Научная статья на тему 'Научное наследие Т.В. Темирова в пространстве современного образования'

Научное наследие Т.В. Темирова в пространстве современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
устойчивость профессиональной подготовки / профессиональное выгорание / взаимосвязь культуры и образования / научное наследие Т.В. Темирова / sustainability of professional training / professional burnout / the relationship between culture and education / scientific heritage of T.V. Temirov

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олесина Е. П.

В статье рассмотрены педагогические аспекты научного наследия психолога Т.В. Темирова. Представлена основная проблематика трудов Т.В. Темирова: формирование профессиональной устойчивости будущего педагога, психологического профессионального выгорания педагога, социокультурные факторы современного образования и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The scientific heritage of T.V. Temirov in the space of modern education

The article discusses the pedagogical aspects of the scientific heritage of psychologist T.V. Temirov. The main problems of T.V. Temirov's works are presented: the formation of professional stability of a future teacher, psychological professional burnout of a teacher, socio-cultural factors of modern education and upbringing.

Текст научной работы на тему «Научное наследие Т.В. Темирова в пространстве современного образования»

DOI: 10.24412/2226-0773-2023-12-1-65-69

EDN: RLFWYI

Научное наследие Т.В. Темирова в пространстве современного образования

Е.П. Олесина

Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования

119121, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1

Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education

Pogodinskaya str. 8, build. 1, Moscow 119121 Russia

e-mail: [email protected]

Ключевые слова: устойчивость профессиональной подготовки, профессиональное выгорание, взаимосвязь культуры и образования, научное наследие Т.В. Темирова.

Key words: sustainability of professional training, professional burnout, the relationship between culture and education, scientific heritage of T.V. Temirov.

Резюме: В статье рассмотрены педагогические аспекты научного наследия психолога Т.В. Темирова. Представлена основная проблематика трудов Т.В. Темирова: формирование профессиональной устойчивости будущего педагога, психологического профессионального выгорания педагога, социокультурные факторы современного образования и воспитания.

Abstract: The article discusses the pedagogical aspects of the scientific heritage of psychologist T.V. Temirov. The main problems of T.V. Temirov's works are presented: the formation of professional stability of a future teacher, psychological professional burnout of a teacher, socio-cultural factors of modern education and upbringing.

[Olesina E.P. The scientific heritage of T.V. Temirov in the space of modern education]

Современный мир характеризуется вариативностью и нестабильностью социокультурного информационного поля. Система образования как важный компонент общественного развития наиболее чутко ощущает быстрые изменения в различных сферах жизни. Однако образование, являясь сложным механизмом, медленно реагирует на эти изменения, что влечет за собой недовольство общества современным образовательным пространством.

Ученые - педагоги, психологи, культурологи - на протяжение последних десятилетий исследуют пути преодоления кризиса в образовании. Уже в 60-70-х годах прошлого века Ф. Кумбс выявил быстро растущий разрыв между образованием и быстроменяющимися условиями существования общества. В книге «Кризис образования в современном мире» он определил основные проблемы, способствующие этому кризису, такие как формирование нового мировоззрения на основе девальвации традиционных ценностей, разрыв между уровнями образования в различных странах, порождающий социальную нестабильность в мире (Кумбс, 1970).

В конце ХХ - начале XXI веков стал актуальным поиск нового базиса современного образования. Огромный вклад в решение данной задачи внес видный исследователь педагогической психологии Таймураз Владимирович Темиров. Ученый отстаивал понимание культуры и образования как «не просто взаимосвязанных, но взаимообусловленных, взаимопорождающих процессов», обращая внимание на многоаспектность современной культуры (Темиров, 2009). В данном контексте он выделял основополагающие функции образования: 1) ключевые компетенции (освоение общедоступных современных технологий коммуникации); 2) общекультурные компетенции (объединение людей на основе общечеловеческих и национальных культурных ценностей); 3) профессиональные компетенции (освоение широких и специализированных профессиональных видов деятельности). При этом Т.В. Темиров на основании глубокого изучения истории российской педагогики подчеркивал, что прямая связь потребностей населения с уровнем социального и экономического развития общества не должна превращать систему образования в один из сегментов сферы услуг. Ученый неоднократно предупреждал об опасности перевода образования в упрощенные товарно-денежные отношения (Темиров, 2014).

Российская педагогика, подчеркивал ученый, всегда определяла задачи обучения и воспитания как основы культурного роста населения страны. Не смотря ни на какие влияния из вне российское образование всегда опиралось на глубокие культурные традиции российской педагогики. Говоря о традиции, Т.В. Темиров уделял особое внимание творчеству К.Д. Ушинского, который рассматривал обучение и воспитание в неразрывной взаимосвязи (Темиров, 2009). Таймураз Владимирович неоднократно подчеркивал важность единства обучения и воспитания. К сожалению, к мнению психолога не прислушались и долгое время система образования была направлена только на обучение, при этом являясь сферой услуг. Однако 1 сентября 2021 года вступили в силу поправки в «Закон об образовании в Российской Федерации», внесенные Президентом нашей страны. Закон определяет воспитание как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения учащихся на основе культурных, духовно-нравственных ценностей, правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства (Закон об образовании, 2012). Таким образом культурные ценности определяются как основополагающие для развития человека, о чем писал в своих работах Т.В. Темиров.

В научных трудах Т.В. Темиров обращал особое внимание на тесную взаимосвязь качества образования и подготовки педагогов. Современное педагогическое образование помимо фундаментальности, обладает качествами спектральности, вариативности, гибкости, и в этой ситуации необходимо достижение устойчивости профессиональной подготовки учителей. В этой связи формирование профессиональной устойчивости будущего педагога:

1) выступает как объективно-социальная потребность и субъективная потребность самих студентов, приобретающих характеристику профессиональной субкультуры;

2) является одним из эффективных направлений преодоления синдрома профессионального выгорания педагогов, что особенно значимо для будущей профессиональной деятельности;

3) взаимосвязана с уровнем творческой активности, позитивной жизненной позицией, готовностью брать на себя ответственность за самые сложные решения;

4) демонстрирует готовность будущего специалиста к самоосуществлению в выбранной педагогической профессии, наличие чувства уверенности в правильности и обоснованности своего выбора, осознание сопричастности педагогическому коллективу, принятие его ценностей, планов, идей развития, участие в создании имиджа образовательной организации, умение воспринимать и транслировать собственный педагогический опыт, ценностную ориентацию на установление благоприятного психологического климата и желание продуктивно и целенаправленно работать в качестве педагога;

5) стимулирует будущего педагога на осмысленную включенность в работу, проявления трудовой активности, высокую степень интереса к профессии (Лазарев, Стукалова, Темиров, 2018).

Устойчивость современного профессионального образования, по мнению Т.В. Темирова, определяется «интеграцией - прогрессивным процессом, систематизирующим качественную подготовку специалистов - профессионалов нового поколения, социально адаптированных к условиям рыночных отношений» (Темиров, 2016).

Особое внимание ученый-психолог уделял синдрому профессионального выгорания, которому было посвящено его диссертационное исследование «Динамика психологического профессионального выгорания педагога высшей школы в современных социальных условиях» (2011 г.). Таймураз Владимирович подчеркивал, что последствиями профессионального выгорания являются эмоциональная и личностная отстраненность, негативные установки по отношению к себе, к работе, к другим людям, потеря ценностных ориентации. Исследования ученого доказали возможность снижения уровня и особенностей профессионального выгорания у педагогов с помощью специальной коррекционной программы, направленной на создание условий через развитие умений и навыков интернальности и рефлексии, повышение уверенности в себе, развитие навыков целеполагания и осмысление своей жизни, овладение приемами снятия психоэмоционального напряжения и снижения тревожности.

Научные поиски Т.В. Темирова были направлены на исследование динамики профессионально-личностных характеристик педагогов; стилевые особенности педагогического управления; профессиональное самоопределение в условиях модернизации российского образования; вопросов поиска активных ресурсов профилактики психического выгорания педагогов, одним из которых ученый считал научно-исследовательскую деятельность. Особое внимание Таймураз Владимирович обращал на проблематику психического выгорания как деструктивного механизма деятельности педагогов.

Хочется отметить, что круг профессиональных интересов Т.В. Темирова был достаточно широк. Он рассматривал педагогическую проблематику не только с позиций психологии и педагогики, но и через призму культурологических, социокультурных, исторических и экономических факторов. По этой причине работы Таймураза Владимировича необходимы специалистам сегодня и будут интересны в будущем.

ЛИТЕРАТУРА

Ершов Б. 2016. Интервью с Темировым Т.В.: Реорганизация открыла новые возможности // Кто есть кто в образовании и наук. 2 (14). С. 30.

Закон об образовании. 2012. - Консультант+ [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/

Кумбс Ф. 1970. Кризис образования в современном мире. М.: Прогресс. 245 с.

Лазарев М.А., Стукалова О.В., Темиров Т.В. 2018. Профессиональная устойчивость будущих педагогов: потенциал в процессе подготовки и критерии оценки. - Наука и школа. 2: 62-68.

Темиров Т.В. 2009. Традиции отечественной духовной культуры в современном образовании. - Педагогика искусства. 4: 162-166.

Темиров Т.В. 2014. Созидание культуры или экономическая прагматика? Исторические векторы образовательных реформ в России. - Родина. 3: 21-23.

Поступила / Received: 05.03.2022

Принята / Accepted: 15.09.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.