Научная статья на тему 'О содержании магистерского курса «Современные проблемы юридической науки»'

О содержании магистерского курса «Современные проблемы юридической науки» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
833
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА / ИННОВАЦИИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ / MASTER OF LAW COURSE / INNOVATION / LEGAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ракитская Ирина Францевна

Курс направлен на формирование научных основ, а также системы современного понимания государственно-правовых явлений в мире в целом, в Российской Федерации в особенности. В программе анализируются эволюция, тенденции развития и основы футурологии, а также аналитики в области системосозидания демократических институтов в России. Программа носит направленный инновационный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the content of the Master of Law course "Modern problems of legal science"

The article is devoted to the problems of legal education in connection with the reforms in the higher school, especially in degree of Master of Law. The author has made a proposal for a new concept of the modern program in the theory of law.

Текст научной работы на тему «О содержании магистерского курса «Современные проблемы юридической науки»»

административные распоряжения определяются как акты, содержащие «нормы, которые, не будучи законами, являлись ... правилами, обязательными для всех». Министерство, распоряжаясь по всему государству, не только нуждалось в выдаче предписаний своим подчиненным органам, но и в издании правительственных, административных распоряжений, обязательных для всего населения. Министерство несло ответственность за содержание издаваемого акта. Порядок издания министром таких административных распоряжений в России предполагал прохождение через Правительствующий Сенат для обнародования в издаваемом с 1864 г. «Собрании узаконений и распоряжений правительства».22 Это был своего рода и нормоконтроль.

Итак, в Российской империи XIX - начала XX в. на фоне отсутствия формальных критериев разграничения закона от подзаконных нормативноправовых актов все же четко выявляются два момента, определяющие статус министерского нормотворчества. 1) Деятельность министерств в дореволюционной России носила подзаконный характер, осуществлялась во исполнение Высочайшей воли, включала как исполнительскую, так и распорядительную составляющие. 2) Целый ряд издаваемых министрами административных распоряжений носил нормативный характер.

Государственная власть в лице центральных органов управления (министерств, прежде всего) наряду с верховным управлением активно участвовала в правоустановительной деятельности. Анализ практики государственного управления позволяет говорить о том, что правоустановительная функция российских министерств была объективно обусловлена и изначально содержалась в компетенционном блоке центральных органов управления, каковыми были министерства. Нормотворческая деятельность последних выдавала и определенный диапазон видов нормативно-правовых министерских установлений: высочайше утвержденные доклады министров, правила, инструкции, циркуляры, распоряжения. Думается, впоследствии именно они легли в основу оформления системы подзаконных актов и формальной легитимации подзаконной нормотворческой деятельности российских министерств.

22 Энциклопедический словарь / Изд. Брокгауз Ф. А., Эфрон И. А. СПб., 1897. Т. 1.

С. 179.

ИННОВАЦИИ В ПРАВОВОМ ОБРАЗОВАНИИ

И. Ф. Р'акитская*

О СОДЕРЖАНИИ МАГИСТРАТОРСКОГО КУРСА «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ» СТАТЬЯ 1. ГОСУДАРСТВО

Ключевые слова: магистерская программа, инновации, высшее образование, юридическое образование, проблемы юридической науки.

Аннотация: Курс направлен на формирование научных основ, а также системы современного понимания государственно-правовых явлений в мире в целом, в Российской Федерации в особенности. В программе анализируются эволюция, тенденции развития и основы футурологии, а также аналитики в области системосозидания демократических институтов в России. Программа носит направленный инновационный характер.

Курс «Современные проблемы юридической науки» основан на инновационной методологии обучения, которая может быть определена как методология моносистемного, креативного мышления, общепризнанно полагающегося в качестве ведущей черты национального способа творческого самовоспроизводства. Данный тип мышления всегда лежал в основе русского правового мышления, русской научной правовой школы.

Моносистемное (целостное) мышление и воспроизводимое на его основе практическое юридическое знание является знанием более высокого уровня, чем уровень рационализации и систематизации законодательного опыта, который ныне стал ведущим методом преподавания юридических

* Кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. E-mail: lenjurmag®)mail.ru

ДИСЦИПЛИН.

Метод позитивации, несомненно, важен - без него невозможно понять содержание регуляторных правовых инструментов в стране. Однако он эффективно работает преимущественно в условиях сложившейся по-литико-идеологической системы (пример тому - современные западные демократии). В условиях же России, в условиях создания самой системы: ценностно-идеологической, публичной (государственной), правовой, экономической и личностно-коммуникационной, наконец, просто человеческой,

- методология позитивации (закрепления чего?) объективно не работает ни на одном из перечисленных уровней. Тем более не приходится говорить о макро системном уровне - созидаемой цивилизационной правовой модели государственности, которая принципиально не может быть фундирована методом позитивации.

Современная государственно-правовая доктрина, теория государства и права в первую очередь, несмотря на естественноправовую и либеральную (либертарную) идеологию, на которой основана действующая Конституция РФ, по-прежнему системно воспроизводит сложившийся «классический» научный системно-коммуникационный понятийный аппарат. Однако идеологически такой понятийный аппарат, который опосредовал прежнюю (советскую) политико-идеологическую систему и цивилизацию как выстроенную на ней социальную и правовую жизнь, совершенно очевидно в ряде случаев ныне непригоден.

Принципы советской правовой и государственной системы, ее архитектоника прямо противоположны (инверсионны) строящейся ныне системе. В самом деле - центром советской системы, точнее самой системой, являлось государство (публичная власть). В рамках этой системы не было места институту разделения властей внутри государства, не говоря уже о таких уровнях институциональных разделений, таких подсистем, как «государство и гражданское общество». Не существовало самого научного понятия «гражданское общество», следовательно, он не имело своего места в системе символов общественной жизни. Тем более не могло существовать четкого определения «институциональных гнезд» всех сегментов гражданского общества. Нет в системе понятий в доктрине - нет в жизни. Не существовало, наконец, такой правовой ценности, внедренной в политическую и социальную жизнь, как правовая личность, гражданин (формализованный, дееспособный человек), ныне идеологически ставший вершиной (центром) всей пирамиды государственности, исистемы властного опосредования об-

щественной жизни.

Инструмент такого властного опосредования - право - в советской цивилизационной системе понимался инверсионно ныне идеологически и конституционно закрепленному. Право человека сегодня рассматривается как сфера его свободы - сфера самостоятельного и независимого от власти выстраивания своей жизни, при обязанности власти создать для этого всю необходимую инфраструктуру (социальную, инжинирингово-регламента-ционную, а значит - целостную понятийную).

Это, в свою очередь, предполагает четкое институциональное разграничение сфер частно-правового и публично-правового при установке -публичное как обслуживающее, создающее условия для беспрепятственной реализации частного. Причем отнюдь не только и не столько на экономическом уровне, а на всех институциональных горизонтах и срезах общественной жизни в стране.

Работающей ныне должна стать идеологема публичной власти-менеджера, управляющего не человеком, обществом, а системой и ее инфраструктурным обеспечением. В противовес тому для прежней политико-правовой идеологии и теории человек и соответственно его права (свободы) напрямую являлись частями госсистемы, элементами «хозяйственной деятельности». Именно это ныне дает о себе знать в виде разросшейся, можно сказать, тотальной коррупции, поскольку чиновнику - носителю государственности до сих пор «удобнее» полагать себя «хозяйствующим субъектом».

Свершившееся ныне «переворачивание» пирамиды государственности «с головы на ноги» требует соответствующего органического знания, как «по уму» выстроить новую систему жизни. А это, в свою очередь, требует новой государственной и правовой доктрины, построенной на действующих конституционных идеологических и правовых ценностях. Это требует нового модуля, если хотите, парадигмы центрирования - собирания народа, страны через подлинные (аутентичные становящемуся новому) правовые, а не сугубо законодательные рычаги.

Аналогичный путь в свое время проходила и западная цивилизация (путь выстраивания системы демократии как правовой демократии, путь плюрализации подсистем единой системы демократии через жесткое ее стягивание с помощью правовых рычагов). И этот путь был не менее драматичным, чем в современной России, или в странах бывшего соцлагеря. При одном принципиальном различии - Западная Европа состоялась как циви-

лизация благодаря тому, что ее «государственно-правовой модуль» всегда проводился в жизнь на основе идеологемы индивидуального как «центра мира», идеологемы и системного принципа правовой личности.

Россия же данного принципа не знала, как не знала его, строго говоря, и работающая государственно-правовая доктрина, теоретическое знание в целом. В смысле системного проведения ее на прикладном, социальном уровне, на уровне размерности социальной жизни. Ныне это дает о себе знать в виде эклектичности регламентационной нормативной системы, прямой подмены реального правового системосозидания случайностным, пробельным, коллизионным законодательствованием.

Одна из причин тому - «качество» существующей доктрины и сложившейся на ее основе догмы государства и догмы права, которые слабо опосредуют складывающуюся новую культуру общественной жизни. Что же касается политико-правовых ценностей, правовой культуры, в первую очередь, культуры представителей публичной власти, власти в целом и общества, которая должна базироваться на принципиальной иной гражданской философии как философии юридической, правовой личности - об этом не приходится говорить.

Российская правовая доктрина, например, в ценностном понятийном слое до сих пор проводит деление на «физические» и «юридические» лица, в то время как, строго научно рационально, физическое находится вне пределов современной пирамиды политико-правовой жизни, закрепленной в Конституции РФ. Что допустимо в языке закона, то не всегда приемлемо в праве как феномене личности, а не государства. В этом плане современная правовая теория (как концептуально замкнутое операциональное знание, система которого самодостаточна, т. е дееспособна), по сути практически целиком пробельна.

Все противоречия и пробелы доктрины, соответственно, отражаются на учебном процессе, который ныне в очень малой степени располагает ценностными и эвристическими познавательными возможностями привить студентам личностные и, соответственно, профессиональные установки о «предметных» ценностях правовой формы, ее отличии от законодательной формы, отличии права от закона, человеке как индивидуальном правосубъектном центре всей общественной системы.

Как, в самом деле, на практике можно отличить право от закона, если правовая система РФ до сих пор институционально базируется на единственном источнике юридического права - на законе. При признании

разных источников права терминологически, но не в доктрине (как рациональной системе, «свернутой» в себе).

Действительно, при системном изложении материала, например, о системе права не находится институционального места для таких источников права (наличие которых ныне широко артикулируется), как прецедентное (судебное) право, договорное право, обычное (традиционно-религиозное) право. Нет в ней места и для публичного и частного права, которые (как концептуальные «завершенности»), как представляется, только и способны проложить институциональный «водораздел» между обществом и властью, создать реальную систему сдержек и противовесов между ними. В условиях угрожающего для общества как целого нарушения природных прав человека о естественном праве по-прежнему говорится философски-абстрактно, а не институционально и операционально-юридически.

Пере страивание государственно-правовых представлений в русле конституционной идеологии новой России, по существу, требуется на всех этажах доктринального юридического знания:

- о видах правовых норм, не сводимых исключительно к законодательным нормам;

- о понятии нормативности общественных отношений как пирамиды отношений, которая включает не только «бумажное» законотворчество, но и процесс правоисполнения на уровне публичной власти (государства);

- о понятии рационализации самой публичной власти, подлинного приведения ее деятельности к правовому основанию - к работе на общее благо (не по закону, а в политико-социальной реальности);

- о понятии правовой системы как институционализированной (рационализированной) реальной социальной жизни;

- о понятии системы права, не сводимой к системе законодательства;

- о рациональном понятии системы законодательства как ведущем сегменте системы права;

- о понятии механизма правового регулирования как сложной (живой) системе правового опосредования социальной жизни (а не только как законодательных инструментах), где едва ли не ведущим компонентом является презумпция должного поведения и людей (частного), и системы (публично-правового). Только это может реально сформировать должный порядок общественной жизни в России. При понимании на данном уровне самой конституции не только как закона, но и в прямом политическом смыс-

ле как конституирующего начала, остова, стержня этой жизни.

Обучение студентов магистерского уровня такому уровню мышления (должному публично-правовому) - прямая задача учебного процесса; как и привитие подлинного, работающего правового мышления, естественно-правового мышления, на понятийном аппарате которого «сверстана» действующая Конституция РФ; профессиональной культуры, нормативно основанной на понимании права как, прежде всего, достояния человека, гражданина, которое поддерживается правовой справедливостью, а не усмотрением чиновника.

Привить такую культуру мышления и профессионального образа действия можно только на основе демонстрации несинкретического, неэклектического типа знания, прежде всего знания макросистемного, с одной стороны, и личностно-ценностно акцентированного и «принятого» знания, с другой стороны. Как типа знания, из которого исторически «родились» и впоследствии отпочковались в отдельные отрасли знания все наличествующие типы современного знания: и философско-рационалистическое и натурфилософское, и собственно научное, и, конечно же, правовое, которое эволюционно самым непосредственным образом было связано с онтологическими (бытийственными), жизненными человеческими ценностями, со справедливостью, правдой.

Если выкристаллизовать собственно модуль макросистемного, точнее - моносистемного знания как знания более высокого системного уровня, чем это имеет место ныне, то оказывается, что его стержень (конститутивное, конституция) является результатом успеха всех правовых демократий европейского типа. Это и должно стать необходимо минимальным уровнем стратегического мышления и стратегического видения проблем государс-твенно-правовой действительности студентов, обучающихся в магистратуре. При одновременном знании, как правильно совместить европейскую политико-правовую культуру, для нас по сути иноцивилизационную, и отечественную, как провести в жизнь собственные российские этно-нацио-нальные, цивилизационные и государственно-правовые ценности, сделать их равноправной частью глобальной мировой системы.

Базовая методологическая цель курса - изложение материала с точки зрения конституционно закрепленных реалий, status quo российской государственности как правовой социальной государственности. В противовес традиционному (ортодоксальному) рассмотрению правового государства как «концепции», существующей «в параллели» с принятым в отечествен-

ной доктрине (читай: советской доктрине) учением о государстве и праве. При понимании того, что современная конституционная «картина государственности» есть не продолжение, а решительный разрыв с прежней доктриной по факту.

Пропедевтическая цель курса:

- четкое закрепление (в «индивидуальном» сознании студента) ценностей идеологии, политической философии, принципов и институтов правовой государственности, которые эволюционно (но отнюдь не революционно, по «декрету элиты») находили закрепление в правовых системах стран мира, а теперь закрепляются (последовательно, с точки зрения их раскрывающегося во времени осознания социальной практикой) в правовой системе России;

- выявление тех системных аспектов западной теории правового государства («обкатываемых» в социальной практике другой цивилизации, становящихся размерностью ее жизни, ее системы демократии, ее системы прав и свобод), которые должны быть восприняты российской государственностью, правовой теорией на практике и которые способны обеспечить подлинную реализацию в социальной жизни принципов и норм действующей Конституции РФ;

- выявление актуальных - системосозидающих - проблем отечественной «философии» (идеологии) и догмы государства и права.

Практико-прикладныая цель курса:

- выработка навыков стратегического мышления, стратегического видения и умения решать на практике сложные проблемы современной российской общественной жизни;

- выработка таких профессиональных идеологических и аналитических навыков, благодаря которым специалисты-юристы были бы способны стать новым содержательным ядром отечественной политической элиты, готовой к «правильному государственному действию»;

- выработка целостного (органического) представления о государственной и правовой системе и на этой основе навыков и искусства нормотворчества, государственного и правового строительства.

Содержание дисциплины

1. УСТАНОВОЧНЫЙ БЛОК: введение в уровень проблематики курса. Понятие научного (доктринального) знания как системного знания. Необходимость выработки новой работающей юридической доктрины, ко-

торая системно опосредует естественно-правовую идеологию, как условие эффективности демократических преобразований в России. Новые узловые проблемы государственного строительства, которые должна опосредовать теория государства. Новые узловые проблемы правового строительства, которые должна опосредовать теория права.

7. ОЕТТТКНАУЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

2.1. Государство и право - объекты с исторически (идеологически меняющимся содержанием). Понятие государства и права как продуктов цивилизационной деятельности народов. Понятие исторической эволюции, эволюционной и революционной смены парадигмы мышления и соответственно изменения концептуальных представлений о роли и предназначении государства и права, самом их содержании. Смена общественного строя в России как объективный фактор, обусловливающий необходимость выработки новой доктрины об обществе, публичной власти, праве, правовом законе, других источниках права.

2.2. Предмет юридической науки и современные проблемы фундаментального доктринального знания. Понятие предмета науки как системы знаний о своем объекте: его сущности, содержании. Понятие системы знаний (предмета) как системы, которая выражает сущность объекта. Понятие «состава» системы - ее подсистем, внутрисистемных связей, механизма сопряжения «элементного состава». Роль целостного учения об объекте в обеспечении самодостаточности общественно-практической (дееспособности), эффективности как инструмента опосредования общественной практики. Понятие институциональной системы как системы научных категорий, при помощи которых описывается объект. Государство и право в России как объекты, требующие новой институциональной и предметной доктринальной базы. Государство (система публичной власти) и право (сбалансированная система его юридических источников) как объекты изучения в юридической науке.

Понятие идеологии, политической идеологии, государственной идеологии, правовой идеологии, естественно-правовой идеологии, конституционной идеологии.

Понятие ценностей общественной жизни, их «номенклатуры», пуб-лично-правовых ценностей, частно-правовых ценностей, индивидуальных ценностей. Понятие системных ценностей, ценностей системы с точки зрения профессионального статуса юриста - правозащитник, юриста-ученого,

юриста - государственного деятеля.

2.3. Методология современного юридического знания и проблема адекватных способов познания государственно-правовой действительности. Понятие метода (способа) изучения объекта (явления действительности), применяемого с целью создания о нем нового знания. Изменение способов изучения мира и его явлений как следствие изменения самого мира. Характеристика методологического арсенала советской правовой науки. Характеристика методологического арсенала западноевропейской науки в познании государства и права. Характеристика проблем современной отечественной методологии. Основные задачи по созданию системы способов фиксации качеств таких объектов с изменившимся содержанием, как государство и право.

Основные методы познания российской государственно-правовой действительности как инструменты обнаружения и фиксации в системе знаний качеств этой действительности.

Методы изучения права и методы изучения законодательства.

3. ДОКТРИНА ГОСУДАРСТВА И ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВО-ВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В РФ.

3.1. Идейный и политико-философский фундамент современной правовой государственности. Государство - социальная и политическая ценность и современный российский конституционный процесс. Уровни понимания термина «государство». Понятие традиции (идейной, ценностной, цивилизационной, политико-правовой, научно-догматической) в изучении государства. Задачи по формированию новой научной системы, которая институционализировала бы мировые традиции и практику правовой государственности. Западноевропейская традиция в построении доктрины правового государства (автохтонная) и проблема объема ее рецепции русской государственно-правовой традицией. Проблема преемственности и «размежеваний» с советской теорией государства.

Понятие сегментарной (плюральной) государственности как фундамент западной доктрины государства. Исторические модели сегментарной государственности. Понятие моноцентричной государственности, ее исторические модели. Русская и советская юридическая наука о государстве как наука, развивавшая моноцентричную модель. Объективные сложности теории и практики правовой государственности в России как объективные сложности принципиально разных типов миропонимания и традиций государственности.

Понятие и многозначность толкования термина «государственность». Проблема политизации понимания института государственности

- его «оценки» вместо доктринального обоснования его нового конституционного содержания. Задачи публичной власти, ее представителей, в деле ее институционализации в России. Конституционное понятие государственности. Публичная власть (государство в современном его конституционном понимании) как система, которая должна работать «на опережение», как главный фактор построения новой общественной системы. Роль публичной власти (государства) в условиях общественно-политической модернизации в России. Проблема профессионализма публичной власти как фактор дееспособности общества, интересы которого она призвана проводить в жизнь, государства как субъекта международного права.

Уровни понимания государства в доктрине правового государства. Понятие государства как системы публичной власти, структура этой системы (разделение властей). Структура системы правовой государственности: публичная власть (подсистема), гражданское общество (подсистема). Основные принципы обеспечения целостности системы правовой государственности. Понятие разделения властей между обществом и государством. Модели (типы) взаимосвязи подсистем «публичная власть» и «гражданское общество».

Понятие «народа» как «собранной» через единые ценности общности и объективное отсутствие в России необходимой «питательной почвы» (единого народа) для создания подлинной правовой государственности. Роль политических ценностей и политико-правовых традиций в становлении правовой государственности в РФ, их феноменологический и онтологический «образ».

3.2. Государство (система публичной власти) и другие общественно-политические явления и институты государственности. Понятие публично-правового начала как «стержня» государственности, как дееспособной системы опосредования общих интересов и общего блага (самодостаточности народа в разных его гражданских, политико-правовых и жизненных социальных срезах).

Понятие правового государства (продукта западной цивилизации) как пирамидальной системы, основанием которой является «правовое, системное общество» - «собранное» гражданское общество, а вершиной экономически эмансипированный индивид. Понятие советского типа государственности как пирамидальной системы, основанием которой являлся

«народ» как неструктурированное целое, держащееся на идеологии, а вершиной являлась власть (государство). Основные линии инверсионности этих моделей. Системные задачи современной российской науки и государственной практики в надлежащем обосновании и построении русской цивилизационной модели правового государства.

Системные задачи публичной власти в созидании (институциональном и инструментальном) правовой государственности в РФ. Задача в данной области доктрины.

Институциональное разграничение публичной власти (государства) и гражданского общества, естественного (экономического) общества. Основные модули (рычаги), обеспечивающие целостность (суверенность) данных «образов», систем народа, понятие народа.

Государство и экономика - проблема допустимости принятия государственностью экономического диктата.

Государство и система самоуправления - допустимо ли бытующее понимание «системы народа» как «низового этажа» публичной власти. Советский цивилизационный «облик» народа как негодный инструмент в условиях нового цивилизационного строительства.

Государство и церковь: роль духовных ценностей в государственном строительстве. Религиозные конфессии как «структурный элемент» народа, его специфическое сообщество. Институт церкви в системе государственности. Церковь и проблема ее собственности.

3.3. Гражданское общество - правовое, системное (институционализированное) общество и государство: система сдержек и противовесов. Понятие гражданского общества как продукта западной политико-правовой идеологии. Понятие гражданского общества как системы взаимоотношений во всех областях жизнедеятельности (экономической, социальной, политической), жестко сцепленной «правовым каркасом». Понятие права как поверхности разделения гетерогенного (сегментированного, плюрального) массива (населения). Понятие права как инструмента в руках индивида, обеспечивающего порядок общественных отношений, цель которого - экономическая суверенность.

Становление европейской науки о государстве (публичной власти) и гражданском обществе. Этапы общественно-исторической эволюции (развития) гражданского общества в Западной Европе и уроки для России. Понятие сильной публичной власти как дееспособного государства - способного обеспечить правильные системные, внутрисистемные и мегасис-

темные связи и опосредования в обществе.

Система и структура гражданского общества - гетерогенная линейная система. Сравнительная характеристика модулей «собираемости» гетерогенной системы западного типа и российской цивилизационной системы как гомогенной (без поверхностей натяжения, т. е. без права как такой поверхности). Сложности правового мышления России как объективные сложности, как сложности системного уровня.

Гражданское общество и его европейский образ периода постмодерна - сетевое общество как воспроизводящее сетевую структуру западной модели бизнеса. Непригодность сетевого понятия гражданского общества (как поля для бизнеса) для России и других постсоветских стран. Рецепция данного «продукта» - «приглашение к себе» иноцивилизационного, приглашение к поглощению собственных ценностей, экономического и политического рынка и утрата равного (одинакового, однородного) собственным ценностям человека. Поражение власти на «данном участке» - не трудности роста, а преступное незнание, преступление против своего народа.

3.4. Современная правовая демократия - основные институты. Методология демократии. Уровни понимания демократии: а) система принципов и институтов организации жизни в государстве (современный облик

- правовое государство); б) механизм обеспечения (поддержания) демократических принципов и институтов; в) демократия как личная ценность.

Основные институты демократии: верховенство правового закона; плюралистическая структура общества (плюрализм как принцип государственности на всех ее уровнях) с институциональным обеспечением права каждого элемента (ассоциации) гражданского общества на свое структурное место в системе; институционально закрепленная система сдержек и противовесов между обществом и государством; институционально разграниченные системы государственной и общественной власти (системы самоуправления); разделение власти внутри публичной власти (государства); система правосудия (суд) как система а) «сдерживания» внутри власти; б) как система обеспечения правовой справедливости в стране.

Проблема правосудия и его институционально правильного понимания в современной России.

Механизм обеспечения демократических принципов и институтов

- формальная (юридическая, правовая) демократия: понятие и задачи его формирования в РФ. Понятие реальной демократии (советский цивилизационный тип) и формальной (правовой) демократии европейского типа

- два разных взгляда на социальную действительность в XX в.

Виды (типы) демократий в западном государствоведении. Понятие осевой и периферийной демократии и издержки демократии западного типа. «Новые образы» демократии: эталонная, устойчивая, суверенная, экономическая, политическая, конкурентная, сомнительная и т.д. Задачи по формированию русской цивилизационной модели правления народа.

3.5. ДОГМА ГОСУДАРСТВА. Государство в статике - как институциональная система. Понятие догмы (от греч.: «учение») как сложившейся системы научного знания об объекте и его связях с другими объектами

- в первую очередь, с правом. Понятие современной догмы государства как устоявшейся системы институционального (рационального) знания о публичной власти - объекте с изменившимся политико-правовым, конституционным содержанием, предназначением и целями.

3.5.1. Сущность и основные признаки государства - проблема современного доктринального понимания. Дискреционность публичной власти и проблема коррупции в России (на системном уровне). Понятие сущности государства (публичной власти) как особого типа социальной власти.

Доктринальное понятие свойств публичной власти: суверенитет, авторитетность, легитимность. Типы легитимности. Тип легитимации публичной власти, свойственный России (цивилизационный, этно-культурный и духовный).

Аномалии в правильном (рациональном) системном позиционировании публичной власти - дискреционность (злоупотребление публичноправовым началом). Типы должностной дискреции: плюралистический (западный тип) и корпоративистский (российский тип). Понятие и система корпоративистского государства. Сращивание частного и публичного («приватизация» публичного) как системная причина «новой» коррупции в России. Основные направления системной борьбы с коррупцией - вытеснение корпоративного, непубличного (идущего «не в ногу с общим благом»), из публичного, построение реально работающей публично-правовой системы опосредования общественной жизни.

Понятие публичной власти как статичной системы. Понятие рационализации публичной власти как системы, которая системно проявлена вовне - в социальной среде, т. е. эффективна. Современный конституционный подход к проблеме рационализации публичной власти. Понятие системных уровней государства.

Понятие и способы обеспечения целостности государственного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

организма. Понятие единого универсального принципа самоподдержания государства, его пирамидальной системы и структуры по вертикали и горизонтали.

Вертикаль власти как принцип единообразного проведения пуб-лично-правового начала (общего блага) сверху вниз - в «толщу народной жизни». Проблема правильного толкования понятия вертикали власти в доктрине (недопустимость понятийной профанации) и политической практике (недопустимость использования в негодных политических целях).

Понятие государства «по горизонтали» - как «народной системы», экономического сообщества, гражданского сообщества, которое функционирует на основе универсального, историей человечества выработанного регулятора - права. Право как способ «собирания» плюральных сообществ.

Право-справедливость (инструмент обеспечения и поддержания общего блага) как цель, которая обусловила становление в процессе человеческой эволюции и самого государства.

Современное понятие государства (система публичной власти на службе у народа своей страны) как продукт цивилизации.

3.5.2. Форма государства: типология государства как сложной многоуровневой цивилизационной системы. Понятие типологии в государственно-правовой науке: выявление общих черт в исторически существовавших и существующих ныне типах, видах цивилизаций, разновидностях национальных форм государственности, отдельных государствах.

Цивилизационный и формационный подходы в типологии и проблема осмысления эволюции исторических форм государственности. Два вектора понимания эволюции: а) цикличное (спиралевидное), вертикальное и б) прямолинейное (прогрессистское), горизонтальное движение по шкале исторического времени. Русский тип (тип «а») естественноисторического эволюционирования (развития) и задачи отечественной доктрины в его аутентичном осмыслении. Понятие «вечного возврата» к прошлому.

Понятие цивилизации как культурного и духовного продукта народа данной страны. Понятие культурно-духовной синергии (сопряжения усилий) как способ обеспечения цивилизационной жизнеспособности. Роль национальной элиты и политической элиты как ее части в обеспечении цивилизационной целостности своей страны.

Формационный подход как пример эволюционирования типа «б». Формационный подход как западный общественно-политический продукт: история как прямолинейное движение от менее развитого к более развито-

му; захват новых ареалов как миссионерство, просвещение «менее прогрессивных» народов.

Понятие и предмет профессиональной деятельности публичной власти в данной области: умелое сочетание процессов рецепции ценностей; интеграции в европейскую (европоцентристскую) «цивилизацию»; понимание собственного (российского) цивилизационного; обогащение национального действительно универсальными ценностями человечества. Профессионализм власти как знание и признание в качестве системообразующих собственных цивилизационных ценностей.

Понятие формы государства в отечественной догме (учении) государства - как научный прием уяснения типичного в системе государства, выявлении «линий» типичного, который обусловливают общее и специфическое в системе, разных ее уровнях и сегментах.

Понятие сближения (конвергенции) и унификации формы государства (государственности) в современном государственном процессе. Понятие и роль современной демократии в процессах унификации «государственной инженерии».

3.5.3. Типология формы правления и проблема смешанной формы правления (как наиболее устойчивой) в России. Монархизм и республиканизм (монизм и плюрализм) как принципы организации публичной власти и общества. Эволюция данных принципов, их конвергенция в современном мире.

Идеология монархизма. Типы современных монархий. Европейские монархии (современные) как «специфично устроенные» демократии.

Идеология республиканизма. Типы современных республик и тенденции к «смешению» «чистых» типов: парламентской и президентской республик.

Система и структура организации государственности в президентской республике. Специфика российского президентского правления. Су-перпрезидентские республики.

Смешанные республики и проблема смешанного (конвергентного) правления в РФ - тенденция развития конституционного процесса.

Проблемы власти: задачи по реализации конституционной модели в государственно-правовой практике (подведение материального под формальное).

3.5.4. Типология формы государственного устройства и проблема территориальной диверсификации публичной власти. Проблема российско-

го федерализма. Унитаризм и федерализм (монизм и плюрализм) как основные принципы организации современной государственности.

Идеология унитаризма и ее принципы поддержания целостности государства. Система и структура унитарного государства: классический образец, современное унитарное государство. Понятие регионализма и региональной политики.

Идеология федерализма и ее принципы поддержания целостности государства. Система и структура федеративного государства - ее типологические модели. Виды современных федераций в западном государствове-дении.

Специфика федерализации современных государств и нарастающая тенденция конвергенции унитаризма и федерализма.

Модель Российской федерации и проблемы ее оптимизации. Инварианты эволюционирования федеративного устройства в РФ. Профессиональные задачи публичной власти по оптимизации федеративной структуры в РФ. Проблема согласования территориальной структуры РФ с собственными цивилизационными особенностями и политико-идейными традициями, духовно-культурными традициями (сочетание административно-территориального и национально-территориального).

Идеология конфедерализма и ее принципы поддержания целостности конфедеративных образований. Логико-теоретическая модель конфедерации (ее система и структура) и процессы конфедерализации (распада и новых объединений) на государственной карте мира.

3.5.5. Межгосударственная интеграция: глобализация мира и проблема новых типов объединений государств. Россия в интеграционном процессе. Типологические черты современных межгосударственных объединений. Западно-европейская модель интеграции: внутрисистемная (осевая) модель (ЕС), работа системы ЕС во вне (ассимиляция иносистемных, утративших свою системность государственных конгломератов (страны восточного лагеря, «традиционные» восточные страны). Уровень профессионального знания в данной области.

Американская модель интеграции: внутрисистемная (осевая) модель (США как «центр» «подлинной демократии»), работа системы во вне (прямое силовое введение иносистемных государственных образований в поле своего системного интереса - поглощение, и политико-экономического интереса). Проблема американских стандартов демократии и «американизации» национальной государственности по стандартам отечественной

государственно-правовой доктрины, догмы государства в выявлении биполярности, бинарной оппозиционности методологии западной доктрины и практики. Российская модель интеграции - тенденции развития. Принципы (модули) интеграции России по осям: Россия - Западная Европа (Евросоюз); Россия - Восточная Европа; Россия - Восток. Россия и США - восстановление (новое) мирового баланса в складывании многополярного мира. Ось Россия - США и ее роль в сохранении паритетности, поддержании монопринципа в условиях расползающейся плюрализации государственных устройств. Сильная Россия как объективный вызов исторического времени.

Задачи России в процессе глобализации (внутрисистемные и во взаимодействии с другими системами (европейской, американской) и конгломерациями). Содержательная сторона данного процесса (не политическая, экономическая, «имперская») как собственная цивилизационная идентификация. Проблема современной цивилизации, ее ценностных оснований, задачи науки в их системной рационализации. Задачи публичной власти в данной области.

3.5.6. Типология политических режимов и проблемы обеспечения стандартов конституционных прав и свобод в РФ как «профессиональная проблема» публичной власти. Понятие политического режима как системно-организационного и правового режима поддержания конституционных прав и свобод в стране. Понятие «работающего» политического режима (системно обеспеченного и поддерживаемого публичной властью), объективные показатели эффективности государства в поддержании демократии (при возможной субъективной оценке результатов такой эффективности: в методологии осевой либо периферийной демократии).

Типологические характеристики политических режимов по критерию объема прав и свобод, реализованных, укоренившихся в государственном быте страны: эталонный демократический режим; либеральный, авторитарный, тоталитарный.

Характеристики (институциональная) демократического политического режима: американская модель; европейская модель; становящаяся российская цивилизационная модель - общее и особенное.

Проблема ценностей (духовных, социальных, политических, правовых) в демократическом государственном строительстве РФ как «область» профессионального приложения усилий публичной власти, как ее прямая профессиональная задача (предмет деятельности). Задачи доктрины в создании системного государственного знания, аутентичного собственным

онтологическим основам.

Проблемы системного поддержания конституционных прав и свобод в РФ как проблемы, требующие знания «органических» традиций собственной страны.

3.6. ГОСУДАРСТВО (ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ) В ДИНАМИКЕ: проблема дееспособности, эффективности, политической и правовой ответственности. Понятие дееспособности публичной власти. Понятие эффективного государства. Понятие политической ответственности государства. Понятие правовой ответственности государства и проблема приоритета права народа на ответственную власть перед властью как институтом, не имеющим юридической ответственности перед народом по закону.

Понятие политической ответственности публичной власти (перед обществом и дееспособность самого общества для работы «политического правоотношения «общество-власть»). Понятие правовой ответственности как ответственности по «естественному праву» народа, а не только по юридическому закону. Проблема правового закона и право народа на достойную, соответствующую его (народа) «содержанию», профессиональную, с подлинным государственным мышлением государственную власть.

Дееспособность, эффективность и ответственность народа - «второго лица» двуликого Януса демократической государственности. Принцип работы противовеса «общество-власть» в устойчивой демократической системе. «Опережающая», главенствующая роль публичной власти в формировании, устроении демократической инфраструктуры при осуществлении реформ (российская ситуация).

Проблема политико-конституционного толкования общественной системы РФ: Конституция как общественный договор народа и публичной власти (его первичность, обусловливающая «объективное вменение» применительно к власти). Конституция как действующий закон, регламентирующий, стабилизирующий общественно-политическую систему.

3.6.1. Доктринальное понятие функций публичной власти, их типология. Понятие функции (лат.: «исполнение», «осуществление») - внешнее проявление свойств объекта (публичной власти) в данной системе отношений (общественной системе). Функция как объективация потенциала общества, политической системы. Функция как объективация публичной власти.

Понятие функции публичной власти в идеологии и доктрине правового государства и проблема выполнения российским государством сво-

их функций - социальной (поддержание целостности, высоких стандартов жизни общества); функции насилия (устранение аномалий, девиаций, отклонений от должного порядка общественных, правовых отношений).

Типология функций государства на системно-структурном уровне, критерии типологии. Задачи российской демократии, реформы и функции государства как системы публичной власти, не имеющей самоцели.

Задачи публичной власти по оптимизации своего функционального предназначения, целей, задач в демократическом государственной строительстве в РФ.

3.6.2. Механизм государства - А) многоуровневая институциональная система публичной власти в действии; Б) система опосредования жизнедеятельности общества. Усложнение механизма современной российской государственности и проблема эффективности публичной власти. Понятие системы (от греч. - «целое», «составленное из частей», «соединение») как множества элементов, находящихся в связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство.

А) Механизм публичной власти как системы, способной к самопод-держанию и правильному (системой обусловленному) действию. Механизм как целое, структура механизма. Понятие механизма государства и понятие структуры государственных органов: подмена в советской доктрине понятия механизма понятием структуры - прошлое, мешающее настоящему.

Понятие механизма государства в советской доктрине. Понятие механизма государства в современной конституционной идеологии.

Понятие механизма публичной власти (ветви власти в синергетическом единстве, способные к выполнению своей «естественной функции»

- работы на общество) в идеологии современной правовой государственности. Задачи доктрины в институционализации нового типа (модуля) функционализма власти.

Понятие механизма гражданского общества (ассоциации - синер-гизированные, обеспечивающие единство, самодостаточность, т. е. дееспособность данного правового общества) как подсистемы механизма государства.

Понятие «механизм народа» (идейно-ценностно, политико-идео-логически, цивилизационно «собранное единство» - способное выстроить все «технологические» подсистемы, сегменты, срезы своей общественной жизнедеятельности, в том числе и систему публичной власти). Система «народ-власть» и тенденции рационального государственного строительства в

Б) Эффективная публичная власть (государство) и проблема обеспечения, опосредования жизнедеятельности общества на макросистемном уровне. Понятие макросистемности (экономической, политической, правовой, этно-цивилизационной) в государственной стратегии. Современный российский «экономический образ» общественной жизни, подмена экономическим фактором многоуровневой и ценностно обусловленной системы общественной жизни как свидетельство неэффективности института публичной власти.

Искусство стратегического государственного мышления и проблема овладения властью «своим предметом».

Механизм государственности как многоуровневая система (по горизонтали и вертикали), состояние которой является индикатором профессионализма власти.

3.7. Доктрина правового государства как идеологический продукт Запада - проблема уровня ее рецепции в государственном строительстве РФ. Правовая (по «системотехнике») государственность как облик современного государства в европейском мире. Специфика проявления правовой системотехники европейского типа в других цивилизационных системах. Восточный вариант правового государства (исламского типа).

Исторические типы государственных моделей, идеологически построенные на основе естественноприродных принципов справедливости (права справедливости) и исторический выбор России.

Знание (аутентичное) западной политико-правовой идеологии, содержания и принципов работы системы правового государства - проблема не «личного интеллектуального интереса», а прямая обязанность публичной власти.

Принципы построения пирамиды правовой государственности западноевропейского типа, способ ее центрирования. Роль публичной власти (государства) в идеологии правовой государственности.

Цивилизационная специфика построения «русской системы» государственности. Основные линии ее инверсионности европейской системе. «Русская модернизация» по западному (особенно американскому) системному образцу как насильственная кардинальная ломка исторически устоявшегося «общественного ритма» национальной жизни. Современная модернизация в России как осуществляемая с рецепцией не только идеологического (правильного) посыла, но и системно-структурного принципа,

который предполагает рецепцию культуры, ценностей жизни и мышления западной цивилизации. Отторжение русским обществом генетически, циви-лизационно чуждого ему культового продукта (культура - система культов, ценность которых признается всеми), и профессиональные задачи публичной власти в данной области.

Проблема преодоления расколотости и многомысленности (запутанности мышления) в современной России как проблема недостатка профессионализма политической элиты в трансляции необходимых для становления целостного народа, общества ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.