, public and secret investigative actions, criteria of differentiation.
Abstract. In the context of the criminal procedure law and criminal procedure law addresses the issue of the place of covert investigative actions in the system of criminal procedure proof. There is a lack in the existing norms of the Criminal Procedure Code of the Republic of Kazakhstan clarification of the term «investigative actions», as well as the presence of an ambiguous approach to this concept, and in the legal literature. With the introduction of the Code of Criminal Procedure 2014 self Chapter 30 «undercover investigations» there is a need delineation investigation into two separate types: overt and covert. The article contains a comparative analysis of the procedural peculiarities of the production of overt and covert investigation. In particular, in the production of vowels investigation person carrying out pre-trial investigation, it is obliged to familiarize the participants with the results of his observations in order to identify any requests for modifications or additions to recorded information. After the undercover investigation on the results obtained only informed the public prosecutor and the authority in whose production is being investigated a criminal case. It provided that, in spite of the different species, and vowels, and secret investigations have retained their search, cognitive and orientation of identification, speaking the main method of collecting evidentiary information.
1. В основе досудебного расследования лежит уголовно-процессуальное доказывание события правонарушения и установление лица, его совершившего. Происходит это посредством собирания доказательств, включающего в себя их обнаружение, закрепление и изъятие путем производства процессуальных действий (ч. 1 ст. 122 УПК РК).
При этом законодатель исходит из того, что доказательства по уголовному делу - это фактические данные, содержащиеся в составленных следователем и дознавателем в соответствии с предусмотренными законом процедурами протоколах следственных действий. Тем самым протоколы следственных действий выступают основным источником получения информации, удостоверяющей обстоятельства, как непосредственно воспринятые следователем, дознавателем, так и установленные ими при производстве следственных действий в ходе собирания доказательств (ч. 1 ст. 119 УПК РК). Именно в поисках доказательств, по мнению проф. А.М. Ларина, больше всего и проявляется специфика досудебного производства как особой стадии уголовного процесса [1].
Между тем, несмотря на многочислен-
ные упоминания в нормах УПК РК термина «следственные действия», законодатель не разъясняет его содержания, как это сделано в отношении ряда других, в том числе применительно к «негласным следственным действиям» (п. 12 ч.1 ст. 7 УПК РК). Неоднозначен подход к понятию следственных действий и в юридической литературе:
- в одних случаях под ними понимаются все процессуальные акты следователя, т.е. во главу угла ставится субъект процессуальной деятельности - следователь;
- в других - это любые действия, которые служат способами исследования обстоятельств дела и установления истины независимо от субъекта;
- третьих - следственные действия рассматриваются лишь с точки зрения правовой регламентации в УПК.
В то же время до принятия УПК РК 2014 года общепризнанным являлось определение, следственных действий как «... комплекса регламентированных уголовно-процессуальным законом и осуществляемых следователем (дознавателем, прокурором) поисковых, познавательных и удостовери-тельных операций, соответствующих осо-
бенностям следов определенного вида и приспособленных к эффективному отысканию, восприятию и закреплению содержащейся в них доказательственной информации» [2].
С обновлением уголовно-процессуального законодательства Республики Казахстан изменилось и отношение к содержанию следственных действий. Связано это с введением в УПК РК редакции 2014 года самостоятельной главы 30 «Негласные следственные действия». Под последними понимаются предусмотренные законом действия, проводимые в ходе досудебного производства без информирования вовлеченных в уголовный процесс лиц, интересов которых они касаются (п. 12 ст. 7 УПК РК).
В результате появилась необходимость разграничения следственных действий на два самостоятельных вида:
- гласные, проводимые органом уголовного преследования по общим правилам производства следственных действий (ст. 197 УПК РК);
- негласные, проводимые соответствующим подразделением правоохранительного или специального государственного органа с использованием форм и методов оперативно-розыскной деятельности (ч. 2 ст. 232 УПК РК).
Первый вид служит самостоятельным источником доказательств и может быть положен в основу обвинения и постановления приговора при условии соответствия правилам оценки доказательств, предусмотренным ст. 125 УПК РК.
Что же касается второго вида, то для придания ему значения доказательств необходимо предварительное исследование результатов негласного следственного действия органом досудебного расследования (следователем, дознавателем, прокурором), в чьем производстве находится уголовное дело, по которому они назначались. О произведенном исследовании составляется соответствующий протокол. В случае необходимости исследование проводится с привлечением специалиста и соответствующего сотрудника органа дознания (ст.ст. 237, 238 УПК РК).
Протоколы исследования и предварительной оценки результатов, полученных в ходе негласных следственных действий, аудиозаписи, изображений и иных запечатленных при помощи научно-технических средств данных, изъятые вещественные объекты или их копии приравниваются к иным источникам доказательств, вовлеченным в процесс доказывания с помощью следственных действий (ч. 2 ст. 239 УПК РК).
Тем самым законодатель устанавлива-
ет, что источником доказательств служат не сами негласные следственные действия, а протоколы их исследования, определяющие допустимость или недопустимость фактических данных в дальнейшем досудебном расследовании и судебном разбирательстве.
Указанными обстоятельствами объясняется и тот факт, что если ранее, по УПК Казахской ССР и по УПК РК 1997 года, в правилах о конкретных следственных действиях исполнителем указывался только следователь, а другие уполномоченные лица (дознаватель, прокурор) отождествлялись с ним, то в УПК РК 2014 года в качестве такого субъекта указывается «лицо, осуществляющее досудебное расследование». Такой подход объясняется тем, что производство негласных следственных действий поручается следователем и дознавателем уполномоченным подразделением правоохранительного или специального государственного органа, т.е. сотрудникам оперативных подразделений. Из этого следует, что к «следственным» законодатель относит только действия, проводимые в рамках досудебного расследования специально уполномоченными органами государства, которые обладают в этой стадии не только властными полномочиями, но и полномочиями тайными, охраняемыми законами об оперативно-розыскной деятельности, государственных секретах и тайне.
Процессуальные действия иных лиц, участвующих в расследовании (ходатайства, жалобы, заявления, указания, санкционирование и т.п.), «следственными» не именуются.
Правовым (юридическим) основанием проведения гласных следственных действий является наличие законного повода, послужившего началом расследования и зарегистрированного в Едином реестре досудебных расследований (ЕРДР) либо первое неотложное следственное действие. При этом производству неотложных следственных действий не препятствует последующее рассмотрение поступившего заявления (сообщения) в частном порядке или управо-моченным государственным органом (должностным лицом) без регистрации в ЕРДР (ст.179 УПК РК).
Примерный перечень неотложных следственных действий приведен в ч. 1 ст.196 УПК РК, регламентирующей деятельность органов дознания по делам, по которым осуществляется предварительное следствие. К ним относятся: осмотр, обыск, выемка, освидетельствование, задержание, а также допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей и другие следственные действия. Перечень неотложных следственных действий конкретизирован с учетом
последовательности их производства. Неотложность перечисленных следственных действий определяется риском утраты доказательственной информации в случае несвоевременности их производства. Необходимость в иных следственных действиях может возникнуть лишь в исключительных следственных ситуациях.
В качестве фактического основания проведения гласных следственных действий является информация, позволяющая предполагать, что определенным способом и из определенного источника могут быть получены данные, имеющие значение для дела.
В качестве таких источников доказательств выступают показания подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, свидетеля имеющего право на защиту, эксперта, специалиста; заключение эксперта, специалиста; вещественные доказательства; протоколы процессуальных действий и иные документы (ч. 2 ст. 111 УПК РК). Кроме того, в отдельных случаях фактическим основанием могут служить усмотрение следователя, дознавателя, а также оперативно-розыскная информация (для производства осмотра места происшествия, допроса свидетелей, обыска, задержания, негласных следственных действий).
Ход и результаты собирания доказательств закрепляется в протоколах следственных действий, удостоверяющих обстоятельства, опосредованно воспринятые лицом, ведущим уголовный процесс (показания соответствующих лиц), а также обстоятельства, непосредственно установленные им при осмотре, освидетельствовании, выемке, обыске, задержании, наложении ареста на имущество, предъявлении для опознания, получении образцов, эксгумации трупа, проверке показаний на месте, представлении документов, следственном эксперименте, исследовании результатов негласных следственных действий и исследовании вещественных доказательств, проведенном специалистом в ходе следственного действия (ч. 1 ст. 119 УПК РК).
Анализ содержания положений ст.ст. 111, 119 и 196 УПК РК позволяет выделить следственные действия, получившие регламентацию в Особенной части УПК РК. К ним можно отнести следующие виды:
1) следственный осмотр (места происшествия, местности, помещения, предметов, документов, живых лиц, трупов, животных)- ст.ст. 219-222, 224 УПК РК;
2) назначение и производство экспертизы - гл. 35 УПК РК;
3) получение образцов - гл. 34 УПК РК;
4) освидетельствование (подозреваемого, обвиняемого, свидетеля и потерпевшего)
- ст.ст. 223-224 УПК РК;
5) выемка (предметов, документов, по-чтово-телеграфной корреспонденции, документов, в том числе и содержащих государственные секреты и тайну) - ст.ст. 253-254 УПК РК;
6) обыск (в помещении, участков местности, личный обыск) - ст.ст. 252, 254 и 255 УПК РК);
7) задержание - гл. 17 УПК РК;
8) допрос (потерпевшего, свидетеля, свидетеля, имеющего право на защиту, подозреваемого) - ст.ст. 208-217 УПК РК;
9) очная ставка (между свидетелями, потерпевшими, подозреваемыми и т.д.) - ст. 218 УПК РК;
10) предъявление для опознания (живых лиц, трупов, животных, строений, участков местности, фотографий, документов) - гл. 29 УПК РК;
11) эксгумация - гл. 28 УПК РК;
12) проверка и уточнение показаний на месте (подозреваемого, свидетеля, потерпевшего) - ст. 257 УПК РК;
13) следственный эксперимент - ст. 258 УПК РК;
14) предоставление предметов и документов по требованию лица, осуществляющего досудебное расследование - ст. 260 УПК РК;
15) негласные следственные действия -гл. 30 УПК РК.
В случае необходимости производства следственных действий, не регламентированных УПК РК (например, установление личности подозреваемого, добровольного возмещения ущерба и т.п.), лицо, осуществляющее досудебное расследование, производит протоколирование в соответствии со ст. 199 УПК РК и составляет протокол следственного действия. При условии соблюдения общих правил производства следственных действий (ст. 197 УПК РК) указанные действия могут быть рассмотрены в качестве самостоятельных доказательств и положены в основу процессуального решения органа, ведущего уголовный процесс (подозрения, обвинения либо приговора суда).
Цель следственных действий - это достижение определенного результата познания, необходимого для правильного, законного и справедливого разрешения уголовного дела [3].
Для достижения указанной цели перед каждым гласным следственным действием поставлена определенная задача, характеризующаяся его поисковой направленностью. К таким задачам можно отнести:
1. получение и поиск новой информации по делу (допрос, обыск, осмотр, поручение о проведении негласных следственных
действий); ментирован ст. 231 УПК РК. В отличие от
2. закрепление имеющейся информа- гласных следственных действий основани-ции по делу (проверка и уточнение показа- ем для их проведения выступает не личная ний на месте, выемка, наложение ареста на инициатива оперативного работника, а пись-имущества); менное поручению органа досудебного рас-
3. устранение имеющихся противоре- следования по находящимся в его производ-чий и пробелов в имеющейся информации стве уголовным делам.
по делу (очная ставка, экспертизы); При этом такие виды, как 1) негласные
4. формирование внутреннего убежде- аудио- и (или) видеоконтроль лица или ме-ния лица, производящего расследование, в ста; 2) негласные контроль, перехват и сня-правильности либо несостоятельности вы- тие информации, передающейся по сетям бранной версии по делу (следственные экс- электрической (телекоммуникационной) перимент, предъявление личности на опоз- связи; 3) негласное получение информации нание); о соединениях между абонентами и (или)
5. получение информации, необходи- абонентскими устройствами; 4) негласное мой для проведения последующих след- снятие информации с компьютеров, серве-ственных действий (эксгумация, получение ров и других устройств, предназначенных образцов, предоставление предметов и до- для сбора, обработки, накопления и хране-кументов по требованию лица, осуществля- ния информации; 5) негласный контроль поющего досудебное расследование, освиде- чтовых и иных отправлений; 6) негласные тельствование, задержание). проникновение и (или) обследование места
По общему правилу, следственные дей- проводятся только с санкции прокурора (Ге-
ствия должны производится по инициативе неральный прокурор РК и его заместители,
тем лицом, в производстве которого нахо- прокуроры областей и приравненные к ним
дится уголовное дело, но могут проводится прокуроры) и только:
и по указанию прокурора (п. 5 ст. 193 УПК - по делам о преступлениях, санкция за РК), начальника следственного отдела (ч. 4 совершение которых предусматривает наст. 59 УПК РК) или по ходатайству участ- казание в виде лишения свободы от одного ников процесса, например, подозреваемого, года и выше;
его защитника; гражданского истца, граж- - по преступлениям, подготавливаемым
данского ответчика и их представителей; по- и совершаемым преступной группой. терпевшего, эксперта и др. (ч. 1 ст. 99 УПК Остальные виды негласных следствен-
РК). Все зависит от характера уголовного ных действий: 7) негласное наблюдение за
дела, конкретных обстоятельств доказыва- лицом или местом; 8) негласная контроли-
ния. руемая поставка; 9) негласный контрольный
Вместе с тем закон предусматривает закуп; 10) негласные внедрение и (или) ими-
и случаи обязательного их производства, тация преступной деятельности могут про-
если 1) они связаны с установлением опре- изводится с санкции прокурора по любым
деленных фактов (например, осмотр места категориям правонарушений. происшествия - ст. 220 УПК или случаи Ограничение проведения негласных
обязательного назначения экспертиз ст. следственных действий устанавливается
271 УПК РК) либо 2) обусловлены ранее только по двум позициям: проведенными процессуальными действия- - запрет в отношении адвокатов при ми (обязательный допрос подозреваемого после задержания - ч 3 ст. 64 УПК РК, либо 3) являются обязанностью, прямо предусмотренной законом (например, депонирование показаний свидетеля, потерпевшего следственным судьей в случае удовлетворения им заявленного ходатайства - ч. 3 ст. 217 УПК РК).
2. Перечень негласных следственных действий регла-
осуществлении ими своей профессиональной деятельности, за исключением случаев, когда имеются основания полагать, что ими готовится или совершено тяжкое или особо тяжкое преступление;
- запрет на негласные следственные действия, а также на использование полученной в ходе их проведения сведений для достижения целей и решения задач, выходящих за пределы закона (ст.ст. 232, 234 УПК РК).
Первичная продолжительность негласного следственного действия, санкционируемого соответствующим прокурором, может составлять, как правило, тридцать суток. При нерешенности поставленных перед негласным следственным действием задач и наличии мотивировки его инициатора указанный срок продлевается областным либо приравненным к нему прокурором в пределах шести месяцев. Последующее продление сроков производства того или иного негласного следственного действия находится в компетенции Генерального прокурора Республики либо соответствующего его заместителя и зависит от сложности и категории уголовного дела (ст. 236 УПК РК).
На заключительном этапе производства негласного следственного действия все полученные сведения, представляющие интерес для дела, представляются сопроводительным письмом соответствующему органу досудебного расследования - инициатору с выполнением требований о конфиденциальности источников информации и способов её получения (ст. 237 УПК РК).
В случае оперирования на последующих этапах процесса доказывания негласно задокументированной вербальной либо визуальной информацией о ком-либо закон требует проведение допроса такого лица. Данное лицо по его просьбе ознакамлива-ется со сведениями полученными втайне от него. При этом оно избирательно осведомляется о соответствующем негласном следственном действии и его результатах, в тех пределах, которые касаются его лично, при условии защиты государственных секретов и иной охраняемой законом тайны (ст. 239 УПК РК).
После производства гласных следственных действий лицо, осуществляющее досудебное расследование, обязано ознакомить участников с их результатами с целью выявления замечаний либо ходатайств об изменении или дополнении зафиксированных сведений. В отличие от этой процедуры после проведения негласных следственных действий о полученных результатах информируется только процессуальный прокурор и орган, в чьем производстве находится расследуемое уголовное дело. Уведомление
лица, в отношении которого они проводились - право органа, ведущего уголовный процесс.
Если полученные в ходе негласных следственных действий данные не оценены лицом, ведущим расследование, как доказательства, то они могут быть
приобщены к материалам уголовного дела. Подобного рода информация подлежит хранению в режимном подразделении правоохранительного либо специального государственного органа. При этом органом обеспечивается конфиденциальность её хранения, не позволяющая знакомиться с ней кому бы то ни было. После разрешения уголовного дела данная информация подлежит уничтожению, о чем составляется соответствующий акт (ч. 1 ст.240 УПК РК).
Если же объекту негласных следственных действий стало известно об их проведении в отношении него, то он может просить следователя, дознавателя, прокурора или судью (в зависимости от стадии уголовного процесса) об ознакомлении с результатами таких действий, не фигурирующими в материалах уголовного дела в качестве доказательств. При этом закон устанавливает ограничения, не допускающие разглашение источников и способов получения подобной информации.
Лицо, ведущее процесс, рассматривает данную просьбу, принимая во внимание перспективу использования таких данных в уголовном деле и степень ущемления конституционных свобод личности. Само по себе заявление лицом ходатайства (просьба) не служит поводом для возникновения обязанности следователя, дознавателя, прокурора или судьи по непременному ознакомлению с материалами негласных следственных действий. Лицо, ведущее процесс по делу, имеет право не удовлетворить просьбу лица о предоставлении не приобщенных к уголовному делу материалов при условии, что это создаст значительную и реальную опасность для тех или иных участников уголовного процесса либо нарушает прайвеси третьих лиц.
Если же заявленное ходатайство удовлетворено, то по ознакомлении с не приобщенными к уголовному делу результатами негласных следственных действий лицо вправе просить следователя, дознавателя, прокурора об их приобщении к делу в качестве источника доказательств. При получении их отказа в этом лицо вправе обратиться в судебную инстанцию с соответствующей жалобой.
Подобная процедура хранения, уничтожения, ознакомления или приобщения к материалам уголовного дела результатов
проведенных негласных следственных действий свидетельствует о розыскном характере проводимых действий, при котором публичный интерес органа, ведущего уголовный процесс, превалирует над частным интересом лица, в отношении которого они проводятся.
В качестве гарантий соблюдения публичного интереса выступают положения ст. 241 УПК РК о мероприятиях по защите информации в уголовном процессе. В соответствии с указанной нормой к таким гарантиям относятся следующие положения:
- конфиденциальность до завершения негласного следственного действия самого факта его проведения и полученных при этом данных;
- определенная законом форма ответственности вовлеченных в организацию и проведение негласных следственных действий должностных и иных лиц за огласку факта негласного следственного действия и полученной его результатов;
- возведение в ранг государственной тайны (секретов) данных о конкретных способах производства и конспирации негласных следственных действий и о задействованных в этом конфидентах;
- следователь, дознаватель принимают все необходимые законные меры в целях неразглашения хода и итогов негласного следственного действия, а также сведений, связанных с прайвеси и иным охраняемым законом секретом.
Наличие вышеприведенных гарантий предполагает и особый механизм легализации информации, непосредственно воспринятой лицом-исполнителем или участником негласных следственных действий:
- сведения о фактах, лично запечатленные конфидентом, обретают доказательственное значение только после его допроса как свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, который производится исключительно с его согласия (ч. 8 ст. 115 УПК РК);
- сведения о фактах, лично запечатленные конфидентами после внедрения их в преступную группу, могут получить статус доказательств лишь после облечения их в процессуальную форму показаний свидетеля, которым выступает руководитель конфидента - должностное лицо органа дознания, что продиктовано повышенными мерами безопасности вышеуказанных лиц (ч. 9 ст.115 УПК РК).
Таким образом, несмотря на такие общие черты как поисковая, познавательная и удостоверительная направленность [4] негласных следственных действий, они существенно отличаются от гласных следствен-
ных действий по следующим признакам:
- инициатором проведения негласного следственного действия является не сам исполнитель, а лицо, осуществляющее досудебное расследование, путем дачи поручения (юридическую силу поручение обретает только после получения санкции соответствующего прокурора на проведение негласных следственных действий);
- исполнитель негласного следственного действия - оперативный сотрудник или соответствующее подразделение правоохранительного или специального государственного органа с использованием форм и методов оперативно-розыскной деятельности, а непосредственный исполнитель - лицо, оказывающее помощь оперативному сотруднику, или лицо, внедренное в преступную группу;
- положения об общих условиях производства гласных следственных действий не распространяются на порядок проведения негласных следственных действий, проводимых в особом режиме по правилам, предусмотренным для оперативно-розыскной деятельности;
- результаты проведенных негласных следственных действий непосредственно проверяются и оцениваются лицом, давшим поручение об их проведении по находящемуся в его производстве уголовному делу;
- в стадии досудебного расследования данные о негласных следственных действиях и методах их проведения являются конфиденциальными и за их разглашение предусмотрены юридические санкции;
- допрос лица, непосредственно воспринимавшего обстоятельства, имеющие значения для дела возможен лишь с его согласия, в иных случаях, в целях обеспечения безопасности этого лица, вместо него может быть допрошен оперативный работник, чье поручение это лицо исполняло;
- достоверность и допустимость полученных в результате проведения негласных следственных действий материалов определяется после их исследования следователем, дознавателем и прокурором, осуществляющим надзор за оперативно-розыскной деятельностью;
- результаты негласных следственных действий, не приобщенные к материалам уголовного дела, после его разрешения уничтожаются;
- лица, в отношении которых проводятся негласные следственные действия, не ставятся об этом в известность и, следовательно, не имеют возможности ознакомления с полученными результатами и их обжалования в соответствующие органы. Возможность ознакомления и объем предоставляемых материалов полностью зависят
от усмотрения органа, ведущего уголовный процесс.
Наличие совокупности указанных существенных признаков позволяет прийти к утверждению о разграничении следственных действий в досудебном производстве Республики Казахстан на два самостоятельных вида: гласных и негласных следственных действий.
Между тем, несмотря на различную видовую принадлежность, и гласные, и негласные следственные действия сохранили свою поисковую, познавательную и удо-стоверительную направленность, выступая основным способом собирания доказательственной информации в досудебном расследовании по уголовным делам компетентными органами государства. Указанное обстоятельство, на наш взгляд, и позволило законодателю объединить оба рассматриваемых вида собирания доказательств под общим родовым понятием: «следственные действия».
3. УПК РК требует немедленной регистрации в ЕРДР любого факта уголовного правонарушения под угрозой уголовной ответственности за его укрытие. В этой связи проведение негласных следственных действий в рамках официального уголовного дела небезосновательно вызывает опасения о конфиденциальности источников и способов получения оперативно-розыскной информации при негласной контролируемой поставке и негласном внедрении и (или) имитации преступной деятельности.
В Казахстане инициируется вопрос об исключении из главы 30 УПК негласной контролируемой поставки и негласного внедрения и (или) имитации преступной деятельности.
Очевидно из практики правоприменения, что из ст. 231 УПК и других соответствующих статей Кодекса наряду с вышеуказанными целесообразно исключить и другие негласные следственные действия: негласное проникновение и (или) обследование места; негласное наблюдение за лицом или местом; негласный контрольный закуп.
Результаты вышеназванных пяти негласных следственных действий не отвечают таким требованиям, предъявляемым к доказательствам, как достоверность и возможность их проверки другими следственными действиями. Цель данных негласных следственных действий - не тайное собирание и проверка доказательств об обстоятельствах предмета доказывания (ст. 113 УПК), а, прежде всего, негласное выявление признаков уголовных правонарушений в рамках оперативно-розыскной деятельности.
Остающиеся негласные следственные действия (пп. 1-5 ст. 231 УПК), как один из способов собирания доказательств в рамках уголовного дела, наряду с иными следственными действиями должны быть направлены только на установление обстоятельств предмета доказывания по конкретному уголовному делу при помощи тайных технических, в т.ч. специальных средств фиксации следов преступления.
Результаты таких негласных следственных действий впоследствии в ходе расследования и судебного разбирательства могут быть проверены на соответствие допустимости и достоверности (например, экспертизы и др.) в отличие от вербальной негласной информации, полученной в результате внедрения в преступную среду, имитации преступной деятельности и т.п. (пп. 6-10 ст. 231 УПК).
ЛИТЕРАТУРА
1. Ларин А.М. Работа следователя с доказательствами. - М., 1966.- С. 43-44.
2. Шейфер С.А. Собирание доказательств в советском уголовном процессе. - Саратов, 1986. - С. 104; Шейфер С.А. Следственные действия. Система и процессуальная форма. -М., 1981. - С. 18.
3. Шейфер С.А. Сущность и способы собирания доказательств в советском уголовном процессе. - М., 1972. - С. 44; Дубинский А.Я. Производство предварительного расследования органами внутренних дел. - Киев, 1987. - С. 46.
4. Кальницкий В.В. Следственные действия. - Омск, 2003. - С. 4.
REFERENCES
1. Larin A.M. Rabota sledovatelja s dokazatel'stvami. - M., 1966. - S. 43-44.
2. Shejfer S.A. Sobiranie dokazatel'stv v sovetskom ugolovnom processe. -Saratov, 1986. -S. 104; Shejfer S.A. Sledstvennye dejstvija. Sistema i processual'naja forma. - M., 1981. - S. 18.
3. Shejfer S.A. Sushhnost' i sposoby sobiranija dokazatel'stv v sovetskom ugolovnom processe. - M., 1972. - S. 44; Dubinskij A.Ja. Proizvodstvo predvaritel'nogo rassledovanija organami vnutrennih del. - Kiev, 1987. - S. 46.
4. Kal'nickij V.V. Sledstvennye dejstvija. - Omsk, 2003. - S. 4.