Научная статья на тему 'О содержании магистерского курса «Современные проблемы юридической науки» статья 2. Право'

О содержании магистерского курса «Современные проблемы юридической науки» статья 2. Право Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
769
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА / ИННОВАЦИИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ / MASTER OF LAW COURSE / INNOVATION / LEGAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ракитская Ирина Францевна

курс направлен на формирование научных основ, а также системы современного понимания государственно-правовых явлений в мире в целом, в Российской Федерации в особенности. В программе анализируются эволюция, тенденции развития и основы футурологии, а также аналитики в области системосозидания демократических институтов в России. Программа носит направленный инновационный характер

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the content of the Master of Law course Modern problems of legal science. Article 2. Law

The article is devoted to the problems of legal education in connection with the reforms in the higher school, especially in degree of Master of Law. The author has made a proposal for a new concept of the modern program in the theory of law.

Текст научной работы на тему «О содержании магистерского курса «Современные проблемы юридической науки» статья 2. Право»

инновации в правовом образовании

И. Ф. Ракитская*

о содержании магистерского курса «современные проблемы юридической науки» статья 2. ПРАВО

Ключевые слова: магистерская программа, инновации, высшее образование, юридическое образование, проблемы юридической науки. Аннотация: курс направлен на формирование научных основ, а также системы современного понимания государственно-правовых явлений в мире в целом, в Российской Федерации в особенности. В программе анализируются эволюция, тенденции развития и основы футурологии, а также аналитики в области системосозидания демократических институтов в России. Программа носит направленный инновационный характер.

Key words: Master of Law course, innovation, legal education.

Summary: The article is devoted to the problems of legal education in connection with the reforms in the higher school, especially in degree of Master of Law. The author has made a proposal for a new concept of the modern program in the theory of law.

4. ДОКТРИНА ПРАВА И ПРАВОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В РФ: Правопонимание — проблема материальных источников права. Суверенизация человека в России и западные уроки правового мышления. Основные типы (модели) правопонимания. Проблемы идейного и политико-философского обоснования права в современной России. Роль доктрины в выработке новых ценностных представлений о праве.

* Кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. E-mail: [email protected]

Правопонимание: основные типы (парадигмы) соотношения права и закона в европейской правовой доктрине. Материальные источники права в исторически эволюционирующих типах правопонимания.

Юридическое правопонимание и мышление и проблема правовой (юридической) личности как «низового» структурного элемента европейской системы государственности. Правовая личность как материальный источник юридического позитивного (действующего, искусственного) права.

Правовой позитивизм и понятие государства как источника юридического права.

Нормативизм в праве («чистая теория права» Г. Кельзена, его последователей) и понятие права как замкнутой самодостаточной системы, права как «источника самого себя».

Социологическая юриспруденция и понятие общества как материального источника права. Роль общества, цивилизации, ее устоев и традиций в формировании правового порядка как юридически узаконенного порядка общественных отношений.

Рецепции естественного права в истории Европы и России как перманентно возобновляемая попытка соединить, восполнить рациональное (умом постигнутое) с реально-человеческим, эволюционно развивающимся. Основные типы понимания онтологического центра естественного, природного. Цивилизационная специфика в понимании «естественного фактора», естественного права: а) западный тип — тип рационализации человеческого; б) русский тип — тип «натурализации» человеческого. Русское понятие «собранного (единого) народа» как прочитанной его природы, которая запечатлевается в праве. Западное понятие «собранной системы» рационального (ментально-естественного) и человека как части этой системы. Уровень знания собственных цивилизационных особенностей в понимании естественно-правового фактора, особенностей национального мышления — один из индикаторов профессионализма публичной власти в РФ.

Этатистское (государственническое) правопонимание и понятие публичной власти (государства) в качестве источника права. Типы этатистского правопонимания: западноевропейский, русский православный, советский, современный российский. Роль публичной власти в «умном» и эффективном (профессиональном) правовом строительстве. Роль доктрины в формировании собственного цивилизационного типа правопонимания.

Правовое строительство в РФ и задачи публичной власти в построении системы права, включающей все необходимые для воспроизводства «русской системы» источники права.

4.2. ДОГМА ПРАВА: Право в статике — как институциональная система. Проблема формальных (юридических) источников права. Понятие источников действующего (позитивного) права в правовых системах мира и стратегия правового строительства в РФ.

Конвергенция, унификация правового инструментария в современных правовых системах. Технико-юридический инструментарий (доктринальный, институциональный, материально-правовой, процессуально-правовой) и новые возможности российской «философии» правосудия и судебного процесса.

Типология правовых систем мира.

Романо-германская правовая система (семья) и ее источники действующего (формального, юридического) права. Парламент и Правительство как «ведущие» нормотворцы. Правовая культура и технология построения данной системы. Система источников романо-германской правовой системы.

Законообусловленность романо-германской правовой системы и ее разукрупнение в ходе эмансипации правовой личности и государственного строительства в Западной Европе: уроки для России.

Англо-американская правовая система (система общего права) и характеристика ее источников действующего (формального, юридического) права. Суд (система правосудия) как «ведущий норматворец» как воплощенный в жизнь политико-идеологический принцип справедливости: уроки для России. Правовая культура и технология построения данной системы. Система источников англо-американской правовой семьи.

Специфика американской правовой системы как «смешанной» — прецедентно-законодательной системы.

Религиозно-традиционная правовая система (система традиционного, обычного права). Правовая культура и технология построения обычноправовой системы — системы не отдифференцированной от религиозных догматов. Священные тексты (Творец) как единственный источник права.

Гомогенность и вертикальная построенность системы источников традиционного права, слитность сакрально-ценностного, социального — традиций и основанных на них обычаев жизни, специфически-юридичес-

кого, а также практики правореализации и правозащиты.

Разные центры «сущего» в европейских и восточных типах правовых систем. Особенности мусульманской правовой системы как характерной модели онтологизации права. Концепция «верховенства шариата» (связанность правителя в своих действиях нормами права) - восточная модель правового государства.

Советская правовая система (система права) и закон (веление, распоряжение, ограниченной собственной идеологией власти) как единственный источник действующего (формального, юридического) права. Культура и технология построения данной правовой системы. Советская правовая система как смешение (конгломерация) «западного рационального идеализма» и «восточной эсхатологической онтологии» (но с «приватизацией» «священного» правителем и его окружением). Классическое западное определение такого режима как тоталитарного (тиранического) и проблема искоренения государственного (нормативного) усмотрения в правовом строительстве новой России. Проблема несовместимости политико-конституционной модели европейской (либерально-демократического типа), рационально (умом) установленной в РФ, с реально не изжитой «системотехникой» советского типа.

4.3. Конституционная правовая идеология РФ — проблемы формирования собственной цивилизационной модели правовой системы. Правовая система, ее элементы: социально-политический аспект. Понятие конституционной идеологии как «свода», системы политико-правовых правил, которые закрепляют фундаментальные основы жизни страны. Понятие идеологической парадигмы как системы государственных и общественных ценностей, поддерживающих государственный и общественный строй страны. Понятие смены идеологических парадигм и задачи публичной власти в системном опосредовании идейно-конституционных основ жизни.

Выработка в России новых цивилизационных норм жизни: проблема преемственности и разрыва в государственном строительстве с конституционно-идеологическими нормами советской цивилизационной системы. Проблема объема и пределов рецепции иноцивилизационных

— западноевропейских идеологических конституционно-правовых стандартов в государственном строительстве РФ. Понятие универсальных политико-правовых и идеологических ценностей современного человечества

(западного, восточного, «смешанного» типов); ценностей, присущих европейской цивилизации как специфическому этно-социальному и политическому сообществу; ценностей, которые составляют ядро «русского мира».

Понятие правовой системы как: а) «рационального проекта» конституционного строя, базирующегося на целостном идеологическом фундаменте; б) целостной системы норм, способной к адекватному воспроизводству конституционных ценностей.

4.4. Современное доктринальное понятие права — право как объект с изменившимся идеологическим и системно-институциональным содержанием. Объективное и субъективное в праве. Сущностное в праве как специфическом регуляторе. Изменение политической и социально-экономической идеологемы личности в российском праве (презумпция правовой личности, частного интереса) и соответственно материально-правового содержания субъекта права в РФ и проблема аутентичного доктринального понятия права. Идеология естественного права как доктрина и как конституционная реальность России, требующие не только нового институционального построения правовой системы, системы права, но и изменение доктринальных представлений о праве. Право как таковое, как отдельный объект изучения — феномен с исторически эволюционирующим содержанием.

Исторические типы понимания права (историко-эволюционные): А) «догосударственное»; Б) русское дохристианское; В) христианское православное. Д) западное понятие права как «принятая в себя» христианская «схоластическая системотехника», догматика, «наложенные» на новый центр права — человека.

Компаративная характеристика западного и русского цивилизационных типов понимания права и правового. Запад: право как рациональный (идейно-правильный, закрепленный политически и институционально-системно) проект, «ведущий» социальную действительность. Онтологическая Россия: право как правда, как непосредственно (минуя рационализацию) «работающая» свобода-справедливость человека, которая обусловливает слитность объекта (права) и его субъектного проявления. Запад: разделение (несмешение) объекта (рационального, политического права) и его действия в социальной среде. Историческая Россия: постоянное смешение онтологического и феноменологического уровней права. Современная Россия: подмена права (как объекта, феномена собственным содержанием)

текстуальным «изложением» социального через закон, при понятийной размытости понятий «закон», «право», «правовой закон», «норма», «система», «нормативность».

Типы понимания сущности права в европейской и советской доктрине (советское в данном, онтогенетическом, плане — как пришедшее с Запада, хотя и наполненное зеркально противоположным содержанием в понимании материального источника права). А) Право как сила (государства). Б) Право как воля (государства). В) Право как свобода (Запад — человека и гражданина; СССР — государства в определении объема свободы человека и гражданина). Г) Право как защищенный интерес, мера, которая наполняется содержательно в зависимости от «политической конъюнктуры». Д) Право как «то, что взвешивает», «умеряет разномерное», делая его «равномерным»; как «механизм» взвешивания — западный цивилизационный вариант. Е) Право (правда) как то, что делает свободным ненасильственно (по доброй воле) и по общему согласию (не власти, а народа)

— «русский цивилизационный вариант».

Понятие действующего права как закрепленной в Конституции свободы субъектов права, уровень и объем которой зависит от множества факторов (политических, социальных, экономических, культурно-исторических, этно-духовных). Учет данных факторов в правовом строительстве

— реально и системно — профессиональная задача публичной власти. Понятие действующего права как реализованной на публичном уровне свободы общества. Действующее право как многогранное, социально обусловленное явление.

Действующее право как целостная, ценностно фундированная институционализированная нормативная система, отражающая и поддерживающая системно (целостное) состояние общества.

Доктрина права как система институтов, институциональная система, свернутая в изучаемом объекте — действующем (формальном, юридическом) праве. Актуальные проблемы теории действующего права как сложноорганизованной системы элементов (институтов) рационализированных социальных спецификаций сущностно-правового.

Рационализация нового политического, идеологического и экономического образа социальной действительности в России как профессиональная задача публичной власти.

4.5. Действующее (формально-юридическое) право — проблема

объема современного конституционного понимания. Право в системе социальной регуляции. Объективное и субъективное право — «две стороны одного правового уравнения»; несводимость jus к lex. Правовой и неправовой закон в доктрине. Действующее право как единая форма движения общественных отношений, выраженная в целостной системе государственных предписаний. Понятие единства правовой формы — как иерархического триединства: А) самого права, «сущностного права» (его внутренних свойств); Б) права в «работе», в жизни (объективация «правильного, сконструированного рационального объекта», проявление вовне его свойств как регулятора общественных отношений); В) системы предписаний публичной власти (разных ее ветвей), системы общеобязательных норм, разных источников права, построенной на закономерностях двух уровней «Б» и «А». Профессионализм в области правового строительства (предмет которого шире, чем только законодательствование), — «титульная» обязанность государства (публичной власти), индикатор ее эффективности.

Уровни понимания феномена права: А) право как исторический продукт, продукт жизнедеятельности человека, продукт цивилизации; Б) право (его юридические источники) как «профессиональный продукт», результат деятельности государства (всех его ветвей — в разной компоновке объема их нормотворчества в правовых системах национальных государств).

Публичная власть как преемница «правового фактора», правовой культуры, а с ней — всей культуры человечества (включая, в том числе и в первую очередь, духовный ее компонент), эволюционного опыта в выработке оптимальных регулятивных механизмов, которые обеспечивают самодостаточность общества. Культурно-психологическое правопреемство как фактор, требующий от публичной власти (государства) надлежащего профессионализма.

Действующее право как объект (феномен) в системе социальной регуляции. Право как универсальный инструмент опосредования жизнедеятельности человека — при понимании права в качестве нормативно-регуляторно реализованной свободы субъекта.

Связь права с другими уровнями бытия человека. Право на онтологическом уровне — как правда, реализованные в жизни справедливость, естественное, природное право народа, основанное на его собственных «родовых» принципах и традициях. Право на субстанциональном уровне

— как закрепление «онтологического права» (принципов, традиций бытия

народа) в конституции. Субстанциональное понятие конституции как закона сначала «органического», а потом уже — юридического. Право и права человека — императив для публичной власти на их реализацию через наличную систему публично-правового опосредования. Право и идеология. Право и политика. Право и экономика. Право и культура. Право и религия, право и духовные традиции общества, этноса. Роль доктрины в закреплении на рациональном, системно-институциональном уровне новых аспектов русского цивилизационнаго строительства.

Объективное право как система норм, системы нормативных регуляторов и специфика нормативной системы в РФ. Проблемы оптимизации системы объективного права в РФ.

Субъективное право — его понятие как «генетически» и исторически первичного права — перед законом власти; как закрепленной в действующей Конституции и реализованной с помощью всех наличных правовых (в том числе и законодательных) инструментов свободы субъекта права, его гражданской, «государственной», дееспособности.

Объективное и субъективное право как две стороны одного «правового уравнения» (без реализованного субъективного права объективное право — ненужный, мертворожденный продукт). Профессиональные задачи публичной власти по восстановлению целостности права в РФ. Роль в этом процессе доктринального знания, действующей доктрины.

4.6. Российская правовая система и надлежащая для ее опосредования система юридических источников - проблемы правовой доктрины и практики. Профессиональные задачи публичной власти в строительстве надлежащей институциональной структуры правовой системы. Западная (стабильная) цивилизация как пример устоявшегося правового системоус-троения. Принципы работы западной правовой системы как «рационального проекта» социальной системы, ее правовой инструментарий. Пределы рецепции правовых системно-идеологических принципов западной цивилизации в российской политике правового строительства.

Специфика современной российской правовой системы, ее правовой инструментарий. Подмена правового социально-коммуникативным как аномалия в правильном институциональном правовом строительстве. Подмена институционального, рационального правового, публичного кор-поративистским как специфическая «русская правовая аномалия». Задачи публичной власти в строительстве опосредующей действительно общий

интерес правовой системы: формирование идеологии и систем публично-правового и частно-правового при конституционном (либерально-демократическом) понимании общественных ценностей государственности, частного и общего интереса.

Понятие правовой системы как системы работающих (осуществляемых) прав и свобод. Правовая система — система, рассчитанная на должный (позитивный, положительный) порядок общественных отношений. Поддержание позитивной внутригосударственной правовой «системотехники» (для сферы межгосударственных отношений этот тезис сомнений не вызывает!) — прямая задача публичной власти и ее носителей (госчинов-ничества).

Понятие правовой системности как специфического состояния, специфического правоотношения: многостороннего на горизонтальном уровне — на уровне граждан, гражданского, правового общества; абсолютного — на вертикальном уровне — праву народа - управомоченного субъекта противостоит обязанность: а) публичной власти как системы; б) публичной власти как структуры госорганов — носителей публично-правового начала.

Структура правовой системы — объективного права и профессиональные задачи публичной власти по ее формированию.

4.7. Объективное право — сложная многоуровневая соподчиненная и корреспондирующая система нормативов — проблема институционализации правового в юридическое. Понятие объективного права как комплекса разных источников выражения права (человека и гражданина), получивших формальную фиксацию в системе юридических (общеобязательных) норм.

Объективное право как общеобязательное право. Его понятие: А) на уровне формирования как политически волеустановленной народом право системы собственных свобод; Б) на регулятивном уровне как императивов, подлежащих исполнению со стороны всех субъектов (в том числе и властных).

Научная проблематика анализа объективного права как «отдельного объекта», системы, которая имеет сложноорганизованную структуру.

Задачи публичной власти по выстраиванию в РФ правовой системы (системы права), соответствующей новому типу политико-социального и экономического обустройства общества, страны. Проблема источников

права, необходимых для проведения демократической конституционной идеологии в жизнь. Формальные источники права как нормативная «кровеносная система, несущая кислород народному телу».

4.7.1. Норма права — два уровня профессионального анализа: А) норма — субстанциональное начало, «строительный материал» системы объективного права; Б) норма — реализуемая субъектом юридическая модель поведения. Норма права и норма закона. Норма права как наиболее «мелкая часть», элемент объективного права и его системы. Сложная организация правовых норм (предписаний), их системно-структурного упорядочения и организации в систему — как цель выражения через «упорядочивающую математику» объективной природы правового фактора. Несистемные включения, отсутствие целостной системы права (с точки зрения выражения ее предназначения — оптимального регулятора) как причина нестабильности, отсутствия целостности в социо-политической системе.

Признаки нормы права как юридической (формальной) модели поведения. Структура правовой нормы как выражение ее цельно-системнос-ти в качестве работающей, опосредующей социальную инфраструктуру модели поведения. Норма права как реализующая, развивающая и прогностическая «минипрограмма» общесистемной (правовой) программы правильных социальных поведений.

Проблема пробуксовки работы формально-юридической конституции на уровне материальном (в самой социальной ткани): А) как проблема правильно понимаемой нормативности правового; Б) как проблема уровня профессионализма публичной власти.

Типология правовых норм (виды правовых норм) и проблемы построения адекватной новым социально-политическим потребностям общества в РФ правовой системы. Проблема классификации всех правовых норм, а не только законодательных как доктринальная и практическая задача, как задача поддержания должного жизнеобеспечения общества через требуемую логикой правильную (рациональную) нормативность.

4.7.2. Система объективного права — система, обеспечивающая воспроизводство общества институционально сбалансированная, работающая (эффективная) система его источников. Профессиональная задача государства в ее строительстве. Методы (способы) построения системы права в правовой доктрине: мировой опыт.

1) Предмет правового регулирования и архитектура российской системы права, выстроенной по данному основанию. Недостаточность в доктрине «классического», «предметного» структурирования системы права (по отраслям законодательства). Легистский, отраслевой принцип и его объективная неспособность интституционно - нормативно выразить новые типы социальных связей в России: А) новое соотношение публично-правового и частноправового; Б) новое политико-идеологическое понимание публично-правовой системы; В) фактическую правовую «натурализацию» феномена гражданского общества, требующего для своего нормативно-структурного структурного оформления, не знакомых отечественной доктрине типовых понятий; Г) новое понятие правового, естественно-правового, правового закона, не знакомого советской доктрине, а потому ныне институционально «неукорененного» в качестве работающего правового принципа системы права в РФ.

2) Метод правового регулирования и архитектура российской системы права, выстроенной по данному основанию. Понятие частного и публичного права как подсистем системы права. Понятие частного и публичного как способов реализации общеправовых (ценностно-идеологических) принципов новой «системы жизни» в России. Символика частно-правовых ценностей и их преимущественность перед усмотрением государственной власти.

Виды источников права, которые создают подсистему частного права (соответствующие отрасли законодательства, обычаи, договоры, традиции).

Виды источников публичного права (закон как ведущий источник в РФ, судебный прецедент).

Структурные элементы (сегменты) системы права. Частное право. частно-правовое как осуществляемое на горизонтальном уровне урегулирование взаимоотношений субъектов права. Особенности правоотношений частно-правового типа. Особенность правового положения суда в разрешении частно-правовых коллизий. Недопустимость смешения частно-правового как идеологического принципа, новой институциональной категории с непосредственно экономическим, подмены им публично-правового.

Доктринальная неразбериха в понятиях как результат столкновения прежних цивилизационных, идеологических представлений о праве с новыми общественно-политическими символами общества. Отставание

правовой доктрины от жизни - одна из причин системной неустойчивости нормативной основы жизни общества, его социальной нестабильности.

Публичное право, публично-правовое как осуществляемое на вертикальном уровне урегулирование взаимоотношений субъектов права. Особенности правоотношений публично-правового характера. Особенности правового положения суда в разрешении публично-правовых коллизий. Новая доктрина публичного права и задачи в данной области юридической науки и нормотворческой практики, публичной власти.

Судебное право, новая роль системы правосудия в государственной идеологии РФ. Особенности институционального места системы правосудия в системе публичной власти, в системе опосредования демократии в России.

Традиции романо-германской систематики источников права и проблема «русской правовой системы».

Понятие социального прецедента. Современное российское понятие судебного прецедента: его институциональная работа на закон, а не на человека. Проблема прецедентного права в РФ и возможности суда являться прямым нормотворцем — наряду с парламентом и правительством.

Роль обычно-правовой традиции в адекватном воспроизводстве общества. Обычай и закон: проблема институционального места обычая в правовой системе РФ.

Роль договора в опосредовании публично-правовых и частно-правовых ценностей современного мира.

Понятие общественного (первичного) договора, общественных основ жизни. Виды первичных договоров: социально-политический, политико-правовой, договор между обществом и публичной властью, конституционный (учреждающий) договор. Понятие юридического (вторичного) договора. Понятие договора в отраслевом законодательстве. Гражданско-правовой договор — два его облика: А) социально-политический; Б) циви-листический. Договорное право и его институциональное место в правовой системе РФ.

Нормотворчество Правительства — «правительственное право». Возможности и пределы самостоятельного (помимо парламента) правотворчества Правительства РФ. Опыт парламентских и смешанных республик Западной Европы в данной области. Юридическая природа Указов Президента. Политико-правовая природа Указов Президента как специфического

типа реализации первичного договора между обществом, народом-суве-реном и публичной властью. Усиление роли Президента в социально-правовом нормотворчестве РФ — «нарастание» авторитарных тенденций или прямая реализация воли народа на достойный статус в своей собственной стране: доктринальное толкование.

4.8. Система права и система законодательства—уровни понимания и проблема институционального разведения закона и других источников права. Система законодательства — институционально самодостаточная подсистема системы права. Роль закона как способа позитивирования новой складывающейся общественной системы в России через Парламент. Парламентское законотворчество — объективный (пройденный целым рядом европейских стран) процесс. Сбои в системном упорядочении, внутренняя противоречивость имеющейся законодательной базы в РФ как объективное явление для страны, осуществляющей кардинальные преобразования на всех уровнях жизни, включая смену системы общественных ценностей.

Факторы слабой системной организованности законодательства в РФ. Факторы трудностей роста нового типа системы публичной власти: А) размытость публично-правового начала нового (демократического, западноевропейского) типа. Б) парламентское усмотрение (институциональное системно-правовое и юридическое — лоббизм вне законодательно установленных норм его применения); В) судебное усмотрение (отступление от принципов справедливости в применении закона, вынесении решений). Г) правительственное усмотрение (первичное договорно-правовое — «приватизация» публично-правового, подчинение его экономическому, институциональное, системно-правовое, юридическое).

Собственно юридические факторы — неэффективность законодательства как нормативного регулятора: А) громоздкость, «неуправляемое» увеличение законодательного массива вследствие нарушения сущностных принципов работы правовой материи — соотношение нормативного и ненормативного. Б) Порочная тенденция законодателей на уровнях федерации подвести под закон любое волевое решение (политическое, экономическое, лоббирующее). В) Несоблюдение технико-юридических правил, юридической техники при подготовке законодательных текстов.

Система законодательства (парламентское право) как самодостаточная нормативная система. Роль и место законодательной системы как ведущей подсистемы в системе права в РФ. «Расчистка» институциональ-

ного места для других источников права (способных более точно отразить право народа, естественное право, конституционные ценности). Разукрупнение системы законодательства как объективное требование нового «правового времени» в РФ, как одна из серьезных (возможно, главных) профессиональных задач публичной власти и профессионального научного сообщества, доктрины права.

Роль серьезной правовой аналитики в реализации правовой политики и стратегии нормотворчества в РФ. Понятие нормотворчества как процесса политико-конституционного опосредования нового для России типа правопонимания, нового модуля общественной жизни.

4.9. Учение о законе — основном источнике права в РФ. Парламентское право и искусство законотворчества — проблема профессионализма законодательной ветви власти. Парламентское право, законотворчество как вид государственной деятельности. Искусство законотворчества как искусство создания правовых законов, основанное на новом типе правово-нимания в РФ.

Учение о законе (догма закона как объект правовой аналитики). Доктринальные основания учения о законе, новом его идеологическом наполнении — как правовом законе. Юридико-догматическое учение о законе (праве): построение системы законодательства. законы — их юридическая природа, классификация законов. Виды критериев классификации с учетом нового типа государственности в РФ.

закон как ведущий источник права РФ и проблема несоответствия нового типа государственности до сих пор работающей догме права-закона, опосредовавшей ныне политико-идеологически не существующий тип государственности (советский). задачи правового строительства в данной области.

Объективные пределы действия законодательных актов — сферы разграничения действия закона и других источников права. Аналитическая матрица совмещения в рамках системы права законодательного сегмента и других сегментов (возможных) выражения права личности (человека и гражданина).

Примерная аналитико-правовая модель (система) сопряжения парламентского права и формирующегося прецедентного права: А) как самостоятельного источника права. Б) как результата толкования закона. Выведение прецедента (юридико-понятийно и институционально) из-под

«административной юрисдикции» как начало формирования иерархических соподчиненностей собственно прецедента (в двух его ипостасях).

Акты органов самоуправления (муниципальный уровень) в нормативном урегулировании общественной жизни: низовое звено закона, договорное право, обычное право, самостоятельное место в правовой системе РФ? Право самоуправления (нормотворчество — помимо законотворчества публичной власти) как один из аспектов реальной федерализации, структурного упорядочения государственного и общественного, формирования дееспособного гражданского общества.

Договоры, договорные акты в нормативном урегулировании общественной жизни и решение дилеммы принадлежность к законодательному сегменту либо самостоятельное (институциональное) место в правовой системе — системе права в РФ?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Правовая аналитика как одно из перспективных направлений приложений усилий юристов-профессионалов. Расширение понятия юридической деятельности — вызов существующей законодательной догматике (концептуальной и практической). Догма права - взамен догме законодательства - вызов существующему легистскому понятию права в работающей российской доктрине.

4.10. ПРАВО В ЖИЗНИ — СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО: 1. Реализация права — институциональный механизм обеспечения конституционного объема прав и свобод граждан. Институт реализации права (объект) в системе других институционально-правовых объектов и явлений. Проблемы реализации прав и свобод и эффективность механизма перевода правового (идей, принципов, правопонимания, правосознания, системы объективного права, всех его источников) в социально-политическую ткань: А) в осуществленные интересы и цели граждан; Б) в надлежащий порядок общественных отношений — позитивный правопорядок.

Правореализация, правовой механизм, «правовые часы» - система правовых рычагов, призванных обеспечивать реальное правообладание по законам правовой системы, а не по «законам». Усмотрения ее субъектов (граждан и представителей власти). Понятие механизма реализации права как серьезного индикатора эффективности: А) конституционно закрепленных принципов государственности; Б) системы государственного (публично-правового) опосредования общественной жизни; В) самой публичной власти.

Наличие нового (демократического) типа правовой культуры общества и публичной власти — необходимый предикат должной правореа-лизации, эффективности и востребованности права и правовых рычагов в современной России.

Учение о правореализации, его системно-структурные, классифицирующие элементы. Типы реализации права. Частно-правовые ценности и горизонтальные способы реализации права. Специфика государственного вмешательства при данном способе правореализации.

Публично-правовые ценности и вертикальные (властные) способы реализации права. Дуальный (двойственный) характер правоприменительных отношений: принудительный для правообязанных субъектов, правореализационный, правозащитный для государства. Понятие применения насилия к девиантному правовому поведению с целью восстановления правовой справедливости (для субъектов), правового порядка (для системы). Понятие сильного (эффективного в защите права) государства как современный облик правоприменительного процесса.

Проблема социо-психологической, идеологической (ценностной) правовой переориентации целей правоохранительной системы — проблема дееспособности правовой доктрины.

Пробелы в праве, пробелы в законе и пути их восполнения. Понятие пробела в советской доктрине, современное понимание.

Юридическая природа толкования закона как способа устранения (восполнения) его пробельности. Понятие законодательного прецедента как: А) инструмента устранения пробельности в реализационных механизмах осуществления прав граждан; Б) фиксации «болевых точек» в целостности правового режима общественных отношений; В) сигнала для заканодательной системы о необходимости восстановления ее целостности.

Демократические преобразования в России и проблема самоподде-ржания «правового фактора» как основного (требуемого) типа общественных отношений.

Проблема пробелов в законе и в праве, объективного отставания законодательства как источника права от самих прав как фактор неэффективности науки в выработке действительно системного (целостного) знания, отставание юридического инструментария от прав человека и гражданина как фактор отсутствия в России надлежащей системы государственности.

Учет в юридическом правореализационном процессе РФ юридических возможностей, нашедших разрешение в правовых системах стран мира, выведение реализации права на работающий технологический уровень — как «задача № 1»: для доктрины, публичной власти, юридической практики.

4.10.2. Правоотношение — юридический инструмент реализации права. Доктринальное понятие правоотношения — проблема преодоления легистского, внутриотраслевого (замкнутого на закон, а не на право) толкования в доктрине и сложившейся судебной практике. Нарушение прав субъектов самой системой и проблема ответственности работающей правовой доктрины. Правоотношение как фактор формализации многоуровневой системы общественных связей.

Сбои в системе формализованных правовых связей и отношений

- свидетельство нарушения целостности: А) правопорядка (надлежащего состояния общественных связей); Б) прав субъектов права (искажение правильной — правовой картины рационализации всей системы государственности); В) системы правореализации (системно претворенных в жизнь конституционных прав и свобод).

Правоотношение как микросистема, находящаяся в субординационной связи с макросистемой — правовой системой. Целостность (по цели в правовом регулировании) и дуальность (разведение прав и обязанностей) как специфическая форма правоотношения, правовой формы как таковой.

Специфика западноевропейской правовой идеологии в понимании сторон правоотношений. А) «Техническая» обособленность носителей прав и носителей обязанностей конкретных правоотношений и одновременно их связанность в рамках всей правовой системы (что предполагает знание «целого» и тех ценностей идеологии, которые это целое фундируют). Б) Правоотношение как «низовой уровень» рационализации социального, предполагающий легитимацию (сторонами) правового на рациональном уровне (в целом), на системно-структурном (в «развитии», «ветвлении» древа целого).

западные типы легитимации правовой системы (правоотношений как ее «кровеносной системы») - рациональный и системно-структурный

- «русский» тип легитимации как харизматический, внерациональный тип. Проблема разрыва между новым формальным типом демократии в России, поддерживаемым «системами» и «структурами» и отечественным типом

ценностного мышления. Профессиональные задачи доктрины, публичной власти в выработке надлежащего ценностного фундамента нового (правового) типа государственности в РФ.

Абсолютные (естественные) права и их конкретизация на уровне правовых ценностей, закрепленных в «техническом словаре права» и методах работы юристов. Специфика абсолютных правоотношений.

Спектр абсолютных прав и правоотношений, выработанный европейской цивилизацией, и проблема «русских» абсолютных ценностей, инкорпорированных в действующее право (все его источники). Абсолютные правоотношения как область объективации и поддержания публичной властью (государством) собственных цивилизационных ценностей наряду с общепризнанными «мировыми» (западноевропейскими) ценностями.

Диспозитивные правоотношения как ведущий тип правоотношений в формализации новых типов общественных связей в РФ. Конструкция горизонтальных диспозитивных правоотношений, их юридическая природа. Понятие и схема частного права на данном уровне (как системы диспозитивных правоотношений).

Публично-правовые отношения и проблема научного опосредования публично-правовых ценностей современного мира. Публичное право на данном уровне как система правозащитных отношений. Публично-правовые отношения в области разделения властей (доминантного типа правосообразного формализованного взаимодействия): между А) народом, обществом (экономическим, гражданским) и государством (публичной властью) — на всех уровнях федерации (вертикальных и горизонтальных); Б) внутри самой системы публичной власти (разделение властей как правовое состояние — правоотношение); В) между субъектами федерации и федеральным центром, а также между самими субъектами федерации.

Общественный договор как политико-правовое отношение (правоотношение) специфического типа: как выражение естественного права народа - носителя неотчуждаемого суверенитета. Срочный характер данного типа правоотношения (для власти). задачи доктрины публичной власти и общества в выработке действенных юридических рычагов реализации народом своего суверенитета.

Смена политического курса в России и проблема пределов срочности правоотношений: политических, цивилизационных, нравственно-духовных (революционное прерывание, разумная преемственность,

восстановление непреходящего). Профессиональные задачи публичной власти в данной области.

Специфика прав и обязанностей сторон в естественно-правовых, политических - (публичных) отношениях (народ-суверен - правообладатель, публичная власть - правообязанная сторона). Абсолютный характер таких правоотношений, его качества. Юридическая формализация такого политического (публичного) правоотношения правообязанностей - важная задача правовой науки.

4.11. АНОМАЛИИ В ПРАВЕ: пути их устранения. Аномалия как нарушение должного порядка: А) в институциональной системе, правовой системе, системе действующего (объективного) права; Б) в жизни. Девиации публичной власти (неисполнение обязанностей в системе правоотношений с обществом), социальные девиации. Учение о правонарушении и юридической ответственности. Позитивная (диспозитивная) направленность правовых регуляторов и задачи публичной власти в установлении такого «психологического климата», такого проявления ценностной правовой идеологии на персонально-личностном уровне, которые обеспечивали бы позитивно направленное поведение общественной системы, реализацию правовых ценностей (прав и свобод граждан).

Роль публичной власти в «переналаживании системного течения» общественной жизни в РФ. Уход государственной власти от своих обязанностей по поддержанию публично-правовых ценностей, правового «поля» (политико-идеологического и экономического, особенно - социального и экзисенциально-обеспечительного для народа как целого) в период складывания новой системы государственности - прямое правонарушение государства как системы публичной, обеспечивающей общее благо. Формы гражданской (политической) вины власти, вины перед народом — преступная самонадеянность либо прямой (революционный) умысел («ломать не строить, а построится само»). Понятие сильной публичной власти — как власти профессиональной. Непрофессионализм власти как девиация особого типа.

Понятие правовой аномалии (нарушение должного правового порядка) - многоуровневое понятие:

А) Аномалии в праве как институциональной системе. Понятие аномалии как отклонения от правильного заданного типа нормирования в самом праве как объекте: аномалии в понятиях («именах»). В доктри-

нальном, идеологическом, специально юридическом понимании феномена права, которое способно реально быть регулятором новых типов связей в России. В понимании должного (требуемого социумом) типа системности как «обустроенного» абстрактно-правового (теоретическое) — система права, правовая система, система законодательства. Ошибки современной правовой науки: 1) Неразличение как центрированной системы знания, научных точек зрения (как стимул развития самой науки) и доктрины (пока отсутствующей в новом цивилизационном облике). 2) Неразличие (еще не сложившийся на базе доктрины догмы права (как выверенной системы категории, понятий, институтов), которые актуализированы наличной системой государственности, способны работать «на опережение», объективно обусловливая правильный эволюционный ее ритм.

Проблема методов (способов) правового актуализирования нового типа российской государственности, новых типов аномалий в праве — проблема не доктринерства (столь распространенного ныне), а доктрины. Понятие новой догмы права как позитивации демократических ценностей и типов отклонений от них (девиаций) в действующем праве. Понятие догмы права (объектное) как операциональной понятийной системы, которая располагает институциональными местами для новых правовых реалий (в том числе и прежде всего внепозитивистических — законодательных) и ответственности за «допущение» в систему аномалий.

Понятие отклонения от требуемого «рационального хода вещей» и системного закрепления и поддержания в праве демократических институтов как тип девиации теории (доктрины) и практики (публичной власти, юристов-практиков как проводников публично-правового начала), за который расплачивается общество.

Б) Аномалии в общественном правовом, конституционном договоре. Понятие девиации в институциональных системах современной России, прежде всего — системах трансляции обществу надлежащего «правового фактора», правильного публично-правового начала. Понятие ответственности публичной власти как системы за правонарушающее коренные интересы народа (общее благо) поведение.

Понятие девиаций и ответственности публичной власти по общественному договору с народом вследствие нарушения ею конституционной обязанности создавать политико-правовую инфраструктуру обеспечения дееспособности общества как целого.

Понятие девиаций и ответственности общества за нарушение своих гражданских обязанностей по общественному договору.

Специфика правоотношений «типа А» и «типа Б» и ответственность по ним (негативная с перспективным и ретроспективным видами ответственности). Фиксация юридических фактов, обусловливающих наступление ответственности в данных типах правоотношений — задача правовой доктрины и «просвещенной практики».

Проблема дееспособности публичной (государственной) и общественной власти в России — не расхожие размышления и «смелые» констатации «по поводу и в связи», не интересный тип схоластического философствования, а собственно правовая инструментальная проблема, проблема отклоняющегося поведения, требующая возникновения негативного (вертикального, властного) правоотношения, где властной стороной является народ.

Проблема надлежащего кадрообеспечения публичной власти — проблема уровня способности данной власти находиться в юридически надлежащем правоотношении с обществом. Проблема системного кризиса в России как проблема «нехватки» (критической) надлежащих ее носителей — «агентов правильного мышления и влияния», которые способны обеспечить: А) созидание самой демократической системы; Б) надлежащей для правильного течения данного типа правоотношений структуры. Девиантность современной государственной «технологии»: сначала структура (химерная), через которую система (жизнь) сама становится химерной (по Л. Н. Гумилеву).

В) Аномалии в законе и юридико-догматические элементы учения как фактор преемственности в работе «технического законодательного словаря».

4.12. Механизм правового регулирования — проблемы эффективности права как системного продукта. Правовая аналитическая футурология как направления деятельности доктрины и практики. Понятие механизма правового регулирования как жизнеспособного, самодостаточного состояния системы правового опосредования социальной жизни. Нетождественность понятий «механизм» и «структура» и проблемы понятийного правового словаря.

Несводимость механизма правового регулирования только к набору правовых средств, которыми оперирует государство, и проблема изжи-

вания советского государственного (этатистского) типа правопонимания. Базирование современной конституционной идеологии на понятии эффективности: А) регулятивного воздействия на социальную среду всего правового механизменного материала (правовой системы); Б) созданных институциональных и практико-прикладных возможностей саморегуляции самой социальной среды.

Советское учение о механизме правового регулирования (одностороннее некорреспондирующее воздействие власти на общество) и регулятивная идея действующей Конституции РФ (активная корреспондирующая двухсторонняя правовая связь власти и общества).

Эффективность общества и эффективность государства как конечный результат системно полноценного правового регулирования, как универсализация ценностно-правового фактора в ткани общественной жизни.

Понятие механизма правового регулирования как отдельного объекта (института доктрины) в статике (как системы, которая имеет сопряженное элементное строение). Элементы системы правового регулирования по вертикали и горизонтали. По вертикали: А) Парно-соподчиненное

- «естественное», «органическое» право народа (и соответствующая ему правовая идеология, которая проводится в жизнь публичной властью). Недопустимость подмены правовой идеологии правовой психологией (как это имеет место ныне). Б) Система действующего права — объективное право, соответствующее «стандартам» эффективного общества и соответственно предполагающее профессионально дееспособную публичную власть. В) Система правореализации, основанная на принципе: нет свободы (эффективного общества, народа, страны), если отсутствует системотехника юридических и внеюридических в традиционном для советской догмы права понимании средств ее поддержания.

Элементы правового регулирования по горизонтали - система общественного взаимодействия, осуществляемая в правовой нормативной форме. Уровни данной системы: гражданское общество (политические, гражданские, правовое общество; «естественное общество» (в европейской классификации), или экономическое общество; общество-социум; народ как целое («скрепленное» общим интересом через единообразное понимание общего блага). Строительство в РФ эффективной системы общественного правового взаимодействия «сверху вниз» (рецепция западного «ставшего состояния») как урок, «плохо выученный публичной властью».

Проблема фундаментального механизменного правового строительства как «приглашение власти» начинать его (строительство) с фундамента.

Сложная организованность механизма правового урегулирования как системы и возможности правовой аналитики. Проблема флуктуации (напряжений) в такой системе как объективное явление, обусловленное эволюцией социальной жизни, особенно в становящихся общественных системах, в России. Правовая футурология (умение просчитывать возможные напряжения в системе), правовая аналитика как важный участок профессиональной деятельности (публичной власти, профессиональной государственной личности. Роль теории в правовой прагме и правильном прагматическом действии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.