DOI: 10.24412/2226-0773-2023-12-1-21-27
EDN: YCSNQJ
Грани профессиональной жизни и творчества
(памяти Т.В. Темирова)
Л.Л. Алексеева
105215, г. Москва, Парковая 13-я ул., д. 37, корп. 3, кв. 68
Parkovaya 13th str., 37, build. 3, appart. 68, Moscow 105215 Russia
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: Темиров Таймураз Владимирович, наука, психология, педагогика, образование, культура, профессиональная деятельность.
Key words: Temirov Taimuraz Vladimirovich, science, psychology, pedagogy, education, culture, professional activity.
Резюме: В статье раскрываются отдельные стороны профессиональной жизни и научно-творческой деятельности доктора психологических наук, профессора Т.В. Темирова. На примере некоторых публикаций и опыта профессионального общения автор показывает круг научных интересов Таймураза Владимировича в области психологической и педагогической науки, культуры и образования; подчеркивает многообразие тематики имеющихся научных трудов, включая теоретические вопросы эстетического воспитания и эстетического развития на современном этапе; излагает принципиальные взгляды доктора психологических наук на смысл образования как национальной культурной ценности.
Abstract: The article reveals certain aspects of professional life and scientific and creative activities of Doctor of Psychological Sciences, Professor T.V. Temirov. On the example of some publications and experience of professional communication, the author shows the range of scientific interests of Taimuraz Vladimirovich in the field of psychological and pedagogical science, culture and education; emphasizes the diversity of topics of available scientific works, including theoretical issues of aesthetic education and aesthetic development at the present stage; sets out the fundamental views of the Doctor of Psychological Sciences on the meaning of education as a national cultural value.
[Alekseeva L.L. Facets of professional life and creativity (in memory of T.V. Temirov)]
В обозримом пространстве российской науки у каждого ученого свой путь, оригинальный и неповторимый, нередко тернистый, но от этого еще более увлекательный. И как бы замысловато не складывалась профессиональная научная жизнь, человеку, действительно преданному избранному делу, присуща настойчивость, целеустремленность и оптимизм, предприимчивость, вера в свои силы, интеллектуальные возможности и творческий потенциал для успешного достижения реальных и перспективных целей и задач. На взгляд автора, именно таким, многогранным по своим личностным и профессиональным качествам, был и останется в памяти многих российских и зарубежных коллег, педагогов и деятелей науки Таймураз Владимирович Темиров, доктор психологических наук, профессор. За этими, казалось бы, хорошо знакомыми многим словами о наличии ученой степени и ученого звания, кроется гораздо более глубокий смысл – образ мышления, профессиональный опыт, форма и содержание научной жизни, ее интенсивность, направленность действий, и не только.
Для примера скажем о тематике защищенных в свое время диссертаций Таймураза Владимировича на соискание ученой степени кандидата психологических наук и ученой степени доктора психологических наук («Психологические условия выявления и предотвращения предрасположенности подростков к наркомании и токсикомании»; «Психологические закономерности динамики психического выгорания личности педагога в современных социальных условиях» (Темиров, 1990, 2011). В данном случае рассматриваемые «в движении» проблемы диссертаций (ученик - учитель), пристальное внимание к наиболее острым вопросам психологической науки и практики на уровне условий и закономерностей, изучение повышенной вероятности и динамики психического угасания, личностного и профессионального истаивания педагогов, очевидный социально значимый ракурс, жизненно важный для молодого и старшего поколения, - все это показывает не только имеющуюся актуальность, научную новизну, теоретическую значимость и др. В известной мере это характеризует и самого человека, реагирующего на вызовы современности и предлагающего смелые решения злободневных вопросов для прошлого, настоящего и будущего.
Особо отметим и то, что в профессиональной деятельности Т.В. Темирова были непосредственно и тесно взаимосвязаны разные сферы - наука (психологическая и педагогическая), образование и культура. И дело не только в имеющихся публикациях соответствующей тематики (к примеру: Рубцова, Темиров, 2008; Темиров, 2009; Кашекова, Темиров, 2013; Темиров, 2014; Лазарев, Стукалова, Темиров, 2018; Темиров, 2019 и др.). Напомним лишь об отдельных учреждениях, где довелось трудиться Таймуразу Владимировичу. Это Управление развития подведомственных учреждений и внедрения результатов научно-исследовательской работы Президиума Российской академии образования (в должности начальника, еще будучи кандидатом психологических наук); руководство федеральным государственным научным учреждением «Институт культурологии образования» Российской академии образования и государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением Московской области «Чеховский техникум»; Российский государственный социальный университет (факультет психологии, кафедра социальной, общей и клинической психологии).
Скажем о плодотворном взаимодействии с международным альманахом «Гуманитарное пространство» и научно-теоретическим изданием «Казанский педагогический журнал» в качестве постоянного члена Редакционных коллегий. Открытость и общительность, доброжелательность, коммуникабельность при профессиональном, конструктивном общении с учеными и педагогами, работниками самых разных организаций и учреждений, позволяли Таймуразу Владимировичу оперативно находить оптимальные варианты разрешения проблемных ситуаций (без которых трудно представить нашу жизнь вообще), успешно выстраивать стратегию взаимодействия с окружающими людьми, будь то подчиненные сотрудники, либо вышестоящие руководители. На взгляд автора, Т.В. Темирову была присуща и легкость, отнюдь не легковесность, а легкость как проявление особой творческой свободы, инициативности и желания активно действовать в разных, порой и непредсказуемых направлениях, эмоциональная приподнятость и некая отстраненность, дистанцированность, даже где-то возвышенность над повседневными делами и рабочими вопросами.
Интересной гранью профессиональной жизни Т.В. Темирова в годы его руководства федеральным государственным научным учреждением «Институт культурологии образования» Российской академии образования было взаимодействие (2013-2014 гг.) с федеральным государственным научным учреждением «Институт художественного образования» Российской академии образования (далее - РАО), возглавляемым в тот период академиком РАО, доктором педагогических наук, профессором Л.В. Школяр. По мнению автора статьи, трудившегося в те годы в должности заместителя директора (второго из названных Институтов), это сотрудничество двух учреждений, и в первую очередь их руководителей, основывалось на принципиально единых позициях по отношению к российской науке, культуре и образованию, реформированию и образовательным инициативам в целом. Кратко эта позиция может быть охарактеризована так: сохранение и всемерная поддержка отечественных традиций, их продвижение, поддержка при открытости к новациям и инновациям, в том числе в области информационных и коммуникационных технологий.
Достаточно упомянуть о проблематике лишь отдельных работ Таймураза Владимировича. К примеру, о вдумчивом рассмотрении сложившихся традиций отечественной духовной культуры в контексте современного образования, педагогических традициях народных мастеров и современного образования в наследии К.Д. Ушинского, основоположника отечественной педагогики как науки (Темиров, 2009, 2015, 2016); скажем и о воззрениях Т.В. Темирова относительно реалий и перспектив процесса реорганизации профессионального образования, его форм и методов в общем, интеграции в логике систематизации подготовки специалистов, стратегического партнерства, кадровых проблем и решений, воззрений на вопросы повышения качества подготовки будущих специалистов, непрерывного развития компетентностей, коммуникации и творческих способностей сотрудников и преподавателей различных дисциплин, реализации международных проектов, программ и т.д. (Темиров, 2016 и др.).
Напомним и об активном, действительно заинтересованном участии Таймураза Владимировича в организуемых научно-практических мероприятиях, включая конференции в экспериментальных школах Российской академии образования в период его работы в Управлении развития подведомственных учреждений и внедрения результатов научно-исследовательской работы Президиума Российской академии образования. Скажем об одной из таких научно-практических конференций «Художественное воспитание школьников в области непрерывного хореографического образования» (18 марта 2010 г.), организованной ФГНУ «Институт художественного образования» Российской академии образования на базе средней общеобразовательной школы № 600 РАО города Москвы, где Таймураз Владимирович проявил свои наилучшие качества ученого, психолога и педагога, доброжелательного и оптимистичного участника пленарного заседания, неравнодушного коллеги на практических занятиях учителей.
В плане оригинальности и многообразия профессиональных интересов, расширения проблематики научных публикаций, стоит сказать об одной из работ Т.В. Темирова, подготовленной в соавторстве. И дело не только в обращении к вдумчивой, детальной разработке рабочих программ, предназначенных для подготовки соискателей ученой степени кандидата педагогических наук в области научно-исследовательской деятельности. Интерес и в том, что в содержании именно этих программ в наибольшей степени проявляются как «по горизонтали», так и «по вертикали», перспективные отечественные идеи, связанные с эстетическим отношением человека к действительности, эстетическими категориями как концентрами, носителями общечеловеческих ценностей, глубоким осмыслением эстетического и художественного в современном воспитании и образовании растущего поколения (Лазарев, Темиров, Подвойский, 2017: 421-422). Отметим и предлагаемые для освоения теоретико-практические аспекты эстетического воспитания в рамках развития педагогики искусства, а также акценты в содержании программ на проблемах эстетико-художественного опыта и эстетического развития обучающихся на современном этапе (Лазарев, Темиров, Подвойский, 2017: 435-436 и др.).
Имеет место быть и оригинальная публикация, в наибольшей степени раскрывающая взгляды Таймураза Владимировича на весь процесс реформирования системы образования в культурно-историческом контексте, с момента появления первых образовательных учреждений в России до специфики современных (Темиров, 2014). Ёмко, логично и лаконично автор показывает приоритеты отечественного образования в разные исторические периоды, характеризует их с точки зрения культурной составляющей, аксиологических основ и социализации, функциональности и целостности, просветительских тенденций, сущности содержания образования и его гуманитарной составляющей, дифференциации и профессионализации, «универсальности знаний» для широкого выбора профессионального развития и т.д. Специального упоминания заслуживает принципиальная позиция Т.В. Темирова, касающаяся смысла образования в целом как национальной культурной ценности, где нет места коммерциализации образовательной деятельности, превращении ее в сферу услуг с товарно-денежными отношениями: «Если образование и может быть товаром, то не в России» (Темиров, 2014).
Как известно, время неумолимо движется вперед, появляются новейшие технологии, разрабатываются, совершенствуются и постоянно обновляются информационно-аналитические системы, разнообразят нашу профессиональную жизнь по своим формам и доступному содержанию информационные порталы, всемерно дополняются имеющиеся ресурсы и открытые данные. При всем этом стремительно наступающем новом и безусловно во многом весьма необходимом, исчезают так называемые «устаревшие» сведения, в том числе и о многих деятелях, достаточно известных в настоящее время. Смеем надеяться и верим, что светлая память о Таймуразе Владимировиче Темирове, докторе психологических наук, профессоре, интересном и увлекающемся человеке, сохранится, благодаря его словам и делам во благо отечественной науки, образования и культуры.
ЛИТЕРАТУРА
Ершов Б. Интервью с Темировым Т.В. 2016. Реорганизация открыла новые возможности. - Кто есть кто в образовании и наук. №2(14). С. 30.
Кашекова И.Э., Темиров Т.В. 2013. Концепция развития гуманитаризации образования на основе культурологического подхода. - Гуманитарное пространство. Международный альманах. 2 (1): 31-44.
Лазарев М.А., Стукалова О.В., Темиров Т.В. 2018. Профессиональная устойчивость будущих педагогов: потенциал в процессе подготовки и критерии оценки. - Наука и школа. 2: 62-68.
Лазарев М.А., Темиров Т.В., Подвойский В.П. 2017. Рабочие программы по дисциплинам «Эстетика» и «Теория эстетического воспитания. - Гуманитарное пространство. Международный альманах. 6 (3): 417-445.
Рубцова Н.Е., Темиров Т.В. 2008. Духовный смысл психологического обеспечения профессионального самоопределения. - Мир психологии. 2: 211-221.
Темиров Т.В. 1990. Психологические условия выявления и предотвращения предрасположенности подростков к наркомании и токсикомании: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.07. М.: АПН СССР. НИИ общей и пед. психологии. 23 с.
Темиров Т.В. 2009. Традиции отечественной духовной культуры в современном образовании. - Педагогика искусства. 4: 162-166.
Темиров Т.В. 2011. Психологические закономерности динамики психического выгорания личности педагога в современных социальных условиях: дис. ... доктора психологических наук: 19.00.07. Нижний Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. 396 с.
Темиров Т.В. 2014. Созидание культуры или экономическая прагматика? - Родина. 3: 21-23.
Темиров Т.В. 2015. Педагогические традиции народных мастеров. - Гуманитарное пространство. Международный альманах. 4 (2): 153-168.
Темиров Т.В. 2016. Педагогические традиции современного образования в наследии К.Д. Ушинского. - Гуманитарное пространство. Международный альманах. 5 (3): 410-417.
Темиров Т.В. 2019. Основные методологические векторы в психологической теории личности. - Ученые записки Российского государственного социального университета. 18 3(152): 16-22.
Поступила / Received: 31.01.2022
Принята / Accepted: 11.11.2022