Научная статья на тему 'О смысле творческой деятельности детей и юношества на уроках искусства в контексте психолого-педагогических воззрений Т.В. Темирова'

О смысле творческой деятельности детей и юношества на уроках искусства в контексте психолого-педагогических воззрений Т.В. Темирова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
память об ученом / воспитательная проблема / профессиональное выгорание / эстетическое и духовное развитие молодежи / психология искусства / непрерывное художественное образование / функции образовательной системы / благоприятные условия для творческой самореализации детей и юношества / memory of a scientist / educational problem / professional burnout / aesthetic and spiritual development of youth / psychology of art / continuous art education / functions of the educational system / favorable conditions for creative self-realization of children and youth

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беккерман П. Б.

Данная статья посвящена работам ученого Т.В. Темирова, безвременно ушедшего в начале декабря 2021 года, однако оставившего свой яркий след в пространстве психологии и педагогики. В обзоре научных изысканий доктора Темирова будет сделан акцент на эстетическом воспитании молодежи и творческом развитии детей и юношества, что, и на наш взгляд, является фундаментальной целью образования, в том числе, по части непрерывности художественного образования в современном мире и создания условий для успешной творческой реализации молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the meaning of creative activity of children and youth in art lessons in the context of psychological and pedagogical views of T.V. Temirov

This article is devoted to the works of the scientist T.V. Temirov, who untimely passed away in early December 2021, but left his bright mark in the space of psychology and pedagogy. In the review of Dr. Temirov's scientific research, emphasis will be placed on the aesthetic education of young people and the creative development of children and youth, which, in our opinion, is the fundamental goal of education, including in terms of the continuity of art education in the modern world and the creation of conditions for a successful creative implementation of youth.

Текст научной работы на тему «О смысле творческой деятельности детей и юношества на уроках искусства в контексте психолого-педагогических воззрений Т.В. Темирова»

DOI: 10.24412/2226-0773-2023-12-1-28-36

EDN: YERQGG

О смысле творческой деятельности детей и юношества на уроках искусства в контексте психолого-педагогических воззрений Т.В. Темирова

П.Б. Беккерман

Международная академия образования

121433, г. Москва, ул. Большая Филёвская, 28, корп. 2

International Academy of Education

Bolshaya Filevskaya, str., 28, building 2, Moscow 121433 Russia

e-mail: [email protected]

Ключевые слова: память об ученом, воспитательная проблема, профессиональное выгорание, эстетическое и духовное развитие молодежи, психология искусства, непрерывное художественное образование, функции образовательной системы, благоприятные условия для творческой самореализации детей и юношества.

Key words: memory of a scientist, educational problem, professional burnout, aesthetic and spiritual development of youth, psychology of art, continuous art education, functions of the educational system, favorable conditions for creative self-realization of children and youth.

Резюме: Данная статья посвящена работам ученого Т.В. Темирова, безвременно ушедшего в начале декабря 2021 года, однако оставившего свой яркий след в пространстве психологии и педагогики. В обзоре научных изысканий доктора Темирова будет сделан акцент на эстетическом воспитании молодежи и творческом развитии детей и юношества, что, и на наш взгляд, является фундаментальной целью образования, в том числе, по части непрерывности художественного образования в современном мире и создания условий для успешной творческой реализации молодёжи.

Abstract: This article is devoted to the works of the scientist T.V. Temirov, who untimely passed away in early December 2021, but left his bright mark in the space of psychology and pedagogy. In the review of Dr. Temirov's scientific research, emphasis will be placed on the aesthetic education of young people and the creative development of children and youth, which, in our opinion, is the fundamental goal of education, including in terms of the continuity of art education in the modern world and the creation of conditions for a successful creative implementation of youth.

[Bekkerman P.B. On the meaning of creative activity of children and youth in art lessons in the context of psychological and pedagogical views of T.V. Temirov]

Трудно говорить о товарище и наставнике в прошедшем времени, когда его творческий и жизненный путь обрывается так неожиданно. Но если все же касаешься научной деятельности ученого, то важно ничего не упустить и отметить самое главное. Таймураз Владимирович Темиров был личностью многогранной и разносторонней. Подтверждением тому служит разброс тем в его многочисленных научных трудах. В частности, кандидатская диссертация 1990 года посвящена сугубо психологической и одновременно воспитательной проблеме - выявлению и предотвращению предрасположенности подростков к наркомании и токсикомании (Темиров, 1990), то есть предупреждению девиантного поведения подростков. Символично, что в будущем многочисленные статьи ученого будут о творческом и эстетическом развитии молодежи, в результате чего молодые люди отказываются или вовсе не обретают вредные привычки или сомнительные поведенческие шаблоны.

Доступные на портале РИНЦ работы датированы в основном периодом 2007-2021 годов. И здесь, в первую очередь, следует сказать о докторской диссертации автора (Темиров, 2011), которая, в отличие от кандидатской, затрагивает тему психологического и профессионального здоровья взрослых людей, в частности, представителей одной из важнейших профессий - педагогов. Автор детально рассматривает, как в диссертационной работе (Темиров, 2011), так и в публикациях того периода времени, проблему профессионального выгорания педагогов (Темиров Т.В. 2010; 2012), в частности, эмоциональное выгорание (Темиров, 2012), психическое выгорание преподавателей и работников социальных профессий (Темиров, 2007а; 2008), коррекцию, предупреждение и профилактику выше названных процессов (Темиров, 2007б; 2011).

В других же работах Т.В. Темирова в эти же годы и далее часто встречаются слова «культура» (Темиров, 2009; 2013) и «искусство» (Темиров, 2013), и это неслучайно для автора, который в своих трудах отводит важное место педагогике искусства, эстетическому воспитанию и художественному образованию в целом. В частности, данная проблематика настолько интересует автора, что среди работ мы видим рабочие программы по «Эстетике» (Лазарев, Темиров, Подвойский, 2017) и «Теории эстетического воспитания» (Лазарев, Темиров, Подвойский, 2017), а также по «Психологии искусства» (Лазарев, Темиров, 2019). Примечательно, что выше названные рабочие программы, как и некоторые другие статьи (Рубцов, Темиров, 2008), созданы в соавторстве с другими учеными, что подчеркивает еще один аспект личности Т.В. Темирова: у него было много единомышленников, и эти контакты приносили пользу науке и образованию в целом.

Так при ближайшем рассмотрении программы по «Эстетике», уже в самом начале - в задачах программы - мы встречаем: «Раскрыть сущность науки в широком социокультурном контексте и ее историческом развитии». «Широкий социокультурный контекст» (Лазарев, Темиров, Подвойский, 2017: 419) рассмотрения является, на наш взгляд, ключевым моментом, который переходит и в требования к уровню освоения данной программы: ….«знать место и роль эстетики в развитии духовной культуры общества» (Лазарев, Темиров, Подвойский, 2017: 419)… «знать основные закономерности развития искусства в контексте мирового процесса» (Лазарев, Темиров, Подвойский, 2017: 419-420). Мы неслучайно останавливаемся на данном аспекте, ведь данная программа адресована и предназначена для людей, которые в будущем будут формировать педагогическую мысль, а также заниматься воспитанием и творческим развитием детей и юношества. Поэтому широта мышления и широта рассмотрения проблемы играют первостепенную роль в данном контексте.

Программу также отличает богатая библиографическая база, в которой соседствуют различные взгляды на проблематику предмета, в том числе, особое внимание уделяется полихудожественному подходу и интеграции искусств (Лазарев, Темиров, Подвойский, 2017: 424-428). Близость к данной научной школе также заметна в других работах Т.В. Темирова, которые будут проанализированы далее.

Программа по «Психологии искусства», подобно программе выше рассмотренного курса, отличается фундаментальностью взгляда не только на само искусство, но и на взаимоотношения человека со всем тем, что входит в эту область образования. В частности, подчеркивается тот факт, что при взаимодействии с искусством затрагивается множество сфер, что отражено в названиях разделов курса: « Искусство как способ познания», «Искусство как способ самопознания», «Искусство и архетип», «Творческий процесс, его составляющие и динамика», «Способности и талант», «Искусство и цивилизация», «Искусство и потребитель», «Психология художественного творчества» (Лазарев, Курбатова, Темиров, 2018: 15-17). То есть, в программе курса раскрывается не только суть искусства и его изучения, как процесса, с точки зрения психологии и места в цивилизации. Здесь указываются возможности и мотивы обращения к творческой деятельности, а также пути становления юного или взрослого человека разносторонней и творческой личностью. Данная проблематика более полно раскрывается в следующей работе Т.В. Темирова, где соавторами ученого выступают М.А. Лазарев и Н.В. Курбатова.

Мне выпала большая честь стать рецензентом 1 тома данного научного труда (Лазарев, Курбатова, Темиров, 2018). Здесь наиболее полно раскрывается концепция творческого развития молодежи, в частности поднимаются важнейшие вопросы непрерывности художественного образования и творческой самореализации растущего человека. Данная тема уже много лет пользуется популярностью в научном сообществе, что подтверждается даже организацией тематических конференций, где нам довелось участвовать (Беккерман, Новиков, 2018).

Обратимся к Главе 3 под названием «Педагогические условия творческой самореализации современного растущего человека на занятиях искусством» (Лазарев, Курбатова, Темиров, 2018). Авторы фундаментально исследуют и раскрывают суть проблемы, опираясь на опыт различных научных школ в определении сути понятий и процессуальных характеристик собственно творчества и творческой реализации. Детально рассматривается готовность личности к творческой самореализации, выделена четкая компонентная структура собственно творческой самореализации в таблице № 1 (Лазарев, Курбатова, Темиров, 2018), далее подробно расписывается содержание компонентов.

Интересно рассмотрение в психологическом контексте творческой самореализации, которая «как цель самоопределения связывается с представлениями о счастье и предполагает проявление творческого начала человека» (Лазарев, Курбатова, Темиров, 2018). Среди довольно общих и существенных теоритических установок остановимся на «статусной позиции как движении личности от «новичка» к «партнёру» (Лазарев, Курбатова, Темиров, 2018). Данная установка широко используется в педагогической практике, в частности, в нашем более раннем исследовании были выделены «типы обучающихся по уровню одарённости, мотивации, усидчивости и нацеленности на достижение результатов в контексте подготовки к участию в фестивально-конкурсном движении, соответствующих мероприятиях и смотрах» (Беккерман, 2016: 11). Типы были определены в результате педагогического наблюдения, тогда как результаты и выведенные характеристики типов (Беккерман, 2016: 116-122) напрямую связаны с теоретической установкой, упомянутой выше в монографии.

Важными видятся и условия для эффективной творческой реализации юного человека (Беккерман, 2016: 81). Во-первых, авторы указывают на непрерывность художественного образования, что близко по основаниям к озвученной ранее нами необходимости регулярных и систематических занятий искусством, как в плане концепции творческого развития (Беккерман, 2016: 15), так и в контексте педагогических ситуаций творческого развития обучающихся (Беккерман, 2016: 115).

Во-вторых, подчёркивается важность опоры на личностные особенности обучающегося, как при обучении в целом, так и при выборе индивидуальной образовательной траектории, что также отмечается в нашем исследовании, в том числе в контексте особенностей дополнительного художественного образования (Беккерман, 2019: 40-41).

В-третьих, объединяя два условия, следует упомянуть о привлечении инновационных технологий и о «применении на занятиях методик активного эмоционально-интеллектуального освоения искусства» (Лазарев, Темиров, 2019). Данное сдвоенное условие подтверждается современным положением дел в художественном образовании по части всеобъемлющей цифровизации общества в целом, а образования, в частности, что, по мнению ученых, в значительной степени затронуло и педагогику искусства (Беккерман, 2020).

Отдельно авторы монографии говорят о культуросозидательной функции (Лазарев, Курбатова, Темиров, 2018), реализация которой, по их мнению, предполагает: ориентацию образования на воспитание Человека Культуры; отбор культуросообразного содержания образования; воссоздание в образовательных структурах культурных образцов и норм, проектирующих зримые элементы культурной среды (Лазарев, Курбатова, Темиров, 2018). Говоря о системе дополнительного художественного образования, в рамках которой в основном и происходят занятия искусством в нашей стране, и которая стала объектом нашего исследования, то здесь реализуются сразу несколько функций: просветительская; рекреативная; воспитательная, компенсаторная (Беккерман, 2016: 44-56).

Однако в контексте глобальной в российских масштабах проблемы воспитания молодого поколения показательно и совершенно оправдано выделение авторами именно культуросозидательной или культуроорбразующей функции, благодаря чему сформулировано еще одно условие для творческой самореализации - «интеграция образования в культуру и, наоборот, культуры - в образование» (Лазарев, Курбатова, Темиров, 2018). Вообще, в современном социуме трудно представить культуру без образования, ведь мы часто используем термин «культурно-образовательное пространство». Это происходит по причине озабоченности всего ученого мира и педагогического сообщества состоянием художественного образования в России и постоянно идущей оптимизацией содержания программ и сокращения учебных часов по предметам художественно-гуманитарного цикла.

Результатом выше названных процессов можно считать деградацию молодёжи, о которой мы говорили в наших более ранних публикациях (Беккерман, 2019). В этом контексте понятна обеспокоенность именно сохранением культуры и культурных ценностей, поэтому для воспитания культурного и духовного человека необходимо, по мнению авторов монографии, заложить «механизм культурной идентификации» (Рубцова, Темиров, 2008). Это значит - установить подобие между собой и своим народом, переживать чувства принадлежности к национальной культуре и проживать собственную жизнь в формах культурного бытия своего народа (Рубцова, Темиров, 2008). В данном контексте авторы упоминают проблему духовного развития молодежи, куда входят патриотическое воспитание и воспитание толерантности к другим народам, уважительное и бережное отношение к родному языку и его сохранение, культурно-историческое наследование и историческая память.

Подводя итог, скажем, что столь глубокий анализ проблем современной педагогики и психологии искусства способствует актуализации усилий для создания благоприятных условий для творческой самореализации молодежи (Bekkerman, Davydova, Trifanova, Scherbinina, 2018), что способствует их творческому развитию и открывает новые горизонты для профессионального становления. Это важно и необходимо на всех уровнях и ступенях образования. Авторы монографии выделяют, в заключение параграфа, функцию социализации, однако, на наш взгляд и в свете изложенного выше, следует говорить о ресоциализации. Ведь уроки искусства увлекают молодых людей, по крайней мере, так должно быть, и уводят их в сторону от пагубного влияния таких институтов социализации как интернет, ТВ, радио и разнузданные интернет ресурсы. Таким образом, альтернативой разнузданности, бездуховности, а порой аморальности, становится мир настоящей музыки, красоты и многообразия изобразительного искусства, грации и пластики танца, стройности и распевности стихов и многое другое.

Именно о таком мире размышляет в своих работах Т.В. Темиров, именно такие ценности были близки этому ученому, человеку и гражданину, и главное, что он не жалел времени на поиски решений для выше указанных проблем. Как пытливый психолог и педагог он искал пути, выслушивал разные мнения, а еще был открыт для предложений и инноваций, вникал в вопросы, не отказывая в поддержке, внимании и понимании. Такой запомнится мне педагогика и психология искусства Темирова Таймураза Владимировича.

ЛИТЕРАТУРА

Беккерман П.Б. 2016. Творческое развитие обучающихся в колледжах негуманитарного профиля (на примере дополнительного художественного образования. Дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. [Место защиты: «»]. М.: Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования. 234 с.

Беккерман П.Б. 2019. Деградация российского общества: индикаторы культурно-образовательного пространства. В сб. Качественное высшее образование - надежные инвестиции в будущее: сборник научных трудов. Всероссийская научно-практическая конференция. Посвящённая 25-летию Института государственного администрирования (Москва, 20 декабря 2018 г.). М.: ЧУ ВО «ИГА». С. 36-47.

Беккерман П.Б., Новиков С.Б. 2018. Творческое развитие молодежи как фактор возникновения мотивации к непрерывному профессиональному образованию. В сб.: Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Развитие образовательного пространства региональных вузов в системе координат приоритетных проектов РФ: лучшие практики» сборник материалов. Алтайский государственный университет. Барнаул. С. 483-485

Беккерман Т.Е. 2020. Педагогика искусства в контексте развития цифрового общества. В сб. Актуальные проблемы образования и науки в эпоху цифровизации экономики и пути ее решения: сборник научных трудов. Международная научно-практической конференции (Москва, 14 ноября 2019 г.). М.: ЧУ ВО «ИГА». С. 94-101.

Лазарев М.А., Курбатова Н.В., Темиров Т.В. Непрерывное художественное образование в России на современном этапе: проблемы и перспективы. В 2 т. Т. 1. М.: МАО, 2018. 124 с.

Лазарев М.А., Темиров Т.В., Подвойский В.П. 2017. Рабочие программы по дисциплинам «Эстетика» и «Теория эстетического воспитания». Гуманитарное пространство. Международный альманах. 6 (3): 417-445.

Лазарев М.А., Темиров Т.В. 2019. Рабочая программа по дисциплине «Психология искусства». - Мировоззрение в XXI веке. 2 (1): 14-21.

Рубцова Н.Е., Темиров Т.В. 2008. Духовный смысл психологического обеспечения профессионального самоопределения. - Мир психологии. 2 (54): 211-221.

Темиров Т.В. 2012. Исследование факторной структуры «эмоционального выгорания» у преподавателей высшей школы. - Право и жизнь. 169: 42-46.

Темиров Т.В. 2013. Народное искусство: психолого-культурологический аспект. С. 212-215. В сб. 15-й Международный научно-промышленный форум «Великие реки’2013»: [труды конгресса]. В 3 т. Т. 3. Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т; отв. ред. С В. Соболь. Н. Новгород: ННГАСУ, 480 с.

Темиров Т.В. 2012. Некоторые вопросы концепции динамики эго-идентичности в нормативных кризисах развития личности человека в связи с развитием профессионального выгорания. - Право и жизнь. 166: 243-248.

Темиров Т.В. 1990. Психологические условия выявления и предотвращения предрасположенности подростков к наркомании и токсикомании: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.07. М.: Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. 167 с.

Темиров Т.В. 2007a. Управление стрессовыми ситуациями как профилактика профессионального выгорания. - Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 4 (42): 120-121.

Темиров Т.В. 2007. Психическое выгорание работников социальных профессий. - Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 3-2 (41): 95-96.

Темиров Т.В. 2008. Психическое выгорание как деструктивный механизм деятельности педагога. - Мир психологии. 4 (56): 54-64.

Темиров Т.В. 2009. Традиции отечественной духовной культуры в современном образовании. - Педагогика искусства. 4: 162-166.

Темиров Т.В. 2010. Эго-идентичность и особенности динамики профессионального выгорания в нормативных кризисах развития личности. - Журнал научно-педагогической информации. 10: 74-78.

Темиров T.B. 2011. Теоретический конструкт и принципы коррекции профессионального выгорания. - Образование и право. 2: 181-185.

Темиров Т.В. 2014. Созидание культуры или экономическая прагматика? - Родина. 3: 21-23.

Bekkerman P., Davydova A., Trifanova V., Scherbinina V.В. 2018. On some optimal conditions for professional and creative growth of young students on Art classes. In: Economic and Social Development Book of Proceedings. Editors: Aleksander Maloletko, Natasa Rupcic, Zoltan Baracskai. pp. 679-684.

Поступила / Received: 28.02.2022

Принята / Accepted: 15.08.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.