Научная статья на тему 'Современный Европейский муниципализм как феномен человеческой цивилизации'

Современный Европейский муниципализм как феномен человеческой цивилизации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
349
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЙ МУНИЦИПАЛИЗМ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРАВА ЛИЧНОСТИ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО / МУНИЦИ-ПАЛЬНОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ УСТАНОВКИ / СВОБОДА / НЕЗАВИСИМОСТЬ / ДЕМОКРА-ТИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Батанов Александр Васильевич

В статье раскрывается сущность категории «муниципализм». Показано ее место в системе категорий современного конституционного и муниципального права. Выделяются элементы си-стемы современного муниципализма и раскрывается их сущность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современный Европейский муниципализм как феномен человеческой цивилизации»

Батанов Александр Васильевич,

старший научный сотрудник Института государства и права им. В.М. Корецкого НАН Украины, доктор юридических наук (г. Киев)

СОВРЕМЕННЫЙ ЕВРОПЕЙСКИЙ МУНИЦИПАЛИЗМ КАК ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Эволюция демократической государственности в современном мире убедительно подтверждает, что к числу абсолютных ценностей конституционного уровня относится муниципализм - система муниципальных идей и фундаментальных принципов местного самоуправления, порядок его организации и функционирования, совокупность институтов, обеспечивающих реализацию и защиту прав и свобод личности на локальном уровне, а также механизмы, традиционно используемые с целью ограничения государственной власти.

Муниципализм оценивается как исторически эволюционный и закономерный этап либерализации и демократизации общественно-политическойжизницивилизованныхгосударств, детерминируемый объективными потребностями развития социума и необходимостью выработки гарантов социального функционирования. Это объективно необходимый процесс функционирования цивилизованных демократических государств на основе принципов верховенства права и признания человека, его прав и свобод наивысшей социальной ценностью.

Муниципализм находит отражение в реализации принципов ограничения и разделения властей, наличествует в обществе, в котором господствуют политический, идеологический и экономический плюрализм, а демократические, гражданские начала составляют фундамент конституционной и, в целом, социальной культуры. В нем выражаются важнейшие начала эволюционно-демократического развития государств европейского континента: признание того, что органы местного самоуправления составляют одну из основ любого демократического строя, а право граждан участвовать в управлении государственными делами относится к

общим для всех государств демократическим принципам; убежденности в том, что права человека непосредственно могут осуществляться именно на местном уровне, а существование облеченных реальной властью органов местного самоуправления обеспечивает эффективное и, одновременно, приближенное к гражданину управление; осознания того, что защита и укрепление местного самоуправления в различных европейских странах представляют собой значительный вклад в построение Европы, основанной на принципах демократии и децентрализации власти и т.д. (преамбула Европейской Хартии местного самоуправления).

Муниципализм составляет закономерный этап эволюции конституционализма и конституционного строя, органическое завоевание институционального оформления практически всех конституционных прав и свобод и механизмов правового регулирования социальных отношений. Вектор эволюции муниципализма отражает важнейшие ценностные завоевания в политическом и социально-экономическом развитии -свобода, личность, право, собственность, что в идеале выступает гарантом стабильности социального взаимодействия не только в локальном, но и глобальном масштабах. Муниципализм, в той или иной мере проявляясь в различных типах обществ, согласно уровню развития их социально-политических систем и культурных приоритетов, выступает оптимальным исходным началом осуществления политики цивилизованного, демократического, социального и правового государства.

Муниципализм, как теория и практика становления и развития местного самоуправления - имманентного атрибута конституционного демократического государства и гражданского общества,

относится к тем фундаментальным ценностям мировой цивилизации, которые вырабатывались человечеством на всем протяжении его развития. Теоретические истоки современного муниципа-лизма заложены в юридико-правовых, философских, исторических, культурологических воззрениях на местное самоуправление мыслителей прошлого. Со временем они обогащались, наполнялись новым содержанием, перманентно развивались, отражая реалии современности.

В развитии муниципализма наблюдается действие и проявление объективно закономерных противоречивых тенденций - взаимодействия интеграционных и дезинтеграционных процессов, централизации, деконцентрации и децентрализации общественно-политической жизни, наличествования субординационных, координационных и реординационных управленческих отношений, локализации и глобализации конституционных и муниципально-правовых отношений, либерализации и тоталитаризации власти, модернизации и консерватизма, эволюционных и радикально-революционных трансформаций.

В широком понимании муниципализм охватывает теорию местного самоуправления, историю и практику муниципального развития той или иной страны, группы стран, мирового сообщества в целом. Это и идеи и знания о фундаментальных ценностях муниципальной демократии: их система, процесс формирования и формы выражения, методы и степень реализации, совокупность логических представлений о таком устройстве государства и общества, которое отвечает общепризнанным началам демократического развития. По сути, муниципализм - это система представлений об общецивилиза-ционной политико-правовой ценности местного самоуправления и локальной демократии.

Представляется, что именно единство теории и практики классического местного самоуправления детерминирует возникновение в качестве одной из ключевых тенденций развития современного конституционного права - тенденции муниципализации конституционной жизни. Именно местное самоуправление, выступая в качестве вида публичной власти, является одним из наиболее эффективных детонаторов формирования гражданского общества и классического конституционализма в демократическом государстве.

Следует отметить, что системный характер местного самоуправления, его взаимосвязей с государственной властью и другими институтами политической системы общества объективно

требует не только концептуального анализа генезиса институтов местного самоуправления в его исторической ретроспективе, выявления факторов, причин и условий становления, системных и функциональных характеристик муниципальной власти. Весьма актуальным остается и фундаментальное научное осмысление перспективного развития муниципальной демократии.

Изучению проблем современного муниципализма и местного самоуправления на Западе посвящена значительная литература. Среди зарубежных авторов, анализирующих проблемы местного самоуправления, можно назвать А. Арато, Э. Аршамбо, Х. Балдерсхайма, Э. Бёр-ка, А. Боднара, Дж. Бумендила, Э. Геллнера, Р. Дарендорфа, В. Детлинга, Д. Кола, Х. Лауфера, А. Нортона, Р. Патнэма, В. Рудцио, А. Селигма-на, Ю. Хабермаса, Дж. Хоугха, Ф. Шмиттера, Д. Элазара, Т. Янсона и др., в работах которых отмечается, что правильно организованное местное самоуправление - это путь к конституционному строю, правовому государству, гражданскому обществу. Местная автономия, разделение власти на государственную и муниципальную - условие для обеспечения возможности реального самоуправления людей.

Концептуальные основы современного му-ниципализма в значительной мере заложены и в научных трудах таких известных украинских и российских ученых как С.А. Авакьян, А.А. Акмалова, И.В. Бабичев, М.А. Баймуратов, Г.В. Барабашев, Н.С. Бондарь, В.И. Борденюк, Р.Б. Булатов, И.Ф. Бутко, Т.М. Бялкина, В.И. Васильев, И.В. Выдрин, А.Р. Еремин, В.М. Кампо,

A.Н. Кокотов, Н.И. Корниенко, А.Н. Костюков,

B.В. Кравченко, М.А. Краснов, А.Р. Крусян, О.Е. Кутафин, П.Н. Любченко, Н.В. Мишина, В.С. Мокрый, Л.Н. Недокушева, Л.А. Нуднен-ко, И.И. Овчинников, М.Ф. Орзих, Н.Л. Пешин, В.Ф. Погорелко, Н.В. Постовой, О.В. Приешки-на, Н.А. Пухтинский, С.Г. Соловьев, В.И. Фадеев, Е.С. Шматова, Е.С. Шугрина и др.

Данные ученые, несмотря на определенные отличия во взглядах и позициях, в целом солидарны во мнении, что местное самоуправление, как принципиально новая система организации публичной власти на местах, является одним из атрибутов современного конституционализма и социально-правовой демократической государственности, требующая в современных условиях своего всестороннего конституирования и институционализации на принципах гуманизма, человеческого измерения власти и верховенства

права. Именно поэтому, по нашему мнению, признание на конституционном уровне в качестве одного из ключевых принципов конституционного строя и современного конституционализма института местного самоуправления, является конституционно-легальным подтверждением того, что одним из концептуальных ориентиров на пути к формированию социально-правовой и демократической государственности должны стать идейные основы классического муниципализма.

Общеизвестно, что самоуправление всегда в той или иной форме сопутствовало существованию и функционированию человеческой цивилизации. Первобытная община - яркий пример самоуправления на заре человеческой истории. Следовательно, история муниципализма - это продолжительный, растянутый во времени и пространстве процесс, который состоит из совокупности этапов, которые сменяют друг друга. Хронологические рамки этих исторических этапов в значительной мере носят условный характер. Между тем критериями их выделения служат резкие, переломные моменты в развитии государственности и институтов публичной власти, которые вызваны совокупностью общегосударственных и региональных, внутренних и внешних, политических, экономических, социальных, культурных, экологических и других тенденций и процессов, которые детерминируют возможность возникновения, признания и развития местного самоуправления. Глубина, размах и частота преобразований в местном самоуправлении вообще синхронны процессам взлетов и кризисов государственности, изменениям в системе публичной власти и социально-экономической сфере страны, учитывая, что в местном сообществе, - низовом звене общества, - в той или другой степени отражаются и действуют общие общественные законы.

Взлеты и кризисы в процессе эволюции конституционализма и государственности в каждом отдельном государстве коррелируют с процессами трансформации природы местного самоуправления, развитием соответствующих теорий, модифицируя взаимоотношения муниципальной власти с другими субъектами и институтами политической организации общества. Исследование таких взлетов и кризисов позволяет осознать причины трансформации этих взаимоотношений, понять причины и следствия разновекторного политико-правового отношения государственно-организованного общества к местному самоуправлению и муниципальной власти.

В каждой стране эти законы формируются и действуют по-своему. По-своему конструируется система муниципальной власти. Особенности политического, экономического или социального развития страны, ее демократические традиции, форма правления и государственное устройство определяют разнообразие моделей и систем местного самоуправления, организационных и функциональных проявлений муниципальной власти. Тем не менее, каждая из этих моделей или систем базируется на ряде демократических начал, в той или иной степени присущих им всем. Существует совокупность исходных условий и факторов, необходимых для становления в этих странах муниципальной власти. Они определяют ее характер и отдельные черты, образующие в совокупности движущую силу, формируют те основы - своеобразный механизм, под воздействием которого происходит не только становление, функционирование и развитие институтов местного самоуправления, но и формирование своеобразного муниципального строя. При этом влияние каждого из них отдельно теряет свою однозначность, перестает быть линейным [2, с. 14].

Следует отметить, что, несмотря на колоссальный научный интерес к вопросам местного самоуправления в постсоветской юридической науке, проблематика классического муници-пализма, его сущности, содержания, системы, принципов и функций остается практически неисследованной, хотя сама категория «муниципализм» используется довольно активно уже длительное время.

В рамках данной статьи мы обратим внимание на некоторые концептуальные проблемы местного самоуправления и современного муниципализ-ма с точки зрения их значения в процессе генезиса человеческой цивилизации. Ведь осмысление как исторического, так и современного опыта муниципализма через призму цивилизационного подхода позволяет понять перспективы местного самоуправления в отдаленном будущем. Цивили-зационный подход позволяет понять смысл национального опыта муниципализма и сравнить его с опытом муниципализма на Западе, где му-ниципализм стал устойчивой цивилизационной традицией. В этом аспекте, в частности, раскрывается процесс формирования парадигмальной конструкции муниципализма как теоретического отражения социальной стратегии и практики развития локальных цивилизаций.

Муниципализм, как весьма убедительно доказывают современные философы, - это ци-

вилизационный потенциал идеи и практики местного самоуправления. Муниципализм выступает как метатеория, в которой аккумулируются разные цивилизационные варианты, общественнические и государственнические модели местного самоуправления, особенности локальной социальной организации. В силу этого муниципализм имеет несколько сущностных сторон. Во-первых, муниципализм выступает как социально-идеологическая конструкция, отражающая доминантную цивилизационную традицию устройства системы местного самоуправления. Во-вторых, речь идет о совокупности научно-теоретических взглядов на развитие локального сообщества в данном регионально-государственном контексте. В-третьих, муни-ципализм объясняется как ретроспективное состояние ситуационно-динамической модели местного самоуправления (состояние муниципального мира) [24; 25; 26, с. 59-63; 27; 10-12].

В современной юридической литературе му-ниципализм, как общественно-политический феномен, рассматривается как:

- продукт теории и практики буржуазного местного самоуправления (так называемый «буржуазный муниципализм») [6; 7, с. 13; 13, с. 95; 16, с. 46; 19, с. 329-360];

- самостоятельный исследовательский проект в период перехода от классической муниципальной науки к науке советского строительства в 20-е годы прошлого столетия [18, с. 9; 28, с. 21; 29, с. 72-76];

- концептуальная характеристика состояния развития местного самоуправления в определенную эпоху в определенном государстве либо в зарубежных странах в целом [1, с. 31-32; 4, с 9-26; 8; 10, с. 6; 15, с. 16; 18, с. 7, 10; 20, с. 94-99; 23, с. 35-41];

- процесс формирования муниципального правосознания, сознательное воспитание ощущения принадлежности к своему сообществу, своему населенному пункту, «малой родине» [17];

- идеология и практика местного самоуправления на уровне населенного пункта в целом, на уровне выше по сравнению с территориальной (соседской) общиной, практическая реализация основных принципов и возможностей городской (поселковой, сельской) автономии [9; 14];

- органическая составляющая конституционализма и результат развития концепций местного самоуправления под влиянием его принципов и ключевых идей [3, с. 17, 49-51; 5, с. 46; 11; 12, с. 492-504; 22, с. 9];

- стойкая цивилизационная традиция, своего

рода парадигма существования, которая обеспечивает демократичность власти и развития гражданского общества, а также модус общинного мира в его взаимодействии с государством [24].

По нашему мнению, сущность и содержание классического муниципализма, как феномена человеческой цивилизации, необходимо рассматривать и понимать с разных позиций:

- аксиологической, раскрывающей ценностный потенциал феномена муниципализма как политико-правовой идеологии, которая представляет собой систему идеалов и идей о фундаментальных ценностях муниципальной демократии и прав человека (их генезисе, системе, формах выражения, методах и степени реализации и защиты) и генетически связана с феноменом муниципальной власти. Так, например, свобода, солидарность, равенство, нравственность, альтруизм, самоорганизация, самодисциплина, самоответственность, субсидиарность являются смыслообразующими ценностями демократии, прав человека и современного муниципализма;

- гносеологической (эпистемологической), дающей знания о процессах признания, становления и перманентного развития муниципализ-ма, местного самоуправления и институтов локальной демократии в отдельных европейских государствах, европейском континенте в целом и цивилизационном значении с точки зрения формирования украинского, европейского и мирового конституционализма, процессов демократизации, глобализации и европейской межгосударственной интеграции;

- онтологической, концептуализирующей феномен муниципализма как особой формы существования общественного сознания и механизма воплощения в бытии человека идеалов муниципальной демократии и идей высокого авторитета человеческой личности, уважения к ее достоинству, правам и свободам, а именно -муниципального сознания, сформированного на сознательной убежденности в необходимости, полезности, функционально-телеологической ценности институтов муниципальной власти и правовых норм, на основе которых они признаются государством и моделируют возможности достижения социальной справедливости, защиты разноплановых интересов человека по месту жительства с помощью действий и шагов властей, основанных на нормах естественного права и правового закона;

- витальной, которая фиксирует такие детерминанты и телеологические ориентиры суще-

ствования муниципализма и локальной демократии, которые имеют жизнеобразующее значение: рождение человека, его здоровье, взросление, обучение, трудоустройство, брак и семья, старение, смерть - в рамках этих жизненных циклов в основном замыкается жизнедеятельность местного сообщества;

- праксеологической, дающей знания о современном муниципализме как практике организации и функционирования муниципальной власти и реализации прав человека в сфере местного самоуправления, сложившейся под влиянием общепризнанных идей и принципов муниципальной демократии. В настоящее время наиболее актуальной задачей местной власти становится не только реализация ею своих самоуправленческих функций и полномочий, но и создание и последовательная реализация различных организационно-правовых форм, способов, средств, направлений непосредственной публично-самоуправленческой деятельности, способствующих как можно более полному включению населения в процесс решения местных проблем, стимулированию интереса и инициативы к самоорганизации;

- функциональной, предусматривающей отражение роли и значения местного самоуправления как динамической системы и целенаправленной деятельности, через которую, собственно говоря, выражается сущность муниципальной власти и практическая основа современного муниципализма. Так, государства-члены Совета Европы, подписавшие Европейскую Хартию местного самоуправления, исходили из того, что «существование органов местного самоуправления, наделенных реальными функциями, может обеспечить эффективное и приближенное к гражданам управление» (преамбула Европейской Хартии местного самоуправления);

- организационной, дающей информацию об институциональных особенностях современного муниципализма в контексте его возникновения, формирования и развития, а также системных качествах субъектов и организационных структур местного самоуправления. Ведь, несмотря на свое конституционное закрепление с позиции субъектного состава, по своей сути, система местного самоуправления является целостной естественной самоорганизующейся системой;

- коммуникативной, позволяющей рассматривать местное самоуправление как инструмент реализации одного из главных задач современности -соединение в единое целое интересов государства,

общества и личности, поскольку главный смысл и сущность местного самоуправления заключаются в том, чтобы на уровне каждой отдельно взятой личности осуществлять гармонизацию прав и свобод человека и гражданина с интересами государства и общества. Следует отметить и то, что среди многих проблем современного общества острейшая проблема - это проблема отчуждения людей, ксенофобия, патологический эгоцентризм и индивидуализм. В сочетании с острыми кризисными явлениями в экономической и политической жизни, эта проблема влечет целый ряд пессимистических взглядов на судьбу человечества вообще, свидетельством чего является официальное признание ООН «стратегии выживания». Человеческая цивилизация на протяжении своей истории накопила неоценимый опыт преодоления вражды и взаимоненависти, опыт, который аккумулировался в такой социальной и духовной ценности, как человеческая солидарность. Главным средством обеспечения солидарности становится культура человеческих взаимоотношений, цивилизованный способ общения, или так называемая «коммуникативная культура» [21, с. 1]. В содержательно-терминологическом смысле понятие «коммуникация» находится в одном ряду с близкими по содержанию понятиями «взаимодействие», «человеческие отношения», «взаимообусловленность», «взаимовлияние» и т.п., содержание которых оптимально характеризует процессы самоорганизации людей по месту проживания;

- конститутивной: муниципализм, развитое и дееспособное местное самоуправление выступают не только как локальное измерение отечественного, европейского и мирового конституционализма в целом, а является системообразующей детерми-нантой его возникновения, существования и перспективного развития. Местное самоуправление, регионализация и децентрализация становятся теперь ведущими принципами европейской политики и конституционно-правового регулирования. В частности, принятие Европейской Хартии местного самоуправления в первую очередь детерминировано целью Совета Европы достичь «большего единства между его членами для защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием» (преамбула Европейской Хартии местного самоуправления);

- субъектной, исходящей из того, что, несмотря на полисубъектность муниципальной власти, формообразующей основой муниципально-властных отношений является муниципальное сообщество. Именно подход к муниципальному

сообществу, как к основе и структурообразующему элементу системы местного самоуправления, а не как к ее второстепенному и побочному компоненту, позволяет возродить понимание местного самоуправления как основной формы реализации народовластия в буквальном смысле слова;

- объектной: основными объектами муниципальной власти выступают вопросы местного значения. Такая телеологическая направленность деятельности муниципальной власти логически вытекает из положений части второй и третей ст. 4 Европейской Хартии местного самоуправления, согласно которым, «органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их компетенции и не отнесен к компетенции другого органа власти. Осуществление муниципальных функций, как правило, должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам»;

- дефинитивной (категориальной), базирующейся на признании способности муниципализ-ма, как понятийного элемента, выделить систему категорий современного муниципального права («муниципальная власть», «муниципальные права личности», «муниципальный строй», «муниципальный процесс», «муниципальные правовые конструкции», «муниципальный режим», «муниципальная демократия», «муниципально-правовая доктрина», «муниципальная традиция», «муниципальная культура», «муниципальное правопонимание», «муниципальное правосознание», «муниципально-правовая установка»).

Представляется, что только в своем синерге-тическом единстве указанные и другие аспекты в понимании сущности современного муници-пализма позволяют говорить о существовании данного феномена не только как о привлекательной концептуальной модели, но и объективной власти и локальной демократии.

реальности, имеющей аксиологические, гносеологические, онтологические, цивилизационные, институциональные, конститутивные, нормативные, функционально-телеологические, исторические, национальные и ментальные параметры, которые эволюционным путем сложились под влиянием соответствующих идей и принципов. В рамках современного мирового конституционализма именно через призму функционирования муниципализма, который, по мнению М.А. Баймуратова, обеспечивает качественно новый уровень развития и взаимодействия автономии и коллективизации интересов человека на локальном уровне функционирования социума, территориальное сообщество в перспективе развивается и трансформируется в активного продуцента конституционного сознания и культуры, которые являются телеологически-стратегическими критериальными признаками идеологии национального и мирового конституционализма [5, с. 38-47].

Такой симбиоз сущностных, содержательных и системно-структурных характеристик современного муниципализма позволяет понять смысл европейской концепции местного самоуправления как права и реальной способности органов местного самоуправления регламентировать значительную часть общественных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения (ст. 3 Европейской Хартии местного самоуправлении). Только при условии их концептуальной, институциональной и функциональной инсталляции в механизм демократического конституционного строя, местное самоуправление станет оптимальной и, по сути, универсальной основой для решения значительного количества общественных дел, в том числе и в первую очередь прав человека, что свидетельствует о колоссальном гуманистическом потенциале институтов муниципальной

Использованная литература

1. Акмалова А.А. Особенности правового регулирования и организации местного самоуправления в Российской Федерации: Теоретико-методологический аспект: дисс... докт. юрид. наук: спец. 12.00.02 «Конституционное право; муниципальное право» / А.А. Акмалова. - М., 2003. - 402 с.

2. Анимица Е.Г. Основы местного самоуправления / Е.Г. Анимица, А.Т. Тертышный. - М.: ИНФРА-М, 2000. -208 с.

3. Бабичев И.В. Муниципальные юридические конструкции: системно-структурный анализ: ав-тореф. дисс... докт. юрид. наук: спец. 12.00.02 «Конституционное право; муниципальное право» / И.В. Бабичев. - М., 2010. - 55 с.

4. Бабичев И.В. Основания российского муниципализма и его современное состояние / И.В. Ба-

бичев // Местное право. - 2009. - № 5-6.

5. Баймуратов М.О. Мюцеве самоврядування як загальний спадок людсько! цившзацп та феномен сучасного свггового конституцiоналiзму / М.О. Баймуратов // Бюлетень Мшютерства юстицп Укра!ни. - 2009. - №4-5.

6. Барабашев Г.В. Муниципальные органы современного капиталистического государства (США, Великобритания) / Г.В. Барабашев. - М.: МГУ, 1971. - 280 с.

7. Белый А.В. Местное самоуправление в Российской Федерации в 1991-2005 гг.: история становления и развития: автореф. дис... канд. истор. наук: спец. 07.00.02 «Отечественная история» / А.В. Белый. - М., 2009. - 30 с.

8. Еремян В.В. Современный мексиканский муниципализм: учеб. пос. / В.В. Еремян. - М.: Изд-во УДН, 1996. - 90 с.

9. Заблоцький В.П. Створення життездатно! мюцево! громади як форма трансформативно! демократ [Электронный ресурс] / В.П. Заблоцький // Укра!нсько-канадський проект «Розбудова демократ». Режим доступа: http://www.democracy.kiev.ua/publications/collections/conference_2000/ section_4/Zablotsky.pdf

10. Зуева Ю.А. Самоуправление как форма осуществления публичной власти в условиях государства переходного периода: автореф. дис... канд. юрид. наук: спец. 12.00.01 «Теория и история права и государства; история правовых учений» / Ю.А. Зуева. - Ростов-на-Дону, 2003. - 28 с.

11. Кампо В. Является ли Украина конституционным государством? / В. Кампо // День. - 1999. -18 ноября. - №213.

12. Кампо В.М. Укра!нський мунiципалiзм: iсторiя i сучасшсть / В.М. Кампо // Хрошка-2000. Укра!нський культуролопчний альманах. - 1998. - Вип. 27-28.

13. Козлова Е.И. Конституционное право России: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. - М.: Юристъ, 2001. - 520 с.

14. Козловець М.А. 1деолопя як фактор консолщацп суспшьства [Электронный ресурс] / М.А. Козловець // Авторсью реферати, курсовi та дипломш роботи. Он-лайн бiблiотека: шдручники, навчальш поабники, лекцп. Режим доступа: http://studentam.net.ua/content/view/7172/97/

15. Краюшкина Е.А. Эффективность местного самоуправления в условиях становления гражданского общества в России (региональный аспект): автореф. дис... канд. социол. наук: спец. 23.00.02 «Политические институты; этнополитическая конфликтология; национальные и политические процессы и технологии» / Е.А. Краюшкина. - Саратов, 2008. - 24 с.

16. Кутафин О.Е. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. 2-е изд., перераб. и доп. / О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев. - М.: Юристъ, 2002. - 552 с.

17. Людина - Громада - Регюн. Антикризова стратепя розвитку [Электронный ресурс] // Захвдноукрашський ресурсний штернет-портал дистанцшно! осв^и з суспшьно-гумаштарних наук. Проект Центру пол^ичних дослщжень. Режим доступа: http://westukr.itgo.com/ludyna.html

18. Матвеев Д.Н. Институт местного самоуправления в политической системе современной России: автореф. дис... канд. полит. наук: спец. 23.00.02 «Политические институты; этнополитическая конфликтология; национальные и политические процессы и технологии» / Д.Н. Матвеев. - М., 2008. - 28 с.

19. Политический механизм диктатуры монополий / Отв. ред. И.Д. Левин, В.А. Туманов. - М.: Наука, 1974. - 360 с.

20. Рукавишникова Ю. Законодательное закрепление основ федерализма и муниципализма в Индии в конце XIX - начале ХХ в.в. / Ю. Рукавишникова // Актуальные проблемы юридической науки нового века. Материалы конференции молодых ученых и аспирантов. - М.: Изд-во РУДН, 2001.

21. Сарновська С.О. Сучасна сощальна комушкативна культура (фшософсько-методолопчний аналiз): автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. фшос. наук: спец. 09.00.03 «Сощальна фiлософiя та фiлософiя юторп» / С.О. Сарновська. - К., 2000. - 18 с.

22. Солонин А.Ю. Система органов местного самоуправления: Конституционно-правовой анализ: автореф. дис... канд. юрид. наук: спец. 12.00.02 «Конституционное право; муниципальное право» / А.Ю. Солонин. - Челябинск, 2006. - 25 с.

23. Чихладзе Л.Т. Соотношение местного самоуправления и местного управления в муниципальном законодательстве Республики Армения: сравнительно-правовой анализ / Л.Т. Чихладзе // Политика и общество. - 2007. - №10.

24. Шматова Е.С. Муниципализм на Западе и в России: цивилизационные модальности и социальные организации: дис... канд. филос. наук: спец. 09.00.11 / Е.С. Шматова. - Ростов-на-Дону,

2005. - 201 с.

25. Шматова Е.С. Смысловые перспективы муниципализма: цивилизационные модальности и социальные организации / Е.С. Шматова. - Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2006. - 176 с.

26. Шматова Е.С. Цивилизационная матрица и муниципализм / Е.С. Шматова // Социальные коммуникации в российском обществе: материалы регион. межвуз. науч.-практ. конф., 27 апр. 2006 г. / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова, доц. И.А. Дьячука. - Новочеркасск: УПЦ «Набла» ЮРГТУ (НПИ),

2006.

27. Шматова Е.С. Цивилизационные детерминанты муниципализма / Е.С. Шматова // Рубикон: сб. науч. работ молодых ученых / ФГОУ ВПО «Юж. Федер. ун-т». - Ростов-на-Дону, 2007. - Вып. 43.

28. Ящук Т.Ф. Организационные основы местной власти в РСФСР в период нэпа. Историко-правовое исследование: автореф. дис... докт. юрид. наук: спец. 12.00.01 «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве» / Т.Ф. Ящук. - М., 2008. - 39 с.

29. Ящук Т.Ф. Формирование отечественного муниципализма 1920-х годов / Т.Ф. Ящук // Юристъ-Правоведъ. - 2007. - №2.

Мащалада «муниципализм» санатыныц мэм ашылады. Цазгргг кездеа конституциялыщ жэне мунщипалдъщ щущыщ санаттары ЖYйесiндегi оныц орны керсетыген. Осы кунг! муниципализм ЖYйесiнiц элементтерi аталып, олардыц мэн тYсiндiрiледi.

В статье раскрывается сущность категории «муниципализм». Показано ее место в системе категорий современного конституционного и муниципального права. Выделяются элементы системы современного муниципализма и раскрывается их сущность.

In the article the contest of the category «municipalizm» is given. Its place in the system of categories of modern constitution and municipal law is shown. The elements of system of modern municipalizm are defined and its contest is analyzed.

Ty^h сездер: rça3ipri муниципализм, муниципалдьщ билщ т^лганьщ муниципалдьщ к^ьга, муниципалдьщ к^ьщ, жергшкп 63rn-e3i бас^ару, муниципалдьщ ^огамдастьщ, муниципалдьщ санась, муниципалдьщ ^^ьщтьщ ц^с^ау жолдарь, бостандьщ, тэуелсiздiк, демократия.

Ключевые слова: современньш муниципализм, муниципальная власть, муниципальнье права личности, муниципальное право, местное самоуправление, муниципальное сообщество, муниципальное правосознание, муниципальнье правовье установки, свобода, независимость, демокра-

Keywords: modern municipalism, municipal power, municipal human rights, municipal law, local self-government, municipal communities, municipal sense of justice, municipal legal orientations, freedom, independence, democracy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.